Это также символ общения, потому что наши предки считали летучую мышь очень социальным существом. Действительно, летучие мыши имеют крепкие семейные связи. Они очень заботливы и чувствительны к членам своей группы.
Летучая мышь – это символ психологии в медицине. Поведение летучих мышей учит нас избавляться от страха и любых паттернов (шаблонов), которые мешают нам жить. Они смелые и ничего не боятся.
Летучая мышь в фольклоре
В фольклоре и легендах летучей мыши отведена довольна мрачная роль. Возможно, наиболее знакомый нам образ колдуна-вампира пришел из западной культуры. Средневековые трактаты о колдовстве описывают летучих мышей как фамильяров для ведьм. Также существуют древние европейские книги, в которых летучих мышей отождествляют с вампирами.
Любопытно, что отождествление летучих мышей с вампирами в старой Европе произошло задолго до того, как европейцы обнаружили существование менее распространенных видов летучих мышей-вампиров в Южной Америке (в мире это единственный континент, где встречаются летучие мыши-вампиры). Кроме того, обратите внимание, что «злая» репутация летучей мыши из этих средневековых текстов сохранилась до наших дней. В то же время кошки, получившие такую же плохую репутацию в этих трактатах, с тех пор были «искуплены» и помещены в категорию «милых». То есть, это широко распространенное мнение. Итак, почему же летучие мыши остались «злыми»?
Это интересно! Магия, которая приносит удачу и везение в самых разных сферах жизни – в любви, торговле, исполнении желаний.
Символика, отражающая сущность летучих мышей
Рукокрылые во многих культурах отображены по-разному. Однако маги и колдуны, а также экстрасенсы ассоциируют их с набором символов, краткий перечень которых сводится к следующим обозначениям. Летучая мышь – это:
Счастье и радость (Китай)
Научные факты о летучих мышах
На нашей планете существует более 1000 видов летучих мышей. Они бывают самых разных размеров, форм, цветов и повадок. Существуют виды рукокрылых с размахом крыльев в шесть футов и виды размером менее дюйма.
Летучие мыши – единственные млекопитающие, которые могут действительно летать. Их крылья представляют собой удлиненные кости (по существу, руки и кости рук), покрытые прозрачной, но прочной кожей, похожей на пленку. Chiroptera, научное название для Ордена летучих мышей, между прочим, означает «ручное крыло».
Разные виды летучих мышей едят разную пищу. В их рационе насекомые, фрукты, пыльца и даже мелкие животные. Около 70% летучих мышей питаются насекомыми; 20% предпочитают фрукты и нектар цветущих растений. Другие питаются рыбой, а иногда и мелкими животными.
В природе есть только три вида так называемых вампирских летучих мышей, которые питаются кровью других животных (обычно крупного рогатого скота). Они не сосут кровь; они делают это после небольшого надреза на коже. Эти летучие мыши, вероятно, больше, чем какие-либо другие, излишне будоражили болезненное воображение людей на протяжении веков.
Chauve-souris Animal très rare, elle est posée de front, les ailes étendues. 1887 Meuble très rare. La chauve-souris est posée de front les ailes étendues. 1899 Meuble de l’écu représentant au naturel cet animal. 1901 Représentée posée de front, les ailes étendues dans certaines armes.
Ночное млекопитающее двойственная природа которого («летающее млекопитающее», мышь и птица) привлекла к нему внимание во многих культурах. Нетопыревые (Vespertilionidae) составляют семейство рукокрылых (более 150 видов), что значительно больше трети всех видов этого отряда. К семейству, распространенному повсеместно, относятся обыкновенные представители рукокрылых (кожаны, нетопыри, ушаны, курносая летучая мышь).
Собственно Нетопырь (Vespertiliо) — один из родов семейства Vespertilionidae:
На Западе считаются зловещими существами, вцепляющимися прежде всего в волосы человека.
Достоверные сообщения о питающихся кровью (вампиры, кровососы, десмодусы) видах Южной Америки вызывают в Европе страх перед безобидными истребителями комаров.
Содержание
В мифах предстаёт как исключительно умное животное: в полете оно не сталкиваются ни с чем и никогда.
Имеет двойственное значение: проницательность и тьму (неясность).
В Древнем Вавилоне верили, что это — злые духи, призраки, души умерших людей.
Символ бдительности, их открытые глаза должны были преодолевать сонливость.
Дочери царя Минаса, властителя города Орхоменоса (Беотия), предпочитали прядение участию в вакханалиях. Разгневанный Дионис превратил девушек в нетопырей (Овидий «Метаморфозы»).
Демонические существа, общающиеся с подземным царством Плутона-Гадеса.
Резвятся и пищат, как летучие мыши, души мертвых в загробном мире (Одиссея).
В греческих сказаниях и баснях изображаются как существа хитрые и умные, но с опаской перед ними.
У Эзопа нетопырь обладает хитростью и мудростью, ибо ориентируется и охотится в полном мраке.
Капли крови летучих мышей под подушкой женщины должны благословить её детками.
Летучие мыши использовались против муравьев, гусениц, саранчи и змеиных укусов.
Тогда, как это ещё делается во многих сельских местностях, летучие мыши прибивались гвоздями к дверям как средство защиты от злых духов ночи и колдовства.
Шутливое наименование ночных страстей любви человеческой и их объектов.
Финский — душа спящего становится нетопырем, возвращаясь утром. Потому нетопырей днем никто не видит.
Чешский — правый глаз нетопыря может сделать человека невидимым.
Нечистое животное, соединяющее в себе свойства птицы и «гада» (мыши, лягушки). Л. м. болгары считают птицей, которая выводится из яйца. Диалектные названия Л. м. сближают ее как с птицей, так с мышью и лягушкой. Названия типа «полумышь-по-луптица», «полуптица-полумышь» встречаются у словенцев и хорватов. В древнерусском сказании о птицах Л. м. просит птиц: «Приим’Ьте и мене до себе и упиигЬте мене в кныги животн!я до живота своего; не знаю бо, хто мене сотво-ривъ: если Богь, то людемъ на посм-Ьхъ, а если чортъ, то его брать, бо я не птахъ; когда мишоч1й судъ будетъ, то я буду птахою, а коли пташый судъ будетъ, то я буду мишою». Согласно болгарской легенде, в Л. м. Бог превратил беглого преступника. Она укрывается от людей и животных и появляется лишь ночью. Перед животными выдает себя за птицу, показывая свои крылья, а перед птицами — за животное, показывая голову и ноги.
Согласно русским, украинским и польским поверьям, Л. м. становится обычная мышь, съевшая что-нибудь освященное: свечу, кусок кулича или мясо. Поляки верят также, что в Л. м. превращается семилетняя мышь, избежавшая кошачьих когтей.
Л. м. тесно связана с нечистой силой. Украинцы считают ее другом черта, поляки — злым духом, душой спящей ведьмы и вампиром, белорусы — душой умершего колдуна, лужичане — вампиром, русские — кикиморой. Поляки верят, что ведьмы, взяв под мышку листья, могут делать из них Л. м. и выпускать их прямо из подмышки.
В Польше, Белоруссии и на Украине считается опасным, если Л. м. вцепится в волосы. Она вызывает появление колтуна, тащит человека в колодец и топит в нем, отрывает голову, вкручивается в голову и съедает мозг, делает человека безумным. Если она вырвет прядь волос, человек иссохнет и умрет.
Способность Л. м. предохранять от сглаза объясняют слепотой этого животного. Крыло, голову, кожу Л. м. зашивают в одежду для защиты от сглаза (у болгар, македонцев) или от пули (у лужичан). В Польше Л. м. вешают в конюшне как оберег коней от сглаза, прибивают к дверям для защиты от ведьмы.
Способность Л. м. «прилепляться», цепляться к отвесным поверхностям (ср. ее болг. название «прилеп») лежит в основе ряда магических действий. Болгары верят, что к человеку, носящему при себе Л. м., «прилепится» богатство. Л. м. или ее голову болгары вешают в амбаре, чтобы он был полон, в лавке — чтобы в ней было изобилие товара, а украинцы закапывают под порогом дома, чтобы иметь успех в денежных делах, кладут в сундук с деньгами, чтобы деньги прибывали сами собой. В Польше и Лужице игроки в карты имеют при себе Л. м., чтобы выиграть. Русские охотники на медведя берут с собой Л. м., считая, что в этом случае медведь непременно выйдет на охотника. Польские корчмари для привлечения пьяных прибивают Л. м. к стене корчмы.
Широко распространено использование Л. м. в любовной магии. Из обглоданного муравьями скелета Л. м. извлекают две косточки, одной из которой привораживают возлюбленного, а другой створаживают. В Болгарии девушки и парни, желающие вступить в брак, носят при себе Л. м., чтобы к ним «прилепился» тот, в кого они влюблены. Привораживающие свойства Л. м. связываются и с ее слепотой. Натерев руки высушенной Л. м., незаметно касаются плеча своего избранника или избранницы — «ослепляют» его, как говорят в таком случае болгары.
В Белоруссии больной лихорадкой три дня должен носить под мышкой завернутую в тряпку Л. м., а затем выпустить ее: считается, что, приняв на себя лихорадку, Л. м. отнесет ее далеко от человека. В Болгарии кровью Л. м. лечат ребенка от испуга и различных внутренних болезней.
В традициях Китая и Японии всегда считались приносящими благорасположенность Неба и богов, вестниками счастья и долговечности.
Как ночное животные, относится к инь.
Звучит одинаково со словом «счастье» (fu).
Ассоциируюется с удачей, счастьем, богатством, долгой жизнью и миром.
Пара летучих мышей означает добрые пожелания; эмблема бога долголетия Шу-Синга.
Пять летучих мышей олицетворяют пять благодатей (счастливых благ):
— здоровье, — богатство, — долголетие, — мир, — счастье.
Широко используются в охранительной магии (пять летучих мышей с распростертыми крыльями). Особенно благословенными считались красные мыши, цвет которых отпугивает демонические силы.
В ряде провинций считалось, что нетопыри бессмертны; бытовало поверье, что в темных пещерах они живут вместе с душами умерших.
Горестное беспокойство, хаотическое состояние.
У майя в почитались под именем Цоц (особенно в племенах цоцили) как воплощение бога — хранителя племени (рода).
«Отрезающая головы летучая мышь» в мифах киче-майя — существо потустороннего подземного мира.
Олицетворяет нечистоту и идолопоклонство.
В средневековой Европе вылетающий на охоту с наступлением глубоких сумерек нетопырь воплощает собой все, что таится от дневного света и людей:
Также связывались с мудростью, находчивостью и местью.
Средневековые книги о животных отмечены положительным отношением к летучим мышам: рассказывается, что «там, где летучие мыши решаются на долгое пребывание, они прочно держатся друг друга и образуют цельную гроздь — вид взаимной поддержки, встречающийся у людей очень редко» (Унтеркирхер). Эти ценные признания о бесшумных рукокрылых, в противовес иным оценкам из более ранних зоологическо-символических книг, не закрепились, однако, в народных поверьях.
Св. Хильдегард Бингенская сообщает, что летучие мыши (Относимые ею к птицам) «летают особенно в такое время, когда, поскольку люди покоятся, духи гуляют вовсю». Она предполагает способность зверька впитывать болезнь, что видно из её рецепта: «Если кто желтухой страдает, то следует ему летучую мышь осторожно наколоть так, чтобы она жива осталась, и привязать к своей спине. Сразу после этого следует привязать её к животу и держать, пока не умрет».
«Птица дьявола». Крылья летучей мыши — непременный атрибут и воплощение Дьявола (В «Божественной комедии» Данте Люцифер на дне Ада взмахами своих нетопырьих крыльев нагонял в подземное царство холод, покрывающий всё льдом), Сатаны как падшего ангела и Князя Тьмы, который боится света.
Демонические существа (драконы, гиппогрифы и т. п.) также часто изображаются с крыльями нетопыря.
В картинах шабаша ведьм почти обязательно присутствуют летучие мыши.
Шерсть нетопыря — один из ингредиентов дьявольского варева в котле ведьм («Макбет» У. Шекспира).
Считался «родственником» дракона, Змея; и в то же время двуполым.
Способность сохранять полное хладнокровие в минуту опасности; хитрость.
Как гибрид птицы и крысы олицетворяет лицемерие и двуличие, а как обитатель развалин — меланхолию.
«Слепой, как летучая мышь»
«Нетопырь в пустую голову не вцепится!»
Существует поверье, что летучие мыши любят вцепляться в волосы.
«Сон как смерть: свинцом нальются ноги, и нетопыря крылья закроют очи» («Сон в летнюю ночь» Шекспир).
Пять летучих мышей, означающих «долгую жизнь» в традиционной китайской символике счастья
Древнекитайский символ удвоенного счастья
Бог летучих мышей у майя. Аканцех. Северный Юкатан
Изображение на сосуде летучемышиного существа Цоц. Чама. Альта Вера Пас
Летучая мышь, как символ счастья и процветания в фен шуй
Летучая мышь, как символ счастья и процветания в фен шуй. ⠀ Многие специалисты по фен-шуй нередко называют ее символом процветания, силы и выносливости, который приносит в дом изобилие и благополучие. Благодаря способности летучих мышей цепко хвататься за любые поверхности появилось поверье, что талисман на ее основе способен притягивать к себе удачу и крепко держать ее рядом с владельцем. А в Китае иногда можно услышать совет взять с собой на встречу с богатым человеком талисман в виде летучей мыши, ведь он может «зацепить» с собой его везение и материальное благополучие, успешно передав последнее своему владельцу. Помимо всего прочего, этих таинственных зверьков нередко ассоциируют с символом долголетия.
Где расположить счастливый талисман?
— Летучая мышь на рабочем столе будет отваживать от своего владельца любой негатив, и притягивать к нему только добро. — Для защиты и процветания дома, талисман на ее основе можно размещать в любой комнате или помещении. Это может быть кухня, гостиная, детская, спальня, библиотека и даже ваш автомобиль. — Если поставить нетопыря у входной двери так, чтобы его было видно при входе в дом, он будет способствовать удачному продвижению карьеры и успеху в делах. — А чтобы предотвратить болезни и проблемы со здоровьем, специалисты по фен-шуй советуют цеплять статуэтки с изображением летучих мышей за окнами и за дверью с внешней стороны дома. — И, наконец, чтобы привлечь к себе удачу и найти покровителя в делах, стоит купить металлическую статуэтку мыши и поставить ее в северо-западной части дома. Если все сделать правильно, уже в скором времени в вашей жизни появится человек, который окажет вам помощь в ваших начинаниях.
Если вы верите в фен-шуй, обязательно украсьте свой дом красивым талисманом с его изображением.
В моем магазине вы можете заказать и приобрести шкатулки для привлечения Удачи и Богатства с изображением Летучей мыши.
Фамильяр ведьм, атрибут святых, воплощение смерти и гомосексуальности: культурная история летучей мыши
Нетопыри издревле поражали умы людей. В Античности, впрочем, их не считали мрачными и таинственными, и животные становились забавными героями басен, а у Гомера — даже источником величественных метафор. В Средневековье всё меняется: летучая мышь превращается в спутника колдуний, ее крылья вырастают у дьявола и дракона, а повадки делают нетопыря воплощением болезни и похоти. Поселившись на кладбищах и страницах книг по магии, астрологии и алхимии, ночное создание вдохновляет литераторов на сотворение мифа о вампире, который перетекает в массовую культуру современности, порождая образы Дракулы, Хеллоуина и Бэтмена. Историк Сергей Зотов, автор книг «История алхимии» и «Иконографический беспредел», проследил историю нетопырей от Античности до наших дней.
Содержание
1. Пищащие души и война животных: летучая мышь в Античности
Греки многое знали о летучих мышах. На древнегреческом нетопырь назывался нюктерис, то есть «ночная». В гомеровской «Одиссее», созданной в VIII веке до н. э., эти животные упомянуты дважды. Первый раз в 12-й песне, где Одиссей рассказывает о своих приключениях:
Вверх тогда я к высокой смоковнице прыгнул из моря, Ствол охватил и прильнул, как летучая мышь.
Второй раз — в 24-й песне, где с ночными созданиями сравниваются души убитых:
…души повел он, и с писком они полетели. Так же, как в темном пространстве пещеры летучие мыши Носятся с писком, когда с каменистого свода, где густо Все теснятся они, одна упадет вдруг на землю, — С писком таким же и души неслись.
У баснописца Эзопа, жившего в VII–VI веках до н. э., было не меньше трех басен, посвященных нетопырям. Все они на разные лады обыгрывали видовую неопределенность летучих мышей — то ли они птицы, то ли звери, а также их приспособленность к темноте. В одной басне нетопыри воевали на стороне то летающих, то ходящих существ и в итоге навлекли на себя гнев обеих сторон, из-за чего были принуждены скрываться в ночном мраке.
В другой басне летучая мышь при нападениях ласки меняет имена, притворяясь то мышью, то птицей. В третьей нетопырь занял деньги для торговли, а потому боится показываться кредиторам днем, чтобы не быть замеченным.
Позднее, в V веке до н. э., историк Ксенофонт в «Греческой истории» сравнивает прижавшихся к стене воинов с летучими мышами, явно апеллируя к гомеровской метафоре. Нам известно, что одного из учеников философа Сократа, Хэрефонта, прозвали Нетопырем из-за того, что днем он занимался науками и выходил из дома только вечером. Философ Аристотель в трактате «История животных» писал, что летучие мыши не имеют хвоста, но у них четыре лапы, а потому они «относятся к птицам и пешим животным, причастны к обоим родам и ни к одному в частности». В 16-й книге «Географии» греческого историка Страбона, жившего в I веке, упомянут месопотамский город Борсиппа, в котором летучих мышей якобы ловят, засаливают и употребляют в пищу.
Получается, образ летучей мыши как ночного создания, которое гнездится в пещерах и пищит под сводами, вылетает на улицу только ночью и боится света, сформировался в Древней Греции еще до V века до н. э. Образ не был демоническим — хоть однажды Гомер и связал летучих мышей с душами мертвых, животные никогда не упоминались в негативном ключе.
Связано это было с тем, что в Античности европейцы еще не открыли Южную Америку, где водились летучие мыши-вампиры, сосущие кровь у домашнего скота и людей. Нетопыри казались такими же безобидными, как и любые птицы.
Неудивительно, что раз уж в литературе упоминания о них были нечастыми, то и среди древнегреческих художников никто не изображал ночных существ — то ли из отвращения к ним, то ли из-за того, что греки встречались с ними редко и никогда не пытались рассмотреть летучих мышей поближе и узнать их анатомию. И это притом, что в древнегреческой вазописи изображались практически все известные на тот момент животные, в том числе несуществующие.
Ситуация немного меняется в Древнем Риме. Одно из первых упоминаний летучих мышей появляется у современника Страбона, римского поэта Овидия в его знаменитых «Метаморфозах». В 4-й книге он рассказывает историю о Миниадах — трех дочерях одного царя, которые в праздничный день занимались пряжей вместо того, чтобы предаваться вакхическому неистовству. Дионис, чтобы наказать девушек, сперва сделал так, что в их корзинах для шерсти оказались змеи, а затем оплел виноградными лозами комнату и заставил потолок сочиться вином. Когда и это не убедило сестер, бог превратил их в нетопырей:
…натянулись меж тем перепонки Между суставов у них, и крылья связали им руки.
Милы им кровли, не лес. Боятся света, летают Ночью и носят они в честь позднего вечера имя.
В 10-й главе прозаического пересказа «Метаморфоз» за авторством грамматика Антонина Либерала, написанного во II–III веках, Дионис пытался объяснить девушкам пользу божественных мистерий, однако сестры отказывались поклоняться ему. Тогда бог стал превращаться в различных животных, и испуганные девушки ушли в горы, чтобы восславить Диониса в экстатическом исступлении. Они обезумели настолько, что бог Гермес сжалился над ними и превратил их в птиц: одна стала летучей мышью (римляне тоже считали их птицами), другая — совой, а третья — филином. Сестры больше никогда не видели солнечного света и выходили только ночью. Эта сцена вдохновила создателей нескольких средневековых миниатюр, но в римском искусстве не появлялась.
Первое научное описание нетопырей у римлян дал историк Плиний Старший. В I веке он писал в «Естественной истории», что это — единственное из летающих существ, которое рождает детенышей самостоятельно, а не посредством яйца, и единственное, которое кормит их молоком. Подметил Плиний и то, что летучие мыши носят детенышей в лапках, пока летают, и то, что они любят питаться мошками.
Хотя римляне использовали образы нетопырей в литературе и описывали их повадки, известны немногие памятники искусства, увековечившие римский взгляд на летучих мышей.
Чуть ли не единственным таким артефактом является лампадка с нетопырем изСекретного кабинетав Неаполе — туда она попала из-за того, что мастер в 79 году изобразил животное с маленьким, но заметным пенисом. Стыдливые археологи прошлого сочли эту лампадку слишком неприличной для постоянной экспозиции и убрали подальше.
2. Кладбищенская похоть: нетопырь в Средневековье
Спустя шесть веков после Плиния Исидор Севильский в «Этимологиях» отметил, что летучая мышь — единственная четвероногая птица, а еще она издает странные писки. Свое латинское имя (vespertilio), как считал ученый, летучая мышь позаимствовала от слова «вечерняя» (vespertinus), поскольку избегает света. В абердинском бестиарии, составленном в Шотландии в XII веке, упоминается, что вечерние создания единственные из всех птиц обладают зубами. Летучие мыши гнездятся все вместе вверх ногами, «будто гроздь винограда»: если вниз улетает одна, за ней «из любви» сразу же следуют остальные. В этом описании уже видна типичная для средневековых бестиариев антропоморфизация животных и наделение их человеческими чувствами. Животные служили примерами человеческих слабостей и грехов, добродетелей и сильных сторон, а также аллегориями Христа и дьявола — при этом составителей бестиариев мало волновали действительные повадки братьев меньших.
Художники не всегда точно зарисовывали анатомию нетопырей. Зачастую на средневековых миниатюрах мы видим кого-то вроде волосатого шмеля с крыльями, напоминающими листья салата, или птицу с мышиной мордочкой.
Часто ночных созданий рисовали такими, какими их обычно и наблюдали — стайными животными. Мы видим, что по страницам средневековых рукописей часто проносятся два-три нетопыря — зубастые, с кожаными крыльями, но при этом похожие то ли на мух, то ли на мышей. По полям манускриптов их часто гоняют с помощью палок и одежды люди, недовольные тем, что ночные создания залетели на их территорию.
Склонность нетопырей селиться в темных заброшенных помещениях тоже изображали, хоть и реже. Только в некоторых рукописях мы видим, что животные висят вниз головой на потолке, а в одном французском бестиарии XIV века летучая мышь и вовсе представлена сидящей в старой башне — будто это иллюстрация к готическому роману, которого в то время еще не существовало как жанра.
Летучих мышей часто рисовали не только в бестиариях, которые требовали какого-никакого, но приближенного к реальности изображения животных, но и на маргиналиях часословов и псалтирей. Там фантазию иллюминаторов никто не ограничивал, и потому мы с завидной частотой наблюдаем в рукописях нетопыря как десяти- или двенадцатилапое существо, состоящее лишь из непрерывного перепончатого крыла и головы.
Иные миниатюристы рисовали летучую мышь похожей на крылатую болонку — видимо, из-за того, что она описывалась мохнатой, или как ушастое драконообразное создание с хвостом — а как еще было изобразить животное, напоминающее мышь с перепончатыми крыльями.
Другие горе-миниатюристы едва ли пытались достоверно представить летучую мышь, и у них получались схематические изображения с улыбающимися нетопырями, похожие на детские рисунки.
В русском сборнике XVIII века под названием «Слово о рассечении человеческого естества» летучий «нотопырь» изображен не менее нелепо и напоминает медведя с крыльями. Художник явно в жизни не видел летучей мыши — но это было неважно. В изображениях того времени натурализм не сильно ценился, а за описаниями животных человек находил информацию о своей душе.
На иных средневековых маргиналиях летучие мыши предстают в виде величественных гербовых животных, увенчанных различными геральдическими элементами — короной, рыцарским шлемом и нашлемником. Животных удерживают щитодержатели — невероятные гибридные существа (что непредставимо на реальном гербе) или же так называемые дикие люди — частые гости в западной геральдике. Судя по тому, что изображаются подобные сцены на полях манускриптов, художники так шутили: как летучая мышь, презренное ночное животное, может быть элементом герба?
Ночных созданий действительно изображали на некоторых реально существовавших гербах, но это было скорее исключение, и чаще их рисовали навымышленных геральдических символахмусульман, иудеев и еретиков, наряду с жабами, драконами и скорпионами.
Свойственное бестиарной риторике морализаторство быстро проникает в оценку летучих мышей. Другое ночное животное, сова, постоянно сравнивалось с Сатаной из-за своей боязни света. Сова зачастую изображалась в виде изгоя, представляющего собой еврея или еретика. В средневековом воображении «плохая» сова стояла максимально близко к нетопырю. В английской псалтири Латрелла мы видим даже гибрид, собранный из этих двух животных.
Уже в XI–XII веках на рельефе моденского собора в Италии появляется первый пример демонизации нетопыря. Святой Геминиан, покровитель Модены, изображается исцеляющим дочку правителя — а болезнь, которою он изгоняет, вылетает из ее тела в виде летучей мыши.
В XIV веке крылья и уши летучей мыши стали прочно ассоциироваться с дьяволом. Они появляются у гаргулий на вершинах соборов, у гибридных монстров на капителях и на маргиналиях в рукописях, на церковных рельефах и алтарных изображениях у демонов, самого Сатаны, людей, под которых они пытались замаскироваться, или же одержимых. Несколькими веками позже эти крылья возникают у демонов и на православных иконах и миниатюрах.
Крылья летучей мыши становятся распространенным атрибутом буквально всего, имеющего отношение к злу и потустороннему миру: с ними изображался змей, соблазнивший Адама и Еву, персонификация ада; монстры-гибриды, состоящие из частей различных животных; известное чудовище озера Фагуа, якобы терроризирующее Перу; драконы, языческие идолы, персонификация греха зависти и т. д. Крылья нетопыря стали заменой и противопоставлением ангельским, птичьим крыльям, которые раньше рисовали и демонам в память о том, что некогда они были ангелами, предавшими Господа.
К примеру, тирольский писатель XV века Ханс Финтлер в масштабной поэме «Цветы добродетели» называет летучую мышь самым похотливым из существующих животных и сравнивает ее с греховным распутником.
Художник одной из рукописей Финтлера изобразил персонификацию похоти рядом с текстом о красивых юношах, поведение которых из-за сладострастия походит на повадки нетопырей.
Финтлер намекал на средневековое поверье о том, что летучие мыши настолько похотливы, что спариваются даже однополые животные. Персонификация греха нарисована как человек в костюме летучей мыши с небольшими игрушками — символами нетопырей в руках.
Крылья нетопыря и сами летучие мыши появляются на надгробиях, кладбищенских решетках, в изображениях мементо мори рядом с черепами. Так они окончательно входят в визуальный канон западной культуры как символ зла, смерти и потустороннего.
Неудивительно, что после всего этого летучая мышь становится символом в магии и тайных науках — мантике, алхимии и астрологии. Прежде всего, нетопырей записывают в пособники ведьм, у которых, как считалось, должны быть фамильяры — помогающие им в магических обрядах животные, в которых ведьмы могут переселяться и злоумышлять. Летучих мышей применяли в магических ритуалах, к примеру для исцеления от желтухи, как минимум с X века, поэтому не стоит удивляться, что спустя несколько веков их записали в ведьмины помощники.
В алхимических трактатах летучая мышь воплощала летучесть ртути, а ее крылья отмечали несовершенный, «люциферический» философский камень, который получают неправедные люди — противники христиан и грешники.
В какой-то момент летучая мышь даже попадает на небо. Созвездие Лиры в Средневековье астрологи называли то Падающим стервятником, то Падающим орлом. Эти имена восходили к арабскому названию альфы (главной звезды) созвездия Лиры — Ан-нас аль-ваки («падающий орел»). Чаще всего это созвездие изображали как лиру, черепаху или парящую в небе птицу, однако на некоторых фресках и в рукописях, особенно итальянских, его почему-то стали рисовать в виде нетопыря. Возможное объяснение такой несостыковки — неправильный перевод арабского на латынь. Вероятно, арабское слово перевели как musculus — мышь или панцирь, что и привело к появлению сразу нескольких «лишних» вариантов изображения созвездия.
Наконец, летучая мышь иногда выступает гадательным символом. В книге итальянского писателя Сигизмондо Фанти, напечатанной в 1526 году, изображено множество кругов, которые якобы были способны предсказать судьбу с помощью броска костей. Среди других фигур, воплощающих те или иные сферы человеческой жизни, в том числе знаков зодиака и животных, в центре одного из кругов находится летучая мышь — ее гадающий мог выбрать, опираясь на суть своего вопроса или сновидения и сопоставив их с известными качествами нетопыря.
Странным образом животное, ставшее символом самых неприглядных сторон человеческой жизни, в Средневековье иногда оказывается атрибутом святой Марфы, к примеру в берлинской церкви Святой Марии. Впрочем, если прочесть житие святой, то выяснится, что летучие мыши в нем никак не фигурировали. На самом деле так некоторые художники пытались изобразить мифического тараска — драконоподобного монстра, которого победила храбрая дева. Его описания разнились, а драконов в Средневековье уже не раз рисовали похожими на нетопырей, так что в этом нет ничего удивительного.
Летучая мышь еще раз возникает в позитивном контексте на одном из рельефов саксонской церкви Святой Анны в Аннаберге, вместе с образами возрастов человеческой жизни.
Нетопырь красуется напротив девяностолетней старухи, опирающейся на деревянные ходунки. Здесь зверь не служит символом зла или смерти, но показывает «ночную сторону жизни», то есть преклонный возраст человека.
3. Вампиры, бандиты и борцы с ними: ночные животные после Средневековья
В XVI–XVII веках злая слава летучих мышей как ночных, темных и потусторонних существ продолжала греметь по Европе. Особую известность они получили благодаря тому, что их стали ассоциировать, помимо всего прочего, с вампирами — фольклорными кровососами, которые упоминались под разными именами еще в вавилонских и римских мифах. В XVI веке испанские конкистадоры выяснили, что некоторые виды летучих мышей, водящихся в Южной Америке, питаются кровью животных и даже человека, — и сразу узнали в этом млекопитающем легендарного вампира, сказания о котором в позднем Средневековье были распространены сперва в Восточной Европе, откуда затем проникли и в Западную. Таким образом, в зоологии подсемейство летучих мышей назвали вампирами в честь фольклорного персонажа, а не наоборот, как можно было бы подумать.
В европейских легендах сверхъестественные кровососущие существа (совсем не похожие на летучих мышей!) истязают домашний скот, а люди избавляются от них с помощью специальных ритуалов. В российских сказаниях упыри появляются с XIV века, а описывают их как заложных покойников, высасывающих из людей кровь или поедающих их. В XVIII–XIX веках на Украине продолжали сжигать людей, которых считали вампирами, о чем писал даже известный литератор Иван Франко в очерке «Сожжение упырей в Нагуевичах в 1831 году».
В XVIII–XIX веках с ростом интереса к народным легендам вампиры прославляются в мрачных сюжетах немецких и английских писателей — немалую роль в росте популярности вампиров сыграли «Коринфская невеста» Иоганна Гете и повесть Джона Полидори «Вампир». Затем, под впечатлением от этой литературы, к теме вампиризма обратился ирландский прозаик Брэм Стокер, сделавший нетопырей популярными символами массовой культуры. Опираясь на историю жестокого румынского правителя Влада Дракулы, который был описан его врагами-современниками как безжалостный убийца, отбирающий у безвинных людей их души и совершавший «непостижимое уму питанье чистой кровью», Стокер совместил его образ с образом вампира-кровососа. Подобно средневековым ведьмам, вампир у Стокера мог превращаться в животных-фамильяров — волка, собаку или нетопыря. Летучая мышь-вампир, хоть и обитающая в Лондоне, а не в Южной Америке, по мысли Стокера всё равно питалась кровью:
«…в пампасах Южной Америки существуют огромные летучие мыши, сосущие кровь из коров и лошадей, в то время как на островах дальнего запада такие же огромные мыши висят безжизненно на ветках деревьев весь день, а ночью нападают на несчастных людей и высасывают их кровь Весьма возможно, что какая-нибудь разновидность вампиров завезена к нам из Южной Америки моряками».
Образ летучей мыши как вампира становится распространенным в нарождающемся в Шотландии и других англоязычных регионах праздновании — Хеллоуине. Костюм нетопыря был и остается одним из самых популярных образов на Хеллоуин и самым популярным его символом после тыквы. Но эта мода началась задолго до XXI века: есть как европейские, так и русские примеры костюмов летучей мыши — их изображали в книгах сказок и карикатурах на карнавалы и даже надевали на викторианские балы-маскарады, ставшие прообразом маскарадов хеллоуинских.
Людей в костюмах летучей мыши продолжили изображать в раннем кинематографе. В 1915 году на киноэкраны Франции выходит мини-сериал «Вампиры», в котором бандиты, называющие себя вампирами, держат в страхе весь Париж, а одна из девушек — членов банды даже появляется в костюме летучей мыши.
Спустя 24 года после выхода «Вампиров», в 1939-м, на прилавках появляется первый комикс о Бэтмене. Человек в костюме летучей мыши визуально, несомненно, наследовал не только персонажам современного ему кинематографа, но и хеллоуинской моде и стокеровскому переосмыслению образа вампира, который превращается в нетопыря, а также средневековым образам летучей мыши как ночного и недоброго персонажа. Главной особенностью Бэтмена, отличавшей его от прочих супергероев того времени, стала неоднозначная, «темная» харизма, быстро набравшая популярность на фоне интереса к зловещим личностям и мрачным характерам.
Летучая мышь прошла очень долгий визуальный путь — из почти незаметного животного, которого за всю Античность нарисовали всего несколько раз и редко упоминали даже в литературе, она стала воплощением болезни, зла, ада и Сатаны в Средневековье. Ничего удивительного, что в дальнейшем нетопырей так и не начали рисовать в позитивных контекстах. Мрак над ними только продолжал сгущаться: они выступали то спутниками ведьм, то аватарами вампиров, а позднее служили вдохновением для названий бандитских группировок или образов мрачных героев.
Сегодня образ летучей мыши вновь обретает дополнительные негативные коннотации — эти животные ассоциируются с коронавирусом, с болезнями, которые они могут перенести из дикой природы в цивилизованный мир. Их внешний вид всё больше становится предметом осуждения и порицания — иногда это настолько раздражает защитников животных, что они даже запускают такие инициативы, как #BatAppreciationDay, проходящий 17 апреля. В этот день все любители летучих мышей — зоологи, экологи, медиевисты и культурологи — выкладывают самые милые их изображения в сеть. Попробуйте и вы.