Что нужно в загс для регистрации брака
Как зарегистрировать брак в ЗАГСе?
Как зарегистрировать брак в ЗАГСе?
Акты гражданского состояния, в том числе заключение брака, подлежат государственной регистрации органом ЗАГС посредством составления им в Едином государственном реестре соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации брака (п. 1 ст. 3, п. 2 ст. 6, ст. 13.1 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Для регистрации брака гражданами РФ в органе ЗАГС придерживайтесь следующего алгоритма.
Шаг 1. Подготовьте заявление о заключении брака
По общему правилу заключить брак вправе мужчина и женщина, достигшие возраста 18 лет, при наличии взаимного добровольного согласия. Для этого им необходимо подготовить совместное заявление о заключении брака (п. 1 ст. 12, п. 1 ст. 13 СК РФ; п. 1 ст. 26 Закона N 143-ФЗ; п. 1 ст. 21 ГК РФ).
Следует отметить, что законодательством установлены обстоятельства, при наличии которых брак не может быть заключен (п. 2 ст. 12, ст. 14 СК РФ).
Справка. Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Не допускается заключение брака (ст. 14 СК РФ):
В заявлении должно быть подтверждено взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Также в заявлении указываются, в частности, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, семейное положение до вступления в настоящий брак (в браке не состоял, разведен, вдов), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак (п. 1 ст. 26 Закона N 143-ФЗ).
Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной (п. 1 ст. 32 СК РФ).
Шаг 2. Подайте заявление о заключении брака
Совместное заявление о заключении брака подается в письменной форме в любой орган ЗАГС по выбору лиц, вступающих в брак, лично или направляется в форме электронного документа через Единый или региональный портал государственных и муниципальных услуг (о возможности электронной подачи заявления в вашем регионе рекомендуем уточнить на соответствующем портале). Заявление также может быть подано через МФЦ (ст. 25, п. 1 ст. 26 Закона N 143-ФЗ).
По общему правилу при подаче заявления в письменной форме лично также потребуется представить, в частности, следующие документы (ст. 10, п. 1 ст. 26 Закона N 143-ФЗ; п. 2 ст. 13 СК РФ; ч. 6 ст. 7 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. п. 23, 28, 50 Административного регламента, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307):
Размер госпошлины при подаче заявления о заключении брака составляет 350 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 (пп. 1 п. 1 ст. 333.26, п. 4 ст. 333.35 НК РФ).
В случае направления заявления в форме электронного документа лица, вступающие в брак, представляют подлинники вышеуказанных документов при личном обращении в орган ЗАГС в назначенное для государственной регистрации заключения брака время (п. 1 ст. 26 Закона N 143-ФЗ).
Если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС или МФЦ для подачи совместного заявления, то допускается подача отдельных заявлений. В таком случае подпись лица, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС или МФЦ, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, когда заявление направлено через Единый или региональный портал государственных и муниципальных услуг (п. 2 ст. 26 Закона N 143-ФЗ).
Государственная регистрация заключения брака производится по истечении одного месяца и не позднее 12 месяцев со дня подачи совместного заявления. Дата и время регистрации выбираются из доступных вступающими в брак лицами при подаче заявления и могут быть в дальнейшем изменены только руководителем органа ЗАГС по совместному заявлению лиц, вступающих в брак.
По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, регистрация заключения брака может быть осуществлена до истечения месяца со дня подачи заявления. Это может быть разрешено при наличии уважительных причин.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и др.) допускается заключение брака в день подачи заявления (п. 1 ст. 11 СК РФ; п. п. 2, 3 ст. 27 Закона N 143-ФЗ).
Шаг 3. Получите свидетельство о заключении брака
Орган ЗАГС в день заключения брака выдает свидетельство о заключении брака, которое содержит следующие сведения (ст. 30 Закона N 143-ФЗ):
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Как заключить брак
1. Кто и в каком возрасте может вступить в брак?
Пожениться на территории России могут граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Заключить брак можно при соблюдении Условия для вступления в брак:
Граждане России могут вступать в брак с 18 лет, в исключительных случаях — с 16 лет. Для иностранцев минимальный возраст для вступления в брак определяется законодательством страны, гражданами которой они являются, для лиц без гражданства — страны, в которой они постоянно проживают, с соблюдением требований Семейного кодекса Российской Федерации.
2. Какие документы нужны, чтобы зарегистрировать брак?
Чтобы заключить брак, вам понадобятся:
Иностранцам и лицам без гражданства также потребуется:
Все иностранные документы должны быть легализованы в установленном законом порядке, переведены на русский язык и нотариально удостоверены.
Если у вас два гражданства и одно из них российское, то в загс вы должны представить те документы, которые требуются от граждан Российской Федерации. Если оба ваших гражданства иностранные, то выберите то, которое вам больше нравится, и представьте в загс те документы, которые требуются от иностранных граждан.
В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в отдел загс, центр госуслуг для подачи совместного заявления, необходимо заполнить отдельные заявления. Подпись лица на заявлении должна быть нотариально удостоверена. К нотариально удостоверенной подписи приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.
3. Куда подать заявление?
Если вы оба граждане России, подать заявление в загс на регистрацию брака вы можете тремя способами:
Если вы оба или один из вас гражданин страны СНГ, подать заявление вы можете:
Если вы оба или один из вас гражданин дальнего зарубежья или лицо без гражданства, подать заявление и заключить брак вы можете в любом загсе города Москвы, кроме Замоскворецкого, Люблинского и Архивно-информационного отдела.
Бракосочетание произойдет в день и время, указанные в заявлении о заключении брака, но не раньше чем через месяц и не позже чем через 12 месяцев после подачи заявления. При наличии уважительных причин брак может быть зарегистрирован раньше — в этом случае обстоятельства, являющиеся основанием для сокращения срока, должны быть подтверждены документально.
4. Как происходит регистрация брака?
Заключить брак можно только в отделах ЗАГС, дворцах бракосочетания или центрах госуслуг «Мои документы». Некоторые загсы проводят выездные церемонии на территории культурно-исторических объектов Москвы — в этом случае проводится официальная выездная регистрация. Зарегистрировать брак на дому, в медицинской или другой организации можно только в том случае, если кто-то из пары не может явиться в загс или центр «Мои документы» из-за тяжелой болезни или по другой уважительной причине.
Для заключения брака вам обоим необходимо лично прийти в выбранный вами орган ЗАГС или центр госуслуг «Мои документы» в назначенное время. При себе нужно иметь документы, удостоверяющие личности, а если вы подавали заявление онлайн на портале mos.ru — оригиналы всех документов, которые требуются при подаче заявления.
После того как ваш брак зарегистрируют, вам выдадут свидетельство о браке. Гражданам России и Республики Беларусь по их заявлению проставляют соответствующую печать в документы, удостоверяющие личность. Штамп о заключении брака в документы, удостоверяющие личности граждан других государств, не проставляется.
Проведение торжественной церемонии остается на ваше усмотрение, но, если вы считаете, что она необходима, заранее уточните в выбранном вами отделе ЗАГС, предоставляется ли там такая услуга.
5. Какую фамилию можно взять?
При регистрации заключения брака супругам записывается общая фамилия или добрачная фамилия каждого из супругов. В качестве общей фамилии может быть:
6. Какие документы нужно менять после заключения брака?
Если вы гражданин или гражданка Российской Федерации и при заключении брака поменяли фамилию, вам необходимо заменить следующие документы (или внести в них изменения):
Большинство из этих документов можно оформить в центрах госуслуг «Мои документы» в Москве за одно посещение.
Не забудьте внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости (если у вас есть недвижимость), а также сообщить свои новые фамилию, имя или отчество банкам, ТСЖ или управляющей компании, Городскому центру жилищных субсидий (если получаете субсидии), отделу социальной защиты населения района города Москвы по месту получения социальных выплат (если получаете), Департаменту городского имущества (если являетесь очередником на улучшение жилищных условий), в учебное заведение (если вы уже окончили учебное заведение, документы об образовании менять не нужно).
Обратите внимание: если до заключения брака вы зарегистрировали рождение детей, менять им свидетельство о рождении не нужно. В дальнейшем достаточно вместе со свидетельством о рождении предъявлять свидетельство о заключении брака.
7. Нужно ли заключать брачный договор?
Заключение брачного договора не обязательно, но в последнее время такие договоры заключаются все чаще. Дело в том, что обсуждение имущественных вопросов перестает восприниматься как первый шаг к разводу, а становится признаком вдумчивого и осмысленного подхода к браку и его материальной составляющей.
Брачным договором супруги вправе изменить предусмотренный законом режим совместной собственности, установить режим долевой или раздельной собственности на все общее имущество, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении приобретенного в будущем имущества.
Однако важно помнить, что законом не допускается внесение в брачный договор условий, связанных с личными неимущественными отношениями супругов.
Брачный договор может быть оформлен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При удостоверении брачного договора нотариус разъясняет супругам их права и обязанности, значение и смысл заключаемого договора и предупреждает о юридических последствиях его заключения.
Узнать все о загсах
1. Что такое отделы ЗАГС, когда они появились и чем занимаются?
Кто, когда, у кого и где родился, с кем заключил брак, когда и где умер — в дореволюционной России эти сведения записывали в метрические книги и хранили служители церкви. Подобные записи велись и в синагогах. После Октябрьской революции для этого был создан специальный орган — управление записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
При этом в некоторых случаях отделы ЗАГС просто фиксируют факты: например, сведения о рождении или смерти учитываются только на основании медицинских справок о рождении или смерти либо решений суда. А в некоторых случаях, помимо собственно регистрации, загсы также выполняют функцию перевода из одного гражданского состояния в другое (например, перемена имени, заключение брака, расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, по взаимному согласию).
Все эти сведения вносятся в реестр записей актов гражданского состояния. В случае необходимости вы можете обратиться в отдел ЗАГС либо в любой центр госуслуг «Мои документы» и получить повторное свидетельство или справку об акте гражданского состояния, зарегистрированном в период с 1926 года по настоящее время. Кроме того загсы могут истребовать документы об актах гражданского состояния у других государств, проставить апостиль на документах для их использования за границей и многое другое.
2. Чем загс отличается от дворца бракосочетания?
Главное назначение дворца бракосочетания — сделать незабываемым и торжественным день свадьбы или юбилей супружеской жизни. Поэтому во дворцах бракосочетания обычно есть красивые залы для проведения торжественных церемоний, предоставляются дополнительные свадебные услуги и так далее.
Всего в Москве шесть дворцов бракосочетания:
В загсах тоже можно заключить брак, в том числе в торжественной обстановке, но в целом спектр предоставляемых ими услуг гораздо шире.
Заключить брак можно только в отделах ЗАГС или дворцах бракосочетания, в некоторых случаях — в центрах «Мои документы». Но некоторые загсы проводят выездные церемонии на территории культурно-исторических объектов Москвы. Зарегистрировать брак на дому, в медицинской или другой организации можно только в том случае, если кто-то из пары не может явиться в загс или центр «Мои документы» из-за тяжелой болезни или по другой уважительной причине.
3. Какие услуги оказываются в загсах?
Также в отделах ЗАГС проводятся:
4. А в центрах госуслуг «Мои документы» — тоже загс?
Для удобства ряд услуг органов ЗАГС предоставляется в центрах «Мои документы». Это:
Государственная регистрация заключения брака
Комитет по делам записи актов гражданского состояния
Общее описание
Если вы решили пожениться, подать заявление можно в тот отдел ЗАГС или дворец бракосочетания, где вы собираетесь сыграть свадьбу. Регистрация проводится в торжественной или официальной обстановке.
Заявление будущие супруги подают вместе не менее чем за месяц до даты бракосочетания. Актуальная информация о приеме заявлений на заключение брака в Санкт-Петербурге размещается на сайте Комитета по делам записи актов гражданского состояния в разделе «Новости».
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка или угрозы жизни одной из сторон), зарегистрировать отношения можно в день подачи заявления.
Если жених и невеста не могут находиться в отделе ЗАГС или Дворце бракосочетания по причине тяжелой болезни, то государственная регистрация проводится на дому или в медицинском учреждении.
Полное наименование:
Результат предоставления
Составление в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) соответствующей записи акта гражданского состояния и выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации заключении брака по форме либо извещения об отказе в государственной регистрации акта гражданского состояния по форме.
Срок предоставления
Стоимость
Сведения о размерах государственной пошлины за регистрацию актов гражданского состояния и реквизитах для уплаты смотрите здесь.
Обращаем ваше внимание, что согласно Федеральному закону от 30.11.2016 №402‑ФЗ «О внесении изменения в статью 333–35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2017 года начисляется 30% скидка при получении государственной услуги в электронном виде и оплате госпошлины в режиме онлайн при условии использования учетной записи ЕСИА.
В соответствии с п. 2 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, возврату не подлежит.
Заявители
Не допускается государственная регистрация заключения брака между:
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
Порядок действий уполномоченной организации
А) В случае приема письменного заявления о заключении брака
I. Проверка представленных заявителями (заявителем) документов, принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака
Специалист, ответственный за государственную регистрацию заключения брака, отдела ЗАГС района Санкт‑Петербурга или Дворца бракосочетания (специалист):
В случае, если в день государственной регистрации заключения брака срок действия паспорта истечет либо на странице «Семейное положение» паспорта отсутствует место для проставления органом, предоставляющим государственную услугу, штампа о заключении брака, заявителю сообщается, что до назначенной даты государственной регистрации заключения брака необходимо получить новый документ, удостоверяющий личность гражданина. О данном сообщении делается пометка на обратной стороне заявления о заключении брака, заявитель проставляет подпись.
По требованию заявителей руководитель органа, предоставляющего государственную услугу, выдает письменный отказ в государственной регистрации заключения брака.
II. Прием представленных документов и внесение сведений в ЕГР ЗАГС, формирование автоматически заявления о заключении брака в соответствии с представленными документами
Специалист:
III. Выдача уведомления на государственную регистрацию заключения брака
Специалист:
Б) В случае государственной регистрации заключения брака
I. Проверка представленных заявителями документов и принятию решения о предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака
Специалист, ответственный за государственную регистрацию заключения брака (специалист):
II. Составление и оформление записи акта о заключении брака
Специалист:
III. Cоставление и оформление свидетельства о заключении брака
Специалист:
IV. Проставление штампа о заключении брака в паспорта заявителей
Специалист:
В документ, выданный компетентным органом иностранного государства, удостоверяющий личность иностранного гражданина, штамп о заключении брака не проставляется.
V. Учет и выдача свидетельства о заключении брака
Специалист:
VI. Проведение церемонии государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке
Проведение церемонии государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке проходит в специально оформленном помещении органа, предоставляющего государственную услугу, включает в себя предметы государственной символики Российской Федерации (Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации), торжественную речь специалиста, ответственного за государственную регистрацию заключения брака.
VII. Проведение государственной регистрации заключения брака при особых обстоятельствах (с выездом на дом, в медицинскую или иную организацию в присутствии лиц, вступающих в брак)
Специалист, ответственный за проведение государственной регистрации заключения брака:
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные к представлению документы:
В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом, предоставляющим государственную услугу, в который подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется, и орган, предоставляющий государственную услугу, на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака. В этом случае лицо (лица), вступающее(ие) в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе.
II. Документы, представляемые по собственной инициативе:
Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством не предусмотрено.
Документы, выдаваемые заявителю
Организации, участвующие в предоставлении
Организации, принимающие документы
Организации, принимающие решение по предоставлению
Другие организации, участвующие в предоставлении
Порядок обжалования
Заявители имеют право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, и (или) его специалистов при предоставлении государственной услуги (жалоба).
Жалоба на решения и (или) действия (бездействие), принятые в ходе предоставления государственной услуги специалистом органа, предоставляющего государственную услугу, направляется соответственно руководителю данного органа, его заместителям.
Жалоба на решения и действия (бездействие), принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы либо в суд.
Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявитель может получить:
Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц регулируется следующими нормативными правовыми актами:
В подразделении Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) заявителям предоставляется информация о порядке подачи заявлений о заключении брака, расторжении брака, получения повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
В МФЦ для заявителей предусмотрена возможность непосредственной подачи заявлений о заключении брака, расторжении брака, получения повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
В случае передачи МФЦ полномочий по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния в соответствии с пунктами 2.2, 2.3 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 №143‑ФЗ «Об актах гражданского состояния» ими производится государственная регистрация рождения и смерти в ЕГР ЗАГС в соответствии с пунктами 72 и 78 административного регламента.
Порядок передачи МФЦ записей актов гражданского состояния о рождении и смерти, составленных на бумажном носителе, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, в органы ЗАГС утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.09.2018 №194.
Порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона от 15.11.1997 №143‑ФЗ «Об актах гражданского состояния».
Законодательство
Федеральное законодательство
Административный регламент
Частые вопросы
Согласно статье 25 Федерального закона №143‑ФЗ государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Государственная регистрация заключения брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.
Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Помимо государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния государственная регистрация заключения брака согласно п. 6, 7 ст. 27 Федерального закона №143‑ФЗ может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак, в случае если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, а также в местах лишения свободы, в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа записи актов гражданского состояния, в случае заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы.
Место государственной регистрации заключения брака не зависит от места жительства (пребывания) лиц, вступающих в брак.
Лица, вступающие в брак, зарегистрированные по месту жительства в других субъектах Российской Федерации, вправе подать заявление о заключении брака в любой из районных отделов (секторов) ЗАГС и дворцов бракосочетания Санкт-Петербурга.
Государственная регистрация брака иностранных граждан и лиц без гражданства может быть произведена органами Санкт-Петербурга при наличии необходимых документов.
При заключении брака с иностранным гражданином дополнительно требуется документ, подтверждающий отсутствие у иностранного гражданина препятствий для заключения брака, выданный компетентным органом иностранного государства, гражданином которого он является.
Документы, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации заключения брака, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
Уникальный реестровый номер
Последнее обновление информации : 27.09.2021