Что описывает поэт в стихотворении зимнее утро
Стихотворение и анализ «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Краткое содержание
Фотография М. Шелякина. 2017
Пейзажная лирика составляет весьма внушительный пласт в творчестве А.С. Пушкина. Горячо любивший родину, поэт еще в детстве проникся любовью и к ее великолепной природе, яркие образы которой позже с большим мастерством воплотил в своих произведениях. Поэт описывал природу в разное время года, справедливо отмечая, что в каждом периоде, будь то расцвет или увядание, есть своя, неповторимая красота. Данное стихотворение Пушкин посвятил зиме. Автор представил настолько яркие образы вечерней бури и морозного утра, что у читателя создается эффект полного присутствия в этой занесенной снегом деревне.
Фраза, с которой начинается стихотворение: «Мороз и солнце; день чудесный!», стала уже, в некотором смысле, цитатой. Эти слова очень образно передают картину яркого морозного утра. Восторгом от преображения природы после вечерней вьюги автор желает поделиться со своей подругой, к которой он обращается: «красавица» и «друг прелестный». Ночная непогода описывается словами: «вьюга злилась», «мгла носилась», которые резко контрастируют с утренней картинкой: «ель зеленеет», «речка блестит».
Чувствуется, что Пушкину по душе деревенская идиллия, где можно укрыться от суеты большого города. Ведь для душевного покоя человеку достаточно уютного домика, где весело «трещит натопленная печь», и «милого друга» в лице любимой девушки. Особый восторг герой испытывает от предстоящего катания на санях со своей спутницей. Нет для него большего удовольствия, чем «посетить поля пустые» и «берег, милый для меня».
В названии стихотворения можно усмотреть некий скрытый смысл. Возможно, слово «утро» здесь олицетворяет какое-то обновление, указывающее на то, что за ночной метелью непременно последует светлый, ясный день.
Анализ
История создания
«Зимнее утро» по праву занимает одно из первых мест среди красивейших произведений Пушкина. Написано оно было в 1829 году, когда закончилась ссылка, и власти сняли с поэта запрет на перемещение. Покинув Михайловское, Пушкин отправился в Петербург, но по пути решил остановиться у своего приятеля П.И. Вульфа, в его имении, расположенном в живописнейшем месте Тверской губернии. Усадьба находилась на берегу речки Тьма, ее блестящий подо льдом образ как раз и запечатлел поэт в своем стихотворении.
Всего один день понадобился Пушкину, чтобы сочинить это красочное стихотворение, посвященное русской зиме. Вопрос о том, кем является таинственная красавица, которая фигурирует в произведении, до сих пор не разгадан. В ту пору Пушкин уже был знаком с Натальей Николаевной Гончаровой, поэтому можно предположить, что в стихотворении он имеет в виду ее. В то же время, по некоторым сведениям, этой девушкой могла быть дочь соседского помещика, Мария Борисова, к которой Пушкин имел особое расположение.
Персонажи и образы
Центральный образ стихотворения – волшебная зимняя природа. Картина морозного утра, наполненного жизнью и светом, дополнена ярким солнцем, искрящимся снегом и прозрачным льдом замерзшей речки. В роли второго образа выступает возлюбленная героя, та самая красавица, которую он называет «звездою севера», что означает самое прекрасное, что может быть в этих краях.
Разбушевавшаяся ночная непогода занимает третье место в системе образов. Ей посвящено небольшое, но очень колоритное описание: «вьюга злилась», «мгла носилась». Но, на данный момент, все это уже позади. Следующий, четвертый образ – это уютный, теплый дом, с раскаленной печкой и залитой солнечным светом комнатой. Свободу, энергию, движение, раздолье символизирует пятый образ – «нетерпеливого коня», которого герою самому не терпится «запречь» и унестись в «поля пустые» вместе с любимой подругой.
Композиция
Линейная композиция стихотворения означает, что события развиваются последовательно, одно за другим. Таким образом, можно выделить несколько частей, из которых состоит произведение.
Первое, что видит читатель, это восхищение героя красотой зимнего утра. Ему не терпится разбудить возлюбленную, чтобы разделить с ней восторг от созерцания волшебной картины. Затем следуют воспоминания о метели, которая обрушилась на землю прошедшей ночью. После этого автор подробно описывает все прелести русской зимы. Далее происходит плавный переход к теплой домашней обстановке, которая так располагает к спокойствию в лютые морозы. Заканчивается повествование внезапным предложением героя совершить веселую зимнюю поездку на санях.
Предельно реалистичное описание зимней природы позволяет отнести это стихотворение к реализму. По жанру это традиционная пейзажная лирика, причем, один из лучших ее образцов. Состояние внутренней свободы, которую, наконец, обрел поэт, передается через величественную картину начинающегося нового дня.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворение написано любимым размером Пушкина – четырехстопным ямбом. Смешанная рифмовка (ААВССВ) представлена в первой, второй, четвертой и пятой строках женской рифмой с переходом на мужскую в третьей и шестой строках. Такое необычное чередование обеспечивает необыкновенную легкость всего произведения.
Антитеза представляет собой контраст между вчерашней стихией и утренним спокойствием. Такое описание, построенное на противопоставлении, делает стихотворение невероятно красочным. В тексте представлены два вида эпитетов. Положительные: «друг прелестный», «голубые небеса», «великолепные ковры», «берег милый» соотносятся с приятными образами. Отрицательные: «мутное небо», «тучи мрачные» и сравнение «луна, как бледное пятно» создают мрачное, гнетущее ощущение. В тексте используются очень изящные метафоры: «сомкнуты негой взоры», «навстречу северной Авроры», «звездою севера». Поэт «оживляет» природу при помощи олицетворений: «вьюга злилась», «ель зеленеет», «речка блестит», придавая пейзажу динамику и стремительность.
Проблематика и основная идея произведения
«Зимнее утро» нужно воспринимать не только как высокохудожественное описание зимней природы. В стихотворении заложена идея торжества самой жизни, восхищения от вида прекрасного зимнего утра. В этом произведении звучит гимн единению человека и природы, которые подчинены одним и тем же законам.
Приподнятое и возвышенное настроение автора строится на контрасте ночного ненастья и волшебного солнечного утра. Этим Пушкин хочет показать, что главная мысль данного стихотворения это то, что после непогоды всегда наступает новый ясный день, который нужно рассматривать как очередной подарок судьбы. Ведь человек склонен меньше ценить нагрянувшее счастье, если в его жизни не было ни бурь, ни потрясений.
Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану
История создания стихотворения
Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день 3 ноября 1829 года.
В это время он находился в очень живописном месте в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии. Считается, что именно красота этих мест вдохновила поэта на создание этого произведения.
Кому посвящено
В произведении автор обращается к «красавице». Кто она — остается загадкой по сей день.
Литературоведы сходятся во мнении, что речь идет о Наталье Гончаровой, с которой поэт познакомился за год до написания стихотворения, и даже успел сделать ей предложение.
Главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является красота русской зимней природы. Именно ей уделено наибольшее внимание.
Тематика
Тематикой произведения является тема жизни, а в данном случае жизни радостной и счастливой.
Жанр произведения — пейзажная лирика.
Большую часть произведения Пушкин посвятил описанию природы и своих чувств.
Композиция
В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.
Композиция состоит из следующих последовательных частей:
Лирический герой
Лирическим героем является сам автор.
Его настроение можно охарактеризовать как радостное и восторженное. На протяжении всего стихотворения он восхищается красотой зимнего пейзажа.
В конце произведения в его настроении появляется легкая грусть, которая связана с посещением родных для него мест.
Настроение произведения
В стихотворении преобладают настроения радости и восторга.
Только дважды они меняются:
Лексика
Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.
Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.
Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Зимнее утро» для усиления визуального образа используется множество средств выразительности.
Метафоры
В произведении используются сложные метафоры: навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру, звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой.
Олицетворения
Текст богат олицетворениями. Вьюга может «злиться», а мгла «носиться» — так автор описывает снежную бурю, которая была прошлым вечером.
Эпитеты
Для более глубокого образа автор активно использует различные эпитеты:
Сравнения
В произведении приводятся сравнения:
Звуковые приемы
В стихотворении очень активно используются звуковые приемы.
Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Это помогает передать треск горящих в печи дров.
Ассонанс, повторение буквы «о«:
«…Открой сомкнуты негой взоры…»
Рифма
В стихотворении рифма приходится на четные слоги.
« Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
Используются мужская рифма (ударение на последний слог) и женская рифмы (ударение на предпоследний слог).
Стихотворный размер
Стихотворение выполнено четырехстопным ямбом.
Рифмовка
В стихотворении используется смешанная рифмовка по схеме: ААВССВ.
Место в творчестве
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики.
Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы.
Оно отображает трепетное отношение поэта к русской зимней природе. Кроме того, оно передает его настроение на тот момент. Пушкин молод, свободен от ссылок, ведет яркую и насыщенную жизнь. Неудивительно, что стихотворение пронизано настроениями радости и свободы.
Поэт написал это произведение всего за 1 день. Вероятно, он и не подозревал, что оно станет одним из самых известных и любимых его стихотворений.
Личное мнение
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» произвело на меня сильное впечатление.
Читая его, я сразу погружаюсь в события, описываемые автором. Будто вокруг меня прекрасные снежные равнины, которые блестят на солнце, темнеющий вдалеке лес, покрытые инеем ели и замерзшая река.
Я не просто представляю эту красоту, а ощущаю ее. Кажется, что щеки начинает щипать от мороза, а глаза щурятся от снежного блеска.
В стихотворении присутствует описание суровой зимы. Я думаю, так автор хочет показать, что после ненастья всегда бывает ясный день.
В произведении преобладают радостные настроения, которые невольно передаются каждому, кто прочтет эти строки.
Прогулка в санях, которую описывает Пушкин в самом конце стихотворения, является символом свободы, радости и раздолья. Эти ощущения очень заразительны, и они передаются каждому читателю.
Может быть, именно поэтому стихотворение «Зимнее утро» так нравится читателям.
Урок по литературе в 6 классе на тему: «А.С. Пушкин «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха»
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.
Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.
Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.
Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
Сравнение – “как бледное пятно”.
Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.
“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.
Смысл произведения
Прочитав стихотворение «Зимнее утро», у читателя может сложиться впечатление того, что он сам только что побывал в заснеженном лесу и прокатился на санях. Весь текст читается очень легко и свободно. Поэт рассказывает нам историю о том, что еще вчера лирической героине было грустно. Но, с наступлением морозного и солнечного утра её настроение так же меняется в лучшую сторону. Ничто плохое не может длиться вечно, и следом обязательно придёт счастье.
Именно эту мысль и попытался донести до нас творец. Никогда не стоит отчаиваться, если сегодня что-то не ладится. Завтра будет новый день, который обязательно будет намного лучше вчерашнего.
Чтобы определить стихотворный размер, необходимо:
1. ритмично прочитать текст, обращая внимание на выделяющиеся гласные;
2. расставить ударения, ориентируясь на темп и ритм текста, а не грамматические нормы;
3. определить расположение ударных и безударных слогов относительно друг друга;
4. определить количество безударных слогов.
МорОз и сОлнце; дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный.
Ударение в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» падает на каждый второй слог, ударных слогов четыре — четырёхстопный ямб.
Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском.
История создания
1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связана с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта: его жене Наталье Гончаровой и его Няне Арине Родионовне.
Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении Александр Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться её красотами и не думать больше ни о чём.
Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.
Посвящёно это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму: его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, поэт стремился не просто описать картину зимы, но и передать своё настроение, навеянное этой картиной.
Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любое время года окружает красота. Важно не пропустить её, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.
Композиция
Классическая линейная композиция, тем не менее заслуживает подробного разбора.
В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.
Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придаёт ему колорит.
В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает с восхищением, а в четвёртой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.
Но последняя строфа вновь отправляет читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.
Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.
Образы и символы
С первой же строчки стихотворения становится понятно, что главным персонажем в нем является природа, и все образы и символы самым тесным образом связаны с ней. Строчка «Мороз и солнце; день чудесный!» настраивает на жизнерадостный, оптимистичный лад, дарит ощущение свежего зимнего утра.
В первом шестистишии поэт с любовью описывает картину зимнего утра, которое несет в себе торжество пробуждающейся жизни. Он рисует образ пребывающей в сладостной неге красавицы, к которой обращается лирический герой. Называя ее «звездой севера», он тем самым указывает на то, что героиня является самой красивой женщиной северной столицы Российской империи – Петербурга.
Далее в стихотворении идет описание ненастного вечера, который является своеобразным противопоставлением ясному жизнерадостному утру. Так, на небе светит луна, которая является символом одиночества. Ее окружает облачное небо, беснует злая вьюга. Но затем лирический герой вновь возвращается к изображению веселого зимнего утра, которое несет с собой свет и надежду. В произведении появляются образы леса и речки. Детальное описание зимнего пейзажа указывает на спокойное, умиротворенное настроение лирического героя, раскрывает его богатый внутренний мир.
Далее в произведении идет описание деревенского быта: бурая кобылка, удобная лежанка, «веселым треском трещит затопленная печь». Картина размеренного крестьянского быта сменяется динамическим изображением резвого, «нетерпеливого коня». Его стремительность указывает на жизненный поток, который никогда не останавливается на своем пути.
Вид лирики легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Поэтому данное произведение относится к пейзажной лирике, а его жанр – лирическое стихотворение, поскольку в нём отражены мысли и чувства лирического героя. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – парная и кольцевая. также поэт использует как женскую рифму, так и мужскую, и это тоже работает на передачу настроения.
Как устроена ямбическая стопа
Как уже упоминалось, ямб – размер двусложный. Его стопа (то есть ритмическая группа определенной длительности) состоит из двух слогов: безударного и ударного. Именно в таком порядке: ударный слог – второй. Схематически это можно представить как UÚ| UÚ| UÚ| UÚ, например:
Мой дядя самых честный правил…
Ритмическое ударение оставляет ощущение движения вниз, давления. Слог без ударения – более легкий, словно воспаряющий кверху. Вверх-вниз, напоминает ритм спокойного дыхания – естественный для человека и поэтому легко им воспринимаемый.
Таким образом, ямбическая стопа – это последовательность безударного и ударного слогов.
Средства выразительности
Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:
Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица”.
В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.
Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в строгой науке? Примерно такие: ямб — метр, в котором ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объясняет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударения нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «неодносложных»: тогда можно не думать о примерах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действительно, здесь есть «лишние» ударения — но все они обеспечены односложными словами, а их мы договорились не учитывать.
Лекции о поэзии и прозе
Русская литература XX века
Лекции о Блоке, Маяковском, Хлебникове и других
Как работает литература
Лекции, в которых литературоведение становится точной наукой и раскрываются секреты Пушкина, Пастернака, Мандельштама — и художественного творчества вообще
Но есть две проблемы. Во-первых, это определение верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или анапеста (трехсложных силлабо-тонических размеров) его пришлось бы менять на «ударения неодносложных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, например, дольников («Все мы бражники здесь, блудницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по облакам») или тактовиков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу») вообще нельзя вывести из этого правила.
Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нарушаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).
Могут нарушаться потому, что поэт приспосабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не предположить, что у Пушкина ошибка в метре.
И, самое главное, могут нарушаться специально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает правила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворение Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:
Когда обидой — опилась Душа разгневанная, Когда семижды зареклась Сражаться с демонами —
Не с теми, ливнями огней В бе́здну нисхлестнутыми: С земными низостями дней. С людскими косностями —
Деревья! К вам иду! Спастись От рева рыночного! Ва́шими вымахами ввысь Как сердце выдышано!
Дуб богоборческий! В бои Всем корнем шествующий! и́вы-провидицы мои! Березы-девственницы!
Вяз — яростный Авессалом, На пытке вздыбленная Сосна — ты, уст моих псалом: Го́речь рябиновая…
К вам! В живоплещущую ртуть Листвы — пусть рушащейся! Впервые руки распахнуть! Забросить рукописи!
Зеленых отсветов рои… Как в руки — плещущие… Простоволосые мои, Мои трепещущие!
Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «нарушение» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как проявление поэтической силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.
Arzamas для занятий со школьниками! Подборка материалов для учителей и родителей
Лекции и тексты о литературе, истории и искусстве, игры, тесты, видео, подкасты и многое другое