Что определило судьбу современника
Журналы «Современника» и «Отечественные записки» в общественной и литературной жизни середины XIX в.
1836 «Современник» был дозволен как литературный сборник, выходящий четыре раза в год. Внешним видом он напоминал альманах, имея всего два отдела – «Стихотворения» и «Проза».
После смерти Пушкина в 1837 г. Вяземский, Жуковский, Одоевский, Плетнев и Краевский выпустили четыре тома «Современника» в пользу семьи поэта. В 1838 г. Плетнев приобрел право на «Современника», которое в конце 1846 г. у него перекупили Некрасов и Панаев.
Плетневу не удалось вернуть «Современнику» былую славу, он был скучным изданием академического типа, без критики и полемики; он держался лишь публикацией произведений Пушкина, не напечатанных при жизни поэта.
С 1847 г. начинается новый период в истории «Современника», объединившего на своих страницах самых передовых представителей русской общественной мысли во главе с Белинским.
Журнал «Современник» занимает центральное место среди подцензурных революционно-демократических изданий в России середины XIX в. «Современник» в 50-е и 60-е годы становится центром пропаганды идей демократической революции. Журнал последовательно защищает интересы крестьян — основной общественной силы, боровшейся за уничтожение феодально-крепостнического строя. Это направление придала «Современнику» новая редакция, в состав которой вошли Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.
Привлекая в журнал в 1854 г. Чернышевского, Некрасов возлагал на него большие надежды. Тяжелые цензурные условия и засилье в редакции либерально настроенных сотрудников сделали то, что «Современник» все больше терял свою остроту. Надо было сделать решительный шаг по пути возрождения традиций Белинского, чтобы дальше развить и приумножить их.
В журнале читатель находил яркие, насыщенные революционным пафосом стихи Некрасова, в 1857 г. здесь была напечатана повесть Щедрина «Жених», а в следующем году появился роман Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», посвященный теме рабства американских негров. Беллетристика журнала в целом все больше и больше служила пропаганде освободительных идей.
Переход «Современника» на позиции революционного демократизма привел к изменению самого характера издания: журнал из литературного, каким был еще не так давно, превратился в общественно-политический и литературный. Собственно, именно в это время он сложился как тип «толстого» общественно-политического и литературно-художественного ежемесячника.
Возросшая в 40-е годы роль художественной литературы, объяснялись тем, что в то время художественная литература была основной формой пропаганды передовых идей. При таких условиях единственно возможным типом передового издания стал журнал литературный. Вот почему «Современник» сложился как литературно-общественный орган печати.
В середине 50-х годов Художественная литература не могла удовлетворить демократов, в условиях назревания революционной ситуации особенно ощущавших нужду в разработке теории. Возросло значение политических, экономических, философских статей, публицистики в целом. Из литературного «Современник» становится журналом общественно-политическим.
Редакция вела огромную работу, направленную на то, чтобы в условиях жестокого цензурного режима изменить характер журнала. Еще летом 1856 г. было решено создать новый отдел — «Современная хроника политических событий в нашем отечестве и других странах». Издатели журнала, Панаев и Некрасов, обратились с письмом к министру народного просвещения. И хотя либеральным органам — «Русскому вестнику», «Русской беседе» — разрешили иметь отдел «Обозрение современных политических событий», просьба редакции «Современника» была отклонена.
В 1856—1857 гг. «Современник» состоял из пяти отделов: «Словесность», «Науки и художества», «Критика», «Библиография» и «Смесь». В начале 1858 г. журнал фактически состоял уже из трех частей: первый отдел — «Словесность, науки и художества», второй — «Критика и библиография» и третий — «Смесь». Объединение «словесности» с «науками» дало возможность с каждым номером расширять публицистический раздел.
Перестройка структуры журнала закончилась в начале 1859 г., когда было создано два отдела. В первом помещались беллетристические произведения, а также статьи научного характера. Во второй отдел входили публицистика, критика и библиография.
Переход «Современника» на позиции революционной демократии наглядно проявился в острой критике феодально-крепостнического строя.
Важное место в статьях журнала по крестьянскому вопросу занимала борьба за гражданские свободы. «Современник» требовал предоставить крестьянам все гражданские права наравне с другими сословиями, он выступал за полное освобождение крестьян от всяких обязательных отношений с помещиками и организацию независимого от землевладельца местного самоуправления.
Выступая с революционно-демократической программой ликвидации крепостничества, «Современник» показывал невозможность проведения коренных социальных преобразований путем реформ «сверху». Обсуждение конкретных условий отмены крепостного права сопровождалось разоблачением всей реформаторской политики царского правительства. Журнал пропагандировал путь народной революции.
Борьба «Современника» с либерально-монархической журналистикой прошла несколько стадий, от первых, сравнительно спокойных, споров по литературным вопросам 1854 — 1855 гг. до ожесточеннейших схваток 1860 — 1861 гг. и касалась различных проблем. Характер полемики изменялся по мере обострения кризиса феодально-крепостнической системы, роста революционного движения в стране.
Полемика «Современника» с печатью либералов и крепостников по крестьянскому вопросу. Либералы боролись за сохранение помещичьего землевладения, нередко предлагали освободить крестьян без земли. Чернышевский писал, что требования сократить, а тем более ликвидировать крестьянские наделы противоречат здравому смыслу.
В июне 1862 г. «Современник» за «вредное направление» был приостановлен на восемь месяцев, а 7 июля был арестован Чернышевский.
Приостановка «Современника» в июне 1862 г. на восемь месяцев и последовавший за этим арест Чернышевского были таким ударом, после которого, казалось, вряд ли можно оправиться. Однако очень скоро Некрасов добился разрешения возобновить журнал с февраля 1863 г. Но потери были невосполнимы, и «Современник» 1863—1866 гг. не смог вновь подняться на те высоты, которые удалось завоевать Чернышевскому и Добролюбову.
В новую редакцию на первых порах, кроме Некрасова, вошли М. Е. Салтыков-Щедрин, М. А. Антонович, Г. 3. Елисеев и А. Н. Пыпин. В конце 1864 г. Салтыков-Щедрин отказался участвовать в редактировании «Современника». Руководящая роль в журнале переходила к Пыпину, Антоновичу, Елисееву. Это, конечно, отражалось на позициях издания, которые по многим вопросам становились противоречивыми, путаными, нечеткими. Уход из редакции Салтыкова-Щедрина явился тяжелой потерей для издания. Щедрин оставался единственным человеком, который в своем публицистическом творчестве стоял на уровне Чернышевского и Добролюбова.
На страницах «Современника» в эти же годы читатель знакомился с такими произведениями, как «Трудное время» В. А. Слепцова, «Подлиповцы» и «Горнорабочие» Ф. М. Решетникова, «Нравы Растеряевой улицы» Г. И. Успенского, «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского, рассказы Салтыкова-Щедрина. Широко была представлена поэзия Некрасова, стихи которого печатались во многих номерах.
В центре внимания беллетристов журнала 1863—1866 гг. была тяжелая жизнь русских крестьян, вовсе не изменившаяся после пресловутого «освобождения». Другая важная тема беллетристики журнала — борьба с реакцией, разоблачение врагов народа.
Непоследовательность и нечеткость позиций журнала 1863—1866 гг., вызванные прежде всего составом сотрудников и серьезными противоречиями внутри редакции, привели к резкому снижению идейного уровня «Современника».
«Современник» сыграл огромную роль в истории русской журналистики, он был выдающимся подцензурным органом революционной демократии 60-х годов. Его пример открыл путь новым журналам демократической и социалистической печати позднейшего периода. Первым среди них следует назвать «Отечественные записки», возрожденные во второй половине 60-х годов усилиями Н. А. Некрасова. Все лучшее, что было в «Отечественных записках» в 70—80-е годы — политическая острота, злободневность, революционная страстность, — шло от «Современника», было продолжением и развитием его лучших традиций.
Отечественные записки 40х:
Среди сотрудников были и литераторы пушкинского круга (Жуковский, Вяземский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов), и будущие активные участники «Москвитянина» (Погодин, Шевырев, М. А. Дмитриев, И. И. Давыдов), и будущие славянофилы (Хомяков, С. Т. Аксаков), и перешедшие из «Литературных прибавлений» молодые писатели (Лермонтов, Соллогуб, И. И. Панаев).
Преобразованные «Отечественные записки» стали объемистым (до 40 печатных листов) ежемесячником. Каждая книжка журнала была разбита на восемь отделов: «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь».
Однако полному успеху солидно поставленного издания мешало отсутствие определенной и ясной программы. Цели журнала Краевский формулировал туманно: «способствовать, сколько возможно, русскому просвещению», «обогащать ум знаниями», «настроить к восприятию впечатлений изящного» и т. п.
Журнал, который объединял литераторов самых различных убеждений, но не имел собственного лица, не мог рассчитывать на продолжительный успех.
С августа 1839 г. Белинский начал печататься в «Отечественных записках», а позже принял на себя руководство критико-библиографическим отделом журнала. К активному участию в журнале Белинский призывал и своих друзей. (Боткин, Бакунин, Грановский, Кетчер, Кудрявцев, Огарев, Герцен, Некрасов, Тургенев).
Белинский и новые сотрудники постепенно заставили покинуть журнал многих прежних его участников, враждебно относившихся к происходившим в нем переменам: Жуковского, Вяземского, Плетнева, Бенедиктова, Межевича, будущих славянофилов и будущих сотрудников «Москвитянина». «Отечественные записки» стали трибуной Белинского и Герцена и органом писателей-реалистов.
В «Отечественных записках» появились лучшие произведения русской литературы, созданные в 1840-х годах.
Благодаря Белинскому и тому направлению, которое он придал журналу, в «Отечественных записках» стали сотрудничать писатели, принадлежавшие к натуральной школе.
Одним из наиболее активных авторов, вместе с Белинским определявшим направление журнала, был Герцен. Под псевдонимом «Искандер» он поместил в «Отечественных записках» несколько художественных произведений («Записки одного молодого человека», «Еще из записок одного молодого человека», первую часть романа «Кто виноват?»), а также философские работы («Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы») и публицистические статьи, в том числе три фельетона, направленных против журнала «Москвитянин».
Тургенев передал «Отечественным запискам» почти все свои произведения, созданные до «Записок охотника», печатавшихся с 1847 г. в «Современнике». Здесь появилось несколько его стихотворений и поэм, пьесы «Неосторожность» и «Безденежье», рассказы «Андрей Колосов», «Бреттер» и др. Сотрудничество Тургенева в журнале Краевского продолжалось и после перехода Белинского, Герцена, Некрасова в «Современник». В конце 1840-х и в начале 1850-х годов в «Отечественных записках» были напечатаны тургеневские пьесы «Холостяк» и «Провинциалка», повести «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков».
С начала 1840-х годов в, журнале сотрудничал Некрасов. Кроме нескольких рассказов («Необыкновенный завтрак», «Опытная женщина») и стихотворений («Современная ода», «Огородник»), ему принадлежало значительное количество острых анонимных рецензий, которые нравились Белинскому.
Достоевский, дебютировавший в литературе романом «Бедные люди», опубликованном в «Петербургском сборнике» Некрасова (1846), поместил в «Отечественных записках» почти все свои последующие произведения сороковых годов: «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и другие.
С «Отечественными записками» связано начало литературной деятельности Салтыкова-Щедрина. В 1847 г. в журнале была опубликована его повесть «Противоречия», а в следующем году – повесть «Запутанное дело», за которую автор поплатился ссылкой. Кроме названных писателей, в отделе словесности «Отечественных записок» 1840-х годов помещали свои произведения Д. В. Григорович, В. Ф. Одоевский, В. И. Даль, В. А. Соллогуб, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, И. И. Панаев, Н. П. Огарев, Е. П. Гребенка, А. Д. Галахов, А. Н. Майков, А. А. Фет и др.
Помещались почти исключительно произведения современных зарубежных авторов: Жорж Санд, Диккенса, Ф. Купера, Г. Гейне. Кроме того, было опубликовано несколько переводов из Гете (отрывки из «Фауста», «Вильгельма Мейстера», стихи) и перевод «Двенадцатой ночи» Шекспира.
В отделе критики и библиографии печатались работы Белинского: общие обзоры русской литературы за 1840–1845 гг., статьи о народной поэзии, две статьи о творчестве Лермонтова, одиннадцать статей о Пушкине, несколько полемических заметок о «Мертвых душах» Гоголя и большое число других статей и рецензий.
В отделе «Науки», кроме оригинальных статей русских ученых, были напечатаны работы иностранных исследователей: Тьерри, Фр. Листа, Гумбольдта и др. Особое внимание уделялось современной западноевропейской жизни.
Белинский превратил журнал в трибуну идей народного освобождения и прогресса России. Белинский хотел, чтобы «Отечественные записки» сделались подлинным выразителем народных чаяний и обращались бы не только к узкому кружку оппозиционно настроенной интеллигенции, а ко всем передовым читателям.
В тяжелых цензурных условиях «Отечественные записки» боролись с крепостничеством и всеми его проявлениями в политическом строе, идеологии и быту. Журнал ратовал за просвещение и свободу за прогрессивные формы экономической, политической и культурной жизни страны, за всестороннее развитие России, отстаивал интересы народных масс.
Белинский и Герцен решительно осуждали пренебрежительное отношение к русскому народу, к национальной культуре, свойственное господствовавшим классам России. Критикуя политическую, экономическую и культурную отсталость страны, «Отечественные записки» были далеки от кпреклонения перед западом. Белинский и Герцен ценили достижения иностранной культуры, но отвергали основы буржуазного строя и буржуазной идеологии.
Полагая, что капитализм был шагом вперед в историческом развитии России, Белинский и Герцен рассматривали его как переход к новой, высшей фазе общественных отношений – социализму. Все отделы «Отечественных записок» активно участвовали в пропаганде социалистических взглядов.
С апреля 1846 г. Белинский прекратил работу в журнале Краевского.
Общественный подъем, наступивший после смерти Николая I и Крымской войны, уже не смог вдохнуть жизнь в журнал. И лишь после того как отчаявшийся в успехе издания Краевский в 1868 г. передал его в руки Некрасова и Салтыкова-Щедрина, к «Отечественным запискам» вновь пришла слава передового общественно-политического и литературного журнала.
Что определило литературную судьбу «современника», отечественных записок, русского слова и других демократических и либеральных изданий 1860-1870 годов?
тем что он маленький с большой головой,грызет орешки,одет салидно,много чего
светлица, где по стенам цветной глины изображены яркие предметы утилитарного назначения: сабли, нагайки, ружья, невода, сетки для птиц, золотая уздечка и путы с серебряными бляхами, зеленые и синие бутылки, серебряные кубки и золотые чарки; печь, покрытая цветными изразцами. автор расцвечивает невзрачный бурый фон блестящим золотом и серебром, темными нитями сетей и многоцветием изразцов.
каждое полотно автора, вобравшее в себя все цвета радуги, самые яркие и сочные краски природы, пронизанные золотом (светом солнца) и серебром (светом луны), излучает позитив, тепло и энергию.
а что касается портрета, здесь наш живописец лишь намечает яркие контуры, задает цветовую гамму и приглашает зрителя в соавторы, оставляя на холсте свободное пространство, которое каждый может заполнить деталями в соответствии со своими представлениями и вкусами.
прекрасная полячка: красавица, «черноглазая и белая, как снег, озаренная утренним румянцем солнца», с ореховыми кудрями.
андрий: дюжий молодец, с крепким здоровым лицом, черные усы, большие глаза, бархатные черные брови, черные волосы, «станом высокий», «лицо, как у дворянина», мужественное, исполненное очарованья.
художник задает цветовую гамму и общий контур, оставляя возможность зрителю дописать форму лица, носа, губ.
интересная деталь: гоголь неоднократно «переодевает» своих героев-мужчин (андрий: длинная свитка, казачий наряд, польский костюм,
тарас бульба: казачий наряд, платье графа), а вот одежда девушки значения не имеет, говорится лишь о ее дорогих украшениях и аксессуарах.писательский талант автора можно оценить лишь в превосходной степени. метафоры и эпитеты, сравнения и олицетворения, детализация и обобщение, просторечия и высокий стиль, вот из чего соткан текст повести, напоминающий, то народные песни, то былины. ясно, что автор имеет превосходное образование, виртуозно владеет языком, является знатоком и поклонником украинского фольклора.можно сделать вывод о некоторых эстетических предпочтениях автор
смельчаком данко можно назвать из-за его подвигов и заслуг перед народом. данко самоотверженно ведет людей через темные леса, не боится сам и вдохновляет других. данко пример настоящего героя, романтического героя былых времен. гордость заключается в том, что он не смог стерпеть критики и унижения, именно его гордость толкает его на гибель, именно гордость заставляет вырвать из груди сердце.
Использование модульной технологии на уроках литературы в старших классах
Тема: Использование модульной технологии на уроках литературы в старших классах.
Изучение критики и журналистики второй половины 19 века.
Главной задачей школы по-прежнему, остаётся качественное образование подрастающего поколения. Конечным результатом обучения определяется не сумма знаний, а умение учиться, добывать знания. В этих целях необходимо использовать такие педагогические технологии, которые позволяли бы решать поставленные задачи в сотворчестве учителя, ученика и родителей.
Тема : Изучение критики и журналистики второй половины 19 века.
Учебный материал с указанием задания
Руководство к усвоению знаний
Цель: Входной контроль. Словарный диктант.
1. Выписать из словаря значение предложенных слов, выучить их.
Цель: Познакомиться с исторической ситуацией России в данный период и её роли на журналистику и критику.
1. Прослушать внимательно лекцию учителя, сопоставляя рассказ с тезисами.
2. Рассмотреть хронологическую таблицу.
Цель: изучить идейные направления критики и журналистики второй половины 19 века.
2. Составьте тезисы статьи.
Цель: знакомство с развитием журналов и критической мысли в 60-70-е годы.
1 Прочитайте статью учебника.
2.Составьте план статьи.
В Выясните, какие литературно- общественные течения
1. Прочитайте статью учебника.
2. Составьте конспект статьи.
Углубите знания о ведущих литературных деятелях того времени.
вание дополнительной литерату
1.Расскажите подготовленные доклады.
2.Прослушайте сообщения товарищей и составьте тезисы их сообщений.
1. Проверьте знания темы по контрольным вопросам.
Итоговый контроль. Цель: Проверка знаний по теме «Критика и журналистика второй половины 19 века». Зачёт в группах.
1. Принести и сдать заранее тезисы сообщений о ведущих литераторах
второй половины 19 века.
2.Подготовить конспект одной из статей учебника литературы.
3.Подготовить ответы на контрольные вопросы.
План лекции по блоку
Критика, журналистика 1860-1890-х годов.
1. Вступление. Своеобразие русской литературы.
2.Обстановка в России и литературе во второй половине 19 века.
а) Первая революционная ситуация: кризис крепостнической системы, поражение
царизма в Крымской войне.
б) Углубление внутренних экономических и политических противоречий в стране,
половинчатостью реформ.
3. Особенности литературного развития во второй половине 19 века.
4. Размежевание в кругах интеллигенции.
Общество разделилось на: западников
Считали, что России необходимо
европейское экономическое развитие и
Белинский встал во главе «натуральной
Выпускали журнал «Отечественные записки».
Либеральные революционеры-
считали, что рево- перемены возможны
люция для перемен с революцией.
(Хомяков, братья Киреевские, Самарин, братья Аксаковы) считали, что у России особый исторический путь единения народа и сословий. Выпускали журнал «Москвитянин». (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, И.А.Гончаров)
Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. (Ф.М.Достоевский)
5. Роль журналистики (втягивание литературы в политическую борьбу).
а) Литературно-критические позиции либеральных западников и революционеров- демократов, (полемика между «Современником» и «Русским словом»).
б) «Современник» сплачивает демократические силы. Постепенное ослабевание позиций «Современника».
г) Полемика между «Современником» и «Русским словом».
Контрольные вопросы к блоку
Какие политические, экономические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины 19 века в России?
Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика, литературная критика? Охарактеризуйте ведущие журналы, их направленность, состав авторов. Что определило литературную судьбу «Современника», «Отечественных записок», «Русского слова» и других прогрессивных изданий 1860-1870-х годов?
Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы на рубеже веков? В чём выразилось её жанровое своеобразие и проблемная многосоставность?
Дополнительная литература к блоку № 2.
Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов 19 века. Л., 1974.
Кулешов В.И. История русской литературы 19 века. 70-90-е годы. М., 1983
Скатов Н.Н. Литературные очерки. М., 1986.
6.Сахаров В.И., Зинина С.А. Литература 19в. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Творческое задание
А. Т. Твардовский писал о книге стихотворений Некрасова, попавшей к нему в детские годы, как о самой дорогой, «заветной книге». Есть ли у вас «заветная книга» или «заветное» стихотворение Некрасова? Расскажите о них.
Да, такое стихотворение у меня есть. Оно называется “Дед Мазай и зайцы”. Мне читала его мама еще до школы. Мне оно очень понравилось. Эта история о благородному Деде Мазае, о том, как он ладил с зайцами, а в конце отпустил их на волю.
Paзмышляем о прочитанном
1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жён?
Те люди, которые участвовали в восстании декабристов, были сосланы в Сибирь на пожизненную каторгу. Это тяжелые условия для жизни человека: лютый мороз и физическая работа не покладая рук.
Жены декабристов во имя клятвы, данной супругам, отправляются вслед за ними, не страшась ничего.
Когда я узнал об этом героическом поступке, то испытал огромное чувство гордости за русский народ и силу духа русских женщин. Их подвиг мы помним до сих пор.
2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь? Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.
Я думал, что путь жен декабристов намного проще, чем есть на самом деле. Но, когда я прочитал поэму “Русские женщины”, то пришел к шок от того, насколько сильны женщины, которые отправляются в Сибирь. Они готовы отказаться от всего, испытать физические и нравственные страдания, но быть рядом с любимыми.
3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала». Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?
Некрасов при описании генерала использует такие выражения: “старый генерал”, “почтенный генерал”, “начальник городской” и другие производные от слова старый. Выбирая эти определения, поэт показывает свое уважение к этому герою, подчеркивает его положение в обществе.
4. Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? В чём пафос её доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чём их сила?
Княгиня готова отказаться от светского общества. Трубецкая понимает, что это лживые и корыстные люди. Если раньше это общество было раем, а сейчас “пни торчат”.
5. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует её? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?
Словарь княгини характеризует ее как сильную женщину, для которой нет преград, чтобы встретиться с мужем. Автор относится к ней уважительно.
Творческое задание
Считаете ли вы поступок княгини Е. И. Трубецкой подвигом? Дайте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. Прочитайте самостоятельно стихотворение Н. А. Некрасова. Подумайте, в чём его главная мысль. Какие чувства вызывает оно у вас?
Да, я считаю ее поступок подвигом. Ведь несмотря на то, что ее жизнь превратится в каторгу, она лишится всех почестей, которые имела, она продолжает свой путь. Даже когда генерал сказал, что лошадей нет и княгиня дальше идет пешком, она не испугалась и была готова ко всему.
Это стихотворение о силе духа русских женщин. Что несмотря на физическую боль, истязания, женщина все стерпит.
Фонохрестоматия
Слушаем актерское чтение
Н. А. Некрасов. «Русские женщины»
1. В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?
Поэт показал переживания графа-отца его действиями. Когда была готова повозка для княгини, он положил туда образок и зарыдал. Становится понятно, что в такой ситуации надежда только на Бога.
Актриса передает переживания графа интонационно.
2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?
Потому что она понимает, что назад пути нет и морально она уже настроилась. Пусть ей будет тяжело, но она будет рядом с мужем, сможет оказать ему поддержку. Актриса читает эти строки уверенно.
3. Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?
Противоречивость ситуации в том, что сначала генерал всячески отговаривал княгиню не ехать в Сибирь. Она подписала отказ от своих прав, обрекая себя на жизнь простолюдинки. Затем генерал сказал, что лошадей нет и путь княгиня продолжит пешком. Но потом он понял, что и это ее не остановит и да лошадей.
Я считаю, что сострадание генерала завладело им. Под влиянием этого чувства он убеждал княгиню остаться. Ведь, по приезду в Сибирь ее жизнь уже не будет прежней.
4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?
Актеру удалось это передать сменой интонации, постановкой логических ударений, ритмикой чтения.
Размышляем о прочитанном
Прочитайте стихотворение «Размышления у парадного подъезда», подготовьтесь к выразительному чтению текста наизусть, ответьте на вопросы.
1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить в читателе Некрасов?
Поэт выражает свой гнев против чиновников, которым дозволено все. В этом стихотворении Некрасов показывает читателю, какая огромная пропасть между обычным русским народом и власть. Он хочет разбудить чувства долга и справедливости.
2. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту А. Я. Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот конкретный эпизод изображён поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста и высказав свои суждения об иллюстрациях к стихотворению.
Я еще обратил внимание на эпизод, когда “обозленные бедняки ” приходили к парадному подъезду, а их прогоняли, так как “владелец роскошных палат” спит. Т.е. народ с утра уже занят работой “солнцем палимы”, делами, а у чиновников такого нет. Но сон имеет и другие значение, переносное: он спит и не замечает того, что происходит вокруг, не обращает на это внимание. Д. Шмаринов точно передал настроение всего стихотворения в своей картине. Иллюстрация получилась печальной, но реалистичной.
Совершенствуем свою речь
Как вы понимаете слова и строки стихотворения: одержимый холопским недугом, заветным дверям, пышный подъезд, убаюканный ласковым пением? Почему Некрасов много раз повторяет слова «стон», «стонет»? Что этим достигается?
Так часто Некрасов употребляет эти слова, чтобы передать то, что народ страдает, а именно в спасение Отчизны, он хочет быть услышанным.