Что описывает портретное описание

Портрет

Что описывает портретное описание Что описывает портретное описание Что описывает портретное описание Что описывает портретное описание

Что описывает портретное описание

Что описывает портретное описание

Под литературным портретом понимается изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. Всякий портрет в той или иной степени характерологичен — это значит, что по внешним чертам мы можем хотя бы бегло и приблизительно судить о характере человека. При этом портрет может быть снабжен авторским комментарием, раскрывающим связи портрета и характера (например, комментарий к портрету Печорина), а может действовать сам по себе (портрет Базарова в «Отцах и детях»). В этом случае автор как бы полагается на читателя, что выводы о характере человека он сделает сам. Такой портрет требует более пристального внимания. Вообще полноценное восприятие портрета требует несколько усиленной работы воображения, так как читатель должен по словесному описанию представить себе зримый образ. При быстром чтении этого сделать невозможно, поэтому необходимо приучать начинающих читателей делать после портрета небольшую паузу; возможно, перечитать описание еще раз. Для примера приведем портрет из тургеневского «Свидания»: «…на нем было коротенькое пальто бронзового цвета… розовый галстучек с лиловыми кончиками и бархатный черный картуз с золотым галуном. Круглые воротнички его белой рубашки немилосердно подпирали ему уши и резали щеки, а накрахмаленные рукавчики закрывали всю руку вплоть до красных и кривых пальцев, украшенных серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы». Здесь чрезвычайно важно обратить внимание на цветовую гамму портрета, наглядно представить себе ее пестроту и безвкусицу, чтобы оценить не только портрет сам по себе, но и тот эмоционально-оценочный смысл, который за ним стоит. Это, естественно, требует и замедленного чтения, и дополнительной работы воображения.

Соответствие черт портрета чертам характера — вещь довольно условная и относительная; она зависит от принятых в данной культуре взглядов и убеждений, от характера художественной условности. На ранних стадиях развития культуры предполагалось, что красивому внешнему облику соответствует и душевная красота; положительные герои нередко изображались прекрасными и по наружности, отрицательные уродливыми и отвратительными. В дальнейшем связи внешнего и внутреннего в литературном портрете существенно усложняются. В частности, уже в XIX в. становится возможным совершенно обратное соотношение между портретом и характером: положительный герой может быть уродливым, а отрицательный — прекрасным. Пример — Квазимодо В. Гюго и миледи из «Трех мушкетеров» А. Дюма. Таким образом, мы видим, что портрет в литературе всегда выполнял не только изображающую, но и оценочную функцию.

Если рассматривать историю литературного портрета, то можно заметить, что эта форма литературной изобразительности двигалась от обобщенно-абстрактной портретной характеристики ко все большей индивидуализации. На ранних стадиях развития литературы герои зачастую наделены условно-символической внешностью; так, мы почти не можем различить по портрету героев поэм Гомера или русских воинских повестей. Такой портрет нес лишь весьма общую информацию о герое; происходило это потому, что литература еще не научилась в то время индивидуализировать сами характеры. Зачастую литература ранних стадий развития вообще обходилась без портретной характеристики («Слово о полку Игореве»), предполагая, что читатель отлично представляет себе внешний облик князя, воина или княжеской жены; индивидуальные же: различия в портрете, как было сказано, не воспринимались как существенные. Портрет символизировал прежде всего социальную роль, общественное положение, а также выполнял оценочную функцию.

С течением времени портрет все более индивидуализировался, то есть наполнялся теми неповторимыми чертами и черточками, которые уже не давали нам спутать одного героя с другим и в то же время указывали уже не на социальный или иной статус героя, но на индивидуальные различия в характерах. Литература эпохи Возрождения знала уже очень развитую индивидуализацию литературного портрета (прекрасный пример — Дон-Кихот и Санчо Панса), которая в дальнейшем усиливалась в литературе. Правда, и в дальнейшем были возвращения к стереотипному, шаблонному портрету, но они воспринимались уже как эстетический недостаток; так, Пушкин, говоря в «Евгении Онегине» о внешности Ольги, иронически отсылает читателя к распространенным романам:

Что описывает портретное описание

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге… но любой роман

Возьмите, и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Индивидуализированная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознается данный персонаж; таковы, например, блестящие плечи Элен или лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире».

Наиболее простой и вместе с тем наиболее часто применяющейся формой портретной характеристики является портретное описание. В нем последовательно, с разной степенью полноты, дается своего рода перечень портретных деталей, иногда с обобщающим выводом или авторским комментарием относительно характера персонажа, проявившегося в портрете; иногда с особым подчеркиванием одной-двух ведущих деталей. Таков, например, портрет Базарова в «Отцах и детях», портрет Наташи в «Войне и мире», портрет капитана Лебядкина в «Бесах» Достоевского.

Другим, более сложным видом портретной характеристики является портрет-сравнение. В нем важно уже не только помочь читателю более ясно представить себе внешность героя, но и создать у него определенное впечатление от человека, его внешности. Так, Чехов, рисуя портрет одной из своих героинь, использует прием сравнения: «И в этих немигающих глазах, и в маленькой голове на длинной шее, и в ее стройности было что-то змеиное; зеленая, с желтой грудью, с улыбкой, она глядела, как весной из молодой ржи глядит на прохожего гадюка, вытянувшись и подняв голову» («В овраге»).

Наконец, самой сложной разновидностью портрета является портрет-впечатление. Своеобразие его состоит в том, что портретных черт и деталей здесь как таковых нет вообще, остается только впечатление, производимое внешностью героя на стороннего наблюдателя или на кого-нибудь из персонажей произведения. Так, например, тот же Чехов характеризует внешность одного из своих героев так: «Лицо его как будто дверью прищемлено или мокрой Тряпкой прибито» («Двое в одном»). Нарисовать иллюстрацию по подобной портретной характеристике практически невозможно, но Чехову и не нужно, чтобы читатель наглядно представлял себе все портретные черты героя, важно, что достигнуто определенное эмоциональное впечатление от его внешности и достаточно легко сделать заключение и о его характере. Надо отметить, что этот прием был известен в литературе задолго до нашего времени. Достаточно сказать, что его применял еще Гомер. В своей «Илиаде» он не дает портрета Елены, понимая, что словами передать всю ее совершеннейшую красоту все равно невозможно. Он вызывает у читателя ощущение этой красоты, передавая впечатление, которое произвела Елена на троянских старцев: они сказали, что из-за такой женщины можно вести войну.

Особо следует сказать о психологическом портрете, рассеяв при этом одно терминологическое недоразумение. Часто в учебной и научной литературе любой портрет называется психологическим на том основании, что он раскрывает черты характера. Но в таком случае следует говорить о характеристическом портрете, а собственно психологический портрет появляется в литературе тогда, когда он начинает выражать то или иное психологическое состояние, которое персонаж испытывает в данный момент, или же смену таких состояний. Психологической портретной чертой является, например, подрагивающая губа Раскольникова в «Преступлении и наказании», или же такой портрет Пьера из «Войны и мира»: «Осунувшееся лицо его было желто. Он, видимо, не спал эту ночь». Очень часто автор комментирует то или иное мимическое движение, имеющее психологический смысл, как, например, в следующем отрывке из «Анны Карениной»: «Она никак не могла бы выразить тот ход мыслей, который заставил ее улыбаться; но последний вывод был тот, что муж ее, восхищающийся братом и уничтожающий себя перед ним, был неискренен. Кити знала, что эта неискренность его происходила от любви к брату, от чувства совестливости за то, что он слишком счастлив, и в особенности от неоставляющего его желания быть лучше, — она любила это в нем и потому улыбалась».

Пейзаж

Пейзажем в литературе называется изображение в произведении живой и неживой природы. Далеко не в каждом литературном произведении мы встречаемся с пейзажными зарисовками, но когда они появляются, то, как правило, выполняют существенные функции. Первая и простейшая функция пейзажа — обозначать место действия. Однако как бы проста на первый взгляд эта функция ни была, ее эстетическое воздействие на читателя не следует недооценивать. Зачастую место действия имеет принципиальное для данного произведения значение. Так, например, очень многие русские и зарубежные романтики использовали в качестве места действия экзотическую природу Востока: яркая, красочная, непривычная, она создавала в произведении романтическую атмосферу исключительного, что и было необходимо. Столь же принципиальны пейзажи Украины в гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Тарасе Бульбе». И наоборот, в лермонтовской «Родине», например, автору надо было подчеркнуть обыденность, обыкновенность нормального, типичного пейзажа средней полосы России — при помощи пейзажа Лермонтов создает здесь образ «малой родины», противопоставленный официальной народности.

Пейзаж как место действия важен еще и потому, что оказывает незаметное, но тем не менее очень важное воспитывающее влияние на формирование характера. Классический пример такого рода — пушкинская Татьяна, «русская душою» в значительной мере благодаря постоянному и глубокому общению с русской природой.

Зачастую отношение к природе показывает нам некоторые существенные стороны характера или мировоззрения персонажа. Так, равнодушие Онегина к пейзажу показывает нам крайнюю степень разочарованности этого героя. Дискуссия о природе, проходящая на фоне прекрасного, эстетически значимого пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети», выявляет различия в характерах и мировоззрении Аркадия и Базарова. Для последнего отношение к природе однозначно («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), а у Аркадия, который задумчиво смотрит на расстилающийся перед ним пейзаж, обнаруживается подавленная, но многозначимая любовь к природе, способность эстетически ее воспринимать.

Местом действия в литературе нового времени часто становится город. Более того, в последнее время природа как место действия все больше и больше уступает в этом качестве городу, в полном соответствии с тем, что происходит и в реальной жизни. Город как место действия обладает теми же функциями, что и пейзаж; в литературе появился даже неточный и оксюморонный термин: «городской пейзаж». Так же, как и природная среда, город обладает способностью воздействовать на характер и психику людей. Кроме того, у города в любом произведении есть свой неповторимый облик, и это не удивительно, так как каждый писатель не просто создает топографическое место действия, но в соответствии со своими художественными задачами строит определенный образ города. Так, Петербург в «Евгении Онегине» Пушкина — прежде всего «неугомонный», суетный, светский. Но в то же время он — законченный, эстетически ценный цельный город, которым можно любоваться. И наконец, Петербург — вместилище высокой дворянской культуры, прежде всего духовной. В «Медном всаднике» Петербург олицетворяет силу и мощь государственности, величие дела Петра, и в то же время он враждебен «маленькому человеку». Для Гоголя Петербург, во-первых, город чиновничества, а во-вторых, некое почти мистическое место, в котором могут происходить самые невероятные вещи, выворачивающие действительность наизнанку («Нос», «Портрет»). Для Достоевского Петербург — враждебный исконной человеческой и божеской природе город. Он показывает его не со стороны его парадного великолепия, но прежде всего со стороны трущоб, углов, дворов-колодцев, переулков и т. п. Это город, давящий человека, угнетающий его психику. Образу Петербурга почти всегда сопутствуют такие черты, как вонь, грязь, жара, духота, раздражающий желтый цвет. Для Толстого Петербург — город официальный, где господствует неестественность и бездушие, где царит культ формы, где сосредоточен высший свет со всеми его пороками. Петербург в романе Толстого противопоставлен Москве как городу исконно русскому, где люди мягче, добрее, естественнее, — недаром именно в Москве живет семья Ростовых, недаром именно за Москву идет великое Бородинское сражение. А вот Чехов, например, принципиально переносит действие своих рассказов и пьес из столиц в средний русский город, уездный или губернский, и его окрестности. Образ Петербурга у него практически отсутствует, а образ Москвы выступает как заветная мечта многих героев о жизни новой, светлой, интересной, культурной и т. д. Наконец, у Есенина город — это город вообще, без топографической конкретики (ее нет даже в «Москве кабацкой»). Город есть нечто «каменное», «стальное», словом, неживое, противопоставленное живой жизни деревни, дерева, жеребенка и т. п. Как видим, у каждого писателя, а иногда и в каждом произведении свой образ города, который надо внимательно проанализировать, поскольку это крайне важно для понимания общего смысла и образной системы произведения.

Возвращаясь собственно к литературному изображению природы, надо сказать еще об одной функции пейзажа, которую можно назвать психологической. С давних пор было подмечено, что определенные состояния природы так или иначе соотносятся с теми или иными человеческими чувствами и переживаниями: солнце — с радостью, дождик — с грустью; ср. также выражения типа «душевная буря». Поэтому пейзажные детали с самых ранних этапов развития литературы успешно использовались для создания в произведении определенной эмоциональной атмосферы (например, в «Слове о полку Игореве» радостный финал создается при помощи образа солнца) и как форма косвенного психологического изображения, когда душевное состояние героев не описывается прямо, а как бы передается окружающей их природе, причем часто этот прием сопровождается психологическим параллелизмом или сравнением («То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет. Как осенний лист дрожит»), В дальнейшем развитии литературы этот прием становился все более изощренным, появляется возможность не прямо, а косвенно соотносить душевные движения с тем или иным состоянием природы. При этом настроение персонажа может ему соответствовать, а может и наоборот — контрастировать с ним. Так, например, в XI главе «Отцов и детей» природа как бы аккомпанирует мечтательно-грустному настроению Николая Петровича Кирсанова — и он «не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этой грустию, с этой тревогой…» А для душевного состояния Павла Петровича та же самая поэтическая природа предстает уже контрастом: «Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа».

Особо следует оговорить нечасто встречающийся случай, когда природа становится как бы действующим лицом художественного произведения. Здесь не имеются в виду басни и сказки, потому, что принимающие в них участие персонажи-животные по сути дела являются лишь масками людских характеров. Но в некоторых случаях животные становятся действительными персонажами произведения, со своей собственной психологией и характером. Наиболее известными произведениями такого рода являются повести Толстого «Холстомер» и Чехова «Каштанка» и «Белолобый».

Источник

Описание внешности человека по методу словесного портрета

Особенности и принципы описания внешнего вида

Описание внешности человека в криминалистической практике и розыскном исследовании проводится как произвольным образом, так и при использовании специальной методики.

Произвольное описание представляет собой описание, которое дает свидетель (очевидец). Для этого он применяет слова и выражения, которые присущи для обыденной речи.

Словесный портрет криминалистика рассматривает в рамках систематизированного описания, которое и использует метод составления словесного портрета. Основу подобного описания начал разрабатывать А. Бертильон в конце XIX века. Оно дает возможность дать единообразную характеристику элементам внешности, включая одинаковые приметы и одинаковое восприятие этого описания. Достижение единообразия происходит с помощью основных принципов описания внешнего вида, для чего:

Описание внешнего облика и его составляющие

Метод словесного портрета используется в криминалистическом описание внешнего облика людей. Он включает описание признаком (анатомия, функциональные и сопутствующие признаки). Также в этом процессе происходит определение пола, возраста, национальности, рассматривается в целом фигура и голова.

Описание плеч происходит по следующим признакам: размер (узкие, средние, широкие), горизонтальное положение (приподнятое, горизонтальное, опущенное), особенности строения (выше или ниже по отношению друг к другу, очень широкие или узкие).

Грудь в соответствии с размером может быть широкая, средней ширины или узкая, по форме выпуклая или вогнутая. Другими признаками считается положение (выступающее, впалое), аспекты (наличие горба, «птичья грудь» и др.).

Спина по размеру может быть широкой, средней ширины или узкой, по контуру выпуклой, прямой или вогнутой. Также отмечаются ее особенности (наличие горба, сильно выступают лопатки и др.).

Размер рук описывается в целом, они могут быть короткими, средней длины, длинными, а также тонкими, средней толщины, толстыми. Кисти руки могут быть длинными, короткими; узкими или широкими. Также происходит описание пальцев, которые могут быть длинными, средней длины, короткими, включая форму и размер ногтей, их поверхность (ребристая, выпуклая, плоская). Ногти могут быть длинными и короткими. Для рук присущи свои особенности, в том числе мозоли, отсутствующие пальцы или суставы, обильное оволосение внешней части кистей и др.

При описании ног они рассматриваются в целом по размеру (тонкие, средней толщины, толстые; длинные, средней длины, короткие). В соответствии с формой они могут быть прямыми, «О»-образными, «Х»-образными. Для величины стопы характерен свой размер (длинные, средней длины, короткие; узкие, средней ширины, широкие). Среди особенностей можно выделить отсутствующие элементы (ногти, пальцы), утолщение суставов и срастание пальцев и др.

Описание головы в словесном портрете

Голова в целом обладает малым, средним или большим размером. Форма ее теменной части может быть плоской, куполообразной, яйцевидной. Относительно вертикали оценивается положение, который может быть выступающим, вертикальным или скошенным.

Волосы человека могут быть описаны в соответствии с обилием (редкость, густота), длиной (длинные, короткие, средней длины), типом (кудрявые, прямые, волнистые), цветом (светлый русый, русый, темный русый, черный, рыжий), лобной линией (прямой, дугообразной, волнистой, ломаной).

Описание лица человека, в первую очередь производится по пропорциям. Оно может быть узким, средней ширины, широким. Также рассматриваются следующие признаки: форма контура в анфас и профиль, полнота (полное, худое, среднее), цвет кожи (розовый, белый, смуглый).

Среди особенностей можно выделить наличие морщин, включая их выраженность и глубину; бороду, усы, веснушки и др.

Как правило, описание лба начинается с определения его размера (узкий, средний, широкий), контура (прямой, выпуклый, волнистый). В завершение определяются особенности (выпуклость, скошенность, сильно развитые лобные бугры и др.).

Брови могут быть описаны по размеру, обилию, контуру (прямой, дугообразный, волнистый, ломаный), положению в отношении горизонтали и взаиморасположению (скошены внутрь, наружу, сближенные, раздвинутые), особенности (кустистые, сросшиеся).

Глаза оцениваются по размеру открытых глазных щелей (большой, мелкий, средний), по контуру открытых глазных щелей (треугольный, щелевидный, круглый, овальный), по положению в глазницах глазных яблок (впалые, выпуклые, средней выпуклости), по взаиморасположению глаз (раздвинутые, близкие друг к другу). У глаз также оценивается цвет радужной оболочки, в соответствии с чем они могут быть темно и светло карими, зеленоватыми, светло-голубыми, голубыми и серыми. Производится описание положения верхнего неподвижного века (есть или нет нависание), верхнего подвижного века (закрытое, открытое), длины ресниц (длинные, короткие, средние), их формы (прямая, изогнутая), густота (редкие, густые, средние).

Среди особенностей глаз: они могут быть очень выпуклыми, сближенными.

Нос: оценивается в целом размер (узкий, средней ширины, широкий, короткий, средней длины, длинный), контур спинки (волнистый, вогнутый, прямой), форма кончика (закругленная, тупая, острая), положение основания носа по отношению к горизонтали (опущенный, приподнятый, горизонтальный), размер выреза ноздрей (большой, средний, малый), контур выреза ноздрей (щелевидный, треугольный, круглый, овальный), особенности (кривая спинка, раздвоенный кончик, закрытость ноздрей).

Рот: по размеру большой, средний, малый. По линии смыкания губ прямая, волнистая, ломаная, по положению углов в отношении горизонтали (приподнятые, опущенные, горизонтальные).

Губы описываются по высоте верхней губы (высокая, средняя, низкая), по ширине и контуру красной каймы (тонкие, средней толщины, толстые; ломаные, дугообразные, волнистые), по выступу (выступает верхняя или нижняя губа, вытянутость или общее выступание губ), по цвету (бледные, яркие).

Оценка зубов происходит по размеру (мелкий, среднего размера, крупный), по расстоянию между ними (редкое, частое), по взаиморасположению нижних и верхних зубов (выступание тех или других), по особенности (отсутствию определенных или всех зубов, почернению и пожелтению, наличию и виду протезов).

Подбородок: по размеру (широкий, средний, низкий, средней высоты, высокий, узкий), по контуру нижнего очертания (закругленные, прямоугольные, треугольные), по форме (треугольный, выпуклый, прямоугольный), по вертикальному положению (выступающий, скошенный, вертикальный), по особенностям (сильно скошенный или очень выступающий, наличие ямки или поперечной борозды и др.).

Ухо оценивается по размеру ушных раковин в целом (малый, средний, большой), контуру (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный), степени оттопыренности (общая или верхняя оттопыренность, общее прилежание). Также описывается форма поверхности завитка (плоская, выпуклая), размер мочки (большой, средний, малый, большой), ее контуры (треугольная, круглая, овальная, прямоугольная), форма ее поверхности (плоская, выпуклая, пересеченная).

Среди отдельных особенностей уха можно выделить его очень большой или малый размер, большую оттопыренность.

Шея: по размеру может быть короткой, средней длины и толщины, длинной, тонкой, толстой). Особенности шеи включают выраженность хрящей и гортани (наличие кадыка), расположение и степень выраженности морщин и др.

В дальнейшем словесный портрет содержит описание функциональных признаков внешности человека, включая сопутствующие признаки и элементы.

Источник

Сочинение-описание внешности человека

Источником сочинений-описаний внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, «Внешность человека, которого я видел однажды…»). Или воображение («Мой портрет через 10 лет»).

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Глазазелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Бровикрасивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные.

Лобвысокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский.

Взглядрастерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Носпрямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой.

Волосыкороткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигурахорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская.

Походкабыстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная.

Позавеличественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная.

Пример описания внешности позаимствуем у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *