Что оказало влияние на формирование взглядов прогрессивной дворянской молодежи
Формирование идеологии дворянских революционеров.
Особый резонанс среди передовой дворянской молодежи вызвало нарастание революционных событий в Европе с начала 1820-х годов, когда народы поднялись на борьбу против попыток упрочить феодальные порядки. С восторгом встретили передовые русские люди весть о революции 1820 г. в Испании. Горячо приветствовалась и борьба народа Греции за свою независимость. Даже сейчас трудно без волнения читать пламенные строки П.Пестеля:»Нынешний век ознаменован революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде ум клокотать. Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах.»
Союз Спасения.
И, очевидно, что такое нововведение показалось весьма опасным властям. Через несколько месяцев после возникновения артели Александр приказал полковому командиру «прекратить артель в Семеновском полку», сказав при этом, что «такого рода сборища » офицеров ему очень не нравятся.
Среди преддекабристских организаций нужно выделить и попытку молодого гонерал-майора, участника Отечественной войны П.Орлова создать тайное общество под названием «Орден русских рыцарей «.(1814г.) Членами Ордена стали граф Матвей Дмитриев-Мамонов, Михаил Новиков, Денис Давыдов, Николай Тургенев. О взглядах участников общества можно судить по проекту государственного преобразования («Пункты преподаваемого по внутреннем Ордене учения”), написанного рукой Орлова. В первом же пункте устанавливалось, ограничение самодержавия. Царь лишался права издавать законы, объявлять войну и т.д. без согласия на то Сената. Правда в Сенате «места отводились в основном аристократам, но все же нельзя не видеть в этом проекте явного вольнодумства. Кроме того, в программе Ордена предусматривалось упразднение в России рабства и установление вольного книгопечатания.
Можно было бы продолжить характеристику этих и других преддекабристских организаций. Но здесь для нас важно то, что их возникновение свидетельствовало о неистребимом стремлении лучшей части российского общества покончить с гнилостью и лживым величием самодержавно-крепостнических устоев. Члены этих кружков хотели действовать во имя блага родной страны потому что они были «истинными и верными сынами Отечества».
Несмотря; на активную деятельность общества, в кем к 1818 г. насчитывалось всего около 30 членов. Конечно, строгая организация безусловная подчиненность, дисциплина приводили к тому, что организацию можно былоиспользовать для решительного удара. У членов общества возникла даже мысль: нельзя ли ускорить смену монархов путем цареубийства? Разговоры об этом пошли с осени 1817г., после переезда гвардии из Петербурга в Москву в связи с закладкой Храма Христа Спасителя. Переехал в Москву и царский двор. И вот здесь-то и возник, так называемый, Московский заговор. Якушкин caм предложил себя в цареубийцы и никому не хотел уступить «этой чести». После жарких обсуждений план Якушина был отвергнут, хотя в ходе прений соглашались на цареубийство в сущности все присутствовавшие. Эти разговоры резко обострили обстановку внутри общества. В нем уже шли тайные обсуждения и споры о путях действия. Члены общества все более осознавали слабость своей организации. Все больше членов начинает протестовать против клятв, против слепой субординации. Принятые формы очень затрудняли количественный рост организации. Стеснение самостоятельной работы мысли только что пробужденной, налагаемой молчаливой дисциплинойк безгласным повиновением неведомым боярам, да еще повиновение под угрозой кинжала или яда воспринималось особенно болезненно. Ичем больше было новичков, тем больше было сомнений. Члены общества все больше сознавали бессилие своей малочисленной и замкнутой конспиративной группы. Внутри общества нарастал кризис; было ясно, что общество нужно значительно расширять, а между тем, его принципы мешали это сделать. Следовательно, нужно было создать новую организацию, на новых основах, к этому звала развивающаяся революционная мысль.
4. «Союз Благоденствия»
Серьезный внутренний кризис «Союза Спасения» был кризисом роста, развития революционной теории и практики. Очень точно говорил об этом С.Трубецкой. Первое тайное общество, по его мнению, было ликвидировано в силу того, что члены видели «малые его успехи и неудобства». К обществу охладели потому, что его действие было затруднительно и незначаще. Как видите, декабрист сожалел не о самом факте революционной деятельности, а о том, что она развивалась не так скоро и успешно как хотелось. Старая организация не могла обеспечить достижения целей, следовательно, надо было коренным образом ее перестроить. Назрел вопрос о пересмотре ее устава, точнее даже о выработке нового.
«Союз Благоденствия» имел те же основные цели борьбы, что и «Союз Спасения». Поначалу и в «Союзе Благоденствия» вынашивалась идея создания в России конституционной монархии. Существенного различия в это»м отношении между «Союзом Спасения» и «Союзом Благоденствия» не было. Новое в «Союзе Благоденствия» было то, что его члены попытались яснее определить средства борьбы.
И тут мы должны затронуть одну любопытную сторону истории «Союза Благоденствия». Развитие организации должно было проходить в соответствии с правилами, изложенными в «Зеленой книге» причем каждый вновь вступающий в организацию знакомился с содержанием этой программы. Каково же содержание этого интереснейшего документа?
Примечательно то, что в «Зеленой книге» не было упоминаний о необходимости конституции, о борьбе против самодержавия, не говорилось о требовании ликвидировать крепостное право. Почему? Ведь если судить по фактам из жизни «Союза Благоденствия» и по мнениям о цели общества самих декабристов, то можно сделать вывод, что никакого зигзага в сторону от революционных требований у них не было. Дело, очевидно, заключалось в том, что организаторы «Союза Благоденствия» решили в «Зеленой книге» не высказывать
Чтобы овладеть общественным мнением, «Союз Благоденствия» должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и дивных организаций и кружков. Задумано было создание литературных обществ, научных, педагогических, женских организаций, кружков молодежи. Предполагалось издание журнала «Россиянин XIX века», был куплен станок для печатания материалов тайного общества. Предполагалось, что в течение 20 лет будет готовиться общественное мнение и примерно с 1840 г. произойдет революция. Считалось, что решающее значение в подготовке общественного мнения должно было сыграть мнение дворян, но должно было привлекаться также мнение купцов, мещан, духовных лиц и свободных крестьян.
Вторая отрасль была особенно популярной. Ее члены должны были
воспитывать юношество, распространять знания, внедряться в учебные заведения. Воспитание, конечно, должно было вестись а духе
«Союза».
Работающие по третьей отрасли должны были занимать различные выборные и судебные должности.
Что же касается четвертой отрасли, то члены «Союза» должны были пропагандировать передовые идеи как в области сельского хозяйства, так и в промышленности, добиваться честного ведения торговли и т.д.
Вся идейная жизнь огромной страны, таким образом, охватывала деятельностью тайной организации. И когда «общественное мнение» будет соответствующим образом подготовлено, тогда наступит время революции. Руководители «Союза» выберут тогда главу революционного действия и совершат государственный переворот. Не будет никаких ужасов, кровопролития, ведь множество сторонников будет заранее «нечувствительно» завоевано, переворот будет праздничным, всеобщим». Такова была утопия «Союза Благоденствия».
«Союз Благоденствия» быстро рос. Число его членов достигало 200; правда, не все эти новые члены были во воем единодушны. Уже очень скоро стало заметно, что в обществе есть умеренные и более решительные члены. Приток умеренных был связан как раз с той тактикой подготовки общественного мнения, которую приняло общество. Особо надо отметить хорошо известное литературное общество «Зеленая лампа», одним из активных членов которого был А.С.Пушкин. С «Союзом Благоденствия» были связаны Вольное общество любителей российской словесности. Общество для распространения ланкастерских училищ и ряд других.
В обстановке нарастающего революционного натиска казалось невозможным десятилетиями постепенно «формировать» общественное мнение. Надо было выступать не откладывая, действовать решительным ударом, опереться на армию (опыт Испании!). Таким образом, за трехлетие с 1818 г. по 1821 г., начав с установки на формирование общественного мнения и конституционно-монархической программы «Союз благоденствия» пришел к республиканской программе и замыслу активного военного переворота. Опыт Испании и Неаполя учил их армейскому перевороту, как наиболее быстрому и.позволяющему избежать народных волнений. Близкий к декабристам П.Я.Чаадаев писал после испанских событий: «Революция, завершенная в 8 месяцев, при «том ни одной капли пролитой крови, никакой резни, никакого разрушения, полное отсутствие наси
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВОРЯНСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ
Задача сокрушения крепостничества и самодержавия были главными для России того времени: от их разрешения зависело, двинется ли страна вперед или затормозится в старых, изживших себя формах социального строя. Понимание этого и явилось главной причиной зарождение революционной идеологии и тайных революционных организаций.
При самодержавии народ не принимал никакого участия в управления страной: царизм осуществлял бесконтрольную власть над Россией. Люди были неравны перед законом: одни сословия были привилегированными, другие угнетенными. Все более и более сказывались противоречия между развитием производительных сил и феодально-крепостническим строем. Необходимость замены старого общественного строя новым ощущалось тем отчетливее, чем яснее выявлялось огромная мощь страны, ее необъятные силы.
Многие декабристы неоднократно указывали, что именно крепостное право и пренебрежение к личности человека заставили их пересмотреть свое отношение к Российской действительности, толкнули их на путь активной борьбы. «Рабство крестьян всегда сильно на меня действовало»,- заявлял в своих показаниях П.И.Пестель. Крепостное право воспринималось прежде всего как глубочайшее оскорбление национальной гордости. Но оно расценивалось декабристами и как исходный момент в том несоответствии между производительными силами и производственными отношениями, которая тормозила хозяйственное развитие России и обрекало ее на экономическую отсталость.
Большое влияние на формирование освободительных идей декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне 1812года. Они называли себя «детьми 1812года». Победа русского народа в войне способствовала росту национального самосознания народа. Вместе с тем она оказала огромное влияние на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, дала толчок для развития общественной мысли в России.
На ранних этапах освободительного движения огромное значение имеют проблемы национального возрождения и самосознания. Борьба против феодально-абсолютистских режимов и задачи национального возрождения взаимосвязаны. Прогресс нации мог быть обеспечен только коренными политическими преобразованиями. Поэтому национально патриотические задачи «блага» России логически приводили декабристов к утверждению идеи революционных преобразований.
Революционные события конца века, политические и военные потрясения мирового значения оказали сильное воздействие на умы декабристов. Знакомство с революционными идеями, новыми политическими учреждениями облегчалось благодаря заграничным походам русской армии в 1813-1814 годах, в составе которой находились многие будущие декабристы.
Возрос интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских и русских мыслителей. В трудах таких великих французских просветителей, как Вольтер, Руссо, Монтескье, декабристы находили подтверждение мыслям о том, что отсутствие крепостного права в западноевропейских странах обеспечивает их прогрессивное развитие.
Революционные процессы активно продолжались в Европе. Идеология европейских революционеров и декабристов, их стратегия и тактика во многом совпадали. Выступление в России в 1825 году стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Характер их движения можно определить как объективно буржуазный.
ДЕКАБРИСТЫ. Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России
Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и международными событиями первой четверти XIX в.
Причины и характер движения. Главная причина — понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны.
Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить. Подтверждение этим мыслям они находили в произведениях французских просветителей, которые высказывались против феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в XVIII — начале XIX в. выступали с осуждением крепостного права.
Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. По образному выражению П.И. Пестеля, одного из самых радикальных руководителей тайных обществ, дух преобразования заставлял «везде умы клокотать».
«Что ни почта, то революция», — говорил он, намекая на получение в России информации о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Идеология европейских и российских революционеров, их стратегия и тактика во многом совпадали. Поэтому восстание в России в 1825 г. стоит в одном ряду с общеевропейскими революционными процессами. Они имели объективно буржуазный характер.
Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованны и забиты.
Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен — в основном, представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса.
Тайные общества в России появились на рубеже XVIII-XIX вв. Они имели масонский характер, и их участники разделяли, в основном, либерально-просветительскую идеологию. В 1811-1812 гг. действовал кружок «Чока» из 7 человек, созданный Н.Н. Муравьевым. В порыве юношеского идеализма его члены мечтали об основании республики на острове Сахалин. После окончания Отечественной войны 1812 г. тайные организации существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных родственными и дружескими узами.
В 1814 г. в Петербурге Н.Н. Муравьевым была образована «Священная артель». Известен также «Орден русских рыцарей», основанный М.Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения.
Первые политические организации. В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов — «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой. К ним присоединились К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, С.И. Муравьев-Апостол и др.
«Союз спасения» — первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав — «Статут». В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества —крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие — как отжившая политическая система.
В документе говорилось о необходимости введения конституции, которая ограничила бы права абсолютной власти. Несмотря на жаркие споры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо высказывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию. Это был первый водораздел во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.
В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» — довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав попрежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкнн, М.С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа — общий руководящий орган — и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.
Программам устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с легальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным.
Все члены общества принимали участие в легальной деятельности.
Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.
Члены организации (в основном, в рамках Коренной управы) вели яростные споры о будущем устройстве России и тактике революционного переворота. Одни настаивали на конституционной монархии, другие — на республиканской форме правления. К 1820 г. стали преобладать республиканцы. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопросов — когда и как производить переворот — выявило большие разногла 244 сия между радикальными и умеренными руководителями. События в России и Европе (восстание в Семеновском полку, революции в Испании и Неаполе) вдохновляли членов организации на поиск более радикальных действий. Наиболее решительные настаивали на скорейшей подготовке военного переворота. Умеренные возражали против этого.
В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». Предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созданием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению.
В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республиканец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учредителями были также А.П. Юшневский, Н.В. Басаргин, В.П. Ивашев и др.
В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами.
Конституционные проекты. Основными обсуждавшимися проектами стали «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. «Конституция» отражала взгляды умеренной части декабристов, «Русская правда» — радикальной. В центре внимания стоял вопрос о будущем государственном устройстве России.
Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию — политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности), а законодательная власть — парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.
П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский государственный строй. В его проекте законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной — «Державная дума» в составе пяти человек. Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики. П.И. Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. В соответствии с идеями П.И. Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с 245 президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.
В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по-разному.
Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно недостаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.
По мнению П.И. Пестеля, часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественный фонд для наделения тружеников наделом, достаточным для их «пропитания». Так впервые в России был выдвинут принцип распределения земли по трудовой норме. Следовательно, и в решении земельного вопроса П.И. Пестель выступал с более радикальных позиций, чем Н.М. Муравьев.
Оба проекта касались и других сторон социально-политической системы России. Они предусматривали введение широких демократических гражданских, свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат. Н.М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.И. Пестель настаивал на сохранении неделимой России, в которой все народы должны были слиться в единый.
Летом 1825 г. южане договорились о совместных действиях с руководителями Польского патриотического общества. Тогда же к ним примкнуло «Общество соединенных славян», образовав особую Славянскую управу. Все они развернули активную агитацию в войсках с целью подготовки восстания летом 1826 г. Однако важные внутриполитические события заставили их ускорить свое выступление.
Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в стране сложилась необычайная ситуация — междуцарствие. Руководители Северного общества решили, что смена императоров создала благоприятный момент для выступления. Они разработали план восстания и назначили его на 14 декабря — день принятия Сенатом присяги Николаю. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый программный документ — «Манифест к русскому народу» — и вместо присяги императору провозгласить переход к конституционному правлению.
В «Манифесте» были сформулированы основные требования декабристов: уничтожение прежнего правления, т.е. самодержавия; отмена крепостного права и введение демократических свобод. Много внимания было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных поселений. В «Манифесте» заявлялось об установлении временного революционного правления и созыве через некоторое время Великого Собора из представителей всех сословий России для определения будущего политического устройства страны.
Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сенаторов. Однако дело продвигалось довольно медленно. Лишь к 11 часам утра удалось вывести на Сенатскую площадь лейб-гвардии Московский полк. В час дня к восставшим присоединились матросы гвардейского морского экипажа и некоторые другие части петербургского гарнизона — около 3 тыс. солдат и матросов во главе с офицерами-декабристами. Но и дальше события развивались не по намеченному плану. Выяснилось, что Сенат уже присягнул императору Николаю I и сенаторы разошлись по домам. Предъявить «Манифест» было некому. С.П. Трубецкой, назначенный диктатором восстания, на площадь не явился. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.
Тем временем Николай собрал на площади верные ему части и решительно ими воспользовался. Артиллерийская картечь рассеяла ряды восставших, которые в беспорядочном бегстве пытались спастись на льду Невы. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующих им.
Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых руководителей Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, оставшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря 1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на поражение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.
Следствие и суд. К следствию, проходившему тайно и закрыто, привлекли 579 человек. 289 были признаны виновными. Николай I принял решение сурово покарать восставших. Пять человек — П.И. Пестель, ^ К.ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский — были повешены. Остальных, разделив по степени виновности на несколько разрядов, сослали на каторжные работы, на поселение в 247 Сибирь, разжаловали в солдаты и перевели на Кавказ в действующую армию. Никто из наказанных декабристов при жизни Николая домой не возвратился. Часть солдат и матросов забили шпицрутенами, отправили в Сибирь и на Кавказ. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.
Причины поражения и значение выступления декабристов. Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, недостаточная подготовленность общества к преобразованиям, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания — основные причины поражения декабристов.
Однако их выступление стало значительным событием в русской истории. Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.