Что определяет образовательную и воспитательную значимость подвижной игры
Консультация для педагогов «Подвижные игры как средство физического и всестороннего развития дошкольников»
Светлана Серебренникова (Фортова)
Консультация для педагогов «Подвижные игры как средство физического и всестороннего развития дошкольников»
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. По результатам анкетирования всего 7% уделяют внимание подвижным играм. Подвижные игра – важное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному нравственному, эстетическому развитию ребенка, оздоровлению и укреплению организма ребенка, повышению двигательной активности, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Планируя подвижные игры,следует учитывать:
• общий уровень физического и умственного развития,
• уровень развития и двигательных умений,
• состояние здоровья каждого ребенка,
• индивидуальные типологические особенности,
• особенности режима дня,
• место проведения игры,
Рассмотрим образовательное, воспитательное, оздоровительное значение подвижных игр.
Образовательное значение подвижных игр заключается, прежде всего, в прекрасной возможности получения ребенком новых системных знаний о подвижных играх как средстве и методе физического воспитания, самосовершенствования, о возможностях своих телесно-двигательных проявлений в игре, самопознании.
В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих. Игра дает широкие возможности для познания посредством активной деятельности реального мира, уверенного вхождения ребенка в мир социума.
Воспитательное значение подвижных игр, прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия.
Воспитательное значение подвижных игр заключается в объективной оценке каждым игроком его роли в содержании и организации игры. Педагогическое мастерство организатора подвижной игры заключается в создании представления о несомненной важности каждой роли участника, о каждой выполняемой функции в организации и ведении игры.
Оздоровительное значение подвижных игр выражается в конкретном влиянии применения их средств на развитие двигательных качеств и достижение кондиционного уровня физической подготовленности ребенка. Технологически верное применение ценностей подвижных игр с обязательным учетом психофизических особенностей детей определенного возраста является важным условием благотворного воздействия на рост антропометрических показателей, достижение оптимальных для возраста весоростовых показателей, опорного и суставно-связочного аппарата, мышечной системы детей, их осанки, положительного взаимовлияния практически всех систем и функций организма.
Подвижная игра, всегда связана с эмоциями — сменой положительных, в случае хорошего ситуационного, промежуточного и конечного результата, на отрицательные — при неудачах. Смена эмоций средствами игры является важнейшим способом укрепления нервной системы, развития в ребенке самоуправляемости, контроля нервных проявлений управления эмоциями.
Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.
Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:
1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).
2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений. К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека. В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.
3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения. Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.
4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.
5. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
6. Самостоятельную группу представляют игрыспортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.
Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх.Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. П. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.
По своей организации подвижные игры чаще всего коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей.
В структуре подвижной игры выделяют содержание, двигательные действия и правила.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры. Правила в подвижнойигре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры. Например, в игре «Гуси-лебеди» первое правило требует, чтобы «гуси» находились на лугу до тех пор, пока их не позовет «хозяйка», и бежать им можно только на окончание слов диалога. Второе правило запрещает «волку» ловить «гусей» раньше, чем они побегут домой. При этом «волк» имеет право только пятнать «гусей», а «гуси» должны считать себя пойманными, если «волк» до них дотронется.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.
Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также на прогулках. На каждый месяц планируется 2-3 новые игры и повторение 4-5 уже знакомых подвижных игр.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,«Стой!» и др.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Практика показывает, что воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру,часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствование движений в подвижной игре.
На слайде вы видите этапы развития подвижной игры
1. Выбор игры
2. Создание интереса детей к игре
4. Организация играющих
5. Объяснение правил игры
6. Распределение ролей
7. Разметка площадки
8. Раздача инвентаря и атрибутов
9. Сигнал на начало игры
10. Проведение игры
11. Сигнал на окончание игры
12. Педагогический анализ игры
Важно помнить, что исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.
Порядок этапов может меняться местами, в зависимости от содержания игры, но нельзя нарушать №№ 9,10,11,12.
Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель заранее подбирает игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности игрового действия.
Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей. Необходимо варьировать способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений.
«Игры с игрушками как средство всестороннего развития ребенка» Основными атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное,.
Чувашские народные игры, как средство физического развития детей Народные игры имеют важное значение в формировании личности ребёнка. В играх воспитываются любовь и уважение к своему народу, формируется.
Дошкольный туризм как средство всестороннего развития личности ребёнка Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а оздоровительная деятельность дошкольного.
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников» Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово «эксперимент»произошло от греческого.
Консультация для педагогов «Кубанские народные игры как средство нетрадиционного оздоровления дошкольников». «Кубанские народные игры как средство нетрадиционного оздоровления дошкольников». 1 слайд Здоровье человека в значительной мере определяется.
Практикум для воспитателей «Хороводные и подвижные музыкальные игры как средство оздоровления дошкольников в летний период» Хороводные и подвижные музыкальные игры как средство оздоровления и повышения двигательной активности дошкольников в ходе летней оздоровительной.
Работа по обобщению педагогического опыта «Игра как средство физического развития дошкольников». Продолжение Применение игрового метода при обучении игре в баскетбол. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала обучения. Используя.
Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста Русские народные подвижные игры как средство развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость воспитания.
Создание условий для всестороннего развития дошкольников посредством игры Хочу поделиться с Вами опытом своей работы по созданию условий для всестороннего развития дошкольников по теме «Ателье».Самым главным и.
Воспитательное значение подвижных игр
Большое влияние подвижные игры оказывают на воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, которые развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы). Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. Игры с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.
Велико значение подвижных игр и в нравственном воспитании ребенка. Игры развивают у детей чувство товарищества и ответственности за действия друг друга. Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интересов команды: уступить мяч товарищу, находящемуся в лучшем положении, стараться выручить попавшихся в «плен» и т.п.
Подвижные игры способствуют художественному воспитанию детей. В играх детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, большое место занимает творческое воображение: простая палка может быть и лошадью, и ружьем, и саблей и т.п.
Игры, отражающие окружающую действительность, построены на разыгрывании событий с распределением ролей, в исполнение которых дети вносят свое творческое воображение, которое в процессе таких игр развивается и совершенствуется. Они содействуют развитию ощущений и восприятий, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем их мире, приучают к наблюдательности, а также к логическому мышлению.
Организованные музыкальные и хороводные игры развивают у детей музыкальность, в этих играх ребенок проявляет свои первые танцевальные способности.
В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направлении.
1. Какое влияние могут оказывать подвижные игры на здоровье детей школьного возраста?
2. Какое образовательное значение имеют подвижные игры для школьников?
3. Какие качества можно воспитать у учащихся применяя на занятиях подвижные игры?
4. Можно ли при помощи подвижных игр воспитывать различные свойства и качества личности школьников?
1. Былеева Л.В. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов физической культуры /Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова [и др.]. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – С. 20-24.
Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка, методика организации развивающих и подвижных игр «Ярмарка подвижных игр»
Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребенка
Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Известно, что у ребят усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме имеет то преимущество, что в игре ребенку понятна сама необходимость новых знаний и способов действия.
Если на занятиях дети выполняют задания взрослого, то в игре они решают собственную задачу.
Методика организации развивающих игр
Развивающие игры мы проводим чаще всего в помещении, в условиях класса, школы. Этих игр существуем много. Например, «Чьи это слова?»:
— Кто, в какой книге, и о ком сказал: «Он с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле жил человек своим трудом и не был в кабале?»
Методика проведения познавательных игр всем известна.
Если в подвижных играх командное соревнование, то тут чаще всего на лучшего и сообразительного ученика, на личное первенство.
«Конкурс смекалки»- это комплексная игра-соревнование, охватывающая самые различные виды деятельности детского коллектива. Продолжается она весь учебный год.
Условия конкурса краткие, четкие, ясные:
ответы на задачи-задания сдаются в письменном виде (вопрос переписывать не надо). Надо указать имя, фамилию, класс, номер задачи и решение;
б) за правильный ответ, решение присуждается один балл;
г) зачет в игре лично- командный: балл получит не только участник, но и его класс;
д) участники и коллективы, набравшие число баллов, по окончании игры награждаются призами.
В наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги неизмеримо возрастает. А читают современные дети все меньше и меньше, т.к. существует жесткая конкуренция телевизора, компьютера и т.п.
Решая литературные кроссворды, также желательно указывать автора литературного произведения и его название, даже если они не фигурируют в вопросах.
Произведенные специалистами исследования показали, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности детей является целенаправленное использование перемен и послеурочного времени в виде игр и спортивных развлечений. Это обеспечивает правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности.
Приступая к проведению игры, воспитатель располагает учащихся таким образом, чтобы все участники хорошо его видели и слышали, объясняет содержание и правила игры. Основные движения игроков воспитатель показывает сам, а взаимодействие между несколькими игроками с помощью играющих. Он указывает назначение линий, проводимых на площадке. Обязательно надо предупредить о сигналах, которые будут даваться для начала и остановки игры.
Надо четко ограничить пределы игровой площадки, чтобы не возникали споры, связанные с переходом через линии.
При проведении игры на местности очень важно выбрать точные правила или, если сделать это затруднительно, назначить в каждой команде посредников, которые на месте разрешают возникающие споры. К проведению игр желательно привлекать старшеклассников.
При проведении игр на новом месте обязательно осмотреть состояние площадки или помещения и устранить все, что может быть причиной травм.
Подвижных игр существует очень много. Классификация их сложная; буду говорить о тех играх, которые нам приходится проводить в процессе работы с детьми. Это:
б) спортивные игры и состязания,
г) «Ярмарка подвижных игр».
Подвижные игры разделяются на игры малой, средней и большой интенсивности.
Игра малой интенсивности.
2) Игра средней интенсивности с бегом отдельных ребят.
Длительность игры устанавливается по усмотрению руководителя. Побеждает команда, которая к концу игры будет иметь больше пленников.
3) Игры большей интенсивности. Сюда можно отнести всевозможные салочки или пятнашки. Например, салочки с ленточками. У каждого из играющих за воротничком ленточка длиной 35-40 см, а водящий этой ленточки не имеет. Он бегает за играющими, стараясь выхватить у них ленточку. У кого он выхватит ленточку, тот становится водящим. Игра продолжается.
Салки по-турецки. Для спасения от преследующего «пятнашки» надо присесть по-турецки, т. е. скрестить ноги.
Салочки с домиками на одного, двоих и т. д. В этих играх все дети бегают. Эти игры большой интенсивности. Длительность игры устанавливает руководитель.
Методика организации и проведения подвижных игр
Организовать игру могут взрослые, а могут сами дети, а руководить игрой должны взрослые.
Теоретическая подготовка и планирование в свою очередь состоят из:
а) знание живых игр,
б) изучение теории из сборника игр,
в) планирование в соответствии с общим планом работы и индивидуальными особенностями воспитанников и воспитателя.
Организация игры подразделяется на следующие разделы:
а) объяснение игры или показ игры,
б) обеспечение времени, места и инвентаря,
в) организация играющих, выборы ведущего, водящих, команд и др.
г) контроль за ходом игры, поведением играющих,
д) регулирование интенсивности и длительности игры. Завершение игры.
Оценка игры и поведения играющих, рекомендации на будущее.
Прежде всего надо говорить о хорошем, подчеркнуть удачи ребят. Сделать это надо кол-лективно.
Дифференцированный подход к учащимся требуют учета возраста, пола, состояние здоровья, уровня физической подготовленности, психологических черт характера каждого ученика. Для этого надо постоянно наблюдать за каждым играющим, беседовать, иметь объективные сведения о его здоровье от врача.
Дети с ослабленным здоровьем требуют особенно тщательного индивидуального подхода. Их надо удерживать от больших напряжений, но в то же время постоянно увеличивать нагрузку за счет большей продолжительности участия в игре.
«Ярмарка подвижных игр» (из опыта работы)
Подобрать 10-12 игр: «Заяц и морковка», «Переход через болото», «Танец с картошкой», «Витязи», «Проворные мотальщики», «Петушиный бой», «Перетягивание каната», «Бег в мешках», «Узнай номер» и др.
Приготовить реквизит для каждой игры (канат, мешки, морковку, рисунок с изображением зайца, листочки с двузначными номерами, булавки, повязки на глаза и т.д. )
За 5-6 дней до праздника педагогу надо провести все эти игры со своим классом (2-3 игры в день). Потом выбрать из числа детей по 2 игровика на каждую игру и предложить им провести эти игры самостоятельно со своими товарищами.
Выдать игровикам судейские свистки, по сигналу которых начинается или заканчивается игра.
Из плотной бумаги вырезать кружочки и написать на них свою фамилию. Это будут жетоны, которые игровики выдают победителям ( по одному за каждый выигрыш).
Ярмарку лучше всего проводить на улице, где легко рассредоточить детей, избегая большого скопления в одном месте.
В назначенный день и час дети всей школы (лагеря) выходят на улицу. Игровики приглашают их поиграть, объясняют им правила игры и проводят эти игры.
Победители получают жетончики и, набрав нужное количество для покупки, бегут «в магазин» и получают призы. Ими могут быть игрушки, конфеты, надувные шарики, поделки кружка «Умелые руки» или «Мягкая игрушка».
Игровики (а их на каждой игре по два) во время праздника чередуются. Это дает возмож-ность им самим быть участниками.
Во время проведения игр включить веселую музыку, иногда можно объявить снижение «цен».
В конце праздника поблагодарить и наградить игровиков, убрать территорию.
В празднике игр принимает участие с большим интересом все дети. Игры дарят им массу положительных эмоций. Каждая победа, каждый приз сопровождается детской радостью.
Этот праздник можно рекомендовать для проведения в любой школе (лагере).
Описание некоторых подвижных игр и методика их организации.
В салки можно играть на коньках, на лыжах, на велосипеде, плавая, ныряя, перекидываясь мячом. Есть салочки с «домиками» (начерченные на земле кружки), когда нельзя салить преследуемого, если он встал в свободный домик. Бывают салки с «домиками на двоих», когда нельзя салить игроков, схватившихся за руки, с «домиками в ряд», когда нельзя салить ребят вставших в ряд из четырех человек. Еще легче спасаться от салки в игре «салочки- приседалочки», где нельзя салить присевшего, в «пятнашках по-турецки», где нельзя салить присевшего по-турецки, т.е скрестив ноги.
Когда хочется не просто состязаться, но и просто повеселиться, в таком случае надо предложить веселую эстафету.
Например, каждая пара игроков из одной команды прежде чем бежать, встает спиной друг к другу и сцепляется сзади согнутыми в локтях руками, продев их под локти напарника. Таким образом, после старта один торопится бежать лицом вперед, другой поспевает как может спиной вперед.
1. Разыграть мимическую сценку «У зубного врача», «На рыбалке», «У фотографа».
2. Сочинить маленький рассказ по началу, например: «До полета осталось 5 минут:»
3. Изобразить известную картину «Охотники на привале» Перова, «Опять двойка» Решетникова и др. и оживить её (показать дальнейшее развитие событий).
4. Составить сюиту из танцев разных народов.
5. Произнести с разной интонацией одно и то же слово, фразу, например: «Неплохо!», «Ну и ну!», «Пустите, пожалуйста» (на подготовку 10-15 минут.) Команды собира- ются и начинают свои выступления.
Оценку выполнения заданий может вести специально выбранное жюри.
Конкурс барона Мюнхгаузена