Что определяет государственная политика в сфере образования
Что определяет государственная политика в сфере образования
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Что определяет государственная политика в сфере образования
Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования представляют собой общие начала, основные положения, в которых находит выражение сущность государственной образовательной политики и образовательного права, их основные черты, проявляются закономерности их развития.
Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т. д. государственных органов, объединенных общей целью — поступательным развитием российского образования. Определяя государственную политику в сфере образования как целенаправленную деятельность государства по развитию образования, нужно понимать, что одним из основных направлений такой деятельности является нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере образования. Поэтому законодатель неслучайно объединяет и фактически отождествляет в комментируемой статье принципы государственной политики и принципы правового регулирования.
Что касается принципов правового регулирования отношений в сфере образования, или принципов образовательного права, то они обеспечивают единообразные подходы к формированию норм законодательства об образовании и их применению, а также используются для устранения пробелов в образовательном праве.
В целях регулирования образовательных отношений используются как общеправовые принципы, охватывающие все отрасли права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся только на сферу образования.
Общеправовые принципы, используемые для регулирования отношений в сфере образования, ― это принципы законности, гуманизма, демократизма, гласности, единства прав и обязанностей, и др.
Ряд общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к регулированию отношений в сфере образования, закреплен в Федеральном законе об образовании в качестве специализированных принципов образовательного права. Это, прежде всего, касается таких норм-принципов, как запрет дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, демократизм в управлении образовательным учреждением и т. д.
Рассмотрим каждый из перечисленных в комментируемой статье принципов.
1. Признание приоритетности образования.
Провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ)[1].
Государство заинтересовано в неуклонном развитии образования, так как с этим напрямую связаны:
— вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
— успешное развитие российской экономики и социальное благополучие нации;
— состояние национальной безопасности.
Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности.
Закрепление приоритетного характера развития образования нацелено на создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Российского государства, обеспечение высокого качества жизни в России и упрочения национальной безопасности.
Не случен тот факт, что первый нормативный правовой акт новой российской государственной власти был посвящен именно образованию. В преамбуле Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»[2] говорится о приоритетности сферы образования, исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.
Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством:
— создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования);
— финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования);
— формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования);
— подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая составляющая государственной политики в сфере образования);
— укрепления связи образования и науки (академическая составляющая государственной политики в сфере образования);
— развития международных контактов и академической мобильности (международная составляющая государственной политики в сфере образования).
Исходя из принципа приоритетности образования правительство определяет основные цели и задачи образования, устанавливает, что система образования призвана обеспечить:
историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
формирование культуры мира и межличностных отношений;
разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
непрерывность образования в течение всей жизни человека;
многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
преемственность уровней и ступеней образования;
создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
академическую мобильность обучающихся;
развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
противодействие негативным социальным процессам;
экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе[3].
Приоритетность образования закрепляется также на международном уровне. ЮНЕСКО в своих докладах и иных документах связывает приоритетность образования с его особым значением для развития личности и общества[4]. Деятельность ЮНЕСКО нацеливает международное сообщество на предоставление образования всем, на всех уровнях и на протяжении всей жизни, потому что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей[5]. В документах ЮНЕСКО образование определяется как важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития.
Несколько стратегических задач, связанных с образованием, были включены в список «Целей развития ООН на рубеже тысячелетия»:
бесплатное и обязательное начальное образование и равенство полов в начальной и средней школе;
содействие образованию в качестве одного из основных прав человека;
повышение качества образования путем диверсификации его содержания и методов;
содействие экспериментам, новаторству, публикациям и обмену данными и передовым опытом, а также развитию диалога по вопросам политики в области образования[6].
2. Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Комментируемый принцип распадается на два принципа:
2.1. принцип, гарантирующий каждому право на образование. Данный принцип, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», воспроизводит конституционную норму, в соответствии с которой право на образование принадлежит каждому (ст. 43 Конституции РФ), а также аналогичные международно-правовые нормы, закрепленные в источниках международного права ― Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, культурных и социальных правах, Конвенции о правах ребенка и др.
Этот принцип часто используется в правоприменительной практике. В Определении Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г.[7] указано: «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (части 1, 2, 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)».
Комментируемый принцип непосредственно связан с конституционным принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), который в образовательном праве трансформируется в требование равноправия при получении образования — право на образование принадлежит каждому (ст. 43 Конституции РФ). От этого требования производен, в частности, запрет устанавливать льготы индивидуального характера для участников образовательных правоотношений.
2.2. Принцип, гарантирующий всем право на образование, сочетается с запретом на дискриминацию в сфере образования.
Нормы образовательного права не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Комментируемая норма Федерального закона имеет под собой международно-правовое основание. Речь идет о Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования[8], заключенной в Париже в 1960 г. и ратифицированной СССР в 1962 г.
Под дискриминацией в области образования понимается « всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования» (ст. 1 Конвенции).
Проявлениями дискриминации в области образования считаются:
— закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;
— ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;
— создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц;
— положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.
При этом не рассматриваются как проявления дискриминации в сфере образования (ст. 2 Конвенции):
— создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;
— создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным, и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования;
— создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования.
3. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
Данный принцип устанавливает рамки, в которых определяется содержание образования, формируются методы образования, важнейшие установки образовательной политики.
Российское образование имеет давние и богатые традиции. Названные принципы максимально полно их учитывают, подытоживая достижения отечественного образования, его нацеленность на общечеловеческие и универсальные ценности.
Свободное развитие личности в качестве принципа образовательной политики государства означает признание за ней собственной позиции и права на самоопределение в процессе образования.
4. Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Соблюдение этого принципа, вытекающего из конституционного определения Российской Федерации как федеративного и многонационального государства, особенно важно при формировании и реализации государственной политики Российской Федерации в области образования.
Принцип единства образовательного пространства в законодательных актах субъектов Российской Федерации трансформируется в принцип обеспечения единства федерального, регионального и муниципального образовательного пространства. Так, в Областном законе Ленинградской области от 24 февраля 2014 г. № 6-оз «Об образовании в Ленинградской области»[9] закреплено (ст. 7): «Развитие системы образования Ленинградской области основывается на следующих принципах: обеспечение единства федерального, регионального и муниципального образовательного пространства ».
Единство образовательного пространства в Российской Федерации не противоречит норме Конституции РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72), в соответствии с которой общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Региональные законы лишь уточняют федеральное законодательство об образовании, адаптируя их к местным социально-экономическим, этнокультурным, языковым особенностям конкретной территории. Так, в ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. № 50 «Об образовании в Чувашской Республике»[10] предмет правового регулирования регионального законодательства об образовании определяется следующим образом: «Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Чувашской Республике».
Системы образования в субъектах Российской Федерации и муниципальные системы образования представляют собой составные части единой общегосударственной системы российского образования. Это положение находит свое отражение в актах регионального и муниципального законодательства об образовании, в которых содержатся нормы, устанавливающие, что нормативно-правовая база регулирования складывающихся в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях отношений в сфере образования, формируется в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством об образовании, согласно принципам государственной политики в сфере образования, закрепленным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, единое образовательное пространство Российской Федерации представляет собой сложносоставное пространство, образованное в соответствии с едиными законодательными принципами и правилами и включающее в себя образовательные системы, формируемые на региональном и муниципальном уровнях.
В законах субъектов Российской Федерации об образовании чаще всего регулируются вопросы, связанные с выбором языков обучения и формы одежды, созданием условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, процедурами индивидуального отбора обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов и т. д.
Принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации дополняется важной гарантией — законодательным предписанием о защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Данный принцип предусмотрен не только в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», но и закреплен в иных законодательных актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»[11], Федеральном законе от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»[12] и др.).
Данный принцип находит свое отражение в законодательстве об образовании отдельных регионов. Прежде всего, это относится к проблеме изучения в школах национальных языков.
Так, например, в ст. 8 Закона Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. № 1755-ЗРК «Об образовании»[13] установлено: «В государственных образовательных организациях Республики Карелия, муниципальных образовательных организациях может вводиться преподавание и изучение карельского, вепсского и финского языков. Преподавание и изучение карельского, вепсского и финского языков в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. В целях создания условий для изучения карельского, вепсского и финского языков органы государственной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления в Республике Карелия обеспечивают:
1) создание необходимого числа образовательных организаций, классов, групп с целью преподавания и изучения карельского, вепсского и финского языков и условий для их функционирования;
2) подготовку специалистов для преподавания и изучения карельского, вепсского и финского языков;
3) издание и внедрение в учебный процесс учебников и учебных пособий на карельском, вепсском и финском языках».
Территории, на которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации, оставаясь составной частью единого образовательного пространства России, вместе с тем представляют собой зону гарантированного развития языков и культуры коренных народов.
В Законе Ямало-Ненецкой автономной области от 27 июня 2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»[14] (ст. 4) предусмотрено: «В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера организуется изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера. В автономном округе обеспечивается подготовка высококвалифицированных кадров для осуществления образовательного процесса на родных языках коренных малочисленных народов Севера. Изучение предметов этнокультурной направленности определяется образовательной организацией самостоятельно за счет компонента образовательной организации базисного учебного плана».
Региональное законодательство воспроизводит законодательные положения о включении в образовательный процесс этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации.
В Областном законе Ростовской области от 5 февраля 2013 г. № 1043-ЗС «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области»[15] закреплено, что казачье кадетское образование представляет собой «процесс обучения и воспитания учащихся, воспитанников и студентов по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку обучающихся к несению государственной или иной службы российского казачества, с использованием культурно-исторических традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края».
5. Создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.
Данный принцип находит отражение в курсе Российского государства на интеграцию отечественного образования в мировую систему высшего образования, выразившемся в присоединении Российской Федерации к Болонскому процессу.
При этом интеграционные процессы в сфере образования должны проходить «при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования» (такое положение на протяжении ряда лет было закреплено в ст. 2 (п. 1 подп. 3) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
В последние годы во всем мире в сфере образования наметилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции.
Благодаря высокому качеству и доступности российского образования, широкому спектру предоставляемых образовательных услуг и мощному интеллектуальному ресурсу, Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим занять достойное место в мировом образовательном сообществе.
Российская Федерация содействует интеграции отечественного образования в единое европейское пространство высшего образования по основным направлениям Болонского процесса:
— переход высшего образования на систему undergraduate – graduate (бакалавр – магистр);
— введение единой системы учета трудоемкости учебных программ с использованием зачетных единиц-кредитов;
— обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
— обеспечение высоких стандартов образования и его привлекательности;
— развитие межуниверситетского сотрудничества, организация совместимых программ обучения и научных исследований
В соответствии со ст. 105 комментируемого Закона Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Важная роль в международном сотрудничестве Российской Федерации в области образования отводится непосредственно образовательным организациям и, в первую очередь, образовательным организациям высшего образования, которые реализуют на практике различные формы международного сотрудничества:
участие в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками;
проведение совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий;
осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, а также опытно-конструкторских работ по заказам иностранных юридических лиц;
участие в международных программах совершенствования высшего и послевузовского профессионального образования (см. также п. 3 ст. 105 комментируемого Закона).
В настоящее время формы международного сотрудничества в сфере высшего образования постоянно развиваются и совершенствуются, в том числе благодаря участию России в Болонском процессе
В рамках Болонского процесса используют разнообразные новые для России виды соглашений при организации трансграничного образования (франчайзинг, валидационное соглашение, филиал-кампус, корпоративное соглашение)[16].
6. Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Данный принцип вытекает из положений ст. 14 Конституции РФ: «Российская Федерация ― светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
В ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[17] закрепляется, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При этом каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими (ст. 5 того же Закона).
Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
В последнее время принцип, утверждающий светский характер образования, все чаще используется в правоприменительной практике в связи со спорами по поводу так называемой религиозной компоненты общего образования[18], неправомерного осуществления образовательной деятельности религиозными организациями (Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 78-АПГ14-2[19]), правил ношения школьной формы (Определение Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. № 15-АПГ14-11[20]) и т. д.
7. Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
Свобода образования в пределах, предусмотренных законодательством, ― один из важнейших принципов современного образовательного права.
Этот принцип производен от базовых положений конституции Российской Федерации, и, в первую очередь, от конституционных норм, закрепляющих, что:
— человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность государства (ст. 2);
— Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Свободное развитие человека, предусмотренное Конституцией РФ, в современном мире невозможно без гарантированных свобод в сфере образования.
Следуя упомянутым конституционным принципам, законодательство об образовании исходит из того, что процесс образования должен быть организован с созданием условий для полного и свободного развития способностей каждого человека, его самореализации с учетом имеющихся у него склонностей и потребностей.
Свобода выбора получения образования предполагает, что каждый вправе осуществлять выбор:
— форм получения образования ― в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования;
— организации, осуществляющей образовательную деятельность;
— направленности (профиля)[21] образования в пределах, предоставленных системой образования;
— формы обучения ― очной, очно-заочной или заочной, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся и с учетом потребностей и возможностей обучающегося.
Современное понимание права на образование, соответствующее стандартам международного права в области прав человека, не сводит его исключительно к праву каждого на получение образования, к возможности получения образования всеми желающими, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, правом на свободный выбор языка обучения, а также свободой получения образования в соответствии с убеждениями, то есть возможностью для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир.
Особого упоминания заслуживают особенности реализации комментируемого принципа в отношении несовершеннолетних обучающихся.
К числу юридических гарантий комментируемого принципа относятся законодательные нормы (например, ст. 44 Федерального закона об образовании), которыми устанавливается правовой статус родителей обучающихся, одним из элементов которого является право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования форму получения образования и форму обучения, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, язык (языки) образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность и т. д. Данное право родители реализуют с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, при наличии таких комиссий. Кроме того, в той же статье Закона об образовании закреплено право родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
Наконец, свобода образования предполагает обязательное наличие педагогических и академических свобод, которые подразумевают свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий и т. д. Соответствующая законодательная норма-принцип производна от конституционной нормы, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания» (ст. 44 Конституции РФ).
8. Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Концепция «образование в течение жизни» (Lifelong Learning ― LLL) сформировалась на фоне перехода развитых стран к формированию экономики, основанной на знаниях, и стала одним из признаков современного постиндустриального общества.
Быстроменяющаяся среда, стремительно развивающиеся наука и техника, обновляющиеся технологии оставляют в прошлом прежнюю образовательную стратегию «образование на всю жизнь», которая исходила из возможности в самом начале жизни «набраться образования» на всю оставшуюся жизнь.
Непрерывное образование («образование в течение жизни») стало ответом на новые социально-экономические реалии и вызовы современности ― стремительно развивающийся научно-технический прогресс, ускоренная глобализация, существенные изменения, происходящие на рынке труда, миграционные потоки и т. д.
Наряду с экономическими причинами, переходу к модели непрерывного образования («образование в течение жизни») содействовала также нацеленность образования на максимальное удовлетворение культурных, духовных, познавательных и иных запросов человека.
Политико-правовые основы концепции «образования в течение жизни» были заложены в актах ЮНЕСКО и Совета Европы. Концепция получила свое развитие в документах, принятых в рамках Болонского процесса. Так, в заключительном Коммюнике Пражской конференции министров образования европейских государств (май 2001) подчеркнута важность «образования в течение жизни» как существенного элемента Европейского пространства высшего образования. В Глоссарии к документам по Болонскому процессу читаем: ««Обучение в течение жизни» включает все периоды обучения, от дошкольного до послепенсионного, и охватывает целый спектр формального, неформального и самостоятельного обучения. Выполнение этой идеи будет реализовано посредством достижения взаимодействия формального образования и профессиональной подготовки при формировании политики, охватывающей такие важные аспекты жизнедеятельности, как образование, молодежная политика, научные исследования и занятость. Пожизненная структура обучения должна развиваться для предоставления каждому индивидууму возможности выбора среди широкого круга образовательных услуг, видов занятости, регионов и стран, для того, чтобы повышать его знания, квалификацию и компетентность при их оптимальном использовании»[22].
Задачи «обучения в течение жизни» формулируются следующим образом: «Двумя стратегическими задачами обучения в течение жизни, равными по важности, являются развитие идей активной гражданской позиции и развитие профессиональных навыков, необходимых для адаптации к требованиям нового общества, построенного на знаниях, и позволяющих в полной мере участвовать в социальной и экономической жизни. Обучение в течение жизни необходимо для того, чтобы жители Европы получили инструменты для саморазвития и для активного участия в жизни современного общества, включая навыки, необходимые в области новых технологий» (Меморандум Комиссии Европейского Совета «Об обучении в течение жизни», 30 октября 2000 г.)[23].
Важным элементом в концепции «образование в течение жизни» является логично выстроенная система кредитов, позволяющая осуществить оценку и признание дипломов и сертификатов, полученных в школе, университете, в процессе обучения на производстве. С ее помощью обеспечивается трансфер квалификаций между школами, университетами и сферой производства[24].
Современный вектор образовательной политики направлен на формирование обучающегося общества (learning society), то есть такого общества, в котором всем категориям граждан предоставляются условия для обучения, отвечающего их запросам и интересам.
В обществе, основанном на знаниях, образование и профессиональные умения становятся одними из важнейших факторов достижения экономического успеха и социального согласия, а ответственность за обучение распределена между государством, работодателями, работниками и гражданами.
При этом важно отметить, что «образование в течение жизни» — понятие более широкое и емкое, чем понятие «непрерывное профессиональное образование». Базой непрерывного образования является начальное и среднее общее образование, в процессе которого у обучающегося формируется мотивация к обучению и накапливаются навыки, составляющие понятие «умение учиться». Однако его целью становится не только получение новых профессиональных навыков, но и всестороннее развитие человека в соответствии с его культурными и религиозными потребностями и запросами.
«Образование в течение жизни» означает сочетание формального обучения в образовательных организациях, заканчивающееся получением определенного документа об образовании, с неформальным образованием, позволяющим организовать обучение с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, предлагающим гибкие программы и расписание и предполагающим наличие тесных связей обучения с практикой (неформальное образование в общественных университетах, муниципальных учебных центрах, заочное образование для жителей труднодоступных районов, обучение новым трудовым навыкам непосредственно на рабочем месте и т. д.), а также с информальным образованием, представляющим собой индивидуальную познавательную деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь человека, так называемое спонтанное образование — результат активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде (интеллектуальное общение, чтение, досуговая активность, посещение музеев, театров, выставок, путешествия и т. д.), позволяющий ему трансформировать образовательный потенциал общества в факторы своего личного развития.
Обеспечение права на образование в течение жизни предполагает создание на рабочих местах качественных систем обучения и формирование у обучающихся умений, необходимых для самообразования.
Концепция «образование в течение жизни» исходит из необходимости постоянного и последовательного обучения, в ходе которого обучающийся овладевает компетенциями, которые ему нужны для жизни, а также для того, чтобы найти свое место в обществе, экономика которого основывается на знаниях.
Комментируемый принцип нацеливает государственную политику и законодательство в сфере образования на обеспечение права на непрерывное образование в течение всей жизни. Для того чтобы наполнить это право реальными гарантиями, система образования должна отвечать следующим требованиям:
— предоставлять качественное «стартовое образование» (общеобразовательное и профессиональное);
— дополнять базовое образование последипломным образованием;
— обеспечивать маневренность образовательных программ (возможность изменения впоследствии образовательной траектории, обучения одновременно на двух и более программах в разных областях);
— гарантировать преемственность образовательных программ (окончание одной образовательной программы должно «стыковаться» с поступлением на другую программу);
— добиваться интеграции образовательных структур, превращение их в многопрофильные, многоуровневые образовательные центры.
Комментируемый принцип законодатель дополнил также требованием адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Адаптивной называют образовательную систему, способную помочь каждому обучающемуся достичь оптимального уровня интеллектуального развития и (или) профессиональной подготовки в соответствии с его способностями и интересами.
Адаптивная система образования выстраивается таким образом, чтобы развивать у каждого обучаемого механизмы природной и социальной адаптации. Для этого в интересах максимального развития возможностей каждого обучаемого вносятся изменения во все основные компоненты образовательного процесса: его структуру, содержание, формы и методы, критерии оценки результатов обучения и т. д.[25]
Принцип адаптивности системы образования получил свое развитие в ряде статей главы 11 комментируемого Федерального закона («Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся»).
Так, статья 77 посвящена организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности: «В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования».
В статье 79 закреплены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Вопросы организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, составляют предмет статьи 80: «Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» и т. д.
9. Автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.
Принцип автономии является одним из основных принципов деятельности образовательной организации. Использование понятия автономии образовательных организаций необходимо для более точного разграничения компетенции государственных органов управления образованием и органов управления образовательными организациями.
В соответствии со ст. 28 комментируемого Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. При этом законодатель уточняет, что образовательная организация может самостоятельно (автономно) осуществлять вышеперечисленные виды деятельности при условии соблюдения предписаний нормативных правовых актов Российской Федерации и устава образовательного учреждения.
В статье 89 комментируемого Федерального закона принцип автономии образовательной организации закреплен в качестве одного из принципов управления системой образования: «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».
Рассмотрим данный принцип на примере его реализации в деятельности образовательной организации высшего образования.
Автономия образовательной организации высшего образования проявляется в разных направлениях.
В рамках действующего законодательства Российской Федерации образовательная организация высшего образования осуществляет разработку и принятие устава, в котором закрепляются основные положения, регулирующие ее жизнедеятельность. Значительными полномочиями образовательная организация обладает в сфере организационно-кадровой политики. Она самостоятельно определяет структуру управления, решает вопросы распределения должностных обязанностей, штатного расписания, подбора, приема на работу и расстановки кадров и т.д.
Образовательная организация самостоятельно формирует студенческий контингент. Однако, реализуя данные полномочия, образовательная организация должна руководствоваться установленными для нее контрольными цифрами и квотами, оговоренными лицензией.
Образовательная организация высшего образования самостоятельна в осуществлении образовательного процесса в рамках, очерченных уставом, лицензией и свидетельством о государственной регистрации. Она разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы, программы учебных курсов; организует методическое обеспечение образовательного процесса; осуществляет контроль успеваемости и промежуточную аттестацию студентов.
К компетенции образовательной организации высшего образования относится ряд вопросов оплаты труда работников: установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств (с учетом установленных ограничений), надбавок и доплат к должностным окладам работников, определение порядка и размеров премирования работников и т.д.
Образовательная организация высшего образования осуществляет материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование учебных помещений в соответствии с установленными требованиями и в пределах собственных финансовых средств. Ею создаются также необходимые условия нормального функционирования подразделений общественного питания, медицинских учреждений и т. д.
Понимаемая таким образом автономия образовательной организации высшего образования становится реальной правовой категорией, активно используемой в процессе правоприменения.
Вокруг принципа автономии образовательной организации активно формируется судебная практика. В этой связи отметим, например, решение Верховного Суда РФ от 29 ноября 2002 г. № ГКПИ02-1254[26].
Рассматривая гражданское дело по жалобе г-на Юдина Г. П. об отмене пункта 8 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 1994 г. № 407 «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России»[27], в части разрешения государственной образовательной организации высшего образования самостоятельно устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях и коммунальные услуги[28], Верховный Суд РФ решил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь, среди прочего, на норму законодательства об образовании, закрепившую принцип автономии высшего учебного заведения. В мотивировочной части своего решения Верховный Суд РФ отмечает, что в соответствии с законодательно закрепленным принципом автономии высшего учебного заведения и исходя из особенностей экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования, закон об образовании предоставил право образовательным организациям устанавливать порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.
Принцип автономии не должен пониматься как некая гарантия бесконтрольности и безнаказанности образовательной организации: он не означает ее выведения из-под контроля органов, наделенных соответствующими полномочиями, и предполагает применение установленных законом санкций в случае нарушения образовательной организацией условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией.
Автономия образовательной организации предполагает ответственность перед личностью, обществом и государством за осуществляемую ею образовательную деятельность.
В установленном порядке образовательная организация несет ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, качество образования, за реализацию образовательных программ в неполном объеме. Также предусматривается ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье ее обучающихся и работников во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод участников образовательных правоотношений.
Контроль за соответствием деятельности образовательной организации целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредители образовательной организации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выдавший ему лицензию на ведение образовательной деятельности.
Для реализации принципа автономии образовательного учреждения педагогические работники и обучающиеся должны быть наделены академическими правами и свободами.
Автономия и самостоятельность образовательных учреждений проявляются в предоставлении обучающимся, педагогическим и научным работникам определенных академических прав и свобод — свободы педагогических работников излагать учебный предмет по своему усмотрению, права выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свободы студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Предоставление академических прав и свобод нацелено на создание оптимальных условий для научного и педагогического творчества, поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
Очевидно, что цели образовательной деятельности не могут быть достигнуты в отсутствие свободы выбора мировоззренческой, нравственной и идеологической основ образования, свободы в определении методики обучения, свободы научно-исследовательского и педагогического творчества, свободного поиска, изложения и распространения информации. В сфере высшего образования, где самым тесным образом переплетены образование и наука, названные свободы традиционно именуются академическими свободами.
Образование в демократическом обществе должно быть свободным, обеспечивающим плюрализм мнений, взглядов и убеждений. В противном случае невозможно воспитать подлинно свободную и независимую личность, гарантировать многие конституционные права и свободы (уместно упомянуть статью 44 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания»).
Вместе с тем свобода и плюрализм в образовании не должны восприниматься как вседозволенность, пропаганда и реализация идей, запрещенных законом (расовая, религиозная и национальная вражда и нетерпимость, фашизм, пропаганда войны и т.д.).
Законодательство определяет понятие академических прав и свобод, очерчивая круг субъектов, которым они предоставляются (педагогические и научные работники образовательного учреждения, обучающиеся), а также определяя их содержание.
Так, педагогические работники образовательной организации наделяются правом свободно, по своему усмотрению излагать предмет учебной дисциплины, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.
За обучающимися закреплена академическая свобода получать знания согласно своим склонностям и потребностям.
Они наделяются правом участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов. И это право может быть ограничено только условиями договора, заключенного между обучающимся и лицом (физическим или юридическим), оказывающим ему содействие в получении образования и в последующем трудоустройстве.
Участие обучающегося в формировании содержания своего образования осуществляется путем выбора факультативных и элективных[29] курсов, через реализацию обучающимся права осваивать, помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки, любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данной образовательной организации, в порядке, предусмотренном ее уставом, а также преподаваемые в иных образовательных организациях (по согласованию между ними) и т. д.
Наделение субъектов образовательных правоотношений академическими правами и свободами предполагает установление соответствующих обязанностей.
Так, обучающиеся обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами, соблюдать устав образовательной организации.
Педагогические и научные работники образовательных организаций обязаны развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности, обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки, гражданскую позицию, способности к труду и т. д.
Предоставление образовательным организациям основных академических прав и свобод является общепризнанным принципом образовательного права и закрепляется в ряде международно-правовых источников[30].
В Великой хартии европейских университетов (Болонья, 18 сентября 1988 г.) они отнесены к фундаментальным принципам университетской жизни.
В этом авторитетном источнике современного европейского образовательного права закрепляется: «Университет, будучи в центре различно организованных обществ в силу разнообразных географических условий и различий исторического развития, является автономным учреждением, которое критическим образом создает и распространяет культуру через научные исследования и образование. Чтобы адекватно реагировать на нужды современного мира, он должен иметь моральную и интеллектуальную независимость по отношению к любой политической и экономической власти, реализуя свою деятельность в области исследований и образования»[31]. Государственная власть и университеты, каждый в соответствии со своей компетенцией, должны гарантировать фундаментальный принцип жизни университетов — свободу исследований, образования и подготовки.
В статье 2 «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры»[32] устанавливается, что в соответствии с Рекомендацией о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г., высшие учебные заведения, их сотрудники и студенты должны «пользоваться полной академической свободой и автономией, понимаемыми как комплекс прав и обязанностей, будучи при этом полностью ответственными и подотчетными перед обществом».
В Рекомендации ЮНЕСКО «О статусе научно-исследовательских работников»[33] зафиксировано, что «академическая свобода», под которой следует понимать свободное распространение информации о результатах, гипотезах и критических высказываниях, является неотъемлемой частью научного процесса и обеспечивает гарантию точности и объективности научных результатов.
Комментируемый принцип автономии образовательных организаций, наделения педагогических работников и обучающихся академическими правами и свободами дополняется законодателем требованиями информационной открытости образовательных организаций и предоставления ею публичной отчетности.
Автономия и самостоятельность образовательной организации предполагают обеспечение максимальной открытости и транспарентности при осуществлении образовательной деятельности.
Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам. Для этого соответствующая информация размещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Объем информация, доступность которой обязана обеспечить образовательная организация, определен в статье 29 комментируемого Закона.
Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность информации:
— о ее учредителях, режиме работы, о структуре и об органах управления образовательной организацией;
— о реализуемых образовательных программах;
— о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
— о языках образования;
— о федеральных государственных образовательных стандартах и образовательных стандартах (при их наличии);
— о руководстве образовательной организации и персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
— о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности;
— о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема;
— о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
— о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
На официальном сайте образовательной организации размещаются копии устава, лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации, плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или бюджетной сметы образовательной организации, документа о порядке оказания платных образовательных услуг, документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей, и т. д.
Названные информация и документы подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в порядке, который определен Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»[34].
Важным элементом системы государственно-общественного управления образованием является публичная отчетность образовательной организации, которая представляет собой комплексное информирование о результатах деятельности и основных направлениях развития данной образовательной организации.
Публичная отчетность направлена на обеспечение активного участия общественных институтов в развитии образования, достижение максимальной информированности о состоянии системы образовании, создание благоприятного инвестиционного климата в образовании и т. д.
Формами публичной отчетности являются, например, доклады о состоянии региональных и муниципальных систем образования, публичные доклады школ. Так, публичный доклад школы представляет собой форму ежегодного информирования общественности о деятельности школы, достигнутых результатах, о проблемах ее функционирования за отчетный период. Из публичного доклада родители могут узнать, какие образовательные услуги предоставляет школа, каковы правила приема детей, условия обучения, результативность деятельности школы и педагогов, эффективность управления. Общественность, подключаясь к процессу подготовки презентации и обсуждения публичного доклада, получает возможность реально участвовать в управлении школой.
10. Демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями.
Демократизм управления образованием предполагает выборность органов управления (например, избрание ректора, деканов факультетов, заведующих кафедрами в высших учебных заведениях), коллегиальный характер управления (педагогический совет, ученый совет и т. д.), представительство в органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т.д., публичность и гласность при принятии управленческих решений, создание системы эффективного контроля и т. д.
Управление образованием носит государственно-общественный характер. Это положение закреплено также в ст. 89 комментируемого Закона: «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».
Государственно-общественный характер управления образованием означает активизацию общественного участия в управленческой деятельности: общественность получает представительство в органах управления образованием, создаются различные общественные органы управления образованием (попечительские, родительские советы и т. д.).
В соответствии со ст. 26 комментируемого Закона в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования ― общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования ― ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
В той же статье комментируемого Закона устанавливается, что в целях учета мнения обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования ― студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и работников образовательной организации.
Юридической гарантией прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями являются соответствующие статьи 34, 44 и 47 комментируемого Закона, в соответствии с которыми вышеперечисленные субъекты наделяются академическими правами на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом.
11. Недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
Данный принцип государственной политики в сфере образования направлен, в конечном счете, на повышение качества образовательных услуг. Отсутствие конкуренции в сфере образования или ее ограничение неизбежно приводит к ухудшению качества образования.
Кроме того, развитие конкурентной среды в образовании создает благоприятный инвестиционный климат в образовании, а также содействует обновлению и модернизации системы образования, поскольку конкуренция в образовании порождает инновации.
Объективной предпосылкой существования конкуренции в образовательной сфере является существование как государственного, так и негосударственного сектора образования. Еще одна важная организационная предпосылка развития конкуренции ― децентрализация управления образованием.
12. Сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Новеллой комментируемого Закона является закрепление в качестве общих начал правового регулирования отношений в сфере образования принципа государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Законодательное установление этого принципа ознаменовало переход от «монополии» государственного регулирования отношений в сфере образования к сочетанию государственно-правовых регуляторов с инструментами договорного регулирования.
Комментируемый принцип в полной мере соответствует курсу государственной политики на укрепление начал государственно-общественного управления образованием, повышение роли самих обучающихся, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц (работодателей, попечителей и т. д.) в принятии значимых решений, касающихся управления образованием.
Укрепляя договорные начала в правовом регулировании образовательных отношений, законодатель предоставляет новые возможности обучающимся, их родителям, работодателям, иным заинтересованным лицам для более активного участия в организации образовательного процесса.
Использование договорного регулирования закреплено в ряде статьей комментируемого Закона. Так, например, в соответствии со ст. 13 Закона организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. В ст. 15 комментируемого Закона предусмотрено, что использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между заинтересованными образовательными организациями, в том числе иностранными.
В ст. 53 перечислены случаи, когда образовательные отношения могут возникать не на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, а в соответствии с договором (осуществление образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, прием на целевое обучение).
Вследствие закрепления принципа сочетания государственного и договорного регулирования в комментируемом Законе впервые появляется отдельная статья (ст. 54 «Договор об образовании»), посвященная договору об образовании (в Законе 1991 г. такая статья отсутствовала).
В части 2 комментируемой статьи на Правительство РФ возлагается обязанность ежегодно представлять Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования. Данная обязанность возлагается на Правительство РФ с целью обеспечения контроля (в том числе, парламентского) за государственной политикой в сфере образования и обеспечения максимальной гласности при проведении такой политики.
Для реализации второй цели (достижение максимальной гласности при проведении государственной политики в сфере образования) на Правительство РФ возлагается обязанность опубликовать ежегодный доклад о реализации государственной политики в сфере образования на официальном сайте Правительства РФ в сети Интернет. Доклад размещается на официальном сайте Правительства РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение двух дней после представления доклада палатам Федерального Собрания.
В целях реализации части 2 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» было принято Постановление Правительства РФ от 29 июня 2015 г. № 645 «О подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования»[35] (вступает в силу с 1 января 2016 г.).
Постановлением утверждено «Положение о подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования». В Положении установлены порядок формирования, структура и сроки представления палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодного доклада Правительства РФ.
Доклад готовит Министерство образования и науки РФ с участием Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи.
Структура доклада определена упомянутым Постановлением Правительства РФ (приложение к Постановлению № 645). Доклад должен содержать информацию:
— об основных направлениях и инструментах реализации государственной политики в сфере образования;
— о количественных и качественных показателях, характеризующих результаты реализации государственной политики в сфере образования за отчетный год;
— о принятых в отчетном году нормативных правовых актах в сфере образования.
Кроме того, доклад содержит показатели, характеризующие реализацию мер государственной политики в сфере образования, представленные в перечне обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу. Этот перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»[36].
Информация, представленная в докладе, черпается из источников федерального статистического наблюдения, мониторинга системы образования и итогового отчета о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования.
Минобрнауки России формирует проект ежегодного доклада с учетом поступивших предложений по докладу за предыдущий отчетный год, согласовывает его с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и вносит его в Правительство РФ до 15 мая года, следующего за отчетным годом. После чего доклад представляется Правительством РФ палатам Федерального Собрания РФ не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.
[2] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1025.
[3] Приведенные цели и задачи образования были сформулированы в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в 2000 г. (данный правовой акт был отменен Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).
[4] См., например, Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» (доступ: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf) и др.
[7] Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. № 51-КГ14-4 / Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
[8] Ведомости ВС СССР. 2 ноября 1962 г. № 44. Ст. 452.
[9] Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 25.02.2014
[10] Собрание законодательства Чувашской Республики, 05.09.2013, № 7, ст. 675.
[11] СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
[12] СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
[13] Собрание законодательства Республики Карелия, № 12 (часть I), декабрь, 2013, ст. 2194.
[14] Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, № 5-1, июнь, 2013.
[15] Наше время, № 57, 12.02.2013.
[16] См. подробнее: Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г. А. Лукичева. М.: Готика, 2004. С. 227.
[17] СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
[18] См. подробнее: Сабаева С. В. Проблемы правового регулирования и гарантирования реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение религиозного образования (религиозного компонента общего образования) // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9.
[19] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
[20] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
[21] Под направленностью (профилем) образования понимается ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, а также преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ст. 2 комментируемого Федерального закона об образовании).
[22] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях /под ред. Г. А. Лукичева. М., 2004. С. 225, 226.
[25] Подробнее см.: Минко Н. Т., Рулиене Л. Н. Реализация принципа адаптивности в образовании // Среднее профессиональное образование. 2009. № 1. С. 3-12. Доступ в Интернете: http://ruliene.bsu.ru/wp-content/uploads/minko_ruliene_spo.pdf
[26] Текст решения приводится в информационно-правовой системе КонсультантПлюс.
[27] СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 104. (В настоящее время документ утратил силу).
[28] Заявитель оспаривал нормативный правовой акт, так как он, по его мнению, противоречил действующему законодательству и нарушал его права, поскольку вынуждал его платить за проживание в общежитии суммы, превышающие в несколько раз оплату благоустроенной квартиры аналогичной площади.
[29] Элективные курсы — это курсы, избираемые в обязательном порядке для данного направления подготовки.
[30] Принцип автономии образовательных организаций и предоставление академических прав и свобод становились основным предметом обсуждения на международных конференциях (Конференции по академической свободе и университетской автономии (Синая, 1992 г.) и др).
[31] Цитируется по: Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г.А. Лукичева. М., 2004. С. 28.
[32] Принята в Париже на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (5―9 октября 1998 г.). Текст содержится в справочно-правовой системе Консультант Плюс.
[33] Принята в Париже 20 ноября 1974 г. на 18-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Текст содержится в справочно-правовой системе Консультант Плюс.
[34] СЗ РФ. 2013. № 29. Ст. 3964.
[35] СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 4077.
[36] СЗ РФ. 2013. № 33. Ст. 4378.