Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции

Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А 1

Подведение итогов, рефлексия

Задание на дом

Выполнение работы

Объяснение сути практических работ по истории, разъяснение предъявляемых требований

Организационный момент

(1-е занятие: 1. тема 1 вопросы 1-4 стр. 61 2. параграф 2.1 вопросы 1 – 10 стр. 55

2-е занятие: 1. тема 2 вопросы 5-8, 12 стр. 61 2. параграф 2.2 вопросы 11 – 15 стр. 56)

ТЕМА: ДРЕВНЕЙШАЯ и ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

ЦЕЛИ:

1. Определить соотношение природного и социального в человеке.

2. Рассмотреть процесс расселения людей по земному шару с использованием исторической карты.

3. Определить сущность, причины и последствия неолитической революции.

4. Определить роль географических факторов в становлении цивилизаций Древнего мира.

5.Рассмотреть процесс возникновения цивилизаций древности с использованием исторической карты.

ЗАДАНИЯ:

1. Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатуряна. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?

[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, но и сексуальные, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».

Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелетие.

Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

3. Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы:Вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?

Источник

Разработка урока «Древний Восток» (к учебнику Данилова)

Древний Восток урок 10 класс

Цели урока: рассмотреть причины образования государства и его признаки, дать характеристику общественных отношений в древних государствах.

Тип урока : комбинированный

Основные понятия: государство, восточная деспотия.

— проверить заполненные таблицы, сдать.

1) когда приблизительно началась эпоха первобытности? (2.5 млн. лет назад)

2) когда появился человек современного типа? (кроманьонцы 40-35 тыс. лет назад).

3) расположите в правильной последовательности: человек умелый, разумный, прямоходящий, разумный разумный

4) отличие человека от его животных предков?

5) что такое родовая община?

6) этапы периодизации предцивилизационной стадии развития человечества? (палеолит, мезолит, неолит). Что явилось критерием?

7) что такое присваивающее хозяйство?

Изучение нового материала:

Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей.

Выращивание ячменя и пшеницы-двузернянки, а также бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов, свиней, позднее — крупного рогатого скота на территории:

Почему данный процесс называется революцией? Почему неолитической? Предложите свое определение понятия «неолитическая революция». ЗАПИСАТЬ

Неолитическая революция имела выдающееся значение. По существу, с переходом к производящему хозяйству были запущены процессы, приведшие — в конечном счете и не везде! — к смене первобытности цивилизацией.

Впечатляет даже далеко не полный перечень новых явлений, вызванных к жизни неолитической революцией: отделение скотоводства от земледелия позднее, в эпоху бронзового века, — выделение ремесла); возрастание роли семьи в общине, которая постепенно переставала быть родовой и становилась соседской, объединявшей как родственников, так и не связанные кровным родством семьи (соседская община окончательно сложилась также в бронзовом веке); углубление имущественной и социальной дифференциации в общине и между общинами; появление поселений нового типа с прочными и большими домами; возникновение крупных поселений, похожих на города (Иерихон в Палестине, Чатал-Хююк в Малой Азии, Джармо в Западном Иране и др.).

Первобытность отступала, но зоны прорыва территориально были весьма ограниченными. Первобытное море окружало отдельные островки, на которых закладывались основы для перехода к цивилизации.

Архаичные цивилизации Древнего Востока. Историческое пространство древнейших цивилизаций — это главным образом речные долины крупных рек Северной Африки и Азии: Нила (египетская цивилизация), Междуречья Тигра и Евфрата (шумеро-аккадская, вавилонская цивилизации), Инда (индийская цивилизация), Хуанхэ (китайская цивилизация). Эти цивилизации называют также архаическими и первичными ЗАПИСАТЬ ; последнее определение подчеркивает, что они возникли как естественное продолжение и в то же время преодоление первобытности.

С 28 Что писал Геродот о пророчестве Нефертити?

Почему Египет со времен Геродота называют дар Нила?

Почему в предсказании Неферти катастрофа начинается с исчезновения солнца и обмеления Нила: «Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе»?

Большинство древневосточных цивилизаций, таким образом, были речными. => Древневосточная экономика была аграрной. Определение специфики древневосточных цивилизаций многие историки начинают с обращения к государству. Вопрос о его происхождении остается дискуссионным.

Из курсов истории и обществознания вспомните, что такое государство. Какие взгляды на его происхождение и сущность вам известны?

В современной исторической науке наметилась определенная близость позиций по вопросу о конкретных факторах и формах возникновения государства. Базовыми условиями процесса ученые признают два обстоятельства: реципрокный обмен и престижный характер первобытной экономики.

Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе c .29

Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?

Вождь, власть которого формально оставалась выборной, стал восприниматься как могущественный носитель сверхъестественных сил. Настойчивое стремление закрепить должность вождя за представителями его семьи начинало приносить результаты. Оставалось добровольные дары вождю рядовых общинников превратить в обязательные дань и налоги, а власти вождя окончательно присвоить наследственный и легитимный (законный) статус. Это и произошло с возникновением государства, когда существовавшее на более ранних ступенях развития имущественное и социальное неравенство было дополнено разделением общества на управляющих и управляемых.

С.30 Особенности восточной деспотии выписать кратко в тетрадь.

1) наследственная власть правителя имеет неограниченный и централизованный характер;

2)мощный бюрократический аппарат управления;

3)весь земельный фонд и людские ресурсы- считаются собственностью правителя

Исследователям общество на Древнем Востоке представляется относительно статичным (малоподвижным), строго иерархичным, основанным на почитании традиций, недоверчивым к нововведениям и потому весьма устойчивым. Это общество, в котором занимающие неравное положение слои выполняют отведенные им функции (роли).

Стр. 32 Прочитайте отрывок из китайского трактата, относящегося к III в. до н. э.:

«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать oi раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».

Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?

Социальная иерархия может быть представлена ступенчатой многоярусной пирамидой: рабы — крестьяне-общинники — ремесленники и торговцы — воины — жрецы и вельможи — правитель. Переход из одного социального слоя в другой был крайне затруднен. Классический в этом смысле пример — система варн в Древней Индии, где границы между варнами брахманов (вельможи), кшатриев (воины), вайший (торговцы, крестьяне-общинники) и шудров (не входившие в общину крестьяне и рабы) были практически непроницаемыми. Впрочем, известны и другие примеры: в Китае, для того чтобы стать чиновником, выходцам из низших слоев достаточно было сдать государственные экзамены и доказать свою готовность к исполнению государственных функций.

Понятно, что в обществах такого типа (их называют традиционными) ведущими социальными нормами являлись веками складывавшиеся традиции, обычаи, нравственные и религиозные ценности. Новым по сравнению с первобытностью было появление — на основе обычного права — писаного права. (законы Хаммурапи, Драконта, Ману).

Подведение итогов: Каковы причины образования Восточных государств?

Домашнее задание: параграф 3, стр 34 в.8 письменно, Задание 1 устно

Источник

Практические работы по истории для СПО

Коми Республикаса йöзöс велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми

Государственное профессионального образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»

______________ Чкадуа О.В.

Протокол № 09 от « 29 » мая 2019 года

Директор ГПОУ «СТТТ»

« 03 » сентября 2019 года

по учебной дисциплине

для профессий и специальностей среднего профессионального образования

19.02.03. Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Материалы для практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) опираются на положения Историко-культурного стандарта (ИКС), по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):

19.02.03. Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»

Потапова Галина Николаевна, преподаватель общественных дисциплин,

Рассмотрен на заседании МО общеобразовательных дисциплин.

Протокол №9 от 26 мая 2019 года

Практические работы по учебной дисциплине «История» направлены на формирование умения ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; систематизацию теоретических знаний, формирование связи теории с практикой. Практические работы призваны выработать умение ориентироваться в историческом пространстве российского общества, развить интеллектуальные, аналитические способности студента. Выполнение практической работы играет обучающую, контролирующую контрольно–корректирующую, воспитательную функции.

Требования к знаниям и умениям студента

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

— основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

-основные исторические термины и даты;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

— современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

— особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Студент должен иметь представление о:

— роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

— содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Студент должен уметь:

— уметь работать с нормативными источниками;

— анализировать и сравнивать;

— классифицировать социальную информацию по теме

— характеризовать основные социальные явления

— применять правовые знания и навыки правовой культуры.

Правила выполнения практических работ

— Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом;

— Выполнению практической работы предшествует самостоятельная подготовка по заданным вопросам. На занятии проводится проверка готовности студента

— Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы

Оценка практических работ:

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более не более трёх ошибок или недочётов.

Оценка «3» ставится, если студент правильно выполнил не менее 1/2 всей работы или допустил четыре-пять ошибок и недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 1/2 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Требования к работе в контурных картах:

Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

Практическая работа №1

ТЕМА: ДРЕВНЕЙШАЯ и ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

Определить соотношение природного и социального в человеке.

Рассмотреть процесс расселения людей по земному шару с использованием исторической карты.

Определить сущность, причины и последствия неолитической революции.

Определить роль географических факторов в становлении цивилизаций Древнего мира.

Рассмотреть процесс возникновения цивилизаций древности с использованием исторической карты.

Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатуряна. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?

[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».

Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции

Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелетие.

Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы: Вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин ?

Используя карту расселения древнейших людей определите регион возникновения человека, пути его миграции.

Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

5.Используя данные таблицы «Сравнительная характеристика цивилизаций Древнего мира» определите характер Российской цивилизации.

6.Используя карту «Первые очаги культуры» определите хронологию возникновения древнейших цивилизаций.

Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

Практическая работа №2

Определение влияния географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.

Определение основных черт устройства общества восточных славян.

Рассмотрение основных направлений деятельности первых русских князей.

Развить навыки работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации, работы с исторической картой.

Рассмотрите схему «Общественный строй восточных славян», найдите ответы на вопросы:

Какими коллективами жили восточные славяне?

Как можно охарактеризовать общественный строй восточных славян? Почему он так называется?

Какие экономические причины привели к появлению государственности у восточных славян?

Какие социальные причины привели к появлению государственности у восточных славян?

Рассмотрите схему «Версии происхождения государственности на Руси», Сформулируйте суть норманнской и антинорманской теорий происхождения государства у восточных славян.

Практическая работа №3

ТЕМА: ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Определение основных черт и этапов развития восточно-христианской цивилизации.

Рассмотрение процесса Великого переселения народов с использованием исторической карты.

Выделение основных этапов становления государственности в странах Европы в период Средневековья.

Развить навыки работы с текстом, выделения главного, систематизации, работы с исторической картой.

ОБОРУДОВАНИЕ: дидактические раздаточные материалы, карта «Римская империя и варвары в IV – V в.в.»

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫДЕЛИТЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Вопрос о том, были ли на Востоке свои Средние века, точнее, о возможности применять это понятие для периодизации истории стран и народов Востока, давно и остро обсуждается историками. Средние века в европейском смысле этого термина, как стадия господства в обществе феодальных (прежде всего в сфере социально- экономической) отношений, на Востоке явно отсутствовали. Но этот период истории Востока и Запада характеризуется политической децентрализацией. На Востоке политическая децентрализация была длительной, базировалась на более низком, чем в Европе, уровне развития производительных сил и товарно-денежных отношений: это не способствовало прогрессивным сдвигам в экономике, политике и культуре, воспрепятствовало обретению городами самостоятельности и возникновению особого сословия горожан.

Частное землевладение и частная власть, система вассалитета, условная земельная собственность в форме феода на Востоке развития практически не получили (за исключением Японии).

Во-вторых, по уровню развития ремесел, торговли, техники обработки земли, благосостояния общества Восток вплоть до XVI в. опережал Европу.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Византийская империя являлась прямой и законной наследницей Рима. Восточная Римская им­перия (Византия) пережила Западную почти на тысячелетие и сохранила античное, в первую очередь гречес­кое, культурное наследие. Ее историческая судьба отлича­лась своеобразием и самобытностью.

Империя имела чрезвычайно сложную территориальную и этническую структуру. Ее владения были расположены на трех материках ­ в Европе, Азии и Африке; здесь прожива­ло множество народов. Поддержание стабильности предпола­гало наличие сильного государственного начала.

Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая владениям им­перии. Среди народов и государств, натиску которых прихо­дилось противостоять Византии, были Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки­-сельджуки.

Своеобразие византийской истории определялось и обстоятельствами происхождения империи. Она не знала разрыва с античностью, античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. Восточная Римская империя была богаче Западной, в ее руках находи­лись пути из Европы в Азию. Сельское хозяйство, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который в раннее Средневековье пришлось пройти Западной Европе. Важнейшим элементом византийской экономиче­ской жизни оставалось римское право. Предпринятая при им­ператоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования имущественных и иных гражданских отноше­ний. Византию историки иногда называют правовым государ­ством Средневековья.

Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния, который в Византии, во всяком случае до начала ХIII в., был выше, чем в Западной Европе.

Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых ведущую роль играло государство. Поэтому в Византии не достигли зрелости ни условная собственность (подобная фео­ду), ни вассально­ленная иерархия, ни иммунитеты. Не знала Византия и такого явления, как борьба городов за вольно­сти и самоуправление. ­Особая роль государственных начал способствовала формированию специфического мироощущения византийцев. Считалось, что, наряду с едиными Богом, верой и церковью, должна существовать единая христианская империя, защитница веры и церкви. Императорская власть приобретала сакральные функции, ибо она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого.

Приоритет государства отразился и в особом по­ложении византийской церкви. Если не формально, то реаль­но император был ее подлинным главой. Он фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов. Византийская право­славная церковь не претендовала на светскую власть, не по­сягала на ее прерогативы, подчинилась государству. Истори­ки видят в этом один из источников формирования автократических (самодержавных) начал, которые заимствовали у Византии государства, оказавшиеся в зоне ее влияния (среди них и Московская Русь). Была и другая сторона у этого явления: православная церковь жила напряженной духовной жизнью, православие настраивало не на раскол и борьбу, а на согласие и гармонию, сплачивало империю и населявшие ее народы.

Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств, росту армии чиновников. Неуклюжий и громоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и заговоров.

­Византийскую империю подрывали обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разорялись, становились арендаторами. Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. Но политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо­рение крестьянства. При этом она вызывала недовольст­во крупных землевладельцев и провинциальной знати.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ВЫДЕЛИТЕ ЧЕРТЫ ПРОГРЕССА И РЕГРЕССА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

До VII в., в жизни Европы преобладали явления регресса. Сократилась численность населения (не менее чем в полтора раза), пришли в упадок старые римские города, были утрачены многие достижения античной культуры и ремесла. Римская система управления была практически уничтожена. Король смотрел на подвластное ему государство как на личное владение. Аппарата государственного управления, отличного от аппарата хозяйственной службы короля, не было. Римское право, отчасти сохранявшееся в среде завоеванного галло-римского населения, на германцев не распространялось. Они судились в соответствии с нормами обычного права, записанного в варварских правдах. Регресс затронул и сферу навыков.

Однако в хаосе, насилии и регрессе можно увидеть основы наступающего Средневековья. Таковыми были: аграризация экономической и социальной жизни (ее центром стала деревня), усиление роли крестьянского хозяйства в аграрном производстве, рост крупного землевладения знати, укрепление ее власти над крестьянством, возрастание политической роли церкви, весьма успешно решавшей задачу христианизации варварских народов.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ

РАССМОТРИТЕ КАРТУ «ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ», ВЫДЕЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭТОГО ПРОЦЕССА

Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

Практическая работа №4

ТЕМА: РУСЬ В ЭПОХУ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Определение причин и последствий раздробленности Руси.

Составление сравнительной характеристики крупнейших земель и княжеств Руси.

Рассмотрение борьбы Руси с иноземными завоевателями.

Определение сущности системы монголо-татарского ига.

Рассмотрите схему «Раздробленность Руси», сформулируйте причины и последствия распада киевской Руси на отдельные княжества.

Используя карту и текст, составьте сравнительную характеристику крупнейших земель и княжеств Руси. Материал систематизируйте в таблице:

Что они отдавали общине что получали взамен в условиях реципрокного обмена

Изучите таблицу «Система монголо-татарского ига», определите формы зависимости Руси от Золотой Орды.

Практическая работа №5

Оценивание деятельности Ивана Грозного.

Рассмотрение особенностей социально-экономического развития России в XVII в.

Прочитайте обзор историографии оценки деятельности Ивана Грозного. Охарактеризуйте основные точки зрения историков на его правление.

Какое мнение разделяете вы? Почему?

Какой точки зрения придерживается составитель текста? Свое мнение аргументируйте.

От каких факторов зависит оценка деятельности исторической личности?

Около 1549 года к власти пришла новая группировка под названием Избранная рада. Это был не официальный орган государственного управления, а небольшая группа сторонников Ивана Грозного, которые проводили реформы. Они усилили централизацию государства, укрепили центральную власть. Но методы, которыми данные реформы проводились, в историографической науке, оцениваются по-разному. В частности речь идет о наиболее спорном моменте реформ Ивана Грозного – использования государственного террора в форме опричнины с целью реформирования государства, подавления инакомыслия.

В историографии не сложилось единого мнения по поводу характера опричнины, была ли она необходимым ответом царя на деятельность боярской оппозиции, или это был ответ царя – тирана, на инакомыслие в обществе, направленный на его подавление.

В петровскую эпоху деяния Ивана Грозного и опричнина оценивались положительно, поскольку идеология петровских времен полностью совпадала с идеологией времен Ивана Грозного. Историография по этому вопросу в данный период ограничивается письмами Петра І к сыну, где деятельность Ивана Грозного характеризуется как «славное время», а сам Иван Грозный как «муж достойный, непоколебимый». Опричнина также получает высокую оценку в письмах Петра І к сыну, ее он называет «великим делом», «веселым праздником».

В России ХІХ – начала ХХ столетия происходит демократизация общественных взглядов, что вносит в историческую науку новой взгляд на реформы Ивана Грозного, на опричнину. При этом, часто в работах историков игнорируется прогрессивный характер реформ Ивана Грозного, речь идет, в основном об осуждении опричнины и царя-тирана.

Начало данной традиции было положено Н. М. Карамзиным, который писал, что: «Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник,— так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной,— мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бес­честье».

Такое отрицательно отношение к опричнине господствовало в исторической науке вплоть до 30-х годов ХХ столетия, когда вновь в России возродилась практика государственного террора и отношение к опричнине и реформам Ивана Грозного вновь претерпели изменения. С конца 30-х до середины 50-х годов XX века в исторической науке господствовала положительная оценка личности Ивана Грозного, его реформ и опричнины.

Сам царь представлялся великим патриотом, опричнина – необходимым инструментом политической борьбы, особенно ярко это видно в фильме «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, который был снят в 1944 году. Сюжет фильма строится на идеи необходимости укрепления царской власти, репрессии представляются как сложное, но необходимое решения Грозного, принятое для спасения России.

В работе академика Д. Н. Миронова «История России в эпоху средневековья» об Иване Грозном и опричнине говорится только в превосходной степени, в частности Д. Н. Миронов пишет, что «Трудно переоценить заслуги Ивана Грозного и его верных соратников, опричников в деле спасения России от боярского произвола. Грозный и опричники «вымели»» Россию, «выгрызли» врагов русского народа – бояр, создали предпосылки для нового этапа развития российского государства».

Расправе был подвергнут в 1570 г. Новгород, где было истреблено почти все население. Даже младенцев опричники бросали в ледяную воду Волхова. Они взялись также исправлять нравы: новгородцы люби­ли по праздникам выпить, но было объявлено, что пьян­ствовать нельзя. Тех, кого ловили пьяными, били кнутом и кидали в те же самые волховские проруби.

При расправе с Новгородом, как и при других подоб­ных «мероприятиях», погибло множество бояр, но самое важное (на это обратили внимание современные истори­ки, в отличие от историков XIX в.), что так же страдали и простые люди: приказные, посадские, крестьяне. Ведь оп­ричники, казня боярина, вырезали и его дворовых, кре­стьян же забирали себе и переводили их на собственные земли.

Далее Л. Н. Гумилев пишет, что от опричнины Россию спас крымский хан, который напал на Москву в 1571 году и «опричники либо просто дезертировали, либо прикидывались немощными и заболевшими, как говорили тогда, «объявляли себя в нетях». Убийцы безза­щитных, они оказались неспособными сражаться с воору­женным и сильным врагом»

РАССМОТРИТЕ СХЕМУ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ XVII В.», ОТВЕТЕ НА ВОПРОСЫ:

Какие основные группы населения выделяются в России XVII в.?

Охарактеризуйте развитие отдельных отраслей экономики России XVII в.

Какие основные проблемы экономического развития России XVII в. можно выделить?

Практическая работа №6

ТЕМА: РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Определение основных направлений внешней политики России во второй половине XVIII в.

Развитие навыков работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации.

Выделите основные черты просвещенного абсолютизма.

В ряде стран Европы в XVIII в. сложился просвещенный абсолютизм. При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность в отдельных государствах, она, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития земледелия, роста внутреннего рынка и усовершенствования налоговой системы, внедрение единообразия в административно-территориальное устройство, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами и наказание тех из них, чьи действия отличались особой жестокостью, попытки кодификации законов и создания единой правовой системы, заботу о просвещении, прежде всего поощрение науки и высшего образования, противодействие политическим притязаниям католического духовенства, провозглашение веротерпимости, преобразования судопроизводства.

Прочитайте текст, выполните задания:

Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II »

б.Докажите, что политика Екатерины II носила характер просвещенного абсолютизма.

Развивалась промышленность, открывались новые мануфактуры. На Урале бурно росло медеплавильное производство. Текстильные мануфактуры возникли в Иванове, Ярославле, Серпухове, Тамбове и других городах и селах. К концу Х VIII столетия в стpaне действовало уже 2294 предприятия.

Наиболее быстро развивалась промышленность Урала, занимавшая в России первое место. Заводы здесь давали 90 % выплавки меди и 65 % производства черного металла по всей стране. В 1800 г. в России было выплавлено 9,8 млн. пудов чугуна. По выплавке чугуна страна стояла на первом месте в мире, превосходя даже Англию.

Крепостнические порядки, господствовавшие в деревне, про­никали и в промышленность. Результатом стало преобладание во всех отраслях промышленности крепостного труда. Однако к концу Х VIII в. в России развивалась и капиталистическая мануфактура, основанная на труде вольнонаемных рабочих. Капиталистическая мануфактура вырастала, прежде всего, из крестьянских промыслов и возникла в первую очередь в легкой промышленности. Капиталистическая мануфактура укреплялась и постепенно превращалась в тот тип промышленного предприятия, которому принадлежало будущее.

В 1754 г. отменили внутренние торговые пошлины и мелочные сборы, что способствовало свободному движению товаров по России.

В правление Екатерины II ярко проявились черты «просвещенного абсолютизма». Господство абсолютистских порядков нашло свое отражение в сенатской реформе: под предлогом упоря­ дочения работы Сената, он был разделен на шесть департа­ментов. Тем самым, последний был существенно ослаблен как законодательный орган, став лишь своеобразным «хранилищем» законов. В руках императрицы сосредоточива­ется практически вся законодательная и распорядительная власть, которую она осуществляет через собственную кан­ целярию.

К 60-м годам XVIII века Российская империя не имела надлежащей за­ конодательной системы. Соборное уложение, функциониру­ ющее с 1649 г., к этому времени совершенно устарело. Им­ ператрица, действуя в духе идей европейского Просвеще­ ния, решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего за­ кона. Выборы депутатов комиссии носили сословный характер. Из крестьян в комиссии были представлены лишь государственные.

Комиссия начала свою деятельность летом 1767 г. Помещики жаловались на бегство и непослушание крестьян и требовали при­нятия решительных мер. Депутаты от городов хотели закрепить и расширить права купечества, оградив купцов от конкуренции кре­стьян и дворян. Депутаты от государственных крестьян просили облегчить налоги и повинности, прекратить произвол властей. Императрица прекратила общие собрания комиссии, воспользовавшись начавшейся в 1768 г. войной.

Политика правительства Екатерины II носила ярко выражен­ный дворянский характер. В начале царствования был издан указ, по которому крепостным за подачу жалоб угрожало наказание плетьми и каторгой. Были также изданы указы о разрешении поме­щикам по собственному усмотрению ссылать крестьян за дерзости на каторгу (1765 г.), о запрещении крестьянам жаловаться на своих господ, что также угрожало каторгой (1767 г.).

В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия была разделена на 50 губерний. Губернии делились на уезды. Губернию возглавлял губернатор. Целью губернской реформы было укрепление аппарата управления на ме­стах и усиление власти дворянства. Уездная администрация почти полностью была выборной.

Венцом политики усиления государственной власти стала Жалованная грамота дворянству, данная в 1785 г. По этой грамоте дворяне получали монопольное право на владение крестьянами, землями и земельными недрами. Кроме того, дворяне получали право на торговлю и освобождались от налогов и телесных наказа­ний. Дворянство могло объединиться в собственные сословные собрания. Им предоставлялось право обращаться со своими пожеланиями к самому монарху.

Вместе с вышеуказанной грамотой была дана Жалованная грамота городам. Согласно ей население городов делилось на шесть разрядов по своему имуществу. Раз в три года горожане избирали городскую думу. Она под председательством городского головы занималась городским хозяйством и следила за торговлей и порядком в городе.

Во второй половине Х VIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иност­ранных. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились гидрографические работы на Черном и Азовском морях.

В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью учебные заведения были дворянскими, и выходцы из других сословий не могли обучаться в них. К концу XVIII в. в России было пять кадетских корпусов. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц. Учреждени­ем Смольного института, было, положено начало женскому обра­зованию в России. В 1755 г. был создан Московский университет. Во второй поло­вине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширять­ся. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

В русском искусстве Х VIII в. получили развитие такие направ­ления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились уди­вить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Во второй половине Х VIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Для класси­цизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стрем­ление выдать реальное за идеальное.

Общественная мысль XVIII в. раз­ вивалась под влиянием идей Просвещения. Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н. И. Новиков. Новиков выступал против крепостническо­ го гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Иная, радикальная форма просветительской идеологии была пред­ ставлена в творчестве А. Н. Радищева, в особенности в «Пу­ тешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II на­ звать его «бунтовщиком хуже Пугачева». Во второй поло­вине XVIII в. в России существовало и иное, консерватив­ ное направление общественной мысли. Оно было представ­ лено трудами М. М. Щербатова. Его памфлет «О поврежде­ нии нравов в России» отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские привилегии.

Практическая работа №7

Выявление характерных черт социально-экономического развития России в первой половине XIX столетия.

Выявление характерных черт общественно-политического движения в России во второй половины XIX в.

Формирование умения работать с текстом, составлять таблицу, выделяя главную мысль.

Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации.

Используя текст учебника, справочные материалы, видеоматериалы заполните таблицу «Социально-экономическое развитие России в XIX веке»

Используя текст учебника, справочные материалы, видеоматериалы заполните таблицу «Внешняя политика России в XIX веке»

Используя текст учебника, справочные материалы, видеоматериалы заполните таблицу «Общественно-политическое движение в России в XIX веке»

Выявить перемены в социальной структуре индустриально развитых стран.

Определить причины и последствия научно-технического прогресса.

Выявить и зменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв.

Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. НАЙДИТЕ ОТВЕТ НА ВОПРОСЫ:

Какие перемены в социальной структуре индустриально развитых стран произошли в начале XX века?

Определите причины и последствия научно технического прогресса в этот период.

Определите сущность и основные проблемы модернизации отдельных стран в начале XX века.

Какие изменения произошли в системе международных отношений в начале XX века?

Государства и народы на карте мира

Значительное место на карте мира в начале XX в. занимали сложившиеся в Новое время многонациональные империи, объединявшие народы разной этнической и религиозной принадлежности. Так, почти половину Европы охватывали границы Австро-Венгрии и Российской империи, в непосредственном соседстве находилась обширная Османская империя. На протяжении XIX в. входившие в состав империй народы значительно продвинулись в экономическом и социальном развитии, вступили в стадию национального возрождения. Возникавшие здесь политические партии выдвигали наряду с социальными задачами лозунги национального равноправия, самоопределения. В «век национализмов», ставший для многих народов временем формирования национального сознания, особенно остро встала проблема освобождения от национального угнетения и зависимости, обретения собственной государственности.

По форме правления большинство стран мира в начале XX в. представляло собой монархии. Республиканскими государствами в Европе являлись Франция, где после нескольких смен республиканских и монархических режимов утвердилась Третья республика (1870), Швейцария. В Америке наряду с США республиками стали страны, освободившиеся в XIX в. от испанского и португальского колониального владычества.

Научно-технический прогресс. Индустриализация

Народам других частей света было непросто воспринять и практически применить отношения и ценности, сложившиеся в европейском обществе. Отношение к модернизации в странах Латинской Америки, Азии, Африки было неоднозначным, в нем отражались разные, часто противоположные социальные интересы, позиции партий и движений. Перед лицом усиливавшегося европейского влияния одни выбирали путь укрепления (консервации) традиционных норм и отношений, другие прибегали к внешнему подражанию западным образцам, третьи искали возможность освоения европейских достижений на собственной цивилизационной почве, синтеза индустриального и традиционного обществ. Единственный в своем роде успешный опыт модернизации имел место в последней трети XIX в. в Японии. После прихода к власти в 1868 г. императора Муцухито (Мэйдзи) были проведены реформы, устранившие традиционную систему социальных отношений и привилегий княжеской верхушки и самураев. Реформы способствовали централизации власти, созданию единой финансовой системы страны. Земля перешла в собственность крестьян. Значительную поддержку получило предпринимательство. В 1889 г. император ввел конституцию. Реформы открыли путь для быстрого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом обошлось без отказа от основных традиций, разрушения привычного уклада жизни. Был достигнут синтез новой, современной практики и исторического опыта. К началу XX в. Япония вошла в число наиболее динамично развивавшихся стран мира.

В условиях возраставшей конкуренции многие предприниматели занялись поисками путей более эффективной организации производства, его стандартизации и автоматизации. Началось внедрение системы американца Ф. Тейлора, предусматривавшей разделение производственного цикла на операции, специализацию работников, нормирование заданий. На автомобильных предприятиях Г. Форда в 1913 г. впервые появился конвейер. Нововведения способствовали значительному повышению производительности труда. Началась эпоха массового производства.

Бурный индустриальный рост порождал не только достижения, но и проблемы. В результате введения новых машин и форм организации труда значительно увеличилась нагрузка рабочих. Те, кто работал на конвейере, испытывали как физическую усталость, так и сильное психическое напряжение. Машины диктовали людям жесткий трудовой ритм, не позволяя ни на минуту расслабиться. Выдержать такую работу в течение 10-
11 часов было невозможно. Рабочие все более активно требовали изменения условий труда и размеров оплаты.

С начала XX в. все острее давала о себе знать цикличность развития экономики в индустриальном обществе. Периоды подъемов и стабильности сменялись кризисами. В первые десятилетия века кризисными для многих европейских стран и США оказались 1900-1903 гг., 1907-1908 гг., 1913 г. Быстрое промышленное развитие стран Европы и Северной Америки сказывалось на состоянии природы, среды обитания людей. Вокруг промышленных городов уже не оставалось лесов, загрязнялись реки. Воздух в крупных городах, особенно в фабричных районах, был отравлен дымом заводских труб и машин.

Приток значительного числа людей в города вел к расширению рынка дешевой рабочей силы, что позволяло предпринимателям поддерживать низкую оплату наемных работников. Разрыв между уровнями жизни среднего класса и рабочих был столь разителен, что в начале XX в. обращал на себя внимание публицистов и даже политиков.

Пропасть между десятками богатых и миллионами бедных, существовавшая в обществе, основами которого провозглашались свобода и равенство, вызывала чувство озлобленности и стремление бороться за свои права в социальных низах и критику со стороны наиболее дальновидных представителей верхов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *