Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребёнка»
Консультация для родителей
«Роль семьи в формировании нравственного воспитания ребенка»
В семье происходит становление личности. Именно семья играет важную роль в формировании личности человека. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он растет и развивается. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Как известно, что основой семейного воспитания является взаимная любовь родителей и детей. Это не слепое чувство, которое граничит с «обожествлением» и оправданием всех поступков малыша, а глубокая, понимающая и прощающая любовь, основанная на уважении к личности маленького человека. Дети – огромное счастье, радость родителей. Но для того чтобы в будущем они могли гордиться успехами ребенка, нужно терпеливо и спокойно, день за днем поддерживать в нем все лучшее, заложенное природой, и помогать ему работать над собой, избавляясь от эгоизма, грубости, несобранности. Любить ребенка – это не значит буквально» жить его интересами», ведь у взрослых своя жизнь. Но важно понимать, что ему дорого, к чему он стремится, поддерживать и ободрять в минуты неудач. И не ждать при этом благодарности – родительское чувство бескорыстно. Даже если поступки ребенка кажутся проявлением ужасной черствости и несправедливости, не срывайтесь и не обвиняйте его.
И обо всех негативных эмоциональных проявлениях нужно говорить, только успокоившись и не вспоминая все обиды «оптом». «Я тебя люблю, и мне больно слышать твою грубость, ведь я знаю что мой сын (моя дочь) не получает удовольствия от того, что оскорбляет другого человека. Давай договоримся, что в следующий раз, когда тебе захочется добиться своего, ты назовешь мне три важных причины, почему мы с папой должны выполнить твое пожелание, а не станешь кричать и ругаться. В свою очередь, и мы будем вести себя так же. И если мы не сможем тебе помочь, то вместе придумаем, как поступить, хорошо?», – говоря так, вы транслируете ребенку важную для него информацию: ты важен для нас, мы тебя слышим, мы готовы помочь тебе, если это действительно необходимо. Психологи утверждают, что в 90% случаев в собственной семье человек ведет себя так же, как вели себя с ним родители. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в семье: положительные или отрицательные;какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности. Основной задачей нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения.
Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств. Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводится победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учится разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками. Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат малыша правильно излагать мысли, общаться со взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи. Социально-нравственное воспитаниедетей должно проходить следующим образом:
• Читая ребятам сказку, родители должны добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;
• Четко, кратко и ясно объяснять правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести.
• Чаще играть с детьми в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи. Помнить, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.
Семья – это колыбель, из которой юный человек выходит в большой мир. Все, что даст ему семейное воспитание, он реализует в собственной жизни. Важно, чтобы личность маленького человека развивалась в окружении любящих и уважающих его людей. Как раз в этом и заключается главная роль семьи в воспитании ребенка. От того, как его воспитают близкие, во многом будет зависеть то, как его встретят другие люди, насколько быстро он сможет приспособиться к новым обстоятельствам. И хотя дошкольные учреждения и школа вносят свою лепту в становление юных граждан, все же роль семьи в воспитании ребенка была и ведущей.
Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4.
Островская, Л. Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1987.
Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности //Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 192-197.
Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Человек стал.
Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.
Консультация для родителей «Роль книги в жизни ребёнка» Культура обращения с книгой закладывается в семье. Всем родителям хочется, чтобы их дети были любознательными, и стремились к знаниям.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.
Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.
Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.
Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.
Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка» Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка».Уважаемые родители! Музыка является одним из богатейших и действенных средств.
Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников»
Нравственное воспитание дошкольников.
Подготовила : Балуева Людмила Николаевна
г. Добрянка, Пермский Край
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.
Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т. д.).
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.
Нравственноекачество включает в себя три основных компонента: нравственные чувства, привычки нравственного поведения и нравственные представления (о добре и зле, о явлениях общественной жизни).
Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки. Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки,становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.
Механизм нравственного становления личности
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Задачи нравственного воспитания делятся на 2 группы:
1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т. д.).
2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня качествами.
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи:
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.
Задачи нравственного воспитаниявторой группы сгруппированы в 4 блока:
— воспитание гуманных чувств и отношений;
— воспитание начал патриотизма и интернационализма;
— воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;
— воспитание начал коллективизма.
Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т. к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.
Средства, условия нравственного воспитания.
Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо-собствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.
4. Атмосфера, в которой воспитывается ребенок.
Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Только в условиях атмосферы доброжелательности, душевного тепла, понимания, человечности можно вырастить полноценную личность, дать возможность раскрытию всех заложенных от рождения в ребенке способностей и талантов.
5. Окружающая ребенка обстановка. Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники) оказывает огромное влияние на формирование его моральных установок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения.
Нравственное развитие в семье как основа правильного воспитания детей
В статье мы расскажем:
Нравственное развитие в семье должно занимать центральное место в рамках воспитания детей. Семейный климат – это первая среда, в которой оказывается каждый человек после рождения. И именно здесь закладываются все основы морали. Ребенок с ранних лет должен понимать, что хорошо, а что плохо. Именно на этом строится нравственное развитие каждого.
Эту тему изучали многие психологи и ученые. Каждый из них привел свою теорию понимания. Самые популярные из них мы привели в данной статье. Кроме этого дали описание нравственных качеств личности и поделились правилами поведения в жизни, за которые не будет стыдно ни ребенку, ни его родителям.
Понятие семейно-нравственного воспитания
Формирование личности ребенка напрямую зависит от того, в каких семейно – нравственных ценностях его воспитывали родители. Именно нравственное развитие в семье прививает ребенку главные морально – нравственные черты характера, дает понимание, как правильно вести себя в обществе, с близкими людьми, а какие действия недопустимы. Безусловно, что огромное воздействие на детей сегодня оказывает телевидение, социальные сети, реклама, окружающие в школе. Но только нравственное воспитание в семье способно дать тот внутренний стержень, благодаря которому ребенок сможет противостоять негативным моментам извне.
Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой этап развития, с помощью которого у ребенка формируются основные понятия внутриличностной культуры. Через них происходит процесс утверждения человека, как личности. Происходит формирование ценностей и идеалов, способствующих в будущем созданию у человека определенного мировоззрения. От духовно-нравственного воспитания ребенка зависит также, какова будет его жизненная позиция — активная или пассивная.
Для того чтобы вырастить достойного, нравственно-воспитанного человека, важно участие в формировании личности не только родителей, но и школы, социума, окружающих людей. Но главную воспитательную функцию, безусловно, выполняет семья.
По мнению психологов, самым лучшим примером для ребенка является личный пример. Поэтому считается, что нравственное развитие индивидуума в семье начинается с поведения взрослых в повседневной жизни, их взаимоотношений с окружающими, отношения к делу.
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Элина Шахова
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у старших дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования. Положительный результат включения старших дошкольников в общественно полезную трудовую деятельность, зависит от того насколько развиты у них необходимые нравственные представления. Нравственные нормы и правила поведения, отношение ребенка к труду, наличие дисциплинированности – это есть результат воспитания, результат сложного воздействия на формирование личности ребенка со стороны детского сада, социального окружения и семьи. Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.
Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.
Основные задачи нравственного воспитания:
• Формирование умений и навыков нравственного поведения;
• Воспитание у дошкольников нравственных чувств;
• Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,
• Воспитаниеморально-волевых черт характера таких как: дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, терпение, самостоятельность.
Когда в учебно-воспитательном процессе педагог формирует такие качества как трудолюбие и дисциплинированность, от одних детей можно добиться высокого уровня сознательности выполнения правил дисциплины и отношения к труду, а у других и вовсе не увидеть результата.
Дисциплинированность является сложным нравственным качеством и имеет разные этапы развития, начиная с простого послушания у младших дошкольников, заканчивая сознательным выполнением правил дисциплины у старших дошкольников. Процесс формирования дисциплины должен быть систематический и целенаправленный.
Процесс воспитания трудолюбия у дошкольников, зависит от правильного отношения к физическому труду. Так же с помощью физического труда формируются такие качества характера как терпение, самостоятельность, настойчивость.
В процессе нравственного воспитания, формируются такие качества,которые определяют взаимоотношения между людьми: коллективизм, гуманизм, дружба, культура поведения. Прежде чем дошкольник осмыслит, что он член общества и у него есть определенные обязанности, он должен научиться платить добром за добро, и именно педагоги должны научить детей делать добро.
Для того что бы организовывать деятельность детей в детском саду, необходимо создавать специальные условия. Одним из таких условий, является вовлечение детейв практическую деятельность: общественную, познавательную, трудовую. Активно участвуя в разнообразной деятельности, дошкольники формируют чувства совести, ответственности, взаимопомощи, у них укрепляется воля, и вырабатываются навыки поведения и характер.
Методы формирования нравственных качеств:
• Беседы на морально-этические темы;
• Упражнения в положительных поступках, организация практического нравственного опыта;
• Нравственная оценка поступков;
• Пример взрослых сверстников.
При реализации нравственного воспитаниянеобходимо учитывать:
• Использование конкретного и близкого материала для понимания детей;
• Исходный уровень нравственности у ребенка;
• Использование наглядных и словестных инструкции, в процессе формирования нравственной оценки у дошкольников;
• Обобщенность формируемых моральных представлений
Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.
Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи «Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитатель Буланова.
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок «Сказки – блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньками в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей».
Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.
Инновационный опыт работы «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда.
Мастер — класс «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через поэзию» 2018 год. Цель: передача опыта использования поэзии в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать элементарные.
Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.
Воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности, формирование нравственных качеств через проектную деятельность Проект «Страна, где мы живем» Цель проекта: Формирование установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, с учётом.