Что определяет качественное своеобразие историческую специфику любого общества
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10
» xml:lang=»-none-» lang=»-none-«>PAGE 20
[1]
Контрольный тест по курсу «Социология»
Контрольный тест по курсу «Социология»
Тема 1. Предмет социологии
1.1. В структуре социологии выделяют два уровня познания общества:
а) микросоциология и макросоциология ;
б) гносеология и онтология;
в) фундаментальная социология и прикладная.
1.2. Какой метод считали основным методом социологии О.Конт и Г.Спенсер?
1.3. Предмет социологии это:
а) социальные отношения и социальные взаимодействия ;
б) межличностные взаимодействия людей;
Тема 2. Основные вехи истории развития социологической науки
2.1. Когда впервые появился термин «социология»?
в) в первой половине XX в.
2.2. Кем впервые в научный оборот был введен термин «социология»?
2.3. Что означает термин «социология»?
а) учение об обществе как целостной системе ;
б) науку, изучающую человека;
в) науку, изучающую политическую систему общества.
2.4. Какого известного немецкого социолога называют «великим буржуазным антиподом К. Маркса»?
2.5. Как называется направление в социологии, возникшее в конце XIX века, представители которого пытались свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора?
а) это известные деятели международного рабочего движения;
б) это сторонники структурного функционализма;
в) это известные западные экономисты.
а) это философы-позитивисты;
б) это сторонники структурного функционализма;
2.8. Где понятие «социальный характер» является центральным?
а) «психология толпы» Г. Лебона ;
б) психологический эволюционизм Ф. Гидденса;
в) неофрейдизм Э. Фромма.
2.9. Какая концепция рассматривает общественную жизнь как результат взаимодействия людей?
а) « формальная школа» Р. Парка;
б) структурный функционализм Т. Парсонса;
в) «теория конфликта» Г. Зиммеля.
2.10. Какая школа рассматривает социологию как поведенческую науку?
а) «Основания социологии»;
б) « Система социологии»;
в) «Социальные системы».
Тема 3. Социальное взаимодействие и социальные системы
3.1. Как рассматривали общественную жизнь представители эволюционизма О. Конт и Г. Спенсер
а) как особый вид социальной системы ;
б) как автоматически действующий «механизм»;
в) как организм, который не является совокупностью отдельных
организмов, а наделен индивидуальной целосностыо.
3.2. Как рассматривал социальный прогресс Г. Спеисер?
а) как результат возникновения и разрешения социальных противоречий;
б) как степень развития производительных сил;
в) как уменьшение степени зависимости личности от общества.
3.3. Какое понятие подходит под определение: «Переход разрозненных индивидов, находящихся в естественном состоянии, к национально- государственному состоянию через взаимные ограничения и перенесению прав друг на друга»?
в) общественный договор.
3.4. Какое понятие подходят под определение: «Способ регуляции и саморегуляции какой-либо социальной общности, обеспечивающий ее единство и целостность»?
б) социальный контроль ;
3.5. Каковы основные функции социального контроля в сфере труда?
а) формальная и неформальная ;
б) оценочная, стимулирующая и укрепление трудовой дисциплины;
в) групповая и индивидуальная.
3.6. Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок:
в) социальный контроль.
3.7. Какое понятие подходит под определение: «Состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно»?
3.8. Как называется направление в современной западной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования социальной жизни?
а) структурный функционализм;
б) институциональная социология ;
в) неомарксизм франкфуртской школы.
3.9. Представители какого направления в современной социологии рассматривают обмен различными типами деятельности как фундаментальную основу общественных отношений?
б) анализ социальных связей;
в) теория социального обмена.
3.10. Назовите основные виды социальных взаимодействий, выделенные одним из основателей чикагской школы социальной экологии Э.Р. Парком?
а) антагонистические и неантагонистические;
б) борьба за власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценка ценностей;
в) соревнование, приспособление, ассимиляция, социальный конфликт.
Тема 4. Основные виды социальной деятельности и их изучение в частных социологических дисциплинах
4.1. Когда произошло оформление науки как социального института?
4.2. Найдите понятие, соответствующее данному определению: «Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическое осмысление объективных данных о действительности, а также результат этой деятельности»;
4.3. Как называется процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков?
4.4. Деятельность субъекта управления по изменению отношения целевой группы к политическому лидеру называется :
а) репутационной деятельностью;
в) управлением мировоззрением группы.
4.5. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» дается социологический анализ становления семьи, различных форм брака. Кому принадлежит заслуга в разработке этой проблемы?
4.6. Какая категория характеризуется данным определением: «Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью»?
4.7. Какая категория характеризуется данным определением: «Исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и отношения»?
4.8. Если под одной крышей живут несколько родственных семей, больше двух поколений, то такая семья является:
4.9. Многоженство разрешается исламом и существует в некоторых странах. Такие формы брака называются:
4.10. Какая наука изучает религию как социальный институт, ее генезис, роль и место в обществе?
Тема 5. Социальные общности
5.1. Что понимается под социальной группой?
а) любой коллектив, реальный или воображаемый, с которым индивид соотносит свое поведение или будущее;
б) группа, представляющая собой определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;
в) относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения.
5.2. Как называется теория, разрабатывающая проблемы функционирования в обществе различных социальных групп?
а) теория среднего уровня;
б) теория социокультурной динамики;
5.3. «Свойство этического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы» какое понятие подходит под данное определение?
5.4. «Исторически возникший вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией» к какому понятию относится это определение?
5.5.«Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности» к какому понятию относится это определение?
а) национальные отношения;
б) производственные отношения;
в) общественные отношения.
5.6. Как определить одним словом деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, а также нациями и государствами?
5.7. Как называется группа, к которой индивид принадлежит в настоящее время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы: образ жизни, доход, престиж, статус?
а) первичная группа;
б) референтная группа ;
Тема 6. Социальные институты
6.1. Какое понятие подходит под определение: «Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему общества»?
а) социальная общность ;
б) социальная организация;
в) социальный институт.
6.2. Как рассматривали известные американские социологии Дж.К. Хоманс и П. Блау возникновение и развитие социальных институтов и организаций общества?
а) как результат естественной эволюции общества;
б) как результат взаимодействия производительных сил и производственных отношений;
в) как результат развития обменных отношений
6.3. Как называются институты, определяющие ролевую структуру общества по самым различным основаниям от пола и возраста до вида занятий и способностей?
6.4. Как называются институты, определяющие допустимые рамки независимых по отношению к нормам общества действий во имя личных целей и санкций, карающих выход за эти рамки?
6.5. Какое понятие подходит под определение: «Произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом определенные функции для наиболее эффективной деятельности»?
а) социальный институт;
б) социальная организация ;
в) социальная группа.
6.6. Главные функции социальных институтов:
а) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность;
б) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость;
в) давать дипломы выпускникам.
6.7. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт:
6.8. Процесс и результат появления в обществе социального института это:
6.9. Дисфункция социального института проявляется в следующем:
а) институт полностью удовлетворяет важнейшие общественные потребности;
б) институт не эффективен, его престиж падает в обществе ;
в) институт является престижным, авторитетным в обществе.
6.10. Какое понятие объединяет следующие категории: разделение труда, семья, собственность, армия, брак, образование?
а) социальная структура;
б) социальные отношения ;
в) социальные институты.
Тема 7. Общество как целостная система
7.1. Что означает понятие «традиционное общество»?
а) доиндустриальное европейское общество с замедленными темпами развития;
б) социалистическое общество;
в) общество, в котором сильны христианские традиции.
7.2. Что определяет качественное своеобразие, историческую специфику любого общества, его тип, социальную структуру и социальные институты?
а) соотношение политических партий и движений;
б) уровень развития производительных сил ;
в) отношения собственности.
7.3. Как называется общество, для которого характерно рациональное познание мира, критицизм и индивидуализм?
а) общественно-экономическая формация;
б) закрытое общество ;
в) открытое общество;
7.4. Как называется концепция, занимающая одно из ведущих мест в современной социологии и футурологии, согласно которой информатика, компьютеры и микроэлектроника определяют развитие социальной системы, выступают как средство создания новых социальных надклассовых и наднациональных структур?
а) теория технотронного общества;
б) теория индустриального общества;
в) теория информационного общества.
7.6. Как называется одна из основных концепций современной западной социологии, усматривающая в современном развитии общества преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем - капитализма и «постсоциализма» и их последующему синтезу в «смешанное общество»?
а) теория «стадий роста»;
б) теория «информационного общества»;
7.7. Что обозначает широко распространенный в западной социологии термин «постиндустриальное общество»?
а) общество, которое будет существовать в XXI в.;
б) европейское общество конца XIX начала XX вв.;
в) современное западное общество.
7.8. Что включается в понятие «социальная структура общества»?
а) социальная инфраструктура;
б) структура занятости населения;
в) социально-профессиональная структура.
7.9. Подберите определение к понятию «социальная стратификация»:
а) система признаков социального расслоения, неравенства;
б) теория перемещения индивидов из одного социального слоя в другой;
в) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.
7.10. Подберите определение к следующему понятию; «Переходы людей из одних социальных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) либо движение к более низким иерархическим позициям (социальная деградация)»:
а) номенклатурная карьера;
б) социальная мобильность ;
в) карьера и антикарьера.
7.11. Когда появился термин «культура» в его современном значении?
7.12. К какому понятию относится определение: «Система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которой люди организуют свою жизнедеятельность»?
а) средства массовой информации;
Тема 8. Взаимосвязь личности и социальной среды
8.1. Что является проявлением высших потребностей человека, согласно теории «иерархии потребностей» А. Маслоу?
а) витальные потребности;
б) культурные потребности;
8.2. Результатом процесса социализации является;
а) формирование личности ;
б) формирование темперамента;
в) получение образования.
в) с началом трудовой деятельности.
8.4. Социальный статус показывает:
а) какое поведение общество ждет от индивида;
б) какое место занимает индивид в обществе или группе;
в) в какой социальной среде формируется личность.
8.5. Достигаемый статус
а) достается через личные усилия и конкуренцию;
б) достается при рождении;
в) навязывается обществом вне зависимости от заслуг и усилий личности.
8.6. Ожидаемое поведение индивида называется:
а) социальный статус;
в) девиантное поведение.
8.7. Девиантное поведение это :
а) одобряемое поведение;
б) неодобряемое поведение.
в) отклоняющееся поведение, которое может быть как одобряемым, так и неодобряемым,
8.8. «Общепризнанное влияние личности на окружающих, основанное на знаниях, опыте и нравственных достоинствах». К какому понятию относится данное определение?
8.9. К какому понятию относится определение: « Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит»?
а) социальная адаптация;
8.10. Как называется ситуация, при которой социальный и личный статус приходят в противоречие друг с другом и индивид вынужден предпочесть один другому?
б) статусный конфликт ;
в) маргинальный статус.
Тема 9. Коллективные действия и социальные движения
9.1. Как называется направление в современной социологии, которое объясняет социальное поведение и жизнь общества через свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп?
б) теория социализации;
9.2. Как называется теория, претендующая на описание и объяснение социальных и личностных отношений современного общества с точки зрения возрастания роли народных масс в истории, причем этот процесс рассматривается как преимущественно негативный, как общественная патология?
а) теория исторического материализма ;
б) теория «массового общества»;
в) теория «подражания».
9.3. Как называется теория, претендующая на объяснение поведения человеческих множеств, которые объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие, между которыми имеет характер усиления эмоций?
а) теория массовых коммуникаций;
б) теория «подражания»;
9.4. Кто является автором популярной на рубеже XX в. книги «Психология толпы»?
9.5. Как называются концепции, предметом исследования которых являются массовые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно?
б) « психология толпы»;
в) теории коллективного поведения.
а) возможностью прямого применения силы (насилия);
в) личностными качествами.
9.7. Как называется господство, основанное на исключительных качествах, приписываемых лидеру?
Тема 10. Социальные конфликты
10.1. Современная социология выработала две формы описания конфликтов:
а) процессуальную и структурную;
б) динамическую и статическую;
10.2. Обычно в социальном конфликте выделяют :
а) 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешение конфликта, послеконфликтную;
б) 2 стадии: предконфликтную и послеконфликтную;
в) 3 стадии: социальной напряженности, конфликтную и после- конфликтную.
10.3. Конфликтное поведение это:
а) действия, направленные на блокирование достижения противоположной стороной ее целей, интересов, намерений;
б) действия, основанные на применении силы противоположной стороной;
в) поиск компромисса с действиями противоположной стороны.
10.4. Кто понимал социальное напряжение как тенденцию к нарушению равновесия в балансе обмена между двумя или более элементами системы?
10.5. Компромисс в социальном конфликте представляет собой:
а) реализацию конфликтующими сторонами своих интересов путем взаимных уступок;
1.6. Культура и цивилизация
Понятие «культура» имеет множество значений. Сам термин — латинского происхождения. Изначальный его смысл — обработка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использования. Таким образом, термин «культура» предполагал изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В переносном смысле культура — это улучшение телесных и духовных качеств человека, например культура тела, духовная культура. В широком смысле, культура — это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах. К материальным ценностям относятся все предметы материального мира, созданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия труда и др. Духовная сфера включает в себя литературу, искусство, науку, образование, религию. Культура предстает как сотворенная человеком так называемая «вторая природа», стоящая над природой естественной. Главная особенность культуры — ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого общества культуры не существует. Культура характеризует как развитие определенных исторических эпох, наций и народностей (культура первобытного общества, античная культура, культура русского народа), так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности (культура труда, культура быта, нравственная культура, художественная культура и т.д.).
Уровень и состояние культуры можно определить исходя из развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и высокую культуру. На определенных этапах может последовать вырождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения культуры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее носителями, остались верны своей культурной традиции.
На первобытнообщинной стадии развития человек был неотъемлемой частью рода, общины. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные элементы развития общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.
Другой особенностью жизни первобытного общества был ее «естественный» характер. Родоплеменные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений стал одновременно переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.
Понятие цивилизации весьма многозначно. В него часто вкладывается самое разное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры (человек культурный и цивилизованный — характеристики равнозначные), и как нечто ей противостоящее (например, физический комфорт общества в противоположность культуре как началу духовному).
Цивилизация — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми. Переход от варварства к цивилизации — это процесс, продолжавшийся длительное время и отмеченный многими новациями, такими как приручение животных, становление земледелия, изобретение письменности, появление публичной власти и государства.
В настоящее время под цивилизацией понимается то, что дает комфорт, удобство, обеспечиваемое техникой. Еще одно из современных определений этого понятия — следующее:цивилизация — это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.
Философами прошлого понятие «цивилизация» толковалось иногда в негативном смысле как общественное состояние, враждебное гуманным, человеческим проявлениям социальной жизни. О. Шпенглер считал цивилизацию этапом упадка культуры, ее старения.
В XX в.цивилизационный подход к истории был разработан представителями западноевропейской и американской политической мысли.
Критерием видового многообразия народов и государств у них было принято понятие цивилизации с присущими им характерными признаками: культура, религия, развитие технологии и т.д. В зависимости от подхода к понятию цивилизации выделяют следующие типы цивилизаций:
— в соответствии с периодами исторического развития — древние, средневековые и современные цивилизации;
— в соответствии со спецификой развития —восточные, западные и смешанные цивилизации;
— в соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов —первичные (государство является политико-религиозной организацией) и вторичные (государство отличается от религиозной организации);
— в соответствии с уровнем экономического развития — доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.
Английский историк А.Тойнби предложил свою классификацию цивилизаций, под которыми он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. В соответствии с этими критериями он выделил более 20 цивилизаций, существовавших на протяжении мировой истории (египетскую, китайскую, арабскую и т.д.). Обладая своей спецификой, разные цивилизации могли в течение десятилетий и даже столетий существовать параллельно, взаимодействуя между собой.
Достоинством цивилизационного подхода является обращение к духовным, культурным факторам развития, которые, несомненно, оказывали значительное воздействие на общество. В то же время этот подход подвергается серьезной критике по следующим причинам. Понятие «цивилизация» не имеет однозначного определения и употребляется в разнообразных, иногда не совпадающих смыслах. Цивилизационный подход недооценивает социально-экономические аспекты развития общества, роль производственных отношений и деление общества на классы как факторы, влияющие на специфику его возникновения и функционирования. О недостаточной разработанности цивилизационной типологии свидетельствует множественность оснований классификации цивилизаций.
Идеи о цивилизации остались за рамками изучения марксизма — господствовавшей в нашей стране в XX в. идеологии. Тем не менее некоторые аспекты вопроса развития цивилизации встречаются в трудах Ф. Энгельса. Анализируя переход от первобытно-общинного строя к цивилизации, он выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и, в особенности, отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого — появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.
С современной точки зрения в основе всемирной истории лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. В соответствии с этой концепцией исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Науке известно множество определений понятия «цивилизация». Как уже упоминалось, долгое время цивилизация рассматривалась как этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Сегодня исследователи признают такое определение недостаточным и неточным. Под цивилизацией понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
По мнению ряда исследователей цивилизации решительным образом отличаются друг от друга, так как основываются на несовместимых системах социальных ценностей. Вместе с тем данный подход, доведенный до его крайнего выражения, может привести к полному отрицанию общих черт в развитии народов, элементов повторяемости в историческом процессе. Так, русский историк Н.Я.Данилевский писал, что не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Эта теория расчленяет всемирную историю во времени и в пространстве на изолированные и противопоставляемые друг другу культурные общности.
Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, вера, обусловливающие определенное отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории. В связи с этим в каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы — биосоциальную, экономическую, политическую и культурную, имеющие в каждом конкретном случае свою специфику.
Историки выделяют древнейшие цивилизации, такие как Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет, а также цивилизации Средневековья. Все они относятся к так называемым доиндустриальным цивилизациям.
Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно.
Особым типом цивилизации стала европейская, которая начала свой разбег в эпоху Возрождения. Она основывалась на других ценностях. Среди них — значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного.
Новое время стало периодом развития индустриальной цивилизации. Начало ей положила промышленная революция, символом которой стала паровая машина. Основу индустриальной цивилизации составляет экономика, в рамках которой постоянно что-то меняется, улучшается. Таким образом, индустриальная цивилизация динамична.
Сейчас, в начале XXI в., происходит становление постиндустриальной цивилизации, основанной на приоритете информации и знаний. Символом постиндустриальной цивилизации стал компьютер, а целью — всестороннее развитие личности.
Цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное существование самой культуры.
Связь культуры и цивилизации была замечена давно. Часто эти понятия отождествлялись. Развитие культуры рассматривалось как развитие цивилизации. Различие между ними состоит в том, что культура — это результат самоопределения народа и индивида (культурный человек), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта. Комфорт требует определенных моральных и физических уступок от цивилизованного человека, идя на которые он уже не имеет ни времени, ни сил для культуры, а иногда даже пропадает внутренняя потребность быть не только цивилизованным, но и культурным.
Все эти разнообразные характеристики цивилизации неслучайны, они отражают некоторые реальные стороны и особенности исторического процесса. Однако их оценка часто бывает односторонней, что дает основание для критического отношения к многочисленным концепциям цивилизации. Вместе с тем жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации и выявления его реального научного содержания. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средство этого преобразования — человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форму социальной организации культуры, обеспечивающую ее существование и продолжение. Цивилизация — понятие не только узконациональное, но и глобальное. Такой подход позволяет более определенно уяснить природу многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили сложную экологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблем современной цивилизации, для решения которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. За рамки государственных границ выходят и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание.
В современной науке уже давно идет спор: движется мир к единой цивилизации, ценности которой станут достоянием всего человечества, или сохранится либо даже усилится тенденция к культурно-историческому многообразию, и общество будет представлять собой совокупность самостоятельно развивающихся цивилизаций.
Сторонники второй позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития любого жизнеспособного организма (в том числе сообщества людей) лежит разнообразие. Распространение же единых, общих для всех народов ценностей, культурных традиций, жизненных укладов положит конец развитию человеческого общества.
Весомые аргументы есть и у другой стороны: утверждается и подкрепляется конкретными фактами общественно-исторического развития, что некоторые важнейшие, выработанные определенной цивилизацией формы и достижения получат всеобщее признание и распространение. Так, к ценностям, зародившимся в европейской цивилизации, но приобретающим сейчас общечеловеческое значение, относят следующие.
В сфере производственно-экономических отношений — это достигнутый уровень развития производительных сил, современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рынка. Опыт, накопленный человечеством, показывает, что оно не выработало пока никакого иного механизма, который позволял бы более рационально соизмерять производство с потреблением.
В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.
В духовно-нравственной сфере общее достояние всех народов составляют великие достижения науки, искусства, культуры многих поколений, а также общечеловеческие моральные ценности.
Главным фактором развития современной мировой цивилизации становится стремление к единообразию. Благодаря средствам массовой информации миллионы людей становятся свидетелями событий, происходящих в разных частях Земли, приобщаются к различным проявлениям культуры, что унифицирует их вкусы. Обыденным явлением стало перемещение людей на большие расстояния, в любую точку планеты. Все это свидетельствует о глобализации мирового сообщества. Под этим термином понимается процесс сближения народов, между которыми стираются культурные различия, и движение человечества к единой социальной общности.
1. Дайте развернутое определение понятию «культура».
2. Что такое цивилизация? Как объяснялось это понятие философами прошлого?
3. В чем состоит взаимосвязь культуры и цивилизации?
4. В чем состоит сущность цивилизационного подхода к истории?
5. В чем особенности марксистского понимания цивилизации?
6. В чем состоят особенности современной цивилизации? Какие проблемы стоят перед современной цивилизацией?
7. Какие цивилизации существовали в истории человечества? Назови те их отличительные черты.
8. Какие факторы позволяют говорить о формировании единой обще человеческой цивилизации в современном мире?
9. Что такое глобализация? Каковы ее основные черты?
10. Напишите сочинение на тему «Современное человечество: единая цивилизация или совокупность цивилизаций?»