Что определяет готовность учителя к использованию ууд
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Свирска»
Опережающее введение ФГОС НОО
(пилотные площадки)
Формирование УУД на уроках в начальной школе
УМК «Начальная школа XXI века»
, заместитель директора по УВР
Методическое пособие составлено для учителей, работающих в режиме новых стандартов.
В разработке приведены краткие сведения по универсальным учебным действиям и даны их значения.
Методические рекомендации можно использовать при проектировании урока в рамках системно-деятельностного подхода, для составления рабочих программ по урочной и внеурочной деятельности.
Краткость и наглядность изложения позволяет учителю более быстро приготовиться к уроку, написать рабочую программу в переходный период.
Презентация дана для УМК «Начальная школа века» для 1 класса.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Компетенция – это «знание в действии». Компетенция понимается, как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком выделяют такие виды компетенции как
Исходя из выше перечисленного следует, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Попробуем раскрыть понятие «универсальные учебные действия». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
В составе основных видов универсальных учебных действий диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
Ø регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
§ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
§ действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
- общеучебные,логические,действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
· самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия включают в себя:
· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Критерии оценки сформированности УУД у учащихся:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Готовность учителя к использованию УУД включает:
владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (, ). Так, генезис личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным и близким взрослым и сверстниками. Из общения и со-регуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность, из оценок окружающих и, в первую очередь, близкого взрослого – представление о себе и своих возможностях, самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я_концепция как результат самоопределения; из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения – познавательные действия ребенка (). В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, М. Ван-Изендоорн и др.) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом привязанности ребенка, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации детерминируют развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ Я как систему представлений о себе и самоотношения. Именно поэтому особое внимание в предлагаемой Программе развития УУД уделяется именно становлению коммуникативных УУД.
По мере становления личностных действий ребенка – смыслообразования и самоопределения, нравственно-этического оценивания – функционирование и развитие остальных видов УУД – коммуникативных, познавательных и регулятивных – претерпевает значительные изменения – ведущей детерминантой становится личностное действие. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера общения и Я-концепции ребенка. Познавательные действия также составляют существенный ресурс достижения успеха и оказывают воздействие как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Условия формирования УУД:
q определение функций и содержания УУД
q определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД;
q организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины;
q организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия);
q разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).
Всем нам следует перейти « от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий». Основной педагогической задачей становиться организацией условий, инициирующих детское действие, в связи с этим встают вопросы:
— Чему учить (обновление содержания)?
— Ради чего учить (ценности образования)?
— Как учить (обновление средств обучения)?
Тесты для самообразования «Новые ФГОС»
Тест для самопроверки
Инструкция: прочитайте нижеперечисленные вопросы и выберите для каждого из вопросов один вариант ответа.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт – это нормативный документ, устанавливающий требования
А. К содержанию основных и дополнительных образовательных программ, к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, к результатам освоения основных образовательных программ
Б. К содержанию основных и дополнительных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ
В. К структуре основных образовательных программ и к условиям их реализации
2. В качестве методологической базы в новом образовательном стандарте выступает
А. личностно-ориентированный подход
В. системно-деятельностный подход
Г. фундаментальный подход
3 Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между
А. самим обучающимся, школой и родителями
Б. обществом и государством
Г. семьей, обществом и государством
4 Одна из особенностей нового образовательного стандарта
А. введение масштабной внеурочной деятельности
Б. возможность образовательных учреждений самостоятельно изменять БУП
В. возможность выбора форм проведения итоговой аттестации обучающихся
Г. нет правильного ответа
А. Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Б. умение самостоятельно учиться
В. совокупность ЗУНов и способностей к самоорганизации
6. Укажи название вида УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные), исходя из формулировки
А. УУД, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знания моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)__личностные_____
Б. УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности___коммуникативные______________
В. УУД, обеспечивающие организацию учебной деятельности обучающихся__ ___регулятивные_
Г. УУД, позволяющие самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять проблемы, моделировать и преобразовывать объекты, устанавливать причинно-следственные связи______познавательные
7. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
А. Общение со сверстниками
Б. Учебно-профессиональная деятельность
В. Учебная деятельность
8. Умение обучающегося конструктивно преодолевать конфликтные ситуации говорит о сформированности
А. регулятивных УУД
Б. коммуникативных УУД
Г. познавательных УУД
9.Логические действия ученика относятся к группе
А. коммуникативных УУД
В. регулятивных УУД
Г. познавательных УУД
10. Предметные результаты освоения основной образовательной программы выражаются в
А. усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках конкретного предмета
Б. умении обучающихся решать предметные задачи
В. стремлении обучающихся познавать учебный предмет
Г. способности усваивать учебный предмет
11 В группе познавательных универсальных учебных действий отметьте знаково-символическое универсальное учебное действие
Б. Выдвижение гипотезы
Г. Осмысленное чтение
12 К коммуникативным универсальным учебным действиям не относится
А. умение точно выражать свои мысли
Б. способность слушать и слышать других
В. умение взаимодействовать в группе при информационном поиске
Г. умение доказывать гипотезы
13 Выберите верное суждение
А. УУД рассматриваются как средство формирования компетентностей обучающихся
Б. Компетентности обучающихся являются предпосылкой к формированию УУД
В. УУД и компетентности обучающихся никак друг с другом не связаны
Г. нет верного суждения
14 Выберите неверное суждение
А. УУД являются надпредметными, метапредметными, т.е. формируются с помощью разных предметов
Б. Сформированные у ученика УУД проявляются в виде различных умений, широко применяемых в разных сферах деятельности человека
В. УУД невозможно формировать на начальной ступени образования, так как для их формирования необходим базовый уровень знаний
Г. УУД обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса
Тест для самопроверки
1 Какой методологический подход является ведущим при проектировании психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в контексте ФГОС:
2. Сколько этапов психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса целесообразно планировать в контексте ФГОС:
3. Каков завершающий этап целостного процесса психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса в контексте ФГОС?:
4. В структуру психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса не входит этап:
4. все эти этапы входят.
5. В соответствии с ФГОС, сформированность универсальных учебных действий обучающихся должна быть определена:
1. в процессе обучения;
2. на этапе завершения обучения ;
3. на этапе поступления;
6. К критериям эффективности психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса не относится:
7. В соответствии с ФГОС, при оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки выступают :
2. требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету;
3. планируемые результаты ;
4. все ответы верны
8. В соответствии с ФГОС, кем осуществляется внутренняя оценка достижения планируемых результатов?
1. органами управления образованием;
2. самой школой — учениками, педагогами, администрацией ;
3. родителями обучающихся;
4. все ответы верны.
9. Методологической основой разработки и реализации ФГОС является:
1. примерная основная образовательная программа начального образования;
2. концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3. программа формирования универсальных учебных действий;
4. системно-деятельностный подход.
Тест для самопроверки
1. Какой метод арттерапии наиболее целесообразен в контексте реализации ФГОС?
г) все указанные методы.
2. Что понимают под УУД?
а) общеучебные умения, общие способы действия, надпредметные действия;
б) комплексные знания, метапредметные действия, универсальные умения;
в) универсальные действия, общеучебные знания, надпредметные взаимоотношения;
г) комплексные знания, умения, навыки.
3. Существует ли отдельная программа психолого-педагогической поддержки формирования УУД?
4. Что является важным элементом коучинг-технологий формирования УУД?
а) мотивация обучающегося;
в) мотивация администрации;
5. Каковы основания типологии педагогических игр?
а) дидактические цели;
б) организационная структура;
в) возрастные возможности их использования;
6. Каким документом определяется психолого-педагогического сопровождения обучающихся?
а) решением педагогического совета;
б) уставом образовательного учреждения;
в) программой образовательного учреждения;
г) программой образовательного учреждения при согласовании с родителями обучающихся.
7. Что такое информационно-образовательная среда?
а) возможность взаимообщения между учителем и учеником дистанционно, с использованием интернета ;
б) возможность ученика использовать интернет при выполнении домашних заданий;
в) необходимость учителя использовать интернет при подготовке к урокам;
г) возможность взаимообщения между учителем и родителями с использованием интернета.
8. Что такое внеурочная деятельность?
а) деятельность педагога и учащихся, направленная на развитие личности обучающихся;
б) деятельность членов педагогического коллектива ( учителей, психолога, логопеда и т.д.) по развитию личности обучающихся;
в) коррекционная работа педагогов и учащихся;
г) посещение обучающимися секций, кружков, студий за пределами образовательного учреждения.
Тест для самопроверки
1. Выберите верную формулировку
Универсальные учебные действия это-……..
б) умение самостоятельно учиться
в) совокупность ЗУНов и способностей к самоорганизации
2. Перечислите виды универсальных учебных действий
3.Укажите название вида УУД, исходя из формулировки
а) УУД, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знания моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)__личностные УУД
б) УУД, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности коммуникативные УУД
в) УУД, обеспечивающие организацию учебной деятельности обучающихся_регулятивные УУД
г) УУД, позволяющие самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять проблемы, моделировать и преобразовывать объекты, устанавливать причинно-следственные связи.___познавательные УУД
4 Выберите верную формулировку
а) организацию учебной деятельности
б) смысловой аспект общения и социального взаимодействия
в) ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения)
г) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение проблемы и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных целей
5. Выберите аспекты личностных универсальных учебных действий
г) нравственно-этическая ориентация
6.Укажите название вида личностных УУД, исходя из формулировки
а) знания основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность) нравственно-этическая ориентация
б) формирование мотивов достижения и социального признания смыслообразование
в) развитие Я-концепции и самооценки личности самоопределение
7. Какой вид личностных УУД формируется при работе над произведением В.А. Осеевой «Волшебное слово»__закладывание эстетических ценностей на основе нравственно-этической ориентации, смыслообразование через прослеживание судьбы героев, самоопределение и самопознание на основе образа «Я» с героями произведенияпосредством эмоционально-действенной идентификации
8 Выберите верную формулировку
Познавательные УУД это-……..
а) Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
б) Действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)
в) Действия по постановке, формулированию и решению учебных проблем; анализу, синтезу и моделированию в ходе решения учебных задач
г) Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности обучающихся
9.Укажите виды познавательных универсальных учебных действий:
в) постановка и решение проблемы
10. Укажите, что обеспечивают познавательные УУД:
а) возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения
б) сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
в) самостоятельные исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
г) возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Тест для самопроверки
B. Регулятивный блок
C. Познавательный блок
D. Здоровьесберегающий блок
E. Коммуникативный блок
A. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
B. Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
C. Ориентацию в социальных ролях
D. Ориентация в межличностных отношениях
E. Знание основ религии
A. Логические действия
B. Эмпирические действия
C. Обобщающие действия
D. Сравнительные действия
A. Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям
B. Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям
C. Соответствие результатов образовательной деятельности предполагаемым параметрам
A. В планируемых результатах
B. В контрольно-измерительных материалах
C. В целях и задачах рабочих программ по предметам
D. В календарно-тематическом планировании
A. Изучения системы учебных предметов и дисциплин
B. В метапредметной деятельности
C. В профессиональном самоопределении
D. В организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся