Что определяет поведение организма 9 класс биология

Что определяет поведение организма?

Что определяет поведение организма?

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

1. Что определяет поведение организма?

1. Что определяет поведение организма?

Вопрос по биологии.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Дать обяснение поведения Азота в организме при вдыхнии его из атмосферного воздуха?

Дать обяснение поведения Азота в организме при вдыхнии его из атмосферного воздуха!

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Поясните, по каким признакам определяется близость(родство) организмов и их видов?

Поясните, по каким признакам определяется близость(родство) организмов и их видов.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Чем определяются сложные формы поведения головоногих?

Чем определяются сложные формы поведения головоногих?

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Поясните, по каким признакам определяется близость(родство) организмов и их видов?

Поясните, по каким признакам определяется близость(родство) организмов и их видов.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Генетическая программа, определяющая работу органов, рост и развитие организма человека, отражает его __________________ природу?

Генетическая программа, определяющая работу органов, рост и развитие организма человека, отражает его __________________ природу.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Определите число типов гамет у организма с генотипом АаВвХдY?

Определите число типов гамет у организма с генотипом АаВвХдY.

И обьясните, пожалуйста, КАК определять.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Какие науки изучают организм человека, его психические функции и поведение?

Какие науки изучают организм человека, его психические функции и поведение?

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Почему пол организма обычно определяется в момент оплодотворения?

Почему пол организма обычно определяется в момент оплодотворения.

Слияние сперматозоида и яйцеклетки.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Что определяет поведение организма?

Что определяет поведение организма?

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Все размыто сделай снимок еще раз пожалуйста или на печатай.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

1 не знаю 2 по моему соцветия (сегодня проходили) 1. Ну логично де это те растения которые покрыты семенами 2. Это короче когда не придаточных Корней(точно не знаю ) 1. Не знаю 2. Мочковская это когда у корневой системы нет чётко выраженного корн..

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Они различаются количеством видов организмов и их связью между собой.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Они отличаются широтой понятия, т. Е тем, что входит в них.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Гаттерия, прыткая ящерица, серый варан.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Вероятность рождения детей с светлыми волосами 1 / 4 или 25%.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Учился в духовном училище (..

Что определяет поведение организма 9 класс биология

Земноводные — холоднокровные, живут и в воде и на суше и размножаются в воде.

Что определяет поведение организма 9 класс биология

1. Рибосомы 2. Эндоплазматическая сеть. 3. Кристы. 4. Хлоропласты. 5. Хромопласты. 6. Лейкопласты.

Источник

Открытый урок по биологии на тему » Приспособленность организма и ее характер » 9 класс

Учитель: Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потресает еще и тот факт что каждый организм независимо от сложности его уровня организации оптимально устроен для жизни конкретных условый среды.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии на тему » Приспособленность организма и ее характер » 9 класс»

Конспект открытого урока по биологии для 9-го класса «Приспособленность организмов и ее характер«

Общая дидактическая цель: Создать условия для формирования знаний об адаптации организмов, ее формах, характере, результатах.

1. Сформировать у учащихся знания об различных адаптациях как результате эволюционного процесса.

2. Способствовать развитию умений и навыков работать с разными источниками информации, анализировать, обобщать, критически осмысливать полученную информацию, сопоставлять увиденное и услышанное на уроке, уметь определять по описанию форму адаптации.

3.Способствовать формированию научного мировоззрения, познавательного интереса, коммуникативных навыков.

1. Учащиеся должны усвоить понятия «адаптация, относительность адаптаций», знать механизм выработки адаптаций, иметь представление о предостерегающей, покровительственной окраске, мимикрии, морфологических, физиологических и поведенческих адаптациях живых организмов.

2. Учащиеся должны уметь самостоятельно прорабатывать учебный материал, использовать дополнительную информацию из разных источников, определять адаптивные признаки на природных объектах, рисунках, давать аргументированный ответ.

Учебник, справочники, дидактические пособия.

Презентация «Приспособленность организмов и её относительность»,

Тип урока: изучение новых знаний.

Введение в тему. Изучение нового материала. Работа с источниками.

Обобщение учебного материала.

Домашнее задание. Рефлексия.

Эпиграф урока: «Полны чудес неистощимых

Природы вечные дела!»… И. Аксаков

Учитель: Существование миллионов видов живых организмов на нашей планете вызывает восхищение. Потрясает еще и тот факт, что каждый организм, независимо от сложности его уровня организации, оптимально устроен для жизни в конкретных условиях среды. Изучение главных факторов эволюции, позволяет объяснить этот феномен, появления новых форм живых организмов в изменяющихся условиях среды. Основные заслуги в объяснении возникновения адаптаций организмов принадлежат Чарльзу Роберту Дарвину.

— Что такое эволюция?

— Каковы движущие силы эволюции?

— Что знаете вы по данной теме?

Учитель: В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…?

Учитель: В борьбе за существование выживают особи наиболее сильные или приспособленные к условиям окружающей среды?

Сообщение темы урока.

Обобщение целей учителем. Сегодня мы, познакомимся с разнообразием и относительностью приспособлений организмов к условиям среды, постараемся узнать механизм появления адаптаций.

^ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

4.1. Работа с разными источниками учебной информации, поиск определения приспособленности, сопоставление с собственным определением. Запись в листе (Слайд).

Подумайте и попытайтесь сформулировать, в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

4.2. Классификация адаптаций.

1) пассивные и активные адаптации;

2) морфологические, физиологические, поведенческие (этологические) адаптации;

3) сложные и простые адаптации;

4) устойчивые и неустойчивые;

Невозможно дать полное их описание. Мы попробуем выявить только некоторые типы защитных приспособлений у животных и растений.

4.3. Многообразие адаптаций.

Задание: используя разные источники информации, определите формы приспособленности, назовите их. /Ответы учащихся/

^ 1) Покровительственная окраска тела:

1. Окраска, скрадывающая противотень. У некоторых животных происходит быстрое (в течение нескольких минут) приспособительное изменение окраски тела, что достигается перераспределением пигментов в хроматофорах покровов тела (камбала, хамелеон).

Велика роль окраски в сезонно меняющихся условиях (белая окраска животных зимой в средних и высоких широтах делает их незаметными на снегу, как это бывает у песца, зайца, горностая, белой куропатки).

3. Расчленяющая окраска создается чередованием на теле темных и светлых пятен. Например, зебры и тигры плохо видны на расстоянии 50-70 метров на открытой местности из-за совпадения полос на теле чередованием тени и света в окружающей местности.

^ 2. Предостерегающая окраска:

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

3. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд). /Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек/.

^ 5. Поведенческие адаптации (изменения поведения в тех или иных условиях).

забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций.

образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы).

сезонные миграции (северный олень, перелетные птицы).

птичьи базары (кайра, тупик, чайка-маевка).

отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс).

замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы).

предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма (медведи, барсуки, белка, крот).

^ 6. Морфологические адаптации (изменения формы тела, окраски, размеров):

у северных животных увеличены размеры печени и сердца нерпа, морской заяц;

обтекаемая форма тела у рыб и птиц (кайра, тупик, гагара);

копыта широкие, ложкообразные, могут раздвигаться; волос заполнен воздухом; (северный олень, лось);

совместное гнездование гусей и хищных птиц (гусь-гуменник и канюк);

перепонки между пальцами у водоплавающих животных ;

густой шерстный покров, оперение, белая окраска зимой у северных обитателей (песец, заяц, куропатка, горностай);

плоское тело у придонных рыб;

стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах.

^ 7. Физиологические адаптации:

накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)

способность морских зверей подолгу находиться под водой благодаря дыханию (легкие крупнее, в крови больше гемоглобина, запас кислорода в миоглобине) китообразные и ластоногие

расположение вен вблизи артерий «чудесное сплетение» (обогрев венозной крови в лапах у волка)

изменение обмена веществ (способность зимой обходиться без пищи до 40 дней, используя жировой слой) у полярной совы.

железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря.

восковой налёт на листьях брусники, голубики.

для сохранения влаги листья багульника, вереска свёрнуты в трубочку.

состояние частичного или полного анабиоза.

Спасибо за ответы. Сформулируйте вывод, ответьте на вопрос:

Каково значение приспособлений?

Вывод: Разные виды адаптаций помогают организмам выживать и оставлять плодовитое потомство.

Итак, вы узнали о некоторых приспособлениях организмов к различным условиям обитания.

?Учитель: От чего зависит формирование того или иного приспособления?

Ответ: от действия факторов окружающей среды.

^ Механизм возникновения адаптаций.

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование густой шерсти у песца с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

Задание. Какое объяснение более реально? Попробуйте описать механизм возникновения приспособлений (Слайд).

Задание: работая с текстом, определите какой характер имеют адаптации?

Ответ: Относительный характер.

Давайте посмотрим на слайдах разные формы адаптаций, а затем вернемся к словам И.Аксакова. Как вы их понимаете?

Прочитайте примеры и определите форму приспособленности.

Как вы понимаете слова Грассэ?

7. Домашнее задание.

1. Подготовить кроссворд по теме «Приспособленность организмов».

Источник

План-конспект урока по биологии на тему «Поведение и психика человека» (9 класс)

Конспект урока по биологии

Тема: «Поведение и психика человека».

Учитель биологии и химии

Семенюк Виталий Павлович

Тема: «Поведение и психика человека».

Цель: ознакомить с ролью И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; дать определение условных и безусловных рефлексов.

углубить знания о безусловных рефлексах;

дать представления об условиях и механизме образования условных рефлексов;

выяснить роль временной связи, возникающей в высших отделах головного мозга;

показать значение условных рефлексов.

Развивающая – развитие логического мышления на основе раскрытия причинно-следственных связей.

Воспитательная – формирование стойкого интереса к предмету.

Методы: словесный, объяснительная беседа

Оборудование: таблица «Строение органа слуха», рисунки учебника, книга.

Тип урока: комбинированный.

1) организационный момент

2) актуализация знаний

3) изучение нового материала

4) закрепление знаний

6) домашнее задание

1. Организационный момент:

Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

Учащимся сообщаются цели и структура урока.

Устная проверка домашнего задания по теме: «Строение и функции органа слуха».

Какие структуры принадлежат органу слуха, какие органу равновесия?

На какие части делится орган слуха?

Из каких отделов состоит наружное ухо, среднее, внутреннее ухо?

Какие части выделяют у органа слуха? Опишите их строение.

Где располагается барабанная перепонка? Какое строение она имеет, какие функции выполняет?

Расскажите, что вы знаете о барабанной полости и ее содержимом.

Где располагается слуховая труба? Какие функции она выполняет?

Где располагается внутреннее ухо? Какие структуры внутреннего уха принадлежат органу слуха, какие – органу равновесия?

Перечислите структуры, относящиеся к звуковоспринимающему аппарату.

Что собой представляют чувствительные клетки, генерирующие слуховой нервный импульс? Где эти клетки расположены?

К каким центрам головного мозга поступают слуховые нервные импульсы?

Какие отделы выделяют у вестибулярного аппарата?

Что такое преддверие внутреннего уха? Где оно располагается? Какие структуры у него выделяют?

Что вы знаете о строении, расположении и назначении полукружных каналов (протоков)?

1. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему? ( При выстреле мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. В таком случае с целью выравнивания давления на барабанную перепонку рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв).

4. Докажите, что изменение давления в ротовой полости и носовых полостях приводит к изменению давления в среднем ухе. (Зажать нос и попытаться надуть щёки, при этом в ушах возникает неприятное ощущение. Ещё можно зажать нос и закрыть рот, сделать глотательные движения и почувствуется толчок в барабанной перепонке).

Выберите верные суждения:

1. Орган слуха расположен в височной кости и делится на наружное, среднее и внутреннее.

2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

3. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

4. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

5. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

6. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых канальцев.

7. Вестибулярный аппарат уха – орган равновесия.

8. В лабиринте внутреннего уха расположены улитка, два маленьких мешочка, а также три полукружных канала.

9. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

10. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.

11. Рецепторы слуха находятся в среднем ухе.

12. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

13. Полукружные каналы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12.

3. Изучение нового материала:

Просмотр учебного фильма «Условные и безусловные рефлексы».

Рефлекс (от лат. — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.

Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.

Предположение о полностью рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы

По типу образования: условные и безусловные рефлексы

По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)

По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).

По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

Безусловные рефлексы — это наследуемые, неизменные реакции организма на определённые воздействия внешней или внутренней среды, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения.

К сложным безусловным рефлексам относятся такие, которые имеют циклический характер и сопровождаются различными эмоциональными реакциями. К таким рефлексам часто относят инстинкты.

Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3—4 месяцев.

Различают моносинаптические (включающие передачу импульсов к командному нейрону через одну синаптическую передачу) и полисинаптические (включающие передачу импульсов через цепочки нейронов) рефлексы.

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

Поведение человека связано с условно-безусловной рефлекторной деятельностью и представляет собой высшую нервную деятельность, результатом которой является изменение соотношения организма с внешней средой.

В отличие от высшей нервной деятельности низшая нервная деятельность состоит в совокупности реакций, направленных на объединение, интеграцию функций внутри организма.

Высшая нервная деятельность проявляется в виде сложных рефлекторных реакций, осуществляемых при обязательном участии коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований.

Впервые представление о рефлекторном характере деятельности головного мозга было широко и подробно развито основоположником отечественной физиологии И. М. Сеченовым в его книге «Рефлексы головного мозга». Идейная установка этого классического труда выражена в первоначальном, измененном под влиянием цензуры заглавии: «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы». До И. М. Сеченова физиологи и неврологи не решались даже поставить вопрос о возможности объективного, чисто физиологического анализа психических процессов. Последние оставались полностью отданными на откуп субъективной психологии.

Различия условных и безусловных рефлексов

это реакции, приобретаемые организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта»

являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют

непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть; это их свойство и отражено в самом их названии

могут образоваться на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецептивным полям

замыкаются на уровне коры. После удаления коры больших полушарий выработанные условные рефлексы исчезают и остаются только безусловные.

осуществляются через функциональные временные связи

Равным образом, вспыхивание электрической лампочки перед глазами собаки или звук звонка только в том случае вызовут условно-рефлекторное сгибание лапы, если они многократно сопровождались электрическим раздражением кожи ноги, вызывающим при всяком его применении безусловный сгибательный рефлекс.

Подобно этому плач ребенка и отдергивание им ручек от горящей свечи будут наблюдаться только при условии, если предварительно вид свечи хотя бы один раз совпал с ощущением ожога.

Для образования условных рефлексов необходимо возникновение временной связи, замыкания между корковыми клетками, воспринимающими условное раздражение, и корковыми нейронами, входящими в состав дуги безусловного рефлекса.

При совпадении и сочетании условного и безусловного раздражений устанавливается связь между различными нейронами в коре полушарий мозга и между ними происходит процесс замыкания.

это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма

являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида

относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни

осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю

замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга

осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу.

Нужно отметить, однако, что у человека и обезьяны, у которых имеется высокая степень кортикализации функций, многие сложные безусловные рефлексы осуществляются при обязательном участии коры больших полушарий. Это доказывается тем, что ее поражения у приматов приводят к патологическим нарушениям безусловных рефлексов и исчезновению некоторых из них.

Следует также подчеркнуть, что далеко не все безусловные рефлексы появляются сразу к моменту рождения. Многие безусловные рефлексы, например, связанные с локомоцией, половым актом, возникают у человека и животного через длительный срок после рождения, но они обязательно появляются при условии нормального развития нервной системы.

Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно-рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя. Эта ообенность ориентировочного рефлекса зависит от влияния на него коры больших полушарий.

Компоненты условных и безусловных рефлексов

Большинство безусловных рефлексов представляет собой сложные реакции, в состав которых входит несколько компонентов. Так, например, при безусловном оборонительном рефлексе, вызываемом у собаки сильным электрокожным раздражением конечности, наряду с защитными движениями происходят также усиление и учащение дыхания, ускорение сердечной деятельности, появляются голосовые реакции (визг, лай), изменяется система крови (возникают лейкоцитоз, тромбоцитов и др.). В пищевом рефлексе также различают его двигательный (захват пищи, жевание, глотание), секреторный, дыхательный, сердечно-сосудистый и другие компоненты.

Условные рефлексы, как правило, воспроизводят структуру безусловного рефлекса, поскольку условный раздражитель возбуждает те же нервные центры, что и безусловный. Поэтому состав компонентов условного рефлекса подобен составу компонентов безусловной реакции.

Изменения дыхания, сердечной деятельности, сосудистого тонуса, сопровождающие главные компоненты, также важны для целостной реакции животного на раздражитель, но они играют, как говорил И. П. Павлов, «чисто служебную роль». Так, учащение и усиление дыхания, учащение сердечных сокращений, повышение сосудистого тонуса, вызываемые условным оборонительным раздражителем, способствуют усилению процессов обмена веществ в скелетной мускулатуре и тем самым создают оптимальные условия для осуществления защитных двигательных реакций.

При исследовании условных рефлексов экспериментатор часто выбирает в качестве показателя какой-либо один из его главных компонентов. Поэтому и говорят об условных и безусловных двигательных или секреторных или вазомоторных рефлексах. Необходимо, однако, учитывать, что они представляют собой лишь отдельные компоненты целостной реакции организма.

Биологическое значение условных рефлексов

Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они дают возможность намного лучше и точнее приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях.

Например, запах или голос хищника сигнализирует другому животному об опасности и дает ему возможность спастись.

Вид или запах пищи предупреждает о ней и подготавливает пищеварительную систему к принятию ее, а форма или цвет других объектов, например божьей коровки, указывает на их несъедобные качества.

В результате образования условных рефлексов организм реагирует не только непосредственно на безусловные раздражения, но и на возможность их действия на него; реакции появляются еще за некоторое время до безусловного раздражения. Эти самым организм оказывается заранее подготовленным к тем действиям, которые ему предстоит осуществить в данной ситуации. Условные рефлексы способствуют нахождению пищи, заблаговременному избежанию опасности, устранению вредных воздействий и т. п.

Приспособительное значение условных рефлексов проявляется также в том, что предшествование условного раздражения безусловному усиливает безусловный рефлекс и ускоряет его развитие.

Безусловный двигательный оборонительный рефлекс, вызываемый слабым электрокожным раздражением конечности животного, резко усиливается под влиянием предшествующего ему условного раздражения. Это объясняется тем, что эффекты условного и безусловного раздражителей суммируются, так как и те, и другие вызывают возбуждение центра данного безусловного рефлекса (пищевого, оборонительного, полового и др.).

Этот вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. Безусловное торможение может быть внешним и запредельным. Внешнее торможение возникает под влиянием нового раздражителя, создающего доминантный очаг возбуждения, формирующего ориентировочный рефлекс. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что, затормаживая текущую условно-рефлекторную деятельность, оно позволяет переключить организм на определение значимости и степени опасности нового воздействия.

Посторонний раздражитель, оказывающий тормозящее влияние на течение условных рефлексов, называется внешним тормозом. При многократном повторении постороннего раздражителя вызываемый ориентировочный рефлекс постепенно уменьшается, а затем исчезает и уже не вызывает торможения условных рефлексов. Такой внешний тормозящий раздражитель называется гаснущим тормозом. Если же посторонний раздражитель содержит биологически важную информацию, то он всякий раз вызывает торможение условных рефлексов. Такой постоянный раздражитель называется постоянным тормозом.

Торможение условных рефлексов

Различают внешнее (безусловное) торможение условных рефлексов и внутреннее (условное) торможение.

Внешнее торможение условных рефлексов возникает под влиянием посторонних раздражителей, вызывающих новую рефлекторную реакцию. Это торможение называется внешним потому, что оно развивается вследствие процессов, происходящих в участках коры, не участвующих в осуществлении данного условного рефлекса.

Так, если перед началом условного пищевого рефлекса внезпно возникает посторонний звук или появляется какой-либо посторонний запах, или же резко изменяется освещение, то условный рефлекс снижается или даже полностью исчезает. Объясняется это тем, что всякий новый раздражитель вызывает у собаки ориентировочный рефлекс, который тормозит условную реакцию.

Тормозящий эффект оказывают и посторонние раздражения, связанные с деятельностью других нервных центров. Например, болевое раздражение тормозит пищевые условные рефлексы. Так же могут действовать и раздражения, исходящие от внутренних органов. Переполнение мочевого пузыря, рвота, половое возбуждение, воспалительный процесс в каком-либо органе вызывают угнетение условных пищевых рефлексов.

Сверхсильные или длительно действующие посторонние раздражители могут вызывать запредельное торможение рефлексов.

Внутреннее торможение условных рефлексов возникает при отсутствии подкрепления безусловным раздражителем полученного сигнала.

Внутреннее торможение при этом возникает не сразу. Требуется, как правило, многократное применение неподкрепляемого сигнала.

О том, что это торможение условного рефлекса, а не его разрушение, свидетельствует восстановление рефлекса на следующий день, когда торможение прошло. Различные заболевания, переутомление, перенапряжение вызывает ослабление внутреннего торможения.

Если условный рефлекс угашать (не подкреплять его пищей) несколько дней подряд, то он может исчезнуть совсем.

Существует несколько разновидностей внутреннего торможения. Рассмотренная выше форма торможения называется угасательным торможением. Это торможение лежит в основе исчезновения ненужных условных рефлексов.

Неподкрепляемый условный раздражитель вызывает торможение в коре и называется тормозным раздражителем. С помощью описанного приема удалось определить различительную способность разных органов чувств у животных.

Установлено, что собака не различает цветов, но очень хорошо различает звуки. Она имеет абсолютный слух и способна отличать 1/8 музыкального тона.

Явление растормаживания также указывает на тормозную природу процессов различения и угашения условных рефлексов.

Угасательное торможение развивается в тех случаях, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным, при этом условная реакция постепенно исчезает. При первом предъявлении условного раздражителя без последующего подкрепления условная реакция проявляется как обычно. Последующие предъявления условного раздражителя без подкрепления начинают вызывать ориентировочную реакцию, которая затем угасает. Постепенно исчезает и условно-рефлекторная реакция.

Дифференцировочное торможение вырабатывается на раздражители, близкие по характеристике к условному раздражителю. Этот вид торможения лежит в основе различения раздражителей. С помощью этого торможения из сходных раздражителей выделяется тот, который будет подкрепляться безусловным раздражителем, т.е. биологически важный для организма. Например, на звук метронома с частотой 120 ударов в 1 мин у собаки выделяется слюна. Если теперь этому животному в качестве раздражителя предъявить звук метронома с частотой 60 ударов, но не подкреплять его, то в первых опытах этот раздражитель тоже вызывает отделение слюны. Но через некоторое время возникает диф-ференцировка этих двух раздражителей и на звук с частотой 60 ударов слюна выделяться перестает.

Запаздывающее торможение характеризуется тем, что условная реакция на условный раздражитель возникает до действия безусловного раздражителя. При увеличении интервала между началом действия условного раздражителя и моментом подкрепления (до 2-3 мин) условная реакция все более и более запаздывает и начинает возникать непосредственно перед предъявлением подкрепления. Отставание условной реакции от начала действие условного раздражителя свидетельствует о выработке запаздывающего торможения, так как период торможения соответствует периоду запаздывания подкрепления.

Этот вид торможения отличается от внешнего и внутреннего по механизму возникновения и физиологическому значению. Оно возникает при чрезмерном увеличении силы или продолжительности действия условного раздражителя, вследствие того, что сила раздражителя превышает работоспособность корковых клеток. Это торможение имеет охранительное значение, так как препятствует истощению нервных клеток. По своему механизму оно напоминает явление «пессимума», которое было описано Н.Е.Введенским.

Запредельное торможение может вызываться действием не только очень сильного раздражителя, но и действием небольшого по силе, но длительного и однообразного по характеру раздражения. Это раздражение, постоянно действуя на одни и те же корковые элементы, приводит их к истощению, а следовательно, сопровождается возникновением охранительного торможения. Запредельное торможение легче развивается при снижении работоспособности, например, после тяжелого инфекционного заболевания, стресса, чаще развивается у пожилых людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *