Что определяет поведение человека

Поведение человека

Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы; мелкие движения, типа мимики, дыхания, подрагиваний, движения глаз; речь (от крика до проговаривания про себя, которое отображается на микродвижениях губ и языка); физиологические реакции — расширение зрачков, изменение пульса, и т. д. Мыслительное, внутреннее поведение — предположительно, мыслительный процесс человека, его мышление. В мыслительном поведении можно предполагать привычки восприятия (то, как человек обычно воспринимает окружающий мир и происходящие в нём события, на что он обращает внимание, а чего не замечает), эмоциональные привычки (то, как человек привык оценивать происходящее) и волевые привычки (то, как человек привык обдумывать и принимать мысленные решения). Мыслительное поведение — всегда предполагаемое; мы не можем знать наверняка, что оно есть, оно не может быть замечено напрямую. Мы предполагаем, что оно есть, так как мы замечаем изменения во внешнем поведении, которые не можем связать с окружающими условиями, и потому предполагаем причины внутри человека. То есть внутреннее поведение проявляется только опосредованно, через внешнее поведение, и влиять на него извне можно только через внешнее поведение. Следствие: всегда существует возможность неправильно толковать внутреннее поведение по проявлениям внешнего поведения.

Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.

Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды). Можно условно выделить в текущий момент времени наиболее влияющие на поведение факторы.

Источник

От чего зависит поведение людей и как им можно управлять?

Страницы работы

Что определяет поведение человека

Что определяет поведение человека

Содержание работы

2. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ И КАК ИМ МОЖНО УПРАВЛЯТЬ?

2.1.Что определяет поведение людей?

2.1.1.Индивидуальное поведение

Индивидуальное поведение каждого человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта, от опыта общения с людьми и окружающим миром и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности.

Формирование этого социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.

Поведение человека зависит от работы мозга как в сфере сознания, так и в сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.

Сфера сознания— это та сфера, где люди воспринимают себя, анализируют факты и принимают решения. Деятельность мозга часто отождествляют с зоной сознания. И в то же время не оценивается огромное число мыслительных процессов, протекающих вне сознания.

Зону бессознательногоусловно можно разделить на зону подсознания и зону первичной обработки информации. В зоне подсознания концентрируются системы нервных связей, фиксирующие ту информацию, которую человек получал в течение жизни, то, что мы называем памятью. Здесь же расположены многообразные, формирующиеся в течение жизни системы нервных связей, определяющие отношение к людям, к жизни, к труду.

Эти три зоны резко различаются по скорости протекающих в них нервных процессов. Если принять скорость протекания этих процессов в зоне сознания за единицу, то их скорость в зоне подсознания 105-106, а в зоне первичной обработки информации 1012-1014.

И поэтому сознание никогда не воспринимает внешнюю информацию с точностью объектива фотоаппарата. Оно получает ее первично обработанную в подсознании в соответствии с тем, что зафиксировано в уже упомянутых системах нервных связей. Коль скоро эти системы у каждого индивидуальны, то одни те же ситуации могут быть восприняты различными людьми совершенно по-разному.

2.1.2.Что же заложено в подсознании?

Что представляют собой и как формируются существующие в подсознании системы нервных связей?

1.На самом низшем уровне находятся первичные физиологические потребности: в пище, воде, кислороде, тепле, продолжении рода.

2.Потребность в физической и психологической защищенности (остаться в живых, избежать побоев и унижения, укрыться в убежище, обеспечить завтрашний день, избежать унизительной зависимости).

3.Потребность в общении и хорошем отношении (общаться с людьми, принадлежать к определенной группе).

4.Потребность в уважении (в одобрении, благодарности, признании).

5.Эстетические и познавательные потребности, потребности в порядке, справедливости, уюте, красоте, симметрии и т.п.

6.Высшие потребности в самореализации и самоуважении.

На поведение людей существенно влияют два фактора: с одной стороны стремление к самоутверждению, самореализации. Каждый человек хотел бы чувствовать себя более значимым, более заметным, более уважаемым. С другой стороны, каждый человек в той или иной мере испытывает неудовлетворенность, недовольство собой («комплекс неполноценности»). Каждый так или иначе неудовлетворен собой, своими успехами, своим внешним видом, иногда обоснованно, а иногда без всяких оснований. Противоборство этих факторов определяет уровень душевного комфорта людей и существенно влияет на их поведение.

Как потребности, так и ценности, формируются при многократных контактах с другими людьми, при неоднократном столкновении с различными ситуациями. В то же время формирование определенных ценностей и жизненных позиций может происходить и достаточно быстро при неожиданных эмоциональных воздействиях.

На формирование потребностей и ценностей в силу этого очень большое влияние оказывают ценности, традиции, нормы поведения семьи и того социального слоя, в котором живет и воспитывается человек, менталитет общества, ближайшего окружения человека. Этим, в частности, объясняется распространенность антропоцентристскогоэкологического сознания и его проявлений.

Источник

Формирование поведения личности

Человек вынужден ежеминутно отдавать предпочтение определенному поведению. Выбор диктуется подсознанием. Увеличивает вариативность текущего поведения большая энергетика сознания. При различных пограничных психических расстройствах, нестабильном психоэмоциональном состоянии, переживая негативные эмоции человек, сам того не осознавая, направляет все усилия на то, чтобы выйти из некомфортного состояния.

Что определяет поведение человека

Позитивный настрой располагает к тому, что индивидуум способен выполнить множество действий. Но и они ограничены рамками его сознания. Окружение и обстановка, в которой происходит закладка фундаментальных личностных качеств, способствует впитыванию индивидуумом определенных ограничений. О генезисе таких ограничений можно и не догадываться, но они изображают некий вид внушения, исходящего от окружающих.

Факторы определяющие поведение человека

Окружающий мир, внешняя и предметная среда, общественно выработанный опыт взаимозависимые и принимают косвенное участие в становлении характера индивидуума и его поведения. Социум – это люди, материальные и духовные ценности, которыми они окружают себя. Внутренние необъяснимые запреты и основополагающие принципы поведения неотделимы от социальной группы, национальности, от принадлежности личности к определенной группе людей. Например, поведение индивидуума на улице, в домашней обстановке разительно отличается от поведения на работе, в учебном заведении.

Чем детерминирован образ действий человека:

1) национальностью (в этнопсихологии выделяется система отношений этнической общности, именуемая национальным характером), проявляющаяся в устойчивых стереотипах мышления, и установленной манере поведения:

2) религией, способствующей самоидентификации и противопоставлению «свой» — «чужой»;

3) индивидуальной психологической характеристикой личности (склонность к конфликтам, спокойный и уравновешенный характер или агрессивный по отношению к окружающим);

4) характерные черты группы людей, в окружении которой находится индивидуум (семья, сотрудники, одногруппники);

5) положением в обществе (начальник, сотрудник, подчиненный, лидер);

6) референтной группой или группой людей, взгляды и установки которой являются ориентиром для конкретного человека;

7) самооценкой и уровнем развития мышления (высокая самооценка и позитивный настрой исключают агрессию и неадекватное поведение, а при низкой самооценке вероятность проявления раздражения, агрессии возрастает).

8) эстетическая составляющая или то, как человек воспринимает литературу, живопись, музыку, красоту природы.

Присутствуя в определенной среде, людям присуще демонстрировать эмоции, жесты, позы, понятные и привычные для этой среды. Так, подражая взрослым, дети перенимают опыт своих родителей, их язык, имитируют манеру вести себя и реагировать на внешние обстоятельства. Появившись в кругу незнакомых людей, человек неосознанно повторяет их движения и позы, пытаясь таким образом адаптироваться к новым условиям. Подобное поведение психологи называют эффектом хамелеона: личность будто сливается с окружением.

В произведении «Мы боги» автором Бернаром Вербером описан интересный эксперимент. Суть его заключается в следующем: в клетке находится 5 приматов, а на потолке подвязаны бананы. Как только одно из животных пытается достать банан, всех приматов тут же опрыскивают холодной водой. Так повторяется несколько раз. На каждого примата, который в дальнейшем будет пытаться достать лакомство, остальные животные будут бросаться со злостью. Постепенно заменив по очереди всех приматов, которых водой не обливали в клетке и они не видели, чем заканчивались попытки достать банан, оказывалось, что обезьяны агрессивно реагируют на каждого собрата, который решается достать еду. Подобное поведение присуще и людям: мы действуем чаще соответственно тому, как заведено.

Людям свойственны некие стандарты поведения. Психологи выделяют несколько положений, которые дают представление о поведении личности:

Поведение человека – это преднамеренное деяние, на которое он способен оказывать влияние как автор. Это сознательный выбор индивидуума. Но существует множество факторов, причастных в различной мере к поведенческим реакциям и преднамеренным действиям. Привычки, ценностные ориентиры могут изменяться при смене окружения, ситуации, даже времени суток. Отдельно стоит упомянуть о влиянии культуры, СМИ, традиций народа на складывание поведенческой парадигмы личности.

Поведение человека продиктовано принадлежностью к конкретной социальной категории, которая ложиться в основу неких действий и предсказуемости поведения.

Источник

Определение поведения и развитие его норм в обществе

Что определяет поведение человекаИногда мы можем переступить ту черту, которую, казалось бы, переступить невозможно. Иногда мы ведем себя таким образом, что даже сами осуждаем себя за свои проступки. Почему?

Мы не можем дать объяснения многим вопросам относительно своего поведения. Влияют ли на него другие люди, и каким образом? Что мы знаем о себе и о своей психологии? Самостоятельны ли мы в своих сужениях? Кто решил, как надо себя вести в обществе?

Поведение — это сложившийся в процессе жизни образ взаимодействия живого существа с окружающей его средой.

Наше поведение выглядит сложно и необъяснимо. Считается, что сущность человека непонятна, и действительно это так. Никому неизвестно, как может повести себя даже очень близкий человек в стрессовой или опасной ситуации, так как в каждом из нас заложен инстинкт самосохранения. И это не главное. Поведение человека зависит от многих факторов.

Загрузка культуры человека

Что определяет поведение человекаВ обычных условиях загрузка культуры или поведения личности начинается с самого рождения. Ребенок, как и все живое, пытается сохранить свою жизнь.

Для него возможной единственной угрозой считается негативная оценка родителей. Малыш пытается выяснить, как избежать такой угрозы, а еще лучше – получить одобрение, он старается подстроить свое поведение так, чтобы избежать любой угрозы.

К сожалению, многие взрослые люди считают, что из ребенка вырастет только то, что было в него заложено с момента рождения, не уделяя особого внимания его воспитанию. В итоге, дети не в самых лучших местах собирают информацию, отсюда и неадекватное поведение детей.

Люди неплохо могут различать шутки и искренне верят в то, что преподносится с эмоциями, когда информация выглядит подлинно и серьезно. На этом отчасти основывается наше поведение. А вот отличить подлинных эмоций от качественной игры актеров нам сложно.

Если информация поступает как приоритет в определенной деятельности, с признательными эмоциями, то человек начнет стремиться к получению этого приоритета. Это легко понять на примере рекламы. Мы все с доверием относимся к рекламируемому товару, покупаем его и надеемся на то, что получим такой же результат, о котором так искренне рассказывали рекламодатели.

Виды поведения

С точки зрения соблюдения правил и ценностей общества выделяют социальное и асоциальное поведение человека.

Социальное поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду.

Асоциальное поведение – это поступки, которые не соответствуют нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

Основы для любой культуры

Видовое поведение человека – это определенное взаимодействие с окружающим миром, но все части мира взаимодействуют друг с другом.

Поэтому то, что мы называем поведением, должно быть определенным классом реакций. Когда о нем заходит речь, то предполагается целесообразное взаимодействие с окружающей действительностью. Значит, если мы видим цель, к которой стремится рассматриваемый человек, то тогда мы говорим о действиях этой личности.

Рассмотрим потребности всех живых существ, в силу которых формируется их поведение:

Построение видового поведения личности основывается на шести главных вышеперечисленных потребностях. А культура является надвидовой организацией потребностей человека.

Совершенно очевидно, что каждая культура должна учитывать и давать возможности для проявления всех естественных потребностей, свойственных человеку. Видовые потребности нередко контролируются или подавляются культурой.

Наши заблуждения

Что определяет поведение человекаМы считаем, что наши оценки и само наше поведение исходят от нас самих. Только вот принципы наших оценок, поступков и явлений у нас внешние.

Возьмем пример, калькулятор выполняет сложные математические вычисления сам, но для того чтобы получить результат вычислений мы производили с ним некоторые манипуляции. Так и у нас, в нас вводит информацию окружающий мир, а мы стараемся вычислить свое отношение к этому современному миру и создать свое поведение.

Никому не захочется тратить свои силы на действия, которые не будут хоть одним человеком оценены. Нет, попробовать сделать что-либо человек может, но если он не найдет поддержки хотя бы одного человека, то все усилия прекратятся. Мы работаем, если эта работа оценивается, и не работаем, если не находим поддержку окружающих.

Наша любознательность тоже смысла бы не имела, если бы об ее результатах не сообщалось еще кому-нибудь. Мы обучаемся в надежде на то, что это даст возможность произвести впечатление. Мотивы действий личности регламентируются приобретенными общественными нормами и средой ее воспитания.

Влияние эмоций

Что определяет поведение человекаНа поведение личности большое влияние оказывают эмоции. Возьмем ситуацию, когда один человек из небольшой компании увидит хищника, он испугается и закричит, на что вся компания отреагирует так же, при этом кто-то мог даже и не увидеть того хищника.

Если бы такая ситуация произошла в толпе людей, то масштабы последствий были бы серьезней, началась бы паника. Для такого поведения объяснения в словах нет необходимости, все происходит на уровне автоматики.

В общении животных интересным является тот феномен, который объединяет их в одну группу и удерживает там. Животные не разговаривают, поэтому в их головах не вертятся слова, как у людей, но эмоциональная информация природой запрограммирована в виде их своеобразного поведения.

Эмоциональная семейная зависимость отдельных видов животных, благодаря эволюции преобразовалась в некую социальную систему. Это говорит о том, что животные живут одним семейством и удерживаются в нем благодаря количеству эмоций, подходящим всем членам семейства, так как животным предложить больше нечего.

Иерархия равенства

В семействах животных существует иерархия в различной степени. Особь ищет среди своих собратьев специфической реакции для того, чтобы стать вожаком.

Если бы добиться эмоций признания от членов семейства не представлялось бы возможным, то особь не стала бы напрягаться. Получается, если особь добивается внимания окружающих, то любыми путями пытается стать вожаком, то есть воинственным поведением добивается своих целей.

Поведение людей практически такое же — как только окружающие предоставляют свои эмоции признания, один из членов общества становится вожаком. Например, эмоции признания достаются авторитетным людям, которые каким-то образом привлекли внимание общества. У людей, воспитанных в жестких условиях домашней иерархии, проявляется агрессивное поведение к членам их семьи или к более слабым людям.

Иерархия отличий

От животных людей отличает то, что получить признание они могут разнообразными способами. Человек может добиваться эмоциональной поддержки, то есть уважения окружающих демонстрацией своих талантов. Это развивает в личности самоуважение, так как оно невозможно без признания общества, которое их окружает.

Именно на этих принципах живет современное общество. Остается добавить только то, что человек, который добивается эмоционального признания общества, начинает владеть мнением этого общества, а значит, становится авторитетом, который в последствие может повлиять на поведение общества в целом.

Люди отыскивают любые возможности для получения уважения, и если им не удается получить признание собственными способностями, то для достижения цели в ход идут любые способы.

Некоторые пытаются получить уважения в своем вероисповедании или в названии национальности, а другие демонстрируют уровень своих автомобилей и брендов одежды или же неприемлемым обществом поведением.

Эти вещи ничего не говорят об умственном уровне их обладателей, хотя производят впечатления на многих членов общества. Есть люди, которые покоряют горы или бросаются в пропасти, греются на пляжах или едут в путешествия, лишь бы их действия хоть кто-то оценил как достижения.

Ошибки и условия

Что определяет поведение человекаЛегко наблюдать за поведением подростков, которые своими не всегда адекватными действиями стараются произвести впечатление, показать свою особенность или привлечь внимание окружающих.

Если человека лишить свободы действий, где ему не доступен цивилизованный способ достижения признания общества, то он, подобно диким предкам, старается получить эмоции признания своим агрессивным поведением.

Ученые проводили множество экспериментов, которыми они пытались объяснить поведение людей в различных ситуациях. Психолог Милгрем доказал, что не только в экстремальных условиях даже самый принципиальный человек может повести себя неадекватно под давлением авторитета.

Система общества и ее влияние

Что определяет поведение человекаСистема общества довольно просто выглядит, но в сочетании с баснословным количеством информации цивилизованного мира, относительно которой измеряется положение личности в обществе, вносит разнообразие в современные отношения в обществе и в поведение личности.

Всю информацию, которую получает общество, называют культурой поведения или моралью. В этой общественной информации есть один незаметный факт – мы руководствуемся ею, но убеждены, что информация наша собственная. Но только общество и опыт поколений диктует нам как надо себя вести в той или иной ситуации.

Дважды наукой был замечен факт того, что когда ребенок воспитывается не в человеческом обществе, а животными, то его поведение разительно отличается от человеческого поведения.

Попадая в человеческое общество, дети приобретали человеческое поведение, но и культура животных у них сохранялась. Из чего следует, что поведение людей определяет то, что их окружало ранее.

Автор статьи Елена Жук

Источник

Основные психологические теории поведения человека

Что определяет поведение человека

Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.

Что определяет поведение человека

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Поведение может многое рассказать о человеке, его характере, предпочтениях, особенностях взаимодействия с другими людьми. Поэтому и каждая психологическая теория стремилась дать свое определение поведению и найти способ описать факторы, которые на него влияют. Описывать каждый подход вряд ли будет целесообразно, но вот основные психологические теории поведения человека могут дать тебе интересную информацию о том, как по-разному видят его последователи разных школ.

Бихевиоризм

Название теории берет основу от английского слова behavior – поведение, и в центре этой теории как раз и находится его изучение.

В рамках этого психологического подхода отрицается влияние бессознательного, каких-либо глубоких внутренних мотивов или защит. Подход основан на простой схеме стимул-реакция, а потому определенное поведение возникает, когда человек получает соответствующий ему стимул.

Этот процесс последователи бихевиористской теории объясняют с двух разных позиций:

Кстати, подкрепление бывает разным. Положительное связано с получением чего-то приятного, например, шоколадки, игрушки ребенком, или премии работником фирмы. О негативном подкреплении может идти речь, когда из взаимодействия устраняется некоторый элемент, и это устранение способствует появлению нужного поведения.

Например, работая в офисе, ты чувствуешь дискомфорт, не можешь выполнять задачи, если знаешь, что начальник постоянно находится рядом и может видеть, что ты делаешь. Как только он уходит, ты обретаешь свободу и начинаешь эффективно работать.

В любой поведенческой цепочке есть две основные закономерности. Одна из них – генерализация. Заключается она в том, что человек воспринимает схожие стимулы, не различает их и выдает одну и ту же реакцию. В случае с малышом ты можешь заметить это, например, когда просто зовешь его куда-то по время с прогулки – на другую площадку, в парк, а он уже ждет, что получит любимую сладость.

Обратное свойство, дискриминация, связано с умением различать схожие стимулы и реагировать на них по-разному.

Что определяет поведение человека

Что такое бихевиоризм?

По мнению многих исследователей и психологов, бихевиоризм, изучая поведение, как совокупность стимулов и реакций, не способен полностью раскрыть особенности личности человека. А потому со временем из него вышли «дочерние» психологические теории, например, когнитивная терапия.

С точки зрения когнитивистов, на поведение человека влияет его отношение к происходящему.

Существуют определенные установки, из-за которых люди совершают те или иные действия, ошибки. Например, ты привыкла думать о себе, как о бесполезном сотруднике, которого держат на работе по непонятной причине. Со временем ты действительно начнешь действовать неразумно, в полном соответствии со своими убеждениями.

Психоанализ

Абсолютно другой подход у психоанализа. Здесь любое действие расценивается, как результат взаимодействия между тремя человеческими сущностями: Я, Оно и Сверх-Я.

Цель Оно добиться удовлетворения потребностей, получить удовольствие. Сверх-Я воплощает интернализированные нормы, правила, установленные в обществе, запреты. Между этими двумя сущностями находится Я, которое пытается упорядочить импульсы, разработать способы защиты личности, разумно смотреть на мир и соответствовать ему.

Поведение человека будет зависеть от силы инстинктов, социальных норм, собственного умения человека выбирать успешные действия, отвечающие определенной цели.

В процессе жизнедеятельности Я не всегда удается справиться, например, с влиянием неудовлетворенных первичных потребностей. В результате оно вырабатывает особые средства защиты.

Еще один защитный механизм – сублимация. Благодаря ему, нерастраченная энергия, связанная с инстинктами, переносится на творчество. Отсюда яркое, нестандартное поведение, умение улучшать гнетущую атмосферу в семье, коллективе.

Гуманистическая психология

В центре гуманистического подхода – присущая человеку внутренняя свобода и его стремление реализовать себя. Он рождается одиноким, его самые насущные потребности не удовлетворены. Но он растет физически и духовно.

Ощущая себя в безопасности, накормленным, напоенным, он начинает тянуться к общению с людьми, испытывает к ним глубокие чувства. С возрастом осознает смысл самореализации и создания чего-то уникального, что позволяет удовлетворить внутреннюю мотивацию и сделать что-то полезное для людей.

Но, бывает, и наоборот. Даже в ситуации фрустрации потребности в безопасности, еде, сне, человек не теряет себя и смысл жизни, стремится реализовать себя, как свободную, творческую личность. Вспомни В. Франкла – в условиях концлагеря он сумел остаться думающим, помогающим человеком. Впрочем, в этой ситуации можно предположить, что сознательная борьба за жизнь, поиск ее смысла связан с тем, что однажды самые насущные потребности его было удовлетворены.

Психологические теории объясняют поведение человека с самых разных позиций. Для одних оно – результат воздействия стимулов. Для других – попытка скрыть неприемлемое, используя средства защиты. Гуманисты же выставляют человека открытым перед самим собой, дарят свободу понять, кем он является.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *