Что определяет человека как социальное существо

Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки

Что определяет человека как социальное существо

Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

Что такое социальная сущность человека?

Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

Отличия социальной сущности от биологической

Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:

Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

Становление социальной сущности человека

Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.

Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.

Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.

Социальные качества личности

Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:

Основные социальные качества личности:

С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

Самосознание и самореализация

Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

Заключение

Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

Источник

Глава 6. ЧЕЛОВЕК — СУЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

Что определяет человека как социальное существо Что определяет человека как социальное существо Что определяет человека как социальное существо Что определяет человека как социальное существо

Ключевые слова: личность, социализация, норма, агенты социализации, солидарность, лояльность, толерантность, маргинальность.

Безусловно, человек — продукт биологической эволюции, но животным се­бя отнюдь не считает. И это правильно. Поведение животного детерминиро­вано структурой его организма. Оно рождается с набором инстинктов, прису­щих его виду и никакая нужда не заставит его вести себя по меркам другого вида.

Иначе обстоит дело с человеком. Все люди, живущие на Земле в течение по крайней мере 50 тысяч лет, относят себя к одному виду — homo sapiens (человек разумный), но никому из ученых пока еще не удалось доказать, что поведение человека предопределено биологическим развитием, что многие типы поведения от агрессии до альтруизма обусловлены генетически.

Все гуманистические теории единодушны в том, что человек — существо социальное, живет в обществе и несет на себе печать того общества, к кото­рому принадлежит. Уже древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) полагал, что человек по своей природе — существо, живущее посред­ством общения и способное самостоятельно творить политические коммуни­кации. «Тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоя­тельств, — писал Аристотель, — живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек (божество— авт.)». Та­ких людей Аристотель называл существами «без роду, без племени, вне за­конов, без очага».

Общество погружает человека в искусственно созданную среду обитания (вторую природу), видоизменяет природные потребности человека, регламен­тируя их удовлетворение правилами и обычаями, принятыми в обществе, формирует новый пласт социально-культурных потребностей, накладывает на поведение человека массу запретов, табу, подавляющих его природные инстинкты. Социальное как существенное в реальном человеке пронизыва­ет его природно-телесное и духовно-интеллектуальное, живет «внутри него». Эпоха, в которой человек родился, уровень культуры, которого достигла его социальная общность, способ жизнедеятельности, присущий той социальной группе, к которой он принадлежит, — все это накладывает печать на его по­ведение, установки и мотивы поступков.

У человека как члена общества вырабатывается набор качеств, которые определяют его как личность.

Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и далее стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним древние. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, не является «лицедеем». Социальная роль (например, отца, учителя, директора, учёного) принимается им абсолютно серьезно. Он возлагает её на себя свободно и несёт всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

ЛИЧНОСТЬэто человеческий индивид, являющийся носителем качеств, которые он приобрел, живя в обществе.

Личность рождается и существует не внутри тел отдельных индивидов, а вне их, в том пространстве, где находятся социальные вещи (статусы, долж­ности, ценности, нормы), по поводу которых люди взаимодействуют друг с другом и образуют одно культурно-историческое образование. Внутри же те­ла отдельного человека заключена не личность, а лишь её биологическая проекция, самомнение, мнение о себе, а не она сама как таковая.

Разница между человеком и личностью — это вовсе не разница между тем, что свойственно всем людям, и тем, что присуще их отдельным представи­телям. Эта разница между совокупностью всех общественных отношений и той локальной зоной их, в рамках которых человек как личность реально существует.

Как происходит формирование личности? Американские исследователи первичных социальных групп Ч. Кули и Дж. Мид связывают формирование личности человека с его социальными отношениями.

Что определяет человека как социальное существо

Ч. Кули полагает, что личность человека формируется на основе реак­ций других людей на его присутствие в пространстве социальных отноше­ний. Личность человека — это зеркальная копия реакции других людей на его поступки и действия. Не случайно его концепцию личности называют концепцией «зеркального Я».

Дж. Мид исходит из того, что становление личности нельзя свести лишь к субъективной копии норм и ценностей, поддерживающих отношения в обще­стве. Существенное значение при формировании личности имеет не только то, как к человеку относятся другие, но и то, как он сам оценивает их слова, чувства, жесты, установки. Личность человека формируется на пересечении социального «Я», которое аккумулирует прошлый опыт общества, и индиви­дуального «Я», которое связано с деятельностью человека, направленной в будущее. Социальное «Я» задает человеку вопросы, ставит проблемы, уста­навливает границы и правила поведения. Индивидуальное «Я» дает человеку чувство свободы и инициативы. Взятые вместе и органически связанные, они и составляют его личность.

Социализация личности. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены Что определяет человека как социальное существоспособностью усваивать социальный опыт — от законов до неписаных правил хорошего тона, которые регулируют их поступки и стремления.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИэто процесс усвоения чело­веком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества.

Социализация — это пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Она имеет две функции:

— поддерживать взаимодействие людей;

— обеспечивать сохранение общества благодаря усвоению его новыми чле­нами исторически сложившихся в нем образцов поведения.

Человек всегда включен одновременно в несколько качественно различ­ных сообществ (семья, трудовой коллектив, партия, этнос и т.д.). У каждого сообщества своя культурная матрица, поддерживающая его существование. Поэтому, чтобы стать полноценным членом какого-либо сообщества, человек должен усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, принятых в данном сообществе, т. е. пройти социализацию. В процессе социализации человек включается в мир культуры, осваивает язык, сложившиеся формы общения с другими людьми, а также способы обращения с предметами.

Нормы, ценности и идеалы разных культур различаются. Приобщение к ним, выстраивание в соответствии с ними иерархии ценностей и составляют суть социализации. Каждое сообщество оценивает качества личности по сво­ей шкале ценностей, которые лежат в основе важнейших социальных норм.

НОРМЫэто ожидания и стандарты, управляющие взаимодей­ствиями людей.

Есть писаные нормы (законы и подзаконные акты — инструкции, прика­зы, распоряжения начальства), но большинство норм неписаные (обычаи). Существуют также культурные идеалы: мы ценим, например, науку и искус­ство, самоотверженность и святость.

Для успешной социализации необходимо:

— невозможность или нежелание сохранять прежние роли;

— осознание ожиданий со стороны окружающих, уяснение новых образ­цов поведения (паттернов);

— желание перейти в новое социальное качество и перенять образцы по­ведения (конформизм).

Агенты социализации — это лица, группы и институты, участвующие в передаче норм, и ценностей, контролирующие и регламентирующие процесс социализации. Среди агентов социализа­ции следует отметить особую роль средств массовой информации и шко­лы. Некоторые телевизионные программы расширяют познавательные на­выки детей, в то время как другие могут стимулировать их негативное пове­дение.

Обучение — базовый элемент социализации, так как основано, преимуще­ственно, на практиках общения, в которых критерий истинности — конвенция (согласие). Однако обучение не сводится только к социализации, так как ее основой является жизненная практика. Поэтому возможно ускоренное обуче­ние, но нет ускоренной социализации. Утверждение: «умный учится на чужих ошибках, дурак — на своих», — верно лишь отчасти. Мы все учимся на своих ошибках, а вот дураку и свои не впрок.

Социализация проходит несколько стадий: детство, юность, зре­лость и старость.

Детство и юность — начальная (первичная) стадия социализации. Для нее характерны отсутствие экономической, политической и социальной самостоятельности, универсальность, разнонаправленность и формирование базовых ценностей, связанных с приписываемыми статусами. Агентами соци­ализации на этой стадии являются первичные малые группы: семья, друзья, родственники.

Исследование детей, которые в младенческие годы были лишены заботы родителей, свидетельствует, насколько важен контакт с близким человеком для нормальной социализации ребенка. Казенная обстановка детских учре­ждений, в которых дети лишены ласки и любви пагубно влияет на соци­ализацию детей. В этих учреждениях наблюдается более высокий уровень заболеваемости и смертности детей, они часто отстают в своем физическом и умственном развитии.

Три психологических механизма помогают понять, как происходит соци­ализация детей:

— имитация (подражание) — осознанное стремление ребенка играть в то­го, кого знают, копировать поведение родителей и учителей, которые служат для него образцами;

— идентификация — процесс усвоения детьми жизненной позиции роди­телей и других взрослых;

— стыд и вина — механизмы, запрещающие определенное поведение или подавляющие его.

Зрелость и старость — это продолженная (вторичная) социализация. Она происходит в условиях сформировавшейся личности, наличия ее эконо­мической, политической и социальной самостоятельности. Поэтому она спе­циализирована и узконаправленна, формирует стереотипы и ценности, свя­занные с достигаемыми статусами. Агентами социализации являются преиму­щественно социальные институты: вуз, армия, работа, СМИ, а также группы сверстников.

В период взрослой жизни социализация связана с усвоением новых со­циальных норм, ролей и навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Здесь преобладает новация и ресоциализация. В старости мы уже не инициируем новое, а лишь сохраняем значимое для нас и систе­матизируем его, создавая условия для новаций молодых.

Среди условий, влияющих на успешную социализацию личности, следует обратить внимание и на формирование таких ее психологических качеств, как солидарность, лояльность и толерантность.

Нельзя стать членом той или иной социальной группы, если не изъявить свое единодушие, согласие с групповыми ценностями и ориентациями, т. е. не солидаризироваться с группой.

Под лояльностью обычно понимается преданность социальной груп­пе, верность ее целям, готовность работать в ее режиме, чувство общности с коллективом. Лояльность предполагает и стимулирует личные обязатель­ства членов социальной группы принимать участие в деятельности последней как можно эффективнее. Лояльность характеризует позитивную ориентацию поведения в группе или сообществе.

Толерантность характеризует позитивность социального взаимодей­ствия. Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, что первоначально означало «терпение». Однако это качество предполага­ет не только терпимость личности к чужим обычаям, традициям, вкусам и предпочтениям, но и попытку понять других людей.

Сегодня значение этого термина возрастает и обогащается. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной кон­ференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. трактует это понятие не только как моральный долг, но и как политическую и правовую потребность, как добро­детель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. В век все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, в век крупномас­штабных миграций и перемещения населения эскалация нетерпимости и кон­фликтов (межнациональных, межрасовых, межрелигиозных) потенциально возрастает и носит глобальный характер. Поэтому проявление толерантно­сти должно способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демо­кратии и правопорядка, но не означать отказ от своих или уступку чужим убеждениям.

Лучшее понимание толерантности достигается благодаря уяснению про­тивоположного по значению понятия «нетерпимости». Бетти Э. Риердон сре­ди симптомов нетерпимости называет стереотипы, предубеждения, дискри­минацию, насмешку, поиск «козла отпущения», агрессивный национализм, расизм, этноцентризм, религиозный фанатизм, ксенофобию. Наиболее эф­фективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание, направленное на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.

Маргинальность личности. Термин «маргинальность» впервые упо­требил американский социолог Роберт Эзра Парк в своем эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек». Понятие маргинальности у Парка (от лат. margo — край, граница, предел) означало положение индивидов, находя­щихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур.

По Парку, «маргинальный человек —это тип личности, который появля­ется в то время и в том месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы и культуры. Судьба обрекает этих лю­дей на существование в двух мирах одновременно; вынуждает их принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек неизбеж­но становится (в сравнении с окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, более утонченным интеллектом, более незави­симыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек всегда более цивилизованное существо».

Культурная маргинальность относится к процессам межкультурных кон­тактов и ассимиляции. В ее основе лежат взаимоотношения разных культур, к которым вынужден приобщаться человек. Их результатом становится дву­смысленность и неопределенность статуса и роли. К маргиналам относятся эмигранты первого поколения, дети (метисы), родители которых идентифи­цируют себя с разными расами, и т. д.

Контрольные вопросы

1.Что является «телом» (носителем) человеческой личности?

2. Кому принадлежит следующее высказывание: «Сущность человека —не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть сово­купность всех общественных отношений»?

3. Кому из социологов принадлежит авторство в разработке концепции «зер­кального «Я»»?

4. Как называется процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения качеств, позволяющих ему быть членом общества?

5. Как называются лица, группы и институты, играющие главную роль в пере­даче норм и ценностей?

6. Кто, по мнению К. Маркса и 3. Фрейда, несет ответственность за формирова­ние личности?

7. Каким понятием характеризуется позитивное взаимодействие в межличност­ном и межкультурном пространстве, ориентированное на межгрупповое и межсоци­альное понимание и сотрудничество?

8. Охарактеризуйте понятие «маргинальность».

9. В чем состоят отличия культурной маргинальности, структурной маргиналь­ное™ и маргинальности социальной роли?

10. В чем состоит специфика процессов маргинализации в современном россий­ском обществе?

Источник

Человек как социальное существо

Что определяет человека как социальное существо Что определяет человека как социальное существо Что определяет человека как социальное существо Что определяет человека как социальное существо

Что определяет человека как социальное существо

Что определяет человека как социальное существо

Социальная философия исследует проблемы общественной жизни. По мнению Аристотеля, общественная жизнь не есть исключительное достояние людей. Большинство животных живут стадами, а сообщество пчел и муравьев по своей дифференциации и организации даже превосходит некоторые типы человеческих обществ. Вместе с тем даже самые примитивные люди не имеют однозначных инстинктов социального поведения и вынуждены находить, закреплять в традициях и специально воспитывать нормы и правила своей организации. Эти правила настолько разнообразны и часто противоречивы, что при современном взгляде на примитивные общества возникает впечатление их полной абсурдности. Между тем, это далеко не так, потому что при всем разнообразии предписаний и запретов они служат инструментами организации важнейших отношений в первобытных обществах.

В сравнении с другими высшими животными человек не обладает достаточной для самостоятельного существования системой инстинктов. Процесс формирования человека происходит после его рождения, в то время как жизненно важные процессы формирования животных завершаются еще во чреве матери. Говоря иначе, формирование человека происходит в процессе его взаимосвязи с внешней средой, к которой относится не только природа, но и человеческое окружение. Сразу после рождения человека его биологические потребности, телесные аффекты подвергаются постоянному и настойчивому вмешательству со стороны общества. При этом поражает открытость и пластичность человеческого существа, которое поддается самым разнообразным социально-культурным преобразованиям.

В современной литературе процесс социализации характеризуется несколькими важными этапами. Прежде всего это способность человека к запоминанию и научению, в ходе которых формируются определенные привычки и автоматические реакции. Благодаря этому психическая и физическая энергии расходуются рационально и используются для решения новых, необычных проблем. На основе привычек и традиций складываются социальные институты, которые могут быть определены как единство норм и следующих их предписаниям людей. Институализация традиций, норм, правил и предписаний предполагает возможность контроля их исполнения. Институты, например, отцовства или иных форм родства приобретают объективированный характер. Сначала для ребенка отец ― это взрослый, с которым он играет. Однако постепенно он начинает постигать, что отец ― это нечто более серьезное и осознает его как носителя опыта, традиций, норм, законов, власти. Объективация приводит к пониманию общества как некой самостоятельной реальности, включающей систему учреждений. Вместе с тем эту реальность не следует интерпретировать по аналогии с природой, ибо она есть дело рук самого человека, т. е. результат его деятельности, представляющий собой историческую необходимость. Одно из самых удивительных достижений человека ― создание государства. И хотя кажется, что первые, да и последующие, государства жестоко и бесполезно уничтожали человеческие ресурсы, тратили свою энергию на воздвижение гигантских пирамид или огромных каменных идолов, тем не менее, нельзя отрицать, что именно с них начался процесс цивилизации.

Общественные учреждения, будучи продуктами человеческой деятельности, должны быть оправданы и обоснованы. В современной литературе это называется легитимацией. По сути дела, ссылки на естественное или божественное происхождение законов тоже не что иное, как формы легитимации. Первые законы, традиции и нормы возникали в конкретных обстоятельствах и не нуждались в специальных обоснованиях. По мере их усложнения, а также в процессе передачи последующим поколениям социальные нормы утрачивают естественный характер и нуждаются в специальном оправдании. Одна из важных функций мифа, религии, права и других форм общественного сознания ― обоснование правил и законов социального мира.

Другая проблема, которая должна быть решена обществом, ― контроль выполнения институциональных требований. Каждый человек следует тем правилам, которые он сформулировал в процессе личного опыта, но общественная жизнь основана на выполнении также и общепринятых норм, которые наследуются от прошлых поколений. Поэтому ребенка долго и терпеливо учат тому, как он должен вести себя в мире взрослых. Приоритет институциональных требований проявляется в течение всей человеческой жизнедеятельности, и от человека ожидают того, что он будет следовать этим правилам. Вступая в брак, человек не только осуществляет потребность в любви, но и принимает на себя вполне определенные обязанности. В принципе, это не противоречит чувствам, а напротив, способствует их сохранению.

Что определяет человека как социальное существо

Социальные институты не разрозненны, а интегрированы в систему. Эта интеграция выражается прежде всего в языке и знании. Взрослый человек знает свой социальный мир, он способен объяснять его плохие и хорошие стороны. Каждый социальный институт имеет совокупность сформулированных в языке правил, предписаний, моральных и философских принципов. На обыденном уровне знания о социальном мире функционируют в дотеоретической форме как совокупность правил поведения. Такое знание определяет действия человека, которые могут расцениваться уже не с точки зрения соответствия или несоответствия определенным институтам, а как «плохие» или «хорошие» вообще. Поэтому неисполнение социальных норм расценивается как отклонение, безумие или моральная испорченность. Таким образом, знание о социальном мире становится не только информацией, сведениями об устройстве этого мира, но и предписаниями, касающимися переживания и действия в нем, и законами, на основе которых наказывают оступившихся.

Критерием общества является наличие общих норм, правил и кодов коммуникации, которые постепенно трансформируются и совершенствуются. В эпоху небольших семейно-родственных объединений общение достигалось на основе устной речи. Проживание на одной территории, родная речь, система норм и правил поведения ― все это обеспечивало единство первобытного сообщества. По мере формирования больших государств, достигавших имперской стадии развития, устной речи, сказаний о героических предках, верований и обычаев, сложившихся в небольших коллективах, оказывается недостаточно. Возникают универсальные религии, моральные системы, наука, культура, которые выполняют важную роль в объединении различных этносов в государственную целостность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *