Что нужно для военного билета медсестре
ПОЛУЧЕНИЕ ВОЕННОГО БИЛЕТА ПО ЗДОРОВЬЮ – САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРИЧИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРИЗЫВНИКА ОТ АРМИИ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ Я НА ПРАКТИКЕ РАЗБЕРУ, КАК ПРИЗЫВНИКУ ПОЛУЧИТЬ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПО БОЛЕЗНИ.
ПОЛУЧЕНИЕ ВОЕННОГО БИЛЕТА ПО ЗДОРОВЬЮ – САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРИЧИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРИЗЫВНИКА ОТ АРМИИ. В ЭТОЙ СТАТЬЕ Я НА ПРАКТИКЕ РАЗБЕРУ, КАК ПРИЗЫВНИКУ ПОЛУЧИТЬ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПО БОЛЕЗНИ.
ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ?
Чтобы законно получить военный билет по болезни, призывник должен пройти призывные мероприятия и получить на заседании призывной комиссии категорию годности «В» или «Д». Такое решение принимается, только в том случае, если:
у молодого человека есть болезнь, несовместимая с исполнением воинской обязанности,
если заключение врача, проводившего обследование от военкомата, полностью совпадает с формулировками Расписания болезней.
Чтобы выполнить оба пункта, нужно правильно подготовится к призыву, своевременно приобщить документы к личному делу и проконтролировать процесс организации мероприятий, связанных с призывом на службу.
КАК ПОЛУЧИТЬ ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПО ЗДОРОВЬЮ
1. Подготовьтесь к призыву. Соберите медицинские документы и сопоставьте их с Расписанием болезней. Если документов нет, обратитесь в поликлинику по месту жительства с жалобами на здоровье и пройдите назначенные обследования.
2. Пройдите медкомиссию. Покажите профильному по заболеванию врачу собранные документы и расскажите о диагнозе.
3. Получите направление на дополнительное обследование и пройдите его. Отнесите заполненный акт в военкомат.
4. Пройдите призывную комиссию. Если комиссия утвердит вам непризывную категорию, подготовьте документы для получения военного билета.
ПОЛУЧЕНИЕ ВОЕННОГО БИЛЕТА ПО ЗДОРОВЬЮ: НЮАНСЫ
Выше описан идеальный сценарий получения военного билета по состоянию здоровья, но на практике процесс может быть сложнее. К примеру, после призывной комиссии личные дела призывников направляют на КМО для уточнения вынесенной категории. Для молодых людей этот процесс проходит незаметно, так как им не нужно ехать в военкомат и проходить очередные комиссии, а решение о призыве принимается по медицинским документам из личного дела. Но если сведений недостаточно для постановки категории, то молодого человека вызывают на очное контрольное медицинское освидетельствование.
Постановка категории годности «В» или «Д» на районной призывной комиссии не гарантирует освобождение от армии, так как:
1. Вышестоящая призывная комиссия может отменить решение о зачислении в запас.
2. Если КМО не успеет утвердить категорию до окончания призывной кампании, то решение районной призывной комиссии аннулируется. Призывнику придется заново проходить призывные мероприятия в следующем призыве.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Получение военного билет для медиков: все нюансы
Граждане, занимающиеся медицинской деятельностью, являются военнообязанными лицами. Но большинство из них об этом узнают достаточно поздно, когда за неявку в местный комиссариат на адрес регистрации приходит штраф или на работе информируют о наличии другого административного взыскания. Поэтому, решив связать свою деятельность с медициной, рекомендуется узнать, медработники каких специальностей согласно российскому законодательству считаются военнообязанными гражданами, а также как оформить военный билет для медиков.
Что представляет собой военный билет и для чего он нужен
Это важный государственный документ, который можно сравнить с паспортом, удостоверяющим личность гражданина. Его выдают представители военкоматов российским гражданам, чаще всего мужчинам, годным или ограниченно годным к службе в армии.
Зачем военный билет медработнику
Медицинские работники являются незаменимыми помощниками на фронте. Они своевременно оказывают первую медицинскую помощь солдатам и командирам, получившим ранение в бою с противником. Поэтому медиков призывают на военную службу вместе с остальными военнообязанными лицами. При этом женщины-доктора тоже получают военные билеты.
Рассматриваемый документ не только подтверждает то, что его владелец является военнообязанным гражданином РФ. Из него также можно узнать личные данные лица, войсковую специализацию, категорию годности по здоровью.
Работники медицины оформляют военный билет в индивидуальном порядке после окончания медицинского колледжа. В документе указывается медицинская специализация, в рамках которой они могут оказывать помощь военнослужащим.
Каким врачам выдают военные билеты
Перечень медицинских специальностей, обладателям которых предусмотрена выдача военных удостоверений, утвержден Постановлением Правительства РФ. Данного документа нет в свободном доступе согласно Указу Президента РФ №1203 от 30.11.95 г. и ФЗ «О государственной тайне». Поэтому сведения о военно-учетных специальностях можно узнать только со слов самих военнообязанных медиков.
Военный билет предоставляется гражданам, имеющим специальное медицинское образование. При этом практический опыт работы медика по специальности не влияет на получение удостоверения, подтверждающего статус военнообязанного лица. Даже если гражданин, получивший диплом медика, ни дня не работал по специальности, он все равно попадает под мобилизацию в армию при таковой потребности.
Перед тем, как получить военный билет в районном военкомате, медработнику рекомендуется ознакомиться с медицинскими специальностями, по которым обязательна постановка на учет в комиссариате.
Военный билет точно понадобится следующим гражданам:
При этом, стоит учесть, что независимо от специализации, врача могут отправить служить в любой род войск и подразделение.
Каждый студент медучреждения обязан самостоятельно узнать в деканате о необходимости постановки на учет в военном комиссариате и возможности его призыва по специальности. Поэтому данную информацию рекомендуется узнавать еще до поступления в ВУЗ и выбора специальности. Правила в каждом отдельном медицинском учреждении несколько отличаются и имеют ряд особенностей.
Получение военных билетов работниками медицины
Перед поступлением в медучреждение каждый ответственный гражданин узнает, когда выдается военный билет медикам, а также что для его оформления надо сделать.
Процедура выдачи военных билетов медработникам практически ничем не отличается от аналогичной процедуры, предусмотренной для остальных российских граждан призывного возраста. Разница только в периоде обращения в военный комиссариат.
Когда выдают военный билет медработникам
Потенциальным медицинским сотрудникам надо решить вопрос с оформлением военного билета еще до сдачи государственных экзаменов в ВУЗе. За несколько месяцев до получения диплома деканат учебного заведения ставит задачу студентам пройти военную медкомиссию, собрать пакет необходимых бумаг.
Медкомиссию можно пройти по месту регистрации или официального проживания с временной пропиской. Это удобно для граждан, приехавших на обучение из других населенных пунктов. При этом студенты-медики имеют право проходить обследование у докторов в поликлинике вне очереди. Но, получить справку из ПНД можно только в диспансере, за которым физическое лицо закреплено по месту официального проживания.
По итогам военно-врачебной комиссии деканат выдает военный билет студенту после окончания медицинского университета. В документе указывается категория годности к войсковой службе. Медицинского специалиста ставят на учет в военном комиссариате по месту будущей работы или официальной регистрации.
В случае переезда на новое место работы или проживания медик обязуется в трехмесячный срок стать на учет в местном военкомате. Это необходимо на тот случай, если будет объявлен общий сбор военнообязанных лиц.
Необходимые документы для оформления военного билета
Стандартные документы, предоставляемые в военкомат на военный билет для медиков:
Обычно представители военных комиссариатов требуют копии перечисленных документов.
Также гражданин должен представить в военкомат справку от терапевта, которая выдается после обследования у всех врачей, определенных военной комиссией.
Если будущий медицинский работник приходит в военкомат еще в процессе учебы, он должен представить соответствующую справку из деканата учебного учреждения.
В военкоматах, расположенных в разных населенных пунктах, требования к оформлению военного билета для медика немного отличаются. Поэтому перечень необходимых документов рекомендуется уточнять на месте.
Порядок оформления и выдачи военных билетов военными комиссариатами регламентируется Приказом №400 МО РФ от 02.10.2007 г. Согласно этому нормативному документу военный билет после принятия решения призывной комиссией должен быть предоставлен гражданину не позднее десятидневного срока. Если военкомат не соблюдает установленный законом порядок выдачи документов, гражданин вправе подать исковое заявление в суд.
Ответственность для работников медицинской сферы за неявку в военкомат
Большинство медучреждений России не выдают дипломы своим выпускникам, которые не встали на военный учет и не оформили военный билет. Такая практика является незаконной. Поэтому студенты имеют право подать на деканат в суд и решить вопрос о предоставлении им дипломов после удачной сдачи выпускных экзаменов в судебном порядке.
За то, что будущий медицинский работник своевременно не встал на учет, проигнорировал медицинскую комиссию и не оформил военный билет, он отвечает перед военкоматом. Действующим российским законодательством предусмотрены административные наказания в виде штрафов и прочих взысканий.
Согласно российскому законодательству мужчин, достигших 27 лет, уже не призывают в армию. Но на медицинских специалистов это требование не распространяется в полном объеме. Сразу после выпуска из медицинского ВУЗа они становятся военнообязанными гражданами. Поэтому получение военного билета после окончания учебы медицинским работникам просто не избежать.
Период времени, через который с медработника снимаются военные обязательства, зависит от звания специалиста, указанного в военном билете. Большинству медиков после завершения обучения присваивается звание «рядового». Поэтому до 50 лет их могут привлекать на военные сборы и призывать на войну в случае такой необходимости.
Военкомат – это серьезная государственная организация, которая способна существенно повлиять на дальнейшую судьбу гражданина РФ. Медицинским работникам особенно рекомендуется воспринимать всерьез данное учреждение и взаимодействовать с ним согласно своей профессиональной деятельности.
Воинский учет медицинских работников в ЛПУ: что изменилось?
Автор: Суворова Т., эксперт журнала
Медицинские работники учреждений здравоохранения (врачи, фельдшеры, медсестры) являются военнообязанными, поэтому в каждом учреждении должно быть организовано ведение воинского учета. Чаще всего эту обязанности поручают кадровой службе, но может быть назначен и отдельный сотрудник. Вне зависимости от того, кто в учреждении занимается воинским учетом, необходимо соблюдать соответствующие требования законодательства. Совсем недавно был принят Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ (далее – Закон № 8-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ). Согласно им с 17.02.2019 у руководителя организации и у сотрудников, ответственных за воинский учет в учреждении, появились новые обязанности. Какие именно? Узнаете, прочитав статью.
Вместо предисловия.
Для начала напомним, что воинский учет в учреждении ведется в соответствии с:
Положением о ведении воинского учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение № 719);
Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом Вооруженных сил РФ 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).
Последний документ наиболее четко регламентирует действия работодателя, а также определяет формы документов и обязанности работодателей в области военного учета.
В частности, работники, ответственные за ведение воинского учета в медицинском учреждении, должны будут сообщать в военкомат о сотрудниках, не вставших на воинский учет.
Чтобы определить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу (учебу), на воинском учете, проверяется наличие соответствующих отметок в его документе воинского учета. Бывает, что такие отметки отсутствуют, особенно у граждан, переехавших из других регионов (без регистрации по месту пребывания) или же уволенных военнослужащих, служащих системы МВД.
Если при приеме на работу выявлены граждане, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого, нужно:
направить в течение двух недель в военкомат сведения о них;
вручить сотрудникам, не состоящим, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военкомат.
Форма данного направления Законом № 8-ФЗ не утверждена, поэтому считаем, что оно может быть составлено в произвольной форме.
Но давайте вспомним, а какие вообще обязанности по воинскому учету работников установлены законодательством для учреждений.
Основные обязанности по ведению воинского учета.
Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в организациях, – это комплекс мероприятий, реализуемых руководителями или другими должностными лицами организаций (п. 17 Методических рекомендаций). Для осуществления воинского учета нужно:
Назначить ответственное за ведение воинского учета лицо. Количество работников, обеспечивающих такой учет в учреждении, определяется исходя из количества работников, состоящих на воинском учете на 31 декабря предшествующего года (п. 12, 13 Положения № 719). Например, если в учреждении трудится менее 500 работников, которые состоят на воинском учете, достаточно одного сотрудника, которому поручается ведение учета на условиях совместительства.
Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы для обеспечения сохранности документов по воинскому учету (п. 21 Методических рекомендаций).
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета определяются приказом руководителя. Форма такого приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Проект приказа согласовывается с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположено медицинское учреждение.
Руководителям организаций рекомендовано согласовать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направить в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет работников в организациях. Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также осуществляется, как правило, по согласованию с военным комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
Должностные обязанности специалистов, занимающихся воинским учетом в организации, закрепляются в трудовых договорах или должностных инструкциях.
Отметим, что если обязанности по воинскому учету поручаются кадровому работнику, это можно оформить как поручение дополнительной работы наряду с работой по трудовому договору в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. Дополнительная работа оплачивается отдельно. Размер доплаты устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Разработать, утвердить и вести следующие документы:
приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям). Такой документ издается при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года;
план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе (см. приложение 17 к Методическим рекомендациям). Этот план разрабатывается в течение календарного года и согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) или с главой органа местного самоуправления сельского поселения, городского округа. План утверждается руководителем организации ежегодно перед началом календарного года;
картотеку личных карточек (ф. Т-2 и Т-2 ГС(МС)[1]) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ (см. приложение 18 к Методическим рекомендациям).
Кроме того, работникам следует выдавать расписки о приеме документов воинского учета по форме, приведенной в приложении 14 к Методическим рекомендациям.
Обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учета.
Любой воинский учет работников при приеме на работу начинается с проверки документов воинского учета. Ответственный за это сотрудник проверяет наличие в паспорте гражданина РФ отметки о его отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета и записей в них, а также наличие отметки о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания.
Если отметок об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет нет, в силу п. 32 Методических рекомендаций организация обязана направить гражданина в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) по месту жительства или месту пребывания.
Законом № 8-ФЗ скорректирован п. 2 ст. 8 Закона № 53-ФЗ. Теперь ясно, куда отправлять уведомление о приеме военнообязанного без регистрации. В частности, в новой редакции сказано, что отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. При этом воинский учет граждан, не имеющих регистрации, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, которое указано в заявлении в качестве места пребывания гражданина.
После проверок документов воинского учета военнообязанных граждан заполняется раздел II «Сведения о воинском учете» личных карточек (ф. Т-2, Т-2 ГС(МС)). Этот раздел заполняется на основании военных билетов (справок взамен военных билетов, временных удостоверений, выданных взамен военных билетов) или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, аккуратно, без помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи должны производиться чернилами, шариковыми, гелевыми и другими ручками черного или синего цвета, а отметки о проведении сверки с документами воинского учета военных комиссариатов (органов местного самоуправления) – простым карандашом (приложение 7 к Методическим рекомендациям).
Сведения воинского учета должны быть актуальными. Для этого в силу п. 32 Положения № 719, п. 29 Методических рекомендаций необходимо:
сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан, а также в документах воинского учета соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления;
вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и сообщать о таких изменениях в военные комиссариаты (порядок информирования установлен приложением 13 к Методическим рекомендациям);
оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивать их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Кроме того, ответственный за воинский учет работников обязан представлять в военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления следующие сведения:
1) о приеме на работу (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету. Их нужно направить в течение двух недель с даты приема или увольнения. Форма, по которой направляются сведения, приведена в приложении 9 к Методическим рекомендациям;
2) о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, согласно приложению 10 к Методическим рекомендациям. Направить такую информацию нужно в течение двух недель с даты получения запроса из соответствующего военкомата;
3) о гражданах мужского пола 15- и 16-летнего возраста ежегодно до 15 сентября по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям;
4) о гражданах мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, ежегодно до 1 ноября по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям.
Подведем итог.
Как видим, обязанностей по ведению воинского учета немало: сверять данные, оформлять документы, взаимодействовать с военкоматами. К имеющимся с 17.02.2019 добавились еще две в отношении граждан, которые должны были встать на воинский учет, но не сделали этого: сообщить в военкомат сведения о них и вручить им направление в военкомат.
Необходимо соблюдать правила ведения воинского учета, тогда получится избежать административной ответственности. Пусть штрафы и небольшие (согласно ст. 21.4 КоАП РФ – до 1 000 руб.), но это не повод игнорировать требования законодательства.
[1] Утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.