Что олицетворяет кот бегемот
Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»: образ, характеристика, описание внешности и характера
Кот Бегемот. Художник А. Э. Луказик-Фиш |
Кот Бегемот является одним из самых забавных и ярких героев в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Кот Бегемот в романе «Мастер и Маргарита»: образ и характеристика
Кот Бегемот является помощником Воланда и состоит в его свите:
«. рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. «
О внешности кота Бегемота известно следующее:
«. кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. »
«. и кот черный, жирный. »
«. жутких размеров черный кот. »
«. слышались мягкие прыжки тяжелого кота. »
«. протянул пухлую лапу. »
«. свои острые уши. »
«. Бегемот, просовывая свою круглую голову через дыру в решетке. «
Внешность кота Бегемота на балу у сатаны:
«. Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у кота были позолочены. »
«. зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов. «
«. в зеркале прошел здоровеннейший черный кот. «
Бегемот ходит на задних лапах как человек:
«. котом, вступившим на сцену на задних лапах. »
«. Стоящий на задних лапах. «
Кот Бегемот ведет себя как человек:
«. этот странный кот сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. »
«. кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить. »
«. он на задних лапах подошел к подзеркальному столику, передней лапой вытащил пробку из графина, налил воды в стакан. «
Кот Бегемот разговаривает как человек:
«. вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом. »
«. Я, кажется, русским языком спрашиваю, – сурово сказал кот. «
Этот персонаж иногда превращается в человека с кошачьей мордой:
«. увидел за собою какого‑то небольшого толстяка, как показалось, с кошачьей физиономией. »
«. отозвался котообразный толстяк. »
«. входит толстяк, тоже с какой‑то кошачьей мордой, и говорит. »
«. толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. «
В «человеческом виде» Бегемот похож на оборванца:
«. глядел на двух сомнительных оборванцев. »
«. Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул. »
«. на разорванный Бегемотов локоть. »
«. со своим порыжевшим ботинком на пол. »
«. надел кепку на круглую голову, поросшую густым волосом, очень похожим на кошачью шерсть. «
Этот персонаж умеет творить «чудеса»:
«. Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг. »
«. Оба обстреливаемые сейчас же растаяли в воздухе. «
Он является обаятельным существом:
«. Пусть бы ездил Бегемот, он обаятельный. «
Кот Бегемот любит поговорить:
«. Что рубить дрова, – подхватил словоохотливый кот. «
Он ведет себя нагло:
«. наглый котяра Бегемот..»
«. А он, наглец, прямо к Прохору Петровичу и садится против него в кресло. »
«. А тот нахал, вообразите, развалился в кресле. «
Кот Бегемот является хвастуном:
«. презрительно кривя рот, протянул их хвастуну. «
Он иногда ведет себя как мошенник:
«. Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз, как партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. «
Он умеет играть в шахматы:
«. громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня. «
Кот Бегемот курит сигареты и пьет водку и пиво:
«. подносил спичку Бегемоту, вынувшему из кармана окурок и всунувшему его в рот. »
«. Коровьев и Бегемот чокались второй рюмкой прекрасной холодной московской двойной очистки водки. «
Кто такой кот Бегемот на самом деле?
«. держите их! У нас в доме нечистая сила. »
«. притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. »
«. Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном‑пажом, лучшим шутом, какой существовал когда‑либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны. «
Почему кота в «Мастере и Маргарите» Булгаков назвал Бегемотом?
Дьявол подвергает людей искушению с помощью своих дьявольских инструментов. В романе Михаила Булгакова это: Азазелло, Коровьев – Фагот и кот Бегемот. И если с первыми двумя персонажами все более или менее понятно, то по поводу кота Бегемота возникает ряд вопросов? Как он появился в окружении Дьявола, какую роль исполнял, и откуда у него столь странное имя? Вот на эти вопросы мы и попробуем найти ответ.
По поводу имени столь странного персонажа есть несколько гипотез. Согласно одной из них, именно так звали любимую собаку писателя, которая в его жизни появилась случайно. Пес повстречался Михаилу во время его прогулки по парку. Он сидел на парковой аллее, и, по всей видимости, дожидался хозяина. Но как только Михаил с ним поравнялся, пес увязался за ним. Прогонять собаку Булгаков не стал, и забрал ее к себе домой, назвав Бегемотом. Вот с тех пор пес и стал его четвероногим другом.
Согласно иной версии, кот Бегемот является мифологическим духовным существом, демоном чревоугодия и исполнителем плотских желаний. Само слово «бегемот» произошло от еврейского «бехема», что переводится на русский язык, как «животное». Согласно существующим мифам, бегемот являлся злым демоном, способным принимать образ любого животного. Благодаря его «стараниям» люди приобретали звериные наклонности. Бегемот обольщал людей с помощью сладострастия. Чтобы ввести человека в соблазн, он принимал женский образ. Его основная задача заключалась в том, чтобы сбить человека с праведного пути, заставить его богохульствовать и сквернословить. В Ветхом Завете Бегемот являлся мифическим зверем — демоном обжорства. По всей вероятности, Булгаков был прекрасно знаком с трудами Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных событиях». Именно в них описано чудовище по прозвищу Бегемот, обитающее в пустыне, недалеко от места проживания праведных. Впрочем, во всех мифических историях Бегемот предстает перед нами, как бес — чудовище, принимающее образ животного, с огромными лапами, как у бегемота.
Если обратиться к демонологии, то мы увидим, что Бегемотом там называли демона плотских желаний. Ну, а любимый его образ, в котором он являлся перед людьми — огромный черный кот. Именно этот персонаж и был выбран Булгаковым при описании свиты Воланда.
Есть еще одна легенда, объясняющая появление этого персонажа в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Когда-то в доме Булгаковых жил кот по имени Флюшка. Михаил в шутку наделял его мифической силой, и от его имени писал записки своей второй жене, которая долгое время отсутствовала дома. Получалось, что Флюшка как бы осуждал хозяйку дома за долгое отсутствие, и грозил ее наказать. Шутка, конечно же, но именно она оказала определенное влияние на появление образа кота Бегемота в данном романе. Хотя, это всего лишь предположение. Скорее всего, прообразом Бегемота явился не котенок Флюшка, а именно собака, найденная Булгаковым в парке, и названная Бегемотом.
Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Автор описывает кота «чёрным, как сажа или грач», «здоровенным» по размеру, а потому напоминающим огромного бегемота. Существо спокойно разгуливает по Москве на задних лапах, в рваной кепке. Бегемот в состоянии сам оплачивать проезд в общественном транспорте, разговаривать на человеческом языке и даже чинить примус. Кроме того, изредка этот герой предстаёт перед читателями в человеческом облике, превращаясь в маленького толстого мужичка с «мордой, очень напоминающей кошачью».
Бегемот, как и другие члены свиты, обладает навыками волшебства, как правило, проделывая свои фокусы согласно с Коровьевым-Фаготом, с которым они являются «неразлучной парочкой». Часто, напакостив, они просто исчезают с места действия, растворяясь в воздухе. Как и Коровьева, Бегемота называют «шутом гороховым» за непрестанные выходки. Коту Бегемоту присущи черты хулигана, местами даже грубияна. Когда речь идёт о необходимости проучить кого-то, он беспощаден. Герой с истинным наслаждением и смекалкой подходит к тому, чтобы наказать провинившихся людей.
В обличие демона кот Бегемот предстаёт перед нами совсем в ином облике: это печальный мальчик, любимый паж Воланда. Его чёрная шерсть и пушистый хвост похищаются ночью, и в новом образе Бегемота, обреченного на вечные скитания бок о бок со своим мессиром, не остаётся ничего кошачьего.
2 вариант
Являясь одним из полноправных представителей свиты Воланда, Бегемот предстает в произведении в образе большого черного кота, который на всем протяжении романа поражает своим непредсказуемым поведением.
Огромное животное, передвигающееся на ногах, жгуче черного цвета, умеет разговаривать и вести себя как обычный человек, употребляя алкоголь, кушая человеческую пищу с использованием столовых приборов. Бегемот имеет склонность к философским размышлениям и может быть весьма интеллигентным.
Поступки кота Бегемота отличаются шутливостью, гримасничеством, розыгрышами, при этом герой обожает производить на людей шокирующее впечатление, устраивая представления путем создания чрезвычайных ситуаций (например, пожары в доме на Садовой, ресторане «Грибоедов»).
Персонаж Бегемота характеризуется дружелюбностью по отношению окружающих его своих людей, в свите он любит рассказывать необычайные истории, азартно заниматься стрельбой, мошенничать в шахматных баталиях.
Проявляя таинственное очарование, во время сатанинского бала Бегемот, украшенный элегантным бантом и держа бинокль над позолоченными усами, опекает главную героиню Маргариту, давая советы по общению с гостями, предлагая напитки, ведя светскую беседу.
Однако в отношениях с Воландом Бегемот предстает в образе ответственного члена команды, верного и преданного слуги, четко выполняющего любые поручения господина, проявляя агрессивность и не задумываясь о своих преступных деяниях.
Совершая приказы Воланда, легко и непринужденно Бегемот меняет внешность кота на человеческий облик, представая перед читателем в виде небольшого роста толстяка с кошачьей мордой и в рваной кепке, а в финале произведения и вовсе растворяется в пространстве.
По своей сути Бегемот является оборотнем, подручным демона, обладающим вовсе не веселым нравом, а лишь обычным шутом при дворе своего повелителя.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Кота Бегемота в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Думаю, что тут у многих появляется перед глазами пейзаж вечерней Африки. Такое африканское дерево с приплюснутой кроной в лучах заката. Силуэты жирафов, слонов, львов и зебр… Красота!
Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки
Особое внимание в романе «Собачье сердце» М.А.Булгаков уделяет описанию современной московской действительности. Образ Москвы появляется перед читателем в самом начале произведения.
Хлестаков, главный герой произведения Гоголя, является одним из самых узнаваемых литературных образов. Он запомнился читателям не добрыми качествами души, а дурными манерами, враньём и чрезмерным хвастовством.
Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.
Кто вы, кот с примусом? Подтексты романа «Мастер и Маргарита»
История персонажа
Михаил Афанасьевич Булгаков – весьма неоднозначная фигура в русской литературе. Некоторые уверены, что писатель умел заглядывать в прошлое и предугадывать будущее. «Мастер и Маргарита», его основополагающее произведение, которое создавалось долгие годы, до сих пор вызывает споры среди литературных критиков. Но, пожалуй, многие согласятся с тем, что Булгакову удалось выявить колоритных персонажей, среди которых Воланд и его свита: Фагот, Азазелло и кот Бегемот – они запомнились как характером, так и афоризмами.
Характер Бегемота
Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.
Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» – сочинение
История создания
Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.
Михаил Булгаков
Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.
Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.
Роман «Мастер и Маргарита»
Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.
Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.
Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева
Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.
Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки. Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны.
Демон Бегемот
А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.
Кот Бегемот – характеристика персонажа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
История создания персонажа
Ноту мистицизма и магии добавила сохранившаяся в архиве писателя тетрадь с заголовком «О дьяволе». Почему же это произошло? Собранные материалы послужили литературной родословной главных героев — мессира и его свиты, в частности, любимого шута и прислужника Воланда кота Бегемота.
По предположению литературных исследователей, образ и имя герой получил от беса из книги Орлова. Чудовище с головой слона, огромным животом, коротким хвостом и массивными задними лапами, как у бегемота, имело человеческие руки, в точности как у кота-оборотня из «Мастера и Маргариты». Булгаков позаимствовал описание слоноподобного демона для своего персонажа, наделив его «толстыми, словно дутыми лапами», имеющими «человеческий фасон». Однако в завершении сюжета внешность героя меняется. Кот Бегемот становится громадным и чёрным, словно сажа, боровом и имеет кавалерийские усы.
По мнению литературоведа Мариэтты Чудаковой, кот из «Мастера и Маргариты» является отождествлением учёного кота Мурра из сатирического романа немецкого писателя Гофмана. Булгаковский персонаж обладает самовлюбленностью и комичностью, как и вымышленный Гофманом кот Мурр.
Простое, но логическое объяснение было выдвинуто второй супругой писателя Любовью Евгеньевной Белозерской. По её мнению, влияние на историю создания персонажа, которого зовут кот Бегемот, оказал живший в их доме толстый кот Флюшка. Жена писателя также отметила некое сходство в повадках и нраве двух котов из фразы «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
В итоге появление персонажа Бегемота в романе получилось оригинальным и запоминающимся читателю.
Внешность и характер
Булгаков изобразил кота Бегемота в «Мастере и Маргарите» чёрным. Именно этот цвет является олицетворением демонической силы. Кроме этого, кот:
На протяжении всей сюжетной линии кот-оборотень несколько раз меняет свой облик: от громадного чёрного, словно грач, кота с кавалерийскими усами, низкорослого толстяка «с кошачьей рожей» до худенького юноши-пажа. В большинстве эпизодов Бегемот умело сочетает в себе образ кота с совершенными человеческими манерами. А неординарный характер героя лишь усиливает его амплуа.
Характер героя незаурядный и неоднозначный. Обладая сверхъестественными способностями, кот Бегемот одной лишь фразой «Брысь!» отогнал Лиходеева в Ялту, поджег огромную площадь при помощи бензина из примуса и вернул голову конферансье Жоржа Бенгальского обратно, после того как оторвал её.
Появляясь на московских улочках, он удивляет жителей своими повадками, свойственными истинному джентльмену: «Помилуйте, королева, — прохрипел он, — разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!» Оплачивает проезд, прощается с людьми, открывает двери, любезно предается философским размышлениям. Ведя себя абсолютно как нормальный человек, Бегемот в то же время проявляет самолюбование. Время от времени подкручивает усы и следит за внешним видом.
Неоднозначность характера Бегемота кроется в его умелом сочетании интеллигентности и коварности. Но большую часть персонаж показывает себя со стороны, склонной к хитрым и злым умыслам и поступкам. Он то и дело избивает других героев, доводит до безумия жителей Москвы, пьет водку, подшучивает над людьми, отрывает голову, убегает от сотрудников НКВД. Последний инцидент доказывает бессмертие и неубиваемость героя. Самое интересное, что все свои злодеяния Бегемот совершает с особым блаженством.
Кроме этого, кот показал себя необычайным обжорой, когда поглощал всё без разбора на своём пути. Именно обжорство Бегемота усилило предположение многих литературных исследователей по поводу возникновения самого персонажа, так как по демонологическим традициям смертный грех чревоугодия был свойственен бесу Бегемоту.
Роль Бегемота в романе
Впервые этот персонаж появляется в эпизоде, когда Иван Бездомный устраивает погоню за хозяином кота Воландом. Как верный и «лучший из шутов», он сопровождает мессира ещё в нескольких сценах: от квартиры, где остановился Воланд и его свита, до восхода солнца, где уготован вечный приют и скитания со своим господином. Часто мы также видим его в компании Коровьева, Фагота и других лиц из темной свиты.
Образ Бегемота был выдуман неспроста. Наделив своего героя остроумием, Булгаков с помощью периодических «колких высказываний» пытался донести до читателя:
Шалости и стремление к беззаботности кота придают сценам в романе «Мастер и Маргарита» некую смехотворность и самоиронию. Многие выражения Бегемота стали «крылатыми». В них скрыты сатира и подтекст. Особенно ярко это выражается в стремлении кота доказать непричастность ко всем злодеяниям. Такая манера поведения, как оправдание неприятных поступков, свойственна многим людям.
В последнем эпизоде Бегемот предстает в образе печального мальчика и становится пажом мессира. Обреченная на вечные скитания, свита Воланда исчезает до рассвета, подобно всей нечистой силе, и больше не появляется на протяжении всего романа.
Булгаков в романе иронизировал не только над человеческими пороками, но и над самим собой. Писатель вспоминал, как однажды с возлюбленной поехал за покупками в Торгсин на гонорары, полученные от постановки его пьес. Место славилось стремлением граждан «нахапать» как можно больше деликатесов.
Роль кота Бегемота в романе
Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:
«Люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было… ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».
Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.
Воланд и кот Бегемот
Михаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.
В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.
Кот Бегемот с рюмкой водки
Бегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.
Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:
«Единственное, что может спасти смертельно раненного кота, – это глоток бензина…»
В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».
Анализ эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота» в романе «Мастер и Маргарита»
Экранизации
В 2005 году режиссер Владимир Бортко представил на суд общественности мини-сериал «Мастер и Маргарита». Хоть бюджет у проекта был маленький, создатели изрядно постарались над тем, чтобы придумать захватывающую картину и не переврать оригинальный текст.
Вано Миранян в роли кота Бегемота
Кот Бегемот был создан не с помощью компьютерной графики, его сыграл актер Вано Миранян, рост которого всего 100 сантиметров. Вано в течение съемок приходилось работать в жарком костюме, причем он самостоятельно мог шевелить лапами, а вот за мимику киношного животного отвечали специальные моторчики. По слухам, актер отшучивался во время дублей на балу у Сатаны:
«Там столько голых девочек, а я ничего не вижу!»
Озвучивал кота артист Семен Фурман.
Интересные факты
Памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту
Бегемот
Входит в свиту Воланда. В основном появляется в обличии огромного черного кота, ходящего на двух лапах и разговаривающего. Но временами появляется и в человеческом обличии. Тогда это маленький толстяк, чье лицо невероятно напоминает кошачью морду. Б. — веселый персонаж. Вызывает у читателей большую симпатию. Булгаков отмечает, что одна из основных функций Б. — потешать Князя Тьмы. После преображения во время полета под лунным светом мы видим, что Б. — «худенький юноша». На самом деле он был «демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причем уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Степой Лиходеевым пьет водку, закусывая ее маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает и похищает Варенуху. Перед сеансом черной магии Б. поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровье-ва / Фагота отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет ее на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала, Б. приказывает дирижеру оркестра «урезать марш». После посещения Б. кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм… Поплавскому, явившемуся в квартиру покойного Берлиоза, Б. сообщает, что это он дал телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы. Б. крадет из морга голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Б. играет с хозяином в шахматы, причем, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения. Б. дает сигнал к началу бала, а во время приема гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший ее хозяин кафе. Во время бала Б. купается в бассейне с коньяком. За ужином после бала Б. угощает Маргариту спиртом и пьет сам; при этом рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Раздраженный Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо было бы утопить». Б. диктует Гелле справку для Николая Ивановича и вместе с другими провожает мастера и Маргариту до машины. В дальнейшем в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, ведет с ними яростную перестрелку, притворяясь убитым и «оживая», с помощью примуса поджигает квартиру и скрывается. Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причем оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Б. В сцене на Воробьевых горах Б. издает свист, подобный ветру. Во время последнего полета он принимает истинный облик «худенького юноши, демонапажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире». Деятельность Б. служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять черных котов.
Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда. Сведения о Бегемоте автор «Мастера и Маргариты» почерпнул из книги М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904г.), выписки из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени. У Булгакова Бегемот стал громадных размеров черным котом-оборотнем, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Бегемот в демонологической традиции – это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное. Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире № 50, шахматный поединок его с Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло – все это чисто юмористические сценки, очень смешные и даже в какой-то мере снимающие остроту тех житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем. В последнем полёте перевоплощение этого весельчака-балагура очень необычно (как и большинство сюжетных ходов в этом фантастическом романе): «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
Цитаты
«Разрешите мне, мэтр, свистнуть перед скачкой на прощанье».
«Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»
«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
«Я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете».
«Попрошу меня не учить, сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!»
«А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете».
«Котам почему-то всегда говорят «ты», хотя ни один кот еще ни с кем не пил брудершафта!»
«Королева в восхищении! Мы в восхищении!»
«Но вы не будьте на меня в претензии…»