Что нужно для военных сборов

Что нужно для военных сборов

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола.

2. От военных сборов также освобождаются:

а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;

б) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) граждане, обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях;

(пп. «з» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «и» в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

м) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные подпунктами «а», «б», «б.1», «в», «и», «к» и «л» пункта 1 и пунктом 2 статьи 24 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;

о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

(пп. «о» в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «о.1» введен Федеральным законом от 11.03.2006 N 37-ФЗ)

п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.

(пп. «п» введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ)

2.1. Граждане, уволенные с военной службы, в течение двух лет со дня увольнения в запас имеют право на освобождение от призыва на военные сборы, за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.02.2018 N 10-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

(п. 4 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 99-ФЗ)

Источник

Что нужно для военных сборов

Статья 54. Военные сборы

1. Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.

Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

1.1. Военные сборы подразделяются на:

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.06.2009 N 110-ФЗ)

2. Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации либо иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Началом военных сборов считается день отправки гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности либо день его убытия из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

Окончанием военных сборов считается день отправки гражданина с места проведения военных сборов либо день его прибытия в военный комиссариат или орган федеральной службы безопасности, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день исключения гражданина из списков личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может превышать 12 месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин, пребывающий в резерве, в течение срока контракта о пребывании в резерве, определяется Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В продолжительность военных сборов не засчитывается время отбывания дисциплинарного ареста.

(абзац введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

4. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 110-ФЗ, от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Правовое положение граждан, призванных на военные сборы, определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

Источник

Оформление освобождения от работы и выплаты работникам в связи с военными сборами

Оплата военных сборов работнику — обязанность работодателя. Призывнику положено:

Расходы компенсирует Минобороны.

Порядок призыва на военные сборы

Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Инициирует проведение сборов глава государства специальным указом, где дополнительно указана численность привлекаемых военнообязанных и их распределение между войсками и формированиями.

В апреле на основании этого документа военкоматы составят списки граждан, которым надлежит явиться для прохождения медицинской комиссии. Повестки и извещения о необходимости явиться в военкомат высылают заранее — не менее чем за 10 дней до начала сборов. Если в организации ведется воинский учет, то уведомление направят работодателю.

По закону, если работник призывается на военные сборы, то работодатель обязан передать ему повестку, а извещение подшить к личному делу. Если работник получит повестку лично, его обязанность — известить руководство о вызове в военкомат. Все эти правила прописаны в постановлении правительства РФ от 29.05.2006. Здесь же имеется образец повестки на военные сборы, который комиссариаты обязаны использовать для призыва на сборы военнообязанных в запасе. Бланк состоит из трех частей — расписки в получении повестки, самой повестки и извещения для работодателя: каждая отрывная часть — для конкретного получателя.

Кого и на сколько призовут на переподготовку

В правилах указано, что подготовка военнообязанного в запасе проводится не чаще 1 раза в 3 года, а максимальная продолжительность учений — 2 месяца. Всего за время пребывания в запасе гражданина разрешено призывать на сборы на период не более 12 месяцев. По закону, ответственность за организацию военных сборов несут военкоматы. Они составляют списки и планируют призыв.

Одновременно ограничен возраст граждан, для которых проводится подготовка:

Есть и исключения: они перечислены в ст. 55 закона № 53-ФЗ. Среди них — женщины, сотрудники МВД, Росгвардии, МЧС, ФТС, ФСИН, летно-технический и плавающий составы, студенты, педагоги, многодетные отцы, парламентарии и главы регионов, некоторые иные лица.

Как оформить освобождение от работы на время переподготовки

Работодатель не вправе препятствовать участию работника в подготовке и обязан на какое-то время освободить его от работы. Для этого издают приказ освобождения работника от работы в связи с повесткой в военный комиссариат (см. ст. 170 Трудового кодекса РФ). Но предпринимать что-либо необходимо только после того, как у работодателя появится отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Этот документ:

В извещении для работодателя указаны время начала и окончания призывных мероприятий — период, на который придется освободить сотрудника от работы. На основании этого издается приказ об освобождении от труда.

Унифицированного бланка такого приказа нет, оформляется он в произвольной форме. Помимо периода, на который работник получает освобождение от работы, в документе прописывают сохранение подчиненному зарплаты во время прохождения военных сборов, как этого требует законодательство.

При необходимости в приказе решается вопрос о возложении обязанностей временно отсутствующего специалиста на другого сотрудника.

Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то, по его желанию, отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено ст. 124 Трудового кодекса РФ. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста: хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется должность.

Отсутствие сотрудника из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23».

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу не делают.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить дни прохождения работником военных сборов в табеле, а также подготовили удобный образец приказа об отбытии сотрудника на сборы. Используйте эти материалы бесплатно.

Выплаты призывникам

В ст. 6 закона № 53-ФЗ и п. 25-26 постановления правительства № 333 прописано, как оплачивать работодателю вызов по повестке в военкомат и какие выплаты положены работнику. Призывнику выплачивают:

На деньги сотрудник вправе рассчитывать после того, как предъявит справку из военкомата. В ней указано количество дней, проведенных на военном мероприятии, подлежащих оплате.

Порядок определения компенсации в виде среднего заработка определен в пункте 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 01.12.2004 № 704. Там прописано, сколько платят за военные сборы организации. Расчет среднего заработка производится по общим правилам, поскольку военные сборы в ТК РФ не рассматриваются как исключительный вариант, и специального способа исчисления для них не предусмотрено.

Компенсации организациям

Затраты, связанные с выплатой работнику среднего заработка, иногда существенные. Но работодатель не оплачивает военные сборы из собственных средств, учитывая, что работник в период отсутствия исполняет государственную обязанность. Закон говорит: все расходы компенсирует государство за счет средств федерального бюджета через Министерство обороны.

Фактически выплату производит военкомат, работодателю следует направить документы для возмещения расходов на военные сборы с копиями документов, подтверждающих расходы. Чтобы вернуть деньги, направьте в военкомат письмо в свободной форме, где укажите:

Письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Но источник, из которого осуществляется оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке, — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала он выплачивает деньги, затем расходы возмещают ему из бюджета. Все выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются, в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок, как отразить средний заработок сотруднику на время военных сборов в учете, зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны два варианта отражения таких выплат:

Полученная организацией компенсация за военные сборы не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата за услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности, но это некорректная позиция. Деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — возмещение расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Потому НДС они не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку работника по вызову военного комиссариата, то к нему применят санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.

Для самого работника ответственность за неявку в военкомат без уважительной причины прописана в статье 21.5 КоАП РФ. Это штраф до 3000 рублей. Кроме того, уклонение от воинских обязанностей — уголовно наказуемое деяние, санкции по которому предусмотрены статьей 339 УК РФ и достигают 7 лет лишения свободы.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 закона № 53-ФЗ. Это болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю следует обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем как для себя, так и для работника.

Источник

Как отпустить сотрудника на военные сборы

Для поддержания уровня военной подготовки населения государство в лице Министерства обороны страны периодически проводит военные сборы. В подавляющем большинстве случаев на сборы призываются трудоустроенные граждане, а значит, у работодателя появляются дополнительные хлопоты.

Призвать на военные сборы военкомат может только тех, кто состоит на воинском учете, но далеко не всех. Сборы не касаются:

О призыве оповещают повесткой не позднее чем за 10 дней до начала сборов. На первом этапе военнообязанные проходят медосмотр, по результатам которого военкомат принимает решение о призыве на военные сборы. Верхней границы возраста нет, определяющим становится именно состояние здоровья.

Военные сборы не могут длиться дольше двух месяцев. Общая продолжительность сборов для одного военнообязанного не может превышать 12 месяцев.

Автоматизируйте воинский учет в организации с Контур.Персоналом

Обязанности работодателя

Повестку о призыве на сборы военкомат присылает по месту жительства гражданина, если он не трудоустроен или у военкомата нет информации о месте его работы. Трудящийся самостоятельно уведомляет руководителя организации о призыве и передает ему извещение, которое является отрезной частью повестки.

Трудоустроенным гражданам повестка придет по месту работы. И тогда, наоборот, организация обязана сообщить сотруднику о том, что его ждут на военные сборы. В таком случае руководитель оставляет извещение у себя, вкладывает в личное дело, а сотруднику отдает повестку (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ).

Организация не должна препятствовать своевременной явке призванного в военкомат, то есть обязана освободить его от выполнения трудовых обязанностей на время сборов. В противном случае военкоматы могут привлечь руководителя организации или ответственного сотрудника к административной ответственности и наложить штраф от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

Оформить все это можно приказом в свободной форме, утвержденного шаблона Генштаб РФ не предлагает. Сотрудник знакомится с приказом под подпись. Важно, чтобы в документе период освобождения от работы соответствовал периоду военных сборов, указанному в извещении.

В течение всего периода сборов работодатель сохраняет за сотрудником средний заработок, который выплачивается работнику. При этом комиссариат обязан возместить эти суммы работодателю. Для этого необходимо направить в военкомат заявление с указанием фактических расходов и банковских реквизитов для перечисления компенсации. Заявление составляется в произвольной форме, но на официальном бланке организации. Заверяет его руководитель или его заместитель. К заявлению надо приложить заверенные копии подтверждающих документов: извещения о призыве сотрудника на военные сборы, справки из военкомата о прохождении сборов, приказа об освобождении сотрудника от работы для прохождения сборов, расчетно-платежной ведомости и пр. (Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 704).

Права работника

Как уже сказано выше, сотрудник, призванный на военные сборы, имеет право на средний заработок. Начисления ведутся только за рабочие дни, выходные и праздничные дни в расчет не входят.

Отсутствие работника считается уважительным, в табеле учета рабочего времени период сборов работодатель отмечает знаком «Г» или соответствующим ему цифровым кодом «23» — как исполнение государственных или общественных обязанностей.

Время, проведенное на сборах, не сказывается на отпускном стаже. Оно также включается и в определение страхового стажа для расчета пенсионного обеспечения. Средний заработок, который выплачивается в этот период, облагается страховыми взносами, а значит, он войдет в расчет социальных пособий, например по временной нетрудоспособности.

Если у сотрудника военные сборы совпали с ежегодным оплачиваемым отпуском, отдых прерывается. У работника есть два варианта:

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Источник

Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 марта 2006 г. N 37-ФЗ в статью 55 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 55 настоящего Федерального закона

1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 55 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

2. От военных сборов также освобождаются:

а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;

Информация об изменениях:

б) сотрудники органов внутренних дел, сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт «ж» внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт «з» пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

з) граждане, обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения в образовательных организациях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ подпункт «и» пункта 2 статьи 55 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Информация об изменениях:

л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

м) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренные подпунктами «а», «б», «б.1″,»в», «и», «к» и «л» пункта 1 и пунктом 2 статьи 24 настоящего Федерального закона;

н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;

о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Информация об изменениях:

2.1. Граждане, уволенные с военной службы, в течение двух лет со дня увольнения в запас имеют право на освобождение от призыва на военные сборы, за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве.

Информация об изменениях:

4. Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в пункте 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *