Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей в вашей семье
Нравственное воспитание дошкольников в семье
Екатерина Трутнева
Нравственное воспитание дошкольников в семье
«Нравственное воспитание дошкольников в семье»
Консультация для родителей
Подготовила: Анисимова О. В.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость.Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда,которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольникнаиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий,помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др., так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский).
Духовно-нравственное воспитание ребёнка в семье Цели и задачи духовно-нравственного воспитания: Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду» Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду» Содержанием нравственного воспитания является формирование.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника в семье и в детском саду» Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения.
Консультация для родителей в форме деловой игры «Нравственное воспитание в семье» Форма проведения: Деловая игра • «Добрые родители»; • «Активные родители»; • «Строгие родители»; Возраст: 5-6 лет Цель: сплочение родительского.
Общее родительское собрание в ДОУ на тему «Нравственное воспитание детей в семье» Общее родительское собрание в ДОУ. Тема: Нравственное воспитание детей в семье. Цель: вовлечь родителей в осмысление нравственных.
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье» Цель: • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Задачи: • Довести до сознания родителей о необходимости нравственного.
Статья для родителей дошкольников «Нравственное воспитание дошкольников» «Нравственное воспитание дошкольников» Трудно представить себе родителей, которые не желали счастья своим детям. Желая видеть своего ребёнка.
Нравственное воспитание детей в семье
Олеся Исаева
Нравственное воспитание детей в семье
Нравственное воспитание детей в семье.
История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребёнка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Не один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим внимание. Почему? Дело в том, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушения экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья.Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: Семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети. … Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность не один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В. Титаренко в статье «Семейное воспитание, его специфичность и необходимость»отмечает: «Что же касается семьи, то её роль ставилась под сомнение целом рядом представителей общественной мысли в прошлом (Платон, Гегель, Т. Кампанелла, Ш. Фурье, да и сейчас ещё существует такое мнение» [1].
В 60–x годах педагог В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. Отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок – одно из звеньев тянущийся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал.
Заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении к обще человеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и педагогов. [2]
Что же является сущностью нравственного воспитания?
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и появляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение.
Что же представляет собой нравственное воспитание?
Писатель и педагог С. А.Соловейчик пишет: «Воспитание – это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добываться своих целей за свой счет, пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница позволенная совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна. … У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека. … Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружений, возьмёт пример с родителей…. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания» [4].
Нравственные ценности, ориентиры и убеждение личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании главную роль.
Выдающийся философ В. В.Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существенные стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» [5].
И в заключении хотелось бы сказать. Учитывая всё выше изложенное можно сделать следующие выводы.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины» [7].
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.
Любицына М. И. В. А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
[1] См. : Титаренко В. Семейное воспитание, его специфичность и
необходимость// Культура семейных отношений. – М., 1985.
[2] См. : Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье: взгляд сквозь
десятилетие. – 1993.- №6.
[3] См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989.
[4] См. : Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
[5]См: Розанов В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990.
Нравственное воспитание детей 5–6 лет посредством позитивного общения со сверстниками Рассказывание и обсуждение русской народной сказки «Заяц-хваста» Учить характеризовать произведение. Формировать представления о том,.
Консультация «Нравственное воспитание в детском саду и семье» Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка. Общение ребенка с родителями происходит.
Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста. Ежегодно в России рождается более сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Права граждан с особыми потребностями развития закреплены.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье» Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье» Что делать, если ребёнок произнес плохое слово, замахивается на старших? Подобные.
КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Задачи: закрепить знания детей о живой природе, развивать эмоционально – положительное отношение к природе, формировать у детей нравственные.
Нравственное воспитание детей Многие считают, что начинать нравственное воспитание детей надо, когда они подрастут. Они будут понимать и им можно будет объяснить, что.
Нравственное воспитание детей. Рассказы о детях нашей группы. Цель: для развития у детей нравственных качеств: честности, смелости, умения дружить, любить животных и т. д. Я использую в своей работе.
Нравственное развитие в семье как основа правильного воспитания детей
В статье мы расскажем:
Нравственное развитие в семье должно занимать центральное место в рамках воспитания детей. Семейный климат – это первая среда, в которой оказывается каждый человек после рождения. И именно здесь закладываются все основы морали. Ребенок с ранних лет должен понимать, что хорошо, а что плохо. Именно на этом строится нравственное развитие каждого.
Эту тему изучали многие психологи и ученые. Каждый из них привел свою теорию понимания. Самые популярные из них мы привели в данной статье. Кроме этого дали описание нравственных качеств личности и поделились правилами поведения в жизни, за которые не будет стыдно ни ребенку, ни его родителям.
Понятие семейно-нравственного воспитания
Формирование личности ребенка напрямую зависит от того, в каких семейно – нравственных ценностях его воспитывали родители. Именно нравственное развитие в семье прививает ребенку главные морально – нравственные черты характера, дает понимание, как правильно вести себя в обществе, с близкими людьми, а какие действия недопустимы. Безусловно, что огромное воздействие на детей сегодня оказывает телевидение, социальные сети, реклама, окружающие в школе. Но только нравственное воспитание в семье способно дать тот внутренний стержень, благодаря которому ребенок сможет противостоять негативным моментам извне.
Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой этап развития, с помощью которого у ребенка формируются основные понятия внутриличностной культуры. Через них происходит процесс утверждения человека, как личности. Происходит формирование ценностей и идеалов, способствующих в будущем созданию у человека определенного мировоззрения. От духовно-нравственного воспитания ребенка зависит также, какова будет его жизненная позиция — активная или пассивная.
Для того чтобы вырастить достойного, нравственно-воспитанного человека, важно участие в формировании личности не только родителей, но и школы, социума, окружающих людей. Но главную воспитательную функцию, безусловно, выполняет семья.
По мнению психологов, самым лучшим примером для ребенка является личный пример. Поэтому считается, что нравственное развитие индивидуума в семье начинается с поведения взрослых в повседневной жизни, их взаимоотношений с окружающими, отношения к делу.
Семейно-нравственное воспитание и развитие детей
Семейно нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, допустимых и неприемлемых формах поведения. И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т.д., именно семья способна заложить в сознании ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.
Для того чтобы понять, как эффективнее всего строить семейное-нравственное воспитание, нам нужно будет глубже вникнуть в это понятие. Что же такое семейно-нравственное воспитание ребенка?
Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его
Духовно-нравственное воспитание личности – это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.
Цели семейно-нравственного воспитания
Для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как семья, так и школа, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом. Однако нельзя не отметить, что именно семья будет играть в этом деле главенствующую роль.
Основным методом, который будет использоваться родителями в процессе семейно-нравственного воспитания, является личный пример, демонстрируемый ребенку в повседневной жизни.
Начиная с самого юного возраста, ребенок начинает неосознанно копировать и перенимать привычки, отдельные действия, а позже – и характер тех, кто рядом. Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье – начиная от поведения родителей с детьми и заканчивая громкостью голоса и интонацией. И каждое событие, свидетелем которой стал ребенок, может существенно отразиться как на его текущем состоянии, так и будущем. Слова и поступки родителей сыграют неоценимую роль, формируя у детей отношение к окружающему миру.
Формирование четких нравственных установок и убеждений – вот конечная цель, которую предусматривает нравственное воспитание.
К числу базовых нравственных качеств личности относятся:
Установки на добро семье необходимо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Он должен четко понимать, как хорошо приносить пользу тем, кто в этом нуждается.
Особенно важно акцентировать внимание на том, что именно хорошие поступки, а не разговоры о хорошем поведении могут повлиять на то, что происходит вокруг.
Принципы семейно-нравственного воспитания
Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:
Однако использовать эти инструменты воспитания необходимо очень осторожно. Так, ребенок должен в обязательном порядке понимать, за что именно он был наказан, или, наоборот – за что получил от родителя похвалу.
Очень важно строго «дозировать» и то, и другое. Слишком частые поощрения сместят акценты морально-нравственного воспитания, заставляя ребенка действовать, преследуя исключительно корыстные цели. Кроме того, сильные позитивные стимулы дают возможность добиться лишь незначительного прогресса и усвоить самые элементарные действия.
Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.
Первичная социальная адаптация и ее особенности
Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.
Благодаря всему этому ребенок включается в явление, называемое первичной адаптацией в социуме. Для того, чтобы первичная социальная адаптация и ее основы прошли максимально результативно, у ребенка должна быть сформирована потребность в общении и взаимодействии с родителями. На почве этого в дальнейшем у него будет формироваться доброжелательное отношение в его сверстникам и близким людям целом. Ребенок начинает «считывать» вербальные и невербальные сигналы с их стороны, понимать их, а позднее – реагировать и отвечать на них. В его жизни появляются и играют все более весомую роль дозволения и запреты.
Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.
Роль и формы общения родителей с ребенком
Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.
В частности – к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.
Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.
Существенную роль в нравственном воспитании ребенка играет также приобретенный им навык ходьбы. Это объясняется тем, что открывая для себя новые возможности познания мира, ребенок существенно расширяет свои границы познания.
Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом. Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми. Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.
Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка
Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности – родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что – нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок – положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.
В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.
Роль игры в формировании морально-нравственных качеств
Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.
Воспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.