Что определяет айкью тест
Измерить интеллект: работают ли IQ-тесты и зачем они нужны
Стоит ли проходить онлайн-тесты интеллекта и как относиться к результатам
Тесты интеллекта оценивают общую способность человека мыслить логически, решать арифметические, вербальные и пространственные задачи. Нужно ли знать свой уровень IQ и что делать с полученными результатами — рассмотрим в этой статье.
Что такое IQ
IQ — сокращение от английского intelligence quotient — коэффициент интеллекта. Это количественный показатель уровня интеллекта в сравнении с уровнем среднестатистического человека — того же возраста и развития, как тот, у кого этот коэффициент измеряют.
Зачем придумали IQ-тесты
Для изучения человека
Английский учёный Фрэнсис Гальтон измерял наследственные особенности людей, в том числе умственные. Он стремился определить границы возможностей человека: насколько высокие звуки и близкие оттенки цвета мы способны различать, какова максимальная скорость реакции.
В конце XIX века понятие интеллекта ещё не использовалось. Первые тесты моторных навыков и сенсорных способностей применяли в антропометрии наряду с показателями роста, обхвата головы и объёма лёгких.
Для оценки умственных способностей
Следующим шагом в развитии IQ-тестов стали разработки французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. В начале XX века перед системой образования Франции стояла задача разделить учеников на одарённых, способных и тех, кому нужна помощь в обучении. Бине и Симон создали методику диагностики для детей.
Сначала тест включал 30 словесных, манипулятивных и задач на восприятие. Дети от 3 до 13 лет делились на возрастные группы. Задания подбирались так, чтобы их могли выполнить ¾ детей с нормальным интеллектуальным развитием.
IQ ребёнка приравнивали к частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Если, например, ребёнок в 8 лет соображал, как девятилетний, то его коэффициент интеллекта составлял 9/8*100=112.
Для профориентации и отбора
В Первую мировую войну руководство армии США стремилось снизить потери и эффективно распорядиться человеческим ресурсом. Чтобы знать, кого назначить командиром, кто готов ехать на фронт, а кто пригодится в штабе, нужно было оценивать интеллектуальные и психологические возможности новобранцев. По заказу минобороны США были разработаны групповые тесты: вербальная версия Альфа — для англоговорящих военных, а Бета — для иностранцев и малограмотных.
Итоговый вариант опросника внедрили в практику только за 3 месяца до окончания войны, и он не сыграл существенной роли в отборе. Сейчас психологическое тестирование и оценку интеллекта проводят в армиях разных стран и крупных компаниях.
Что общего у популярных тестов IQ
Одни люди лучше строят логичные высказывания, другие могут подобрать недостающую деталь пазла, третьи — видят закономерность в ряду чисел. У кого из них выше интеллект? После нескольких лет измерений, анализа данных и споров психологи пришли к идее общего интеллекта. Общий интеллект ещё называют фактором g (general) — это совокупные умственные силы человека, его способность воспринимать и запоминать информацию, обучаться и решать задачи.
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Нельзя оценить общий интеллект только заданиями на логику или арифметику. Испытуемым предлагают несколько типов заданий: кто-то хорошо справляется с аналогиями, кто-то расшифровывает анаграммы, но в целом интеллектуальный уровень этих людей примерно одинаков.
Поскольку опросники не всегда удаётся точно перевести на другой язык, не все методики одинаково распространены в разных странах.
Тест Стэнфорд — Бине
Тест Бине и Симона для детей был доработан профессором Стэнфордского университета и сейчас известен как шкала интеллекта Стэнфорд — Бине. В период с 1905 по 2003 год опросник выдержал 5 редакций.
В начале XX века с помощью теста проверяли восприятие, понимание и способность к рассуждению. Альфред Бине считал, например, что речевые способности — это основа интеллекта.
Сейчас шкала Стэнфорд — Бине строится на модели подвижного и кристаллизовавшегося интеллекта Реймонда Кеттела, а также оценивает специальные способности. Подвижный, или флюидный, интеллект — это способность решать новые логические и аналитические задачи. По оценке психологов подвижный интеллект развивается до 30-40 лет. Кристаллизовавшийся интеллект включает опыт и знания, которые человек накапливает и использует в течение жизни.
Таким образом, современный тест состоит из 5 блоков:
В зависимости от возраста и уровня интеллекта испытуемого, на тест дают от 15 минут до 1 часа 15 минут. Коэффициент IQ в пределах 70-79 считается пограничным, 80-89 — ниже среднего, 90-109 — средним, 110-119 — выше среднего, результат выше 130 демонстрируют одарённые люди.
В западных странах шкала Стэнфорд — Бине используется для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.
Опросник Дэвида Векслера
Подобно тесту Стэнфорд — Бине методика Векслера оценивает общий интеллект с помощью различных типов заданий. Весь опросник состоит из 9 субтестов:
На решение 176 заданий дают полтора часа. Тест Векслера адаптирован для детей от 2 лет, подростков и взрослых. В России его применяют в оценке персонала, педагогике и медицине.
Тест Айзенка
Ганс Айзенк считал, что его тест выявляет уровень интеллекта независимо от кругозора человека. Критики спорили с автором, поскольку результаты более образованных испытуемых оказывались выше.
Тест в равной степени оценивает вербальный интеллект и способность мыслить логически. По замыслу автора, ни «физики», ни «лирики» не имеют в нём преимуществ.
Примерно половина испытуемых набирает от 90 до 100 баллов из 160 возможных. Респонденты с высшим образованием часто показывают результат 115 и выше. Отметка ниже 70 расценивается как тревожный сигнал проблем с интеллектом.
Оценку результатов данного теста давно проводят автоматически в режиме онлайн, поэтому он у многих на слуху.
Школьный тест
В российских школах используют ШТУР — школьный тест умственного развития для учеников 7—9 классов. Он оценивает уровень эрудиции, способности проводить аналогии, классифицировать понятия, обобщать и видеть закономерности.
В эпоху индустриализации тесты интеллекта позволяли оценить уровень человека и определить его рабочие функции. В XXI веке на первый план выходят мягкие или гибкие навыки, поэтому IQ тесты оказались менее востребованы.
От чего зависит результат теста IQ
IQ, доходы и здоровье
Уровень общего интеллекта одинаково зависит от наследственности и среды. Чем выше уровень IQ у родителей, тем больше шансов на высокие показатели интеллекта у ребёнка. Чем более насыщенная развивающая среда, в которой воспитывается индивид, тем более высокий уровень IQ он сможет продемонстрировать.
Исследования показывают, что уровень IQ кореллирует с продолжительностью жизни, уровнем образования и здоровья, но прямой причинной связи здесь нет. Совпадение показателей можно объяснить так: люди с более высоким IQ демонстрируют успехи в обучении, получают высшее образование и передают умственные способности своим детям.
Благодаря высшему образованию люди с высоким IQ находят высокооплачиваемую работу и обеспечивают себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни: разнообразное питание, медицинское обслуживание, условия для развития. Если человек от природы имеет высокий IQ, но не стремится реализовать свой потенциал, ни богатства, ни долголетие ему не гарантировано.
Как сдать IQ тест на максимальный балл
Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.
Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.
Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.
О чём не говорят баллы IQ
Успех в труде
С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.
Общественная ценность
Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.
Эффективность
Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.
Проходить тест или нет
Тест на интеллект стоит пройти хотя бы затем, чтобы иметь о нём представление. Учёные из разных стран трудились над его созданием на протяжении всего XX века! Вы можете на собственном опыте проверить корреляцию между вашим уровнем IQ и успехами в учёбе. И, наконец, это просто увлекательно — решать задачи разного типа. Только помните, что результат будет выше, если вы заранее потренируетесь и будете выполнять задания в хорошем настроении.
Изображение на обложке: zara magumyan / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что на самом деле показывают результаты тестов на интеллект.
Допустим у одного человека уровень IQ = 100, а у второго 130. Будет ли это означать, что первый умнее и добьется в жизни больших успехов?
Для начала нужно понять, что такое IQ. Это количественная оценка интеллекта человека.
Ввёл это понятие немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году, а первый тест изобрел Альфред Бине и предназначен он дал для детей, чтобы диагностировать задержку развития.
Лишь люди с высоким IQ добиваются успехов и становятся велики людьми? Это не правда, сам Айзенк это понимал, в предисловии к тестам он писал: «помните, чтобы добиться успеха, нужна мотивация и настойчивость».
Экономист и научный сотрудник университета штата Огайо Джей Загорский провел тест, в ходе которого выяснилось что денег больше у людей, у которых IQ=100 и меньше у тех, у кого 120. Долг в банке больше у кого 100 и меньше у кого 75. Это доказывает, что IQ совершенно никак не влияет на благосостояние человека.
Некоторые исследования показывают, что чем меньше IQ, тем больше вероятность того что человек станет преступником. На самом деле нет. Это лишь означает, что у такие преступники чаще были пойманы.
Существует всемирная организация, под названием Менсо, в нее входят люди с самым высоким уровнем интеллекта, что они делают? Просто иногда собираются вместе. Они не управляют миром и не делают научных сенсаций. Безусловно, туда входят и великие умы современности, но и так так же обычные люди, работающие на обычных местах.
«В нашем университете работает очень много умных профессоров, но вы не увидите на стоянке ни одного Rolls-Royce» (c) Джей Загорский
Простите за мое занудство. Но это опечатка? Или я не слишком умен
Допустим у одного человека уровень IQ = 100, а у второго 130. Будет ли это означать, что первый умнее и добьется в жизни больших успехов
З.Ы. Айзенка проходил в 17 или 18 лет, 163 или 168, не помню. Один ответ указал не правильно, но верно решил задачу, механическая ошибка.
Звучит как оправдание.
Заинтересовался. Начал проходить тест на https://brainapps.ru/iqtest
Надоело на средине. Резюме:
И этим люди пытаются как то оценить интеллектуальные способности?
Близко не лежало с оценкой гармонично развитого человека.
Умного, чувствующего, доброжелательного, творческого и пр. и пр.
Давайте уже другой тест, типа Полиграфа или ещё чего придумайте.
Генетическое различие: есть ли связь между расой и уровнем интеллекта
Основатель современной генетики и первооткрыватель ДНК Джеймс Уотсон вновь заявил о различии в интеллекте между афроамериканцами и европеоидами, назвав его «генетическим». В ответ его лишили всех почетных званий, а научное сообщество выразило недоумение и недовольство словами ученого.
Девяностолетний американский биолог Джеймс Уотсон может считаться одним из самых значительных ученых ХХ века: в 1953 году он вместе с Фрэнсисом Криком расшифровал структуру ДНК, за что в 1962-м был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине. Получив мировое признание, Уотсон встал у руля Лаборатории Колд-Спринг-Харбор — ведущего исследовательского центра в области молекулярной биологии и генетики, расположенного в штате Нью-Йорк, США. Ученый руководил лабораторией до 1994 года, после чего стал ее президентом и канцлером. Кроме того, Уотсон также руководил проектом «Геном человека» (целью которого было определить полную последовательность нуклеотидов в человеческом геноме) и стал вторым человеком в истории науки, чью совокупность генов удалось полностью расшифровать.
Однако впоследствии дела именитого ученого становились все хуже и хуже, причиной чему послужили его собственные неосторожные высказывания. В интервью газете The Sunday Times, беседуя о будущем Африки, он заявил: «Я вижу мрачные перспективы для Африки, потому что вся наша социальная политика основана на факте, что их интеллект такой же, как наш, в то время как все исследования показывают, что это не так». Более того, он добавил, что, несмотря на желание равных условий для всех ученых, «люди, которым приходится иметь дело с чернокожими сотрудниками, считают, что это неправда». Несмотря на то что Уотсон извинился за свои слова, в 2007 году Лаборатория Колд-Спринг-Харбор отстранила его от работы и лишила всех административных обязанностей, оставив лишь формальное звание заслуженного канцлера учреждения.
Долгое время ученый не появлялся на публике, и лишь в 2014 году стало известно, что он продал свою нобелевскую медаль на аукционе из-за травли в научной среде, став первым лауреатом в истории, чья награда ушла в частные руки при его жизни. После этого об ученом все будто забыли, пока Уотсон сам не напомнил о себе, вновь вызвав шквал критики. Причиной тому стал документальный фильм «Понять Уотсона» телекомпании PBS, в котором биолога спросили, изменились ли его взгляды в отношении связей между расой и интеллектом.
«Нет, нисколько. Я хотел бы, чтобы они изменились, чтобы появилось новое знание, которое скажет нам, что воспитание гораздо важнее природы. Но я не вижу никаких новых сведений. А разница в средних результатах тестов IQ между афроамериканцами и европеоидами есть. Я мог бы сказать, что это генетическое различие», — ответил он.
Через неделю после выхода интервью Лаборатория Колд-Спринг-Харбор заявила, что окончательно лишила именитого генетика звания заслуженного канцлера. Признав его значительный вклад в науку, в лаборатории отметили, что заявления, сделанные в фильме, «коренным образом расходятся с нашими целями, ценностями и политикой», а потому они вынуждены свернуть любые формы сотрудничества с ученым.
Несмотря на то что еще в 2007 году, высказывая свои извинения, Уотсон заявил, что не знает каких-либо научных оснований для таких убеждений, работы по определению связи расы и интеллекта, конечно, проводились, и зачастую они получали огласку на фоне вопроса о равных условиях для исследователей всех рас и вопроса о малом числе афроамериканских ученых.
Афроамериканцы в науке
Афроамериканский астрофизик, доктор наук и популяризатор науки Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson) уже не раз заявлял о том, что современная система не предоставляет равных возможностей для всех, кто желает заниматься наукой, и об этом нужно задуматься в первую очередь, «прежде чем мы начнем говорить о генетических различиях».
Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон / © Craig Barritt
Это неравенство начинается с системы образования, где студенты из числа расовых меньшинств не представлены в естественных науках и где возможности для обучения по-прежнему ограничиваются по расовому, гендерному и социально-экономическому признакам. В прошлом году в 11 штатах ни один афроамериканский студент не сдал экзамен AP Computer Science. В совете колледжа этому удивлены не были, заявив, что на компьютерных курсах исторически доминировали студенты мужского пола европеоидной расы. В 2011 году семь процентов учащихся школ Калифорнии были афроамериканцами, а 51% — латиноамериканцами. Тем не менее лишь один процент студентов AP Computer Science были афроамериканцами, только 7% — латиноамериканцами. Эти статистические данные подчеркивают значительное несоответствие между системами образования в разных областях и сообществах. Хотя определенные успехи в расширении возможностей людей разной расы все же были достигнуты, за последние 20 лет участие в областях STEM (наука, технология, инженерия и математика) среди афроамериканских студентов значительно сократилось, в то время как интерес среди других этнических групп в этих областях увеличивался с 2001 года. Это означает, что афроамериканцы стали группой, наименее вовлеченной в области STEM. Похожая статистика — и в биомедицинских науках: здесь на долю афроамериканцев приходится всего полтора процента заявок на гранты в национальные институты здоровья.
© CS Education Statistics
Примечательно, что со времени основания Нобелевской премии (1901 год) единственным лауреатом-афроамериканцем стал экономист из Сент-Люсии, профессор экономики Принстонского университета сэр Уильям Артур Льюис, который в 1979 году получил премию в области экономики за «новаторские исследования экономического развития в приложении к проблемам развивающихся стран». Включая Льюиса, лауреатами Нобелевской премии стали 15 чернокожих, 11 из которых получили Нобелевскую премию мира, а трое были удостоены высшей награды в области литературы.
Однако считать, что среди деятелей науки не было афроамериканцев, конечно, ошибочно. Миру известно много ученых этой расы: химик Перси Джулиан, который первым синтезировал физостигмин, применяющийся при лечении глаукомы; Дэвид Блэкуэлл, внесший значительный вклад в теорию игр и теорию вероятностей, который дал свое имя теореме Рао — Блэкуэлла; Мари Мейнард Дейли, изучавшая синтез белка, связь между холестерином и гипертонией и усвоение креатина мышечными клетками; Патришия Бат, которая изобрела метод лечения катаракты с помощью лазера; Эрнест Эверетт Джаст — основным наследием которого считается признание фундаментальной роли клеточной поверхности в развитии организмов; а также упоминавшийся уже Нил Деграсс Тайсон и физик-теоретик Клиффорд Джонсон, интервью с которым вы можете прочитать в предыдущем номере журнала Naked Science.
Что касается результатов обучения, сегодня афроамериканцы действительно получают более низкие оценки, чем европеоиды в тестах на лексику, чтение и математику, а также по некоторым тестам по измерению способности к учебе и интеллекта. Этот разрыв появляется до того, как дети попадают в детский сад, и сохраняется во взрослом возрасте. Однако исследователи уверяют, что этот показатель не должен считаться неизбежным фактом природы. Разрыв немного уменьшается, когда дети обеих рас посещают одни и те же школы, и незначительно сокращается, когда две семьи имеют одинаковое число школьников, равный доход и благосостояние. Но, несмотря на бесконечные предположения, никто так и не нашел генетических доказательств того, что врожденные интеллектуальные способности афроамериканцев меньше, чем у европеоидов. Вместе с тем очевидно, что устранение пробела в тестах потребует огромных усилий науки и, вероятно, коснется более одного поколения.
Ученые еще не определили большинство генов, которые влияют на эффективность теста, поэтому сейчас у нас нет прямых генетических доказательств врожденных когнитивных различий между представителями двух рас. Но за ХХ век исследователи накопили достаточное количество косвенных подтверждений. Большинство из них показывают, что жизнь детей в «афроамериканской» или «европеоидной» среде оказывает большее влияние на результаты их тестов, чем число африканцев или европейцев в их семейном генеалогическом древе.
Химик Перси Джулиан первым синтезировал физостигмин, применяющийся при лечении глаукомы / © The Black Inventor Online Museum
В 1969 году американский психолог и профессор Калифорнийского университета в Беркли Артур Роберт Дженсен (Arthur Robert Jensen) в журнале Harvard Educational Review опубликовал статью под названием «Насколько мы можем повысить IQ и школьную успеваемость?», где заключил, что программа Head Start Program, направленная на повышение уровня IQ среди афроамериканских детей, провалилась в основном из-за того, что 80% вариаций IQ, по его собственным оценкам, связаны с генетическими факторами, а всего 20% — с факторами окружающей среды. Публикация вызвала широкий общественный резонанс и была принята противоречиво.
В 1978 году Джон Узо Огбу (John Uzo Ogbu), нигерийско-американский антрополог и профессор, который занимался связью расы и интеллекта и ролью расовых и этнических различий в образовательных и экономических достижениях, предположил, что кастообразные меньшинства во всем мире, как правило, плохо учатся в школе и демонстрируют низкие баллы IQ, даже если визуально неотличимы от большинства. Также он пришел к выводу, что некоторые чернокожие ученики демонстрировали плохие результаты, потому что среди сверстников высокие достижения как бы расценивались «поведением европеоидов». Позже исследователи Джефф Ховард (Jeff Howard) и Рэй Хаммонд (Ray Hammond) добавили еще один важный момент к этому аргументу, предположив, что академическая компетентность развивается частично благодаря конкуренции и что «слухи о неполноценности» заставляют афроамериканцев неохотно конкурировать в учебе. Эту мысль подтверждает и бывший сотрудник Калифорнийского университета в Беркли, а ныне профессор психологии в Стэнфордском университете Клод Стил (Claude Steele), утверждая, что люди всех рас избегают ситуаций, в которых они могут подтвердить негативные стереотипы о самих себе, даже зная, что стереотип к ним не применим.
Джон Узо Огбу / © Urbanareas
Реакция на заявления Уотсона
Доктор наук и сотрудник Рокфеллеровского университета Андреа Моррис (Andrea Morris), выступившая в роли научного консультанта при создании фильма, реагируя на заявления Уотсона, уже заявила, что, будучи афроамериканским ученым, «хотела бы считать, что доктор демонстрирует мнение меньшинства о том, кто может заниматься наукой и как должен выглядеть ученый».
По мнению генетика Гарвардского университета Дэвида Райха (David Reich), все обновляющиеся результаты изучения ДНК демонстрируют, что отдельные человеческие группы географически были давно разделены, а потому у них могли бы развиться некоторые генетические различия в познании и поведении. Вместе с тем в своей недавней книге «Кто мы и как мы здесь оказались» он решительно отвергает предположение Уотсона, что эти различия соответствуют давним стереотипам, поскольку они «по своей сути гарантированно ошибочны».
Другой известный генетик Роберт Пломин (Robert Plomin) утверждая, что природный фактор играет большую роль, чем социальный (воспитание, образование), отверг любые попытки к обоснованию средних расовых различий. По его мнению, существуют надежные методы изучения генетических и экологических причин индивидуальных различий, которые не могут быть применены для изучения причин средних различий между группами. В интервью газете New York Times директор Национальных институтов здравоохранения доктор Фрэнсис Коллинз (Francis Collins) сказал, что большинство специалистов в вопросах интеллекта уверены, что все различия между афроамериканцами и европеоидами в результатах IQ- тестов возникают главным образом из-за экологических, а не генетических причин. Он также добавил, что не знает никаких заслуживающих доверия научных работ, на которые мог бы опираться Уотсон.
В 2017 году Джеймс Уотсон выступал с лекцией в Санкт-Петербургском государственном университете / © СПбГУ
«Вызывает разочарование тот факт, что человек, который внес столь революционный вклад в науку, имеет такие научно необоснованные и вредные убеждения», — говорит Коллинз.
Ведущий генетик Вашингтонского университета Мэри-Клэр Кинг (Mary-Claire King), близко знакомая с доктором Уотсоном, предполагает, что в формировании представлений именитого биолога свою роль сыграла и расово однородная культура науки. По ее словам, если бы ученый знал афроамериканцев как своих коллег на всех уровнях, его нынешняя точка зрения была бы невозможна.
Доктор Джеймс Уотсон (справа) и один из первооткрывателей двойной спирали Фрэнсис Крик в 1953 году / © A. Barrington Brown, Gonville and Caius College/Science Photo Library
К сожалению, узнать, знаком ли Уотсон со всем этим списком мнений и исследований, пока невозможно, как и получить каких-либо комментариев от биолога относительно решения Лаборатории и прозвучавших заявлений: интервью состоялось в июне прошлого года, а в октябре ученый был госпитализирован после автомобильной аварии и до сих пор находится в больнице.
Однако, что бы он ни ответил по выздоровлении, кажется, что общественность вряд ли простит ему очередные подобные высказывания. Ясно одно: вне зависимости от того, считал ли Уотсон свои слова правдой или заблуждался в них, ему, возможно, следовало быть более осторожным и аккуратным в формулировках. В самом интервью доктор Уотсон не раз пытался объяснить собственные взгляды на вопросы расы и интеллекта, заявляя, что считает себя «продуктом эпохи Рузвельта», оставаясь уверенным в важности генов. Настолько, что причинил боль многим людям, о чем, по его словам, сожалеет.