Что оказывается временным в романе отцы и дети
Временное и вечное в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» (обобщающий семинар)
Разделы: Литература
Эпиграф урока:
Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день? 1860
(Вопросы с 1-го по 5-ый даются заранее в качестве домашнего задания)
Вступительное слово учителя:
Идет уже второе столетие «жизни» романа Тургенева. Именно «жизни», потому что его читают, герое продолжаются споры. В чем причина этого? Ведь многое из того, что волновало героев романа и его первых читателей, давно уже ушло в прошлое. К тому же роман не богат событиями, не обладает увлекательным сюжетом. Обо всем об этом мы поговорим с вами сегодня.
1. В чем особенность романов Тургенева?
Роман- жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Особенность романа в его разветвленности сюжета, отражающего сложность отношений в обществе.
Духовный облик людей середины 19 века менялся очень быстро. Все в романах Тургенева происходит «в настоящий момент». «Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах: слишком запаздывать нельзя» (И. С. Тургенев) Писатель чуток к тому, что происходит «накануне», что еще только носится в воздухе. «(Тургенев) : быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.» (Н. А. Добролюбов «Когда же придет настоящий день» 1860)
И. С. Тургенев написал ряд социально- психологических романов, где изображается типический «герой времени», посредством которого характеризуется современное состояние общества. (Такой тип романа исследователи (А. Б. Криницын, С. И. Кормилов) называют «романам лица»).
Вспомним, что Рудин, герой одноименного романа, интеллектуал-идеалист 40-х годов 19 века, воспитанный на философии Гегеля, в «Дворянском гнезде» на первый план выходит фигура славянофила Лаврецкого, Инсаров, герой романа «Накануне», революционер. В романе «Отцы и дети» героем становится человек, противопоставивший себя дворянам.
Облик «героев времени» менялся очень быстро, поэтому романы Тургенева драматичны и невелики по своему объему. Их отличает стремительная завязка, яркая кульминация, резкий спад, неожиданный с трагическим финалом. Писатель показывает своих героев в минуты наивысшего расцвета сил, но эти минуты оказываются трагическими.
2. Особенность сюжетно- композиционной структуры романа.
Затем начинается вторая часть- проверка героев и их идей жизнью. Аркадий и Базаров отправляются в город, где показываются уже на фоне целого губернского общества, там же знакомятся с Одинцовой и вскоре отравляются к ней в Никольское, где происходит испытание любовью. Оттуда они приезжают в деревню Базарова, где читатели имеют возможность сопоставить Евгения с его родителями и оценить его дальнейшие перспективы жизни после университета.
С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная композиционная часть- «подведение итогов». Друзья возвращаются в Марьино, где Базаров отделяется от Аркадия и в дальнейшем показывается на страницах романа один. Сначала он дуэлью проводит черту в своих отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и к родителям, где и «сводит счеты» с жизнью вообще.
3. Своеобразие психологического анализа в романе.
«Центральное теоретическое положение «психологи» Тургенева: писатель «должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только само явление»,- считает А. И. Батюто в книге «Тургенев- романист»,1972 г.
Задание. Исходя из данных высказываний, проанализируйте одну из диалогических сцен романа, выявите роль в сюжете и психологическое содержание эпизода романа.
4. Средства выражения авторской позиции.
Внешне герой не зависим от автора. Реально авторская оценка проявляется в сюжете, в отборе ситуаций. Проверяя героя на значимость, Тургенев исходит из своей системы ценностей. Базаров презирает дворян, но приезжает в дворянское имение, общается с хозяевами- дворянами, делает визиты, влюбляется в аристократку, дерется на дуэли. Автор выявляет достоинства и недостатки героя с точки зрения дворян, ведь мы знаем, что писатель родился и воспитывался в дворянской семье.
Авторская позиция проявляется в предыстории героев, в субъективной оценке автором. В эпилоге Тургенев, используя пейзаж, выражает свою позицию.
5. Роль пейзажа в романе.
«Прекрасное разлито повсюду, его влияние распространяется даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой как в человеческой индивидуальности, здесь оно более всего говорит разуму»,- писал И. С. Тургенев Полене Виардо 28 августа 1850 года.
В романе Тургенева «Отцы и дети» немного развернутых пейзажей, исключение составляет 11 глава, но функция пейзажа в ней скорее полемическая.
Объясните поведение Базарова в сцене под стогом сена (глава 21). Сформулируйте «вечные» вопросы, на которые герой не может найти ответы. (1.Какова роль человека в мироздании? 2. В чем заключается великий смысл жизни? 3. Каково значение человеческого прогресса. )
Существуют ли в этом мире какие- либо несомненные ценности? Для Базарова такая ценность лишь сила человеческого духа. Базаров, несомненно, героическая личность, испытываемая в самых предельных ситуациях, как силой вещей, так и его собственной силой. К. И. Тюнькин «Базаров глазами Достоевского», 1971 год.)
Собственное ничтожество перед вечностью способны принять не все люди. Возможно, признание собственной исключительности здесь не случайно.
Слабость Базарова в попытке втиснуть себя и окружающее в тесные рамки биологических закономерностей. Базаров не может до конца принять жизнь во всей ее сложности и многообразии
О чем писал свой роман Тургенев?
А.О сложности человеческих взаимоотношений.
Б.О роли прогресса в жизни человека.
Е.О гармонии природы и человека.
Следующая часть урока проводится в форме работы в группах. Задания (с №1-№4) учащиеся получают одновременно по одному на группу. На подготовку ответа дается не белее 10 минут, затем класс слушает сообщения, участвует в осуждении проблемы.
6. Образ Базарова.
Перечитайте главы 20-21. Какую роль играют сцены в родительском доме для понимания образа Базарова? (Задание выполняется в группах)
Кто, по вашему мнению, прав в оценке отношений Базарова с родителями?
(Распечатка. Лысый И. Ю. «Русская литература 19 века. Практикум», Мнемозина, Москва, 2001, стр.230-231)
Сопоставьте любовную историю Базарова с любовной историей в повести Тургенева «Ася». В чем пересмотрел Тургенев в романе «Отцы и дети» коллизию «русского человека на rendez vous»? Почему? (Задание выполняется в группах)
(ДАТЬ РАСПЕЧАТКУ СТАТЬИ)
Вопрос №7 плана урока входит в систему групповой работы.
Прочитайте приведенные ниже суждения критиков и дайте аргументированнный ответ на вопрос. Какая оценка Базарова, по вашему мнению, более справедлива: «гамлетизирующий Дон Кихот» или рационалист до кончиков пальцев? (Задание выполняется в группах)
(Распечатка. Лысый И. Ю. «Русская литература 19 века. Практикум», Мнемозина, Москва, 2001, стр. 236-237)
8. О каких опасностях для личности и общества предостерегает в романе писатель?
-Не возомни себя богом.
-Не судите и не судимы будете.
-Не пытайтесь переделать весь мир в одиночку.
-Не разрывай естественное течение жизни.
— Не нарушай гармонию жизни. Жизнь прекрасна.
Подведение итогов строится на повторном обращении к эпиграфу урока, отрывку из письма Тургенева Полине Виардо от 28 августа 1850 года и стихов12-15, 31-32 главы 8 Евангелие от Иоанна.
Тургенев быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день? 1860
Прекрасное разлито повсюду, его влияние распространяется даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой как в человеческой индивидуальности, здесь оно более всего говорит разуму»,- писал И. С. Тургенев Полене Виардо 28 августа 1850 года.
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Вы судите по плоти; а Я не сужу никого. Если пребудете в слове Моем, то познаете истину, а истина сделает вас свободными» (Стихи 12-15, 31-32, глава 8 Евангелие от Иоанна)
Выберите название своей письменной работы:
«Да, мочи нет: мильон терзаний. «
Напишите несколько тезисов в подарок пишущему сочинение на тему
«Временное и вечное в романе И. С.Тургенева «Отцы и дети».
10. Рефлексия.
Допишите 1- 2 предложения, осмыслите свое состояние на семинаре:
Что оказывается временным в романе отцы и дети
Самым выразительным и ярким примером, конечно, является произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети», где главным образом противопоставлены Кирсановы и Базаров. На их примере автор знаменитого романа показывает всю сложность взаимоотношений «родителей» и «детей». И. Тургенев писал, что в этом вечном конфликте обе стороны в некоторой степени не правы и правы одновременно. Старшее поколение излишне пристрастно судит о недостатках неопытной, зеленой юности, когда как молодежь пренебрегает советами и напутствиями взрослых, смотрящих на них с высоты собственно прожитых лет.
Любой их разговор грозит закончиться острым словесным противостоянием этих оппонентов, ведь у обоих персонажей присутствуют и категоричность, и нежелание менять свои взгляды на жизнь.
Невзирая на противоречия в их жизненных позициях, они искренне любят друг друга, в чем читатель может быть полностью увеерен.
А вот о взаимоотношениях Базарова с его родителями судить сложно. Они горячо любят сына, но с первого взгляда может показаться, что Евгений абсолютно не ценит родительскую заботу, хотя это далеко не так: о все замечает, даже испытывает ответные чувства, но принципы не позволяют ему говорить об этом.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что этот конфликт действительно вечный, но его можно избежать, просто становясь терпимее к друг другу и к чужим мнениям.
Конспект урока по теме «Временное и вечное в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Временное и вечное в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1. Общеобразовательная: Систематизировать знания учащихся,
совершенствовать навыки анализа литературного произведения.
2 Развивающая: развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности, развивать навыки самостоятельного мышления, самоанализа, самоорганизации.
3 Воспитывающая: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у десятиклассников нравственные качества личности, активную жизненную позицию.
Тип урока: урок открытых мыслей.
Основные методы обучения.
Методы стимуляции и мотивации учения : методы эмоциональной стимуляции.
Методы организации и осуществления учебных действий :
проблемный – коммуникативно – ситуативные упражнения, творческая работа.
Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля.
Приемы: диалог, беседа, дискуссия, создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам.
У жизни нет черновиков
Жизнь пишем набело с рожденья.
I . Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся.
1. Вступительное слово учителя:
Идет уже второе столетие «жизни» романа Тургенева «Отцы и дети». Именно «жизни», потому что его читают, герое продолжаются споры. В чем причина этого? В вечных проблемах, которые волнуют не одно поколение. Вот сегодня мы поговорим об этом.
II Мотивационное начало. Выход на тему урока.
1)Роман не богат событиями. А в чем же его особенность?
2) О чем писал свой роман Тургенев?
А) О дружбе ( Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров)
— Что привлекало Аркадия в Базарове?
— Что такое дружба в вашем понимании?
— Как относится к дружбе Базаров?
Б) О вечной проблеме отцов и детей. ( Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий Иванович Базаров)
— Как Николай Петрович пытается понять сына?
— Как относятся родители Базарова к сыну?
— Как относится Базаров к родителям?
В) О сложности человеческих взаимоотношений.
( Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
— Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова?
г) общественный строй;
е) пути переустройства мира;
Д) О семейных отношениях (Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя)
Е) ) О гармонии природы и человека. (Нужно понять: отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь, человека как часть природы ).
Страницы романа пронизаны духом любви.
На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви:
1) Любовь родительская и сыновья (Николай Петрович и Аркадий,
Базаров и родители)
2) Любовь братьев Кирсановых к Фенечке (Николай Петрович любит простодушно, эта любовь чиста, Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что его привлекло в Феодосье. В бреду Павел Петрович восклицает: « ах, как я люблю это пустое существо!»
3) Любовная история Павла Петровича к княгине Р.
4) Отношения Аркадия и Кати.
5) Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.
III Актуализация опорных знаний. Работа над содержанием романа.
Первая часть романа
1. Марьино. Усадьба Кирсановых.
Первое знакомство с героями, изложение ими своих взглядов.
2. Инсценировка « Он нигилист»
— Что мы знаем о Базарове? ( нигилист, умный человек, не признает любви, не признает поэзию, ценит только науку.)
— Назовите научные и философские взгляды Базарова:
( Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе.
Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой)
— Назовите политические взгляды Базарова:
(«Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»
«Нравственные болезни происходят от дурного воспитания. Исправьте общество, и болезней не будет… По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет всё равно, глуп ли человек или умён, зол или добр»).
— назовите Эстетические взгляды Базарова:
(«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».
«И природа пустяки в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
«Рафаэль гроша медного не стоит…»)
— Существуют ли в этом мире какие- либо несомненные ценности для Базарова? (Для Базарова такая ценность лишь сила человеческого духа).
— Что такое нигилизм?
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
(Большой энциклопедический словарь)
1. Бал у губернатора, Кукшина и Ситников, в имении Одинцовой, испытание любовью ( Слайд № 11 – 21)
— Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.)
3. Инсценировка «Объяснение в любви»
-Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)
— Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)
— Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)
Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.
— Что лежало в основе отношений Одинцовой к Базарову?
Любопытство → заинтересованность → увлечение.
— Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова?
Вывод: Любовь изменила героя, он на себе почувствовал сложность жизни, её независимость от воли и желания человека; цель жизни остаётся для человека вечной загадкой.
Третья часть романа « Подведение итогов»
1. Имение Базарова. Марьино. Дуэль. ( Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон. Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян
– Почему Павел Петрович не объяснил Базарову истинную причину вызова на дуэль?
– Что же тогда послужило внешним предлогом для дуэли?
— Зачем перед смертью Базарову нужна последняя встреча с Одинцовой? Ведь раньше он не признавал высоких чувств? ( Любит по- настоящему, не хотел умереть не простившись)
3. Работа с учебником «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»
4 Видеоролик « Жар и пепел»
5 Работа над текстом эпилога.
Финальные строчки романа звучат как гимн, прославляющий природу, любовь, жизнь.
6 Чтение отрывка наизусть ( Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна….)
7 И.С.Тургенев о Базарове ( слайды № 26 – 27)
— Почему автор закончил роман смертью героя? ( преждевременность появления, отсутствие союзников, одиночество)
Что на сегодняшнем уроке вы для себя уяснили?
— Нельзя все отрицать, нельзя отказываться от положительного опыта, если отрицаешь, то предлагай что – то взамен.
— чувство долга перед родителями
— переосмысление основных жизненных ценностей
V Домашнее задание. Сочинение ( по выбору учащихся)
«Я нужен России. Нет, видно, не нужен». Нужны ли Базаровы России?
В чём я вижу современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
3. Жанр сочинения. Дневник
Дневник Евгения Базарова.
4. Жанр сочинения. Письмо.
Письмо Евгению Базарову
VI Заключительное слово учителя
Закрыта книга…Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.
Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.
Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает мысли каждая глава.
Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.
И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…
— От души желаю вам, ребята, новых встреч с книгами великого русского писателя И.С. Тургенева.
Исторический фон романа «Отцы и дети» Тургенева И.С.
Стык эпох в романе И. С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» писался на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа — Базаров — представляет собой новое поколение демократов, которые впоследствии должны стать революционерами. Сам Тургенев говорит, что под демократами надо понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды Базарова указывают на его революционную сущность. И хотя в романе его активная деятельность как революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом Петровичем замечает: «Нас не так мало, как вы полагаете» и: «От копеечной свечки… Москва сгорела».
Образ Базарова наиболее полно раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует сливки высшего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых— и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже при первом знакомстве бросаются в глаза различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле Петровиче аристократа-англомана. Его взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев теперешнего общества. На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного ответа, будущее для него неясно.
Базаров глубоко сочувствует русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо исправить общество.
У Базарова мало практических знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества… — говорит Базаров. — Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания, о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего происходило воспитание Базарова но в романе он представлен как человек сильной воли, умный и деятельный. Даже в имении Кирсановых он не сидит на месте, проводит физические и химические опыты, занимается естествознанием.
В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.
Природа для Базарова только «мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства.
Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.
И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.
Создание романа «Отцы и дети»
Роман посвящён памяти русского разночинца В. Г. Белинского
и был создан в период революционной ситуации в России (1859—1862 гг.) и отмены крепостного права. Тургенев отобразил в нём перелом общественного сознания и размежевания общества в сложную эпоху реформ в стране. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.
Название романа указывает на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие любого общества. За спором двух поколений ясно виден социальный конфликт нового со старым. Речь в романе идёт не только о различии поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной жизни страны и представляющей её будущее. Размежевание общества отражено в противостоянии Евгения Базарова, разночинца-демократа («дети») и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов («отцы»).
Темы, мотивы, символы
«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду деятельности И. С. Тургенева и открывающий перспективы художественного осмысления новой эпохи. В этом романе писатель как бы осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического-полотна «Два поколения». В «Отцах и детях» складывается роман, структура которого определяется противостоянием социальных и политических сил, способных вступать в контакты только в стычках и «боевых действиях» идейного порядка. Представители «сторон», появляясь во враждебной среде, воспринимаются как «лазутчики» врага, опасные и подозрительные. Именно так с самого начала встречают Базарова в усадьбе Кирсановых. Появление Базарова в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им и окружающими как «вылазка» во враждебный стан.
Во всех романах И. С. Тургенева главным героем делался персонаж, несущий начало развития, революционное в своем существе, но Базаров сознательно ставит перед собою цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит его развитие. И. С. Тургенев писал о своем герое: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Революционер — противник существующего общественного порядка. Этот герой, одинокий, задуманный как трагическая фигура, представляет свое время и революционную природу молодости. Он воплощает поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло и поддерживать его, В своей замечательной ранней статье о «Фаусте» Гете (1845) И. С. Тургенев писал: «Жизнь каждого народа можно сравнить с жизнью отдельного человека, с той только разницей, что народ, как природа, способен вечно возрождаться. Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Сбросив иго преданий, схоластики и вообще всякого авторитета, всего, что приходит в нему извне, он ждет спасения от самого/себя; он верит в непосредственную силу своей натуры…», Далее в той же статье, говоря о положительном значении критического, отрицательного начала в моменты исторических переломов и о трагических судьбах его носителей, И. С. Тургенев замечает: «Под каким бы именем ни скрывался этот дух отрицания и критики, всюду за ним гоняются толпы своекорыстных или ограниченных людей, даже и тогда, когда это отрицательное начало, получив, наконец, право гражданственности, постепенно теряет свою чисто разрушающую ироническую силу, наполняется само новым положительным содержанием и превращается в разумный и органический прогресс».
Конечно, нельзя сводить всю сложность образа и судьбы Базарова к этим рассуждениям И. С. Тургенева, написанным за семнадцать лет до романа «Отцы и дети», но есть все основания предположить, что с кругом проблем, затронутых в статье о «Фаусте» Гете, был связан, замысел романа о двух поколениях и что мысли о созидательном значении начала критики и отрицания, о его способности со временем «наполняться» «положительным содержанием» оставались важными для И. С. Тургенева в пору его работы над романом «Отцы и дети».
Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым,
И. С. Тургенев дал недвусмысленно понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, вплоть до идеи бога, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.
Важной стороной характеристику Базарова является поставленная в романе проблема отношения героя к народу. Базаров гордится тем, что дед его землю пахал, но он — не помещик. Он сознает, что живет, как простой человек, своим трудом. О своей близости к народу, о том, что крестьянин его признает «своим», Базаров говорит «с надменной гордостью», давая понять, что только демократизм делает человека подлинным выразителем национального чувства. И автор романа, очевидно, «согласен» со своим героем. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего», — так разъяснял И. С. Тургенов свой замысел. Однако, несмотря на демократизм Базарова, русский мужик все же остается для него «таинственным незнакомцем», а базаровские высокомерные разговоры с крестьянами заставляют их отнестись к нему как к «барину», который ничего, конечно, понять не может…
Чтобы соотнести своего героя с вечными общечеловеческими ценностями, И. С. Тургенев показывает отношение Базарова к природе, искусству, любви и смерти. По своим убеждениям Базаров отрицает все эти ценности, но мощные стихии человеческой жизни, вторгаясь в жизнь самого Базарова независимо от его воли, показывают трагическую сущность героя. Для И. С. Тургенева способность человека к большому, всепоглощающему чувству — всегда признак глубокой натуры. Трагическая любовь Базарова, глубина охватившего его чувства противоречит категоричным рационалистическим утверждениям нигилиста, демонстрируя широту его натуры.
Сюжет романа
Сюжет романа построен на столкновении нигилиста Евгения Базарова с миром аристократов; на противопоставлении их мировоззрений и взглядов на самые злободневные вопросы времени и общества. Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов революционных демократов, но пытался понять их и представить своему читателю объективно.
Особенности композиции
Базаров – центральный образ
Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав герой не появляется лишь в двух, в остальных является главным действующим лицом. Все персонажи сгруппированы вокруг него и раскрываются во взаимоотношениях с ним.
Хронология событий
Роман состоит из 2 частей (28 глав): В I части (1—Х1П главы)
Базаров заявляет о себе как о нигилисте, высказывает свои взгляды на жизнь, отстаивает свою философию (все события происходят до знакомства Базарова с Одинцовой).
Во II части (XIV—XXVIII главы)
происходит проверка всех жизненных позиций и убеждений Базарова; описывается кончина героя.
Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
Доброго времени суток, уважаемые абитуриенты! В данной статье мы рассмотрим итоговое сочинение на тему, влияет ли историческая эпоха на отношения отцов и детей. Вы также можете использовать этот материал для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку.
Конфликт «отцов» и «детей» – давняя проблема, волнующая людей всех времен. Существует множество факторов, влияющих на отношения поколений. В первую очередь, на них оказывает влияние историческая эпоха.
К сожалению, в современном обществе проблема между старшим и младшим поколениями стоит остро. В условиях мирового прогресса возникают новые взгляды на жизнь. Для «детей» это естественный процесс, но «отцы» часто реагируют скептически.
Эту тему в своих произведениях затрагивали многие писатели. Наиболее точно, на мой взгляд, эту ситуацию можно рассмотреть в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В своем произведении автор разбирает проблему, возникшую между представителями разных поколений. Представитель «отцов» – Павел Петрович Кирсанов и представитель «детей» Евгений Базаров постоянно встречаются в «схватке». Кирсанов, будучи аристократом, интеллигентом, неистово спорит с Базаровым – нигилистом, отрицающим чей-либо авторитет и принципы.
Герои имеют множество различий: отношение к науке, образованию, природе, семье. Главное же различие между ними – разное восприятие жизни.
Смотрите также: Шаблон сочинения ЕГЭ на 24 балла!
Развернувшийся конфликт между героями показан в произведении очень красочно. Все началось с того, что Павел Петрович во время ужина упомянул английских аристократов. Он восхвалял их принципиальность, уважение прав других людей. Базаров был возмущен речью своего собеседника и сказал, что аристократизм и прочие слова интеллигенции совершенно бесполезны, как и они сами. На вопрос Павла Петровича, что же нигилисты считают полезным, Евгений ответил: «На данный момент отрицание. Отрицание всего». Кирсанов был в недоумении, как младшее поколение может отрицать науку, искусство. Почему «дети» воспринимают мир иначе?
Автор не случайно обращает внимание на Николая Петровича Кирсанова, сидящего за столом во время этого спора. Брат Павла Петровича, наблюдая эту «картину», не мог поверить, что у младшего поколения такие взгляды. Но тот же момент он вспомнил, как сам был обижен в юности на мать, потому что она его не могла понять.
Пробный тест ЕГЭ 2020 русский язык от Egeshik!
Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!
Действительно, разным поколениям сложно принять отличные друг от друга точки зрения. И это печально.
Затронутая в романе тема глубоко волнует автора, он переживает конфликт вместе со своими героями. При этом писатель объективно характеризует каждого героя, показывая их и слабые, и сильные стороны.
Сравнивая примеры Базарова и Кирсанова, можно заметить, что Тургенев не принимает позицию ни «отцов», ни «детей». Нужно обратить внимание на приведенные слова Базарова. Он высказывается о том, что не хочет зависеть от времени и воспитываться им.
Проблема XIX века, описанная в романе, остается актуальной и в современности. Из поколения в поколения происходят противостояние старшего и младшего поколений. Наверняка, многие из вас сталкивались с тем, что ваши взгляды не совпадали с мнением старшего поколения.
Таким образом, наряду с автором мы закономерно приходим к выводу, что вечную проблему разногласия «отцов» и «детей» полностью исчерпать невозможно. Но для того, чтобы мир находился в гармонии, необходимо создать понимание между поколениями.