Что оказывает влияние на человека
Психологические приемы влияния на людей
Человек живет в социуме и ежедневно общается с людьми. Социальное положение индивида зависит напрямую от того, как он умеет выстраивать общение. Часто люди стараются оказать влияние на собеседника, но и сами могут попасть под чье-то влияние. В этой статье вы узнаете об основных приемах психологического воздействия на человека.
Примеры негативных психологических приемов
Знание различных способов психического воздействия поможет не только настраивать собеседника на свой лад, но и защищать себя от негативного воздействия. Негативные методы оказывают не очень хорошее влияние на душевное состояние человека. Иногда негативное взаимодействие может повлиять на социальное благополучие человека.
Критика
В первом случае критику используют в качестве инструмента для поднятия собственного авторитета. В этом случае жертву уверяют в том, что собеседник является настоящим профессионалом в обсуждаемой проблеме. На деле получается, что собеседник и вовсе не разбирается в данной области. Во втором случае манипулятор пытается всячески подчеркнуть основные достоинства собеседника в определенной области. А затем манипулятор просто ловит свою жертву на ошибках.
Как же следует действовать, когда вы слышите критику в свой адрес? Для начала вспомните, что принимать критику следует лишь тогда, когда она является адекватной, подкрепляется аргументами. Однако если вас просто пытаются морально подавить, вам следует поставить обидчика на место.
Угрозы и запугивание
Угрозы и запугивание — самая популярная манипуляция, когда речь идет о физической расправе или же лишении определенных привилегий. В психологии встречается очень много жертв таких приемов, которые терпят издевательства над собой. Чтобы бороться с таким видом манипуляции, жертва должна пойти против манипулятора и выйти из-под его контроля. Часто подобные ситуации можно встретить на работе, когда на психику человека оказывают давление и пугают увольнением.
Самовосхваление
В данном случае от манипулятора можно услышать фразы, которые всячески превозносят его персону. Человек способен рассказывать о каких-то своих достижениях, связях и статусе, которых у него нет, а также о том, какой он непосредственный, но проверить собеседник это никак не может. В данном случае лучше всего вести аргументированный спор.
Слухи и сплетни
Еще одной формой манипуляции являются слухи и сплетни. В данном случае манипулятор демонстрирует поведение, когда он находится в курсе всех событий. Пример: человек начинает эмоционально рассказывать о жизни какого-то общего знакомого, о котором он услышал от кого-то. В итоге сознание жертвы видоизменяется, запускается процесс, который тяжело остановить, и слухи распускаются дальше. Чтобы этого не произошло, нужно вовремя остановиться и не рассказывать кому-то еще о чужой жизни, о которой вы узнали из сплетен.
Допустимые методы воздействия
Техника психологического воздействия подразумевает и позитивный исход. В основу такого воздействия входят следующие моменты:
Определение психологических приемов довольно обширное. На человека можно воздействовать как в негативном ключе, так и с пользой. Повторение вышеперечисленных пунктов, поможет вам не попасть под чужое негативное влияние. Курс Викиум «Профайлинг» научит выявлять скрытые намерения людей и попытки манипуляции.
Что такое психология влияния?
На протяжении всей жизни человек часто поддается чужому влиянию, наивно полагая, что только он хозяин своей судьбы. Если человек будет знать об основных уловках, он всегда сможет действовать в собственных интересах.
Психология влияния
Психология влияния подразумевает воздействие одного человека на другого при помощи психологических методов для достижения личных интересов. Такое влияние имеет сознательный характер, например, оно выполняется ради финансовой выгоды или личного утверждения.
Живя в социуме, каждый человек не только оказывает влияние на других людей, но и испытывает чужое влияние на себе. На сегодняшний день наиболее активно различными приемами воздействия пользуются СМИ. Для того чтобы уберечься от психологического влияния, следует знать основные способы воздействия:
Основные приемы в психологии влияния
Психология влияния является наилучшим средством для управления человеком, если данный метод будут использовать исключительно во благо.
Защита от психологического воздействия
Для того чтобы не попасть под влияние человека, желающего навредить, необходимо знать, как защититься от психологического воздействия:
Для того чтобы лучше изучить методы и примеры воздействия, рекомендуется ознакомиться с кратким содержанием онлайн книги Роберта Чалдини, в которой он описывает собственные наблюдения. Книга Чалдини написана после многочисленных исследований и наблюдений за людьми. Читать издание рекомендуется самым обычным людям, не связанным с психологией. Кроме того, оно доступно бесплатно. Также в интернете можно скачать видео с описанием книги и ознакомиться с отзывами других читателей. На страницах можно увидеть, сколько людей положительно отозвались о данном издании, использовав его в качестве научного пособия во благо себе и окружающим.
Весьма полезным является курс Викиум «Менталист». Он учит разбираться в психологии людей и их поведении. Полученные знания помогут избегать вредного влияния и манипуляций.
Техники влияния на поведение людей
Поведение – это то, что связывает человека с окружающим миром – людьми, предметами, событиями. Можно сказать, что от поведения зависит отношение окружающего мира к человеку. А с другой стороны проявления внешнего мира определяют то, как человек себя ведет. Можно ли повлиять на эту взаимосвязь? Можно ли путем коррекции поведения человека изменить отношение окружающего мира к нему? Попробуем разобраться с этими вопросами, а также узнаем, что такое прикладной анализ поведения.
Бихевиоризм — направление психологии, изучающее поведение личности
Поведением называют взаимодействие живого организма с объектами окружающей среды, измеряемое перемещением во времени или пространстве. Следствием данного взаимодействия является изменение окружающей среды.
Факторы, которые оказывают влияние на поведение человека, изучают давно. Есть даже специальное направление в психологии – бихевиоризм. Название произошло от английского слова behavior, что в переводе означает «поведение». Американский психолог Джон Уотсон основал это направление. Рассматривая возможность и необходимость изучать психологию личности с помощью точных и измеримых методов, Уотсон вывел простую формулу: стимул = реакция. Это означает, что под влиянием каких-либо стимулов у человека появляется реакция. Например, человек хочет есть, поэтому он идет в магазин за продуктами.
Бихевиоризмом занимался также И. П. Павлов, и он внес довольно большой вклад в это направление психологии. Его эксперименты на собаках показали возможность выработки безусловного и условного рефлекса в результате обучения.
Формулой стимул=реакция объясняется респондентное мотивирование. То есть, каждый мотив вызывает определенную поведенческую реакцию. Есть и понятие оперантное обусловливание поведения, которое определяется формулой: стимул+подкрепление=реакция. В этом случае реакция рождается не только от стимула, но и возможной реакции со стороны. Такой тип мотивирования подробно описывал Беррес Скиннер.
Сравнить указанные типы мотивирования довольно легко. К примеру, ребенок выходит на улицу, и задача мамы мотивировать его надеть шапку. По формуле Уотсона мы бы сказали: «Надень шапку, иначе заболеешь». Здесь стимул – нежелание заболеть – вызовет соответствующую реакцию. Однако он может быть недостаточно убедительным, ведь эти слова мамы ничем не подтверждены. Если бы однажды после этих слов ребенок вышел на улицу без шапки и сразу заболел, это стало бы твердым стимулом для него надеть шапку в следующий раз. Беррес Скиннер предложил бы сказать, например: «Надень шапку, а вечером мы пойдем с тобой гулять». То есть, стимул здесь подкреплен поощрением. И в данном случае вероятность того, что ребенок послушается, больше. Подкрепление может быть положительным и отрицательным. Однако поощрение действует лучше.
Таким образом, влиять на поведение можно. Изменяя условия окружающей среды, мы вводим личность в то или иное психологическое состояние, используя мотивационный механизм. Именно на этом основана разработанная в США методика прикладного анализа поведения. Она используется при терапии расстройств аутистического спектра. Дети с диагностированным аутизмом – это в первую очередь те, для кого подходит данный метод.
Суть, принципы и технологии прикладного анализа поведения
Этот метод иначе называется ПАП-терапия. Поведенческая терапия ориентирована на социализацию детей-аутистов. Ее проводит ментор (проводник), которым, как правило, выступает родитель. Цель ментора – создать благоприятные внешние условия, в которых ребенок сможет развиваться, социализироваться и принимать окружающую среду.
Дети с аутическими расстройствами страдают от дефицита социального взаимодействия и общения. У них небольшой круг интересов. Их особенность в том, что они выполняют повторяющиеся действия. Прикладной анализ поведения направлен на расширение круга интересов, обучение аутистов общению с внешним миром и пониманию происходящих вокруг вещей.
В данной методике активно используются принципы бихевиоризма, такие как стимулирование и подкрепление. При этом последнее используется только в качестве поощрения. Согласно методу прикладного анализа поведения, раздражение, нетерпение и агрессия ментора исключены. Самое главное – научить ребенка воспринимать гордость и радость за успехи, терпение и упорство при неудачах.
У аутистов некоторые типы восприятия развиты лучше (слух, зрение, вкус или осязание). Поэтому при поиске подхода ментору необходимо понять, с помощью чего он сможет воздействовать на мозговую активность лучше. Для проводника методика ПАП должна стать образом жизни, только так можно добиться результатов. Его чуткость, внимательность, терпеливое отношение должны сочетаться с одновременным анализом поведения. Это требует больших усилий, но улучшение состояния ребенка станет большим вознаграждением.
Методика ПАП имеет четыре условных этапа
Работа начинается с простых шагов. К примеру, нужно добиться, чтобы ребенок сделал какое-то движение. Ментор дает сигнал, а ребенок понимает его и выдает соответствующую реакцию. Это может получиться не с первого раза, но нужно набраться терпения.
Этот этап предполагает формирование связи простых шагов в более сложные комбинации, при котором задействуются разные отделы головного мозга. Например, если ребенок уже научился махать рукой при прощании, то теперь его нужно научить еще и говорить «пока».
Обычные сигналы преобразуются в конкретные запросы проводника. На этом этапе происходит усиленная подготовка к нахождению в обществе ребенок становится более подготовленным к жизни в обществе, может воспринимать комплексные сигналы и давать на них реакции.
Здесь предполагается непосредственно практика – ребенок, обученный ранее указанным навыкам, выходит в общество. Но при этом нужно сделать так, чтобы люди, с которыми он будет общаться, были положительно настроенными и доброжелательными.
Пройдя четыре этапа методики, ребенок сможет погрузиться в социальную среду.
Эффективность данного метода на сегодняшний день неоднократно доказана, хотя и часто подвергается критике. Метод можно применять и с обычными людьми, брать формулу Скиннера, менять свои привычки и влиять на поведение людей. А чтобы научиться понимать, почему люди ведут себя определенным образом, и предугадывать поведение окружающих, рекомендуем пройти курс «Менталист» от Викиум. Он ориентирован на развитие логического мышления. Как раз именно хорошо развитая логика нужна для правильного проведения анализа поведения.
Что оказывает влияние на человека
Людям свойственно списывать свои болезни на радиацию и вредное воздействие других загрязнителей окружающей среды. Однако, влияние экологии на здоровье человека в России сегодня составляет всего 25–50% от совокупности всех воздействующих факторов. И только через 30–40 лет, по прогнозам экспертов, зависимость физического состояния и самочувствия граждан РФ от экологии возрастёт до 50–70%.
Наибольшее влияние на здоровье россиян оказывает образ жизни, который они ведут (50%). Среди составляющих данного фактора:
полезные и вредные привычки,
нервно-психическое состояние (стрессы, депрессии и т.п.).
На втором месте по степени влияния на здоровье человека находится такой фактор, как экология (25%), на третьем — наследственность, которая составляет целых 20%. Остальные 5% приходятся на медицину. Однако известны случаи, когда действие сразу нескольких из этих 4-х факторов влияния на здоровье человека накладываются друг на друга.
Первый пример: медицина практически бессильна, когда речь заходит об экозависимых болезнях. В России всего несколько сотен врачей, специализирующихся на заболеваниях химической этиологии — помочь всем пострадавшим от загрязнения окружающей среды они не смогут. Что касается экологии, как фактора воздействия на здоровье человека, то при оценке степени его влияния важно учитывать масштабы экологического загрязнения:
глобальное экологическое загрязнение — беда для всего человеческого общества, однако для одного отдельного человека не представляет особой опасности;
региональное экологическое загрязнение — беда для жителей региона, но в большинстве случаев не очень опасно для здоровья одного конкретного человека;
локальное экологическое загрязнение — представляет серьёзную опасность как для здоровья населения отдельного города/района в целом, так и для каждого конкретного жителя этой местности. Следуя данной логике, легко определить, что зависимость здоровья человека от загазованности воздуха конкретной улицы, на которой он живёт, ещё выше, чем от загрязнения района в целом. Однако самое сильное влияние на здоровье человека оказывает экология его жилища и рабочего помещения. Ведь примерно 80% своего времени мы проводим именно в зданиях. А в помещениях воздух, как правило, сухой, в нем значительна концентрация химических загрязнителей: по содержанию радиоактивного радона — в 10 раз (на первых этажах и в подвалах — возможно, и в сотни раз); по аэроионному составу — в 5–10 раз.
Таким образом, для здоровья человека в высшей степени важно:
на каком этаже он живёт (на первом выше вероятность облучения радиоактивным радоном),
из какого материала построен его дом (натурального или искусственного),
какой кухонной плитой он пользуется (газовой или электрической),
чем покрыт пол в его квартире/доме (линолеумом, коврами или менее вредным материалом);
из чего изготовлена мебель(СП-содержит фенолы);
присутствуют ли в жилище комнатные растения, и в каком количестве.
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей нас среды. За сутки человек вдыхает около 12-15 м3 кислорода, а выделяет приблизительно 580 л углекислого газа.
Содержащиеся в атмосфере вредные вещества воздействуют на человеческий организм при контакте с поверхностью кожи или слизистой оболочкой. Происходит это тогда, когда вспотевший человек (с открытыми порами) летом идёт по загазованной и запылённой улице. Если, добравшись до дома, он тут же не примет тёплый (не горячий!) душ, вредные вещества имеют шанс проникнуть глубоко в его организм.
Наряду с органами дыхания, загрязнители поражают органы зрения и обоняния, а воздействуя на слизистую оболочку гортани, могут вызвать спазмы голосовых связок. Вдыхаемые твердые и жидкие частицы размерами 0,6-1,0 мкм достигают альвеол и абсорбируются в крови, некоторые накапливаются в лимфатических узлах.
Загрязненный воздух раздражает большей частью дыхательные пути, вызывая бронхит, эмфизему, астму. К раздражителям, вызывающими эти болезни, относятся SO2 и SO3, азотистые пары, HCl, HNO3, H2SO4, H2S, фосфор и его соединения. Исследования, проведенные в Великобритании, показали очень тесную связь между атмосферным загрязнением и смертностью от бронхитов.
Признаки и последствия действий загрязнителей воздуха на организм человека проявляются большей частью в ухудшении общего состояния здоровья: появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается или теряется трудоспособность.
Можно сделать вывод о том, что наибольшее количество загрязнителей попадает в организм человека через лёгкие. И действительно, большинство исследователей подтверждает, что ежедневно с 15 кг вдыхаемого воздуха в организм человека проникает больше вредных веществ, чем с водой, с пищей, с грязных рук, через кожу. При этом ингаляционный путь поступления загрязнителей в организм является ещё и наиболее опасным. В силу того, что:
воздух загрязнён широчайшим ассортиментом вредных веществ, некоторые из которых способны усиливать пагубное воздействие друг друга;
загрязнения, попадая в организм через дыхательные пути, минуют такой защитный биохимический барьер как печень — в результате их токсическое воздействие оказывается в 100 раз сильнее влияния загрязнителей, проникающих через желудочно-кишечный тракт;
усвояемость вредных веществ, поступающих в организм через лёгкие, намного выше, чем загрязнителей, проникающих с пищей и водой;
от атмосферных загрязнителей тяжело укрыться: они оказывают влияние на здоровье человека 24 часа в сутки 365 дней в году.
Основные причины смертей, вызванных загрязнением атмосферного воздуха – это рак, врождённые патологии, нарушение работы иммунной системы организма человека.
Вдыхание воздуха, в котором присутствуют продукты горения (разреженный выхлоп дизельного двигателя), даже в течение непродолжительного времени, например, увеличивают риск получить ишемическую болезнь сердца.
Промышленные предприятия и автотранспорт выбрасывают чёрный дым и зеленовато-жёлтый диоксид, которые повышают риск ранней смерти. Даже сравнительно низкая концентрация этих веществ в атмосфере вызывают от 4 до 22 процентов смертей до сорока лет.
Выхлопы автомобильного транспорта, а также выбросы предприятий, сжигающих уголь, насыщают воздух крошечными частицами загрязнений, способных вызывать повышение свёртываемости крови и образование тромбов в кровеносной системе человека. Загрязнённый воздух приводит также к повышению давления. Это вызвано тем, что загрязнение атмосферы вызывает изменение той части нервной системы, которая контролирует уровень кровяного давления. Из-за загрязнения воздуха в крупных городах происходит примерно пять процентов случаев госпитализации.
Очень опасным симптомом для человечества является то, что загрязнение воздуха повышает вероятность рождения детей с пороками развития. Запредельная концентрация вредных веществ в атмосфере вызывает преждевременные роды, новорождённые имеют малый вес, иногда рождаются мёртвые дети. Если беременная женщина дышит воздухом, содержащим повышенные концентрации озона и окиси углерода, особенно во второй месяц беременности, у неё в три раза повышается возможность родить ребёнка с таким пороком развития, как заячья губа, волчья пасть, дефектами сердечного генеза. Будущее человечества зависит от чистого воздуха, воды, лесных массивов. Только правильное отношение к природе позволит будущим поколениям быть здоровыми и счастливыми.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Сахар и его влияние на организм человека
Сахар и его влияние на организм человека
При слове «сахар» многие сразу представляют сладкий белый порошок, который мы добавляем в чай, кофе. Однако столовый сахар, или сахароза, — это только один из видов сахаров, употребляемых в пищу.
Сахара, или сахариды — краткое общее название для всех простых углеводов. Простые углеводы присутствуют в пищевых продуктах или образуются в организме после переработки сложных углеводов (полисахаридов, крахмала).
К простым углеводам относятся:
Сахароза — из нее целиком состоит сахар, который производится из сахарного тростника и сахарной свёклы.
Глюкоза – виноградный сахар, декстроза. Встречается во фруктах и овощах (тыква, морковь), ягодах, мёде и соцветиях растений. В промышленности ее получают из крахмала.
Фруктоза – фруктовый сахар. Содержится во фруктах и мёде. Слаще сахарозы и глюкозы. Компонент почти всех кондитерских изделий, переработанных продуктов, полуфабрикатов.
Галактоза – часть молочного сахара (лактозы). Содержится в молоке. Менее сладкая, чем обычный сахар.
Мальтоза – солодовый сахар. Получают из проросших зёрен (солода) ячменя, ржи, других зерновых. Наличествует в томатах, в пыльце и нектаре ряда растений.
Иными словами, сахар — это не только сахарный песок или рафинад, но и ряд других веществ, содержащихся в меде, фруктах, овощах, злаках и даже молоке.
Все сахара, которые поступают в организм с пищей, можно поделить на две большие группы — природные (содержащиеся в необработанных пищевых продуктах) и добавленные в процессе переработки (промышленной или домашней).
Неблагоприятное влияние сахара на здоровье человека — научно доказанный факт, вместе с тем, сам по себе сахар не является абсолютным злом, так как он дает клеткам нашего организма энергию. Когда врачи говорят о необходимости снижения потребления сахара, они имеют в виду в первую очередь добавленный сахар. Природные сахара поступают в организм вместе с витаминами, минералами, пищевыми волокнами и питательными веществами, которые помогают компенсировать некоторые негативные аспекты. Например, клетчатка во фруктах сдерживает быстрое усвоение сахаров и в меньшей степени отражается на повышении глюкозы крови.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует ограничивать долю добавленного сахара до 10% от суточной калорийности рациона, а оптимально – до 5%.
При избыточном употреблении сахара могут развиться нежелательные последствия для нашего организма:
-набор лишнего веса;
-развитие сахарного диабета второго типа;
-повышение уровня холестерина в крови;
-повреждение стенок сосудов, атеросклероз;
-уменьшение прочности костных тканей;
-размножение во рту микроорганизмов, разрушающих зубную эмаль.
При этом полностью отказаться от употребления сахара нельзя. Глюкоза нам необходима, чтобы поддерживать нормальный углеводный обмен. При его нарушении снижается работоспособность. Клетки мозга, не получая питание, работают медленней, человеку трудно сосредоточиться, появляются апатия, усталость, раздражительность, головные боли.
Но глюкоза содержится не только в белом рафинированном сахаре. Это природный углевод, которым богаты сладкие фрукты, овощи. Необходимую для нормальной деятельности организма норму сахара можно получать из природных источников сахара: овощей, фруктов, круп, молока, орехов.
Снизить употребление сахара можно, используя следующие рекомендации:
-Вместо десертов и сладостей, включайте в рацион сухофрукты или цукаты, фруктовую или овощную смокву, ешьте свежие или замороженные фрукты, ягоды, орехи. При этом ограничьте употребление слишком сладких фруктов (бананы, виноград).
-Утоляйте жажду обычной питьевой водой, а не сладкими напитками и соками.
-Кладите минимум сахара при приготовлении пищи.
-Ограничьте употребление соусов промышленного производства.
-Ешьте меньше переработанных продуктов и полуфабрикатов.
-Изучайте состав продуктов на этикетках.
-Планируйте питание. Голодный человек по привычке или ради экономии времени может съесть сладости или богатые углеводами продукты, чтобы быстрее испытать чувство сытости. Планируйте приемы пищи, всегда носите с собой «здоровый» перекус — яблоко или грушу, нежирный йогурт, сухофрукты или орехи.