Что нужно говорить когда крестишься

Крестное знамение

Кре́стное зна́мение – осе­не­ние зна­ме­нием Креста, внешне выра­жа­е­мое в таком дви­же­нии руки, что оно вос­про­из­во­дит сим­во­ли­че­ское очер­та­ние Креста, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос; при этом осе­ня­ю­щий выра­жает внут­рен­нюю веру во Святую Троицу; во Христа как в воче­ло­ве­чив­ше­гося Сына Божьего, Иску­пи­теля людей; любовь и бла­го­дар­ность по отно­ше­нию к Богу, надежду на Его защиту от дей­ствия падших духов, надежду на спа­се­ние.

Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть фото Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть картинку Что нужно говорить когда крестишься. Картинка про Что нужно говорить когда крестишься. Фото Что нужно говорить когда крестишься

Для крест­ного зна́мения мы скла­ды­ваем пальцы правой руки так: три первых пальца (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний) сла­гаем вместе кон­цами ровно, а два послед­них (безы­мян­ный и мизи­нец) при­ги­баем к ладони…

Сло­жен­ные вместе три первых пальца выра­жают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Свя­того Духа как еди­но­сущ­ную и нераз­дель­ную Троицу, а два пальца, при­гну­тые к ладони, озна­чают, что Сын Божий по вопло­ще­нии Своем, будучи Богом, стал чело­ве­ком, то есть озна­чают Его две при­роды – Боже­скую и чело­ве­че­скую.

Осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием надо не торо­пясь: воз­ло­жить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опу­стив правую руку можно делать пояс­ной или земной поклон.

Осеняя себя крест­ным зна­ме­нием, мы при­ка­са­емся сло­жен­ными вместе тремя паль­цами ко лбу – для освя­ще­ния нашего ума, к животу – для освя­ще­ния наших внут­рен­них чувств (сердца), потом к пра­вому, затем левому плечам – для освя­ще­ния наших телес­ных сил.

О тех же, кото­рые зна­ме­нуют себя всей пятер­ней, или кла­ня­ются, не окон­чив еще креста, или махают рукой своей по воз­духу или по груди своей, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст сказал: «Тому неисто­вому маха­нию бесы раду­ются». Напро­тив, крест­ное зна­ме­ние, совер­ша­е­мое пра­вильно и неспешно, с верою и бла­го­го­ве­нием, устра­шает бесов, ути­шает гре­хов­ные стра­сти и при­вле­кает Боже­ствен­ную бла­го­дать.

Созна­вая свою гре­хов­ность и недо­сто­ин­ство перед Богом, мы, в знак нашего сми­ре­ния, сопро­вож­даем нашу молитву покло­нами. Они бывают пояс­ными, когда накло­ня­емся до пояса, и земные, когда, кла­ня­ясь и ста­но­вясь на колена, каса­емся голо­вою земли.

«Обычай делать крест­ное зна­ме­ние берет начало со времен апо­столь­ских» (Полн. Пра­восл. бого­слов. энцик­лоп. Сло­варь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тер­тул­ли­ана крест­ное зна­ме­ние уже глу­боко вошло в жизнь совре­мен­ных ему хри­стиан. В трак­тате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограж­даем свое чело крест­ным зна­ме­нием при всех обсто­я­тель­ствах жизни: входя в дом и выходя из него, оде­ва­ясь, воз­жи­гая све­тиль­ники, ложась спать, садясь за какое-либо заня­тие.

Уже святые апо­столы силою крест­ного зна­ме­ния совер­шали чудеса. Одна­жды апо­стол Иоанн Бого­слов нашел лежа­щим при дороге боль­ного чело­века, сильно стра­дав­шего горяч­кой, и исце­лил его крест­ным зна­ме­нием (Димит­рий Ростов­ский, свя­ти­тель. Житие свя­того апо­стола и еван­ге­ли­ста Иоанна Бого­слова. 26 сен­тября).

Пре­по­доб­ный Анто­ний Вели­кий гово­рит о силе крест­ного зна­ме­ния против демо­нов: «Посему, когда демоны при­хо­дят к вам ночью, хотят воз­ве­стить буду­щее или гово­рят: “Мы – ангелы”, не вни­майте им – потому что лгут. Если будут они хва­лить ваше подвиж­ни­че­ство и убла­жать вас, не слу­шайте их и нимало не сбли­жай­тесь с ними, лучше же себя и дом свой запе­чат­лейте кре­стом и помо­ли­тесь. Тогда уви­дите, что они сде­ла­ются неви­ди­мыми, потому что бояз­ливы и осо­бенно стра­шатся зна­ме­ния креста Гос­подня. Ибо, кре­стом отъяв у них силу, посра­мил их Спа­си­тель» (Житие пре­по­доб­ного отца нашего Анто­ния, опи­сан­ное святым Афа­на­сием в посла­нии к инокам, пре­бы­ва­ю­щим в чужих стра­нах. 35).

В «Лав­са­ике» рас­ска­зы­ва­ется о том, как авва Доро­фей, сотво­рив крест­ное зна­ме­ние, выпил воду, взятую из колодца, на дне кото­рого был аспид: «Одна­жды авва Доро­фей послал меня, Пал­ла­дия, часу в девя­том к своему колодцу налить кадку, из кото­рой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начер­пав воды, побе­жал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмех­нулся скромно, потому что был ко мне весьма вни­ма­те­лен, и, пока­чав голо­вой, сказал: “Если бы диа­волу взду­ма­лось набро­сать аспи­дов или других ядо­ви­тых гадов во все колодцы и источ­ники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотво­рив крест­ное зна­ме­ние над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».

Про­то­и­е­рей Васи­лий Шустин (1886–1968) вспо­ми­нает о старце Нек­та­рии Оптин­ском: «Батюшка гово­рит мне: “Вытряси прежде само­вар, затем налей воды, а ведь часто воду забы­вают налить и начи­нают раз­жи­гать само­вар, а в резуль­тате само­вар испор­тят и без чаю оста­ются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кув­шине; возьми его и налей”. Я подо­шел к кув­шину, а тот был очень боль­шой, ведра на два, и сам по себе мас­сив­ный. Попро­бо­вал его подви­нуть, нет – силы нету, тогда я хотел под­не­сти к нему само­вар и налить воды. Батюшка заме­тил мое наме­ре­ние и опять мне повто­ряет: “Ты возьми кувшин и налей воду в само­вар”. – “Да ведь, батюшка, он слиш­ком тяже­лый для меня, я его с места не могу сдви­нуть”. Тогда батюшка подо­шел к кув­шину, пере­кре­стил его и гово­рит: “Возьми”, – и я поднял и с удив­ле­нием смот­рел на батюшку: кувшин мне почув­ство­вался совер­шенно легким, как бы ничего не веся­щим. Я налил воду в само­вар и поста­вил кувшин обратно с выра­же­нием удив­ле­ния на лице. А батюшка меня спра­ши­вает: “Ну, что, тяже­лый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удив­ля­юсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послу­ша­ние, кото­рое нам кажется тяже­лым, при испол­не­нии бывает очень легко, потому что это дела­ется как послу­ша­ние”. Но я был прямо пора­жен: как он уни­что­жил силу тяже­сти одним крест­ным зна­ме­нием!» (См.: Шустин Васи­лий, про­то­и­е­рей. Запись об Иоанне Крон­штадт­ском и об Оптин­ских стар­цах. М., 1991).

Вна­чале хри­сти­ане кре­сти­лись одним пер­стом, под­чер­ки­вая этим веру в еди­ного Бога – в про­ти­во­вес язы­че­скому мно­го­бо­жию. После Никей­ского все­лен­ского собора (325 г.), сфор­му­ли­ро­вав­шего догмат о един­стве двух природ во Христе, хри­сти­ане стали кре­ститься двумя пер­стами. Когда Русь кре­сти­лась в пра­во­сла­вие, в Визан­тии кре­сти­лись еще двумя пер­стами, како­вой обычай пере­шел и на Русь. Затем, в XI веке, в про­ти­во­вес оче­ред­ной ереси, отри­цав­шей Тро­ич­ность Божию, было поло­жено кре­ститься тремя пер­стами (символ тро­ич­но­сти). Но, в силу отрыва Руси от Визан­тии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Ста­ро­веры, не зная ничего о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­туры в Визан­тии, упорно дер­жа­лись за дву­пер­стие.
С.А. Левиц­кий

Каково про­ис­хож­де­ние крест­ного зна­ме­ния?

Про­ис­хож­де­ние крест­ного зна­ме­ния точно неиз­вестно. Свт. Васи­лий Вели­кий отно­сил его к Таин­ствам, кото­рые пере­да­ются в мол­ча­нии по пре­да­нию и не запи­саны апо­сто­лами (“О том, откуда полу­чил начало, и какую силу имеет слог «с», и вместе о не изло­жен­ных в Писа­нии уза­ко­не­ниях Церкви”).

Есть ли в Свя­щен­ном Писа­нии какие-либо ука­за­ния на крест­ное зна­ме­ние?

Про­об­ра­зами крест­ного зна­ме­ния в Свя­щен­ном Писа­нии послу­жили запо­ведь «о знаке на челе», данная Гос­по­дом прор. Иезе­ки­илю ( Иез.9:4 ), и слова Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова о «печа­тях на челах» верных ( Откр.7:3, 9:4, 14:1 ). С крест­ным зна­ме­нием про­ро­че­ство Иезе­ки­иля свя­зы­вают Тер­тул­лиан, Ориген и сщмч. Киприан Кар­фа­ген­ский (“Что в этом зна­ме­нии крест­ном заклю­ча­ется спа­се­ние для всех, кои будут назна­ме­но­ваны им на челах своих”), при этом Ориген тол­кует «знак на челе» как изоб­ра­же­ние послед­ней буквы евр. алфа­вита «тав», кото­рая отож­деств­ля­ется с греч. буквой «тау» и по форме может напо­ми­нать крест (связь между «тау» и формой креста для рас­пя­тия усмат­ри­вали и неко­то­рые язы­че­ские авторы). Воз­можно, знак креста высту­пал как один из вари­ан­тов напи­са­ния имени Божия, чем объ­яс­ня­ется при­сут­ствие знаков «тав» и креста в неко­то­рых кумран­ских и иудей­ских маги­че­ских текстах.

Как в древ­ней Церкви совер­ша­лось крест­ное зна­ме­ние?

Чаще всего в ранних источ­ни­ках упо­ми­на­ется совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния одним паль­цем или всей рукой, под­чер­ки­вая этим веру в еди­ного Бога – в про­ти­во­вес язы­че­скому мно­го­бо­жию. Однако какое при этом упо­треб­ля­лось пер­сто­сло­же­ние и каким было направ­ле­ние дви­же­ния (слева направо или справа налево), не ука­зы­ва­ется. Веро­ятно, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной формой было крест­ное зна­ме­ние одним (ука­за­тель­ным или боль­шим) паль­цем, о чем писали свт. Епи­фа­ний Кипр­ский и свт. Гри­го­рий Вели­кий (“О Мар­ти­рии, иноке Вале­рий­ской обла­сти”). Однако свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский, говоря о крест­ном зна­ме­нии, исполь­зует мно­же­ствен­ное число – «паль­цами» (“Поуче­ния огла­си­тель­ные” и также Patrologija Graeca). Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным местом нало­же­ния крест­ного зна­ме­ния был лоб, о чем, напри­мер пишет Тер­тул­лиан (“О венце война”), иногда в соче­та­нии с др. частями тела: лбом и обла­стью сердца (о чем сооб­щает Пру­ден­ций — “Авре­лий Пру­ден­ций Кле­мент”) или лбом, ушами, гла­зами и устами (согласно Кипри­ану Кар­фа­ген­скому). Также упо­ми­на­ется нало­же­ние крест­ного зна­ме­ния на глаза, уста и область сердца (согласно Гри­го­рию Нис­скому — “Посла­ние о жизни пре­по­доб­ной Мак­рины”), уста и грудь и на все тело (согласно Тер­тул­ли­ану — “Посла­ние к жене”). К IV веку хри­сти­ане стали осе­нять кре­стом все свое тело, то есть появился «широ­кий крест».

Двое­пер­стие при совер­ше­нии крест­ного зна­ме­ния, как счи­тают неко­то­рые иссле­до­ва­тели, своим появ­ле­нием было обя­зано рас­про­стра­не­нию начи­ная с сере­дины V в. ереси моно­фи­зит­ства; хотя прямых под­твер­жде­ний этой точки зрения нет, из моно­фи­зит­ских источ­ни­ков и из позд­ней­ших сви­де­тельств пра­во­славно-моно­фи­зит­ской поле­мики видно, что для моно­фи­зи­тов одно­пер­стие слу­жило аргу­мен­том в пользу моно­фи­зит­ства, что застав­ляло пра­во­слав­ных исполь­зо­вать двое­пер­стие в каче­стве контр­ар­гу­мента. Рас­про­стра­не­нию двое­пер­стия (имев­шему место не только в гре­че­ском мире, но и на Западе) должно было спо­соб­ство­вать и закреп­ле­ние его в ико­но­гра­фии (но не наобо­рот).

Зна­ме­ни­тый пример исполь­зо­ва­ния паль­цев руки в бого­слов­ской дис­кус­сии — выступ­ле­ние свт. Меле­тия Антио­хий­ского на Антио­хий­ском Соборе 361 г. с обли­че­нием ари­ан­ства, когда он про­ил­лю­стри­ро­вал мысль о еди­но­су­щии Отца, Сына и Св. Духа путем раз­ги­ба­ния трех паль­цев руки и затем сги­ба­ния двух из них (много позд­нее на Руси этот пример сыграл опре­де­лен­ную роль в поле­мике вокруг двое­пер­стия, поскольку интер­пре­ти­ро­вался как сви­де­тель­ство об опре­де­лен­ном пер­сто­сло­же­нии, хотя из рас­сказа древ­них цер­ков­ных исто­ри­ков такой вывод сде­лать нельзя).

После рас­про­стра­не­ния двое­пер­стия его бого­слов­ское тол­ко­ва­ние как испо­ве­да­ния двух природ во Христе (что сим­во­ли­зи­руют соеди­нен­ные вместе ука­за­тель­ный и сред­ний пальцы) и одно­вре­менно тро­ич­но­сти Лиц Боже­ства (что сим­во­ли­зи­руют соеди­нен­ные вместе осталь­ные пальцы) стало в Визан­тии клас­си­че­ским. Тем не менее и после рас­про­стра­не­ния двое­пер­стия визан­тий­ская свя­то­оте­че­ская мысль про­дол­жала под­чер­ки­вать вто­ро­сте­пен­ность спо­соба пер­сто­сло­же­ния по отно­ше­нию к самому знаку креста, — напр., прп. Феодор Студит писал, что тот, кто изоб­ра­зит крест «хоть как-нибудь и [даже] одним только пер­стом, [тот] тотчас обра­щает в бег­ство враж­деб­ного демона» (Патро­ло­гия Миня).

Когда Русь кре­сти­лась в Пра­во­сла­вие, в Визан­тии была доста­точно рас­про­стра­нена тра­ди­ция кре­ститься двумя пер­стами, како­вой обычай пере­шел и на Русь. Около XIII в. в Визан­тии двое­пер­стие было вытес­нено трое­пер­стием. Первым ясным сви­де­тель­ством о трое­пер­стии у греков явля­ется т. н. Прение Пана­ги­ота с Ази­ми­том. Впро­чем, известны и более позд­ние сви­де­тель­ства о про­дол­же­нии быто­ва­ния у греков двое­пер­стия. Тем не менее со вре­ме­нем трое­пер­стие рас­про­стра­ни­лось в гре­че­ском мире повсе­местно (так, в Пида­ли­оне прп. Нико­дима Свя­то­горца, в ком­мен­та­рии на 91‑е прав. свт. Васи­лия Вели­кого, Д. упо­ми­на­ется как старая форма пер­сто­сло­же­ния), а имев­шие, оче­видно, место случаи сосу­ще­ство­ва­ния трое­пер­стия и двое­пер­стия нико­гда не вызы­вали споров и поле­мики, как это слу­чи­лось на Руси.

В силу отрыва Руси от Визан­тии, обычай совер­шать крест­ное зна­ме­ние тремя паль­цами не был введен на Руси до Никона. Ста­ро­веры, не зная ничего о даль­ней­шем раз­ви­тии цер­ков­ной куль­туры в Визан­тии, упорно дер­жа­лись за дву­пер­стие.

В каких ситу­а­циях сле­дует нала­гать на себя крест­ное зна­ме­ние?

Многие писа­тели Древ­ней Церкви гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти совер­шать крест­ное зна­ме­ние как можно чаще и в самых разных жиз­нен­ных ситу­а­циях. Согласно Тер­тул­ли­ану (“О венце война”. § III), «при всяком входе и выходе, когда мы обу­ва­емся и оде­ва­емся, перед купа­ни­ями и при­е­мами пищи, зажи­гая ли све­тиль­ники, отходя ли ко сну, садясь ли или при­ни­ма­ясь за какое-либо дело, мы осе­няем свое чело крест­ным зна­ме­нием». Он же первым упо­ми­нает (“Посла­ние к жене”. Глава 5) хри­сти­ан­ский обычай кре­стить свою постель перед сном. А, напри­мер, сол­даты-хри­сти­ане, согласно Пру­ден­цию, кре­сти­лись перед боем (“Авре­лий Пру­ден­ций Кле­мент”).

Когда впер­вые стали совер­шать крест­ное зна­ме­ние за бого­слу­же­нием?

В бого­слу­же­нии, по край­ней мере, начи­ная с III в., крест­ное зна­ме­ние исполь­зу­ется как свя­щен­но­слу­жи­те­лями при совер­ше­нии Таинств, так и всеми вер­ными в опре­де­лен­ные моменты службы. Уже Ориген сооб­щает о крест­ном зна­ме­нии перед нача­лом молитвы и чтения Свя­щен­ного Писа­ния (см. Selecta in Ezechielem). Во многих тра­ди­циях встре­ча­ется нало­же­ние «печати» на чело огла­ша­е­мых при под­го­товке к при­ня­тию кре­ще­ния или в каче­стве после­кре­щаль­ного signatio на ново­кре­ще­ных.

Совер­ша­лось ли в древ­но­сти крест­ное зна­ме­ние за тра­пе­зой?

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием во время иску­ше­ний?

Святые отцы при­зы­вали нала­гать крест­ное зна­ме­ние при пре­одо­ле­нии разных стра­стей. Напри­мер, блж. Иеро­ним Стри­дон­ский упо­ми­нал совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния при печали и скорби о покой­ных, а свт. Иоанн Зла­то­уст учил: «Обидел ли кто тебя? Огради крест­ным зна­ме­нием грудь; вспомни все, что про­ис­хо­дило на Кресте – и все погас­нет» (Беседа 87). Однако чаще всего крест­ное зна­ме­ние упо­ми­на­ется, в том числе сщмч. Кипри­а­ном Кар­фа­ген­ским (“Книга о падщих”), в каче­стве неви­ди­мой печати, отго­ня­ю­щей диа­вола. Один из раз­де­лов «Апо­столь­ского пре­да­ния» сщмч. Иппо­лита Рим­ского подробно рас­кры­вает именно этот аспект крест­ного зна­ме­ния (“О крест­ном зна­ме­нии”). Но больше всего о борьбе с демо­нами с помо­щью крест­ного зна­ме­ния гово­рится в мона­ше­ской пись­мен­но­сти. В Житии прп. Анто­ния Вели­кого при­во­дится такое настав­ле­ние: «Демоны, гово­рит он, про­из­во­дят меч­та­ния для устра­ше­ния бояз­ли­вых. Посему запе­чат­лейте себя крест­ным зна­ме­нием и идите назад смело, демо­нам же предо­ставьте делать из себя посме­шище» (“Поуче­ния”). В житии свт. Гри­го­рия Чудо­творца, епи­скопа Неоке­са­рий­ского рас­ска­зы­ва­ется о том, как он, будучи вынуж­ден зано­че­вать в язы­че­ском храме, изгнал всех демо­нов, начер­тав крест­ное зна­ме­ние в воз­духе во время обыч­ных вечер­них молитв. К помощи крест­ного зна­ме­ния против демо­нов при­бе­гали даже неве­ру­ю­щие. Так, импе­ра­тор Юлиан Отступ­ник, уже отрек­шись от веры, одна­жды невольно пере­кре­стился, когда был испу­ган, пишет свт. Гри­го­рий Бого­слов (“Слово 4”).

Нужно ли осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием, если вдруг ока­зался в непра­во­слав­ном храме?

Не счи­та­ется ли язы­че­ством вера в то, что после совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния можно исце­литься от того или иного недуга?

Упо­ми­на­ния о чудес­ных исце­ле­ниях после совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния встре­ча­ются, напри­мер, в мона­ше­ской пись­мен­но­сти. Так, подвиж­ник Петр «поло­жил свою руку на глаз боль­ного, изоб­ра­зил зна­ме­ние спа­си­тель­ного креста, и болезнь сразу исчезла», сооб­щает блж. Фео­до­рит Кир­ский (“Исто­рия бого­люб­цев”). Другой подвиж­ник, пишет блж. Фео­до­рит, – прп. Лимней – исце­лял с помо­щью крест­ного зна­ме­ния с при­зы­ва­нием имени Божия зме­и­ные укусы.

Что дать почи­тать чело­веку, не при­зна­ю­щему силу крест­ного зна­ме­ния?

Такому чело­веку можно, напри­мер, пред­ло­жить книгу «Тол­ко­ва­ние Канона на Воз­дви­же­ние Чест­наго и Живо­тво­ря­щаго Креста Гос­подня», тво­ре­ние свя­того Космы, состав­лено Нико­ди­мом Свя­то­гор­цем. Пере­вод с гре­че­ского под редак­цией про­фес­сора И. Н. Кор­сун­ского.

В чем отли­чие крест­ного зна­ме­ния у пра­во­слав­ных и като­ли­ков?

Пра­во­слав­ные для совер­ше­ния крест­ного зна­ме­ния скла­ды­вают три первые пальца правой руки (боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний), а два других пальца при­ги­бают к ладони; после чего после­до­ва­тельно каса­ются лба, верх­ней части живота, пра­вого плеча, затем левого. Три сло­жен­ных вместе перста сим­во­ли­зи­руют Пре­свя­тую Троицу; сим­во­ли­че­ское зна­че­ние двух других паль­цев в разное время могло быть разным. Так, пер­во­на­чально у греков они вовсе ничего не озна­чали. Позд­нее, на Руси, под вли­я­нием поле­мики со ста­ро­об­ряд­цами (утвер­ждав­шими, что «нико­ни­яне из креста Хри­стова Христа упразд­нили») эти два пальца были пере­осмыс­лены как символ двух природ, соеди­нен­ных в Ипо­стаси Христа: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. Это тол­ко­ва­ние явля­ется сейчас самым рас­про­стра­нён­ным, хотя встре­ча­ются и другие (напри­мер, в Румын­ской церкви эти два пальца тол­ку­ются как символ Адама и Евы, при­па­да­ю­щих к Троице). Рука, изоб­ра­жая крест, каса­ется сна­чала пра­вого плеча, потом левого, что сим­во­ли­зи­рует тра­ди­ци­он­ное для хри­сти­ан­ства про­ти­во­по­став­ле­ние правой сто­роны как места спа­сён­ных и левой как места поги­ба­ю­щих ( Мф.25:31-46 ). Таким обра­зом, под­нося руку сна­чала к пра­вому, затем к левому плечу, хри­сти­а­нин просит при­чис­лить его к участи спа­сён­ных и изба­вить от участи поги­ба­ю­щих.

Наи­бо­лее при­ня­тый и рас­про­стра­нен­ный вари­ант в като­ли­че­ском мире – совер­ше­ние крест­ного зна­ме­ния пятью паль­цами, откры­той ладо­нью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда крест­ное зна­ме­ние сле­дует и не сле­дует совер­шать на бого­слу­же­нии?

В совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви крест­ное зна­ме­ние обя­за­тельно совер­ша­ется при бла­го­сло­ве­нии свя­щен­ным пред­ме­том — Еван­ге­лием, Кре­стом или Чашей. Также при­нято осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием при чтении или пении «При­и­дите, покло­нимся», Три­свя­того, в начале и при окон­ча­нии чтения Свя­щен­ного Писа­ния, на «Алли­луия», при чтении и пении Сим­вола веры, на отпу­сте. Обычай кре­ститься во время каж­дого из про­ше­ний раз­лич­ных екте­ний не явля­ется устав­ным (в гре­че­ской и древ­не­рус­ской тра­ди­циях он не встре­ча­ется). Крест­ное зна­ме­ние совер­ша­ется при про­хож­де­нии по храму напро­тив Цар­ских врат. Кре­стятся при постав­ле­нии свечи на под­свеч­ник перед иконой, перед при­кла­ды­ва­нием к иконе, перед потреб­ле­нием просфор. Кре­ститься не поло­жено во время архи­ерей­ского или иерей­ского при­вет­ствия «Мир всем» или иных воз­гла­сов, сопро­вож­да­е­мых бла­го­сло­ве­нием народа рукой. Крест­ное зна­ме­ние не совер­ша­ется во время чтения или пения псал­мов и стихир, запре­щено кре­ститься при под­ходе к Святой Чаше для При­ча­ще­ния. Крест­ное зна­ме­ние в опре­де­лен­ных слу­чаях соче­та­ется с покло­нами, но при этом они не должны совер­шаться одно­вре­менно с крест­ным зна­ме­нием.

На иконах Иисус Хри­стос или какой-либо святой порой изоб­ра­жа­ются, скла­ды­ва­ю­щими пальцы в особом пер­сто­сло­же­нии. Как это пони­мать?

Не только Иисус Хри­стос или святые на иконах скла­ды­вают пальцы в особом пер­сто­сло­же­нии, име­ну­е­мом име­но­слов­ным. Так делает и пра­во­слав­ный свя­щен­ник, бла­го­слов­ляя людей или пред­меты. Счи­та­ется, что пальцы, сло­жен­ные таким обра­зом, изоб­ра­жают буквы ІСХС, из кото­рых потом надо сло­жить ІС ХС и мыс­ленно при­ба­вить титло, чтобы полу­чи­лось имя Иисус Хри­стос – І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός) в древ­не­гре­че­ском напи­са­нии. При бла­го­сло­ве­нии руку при начер­та­нии попе­реч­ной линии креста ведут сна­чала налево (отно­си­тельно пре­по­да­ю­щего бла­го­сло­ве­ние), потом направо, то есть, у чело­века, бла­го­слов­ля­е­мого таким обра­зом, сна­чала осе­ня­ется правое плечо, потом левое. Архи­ерей имеет право пре­по­да­вать бла­го­сло­ве­ние сразу двумя руками.

Почему на иконах Хри­стос или какой-либо святой изоб­ра­жены с двое­пер­стием?

В пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии рука, сло­жен­ная в крест­ное зна­ме­ние, явля­ется рас­про­стра­нен­ным эле­мен­том. В ходе поле­мики 2‑й поло­вины XVII – начала XX веков по вопросу двое­пер­стия как его сто­рон­ники, так и его про­тив­ники нередко ссы­ла­лись на те или иные ран­не­хри­сти­ан­ские и визан­тий­ские ико­но­гра­фи­че­ские изоб­ра­же­ния. В очень боль­шой сте­пени широ­кое исполь­зо­ва­ние древ­них хри­сти­ан­ских изоб­ра­же­ний в целях апо­ло­гии двое­пер­стия было вызвано тем, что в позд­ней­шей прак­тике, сохра­няв­шейся на Руси до реформ пат­ри­арха Никона, и при совер­ше­нии крест­ного зна­ме­ния, и при свя­щен­ни­че­ском (или епи­скоп­ском) бла­го­сло­ве­нии упо­треб­ля­лось одно и то же двое­пер­стие, поэтому любые изоб­ра­же­ния Гос­пода Иисуса Христа или святых с под­ня­той рукой и пер­сто­сло­же­нием, сход­ным с двое­пер­стием, вос­при­ни­ма­лись как одно­знач­ное сви­де­тель­ство о двое­пер­стии (т. е., иными сло­вами, как изоб­ра­же­ния бла­го­сло­ве­ния с исполь­зо­ва­нием двое­пер­стия; необ­хо­димо отме­тить, что соб­ственно крест­ное зна­ме­ние в ико­но­гра­фии встре­ча­ется редко). Впро­чем, наряду с двое­пер­стием в ико­но­гра­фии Гос­пода Иисуса Христа и святых часто встре­ча­ются и иные формы пер­сто­сло­же­ния – просто рас­кры­тая ладонь, вытя­ну­тый ука­за­тель­ный палец и т. н. ора­тор­ский жест (когда все пальцы, кроме боль­шого и безы­мян­ного, вытя­нуты, а эти два сло­жены вместе), вос­хо­дя­щий, как думает немало ученых, к антич­ной тра­ди­ции; воз­ник­но­ве­ние двое­пер­стия в ико­но­гра­фии нередко свя­зы­вали с упо­мя­ну­тым ора­тор­ским жестом. Однако такой подход к двое­пер­стию в ико­но­гра­фии, когда оно отож­деств­ля­ется с двое­перст­ным пер­сто­сло­же­нием при бла­го­сло­ве­нии (и тем более крест­ном зна­ме­нии), неве­рен. Двое­пер­стие в ико­но­гра­фии Гос­пода Иисуса Христа (а затем и святых) свя­зано с т. н. жестом вели­чия, состо­яв­шем в под­ня­тии руки с разо­гну­тыми и соеди­нен­ными вместе ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами и согну­тыми осталь­ными (т. е. внешне сов­па­дав­шем с двое­пер­стием), кото­рый вос­хо­дит к дохри­сти­ан­ской рим­ской тра­ди­ции, где изоб­ра­жался в каче­стве знака три­умфа. Так, одно из самых ранних изоб­ра­же­ний Христа с жестом вели­чия (оши­бочно отож­деств­ля­е­мым поле­ми­стами с двое­пер­стием) в сюжете «Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим» на сар­ко­фаге Адель­фии; сим­во­лика жеста состоит не в дву­перст­ном бла­го­сло­ве­нии Хри­стом жите­лей Иеру­са­лима, а в том, что Он изоб­ра­жен вхо­дя­щим в Святой град как Побе­ди­тель и истин­ный Царь. Позд­нее жест вели­чия, как и другие рим­ские атри­буты (пре­стол, клавы и др.), ста­но­вится обыч­ным эле­мен­том изоб­ра­же­ний Гос­пода Иисуса Христа во славе. При этом, сле­дует иметь в виду, суще­ствует немало типов изоб­ра­же­ний Гос­пода Иисуса Христа, на кото­рых упо­мя­ну­тый жест сим­во­ли­зи­рует бла­го­сло­ве­ние.

Источник

Храм Святителя Николая Мирликийского в городе Лекко — Parrocchia San Nicola di Myra

Русская Православная Церковь Московского Патриархата / Parrocchia di San Nicola di Myra a Lecco del Patriarcato di Mosca Chiesa Ortodossa Russa.

Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть фото Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть картинку Что нужно говорить когда крестишься. Картинка про Что нужно говорить когда крестишься. Фото Что нужно говорить когда крестишься

Как правильно молиться, крестится, церковные правила и основные молитвы.

Как подготовить себя к посещению храма. Храм, является домом Божьим, небом на земле, местом, где совершаются величайшие Таинства. Поэтому, необходимо, всегда готовится к принятию святынь, чтобы Господь не осудил нас, за небрежность в общении с Великим.* Принимать пищу, перед посещением храма, не рекомендуется, запрещено по уставу,, это всегда делается натощак. Некоторые, отступления возможны при немощи, с обязательным укорением себя.
Одежда, имеет большое значение, об этом, упоминает апостол Павел, заповедуя женщинам, обязательно покрывать голову. Он отмечает, что покрытая голова женщины, является положительным знаком для ангелов, ибо, это является признаком скромности. Не хорошо, посещать храм в короткой, яркой юбке, в вызывающе открытом платье или в спортивном костюме. Дурным, считается все, что принуждает окружающих, обращать на вас внимание и отвлекает от службы и молитвы. Женщина в брюках, в храме, явление тоже, неприемлемое. В Библии, существует, еще ветхозаветное запрещение женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам — в женское. Уважайте чувства верующих, даже если это ВАШЕ первое посещение храма.

Утром, встав с постели своей, возблагодарите нашего Господа, даровавшего нам возможность, провести ночь в мире и продлившего нам, дни для покаяния. Неспешно умойтесь, встаньте перед иконой, зажгите лампадку (обязательно от свечи), для придания молитвенного духа, приведите свои мысли в тишину и порядок, всех простите и только тогда начните читать, утренние молитвы из молитвослова. Если есть время, почитайте одну главу из Евангелия, одну из деяний Апостолов, одну кафизму из Псалтири или один псалом. При этом, необходимо помнить, что всегда, лучше прочесть одну молитву, с искренним чувством, чем все молитвы, с навязчивой мыслью, поскорее завершить. Перед своим выходом, произнесите молитву — : «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем, перекрестись и спокойно шествуйте в храм. На улице, перекрестите дорогу перед собой, с молитвой: «Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла». По пути в храм, читайте про себя молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

*Правила входа в храм.
Прежде чем войти в храм, перекреститесь, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и произнесите к первому поклону: «Боже, буди милостив мне, грешному». второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя».
К третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
Затем, проделав то же самое войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, произнесите про себя: «Простите меня, братья и сестры».
*В храме, правильно целовать иконы, следует так:
Лобызая святую икону Спасителя — следует целовать ноги,
Божией Матери и Святых — руку,
а нерукотворный образ Спасителя и главу святого Иоанна Крестителя — во власины.
И помните. Если вы пришли на службу, то Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу.
ПРИМЕЧАНИЕ:- если у Вас нет сил простоять всю службу, то можно посидеть, ибо как говорил святитель Филарет Московский : «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».
Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

Как ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ.
Крестное знамение совершается следующим образом.
Мы складываем пальцы правой руки: большой, указательный и средний — вместе (щепотью), безымянный и мизинец — согнув вместе, прижимаем к ладони.

Три сложенных пальца означают нашу веру в Бога, в Троице поклоняемого, а два пальца — веру в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека. Затем кончиками трех сложенных пальцев мы касаемся лба, чтобы освятить наши мысли; живота, чтобы освятить наше тело; правого и левого плеча, чтобы освятить дела наших рук. Таким образом мы изображаем на самих себе крест.

После этого мы совершаем поклон. Поклоны бывают поясные и земные. Поясной поклон состоит в наклонении верхней части тела вперед после совершения крестного знамения. При земном поклоне верующий становится на колени, наклоняясь, касается лбом пола и затем встает.

Относительно того, какие поклоны и когда следует совершать, существуют определенные обширные церковные правила. К примеру, не совершаются земные поклоны в период от праздника Пасхи до дня Святой Троицы, а также в воскресные дни и в дни великих праздников.

Креститься без поклонов: 1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.
2. В начале «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него — три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
5. При словах «Честнейшую Херувим».
6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

Поясной поклон без крестного знамения
1. При словах священника «Мир всем»
2. «Благословение Господне на вас»,
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
4. «И да будут милости Великаго Бога» и
5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Креститься не положено.
1. Во время псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов.
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

ИКОНЫ В ДОМЕ
Спас Нерукотворный
Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть фото Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть картинку Что нужно говорить когда крестишься. Картинка про Что нужно говорить когда крестишься. Фото Что нужно говорить когда крестишься
Икона слово греческое и в переводится как — «образ». Священное писание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Правивший, во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса, царь Авгарь был тяжко болен проказой. Узнав, что в Палестине, находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет у людей любые болезни, Авгарь уверовал в Него, и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу, письмо Авгаря, с просьбой о исцелении и своем покаянии. Кроме этого, он велел живописцу, нарисовать портрет Иисуса. Но сделать портрет, художнику не удалось, «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему, пришел сам Господь. Он взял кусок ткани и приложил его, к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.
За этим чудотворным образом закрепилось название — *Спас Нерукотворный*.

Предназначение иконы
Главное предназначение иконы – помогать людям возноситься над мирской суетой, оказывать помощь в молитве. «Икона — это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».
Икона призвана, — пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях и молитвах.
Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть фото Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть картинку Что нужно говорить когда крестишься. Картинка про Что нужно говорить когда крестишься. Фото Что нужно говорить когда крестишься
Какие иконы должны быть в доме православного христианина
Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также, часто для дома приобретают икону Спаса Нерукотворного.
Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов:
«Умиление» («Елеуса») — Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.;
«Путеводительница» («Одигитрия») — Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др.
Обычно на Руси принято в каждом домашнем иконостасе располагаеть икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников очень часто располагают иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. Если позволяет место, желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила.
При желании можете дополнить иконами покровителей. Например:Покровители семьи.- святые благоверные князь Петр( в иночестве Давид) и княгиня Феврония
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
— святые мученики и исповедники Гурий,Самон и Авив — известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою» –они заступники женщины в трудном браке. ПОКРОВИТЕЛЬ ДЕТЕЙ. — святой младенец- мученик Гавриил Белостокский.

Как ПРАВИЛЬНО молиться. Молитвы читаются по определенным ПРАВИЛАМ. Правилом называется порядок чтения молитв, закрепленный Церковью, их состав и последовательность. Различают: утреннее, дневное и вечернее правило, правило к Святому Причащению.
Каждое из правил имеет почти одинаковое начало — предначинательные молитвы:

Если вы, ограниченны во времени, — то воспользуйтесь, молитвенным Правилом, Серафима Саровского:
После сна, умывшись, прежде всего, надо встать перед иконами и, благоговейно перекрестившись, прочитать трижды Господню молитву *Отче наш*. Затем трижды *Богородице Дево,радуйся* и, наконец, — Символ веры.

Молитва Господня(данная нам Иисусом Христом) —
Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое,
да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не дай впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
**********
Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть фото Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть картинку Что нужно говорить когда крестишься. Картинка про Что нужно говорить когда крестишься. Фото Что нужно говорить когда крестишься
СИМВОЛ ВЕРЫ:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного до начала времени; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все было сотворено.
Нас ради людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как предсказывали Писания. И восшедшего на небеса и царствующего с Отцом. И вновь грядущего во славе, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.
Символ Веры — краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.

ПСАЛОМ 50.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Омой меня от всех беззаконий моих, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и злое пред Тобою сотворил я, так что Ты прав в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. С самого рождения моего я виновен пред Тобою; я — грешник от зачатия моего во чреве матери моей. Но Ты любишь искренних сердцем и открываешь им тайны премудрости. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и белее снега я стану. Верни душе моей радость и веселие, — и возрадуются кости мои, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от преждевременной смерти, Боже, Боже спасение мое, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе. Ибо не желаешь Ты жертвы — я дал бы ее — и ко всесожжениям не благоволишь. Жертва Богу — дух сокру­шенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы праведные; тогда возложат на алтарь Твой жертвы Тебе.

*Песнь Пресвятой Богородтце:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.

*Молитвы Пресвятой Богородице:
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

*Более простая молитва —
Пресвятая Мати Божия, моли Сына Своего и Бога об откровении ума моего и о благословении начинаний моих, и ниспослании свыше помощи в делах моих, и оставлении грехов моих, и о получении вечных благ.Аминь.
Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть фото Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть картинку Что нужно говорить когда крестишься. Картинка про Что нужно говорить когда крестишься. Фото Что нужно говорить когда крестишься
МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ и ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
Благословение пищи или Благодарственная молитва, произносится перед началом трапезы.
Молитву, возможно читать сидя или стоя. Но, если присутствуют люди, исповедующие другую веру, то молитву вслух, лучше не произносить!
Молитва, по содержанию, может быть краткой или пространной. Три, ниже приведенных варианта молитв перед трапезой, являются наиболее распостраненными, так как являются, наиболее краткими:

1. Господи, благослови нас и эти дары Твои, вкушаемые нами щедрот
Твоих. Во имя Христа, Господа нашего, аминь.

2. Благослови, Господи, эту пищу, чтобы она пошла нам во благо и придала
сил для служения Тебе и помощи тем, кто в ней нуждается. Аминь.

3. Возблагодарим Господа за даруемую нам трапезу. Аминь.

Представляем вам и другие варианты молитв, перед едой:

1. Отче наш… Или: Очи всех обращены к Тебе, Господи, и Ты всем даешь пищу в нужное время,
открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее.

2. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, ибо Ты насытил нас земными Твоими благами. Не лиши нас и
Небесного Твоего Царства, но как некогда пришел к ученикам Твоим, мир даруя им, приди к нам и спаси нас.

Часто, верующие люди, перед и после принятия пищи, просто читают три молитвы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй» (трижды). «Молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

А, если захотелось, перекусить яблочком или бутербродом, например, то священнослужители, рекомендуют, просто перекреститься или перекрестить съедаемое!

Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть фото Что нужно говорить когда крестишься. Смотреть картинку Что нужно говорить когда крестишься. Картинка про Что нужно говорить когда крестишься. Фото Что нужно говорить когда крестишься

МОЛИТВЫ на СОН ГРЯДУЩИМ:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

*Молитва святого Макария Великого, к Богу Отцу
Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Пресвятому Духу
Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

*Молитва
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

*Молитва Пресвятой Богородице
Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

*Молитва святому Ангелу хранителю
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва Честному Животворящему Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

*Молитва
Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
*Молитва
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

*Исповедование грехов ПОВСЕДНЕВНОЕ:
Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Когда отходите ко сну, — обязательно произносите:

*В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.*

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *