Что оказывает влияние на характер
Как формируется характер
Под характером человека подразумевается совокупность личностных черт, которая и определяет отношение человека к окружающей обстановке, разнообразным ситуациям, к самому себе. На тот или иной тип характера указывает поведение личности в определенных ситуациях. Характер в конечном итоге накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Разные теоретические построения дают различное понимание характера. Можно выделить три основных:
Кроме того, есть и другие понятия характера, которые были выделены русскими психологами: идеалистическое, материалистическое, биологизаторское.
Становление характера происходит под воздействием двух моментов: изначального темперамента человека и внешних факторов и условий существования, которые также накладывают на особенности характера свой отпечаток. В любом случае темперамент человека несколько меняется под влиянием внешних факторов.
Такие специалисты как З. Фрейд. К. Хорни, Б.Г. Ананьев полагали, что основные черты характера формируются еще в детстве.
Б.Г. Ананьев считал, что именно характер выражает личность и обуславливает ее целостность.
Характер может быть как целостным, так и противоречивым. Это зависит от того, насколько гармоничны между собой компоненты характера или же от того, насколько они друг другу противоречат.
Характер и темперамент тесно связаны между собой. Темперамент человека проявляется во многом под влиянием характера. С одной стороны, личные качества человека, такие как доброта или злоба, правдивость или лживость могут быть присущи человеку с любым типом темперамента. Но с другой стороны есть типы личности, которым легче культивировать в себе те или иные качества. Так, холерик легче флегматика сходится с людьми, но при этом ему сложнее контролировать порывы своей натуры.
В конечном итоге черты характера формируются на основе множества разнообразных факторов.
Что определяется характером человека
Именно характер, который формируется, когда ребенок еще только растет, будет в дальнейшем определять: линию его поведения и особенности поступков, оказывать влияние на психику.
В дальнейшем этим будет определяться поведение человека в тех или иных жизненных ситуациях. Такие особенности будут проявляться систематически на протяжении всей жизни. От характера же зависит, какие в будущем у человека будут мотивы для тех или иных поступков.
В то же время темперамент останется динамической чертой, но его проявления меняются под воздействием черт характера. Совокупность этих факторов приводит к появлению определенных привычек.
Таким образом, можно утверждать, что характер — не врожденное качество человека. Он будет формироваться постепенно, преимущественно в первые годы жизни.
Типолизация
Каждый характер включает определенный набор свойств и качеств, основываясь на которых можно создать классификацию. Если взять за основу такие качества как отношение к окружающей действительности, своей деятельности и отношение к самому себе, то можно создать следующую типолизацию.
Убежденность или беспринципность.
Замкнутость или общительность.
Альтруистичность или эгоизм
Действие и бездействие
Это — биполярные черты характера. Как правило, каждая личность имеет множество оттенков этих качеств, поэтому каждый характер совершенно уникален, и двух одинаковых по характеру людей на свете не существует.
Классификация по силе и устойчивости характера
Можно квалифицировать типы характера также по силе и устойчивости.
По мнению немецкого психолога К. Леонгарда, у множества людей ( от 20% до 50%) многие черты характера настолько акцентуированы, то есть заострены, что это может приводить к конфликтным формам отношений с окружающими, к нервным срывам.
Тем не менее, во множестве случаев чистые виды акцентуаций не встречаются. Как правило присутствуют промежуточные, которые также могут доставлять некоторый дискомфорт, но после пубертатного периода сглаживаются. Однако с возрастом некоторые черты могут снова обостряться, что иногда проходит практически незамеченным, но в отдельных случаях могут требовать даже врачебного вмешательства, если их выраженность приобретает размер психопатии. В таких тяжелых случаях требуется не только медикаментозное вмешательство и помощь специалистов, но даже изоляция пациента.
Чтобы определить степень заболевания, специалисты применяют различные тесты, в том числе Шмишека, Кэтталаи и другие.
Узнать все о типах характера человека и на основе полученных знаний прогнозировать поведение людей, выявлять их истинные эмоции и мотивы поможет курс «Профайлинг». За несколько уроков вы научитесь читать людей, распознавать ложь и сможете наладить успешное общение с каждым новым знакомым.
Формирование характера человека
В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.
В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:
Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.
Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.
Факторы формирования характера
Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.
Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.
В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:
В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.
Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.
Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:
И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.
Особенности формирования характера
Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.
Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим. Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга. Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.
Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ
Характер – это структура относительно постоянных психических свойств, определяющих поведение личности, особенности ее отношений с миром.
Что же влияет на формирование и становление характера человека?
автор статьи — Мария Щербакова
Множество ученых массу лет задавались и продолжают задаваться этим вопросом.
Становление характера зависит от сложного взаимодействия как внешних, так и и внутренних факторов, когда значение имеют не только социальные условия жизни человека, а также его биологические и генетические особенности.
Здесь имеют значение и течение внутренних процессов, скорость и особенности реагирования на тот или иной раздражитель, а также работа и здоровье тех или иных органов, отвечающих за различные механизмы жизнедеятельности человека.
В настоящее время появляется все больше результатов исследований, подтверждающих, что генетическая предрасположенность
объясняет индивидуальные различия человека.
Характер тесно связан и с темпераментом человека.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни.
Темперамент же в свою очередь гораздо теснее связан с биологическим процессами, происходящими у нас внутри.
Наследственность как биологический фактор представляет собой гены.
Наследственная основа – бесконечное число комбинаций генов.
От физиологических особенностей организма человека, от работы нервной системы, особенностей функционирования коры головного мозга, генотипа, а так же множества других факторов зависит развитие и становление личности человека.
Например, один человек наделен способностью к пению, другой — к рисованию, или музыке, кто-то «рулит» в естественных науках, а кто-то в гуманитарных, у кого-то более развито образное мышление, а у кого-то абстрактно- логическое. Даже выбор профессии зачастую зависит именно от типа темперамента или характера человека.
Характер человека развивается стадиально, т.е. человек формируется, как личность, в определенные периоды своего возрастного становления. Такие периоды могут стать решающим для формирования характера, а значит, характеры ребенка, подростка, взрослого человека и пожилого человека отличаются.
И, конечно же, различные физиологические процессы, протекающие в человеке на разных этапах его жизненного пути, так же отражаются в его поведении, характерных чертах, способах реагирования.
Как это может проявляться?
Так или иначе, но работа внутренних органов, протекание биологических процессов напрямую влияет на характер человека, его поступки и поведение.
Если орган человека функционирует неправильно, как говорится, «система дала сбой», то это также может гипертрофировать некоторые черты характера.
Например, человек, живущий с чувством боли (будь то «неполадка» во внутреннем органе, или что-то неладное на периферии организма), может стать раздражительнее, требовательнее, жестче в отношении к другим.
Или наоборот уйти в созерцание, свой внутренний мир, отражая болевой синдром в творчестве или помощи людям.
Если у человека по физиологическим причинам вырабатывается большее или меньшее число гормонов, необходимых для его жизнедеятельности, это также находит отражение в его поведении.
Самым простым примеров влияния работы внутренних биологических процессов на характер человека является период беременностьи, а точнее непредсказуемый и непостоянный, яркий и всемогущий характер женщины в этот момент.
Существуют и вовсе не обычные теории влияния органов человека на его характер. Так, например, профессор по психологии и медицине, физиолог Г. Шварц пришел к удивительному выводу:
человек, у которого была совершена пересадка его внутреннего органа, может в чём-то стать похожим на своего донора…
По наблюдениям Шварца, «не менее 10% больных, получивших в результате операции трансплантации новые сердце, лёгкие, печень или почки, приобрели «попутно» склонности и привычки их бывших владельцев». Существуют свидетельства пациентов, о случаях, когда у них после замены органа менялись не только вкусы и предпочтения, но и черты характера, и даже образ жизни.
Эту информацию подтверждают другие ученые.
Феномен приобретения черт другого человека при замене своего органа, как считает Шварц, обусловлен тем, что внутренние органы человека имеют собственную биохимическую энергетику (особенности обменных процессов и превращений энергии), даже и память.
Это конечно спорная точка зрения, но все же…
Процесс развития личностных качеств: факторы
Время чтения 9 минут
Что такое личностное саморазвитие и в чем его важность? Таким вопросом не одно столетие задаются ученые и рядовые обыватели. Для многих остается загадкой, как формируется характер человека и как он влияет на повседневную жизнь. Индивиду необходимо развиваться не только в детском и юношеском возрасте, но и после момента взросления. Каждый может самостоятельно менять отношение к людям, формировать определенные привычки, корректировать личностные качества. Для этого достаточно понимать природу формирования характера и то, что на него влияет.
Как развивается и формируется характер
Проблемы формирования и развития характера человека вызывали интерес философов эпохи Античности и ученых из Средневековья. Эта тема остается актуальной сегодня для современных психоаналитиков и психологов. Каждый раз они пытаются найти ответ на вопрос, что такое личностное саморазвитие, от каких факторов оно зависит, что влияет в большей степени на развитие характера человека.
Для понимания того, что оказывает влияние на личностное саморазвитие, необходимо выяснить, что формирует и развивает характер. Процесс саморазвития личностных качеств связан напрямую с определенными изменениями в качественном и количественном соотношении. Такой процесс сложный по структуре. В самом человеке происходят различные изменения, в том числе в его поведении, личности, деятельности. Меняется интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера. Иногда такие изменения приносят прогрессивный характер, иногда регрессируют.
Развитие характера человека сопряжено с процессом возникновения изменений. Некоторые из них носят необратимые свойства, а некоторые закономерны и направлены. Важно, чтобы такое развитие приводило к качественному, структурному и количественному преобразованию.
Характер — это основа личности. На нем выстраивается стержень, он определенным образом реагирует на различные сферы жизни. Саморазвитие личности и факторы формирования характера рассматриваются с научной точки зрения десятилетиями.
Открытие того, что такое индивидуальные особенности человека, принадлежит Юлиусу Банзену. Он рассматривал характер как определенный набор черт личности. Далее подключились в своих исследованиях Фрейд, Юнг и Адлер. Они считали, что характер человека формировался как отдельный процесс. Он находился вне сознания, на индивидуальность оказывали влияние половые и иные побуждения. Вопрос формирования характера находится в компетенции антропологов. В качестве объекта они рассматривают характер личности.
Развитие характера: основные этапы
Формирование человеческого характера начинается с первого дня его жизни. Со временем он изменяется. В младенчестве и раннем возрасте индивид подражает поведению и поступкам взрослых. Будучи в дошкольном и младшем возрасте на личность оказывает влияние наследственность и воспитание ребенка. При достижении подросткового возраста человек занимается самовоспитанием.
Целенаправленно и сознательно характер человека может меняться и совершенствоваться в самостоятельной форме
В первую очередь он корректируется из-за социального поведения личности, на него влияет общественная деятельность и межличностное взаимодействие. Не важно, на каком жизненном этапе находится человек, важно то, как он воспринимает ситуацию.
Основные этапы развития характера человека впервые выделил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Он насчитал 5 этапов, на протяжении которых формируется личность. По учению Фрейда оральный этап относится к возрастному периоду 0 до 1 года. В этом отрезке времени формируются такие черты как манипулятивность, инфантильная, зависть и зависимость. Далее во время анального периода, который длится с 1 до 3 года, в основу личности закладываются такие черты как бережливость, упрямство, аккуратность, жестокость и педантичность. Во время следующего периода, что приходится на возраст от 3 до 5 лет, формируется неуверенность в себе, застенчивость и замкнутость, робость и молчаливость. Во время генитального периода с 11 до 12 лет и до конца жизни и происходит социализация или социальная дезадаптация. Здесь же проявляется эффективность или пассивность в деятельности.
В сфере психологии часто характер разделяется на возрастные периоды. Каждый из них имеет ведущие факторы и условия, при котором происходит формирование определенных черт. Становление личности у человека начинается с первых лет его жизни. В таком возрасте ребенок посредством эмоций общается со своими родителями, развиваются его психические процессы. Он стремится познать мир, проявляет эмоциональные свойства. Нужно малышу оказывать не столько заботы, сколько показывать любовь и ласку. Личностное саморазвитие начинается именно с этого жизненного этапа.
Характер в разные периоды жизни
Факторы формирования характера присутствуют в раннем и дошкольном возрасте. В этот момент ребенок активно изучает то, каким образом ведут себя взрослые люди, и старается подражать их модели. Формирование характера происходит не столько благодаря особенностям детей от рождения, сколько прямому обучению с эмоциональным подкреплением. Важно доносить информацию в игровой форме, при этом хвалить, одобрять и поддерживать человека. На развитие характера влияет социальная среда. К ней относится семья, образовательное учреждение, контакты взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка с другими одногодками.
Самые первые черты закладываются именно в возрасте до школы. Важно проявлять доверие, доброту и открытость в общении с детьми.
Здесь происходит формирование следующих черт характера:
Далее следует этап младшего школьного возраста. Продолжается формирование черт характера. Некоторые из них, что были ранее приобретены, могут поддаваться корректировке.
Важно то, как подросток оценивает собственные поступки, а также то, каким образом к ним относятся взрослые. Так формируется самооценка будущего индивидуума. Закрепление уже сформированных черт или их разрушение будет зависеть от процесса и условий обучения ребенка.
При достижении подросткового возраста появляется моральное и нравственное развитие ребенка. Такой фактор влияет на развитие и формирование характера. В этот же период развиваются волевые черты человека. В юношеском периоде закладываются моральные и нравственные основы будущей личности.
На характер оказывают влияние следующие факторы:
Процесс саморазвития личностных качеств идет на протяжении всей жизни человека. После совершеннолетия начинается индивидуальное саморазвитие. Важно осознавать свои приобретенные черты характера и их корректировать.
Саморазвитие человека
На каждом из жизненных этапов человек способен совершенствоваться. Он может менять свой характер благодаря информационному полю. Личностное саморазвитие происходит следующим путем:
Формирование черт характера человека во взрослой жизни не заканчивается. На новом этапе все становится более осмысленным. Рациональное черты закрепляются, если человеку нужно достигнуть успеха в карьере и семье, то он развивает в себе такие качества как выдержка, ответственность упорство, целеустремленность и настойчивость.
Что влияет на формирование человека
Саморазвитие личности — это длительный процесс. Он происходит большую часть жизни. Некоторые особенности личности имеются от рождения, часть передается посредством генетики. С каждым годом у человека появляются новые черты и качества. Они формируются через влияние социальной среды и где он развивается и растет. В формировании человеческого характера играет роль устройство государства и социума, в котором он находится.
У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы
Основное влияние на личность оказывает его семья и социальная среда. При взрослении индивид становится более зависим от самой себя, своего внутреннего мира.
Биологические факторы
Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности. Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей. С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.
Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе. По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы. Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.
Социальные факторы
Личностное саморазвитие зависит от социума. Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос. Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.
У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.
Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности. К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы. Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.
Как психология влияет на развитие характера
Формирование характера человека, как и личностное саморазвитие происходит на протяжении жизненного пути человека. На него воздействует различные условия. Важно то, как воспитывался индивид, по какому принципу была построена работа и взаимодействие с социумом и каким образом формировалась жизненная позиция.
Долгое время было принято считать, что на характер влияют исключительно генетические особенности человека. Джон Локк стал первооткрывателем в концепции воспитания личности. Именно этому периоду жизни ученый уделял наибольшее внимание. В своих трудах Дж. Локк считал, что в первую очередь на характер человека влияют его мотивы. В особенности развития характера личности закладывает основу психофизическая природа и внешние условия.
На протяжении последнего столетия миф о том, что генетические особенности относятся к основе характера, был развеян. На формирование личности влияют внешние условия и процесс воспитания человека.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter