Что определяет план действий по предупреждению и ликвидации чс

Что определяет план действий по предупреждению и ликвидации чс

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Аннотация

Методические рекомендации разработаны с учетом требований федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), касающихся вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Методические рекомендации предназначены для глав администраций городов (районов), руководителей объектов, а также освобожденных (совместителей) работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Макеты планов действий и гражданской обороны разработаны на основе реальных планов объектов, носят рекомендательный характер и требуют неформального подхода со стороны специалистов с учетом требований нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

В приложении к Методическим рекомендациям приведен Примерный перечень документов по вопросам ГОЧС, рекомендуемых для разработки в районах и на объектах (организациях, учреждениях, предприятиях).

Методические рекомендации разработаны под редакцией к.т.н., с.н.с. В.А.Пучкова.

Научный руководитель разработки д.т.н., с.н.с. И.А.Исаев.

В подготовке Методических рекомендаций принимали участие В.И.Мельников, Н.А.Крючек, А.К.Киржайкин, С.А.Буланенков, А.В.Ермолин, Ф.Ф.Головченко, В.Н.Звягинцев, А.Ф.Красильников, И.Ф.Кимстач, В.В.Зайцев, к.т.н., с.н.с. М.Г.Галимзянов, В.Л.Теплова, к.т.н., с.н.с. В.М.Крят, А.В.Шипунов, Д.А.Жених, С.С.Васильев.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра
Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-полковник
п/п
Г.Н.Кириллов
18 августа 2003 года

Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов

Заместитель начальника Департамента гражданской защиты МЧС России полковник п/п

Начальник Департамента управления в кризисных ситуациях МЧС России генерал-лейтенант п/п

Руководитель Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций и научно-технической политики МЧС России п/п

Источник

Что определяет план действий по предупреждению и ликвидации чс

от 29 мая 2014 года N 43-2360-2

[Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций]

ОДОБРЕНО
решением
Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности

Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

I. Общие положения

4. Планы действий в электронном виде хранятся в органах повседневного управления РСЧС.

5. В зависимости от качественных и количественных показателей, характеризующих объект, для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:

Тип объекта следует принимать по наиболее высокому его значению качественных и количественных показателей, перечисленных в настоящем пункте.

II. Организация разработки, согласования и утверждения Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

6. Разработку Плана действий Российской Федерации осуществляет МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.

6.1. Разработку Планов действий функциональных подсистем РСЧС осуществляют федеральные органы исполнительной власти во взаимодействии с МЧС России.

6.2. Разработку Планов действий федеральных округов осуществляют региональные центры МЧС России в тесном взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6.3. Разработку Планов действий субъектов Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации.

6.4. Разработку Планов действий городских округов и муниципальных районов осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований.

6.5. Разработку Планов действий объектов первого и второго типов осуществляют руководители объектов экономики.

6.6. Объекты третьего типа не разрабатывают Планы действий и получают выписку из Планов действий городских округов и муниципальных районов по запросу через органы, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, при органах местного самоуправления.

7. Разработка Плана действий выполняется в три этапа и включает в себя:

7.1. На первом этапе:

7.1.1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

7.1.2. При прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций используются исходные данные, содержащиеся в паспортах безопасности опасных объектов, декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов, декларациях безопасности гидротехнических сооружений, планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, планах мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и расчетах размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений, иных документах.

7.1.3. Сбор и обобщение необходимых исходных данных, где предусматривается:

выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения;

проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов чрезвычайных ситуаций, которые имели место на территории (объекте), величин ущерба, сроков выполнения мероприятий ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;

получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов, затоплений, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами и др.).

С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие исходные данные.

7.1.4. Составление календарного плана по разработке документов Плана действий.

7.2. На втором этапе:

7.2.1. Практическая разработка и оформление документов Плана действий.

7.2.2. Предварительное согласование со всеми заинтересованными структурами.

7.2.3. Практическая разработка разделов Плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

7.2.4. С учётом исходных данных определить прогнозируемые сценарии развития чрезвычайных ситуаций, а именно:

возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов;

численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;

возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб); предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, объем предстоящих мероприятий;

силы, средства и порядок выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

7.2.5. Подписываются Планы действий:

7.3. На третьем этапе:

7.3.1. Утверждение Планов действий осуществляется:

7.3.2. Согласование Планов действий осуществляется:

III. Структура Планов действий

8. Планы действий состоят из общих разделов и приложений.

8.1. Общие разделы плана действий для функциональных подсистем РСЧС и объектов содержат:

Объекты, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатываются планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и (или) планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах мероприятия, отраженные в данных планах не дублируют в Планы действий, а учитывают в виде ссылок на них или выводов.

а) краткую географическую характеристику и оценку возможной обстановки;

б) мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

8.2. Приложения к плану действий содержат:

а) возможную обстановку при возникновении чрезвычайных ситуаций;

б) календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

в) схемы реагирования органов управления, сил и средств на различные риски возникновения чрезвычайных ситуаций;

г) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) организацию управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

8.3. Общие разделы плана действий для Российской Федерации, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов и муниципальных районов содержат:

Источник

«Методические рекомендации по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации» (утв. МЧС России 01.07.2013 N 2-4-87-9-14)

по делам гражданской обороны,

и ликвидации последствий

1 июля 2013 г. N 2-4-87-9-14

ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Единый план действий разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с целью замены существующих планирующих документов, которые имеют различный правовой статус, структуру, сроки действия, порядок утверждения и согласования.

Методические рекомендации составлены на основе обобщения опыта работы органов управления РСЧС с учетом конкретных условий, складывающихся на той или иной территории при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

3. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4. Разработка плана действий предлагается в целях:

придания существующему в настоящее время множеству планирующих документов в области организации действий по предупреждению и ликвидации различных чрезвычайных ситуаций единого правового статуса;

приведения всех документов к единому формату;

установления единого срока действия, порядка утверждения и согласования.

В структуре самого плана действий предлагается:

учесть в плане особенности организации управления и применения сил и средств при различных уровнях реагирования.

5. Отнесение сведений, содержащихся в Плане действий, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

Порядок разработки, корректировки и утверждения

2. План действий разрабатывается на срок не более 5 лет. По истечении указанного срока план перерабатывается.

3. Корректировка плана производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год: к 1 марта по состоянию на 1 января.

Организует разработку и корректировку плана структурное подразделение ГУ МЧС России по субъекту РФ по решению руководителя.

4. План действий подписывается председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, начальником ГУ МЧС России по субъекту РФ и утверждается начальником регионального центра и согласовывается с высшим должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. План действий согласуется в установленном порядке с органами исполнительной власти соседних субъектов Российской Федерации по вопросам проведения эвакуационных мероприятий на межрегиональном уровне;

органами управления функциональных подсистем по вопросам организации управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера;

выделения сил и средств для ликвидации ЧС, их состав, задачи и возможности.

6. В Плане действий в обязательном порядке рассматривается вопрос организации взаимодействия, управления и действий сил при различных режимах функционирования и уровнях реагирования.

7. Действия по ликвидации ЧС муниципального уровня и ниже в Плане действий субъекта не рассматриваются. Определяются только вопросы оказания помощи силами и средствами при их недостаточности или отсутствии в муниципальном образовании.

Требования к оформлению плана действий

Печатание текста производится на каждой странице. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу.

2. Приложения оформляются в виде графических (карты, схемы) и текстовых документов.

Требования к оформлению текстовых документов приложений аналогичны требованиям к оформлению текста основного плана.

Схемы оформляются с использованием компьютерной графики на листах формата А-3. Для хранения схемы складываются до формата А-4 и сшиваются в общий документ.

3. Общие требования к оформлению графических документов.

Обстановку на карты и схемы наносят условными обозначениями и знаками, приведенными в ГОСТ Р 22.0.10-96.

В случаях применения непредусмотренных настоящим стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице «Условные знаки и обозначения», размещаемой на карте (схеме) в правом нижнем углу.

Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.

Все надписи располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты; буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты; надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.

При оформлении карты необходимо соблюдать следующие требования:

данные обстановки наносят тонкими линиями и установленными условными знаками, не затемняя топографическую основу карты (плана) и надписей на ней;

органы управления наносят на карту так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралась в точку его фактического нахождения на местности;

при нанесении на карту нескольких положений группировок, соответствующих разным моментам времени, условные знаки необходимо дополнять штрихами, пунктирными линиями или подтушевывать различными цветами. Время, к которому относят то или иное положение сил и средств РСЧС, указывают под наименованием части, формирования внутри условного знака или рядом с ним.

Карта в готовом виде должна иметь прямоугольную форму (размер 1800 x 2200 мм). Масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории субъекта РФ (рекомендуемый 1:200000). Карта окаймляется по периметру багетом, при этом координатная сетка должна быть сохранена.

При хранении карты складываются по формату листа А-4. В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.

Общие требования к карте изложены в Приложении N 1.

Структура плана действий

План действий включает общую часть, содержащую общие данные, не затрагивающие специфику реагирования и защиты населения и территорий, и порядок действий, определяющий порядок реагирования по видам ЧС.

План действий состоит из карты, основной текстовой части и приложений.

Документы, определяющие порядок реагирования по видам ЧС, разрабатываются в виде законченной книги (брошюры), что упрощает пользование ими.

1. Краткая характеристика территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ

1.1. Краткая характеристика субъекта РФ (население, площадь, административно-территориальное деление, промышленность, энергетика, агропромышленный комплекс, транспорт).

1.2. Географические и климатические особенности территории, влияющие на формирование источников чрезвычайных ситуаций.

1.3. Экономическая характеристика территории субъекта и техногенные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения.

1.4. Построение территориальной подсистемы РСЧС субъекта (координационный орган управления, постоянно действующий орган управления, органы повседневного управления, звенья ТП РСЧС).

1.5. Функциональные подсистемы РСЧС регионального уровня, действующие на территории субъекта РФ, их задачи и возможности.

1.6. Состав сил и средств постоянной готовности.

1.7. Состав общей группировки сил (БЧС).

1.8. Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, их состав, задачи и возможности.

1.9. Резерв материальных и финансовых ресурсов.

2. Выводы из оценки обстановки на территории субъекта Российской Федерации исходя из существующих рисков

2.1. Оценка источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (масштабы, последствия, источники возникновения и уровень реагирования).

Риски возникновения ЧС техногенного характера:

Риски возникновения ЧС на транспорте:

2.1.1. Риски возникновения ЧС на объектах автомобильного транспорта.

2.1.2. Риски возникновения ЧС на объектах железнодорожного транспорта.

2.1.3. Риски возникновения ЧС на объектах воздушного транспорта.

2.1.4. Риски возникновения ЧС на объектах морского транспорта.

2.1.5. Риски возникновения ЧС на объектах речного транспорта.

Риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах:

2.1.6. Риски возникновения аварий на химически опасных объектах.

2.1.7. Риски возникновения аварии на радиационно опасных объектах.

2.1.8. Риски возникновения аварий на биологически опасных объектах.

2.1.9. Риски возникновения аварии на объектах ТЭК и системах ЖКХ.

2.1.10. Риски возникновения аварий на объектах энергоснабжения.

2.1.11. Риски возникновения гидродинамических аварий.

2.1.12. Риски возникновения аварий на газо-, нефте-, продуктопроводах.

2.1.13. Риски возникновения ЧС на объектах, обслуживаемых Управлением ВГСЧ.

Риски возникновения ЧС природного характера:

2.1.14. Риски возникновения природных пожаров (лесных, торфяных, ландшафтных).

2.1.15. Риски возникновения землетрясений.

2.1.16. Риски возникновения опасных геологических явлений (оползней, селей, лавин).

2.1.17. Риски подтоплений (затопления).

2.2. Общие выводы из оценки обстановки

3. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования (ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ и ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ)

3.1. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования.

3.2. Календарный план работы руководителя при введении для органов управления и сил ТП РСЧС субъекта РФ режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

4. Организации эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения

5. Порядок организации взаимодействия

6. Организация управления ТП РСЧС субъекта РФ

6.1. Наличие пунктов управления.

6.2. Система оповещения и связи.

6.3. Порядок организации управления в повседневной деятельности и при ликвидации ЧС.

II. Порядок действий органов управления и сил РСЧС

Раздел отрабатывается отдельно по каждому виду ЧС в виде законченной книги (брошюры).

1. Порядок действий по ликвидации ЧС техногенного характера:

1.1. На объектах автомобильного транспорта.

1.2. На объектах железнодорожного транспорта.

1.3. На объектах воздушного транспорта.

1.4. На объектах морского транспорта.

1.5. На объектах речного транспорта.

На потенциально опасных объектах:

1.6. На химически опасных объектах.

1.7. На радиационно опасных объектах.

1.8. На биологически опасных объектах.

1.9. На объектах ТЭК и системах ЖКХ.

1.10. На объектах электроснабжения.

1.11. Гидродинамических аварий.

1.12. На газо-, нефте-, продуктопроводах.

1.13. На объектах, обслуживаемых управлением ВГСЧ.

2. Порядок действий по ликвидации ЧС природного характера:

2.3. Геологических опасных явлений (оползней, селей, лавин).

Общая структура раздела плана действий:

«Порядок действий органов управления и сил по видам ЧС»

1. Сценарии чрезвычайной ситуации при различных вариантах развития. К сценарию прилагается схема возможной обстановки на картографической основе с выносками по источникам ЧС.

2. Замысел действий при угрозе и возникновении ЧС (сосредоточение основных усилий, последовательность и способы выполнения задач, расчет сил, порядок построения, эшелонирование).

3. Мероприятия по защите населения от поражающих факторов ЧС (оповещение, радиационная и химическая защита; медицинская защита; инженерная защита; эвакуация и организация первоочередного жизнеобеспечения населения).

4. Организация взаимодействия (силы и средства взаимодействующих органов управления ТП и ФП РСЧС, задачи, решаемые в составе общей группировки).

5. Организация управления.

6. Всестороннее обеспечение работ по ликвидации ЧС (разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное, медицинское и психологическое обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка).

Методика разработки плана действий

1. Содержание и методика разработки раздела «Краткая

характеристика территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ»

Глава 1.1. Краткая характеристика субъекта РФ

В главе указываются:

географическое положение субъекта РФ, протяженность с Севера на Юг, с Запада на Восток, протяженность границ, площадь, субъекты Российской Федерации и иностранные государства, с которыми имеется общая граница;

численность населения, средняя плотность, демографический состав населения;

административное деление: городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения.

Глава 1.2. Географические и климатические особенности территории, влияющие на формирование источников чрезвычайных ситуаций

В главе указываются:

характеристики рельефа, климата, гидрографии, растительности, геологических процессов и особенностей территории, оказывающие влияние на формирование очагов природных чрезвычайных ситуаций.

Глава 1.3. Экономическая характеристика территории субъекта и техногенные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения

В главе указываются:

характеристики и тенденции экономических процессов, состояние инфраструктуры, объектов экономики, систем жизнеобеспечения, влияющие на формирование очагов техногенных чрезвычайных ситуаций. Техногенные процессы, оказывающие негативное воздействие на состояние среды обитания населения.

Глава 1.4. Построение территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ

В главе указываются:

органы управления РСЧС на региональном уровне. Состав и задачи, определенные нормативными документами субъектов РФ, в том числе при функционировании в различных режимах.

Организация работы и порядок функционирования оперативных штабов на региональном уровне.

Состав и количество звеньев ТП РСЧС субъекта РФ, принцип их образования, порядок вхождения в систему РСЧС поселений, передавших полномочия в области ГОЧС в муниципальные районы и выполняющих их самостоятельно.

Глава 1.5. Функциональные подсистемы РСЧС, действующие на территории субъекта РФ, их задачи и возможности.

В главе указываются:

наименование и принадлежность к той или иной функциональной подсистеме территориального органа федерального органа исполнительной власти или организации, действующей на территории субъекта Российской Федерации;

задачи, решаемые в рамках РСЧС, порядок взаимодействия с ТП РСЧС субъекта Российской Федерации, установленные нормативными документами.

Глава 1.6. Состав сил и средств постоянной готовности

В главе указываются аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и организации, образующие силы постоянной готовности, их принадлежность, предназначение и порядок привлечения.

Глава 1.7. Состав общей группировки сил (БЧС)

Состав общей группировки сил и средств, принадлежность, предназначение и возможности. Порядок привлечения.

Глава 1.8. Силы и средства, выделяемые для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, их состав, задачи и возможности

Состав сил и средств, выделяемых для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, принадлежность, предназначение и возможности, порядок привлечения.

Глава 1.9. Резерв материальных и финансовых ресурсов

Наличие и порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов.

Номенклатура резервов материальных ресурсов и места хранения.

2. Содержание и методики разработки раздела

«Выводы из оценки обстановки на территории субъекта

Российской Федерации исходя из существующих рисков»

2.1. Оценка источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций

Риски возникновений ЧС техногенного характера:

2.1.1. Риски возникновения ЧС на объектах автомобильного транспорта.

В разделе указываются общие сведения, общая характеристика федеральных автомобильных дорог субъекта РФ, характеристики тоннелей, характеристика мостов, участки федеральных автомобильных дорог, подверженные воздействию опасных природных и техногенных явлений, риски возникновения ЧС на федеральной трассе, характеристика автовокзалов, схема автовокзала.

2.1.2. Риски возникновения ЧС на объектах железнодорожного транспорта.

В разделе указываются общие сведения по железной дороге, характеристика тоннелей, характеристика мостов, участки ж/д, подверженные воздействию опасных природных и техногенных явлений, риски возникновения ЧС на отделении железной дороге, характеристика ж/д вокзалов, схема ж/д вокзала, описание ж/д вокзала.

2.1.3. Риски возникновения ЧС на объектах воздушного транспорта.

В разделе указывается общая характеристика воздушных авиалиний, общая характеристика аэродромов (в том числе аэродромов малой авиации) и вертолетных площадок, сведения о резервных источниках электроснабжения на территории аэродромов. Наличие мест размещения при задержке рейсов в аэропортах. Общая информация аэропорта, общая схема аэропорта, описание общей схемы аэропорта. Информация о представительствах авиакомпании и сторонних организаций на территории аэропорта. Поэтажные схемы терминалов аэропорта, схема энергоснабжения аэропорта. Снабжение ГСМ (схема), схема трубопроводов на прилегающей территории к аэропорту.

Характеристика прилегающих ЛПУ.

2.1.4. Риски возникновения ЧС на объектах морского транспорта.

В разделе указывается характеристика морских портов, информация о судах, приписанных к морским портам, характеристика опасных участков.

2.1.5. Риски возникновения ЧС на объектах речного транспорта.

В разделе указывается характеристика рек на территории субъекта, характеристика речных портов на территории субъекта, характеристика опасных участков на реках на территории субъекта. Список организаций, контролирующих судоходство и зоны ответственности на водных объектах.

Данные по боновым заграждениям на территории субъекта, данные по сорбирующим веществам, реагентам на территории субъекта.

Сведения по пляжам субъекта.

Риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах

2.1.6. Риски возникновения аварий на ХОО.

В разделе указывается общая характеристика ХОО. Показатели ХОО. Подразделения, специализированные для работ при ликвидации аварий на ХОО. Оценка возможного ущерба в случае аварии на ХОО.

2.1.7. Риски возникновения аварий на РОО.

В разделе указывается перечень РОО. Общая характеристика РОО. Подразделения, специализированные для работ при ликвидации аварий на РОО. Характеристика защитных сооружений.

2.1.8. Риски возникновения аварий на БОО.

В разделе указывается общая характеристика БОО, подразделения, специализированные для работ при ликвидации аварий на БОО, перечень БОО.

2.1.9. Риски возникновения аварий на системах ЖКХ.

В разделе указываются риски возникновения ЧС на системах водоснабжения, общая характеристика систем водоснабжения.

Риски возникновения ЧС на системах теплоснабжения, общая характеристика систем теплоснабжения.

Риски возникновения аварий на системах газоснабжения, общая характеристика систем газоснабжения.

2.1.10. Риски возникновения аварий на объектах энергоснабжения.

В разделе указываются риски возникновения аварий на объектах энергоснабжения, общая характеристика ЛЭП на территории субъекта РФ. Общая характеристика трансформаторных подстанций на территории субъекта РФ. Общая характеристика объектов генерации на территории субъекта РФ. Наличие топлива на энергосберегающих предприятиях на территории субъекта РФ. Сведения по резервным источникам электропитания на социально значимых объектах на территории субъекта РФ. Сведения по резервным источникам электроснабжения на территории субъекта РФ. Резерв электротехнического оборудования на территории субъекта РФ.

2.1.11. Риски возникновения гидродинамических аварий.

В разделе указываются общая характеристика ГТС, характеристика скотомогильников. Характеристика населенных пунктов, попадающих в зону возможного затопления при аварии на ГТС. Зона возможного затопления, характеристика рек. ХОО, РОО, БОО, объекты экономики, попадающие в зону возможного затопления. Характеристики, ХОО, РОО, БОО, объектов экономики, попадающих в зону возможного затопления при аварии на ГТС.

2.1.12. Риски возникновения аварий на газо-, нефте-, продуктопроводах.

В разделе указывается общая информация о газо-, нефте-, продуктопроводах.

2.1.13. Риски возникновения ЧС на объектах, обслуживаемых Управлением ВГСЧ.

В разделе указываются риски возникновения ЧС на объектах, обслуживаемых Управлением ВГСЧ. Общая характеристика объектов, обслуживаемых Управлением ВГСЧ. Характеристика шахт.

Риски возникновения ЧС природного характера.

2.1.15. Риски возникновения землетрясений.

В разделе указываются сведения о сейсмологических станциях. Общая характеристика рисков возникновения землетрясений. Классификация зданий MMSK-86. Характеристики потенциально опасных объектов и объектов экономики, попадающих в зону возможного землетрясения.

2.1.16. Риски возникновения метеорологических опасных явлений (оползней, селей, лавин).

В разделе указывается общая характеристика рисков возникновения опасных геологических явлений по участкам.

Характеристика объектов экономики, попадающих в зону возможного воздействия источника ЧС.

При необходимости учитываются и другие источники рисков, характерные для территорий субъектов Российской Федерации.

2.2. Общие выводы из оценки обстановки

В разделе на основании средних многолетних наблюдений погодных условий и явлений, проведенном анализе частоты и периодичности возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) природного и техногенного характера с учетом антропогенных факторов, а также анализе существующих источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации строится прогноз возможной обстановки.

Отражается общий вывод о способности системы РСЧС субъекта Российской Федерации ликвидировать чрезвычайные ситуации с учетом погодных условий по временам года исходя из средних многолетних наблюдений по природным факторам, оказывающим влияние на выполнение задач по ликвидации ЧС. Потребность в оказании дополнительной помощи со стороны федерального центра силами и средствами, финансовыми и материальными ресурсами.

3. Основные мероприятия, проводимые органами управления

и силами РСЧС при введении различных режимов

функционирования (ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ

и ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ)

3.1. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования.

В разделе отражается перечень мероприятий, установленный нормативными документами субъекта РФ, которые должны быть выполнены при введении для органов управления и сил ТП РСЧС субъекта РФ (сил постоянной готовности, полного состава сил) режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

Указываются порядок выполнения этих мероприятий, сроки, привлекаемые силы.

В режиме ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:

подготовка нормативного документа органа исполнительной власти субъекта РФ о введении для органов управления и сил соответствующих режимов функционирования;

определение перечня органов управления, сил, а также территориальных звеньев, для которых изменяется режим функционирования в зависимости от вида ЧС;

усиление контроля за состоянием окружающей среды (изменение сроков представления информации, состава сил и средств);

организация прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий (кто выполняет и к какому сроку, в чем отличие от режима повседневной деятельности);

введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления на повседневных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях;

информирование населения о приемах и способах защиты от ЧС;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях (перечень мероприятий, привлекаемые силы и средства, финансовые затраты);

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение, при необходимости, резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение, при необходимости, эвакуационных мероприятий.

Дополнительно в режиме ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ:

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению, при необходимости, в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

3.2. Календарный план руководителя при введении для органов управления и сил ТП РСЧС субъекта РФ режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

Календарный план руководителя при введении для органов управления и сил ТП РСЧС субъекта РФ режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ разрабатывается в соответствии с Приложением N 2 к методическим рекомендациям по разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации.

4. Организация эвакуации и первоочередного

В разделе рассматриваются вопросы планирования и организации эвакуации населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (работа эвакуационных органов: эвакуационных комиссий, эвакоприемных комиссий, сборных эвакуационных пунктов, приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, пунктов посадки (высадки)), а также мероприятия экстренной (безотлагательной) эвакуации населения (без развертывания эвакоорганов).

Наличие и организация работы пунктов временного размещения населения (вместимость, места расположения).

Наличие городков жизнеобеспечения населения и порядок их функционирования.

Предварительные расчеты численности населения, подлежащего эвакуации, распределение транспортных средств по пунктам посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами.

Подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов.

Приведение в готовность имеющихся защитных сооружений (при угрозе радиационных аварий).

5. Порядок организации взаимодействия

В разделе раскрывается порядок взаимодействия по месту, времени и способам действий сил и средств ТП и ФП РСЧС в соответствии с задачами, решаемыми в составе общей группировки сил.

6. Организация управления ТП РСЧС

6.1. Наличие пунктов управления.

В разделе указывается наличие и готовность к работе повседневного (подвижного), запасного пунктов управления, места дислокации (развертывания), возможности.

6.2. Система оповещения и связи.

В разделе рассматривается готовность автоматизированных систем оповещения к приему сигналов.

Наличие и исправность технических средств оповещения личного состава, региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.

Создание комплексной системы экстренного оповещения населения при угрозе возникновения (возникновении) ЧС природного и техногенного характера.

Работа на специальных сотовых телефонах М-500 (М-633С) организовывается в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в ГУ МЧС России по г. Москве.

6.3. Порядок организации управления в повседневной деятельности и при ликвидации ЧС.

Рассматривается порядок организации управления в режиме повседневной деятельности по штатной схеме.

При организации управления в режимах ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ рассматриваются вопросы организации работы КЧС и ОПБ субъекта, оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций с привлечением должностных лиц, взаимодействующих органов управления, оперативных групп (субъекта, ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ, ГУ МЧС России по субъекту РФ, муниципальных образований, гарнизонов пожарной охраны), основные задачи, решаемые в рамках РСЧС.

ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО

УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

И СИЛ ТП РСЧС СУБЪЕКТА РФ РЕЖИМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ И ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Примерный перечень вопросов, сроки и исполнители

Время выполнения мероприятий (Ч+_)

При введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

Получение информации об угрозе (прогнозе) возникновения ЧС

Оповещение ЕДДС районов, ДДС дежурных служб об угрозе чрезвычайной ситуации. Организация оповещения населения

Доклад об угрозе (прогнозе) возникновения ЧС начальнику Главного управления

Доклад председателю КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации, высшему должностному лицу субъекта РФ об обстановке и принятие решения на введение для органов управления и сил ТП РСЧС области (сил постоянной готовности или полного состава сил) режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

Оповещение и сбор КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации (при необходимости)

Подготовка проекта нормативного документа о введении для органов управления и сил ТП РСЧС области (сил постоянной готовности или полного состава сил) режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ, в котором указываются:

ГУ МЧС; ОИВ субъекта РФ

перечень органов управлении, сил, а также территориальных звеньев, для которых вводится режим функционирования;

границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация;

состав сил и средств, привлекаемых к проведению мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации;

перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации;

должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации

Согласование и принятие документа

Принятие решения по ликвидации ЧС

Введение для (сил постоянной готовности, полного состава сил) режима функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ (в соответствии с планами)

НГУ МЧС; органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

Организация круглосуточного дежурства руководящего состава в органах исполнительной власти субъекта, органах местного самоуправления

Руководители органов исполнительной власти и местного самоуправления

Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам:

Органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

порядок действий при ожидаемой ЧС;

состав сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, районы их сосредоточения, маршруты выдвижения, сроки прибытия и готовности;

расчеты по всем видам обеспечения действий сил ТП РСЧС, привлекаемых для проведения АСДНР

Усиление диспетчерских служб в органах исполнительной власти и организациях жизнеобеспечения (ТЭК, ЖКХ, медицинские)

Руководители органов исполнительной власти и организаций

Усиление состава и сокращение сроков реагирования сил постоянной готовности РСЧС

Руководители организаций и служб

Проверка готовности органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил, предназначенных к экстренным действиям

НГУ МЧС; органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

Подготовка информационных материалов для информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации

Органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

Перевод на круглосуточную работу служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, сокращение сроков предоставления информации

Руководители организаций и служб

Представление доклада вышестоящим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях

При введении режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ из режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

Получение информации о возникновении ЧС

Оповещение ЕДДС муниципальных образований, ДДС о возникновении чрезвычайной ситуации. Организация оповещения населения

Доклад о возникновении ЧС начальнику Главного управления

Доклад председателю КЧС и ОПБ и высшему должностному лицу субъекта РФ об обстановке и принятие решения на введение для органов управления и сил ТП РСЧС области режима функционирования ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Подготовка проекта нормативного документа о введении для органов управления и сил ТП РСЧС области режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, в котором указываются:

перечень органов управления, сил, а также территориальных звеньев, для которых вводится режим функционирования;

границы зоны чрезвычайной ситуации;

состав сил и средств, привлекаемых к проведению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации;

перечень мер по обеспечению защиты населения и ликвидации чрезвычайной ситуации;

руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации

Согласование и принятие документа

Введение для полного состава сил режима функционирования ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (в соответствии с планами)

НГУ МЧС; органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

Сбор личного состава и приведение в готовность к действиям сил РСЧС второго эшелона и резерва

Руководители организаций и служб

Подготовка информационных материалов для информирования населения о факте чрезвычайной ситуации

Органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

Представление доклада вышестоящим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях

При введении режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ из режима повседневной деятельности

При возникновении чрезвычайной ситуации

Получение информации о возникновении ЧС

Оповещение ЕДДС муниципальных образований, ДДС о возникновении чрезвычайной ситуации. Организация оповещения населения

Доклад о возникновении ЧС начальнику Главного управления

Доклад председателю КЧС и ОПБ, высшему должностному лицу субъекта РФ об обстановке и принятие решения на введение для органов управления и сил ТП РСЧС области режима функционирования ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Организация сбора данных об обстановке

Подготовка проекта нормативного документа о введении для органов управления и сил ТП РСЧС области режима функционирования ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, в котором указываются:

перечень органов управления, сил, а также территориальных звеньев, для которых вводится режим функционирования;

границы зоны чрезвычайной ситуации;

состав сил и средств, привлекаемых к проведению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации;

перечень мер по обеспечению защиты населения и ликвидации чрезвычайной ситуации;

руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации

Введение для полного состава сил режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (в соответствии с планами)

НГУ МЧС; органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

Организация круглосуточного дежурства руководящего состава в органах исполнительной власти субъекта РФ, органах местного самоуправления

Руководители органов исполнительной власти и местного самоуправления

Уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по вопросам:

Органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

порядок действий при ликвидации ЧС;

состав сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, районы их сосредоточения, маршруты выдвижения, сроки прибытия и готовности;

расчеты по всем видам обеспечения действий сил ТП РСЧС, привлекаемых для проведения АСДНР

Усиление дежурно-диспетчерских служб в органах исполнительной власти и организациях жизнеобеспечения (ТЭК, ЖКХ, медицинские)

Руководители органов исполнительной власти и организаций

Усиление состава и сокращение сроков реагирования сил постоянной готовности РСЧС

Руководители организаций и служб

Подготовка информационных материалов для информирования населения о чрезвычайной ситуации

Органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и задач по предупреждению и ликвидации ЧС

Перевод на круглосуточную работу служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, сокращение сроков предоставления информации

в течение всего периода

Руководители организаций и служб

Представление доклада вышестоящим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА

РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛОВ «ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ

УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ПО ВИДАМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»

1. Сценарии чрезвычайной ситуации при различных

Рассматриваются сценарии развития ЧС с учетом максимально возможных неблагоприятных факторов.

2. Замысел действий при угрозе и возникновении ЧС

В разделе указываются мероприятия, на которых необходимо сосредоточить основные усилия с целью достижения наиболее эффективного выполнения задач по ликвидации ЧС с учетом приоритетных вопросов, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, попавших под воздействие источника ЧС, а также осуществляющих ликвидацию его последствий.

Указывается последовательность проведения работ по ликвидации ЧС, направленных на достижение наиболее эффективного выполнения задач с учетом применения высокотехнологичных образцов техники, инструментов и материалов с указанием способов и методов (методик) решения вопросов ликвидации ЧС.

Осуществляется распределение сил РСЧС по эшелонам с указанием количественных показателей людских ресурсов и техники с наименованием подразделений (организаций) и ведомственной принадлежностью.

Силы и средства первого эшелона

Должность, фамилия, инициалы (телефон старшего)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *