Что нужно говорить на исповеди перед причастием батюшке
Что говорить на исповеди перед батюшкой: с каких слов начать, как правильно закончить
Многих новоначальных прихожан, приобщающихся к православию, волнуют вопросы правильного поведения в Храме на исповеди.
Рассмотрим:
Предложенная статья ознакомит читателя с некоторыми правилами поведения в церкви и прольет свет на наиболее часто задаваемые вопросы об исповеди и причастии.
Как подходить к батюшке для исповеди
Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:
Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:
Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.
На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:
С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить
Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.
Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.
Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.
Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки.
Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.
Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.
Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.
Пример исповедальной речи
Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.
Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.
Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.
Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.
Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:
Группы грехов | Название | Описание |
Против Бога | Хула на Бога | Недовольство жизнью, человек жалуется, ропщет, считает себя несчастнее других |
Кощунство | Насмешки над церковными таинствами, обрядами, обычаями; анекдоты и юмор, церковной направленности, не важно, слушает человек или рассказывает | |
Клятвопреступления | Дающий клятвы согрешает пред Богом | |
Недержание слова | Любое данное слово или обет должны исполняться | |
Несовершение ежедневной молитвы, нерадение о душе | В молитве человек общается с Богом, без ее ежедневного совершения он отдаляется от Небесного Отца | |
Суеверие, обращение к гадалкам, шептухам | Это мерзость пред Господом | |
Против ближнего | Неуважение к родителям, старшим | Несоблюдение заповеди, данной Богом |
Причинение обиды, осквернение ближнего | Обижая ближнего, наносится вред собственной душе | |
Клевета | Ложь наносит непоправимый вред | |
Ненависть, издевательство, унижение | Приравнивается к человекоубийству | |
Злопамятство | Свидетельствует о себялюбии, высокомерии | |
Осуждение | Кто осуждает ближнего, будет осуждаем Богом | |
Против себя | Лень, празднословие | Развращает душу |
Ложь | Смертный грех | |
Лесть | То же, что и ложь | |
Нетерпение, маловерие | Слабая вера | |
Отчаянье, мысли о самоубийстве | Приравнивается к убийству |
Приведенные в таблице грехи ежедневно совершает каждый человек, они вошли в обыденную жизнь, стали нормой, губя и развращая душу.
Но борьба с пороками – ежедневный подвиг, требующий огромного внимания и желания исправиться.
Более подробный перечень грехов и образец правильно составленной исповедальной речи представлен в православном молитвослове.
Какие вопросы задает батюшка
В помощь кающемуся, батюшка задает наводящие вопросы:
Иногда священник проводит обряд группового исповедания, от трех и более человек.
Такое таинство совершается при:
В таких случаях все желающие выстраиваются перед батюшкой, который, обращаясь к присутствующим, говорит, чтобы каждый произносил собственные грехи и читает разрешительную молитву.
Может ли отказать священник исповедовать, и не допустить к причастию
Священник вправе отказать в исповедании, но только если человек некрещеный. Во всех других ситуациях подобный поступок не допускается.
Если Бог привел человека в церковь, служитель не имеет права отказать в таинстве.
Иногда, если человек пришел на исповедь в неурочное время, а священнослужитель очень занят различными требами, они договариваются о времени проведения таинства.
Эти вынужденные меры направлены на исцеление души, и должны приниматься с благодарностью.
Настоящая молитва, совершаемая с верой, творит чудеса, исцеляя души и тела. Приучите себя к ежедневной молитве, беседуйте с Богом, и он прибудет в вас.
Полезное видео
Исповедь как правильно исповедоваться перед причастием
Исповедь перед причастием, почему она необходима
Христианство не может существовать без исповеди, ведь все люди не совершенны, кто из нас без греха. Однако немаловажно, чтобы мы осознавали, как правильно исповедоваться перед причастием и зачем это нужно.
Исповедь — таинство, где христианин кается в своих грехах перед Господом, перед лицом священнослужителя. И он прощает верующего именем Спасителя. Доверие прегрешений своих — это не насильственное вытаскивание совести из тьмы, не просто любопытство, не суд над согрешившим прихожанином. Исповедь перед причастием — это не простой разговор о недостатках, сомнениях. Тем более не положенный доклад своему духовнику на тему греха или просто обычай.
Духовная грязь — это и есть грех, который можно «смыть» только исповедью пред причастием. Грехи как копоть оседают на душе, если их не отмолить, они тяготят человека. Прихожанин не находит себе покоя, чувствует опустошение внутри. Под бременем греха человек беспричинно раздражается, несёт обиды своим близким людям, теряя внутреннюю уверенность. Что происходит, он не может понять сам, а дело в не исповеданных грехах. Покаяние возвращает чистоту душе, которую очернили неблаговидные поступки.
Исповедь перед причастием — это Божья милость к падшему, слабому в вере своей человеку. Это доступно каждому верующему, ищущему путь спасения души от прегрешений. Искреннее покаяние даёт прихожанам не только оставление грехов, но восполняет духовное самочувствие: обновляется мироощущение, наступает лёгкость и благость, уходят неприемлемые страсти. Таинство исповеди возвращает в чистоту, полученную от Крещения.
Как правильно подготовится к исповеди перед причастием
Исповедь перед причастием в храме, у всех вызывает необыкновенное волнение. Особенно если это первое покаяние. Нужно оставить переживания: обитель Божья — это не место для осуждения. Наоборот, поговорив с батюшкой, рассказав ему о своих тягостях, облегчится душа, мир откроет свои объятия и уйдёт негативная энергия. Как же правильно подготовиться к исповеди? Существуют некоторые каноны, которых нужно придерживаться на тайной исповеди в храме:
Важно! Когда озвучивается прегрешение, даётся обет себе — больше не повторять его. Простить недругов, завистников и всех, кто чинил обиды. Постараться умиротвориться и набраться смирения.
Как правильно готовиться к исповеди, как узнать свои грехи, видео
Список грехов
Как проходит исповедь в церкви
Чтобы правильно подготовиться к исповеди важно иметь представление о том, как проходит Таинство в храме.
Исповедь, обычно совершается с утра, перед Божественной Литургией, вечером во время службы и после. В особых случаях, возможно, попросить духовника о другом времени аудиенции. Перед ритуалом таинства исповеди священник произносит общую молитву, где в определённом месте, прихожанин говорит вслух своё имя. Необходимо пройти в церкви к возвышенности в виде столика-аналоя. В этом месте встают прихожане в очередь, желая произнести покаянные слова. Во время ожидания своей исповеди, надо произносить мысленно молитвы, вспоминая личные грехи.
Есть много печатных изданий, в которых рассказывается о правильной готовке к таинству, там же есть перечень грехов людских. Подобные брошюры можно почитать, но не брать их как руководство к действию. Ведь у каждого свои грехи, нужно поступать, как велит совесть. В противном случае это не принесёт пользы. Если есть потребность в духовной помощи для исповедования, можно изучить опыт, советы преподобных старцев или известных в миру священников. Однако нужно помнить, что исповедь идёт Живому Господу. Он незримо присутствует в таинстве, а архиерей является свидетелем (об этом говорится в молитве), с помощью которого Бог оставляет грехи прихожанина.
Рассказать батюшке надо всю правду, ничего не тая. Стеснение необходимо отбросить, ведь священник как доктор, только врач лечит тело, а батюшка душу человеческую. На все вопросы нужно отвечать чётко без заминок. Главное что стоит запомнить, вся информация останется тайной, которую будет знать только священнослужитель. Если христианин искренне раскаивается в своих проступках, ему прощается всё безвозвратно.
Верующие, которые идут на исповедь перед причастием в первый раз нервничают думая, как всё пройдёт. Православные храмы практикуют общую исповедь. Посещать их может любой христианин, также беседовать единолично с батюшкой. На всеобщих ритуалах архиерей имеет право отпускать грехи прихожанам, пришедшим на таинство. Он начинает перечислять прегрешения и грехи, какие часто случаются с людьми. Данное действие позволяет освежить память и выйти наружу давно забытым неблаговидным мыслям и поступкам.
После окончания исповеди, человек наклоняет голову, а батюшка покрывает его нижней частью своего облачения — епитрахилью и произносит разрешающую молитву. В завершение нужно прикоснуться губами к кресту, Евангелию, священнослужитель благословляет крестным знамением. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедальные дни в храмах желательно уточнить за несколько дней до предполагаемого таинства. Каждый верующий христианин должен помнить такие детали:
Желательно, чтобы христианина вёл по жизни собственный духовный отец. С ним можно всегда посоветоваться, попросить помощи в трудной ситуации. Он будет духовно направлять человека, указывать на ошибки, радоваться вместе победам. Есть люди, которые в силу разных причин остались не крещёными. Это стоит сделать как можно быстрее, чтобы не ввергать душу свою в пучину грязи и тьмы. Необходимо прийти в храм, узнать всё о подготовке, прохождении ритуала исповеди перед крещением.
Что говорить на исповеди, видео
Как правильно исповедоваться, примеры исповеди
Пример № 1. В многонаселённых городах в храмах,церквях собираются многочисленные приходы. На исповедь приходят до нескольких десятков человек. Для таких случаев в православии предусмотрены «общие исповеди». Обычно много народа бывает на Великий Пост, когда вдруг все вспоминают о своих грехах. Батюшка оглашает грехи, творимые людьми, а прихожане каются, говоря — Грешна (грешен)! Правда, для разрешительной молитвы нужно подходить поодиночке, каждому христианину. Руки нужно скрестить на груди, сказать своё крещёное имя. Потом накладывается епитрахиль, и благословляется мирянин именем Господа. Единственная рекомендация — не стоит пользоваться таким способом очищения в первую свою исповедь.
Пример № 2. Записать все прегрешения и грехи на бумаге. Листок со списком, который берут на исповедь, называется хартией. Её разрешают, потому что, стоя около Евангелия, священника и распятья, наступает момент смущения. То, что хотелось сказать, в чём покаяться моментально забывается. Подходите к батюшке и говорите: « Я грешна пред Господом» и начинаете зачитывать записанные грехи. Не стоит рассказывать подробно о совершённых деяниях. Если, например, вы взяли чужую вещь, не надо описывать — где это было, и кто ещё присутствовал. Хватит таких слов: Совершила грех воровства. Но и сухо перечислять весь список не желательно. К примеру, вы подойдёте и начнёте произносить: «Грешила прелюбодеянием, завистью, сквернословием и так далее по списку». Так тоже нельзя, лучше так говорить: «Грешила, Боже, изменами супругу» или «Осуждаю свою подругу». Это нужно делать, потому что, святой отец, слушая вашу исповедь, обязательно посоветует как побороть ту или иную страсть. Вместе с ним вы разберётесь в причинах этой слабости. Заканчивать исповедование стоит словами: «Господи! Я каюсь пред тобою. Помилуй меня и спаси мою душу грешную!»
Пример №3. Этот пример исповеди составлен священнослужителями одного из монастырей:
Как начать исповедь перед батюшкой, с каких слов
Исповедь – неотъемлемая часть жизни каждого христианина. Суть этого великого таинства заключается в добровольном признании содеянных грехов и глубоком раскаянии в них. По традиции о своих прегрешениях говорят в присутствии служителя храма (священника), который является посредником между Богом и мирянами. Искренне покаявшийся человек получает прощение грехов, совершенных делом или мыслью, очищает свою душу и поднимается на более высокий духовный уровень.
Как подходить к батюшке, чтобы исповедоваться
Для того чтобы исповедоваться с последующим отпущением прегрешений, нужно следовать всем правилам проведения обряда. Прежде чем идти в церковь для покаяния, христианин должен:
Все названые этапы являются обязательными. Правильно подготовившись к церковному обряду, человек сможет очистить совесть и приступить к таинству с легкой душой.
Подойдя к священнику, нужно сделать головной поклон, сложив крестообразно руки перед собой. Подобным образом у духовного лица просят о благословении. После этого кладут два пальца правой руки на Святое Распятие, а голову – на Библию. Священник покрывает мирянина частью одеяния (епитрахилью), спрашивает его имя и призывает назвать имеющиеся грехи.
С каких слов начинать исповедь
Для того чтобы исповедоваться, нужно приходить в церковь без опозданий, строго в назначенное время. Перед походом в святое место нужно тщательно продумать свой внешний вид. Важно исключить вызывающую одежду, броские аксессуары, резкий парфюм. Женщины заходят в храм только с покрытой головой. В критические дни от исповеди следует воздержаться.
Прежде чем начинать исповедь перед батюшкой, нужно правильно настроиться внутренне. Приступая к таинству, христианин должен с глубоким почтением обратиться к Господу. В начале исповеди необходимо признать свою греховность. Только после этого следует переходить к перечислению своих проступков. Необходимо упоминать не только совершенные дела, но и неблаговидные мысли, которые противоречат христианским понятиям.
Пример того, как можно начать исповедь в храме:
«Исповедуюсь я, раб Божий (раба Божия) (имя). За свою жизнь согрешил(а) перед Господом как поступками, так и в мыслях. Мои прегрешения бесчисленны (далее перечисляются грехи по отношению к Богу, к ближним и к самому себе).
Согрешил(а) слабостью веры, отсутствием терпения, кротости, смирения, должного почитания к святыням, несоблюдением церковных правил, редким посещением службы…
Согрешил(а) осуждением ближних, сплетнями, пустыми разговорами, насмешками над бедными, нежеланием оказывать помощь слабым, ложью, клеветой …
Согрешил(а) гордыней, высокомерием, алчностью, жаждой личного обогащения, чревоугодием, блудом, ревностью, праздным времяпрепровождением…»
Исповедуясь, необходимо опускать детали негативных поступков. Важно передать суть содеянного и называть вещи своими именами, не пытаясь подобрать смягчающие слова или оправдательные выражения. Если вы затрудняетесь четко сформулировать свою мысль, священник обязательно поможет, задав наводящие вопросы.
Чтобы не забыть ни об одном из имеющихся грехов, рекомендуется заранее записать исповедальный текст на листе бумаги. Это обязательно стоит сделать тем, кто впервые принимает участие в таком обряде.
Что нужно говорить в завершение
Не менее важно правильно закончить таинство. Завершая исповедь, нужно раскаяться в содеянных поступках и смиренно попросить Создателя о прощении грехов:
«Свои грехи я совершил(а) по собственной воле, поэтому виновен (виновна) перед лицом Господа. Молю с надеждой и смирением о прощении и уповаю на Божию милость. Не гневайся на меня, Господи! Прости меня, грешного (грешную) раба (рабу) твоего (твою)!»
После исповеди важно всячески избегать повторения совершенных ошибок, поскольку это считается еще более тяжелым грехом. Священник, который проводил обряд, даст совет, как вести себя правильно и начать жизнь, достойную истинного христианина и угодную Господу.
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Что говорить священнику на исповеди?
Что нужно говорить священнику на исповеди? Примеры фраз для разных ситуаций
Исповедь важна для каждого истинно верующего христианина. В ходе нее человек, что называется, раскрывает батюшке душу. Он рассказывает, какие грехи и он совершил, осознает причиненный себе или другим вред и выражает готовность больше этого не делать. Важным условием отпущения грехов будет раскаяние верующего. Если человек еще ни разу не был на исповеди, то ему не лишним будет знать, что примерно говорить представителю церкви во время столь значимого таинства.
Что говорить батюшке на исповеди?
Нет каких-то определенных правил беседы со священником. Главное рассказать о своих прегрешениях и выразить раскаяние. Последнее является ключевым аспектом исповеди.
Начать исповедь стоит со слов: «Господи, я согрешил». Затем нужно озвучить грехи, например: «Я поддался зависти, стал злым и грубым, жалел денег для семьи, совершил измену, постоянно обижаю родителей и очень много вру». В конце исповеди можно сказать: «Я каюсь перед Тобой, Бог мой. Убереги душу мою, отпусти грехи и помилуй меня, ибо каюсь я и прошу Твоего прощения».
Среднестатистический человек, который, так или иначе, грешит в течение жизни, может исповедоваться следующими словами:
К вопросу о признании в преступлении
Исповедь предполагает признание во всех грехах. Даже включая поступки, которые имеют правовые последствия для кающегося.
Согласно тайне исповеди, основные положения которой даже зафиксированы в законе, показания священника в суде не будут иметь силы. Поэтому, если у человека хватит моральных сил, он может признаться даже в самых страшных поступках.
Тем не менее, это не значит, что священник отнесется к признанию в преступлении нормально и сразу отпустит грех. Батюшка может предложить человеку пойти с повинной в полицию.
Если серьезный проступок имел место, то рассказывать о нем нужно не вскользь и не ограничиваясь общими словами. Священник должен понять, насколько тяжел грех человека.
Примером могут служить следующие варианты исповеди:
Примеры мужской исповеди
Мужчина в беседе с батюшкой может признаваться в разных грехах:
Примеры женской исповеди
Несколько примеров того, как может проходить женская исповедь:
Также нужно ознакомиться с полным списком из 350 грехов для женщин, наверняка вы узнаете как минимум несколько своих греховных поступков:
Неочевидные для современного человека грехи
Подобные поступки на исповеди можно изложить примерно так: «Батюшка, в юности я вела половую жизнь до брака. Забеременев от малознакомого мужчины, я была вынуждена сделать аборт. Боялась, что обреку своего ребенка на жизнь в нищете и безотцовщину. Спустя годы я осознала эти грехи и теперь часто жалею, что пошла на убийство народившегося дитя и вела блудную жизнь».
Не обязательно тщательно готовиться к исповеди и составлять подробную речь. Это не доклад перед начальством, а очищение души и возможность разрешить сомнения относительно поступков, которые тревожат человека долгие годы.
После получения прощения от батюшки, многим становится намного легче, и они стараются избегать прежних ошибок.
Что нужно говорить на исповеди перед причастием батюшке
О чем говорить на исповеди священнику.
Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II
Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
Как было установлено таинство Покаяния
Главнейшая часть таинства Покаяния — исповедь — была известна христианам уже во время апостолов, о чем свидетельствует книга «Деяний апостольских» (19, 18): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои».
В древней Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное. К публичному Покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили соблазн в Церкви.
В древности кающиеся разделялись на четыре вида.
Первые, так называемые плачущие, не смели входить в церковь и со слезами просили молитв у проходящих; другие, слушающие, стояли в притворе и подходили под руку благословляющего епископа вместе с готовящимися ко Крещению и с ними удалялись из храма; третьи, называемые припадающими, стояли в самом храме, но в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колени, получали благословение епископа и удалялись из храма. И, наконец, последние — купностоящие — стояли вместе с верными до конца литургии, но не приступали к Святым Дарам.
В продолжение всего времени, назначенного кающимся для исполнения наложенной на них епитимий, Церковь возносила за них молитвы в храме между Литургией оглашенных и Литургией верных.
Эти молитвы и составляют в наше время основу чинопоследования Покаяния.
Это таинство теперь, как правило, предшествует таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, очищая душу причастника для участия в этой Трапезе бессмертия.
Как готовиться к исповеди
Момент покаяния — «время благоприятно и день очищения». Время, когда мы можем отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха, «скинию падшую и сокрушенную» нашей души увидеть обновленной и светлой. Но к этому блаженному очищению ведет нелегкий путь.
Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли? Достаточно ли я приготовлен? Не слишком ли часто говею?»
Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. В Священном Писании мы читаем: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок» (Сир. 2, 1-3).
Если ты решил исповедоваться, явится множество препятствий, внутренних и внешних, но они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.
Первым действием готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к таинству — говение.
Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности. Они говорят: «ничего особенного я не совершал», «у меня только мелкие грехи, как у всех», «не украл, не убивал», — так часто многие начинают исповедь.
Чем объяснить нашу безучастность на исповеди, наше самомнение, как не окамененным нечувствием, как не «мертвостью сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей»? Почему святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто же согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!» А мы убеждены, что у нас все благополучно!
Мы, погруженные в мрак греховный, ничего не видим в своем сердце, а если и видим, то не ужасаемся, так как нам не с чем сравнить, ибо Христос для нас закрыт пеленой грехов.
Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин. Например, мы замечаем, — и это очень важно, — рассеянность на молитве, невнимание во время богослужения, отсутствие интереса к слушанию и чтению Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу?!
Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство; но гораздо важнее открыть и понять их связь с самолюбием и гордостью.
Если мы замечаем в себе стремление быть всегда в обществе, на людях, проявляем словоохотливость, насмешливость, злословие, если мы излишне заботимся о своей наружности и одежде, то надо внимательно исследовать эти страсти, ибо чаще всего так проявляется наше тщеславие и гордыня.
Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, безутешно скорбим об отошедших, то не кроется ли в силе, в глубине этих искренних чувств неверие в благой Промысел Божий?
Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, — чаще, и особенно перед исповедую, вспоминать то, в чем обычно обвиняют нас другие люди, бок о бок с нами живущие, наши близкие: очень часто их обвинения, укоры, нападки справедливы.
Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принимать их с кротостью, без озлобления.
Перед исповедью необходимо просить прощение у всех, перед кем считаешь себя виновным, чтобы приступить к таинству с неотягощенной совестью.
При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца. Ставши на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. В таких случаях надо временно оставить испытание своей души и молитвой и добрыми делами прояснить свою душу.
Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут видны ясно наши грехи.
Духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.
Знать свои грехи, это еще не значит — каяться в них.
Но что же делать, если иссохшее греховным пламенем сердце наше не способно на искреннее покаяние? И все-таки это не причина для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства. Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: самоисповедание, наименование вслух наших грехов, может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство.
Больше же всего преодолению нашей духовной вялости служат приготовление к исповеди, пост. Истощая наше тело, пост нарушает гибельное для духовной жизни наше телесное благополучие и благодушие. Однако пост сам по себе только подготовляет, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, Слово Божие, жития святых, творения святых отцов, а это, в свою очередь, повлечет усиление борьбы со своей греховной природой, подвигнет на активное делание добра близким.
Как происходит исповедь в храме
Господь наш Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Он же, явившись апостолам по Воскресении Своем, сказал: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). Апостолы, исполняя волю Совершителя спасения и Начальника веры нашей, передали эту власть преемникам своего служения — пастырям Церкви Христовой.
Именно они, священники, и принимают нашу исповедь в храме.
Первая часть последования, которая обычно совершается одновременно для всех исповедников, начинается возгласом: «Благословен Бог наш…», затем следуют молитвы, которые служат вступлением и подготовкой к личному покаянию, помогают исповеднику почувствовать свою ответственность непосредственно перед Богом, свою личную связь с Ним.
Уже в этих молитвах начинается раскрытие души перед Богом, в них выражается надежда кающегося на прощение и очищение души от скверны грехов.
По окончании первой части последования священник, обратившись лицом к собравшимся, произносит предписанное Требником обращение: «Се, чадо, Христос невидимо стоит…».
Глубокое содержание этого обращения, раскрывающего смысл исповеди, должно быть понятно каждому исповеднику. Оно может заставить холодного и равнодушного осознать в этот последний момент всю высочайшую ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою, где лежит икона Спасителя (Распятие) и где священник не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.
Особенно важно постичь смысл этого обращения, разъясняющего сущность таинства, тем, кто впервые подходит к аналою. Поэтому мы приводим это обращение по-русски:
«Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»
На этом кончается первая часть последования и начинается собеседование священника с каждым исповедником отдельно. Кающийся, подойдя к аналою, должен сделать земной поклон в направлении алтаря или перед лежащим на аналое Крестом. При большом стечении исповедников этот поклон следует делать заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя. Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием. Обычай исповедоваться стоя на коленях перед аналоем, укоренившийся в юго-западных епархиях, безусловно, выражает смирение и благоговение, однако нельзя не отметить, что по происхождению он римско-католический и проник в практику Русской Православной Церкви сравнительно недавно.
Важнейший момент исповеди — словесное исповедание грехов. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилия; ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями (например, «грешен против седьмой заповеди»). Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, трудно отказаться от попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе. Иногда на исповеди ссылаются на слабую память, не дающую, будто бы, вспомнить все грехи. Действительно, часто бывает, что мы легко и быстро забываем наши грехопадения. Но происходит ли это только от слабой памяти? Ведь, например, случаи, когда особенно больно было задето наше самолюбие, когда нас незаслуженно обидели или, наоборот, все то, что льстит нашему тщеславию: наши удачи, наши добрые дела, похвалы и благодарности нам — мы помним долгие годы. Все то в нашей мирской жизни, что производит на нас сильное впечатление, мы долго и отчетливо помним. Не значит ли это, что мы забываем наши грехи потому, что не придаем им серьезного значения?
Знак совершенного покаяния — чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта