Что нужно для виртуальной реальности
Выбираем устройства для VR: все, что нужно знать
Представляем насыщенный гайд по устройствам для VR. Что нужно знать для того, чтобы выбрать себе систему виртуальной реальности? Читайте ликбез по характеристикам VR-очков в нашей статье.
Виртуальная реальность — одна из самых передовых технологий современности, и на рынке сейчас представлены VR-гаджеты всех форм и размеров: от картонных очков до огромных шлемов. Расскажем, что нужно знать, если вы планируете выбирать устройства для VR.
Вне зависимости от форм-фактора, все VR-устройства разделяются на три вида: проводные, беспроводные и мобильные. Все типы обладают общими характеристиками, которые нужно учитывать при выборе устройства: глубиной погружения, удобством ношения и типом подачи контента.
Глубина погружения
Под глубиной погружения понимается ощущение присутствия в виртуальном мире. Она характеризует то, насколько качественно VR-гаджет будет способен обманывать ваш мозг. Глубина погружения складывается из следующих технических аспектов:
Позицонный трекинг «снаружи внутрь». Иллюстрация: HTC
Различие между 3DoF и 6DoF наглядно. Иллюстрация: Unity
Разные типы VR-контроллеров. Фото: VR Source
Удобство ношения
Эта комплексная характеристика определяет, насколько комфортным и незаметным для пользователя будет ношение VR-устройства в течение длительного времени (не меньше двух часов). Оно складывается из следующих аспектов, которые нужно учитывать при выборе устройства для VR:
Тип подачи контента
Собственно, виртуальные платформы, с которыми совместимы устройства для VR, и виртуальные миры, которые они предлагают. Windows Mixed Reality, SteamVR и OSVR — вот крупнейшие платформы виртуальной реальности. Большинство устройств, представленных на рынке, обязательно совместимы с одной или несколькими из них. Приложения для мобильных VR-гаджетов существуют под Android и iOS.
Современные массовые устройства для VR поддерживают следующие типы подачи контента:
О чем еще нужно знать?
Все вышеперечисленное — это общие характеристики, которые не зависят от вида устройства. При выборе отдельных видов устройств для VR также имеют значение следующие характеристики:
В совокупности знание всех этих характеристик поможет вам определиться, какой VR-гаджет из представленных на рынке лучше всего подойдет именно вам. Удачных покупок!
8 фактов про VR, которые вы стеснялись спросить
Содержание
Содержание
Там, где одни в курсе всех технических новинок, другие никак не успевают за прогрессом. Только привыкли, что карточку можно не вставлять в терминал, а тут оказывается, мир вовсю уже гуляет по виртуальной реальности. Если вы слышали что-то классное про VR, но до сих пор не понимаете, что тут к чему — мы ответим на самые популярные вопросы новичков.
Какая разница между очками и шлемом?
Ключевая разница в степени погружения и самой технологии подключения. Очки — это самый простой и довольно доступный способ попробовать виртуальную реальность. Они подключаются к смартфону, вернее последний просто вставляется в очки и транслирует специальный контент через окуляры очков. Очки мобильны, не зависят от компьютера и использовать их можно где угодно. В то же время максимально глубокого погружения ждать не стоит. Очки не отслеживаются в пространстве, а качество контента напрямую зависит от мощности смартфона.
Шлемы VR — это уже тяжелая артиллерия. Они отслеживаются в пространстве с помощью датчиков, транслируют изображение на отдельных дисплеях для глаз и дают полное погружение в цифровое пространство. Они идеально подходят для игр и подключаются напрямую к компьютеру. Стоят, правда, значительно дороже.
Правда, что сильно укачивает?
Не обязательно. Все зависит от вашего вестибулярного аппарата. Укачивания, головокружения — в принципе нормальная реакция для тех, кто впервые надел очки или шлем. Все дело в том, как мозг воспринимает информацию. Ваше тело остается в реальности, в то время как глаза и уши реагируют на виртуальные события. Вы видите, как вокруг все мелькает и бегает, а на самом деле вы сидите или стоите на одном месте и ничего не происходит. Головокружение — что-то вроде защитной реакции мозга, который не понимает, что не так.
Терпеть эти ощущения не стоит. При первых признаках дискомфорта прекращайте сеанс и возвращайтесь к VR позже, когда симптомы полностью пройдут. На начальном этапе выбирайте игры без явного рассинхрона, используйте режимы «телепорта» или «виньетки» и другие настройки, чтобы подстроить игровой процесс под собственные ощущения.
У многих укачивание со временем проходит, но, если вы переживаете и не хотите рисковать покупкой дорогостоящего оборудования — попробуйте для начала походить в салоны виртуальной реальности на несколько сеансов игр или хотя бы недорогие очки со смартфоном.
А вообще противопоказания есть?
Особенно нет. Первое, о чем беспокоятся новички в VR — а можно ли играть с нарушением зрения и что вообще делать, если ты носишь очки. Конечно, сменить очки на линзы в данном случае удобнее. Но сами по себе очки не являются препятствием, просто VR-система надевается поверх.
Как таковых противопоказаний по здоровью для использования VR нет, но имеет значение психическое состояние игрока. При наличии нервных и психических расстройств нужно внимательно отнестись к выбору контента, избегая игр с яркими и особо динамичными сценами, дикими спецэффектами. Ну, и не увлекайтесь слишком сильно виртуальными прогулками, чтобы не грустить по возвращению в суровую реальность.
И что там в этой виртуальной реальности делать?
Что угодно. Кататься на американских горках, гулять со львами по саванне, путешествовать по Марсу, играть в игры, смотреть фильмы в 3D. Все зависит от типа загружаемого контента, которого сейчас уже очень много от обыкновенных роликов до фантастических миров. В очках удобно и приятно смотреть ролики, оптимизированные под VR и играть в простейшие игры для смартфонов. В шлемах можно делать все то же самое, но играть уже «по-взрослому», полностью взаимодействуя с игровым пространством. Да и игры сами будут круче.
Качество контента разнообразно и зависит от разработчиков. Вот, например, как выглядит, нашумевшая Half-Life: Alyx, оптимизированная под VR.
Какой компьютер нужен для шлема VR?
Требования для ПК можно посмотреть в характеристиках самих VR-шлемов.
Например, шлем HTC Vive PRO просит процессор от i5 4590 или FX 8350, от 4–8 ГБ (а лучше все 16) оперативной памяти и видеокарту NVIDIA GeForce GTX 970 или AMD Radeon R9.
В целом, чем мощнее ваши процессор и видеокарта, тем более высокие настройки графики вы сможете выставить в игре.
Очки не имеют никаких специфических требований, потому что сами по себе не являются цифровым устройством. В них все зависит от вашего смартфона. Некоторые модели очков накладывают ограничение только на используемые модели для смартфонов. Например, Samsung Gear VR можно использовать только со смартфонами Samsung и то далеко не со всеми.
Обязательно покупать всю систему VR или шлема хватит?
Для некоторых игр достаточно и одного шлема. Игровые действия можно реализовать с помощью геймпадов, джойстиков или обычной клавиатуры с мышью. Но виртуальные контроллеры дадут вам, во-первых, мобильность, а, во-вторых, то самое, за что так любят VR — погружение.
С наличием полноценной VR-системы и контроллеров «махалок» вы полностью погружаетесь в игру, а контроллеры имитируют ваши руки.
У меня дома мало места — я смогу поиграть?
Конечно. В среднем для комфортной игры достаточно 3 квадратных метров пространства, в которых вы сможете размахивать руками и сделать пару шагов. В игровых настройках вы как правило можете задать периметр игровой зоны, и когда вы в порыве виртуального погружения вдруг начнете за нее выходить — шлем предупредит вас об этом. Также можно использовать реальные ограничители, чтобы вам было проще ориентироваться в пространстве — например, обложиться подушками или одеялами или просто постелить коврик на игровую зону. Лучше всего играть вдали от хрупких и острых предметов, электроники либо накрыть их чем-то мягким.
AR и VR — это одно и то же?
Нет. AR — это augmented reality, «дополненная реальность». Она буквально «накладывает» виртуальные объекты на реальное пространство. Что-то типа нашумевшей игры в покемонов Pokemon GO, только на этом потенциал AR, конечно, не заканчивается. Дополненная реальность активно используется в медицине, военном деле, инженерии, архитектуре и дизайне. смотря на то, что технологии различны, сферы их применения относительно схожи. В VR вы отсекаете реальный мир и полностью погружаетесь в цифровую среду, и она откликается на ваши движения. В AR вы смотрите на реальный мир, но с дополнительными элементами — объекты, разметки, чертежи, подписи, мультимедиа объекты в играх.
Есть, кстати, еще MR — mixed reality, «смешанная реальность», объединяющая AR и VR. Вы как бы полностью ощущаете себя в реальности, но вокруг вас происходит что-то цифровое, и вы взаимодействуете с этими объектами. Ключевое отличие от AR в том, что в дополненной реальности объекты просто накладываются сверху как картинка или голограмма, а в MR они полностью интегрируются в реальную среду, имея физические и пространственные точки соприкосновения с реальными объектами.
Half-Life: Alyx
Итак, Half-Life: Alyx окончательно убедила вас в том, что нужно брать шлем виртуальной реальности. VR сильно отличается от других игровых девайсов, поэтому здесь много непонятных терминов и странных условностей.
Вы уже могли узнать о шлемах из видеоразбора Александра Вилисова, но данный материал копает глубже: объясняет основные понятия, разбирает ряд актуальных устройств и подсказывает, с каких игр стоит начинать погружение в VR.
Содержание
Основные понятия. Что нужно знать?
Примерно прикинуть, насколько хорошо ваш компьютер подходит для виртуальной реальности, можно по системным требованиям Valve Index или Oculus Rift S. У Valve есть специальные утилиты для измерения характеристик. У Oculus такая тоже была, но больше не поддерживается.
Помните: во-первых, разрешение большинства шлемов выше стандартных 1080p, а во-вторых, для комфортный игры необходимо поддерживать высокую кадровую частоту – оптимальной планкой считается 90 fps. Поэтому, например, многие VR-игры выглядят графически простыми: у разработчиков в приоритете фреймрейт, а не число спецэффектов на пиксель экрана.
Кроме того, убедитесь, что в вашем PC есть свободные порты – обычно это USB 3.0 и DisplayPort 1.2, но от шлема к шлему спецификации меняются.
Если у вас ноутбук, тоже потратьте лишнюю минутку в поисковиках, чтобы удостовериться, что его хватит. Например, как предупреждает Valve, ноутбуки, которые соответствуют требованиям Valve Index, в действительности со шлемом могут не заработать.
Требования к свободному пространству
Кроме PC для VR понадобится свободное пространство. Некоторые игры можно пройти сидя в кресле, большинство хорошо играются, если стоять на месте, но наилучшие впечатления вы получите, если у вас всё-таки есть простор для манёвра.
Минимальная площадь игровой зоны в официальных требованиях – 2 метра на 1.5 метра. Для игр, которые можно проходить стоя или сидя, требований по площади нет. Иными словами, если у вас есть место, где вы можете от души помахать руками, то оно подойдёт для VR. Игры, в которые невозможно играть стоя на месте, встречаются редко.
Не бойтесь, удариться мизинчиком об угол дивана вам не грозит: в шлемах есть предохраняющий купол, который обозначает границы игровой зоны – вы очерчиваете их сами. Когда вы (или контроллеры в ваших руках) оказываетесь слишком близко к границам, зажигается предупреждающая сетка.
Помните: ваш шлем подключается к PC – от него будут тянуться провода. Беспроводные варианты есть, но с ними всё сложно – до такого технологии пока не доросли. Убедитесь, что PC находится рядом с вашей игровой зоной, иначе проводов может не хватить. Кроме того, для некоторых шлемов понадобится размещать базовые станции – ещё один источник проводов.
Сейчас у шлемов два основных вида трекинга (отслеживания движений и перемещений).
Первый – встроенный (он же inside-out), когда положение в пространстве улавливается при помощи нескольких камер в шлеме. Основное преимущество метода – компактность: вам не нужно развешивать дополнительные базовые станции. Качество трекинга разнится от шлема к шлему, но в целом остаётся на приемлемом уровне.
Кроме того, к базовым станциям от Valve можно подключить дополнительные устройства и, скажем, сделать полное отслеживание тела, а не только головы и рук. Правда, игр, где можно этим воспользоваться, не очень много.
«Москитная сетка» (она же screen-door effect) – эффект в VR, когда вы смотрите в игру словно через эту самую москитную сетку. Возникает из-за того, что дисплей в шлеме находится близко к глазам, поэтому вы можете замечать расстояние между пикселями.
Чтобы побороть эффект, производители повышают плотность пикселей – например, увеличивают разрешение дисплея. Есть и другие варианты: Samsung для своего шлема Odyssey+ разработала технологию Anti-SDE, которая целенаправленно борется с «москитной сеткой».
В целом если «сетка» не выходит за пределы разумного, её можно просто не замечать – в этом помогают ощущение глубины пространства в VR и просто увлекательность игры.
Термин на английском – IPD. Если линзы шлема не подходят для расстояния между вашими зрачками, могут возникнуть проблемы с восприятием VR. Если отклонение слишком сильное, может дойти до головной боли и других неприятных последствий.
Измерить свой IPD вам придётся самостоятельно. Среднее межзрачковое расстояние человека оценивают примерно в 63.5 миллиметра. Разброс поддерживаемого расстояния меняется от шлема к шлему.
Например, у Vive есть регуляторы IPD, которые физически смещают линзы в шлеме, поэтому они охватывают довольно широкий промежуток. А вот Rift S проектировали для усреднённых значений – в этом устройстве IPD настраивается исключительно программно.
Шесть степеней свободы (6DOF)
Принцип, по которому выделяют управление в современных шлемах VR. Если у шлема шесть степеней свободы, это значит, что он отслеживает перемещение вперёд и назад, вверх и вниз, вправо и влево, а также по трём осям вокруг головы.
6DOF есть у всех «серьёзных» шлемов, поэтому и игры ориентируются на шесть степеней. Отчасти из-за этого мобильный VR вроде Google Cardboard несовместим с компьютерным: телефоны распознают только три степени.
Разрешение, угол обзора и частота обновления
В целом здесь всё просто: чем выше разрешение, тем чётче картинка (в том числе благодаря уменьшенному эффекту «москитной сетки»), чем больше угол обзора, тем больше вы видите боковым зрением, а чем больше «герцовка», тем чаще обновляется дисплей и тем плавнее картинка.
В идеале разрешение, угол обзора и частота обновления не только повышают визуальное качество, но и снижают риск укачивания.
Ещё одно важное различие, которое встречается у дисплеев. OLED лучше справляется с цветопередачей и контрастом – чёрный там глубже, чем у LCD.
С другой стороны, Valve уверена, что современные LCD-дисплеи обладают рядом преимуществ, которые компенсируют отставание по цветопередаче. Например, как заявляет компания, LCD лучше справляется с устранением «москитной сетки».
Ключевых программных платформ для VR две – SteamVR и Oculus. PlayStation VR не рассматриваем, потому что виртуальная реальность Sony работает только на PlayStation 4 и сейчас находится в промежуточном состоянии – подробнее об этом в разборе PSVR ниже.
SteamVR – свободная платформа, которая поддерживает все шлемы. Steam автоматически распознаёт ваше устройство и запускает необходимые приложения.
Oculus – закрытая платформа, предназначенная только для шлемов Oculus. Отличается своим собственным магазином, лончером и системой друзей, построенной на интеграции с Facebook.
Через Oculus также работают эксклюзивы Oculus Studios, поэтому на шлемах от других производителей в них не поиграть. По крайней мере, официально – энтузиасты занимаются самопальным проектом LibreVR/Revive, который обеспечивает совместимость Oculus с HTC Vive или Valve Index.
Есть ещё и Viveport от HTC, но он интегрируется со Steam и совместим со всеми популярными шлемами, а не только с Vive.
Грубо говоря, какой бы шлем вы ни купили, он будет работать со SteamVR и играми на этой программной платформе. Но если вы хотите ещё и VR от Oculus, то лучше приобрести шлем от Oculus – или надеяться на любительские хаки.
Внутри популярных шлемов обычно хватает места, чтобы вы могли надеть их вместе с очками в небольшой или средней оправе. Кроме того, можно попробовать поискать накладные линзы для VR с диоптриями – такие тоже производят.
Если вы носите очки, скажем, из-за сильной близорукости, то вам придётся носить их и в VR – в этом смысле виртуальная реальность от настоящей не отличается.
В VR повышается риск укачивания, потому что ваш мозг может «запутаться» в сигналах тела, которые генерируются в виртуальной реальности. Разработчики активно борются с этой проблемой на разных уровнях: скажем, вводят высокую частоту обновления в дисплеях, рисуют рамку по краям игрового экрана или вставляют передвижение телепортами.
В текущем поколении VR многое сделано для того, чтобы снизить укачивание, но, если вы сомневаетесь в своём вестибулярном аппарате, на всякий случай найдите VR-аттракцион поблизости и испытайте себя там. Всё-таки лучше перестраховаться, чем купить дорогой девайс и обнаружить, что вас в нём тошнит.
Модели шлемов. Какой выбрать?
Valve Index
Уберпредложение для тех, кто не собирается идти на компромиссы, и последний писк моды в потребительском VR. Достать непросто: в России шлем официально не продаётся, а в тех странах, где продаётся, последние несколько месяцев наблюдаются перебои с поставками – из-за релиза Half-Life: Alyx спрос превышает предложение, а коронавирус мешает производству.
На фоне конкурентов Valve Index выделяется уникальными контроллерами (отслеживают положение каждого пальца и крепятся к ладоням), высокой частотой обновления дисплея и дружелюбностью к моддингу: Valve выложила чертежи устройства и спрятала дополнительный USB-вход в шлеме, чтобы энтузиасты могли создать какой-нибудь уникальный апгрейд.
Важно помнить: если вы покупаете VR впервые, то вам подойдёт только полный комплект Valve Index за 999 долларов. На странице в Steam есть варианты подешевле (например, только шлем), но они не заработают без базовых станций SteamVR.
Приобретать что-то кроме полного комплекта Valve Index имеет смысл лишь в одном случае: у вас уже был шлем из серии HTC Vive и остались базовые станции от него.
внешний трекинг,
дисплей – LCD, 1440 х 1600 на каждый глаз,
частота кадров – до 144 Гц,
угол обзора – до 130 градусов,
межзрачковое расстояние – от 58 до 70 мм (регулируется аппаратно).
?Цена: 999 долларов за полный комплект.
✅Наилучший вариант для Half-Life: Alyx.
✅Контроллеры с отслеживанием всех пальцев – аналога у конкурентов пока нет.
✅Точное отслеживание перемещений благодаря базовым станциям.
✅Хороший звук через «висящие» наушники – благодаря такой конструкции уши не устают и не потеют во время долгих сеансов.
✅Поддерживается моддинг.
❌Высокая цена.
❌Требуется установка базовых станций.
❌Встречаются жалобы на дефект стика на контроллерах – не срабатывает нажатие при отклонении.
❌Значительные перебои с поставками.
Oculus Rift S
Один из наиболее популярных шлемов для PC на данный момент. Причина – прекрасный баланс цены и качества: за относительно небольшие деньги вы получаете приличное устройство с поддержкой от одного из лидеров виртуальной реальности.
Rift S стоит дешевле большинства ведущих шлемов, но умеет очень многое: например, специально для него Oculus разработала продвинутую систему встроенного трекинга, которая показывает недурственные результаты. Кроме того, в комплекте с Rift S идут хорошие контроллеры Oculus Touch с частичным отслеживанием пальцев.
Наконец, Rift S выглядит как вклад в будущее: Oculus активно снабжает свои устройства богатыми и интересными эксклюзивами (хоть их и можно запускать на других шлемах через Revive).
Битва за низкую цену не могла не отразиться на характеристиках: местами Rift S уступает более дорогим конкурентам. Скажем, недотягивает до частоты обновления 90 герц (она считается золотым стандартом VR) и не даёт настраивать IPD аппаратно, из-за чего некоторым людям шлем попросту не подойдёт – формально межзрачковое расстояние здесь не хуже, чем у других девайсов, но рекомендованный промежуток гораздо меньше.
И всё же Rift S – это прекрасно собранное устройство, которое по соотношению цены и качества обгоняет практически всех конкурентов (лишь бы ваш IPD подходил).
встроенный трекинг,
дисплей – LCD, 1280 x 1440 на каждый глаз,
частота кадров – 80 Гц,
угол обзора – около 95 градусов,
межзрачковое расстояние – рекомендуется от 61.5 до 65.5 мм, формально поддерживается от 58 до 72 мм (регулируется программно).
✅Отличное соотношение цены и качества.
✅Отличное отслеживание по меркам встроенного трекинга.
✅Отличные контроллеры Oculus Touch в комплекте.
✅Библиотека эксклюзивов от Oculus.
❌Нет физической настройки межзрачкового расстояния – для кого-то это может стать критическим недостатком.
❌Частота обновления дисплея чуть ниже «золотого стандарта».
❌Игры в магазине Oculus без региональных ценников.
Oculus Quest
Самое любопытное предложение по количеству вариантов использования. Quest – это автономный шлем со встроенным железом, которому не нужен PC или смартфон. Многие считают, что будущее VR именно за такими беспроводными девайсами: их легко переносить с места на место, а провода не мешаются во время игры.
По мощности железо Quest близко к мобильным устройствам, поэтому шлему требуются отдельные версии игр. Однако девайс можно подключить к PC – тогда он будет работать как полноценный компьютерный шлем. Ну, почти – сейчас технология добавляет лишние миллисекунды задержки.
Есть даже неофициальная возможность стримить игры с PC без проводов! К сожалению, такое ультимативное решение омрачается заторможенным откликом в управлении и артефактами в картинке: пока что по воздуху не научились быстро и эффективно передавать большие объёмы данных, необходимые для VR.
Кроме того, Quest хвастается полным отслеживанием пальцев без контроллеров – оно работает через встроенные монохромные камеры. Звучит интригующе, однако для игр такой метод управления подходит слабо: во-первых, большинству развлечений необходимы кнопки и стики, а во-вторых, чувствовать во время геймплея физическую отдачу в руках приятнее, чем скрючивать пальцы в пустоте.
Судя по всему, в дальнейшем Oculus хочет делать ставку именно на такие, автономные шлемы.
встроенный трекинг,
дисплей – OLED, 1440 x 1600 на глаз,
частота обновления – 72 герца,
угол обзора – около 95 градусов,
межзрачковое расстояние – от 58 до 72 мм (регулируется аппаратно).
?Цена: 399 долларов (64 гигабайта встроенной памяти), 499 долларов (128 гигабайт).
✅Два в одном – автономный и компьютерный шлем сразу.
✅Относительно доступная цена.
✅Можно стримить игры с PC без проводов.
✅Библиотека эксклюзивов от Oculus.
❌Игры с PC будут ощущаться чуть хуже, чем в других шлемах.
❌Подходящий провод для подключения к PC необходимо покупать отдельно.
❌Частота обновления ещё ниже, чем у Rift S.
❌Вес распределяется неравномерно и сосредоточен в передней части головы.
HTC Vive Pro
Не новое поколение HTC Vive, а, скорее, значительный апгрейд старого, который к тому же целит больше в бизнес-направление и профессионалов, чем в рядовых игроков.
Vive Pro отличается высокой ценой, которая со всем необходимым оборудованием превышает цену Valve Index. При этом комплекты Vive Pro поставляются с устаревшими контроллерами Wand – они большие, плохо лежат в руке и полагаются на тачпады в духе Steam Controller, а не на традиционные стики.
Зато вместе с Vive Pro обычно дают несколько месяцев подписки на Viveport – эдакий Netflix от мира VR, где есть множество неплохих игр (пускай и без главных блокбастеров типа Beat Saber). Кроме того, к Vive Pro можно докупить модуль для беспроводного гейминга, прикрутить официальные дополнения вроде трекера для ног, а также подключить базовые станции SteamVR 2.0 и контроллеры Index (это выйдет дороже полного комплекта Valve Index).
Помимо Vive Pro существует модификация Vive Pro Eye, где отслеживаются ваши зрачки. Но она стоит ещё дороже, а толку для обычного геймера мало – в играх зрачки почти не используются.
Пожалуй, всерьёз присмотреться к Vive Pro стоит лишь в том случае, если вы отыскали какую-нибудь большую скидку на вторичном рынке.
дисплей – AMOLED, 1440 x 1600 на глаз,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – от 60 до 73 мм (регулируется аппаратно).
?Цена (за комплекты со всем необходимым): 899 долларов/89 990 рублей в России (базовые станции 1.0 и обычные контроллеры Wand); 1 199 долларов/99 990 рублей в России (базовые станции 2.0 и улучшенные контроллеры Wand).
✅Несколько месяцев подписки на Viveport.
✅Официально поставляются в Россию.
✅Откидной дисплей.
✅Можно докупить адаптер и превратить шлем в беспроводной.
✅Совместим с устройствами Valve Index.
❌Высокая цена – выгоднее взять Valve Index.
❌В комплекте устаревшие контроллеры Wand.
❌Требуется установка базовых станций.
HTC Vive Cosmos
Vive Cosmos – новое семейство шлемов от HTC, где уже набралось несколько моделей. Кроме Vive Cosmos есть ещё Vive Cosmos Play для новичков и Vive Cosmos Elite для продвинутых пользователей.
Рассмотрим обычный Vive Cosmos. В нём HTC отказалась от внешнего трекинга и сделала встроенный. Однако очевидцы говорят, что получилось так себе: устройство почему-то очень чувствительно к освещению и время от времени теряет контроллеры. HTC выпускала обновления ПО и постаралась устранить проблему, но, судя по отзывам, недостаток до конца не исчез.
С другой стороны, Vive Cosmos предлагает любопытный модульный дизайн: у девайса можно менять визор, чтобы расширять доступные возможности. Например, поставить внешний трекинг вместо встроенного (разумеется, за модули придётся доплачивать). Кроме того, дисплей у Vive Cosmos откидной – вы можете взглянуть на реальный мир не снимая шлема.
Наконец, на контроллерах Vive Cosmos есть дополнительная кнопка-бампер: по умолчанию в играх она практически не применятся, но может пригодиться, если вы не поленитесь и покопаетесь в настройках раскладок Steam.
Впрочем, многие говорят, что по соотношению «цена – качество» Vive Cosmos уступает и Oculus Rift S, и Valve Index. Cosmos Elite стоит на 200 долларов дороже Cosmos и предлагает внешний трекинг, но, как и Vive Pro, поставляется с устаревшими контроллерами Wand.
?Характеристики (HTC Vive Cosmos):
дисплей – LCD, 1440 x 1700 на глаз,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – примерно от 61 до 72 мм (регулируется аппаратно).
?Цена: 699 долларов / 65 990 рублей в России.
✅Официально поставляется в Россию.
✅Откидной дисплей.
✅Несколько месяцев бесплатной подписки на Viveport.
✅Модульный дизайн: можно докупать модули и тем самым улучшать шлем.
✅Можно сделать беспроводным.
❌Много жалоб на трекинг.
❌Неудачное соотношение между ценой и качеством.
Шлемы Windows Mixed Reality
Windows Mixed Reality – стандарт виртуальной, альтернативной и смешанной реальности от Microsoft для сторонних производителей.
Судя по всему, Microsoft мало заинтересована в развитии WMR – по крайней мере, о шлемах для потребителей корпорация почти не говорит, а в следующем поколении Xbox поддерживать VR не собирается.
Однако устройства WMR совместимы со SteamVR и играми в Steam. Бесполезной такая покупка не станет, хотя и впечатления окажутся чуть хуже, чем у конкурентов: среди WMR много относительно бюджетных устройств с компромиссами вроде посредственного трекинга.
Шлемов в WMR хватает. Все рассматривать не станем, а возьмём только Samsung Odyssey+ – один из самых популярных девайсов в семействе.
Odyssey+ выделяется приличным дисплеем с технологией, которая устраняет «москитную сетку», а также «висящими» наушниками. С другой стороны, трекинг в Odyssey+ хуже, чем в Rift S: у шлема от Samsung всего две следящие камеры против пяти у шлема от Oculus. Кроме того, некоторые жалуются на то, что Odyssey+ не так хорошо сидит на голове.
Недостатки может компенсировать цена: в конце прошлого года Odyssey+ стали продавать за 250–300 долларов вместо рекомендованных 500. С такой скидкой предложение очень даже приличное.
?Характеристики (Samsung Odyssey+):
встроенный трекинг,
дисплей – AMOLED, 1440 х 1600 на каждый глаз, технология против «москитной сетки»,
частота обновления – 90 герц,
угол обзора – 110 градусов,
межзрачковое расстояние – от 60 до 72 мм (регулируется аппаратно).
?Цена: 500 долларов на старте/около 250 долларов после скидок.
✅В семействе WMR относительно дешёвые и более-менее приличные модели шлемов.
✅Очень хороший дисплей в Odyssey+.
✅Odyssey+ со скидками – прекрасное предложение за свои деньги.
❌Microsoft слабо интересуется развитием VR – будущее WMR под вопросом.
❌Встроенный трекинг хуже, чем в Rift S.
PlayStation VR
Самый старый шлем в этом списке – он вышел в первой волне VR-устройств в 2016 году. Сохранился неплохо, но в 2020-м выглядит уже не так соблазнительно: PSVR уступает другим девайсам по разрешению и трекингу, а контроллеры Move – это совсем древность.
Кроме того, PSVR официально не подключается к PC – в Half-Life: Alyx вы не поиграете. Да, есть любительские решения, но для них придётся хорошенько поплясать с бубном, а конечный результат не сравнится по качеству со шлемами, предназначенными для PC.
С другой стороны, на PSVR есть библиотека отличных эксклюзивов: например, Resident Evil 7 так и не вышла на VR для PC, а Astro Bot Rescue Mission некоторые издания признавали лучшей игрой 2018-го. Цена у шлема сейчас тоже довольно доступная.
Впрочем, самое важное – Sony уже подтвердила, что собирается поддерживать VR на PlayStation 5, а значит, наверняка готовит и обновлённый шлем. Лучше дождитесь его – PSVR по нынешним меркам устарел.
внешний трекинг,
дисплей – OLED, 960 x 1080 на каждый глаз,
частота обновления – 90 или 120 герц,
угол обзора – около 100 градусов,
межзрачковое расстояние – предположительно, от 58 до 72 мм (регулируется программно).
?Цена: 349 долларов (с контроллерами)/около 22 990 рублей в России (без контроллеров).
✅Доступная цена.
✅Официально поставляется в Россию.
✅Не надо забивать голову сборкой подходящего PC – нужна лишь PlayStation 4.
✅Шлем неплохо сохранился за четыре года.
✅Библиотека эксклюзивов от Sony.
❌Технически самый слабый из всех актуальных шлемов.
❌Устаревшие контроллеры.
❌Посредственное отслеживание движений.
❌К PC официально не подключается – в Half-Life: Alyx вы не поиграете.
❌Скорее всего, скоро Sony выпустит вторую, более совершенную версию шлема.
Шлемы предыдущего поколения
Например, оригинальный HTC Vive или Oculus Rift CV1.
Первая волна шлемов всё ещё работает и хорошо справляется с нынешними VR-играми. Нюанс в том, что в текущем поколении появилось много улучшений комфорта – от увеличенного разрешения дисплеев до более грамотного распределения веса на голове. Кроме того, Oculus Rift CV1 снят с производства – новый вы вряд ли купите.
Присмотреться к шлемам предыдущего поколения имеет смысл лишь в том случае, если вы нашли очень выгодное предложение на вторичном рынке. В остальном преимуществ у них мало. Даже рекомендуемая розничная цена – и та часто выше, чем у новых VR-девайсов.
Наконец, существуют экзотические модели шлемов вроде Pimax, но они не так распространены, как Oculus, Vive или WMR. Зачастую подобные устройства нацелены на бизнес-сегмент, а не на потребителей, поэтому отличаются высокой ценой и специфическими характеристиками.
?Так какой шлем выбрать для Half-Life: Alyx?
Любой из вышеперечисленных (кроме PSVR). Half-Life: Alyx будет работать через SteamVR и запускается на всех популярных шлемах.
Да, если у вас нет контроллеров Valve Index, вы немного потеряете в погружении, но ничего критичного не произойдёт: Valve неоднократно подчёркивала, что Alyx подгоняли под все VR-устройства сразу.
?А как купить и доставить?
К сожалению, простого варианта нет: либо искать знакомых, которые согласятся привезти вам здоровенную коробку из Европы или США, либо пользоваться сервисами-пересыльщиками (да ещё и платить налог на таможне), либо брать в России у официальных поставщиков (если это возможно) или на сером рынке. Ещё один вариант – «вторичка», где могут попадаться хорошие предложения.
Игры. На что обратить внимание в первую очередь?
Перед тем как перейти к играм, сперва стоит ответить на ряд животрепещущих вопросов.
?Что за позорное передвижение телепортами?! Некоторых людей тошнит от ходьбы на стик. Причин может быть много, но основная сводится к смешанным сигналам, поступающим в мозг: глаза видят, что тело двигается, но тело сообщает, что оно стоит на месте, поэтому мозг начинает путаться.
Вероятно, в будущем, когда VR станет более распространённым, от телепортов откажутся совсем, но сейчас разработчики предпочитают страховаться. И пока вы не освоились в VR, лучше либо играть в игры, где не нужно много передвигаться, либо потерпеть телепорты. Виртуальная реальность – это совершенно новое ощущение, к которому нужно привыкнуть.
?Что за руки в воздухе? Это же убивает погружение! Убивает только для людей со стороны. Внутри игры ощущение собственного тела никуда не девается, поэтому и руки в воздухе воспринимаются проще – вы всё равно чувствуете полное физическое присутствие.
Кроме того, кисти, пальцы и голова – единственные части тела, которые отслеживаются современными шлемами. Всё остальное (локти и ноги, например) игры «додумывают» на основе имеющихся данных. Из-за этого часто возникают баги анимации – никому не нравится смотреть, как руки выписывают сумасшедшие кренделя. Ноги же вообще живут отдельной жизнью: на фоне того, как хорошо «трекаются» голова и кисти рук, абсолютно автономная нижняя часть тела вызывает диссонанс.
Постепенно разработчики придумывают обходные решения, но, наверное, компромиссы останутся с нами до тех пор, пока не начнут массово распространяться комплекты для отслеживания всего тела. Стоит ли дожидаться прогресса только ради локтей на руках? Вряд ли: VR впечатляет уже сейчас.
?Но ведь долго играть со шлемом на голове неудобно! Пожалуй, здесь всё индивидуально и зависит от девайса и игры. Во-первых, многие шлемы строятся по так называемому кольцевому дизайну: вы натягиваете не набор ремешков, а пластмассовое кольцо с мягкой обивкой, которое равномерно распределяет вес по точкам опоры на голове.
Во-вторых, спокойные игры и играются спокойно. Усталость быстро настигает в активных развлечениях типа Beat Saber, где вы машете руками как сумасшедший. А если в шлеме плохая вентиляция, то у вас ещё и линзы могут запотеть.
Half-Life: Alyx всё-таки ближе к спокойным играм, в которых можно находиться по несколько часов кряду. Если, конечно, вы не решите мутузить всех врагов взмахами ближайшей табуретки.
?Как-то все эти игры выглядят не очень… Графику в VR-играх «режут» ради высокого разрешения в 90 fps – это необходимо для комфортного геймплея. Сами ощущения в VR совершенно другие: чувствовать себя внутри виртуального пространства, которое реагирует на перемещения и взмахи, – это совсем не то же самое, что елозить мышкой по столу в шутере на плоском экране.
Даже первая Half-Life с модом на VR начинает восприниматься куда живее, хотя казалось бы – графика там очень не очень.
The Lab
Зачем играть? Чтобы обучиться основам в VR с шутками из Portal.
Отличная стартовая точка для новичков в виртуальной реальности. The Lab – набор мини-игр, где вы сможете быстро освоиться с несколькими ключевыми принципами управления в VR, включая виды перемещения и взаимодействие с окружением.
А ещё The Lab – игра во вселенной Portal, где можно бить кружки, тиранить плоских человечков, слушать изречения модулей персональности, чесать пузико робопёсику, оборонять крепость и ужасаться встрече с GLaDOS. И всё это бесплатно!
?Альтернатива? В общем-то, все шлемы сразу после установки предлагают какой-нибудь занятный обучающий «экспириенс». Но The Lab среди таких игр – одна из самых разнообразных и богато наполненных.
SUPERHOT VR
Зачем играть? Чтобы моментально почувствовать себя героем крутого боевика.
SUPERHOT VR прекрасно подойдёт для следующего шага после The Lab. Это отдельная версия игры, а не повторение оригинала – например, здесь предполагается, что вы стоите на месте, поэтому и уровни собраны соответствующим образом.
Главное правило такое же: время двигается только тогда, когда двигаетесь вы (в случае с SUPERHOT VR – машете руками). Но в виртуальной реальности игра становится ещё круче: вы не управляете персонажем на экране, а сами уворачиваетесь от огня в замедленном времени, разрезаете пули ножом и бьёте кулаком в морду гаду, который посмел подкрасться сбоку.
Короче говоря, SUPER. HOT. SUPER. HOT. Жаль только, что короткая.
?Где взять? Steam (449 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 24.99 доллара), Viveport (449 рублей).
?Альтернатива? Robo Recall (⚠эксклюзив Oculus) – ещё один шутер про аркадный адреналин и чувство собственной крутости, но более требовательный к игроку: здесь нужно активно перемещаться по арене.
Tetris Effect
Зачем играть? Чтобы погрузиться в музыкальный транс.
В Tetris Effect можно играть без VR, но в шлеме игра становится только лучше. Она вызывает гипнотический эффект смесью из процедурной музыки, ярких фонов и до боли знакомого, но до сих пор увлекательного тетриса. И в виртуальной реальности этот эффект многократно усиливается.
Трудно передать словами всё удовольствие от того, как геймплей трансформируется в музыку, но получилось очень здорово – Tetris Effect даже удостоилась звания лучшей игры 2018-го от Eurogamer. Подробнее можете почитать в нашей рецензии.
?Где взять? Epic Games Store (временный эксклюзив; 899 рублей).
?Альтернатива? Thumper – ещё одна музыкальная игра не для VR, которая от VR всё равно круто выигрывает и погружает в захватывающее чувство единения с ритмом.
Batman: Arkham VR
Зачем играть? Чтобы увидеть, как могла бы выглядеть VR-игра с неограниченным бюджетом.
Скорее всего, Batman: Arkham VR вы пройдёте за два-три часа и больше к ней не вернётесь. Но это будут очень насыщенные два-три часа: Rocksteady смастерила несколько сцен с анимацией высочайшего уровня, которые выглядят как очень дорогой блокбастер.
История здесь короткая, но впечатляющая – особенности виртуальной реальности используются весьма хорошо. Только не ждите осмысленных сражений: Arkham VR гораздо ближе к простеньким квестам.
?Где взять? Steam (419 рублей), Oculus Store (Rift S, 19.99 доллара).
?Альтернатива? Другое короткое, но богато поставленное кинематографичное приключение – Vader Immortal (⚠эксклюзив Oculus). Отличается разделением на эпизоды (каждый покупается отдельно) и авторами – разработкой занималась внутренняя студия Lucasfilm.
Beat Saber
Зачем играть? Чтобы оценить самую популярную VR-игру в мире.
В VR хватает ритм-игр, но Beat Saber выделяется огромным сообществом мододелов. У игры масса пользовательского контента самого разного рода: изменения интерфейса, пользовательские таблицы лидеров, большущие любительские площадки с менеджерами модов и так далее.
Но самое главное – у Beat Saber невероятно много «кастомных» уровней для самых разных песен. Так что, если вы послушали официальную подборку треков и не вдохновились, не беда: благодаря модам можно собрать свой плейлист, в котором будет хоть классика вроде Queen, хоть мемы вроде Devil Trigger, хоть изматывающий «тяжеляк» вроде DragonForce.
С таким разнообразием в Beat Saber можно запросто утонуть на сотни часов.
?Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 29.99 доллара).
?Альтернатива? Pistol Whip (про музыкального Джона Уика), Audica (про точную стрельбу) или Synth Riders (про плавные движения) – все они тоже поддерживают моды.
Зачем играть? Чтобы посмотреть сказку-миниатюру с умилительной мышкой.
Миниатюры – отдельный поджанр в VR, когда вы с высоты рассматриваете целые уровни в игре и наблюдаете за маленькими существами. Moss – прекрасный представитель направления.
Игра оформлена в виде сказочной книги, которую вы потихоньку листаете. Вы становитесь загадочным гигантом и начинаете помогать отважной мышке Квилл. Геймплей – смесь из экшена, платформинга и головоломок.
Квилл – сама мимишность, прекрасно анимированная героиня, которая постоянно реагирует на ваше присутствие. Смотришь на неё – и на лице сама собой возникает улыбка умиления.
?Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift S, Quest, 29.99 доллара), Viveport (515 рублей).
?Альтернатива? A Fisherman’s Tale – ещё одна игра-миниатюра, только в духе матрёшки. Вы играете за смотрителя маяка, у которого в маяке стоит модель маяка со смотрителем маяка.
Final Assault
Зачем играть? Толковая стратегия в реальном времени, только в VR.
Самое главное – это не чистая RTS, а что-то вроде смеси из RTS, MOBA и tower defense. Но почувствовать себя предводителем армии тоже можно: в одной руке вы держите командирскую папку, а второй прочерчиваете траекторию движения юнитов.
В Final Assault есть и одиночные режимы, и мультиплеер. Со своим небольшим онлайном игра обращается грамотно: пока вы ищете многопользовательский матч, вам доступны сингловые поединки.
?Где взять? Steam (515 рублей), Oculus Store (Rift, 29.99 доллара), Viveport (входит в подписку).
?Альтернатива? Brass Tactics (⚠эксклюзив Oculus) – чуть более близкая к RTS игра, которая строится вокруг захвата ключевых точек на карте. Есть бесплатная версия с мультиплеером.
Lone Echo
?Зачем играть? Чтобы пережить увлекательную историю в невесомости.
Lone Echo – одна из первых больших сюжетных игр для VR от Ready at Dawn, создателей The Order: 1886. Можно сказать, что это богато исполненный симулятор ходьбы – компактная история, где персонажи и их переживания стоят во главе угла.
Правда, ходить вы здесь не будете: действие Lone Echo разворачивается на космическом корабле, где вы парите в невесомости. Ощущение очень крутое – можно зацепиться и оттолкнуться буквально от любой поверхности. А следить за тем, как ваши виртуальные пальцы корректно скользят по окружению, – отдельный фетиш.
В паре с Lone Echo можно попробовать Echo VR – бесплатный мультиплеерный спорт в той же вселенной и с похожими механиками.
?Где взять? Oculus Store (Rift S, 39.99 доллара).
?Альтернатива? Red Matter – адвенчура про холодную войну на спутнике Сатурна. Без изящных полётов в невесомости, но с интересным сеттингом.
Зачем играть? Чтобы отрывать головы собственными руками и веселиться на вечеринках с друзьями.
Тела чутко реагируют на попадания и охотно превращаются в кровавую кашу от ударов. Кроме того, противника можно оглушить, схватить, кинуть в другого врага или просто оторвать ему голову – словно фаталити из Mortal Kombat, которое вы делаете своими руками!
В GORN довольно остроумно используется локальный мультиплеер. Обычно игры в VR дублируют картинку на основной монитор компьютера. В GORN, пока один человек играет в шлеме, несколько других могут взять геймпады и управлять гладиаторами на арене через монитор. Кто победил человека в шлеме, тот сам надевает шлем.
?Где взять? Steam (419 рублей), Oculus Store (Rift S, 19.99 доллара), Viveport (419 рублей).
Pavlov VR
Зачем играть? Чтобы почувствовать, как VR меняет традиционные мультиплеерные шутеры.
Описать Pavlov VR очень просто – это Counter-Strike в виртуальной реальности. Если CS вам не нравится, не спешите воротить нос: VR добавляет очень много интересных нюансов.
Кроме того, вокруг Pavlov VR сформировалось сообщество мододелов: например, здесь уже есть своя версия Trouble in Terrorist Town.
?Где взять? Steam (465 рублей).
?Альтернатива? Onward – более серьёзный и требовательный мультиплеерный милитари-шутер, где тоже есть моды и преданное комьюнити.
Asgard’s Wrath
?Зачем играть? Чтобы получить большую VR-игру на десятки часов.
Масштабный экшен в скандинавском сеттинге, который всем своим нутром кричит – здесь можно зависнуть надолго.
В Asgard’s Wrath есть прокачка и собирательство всего на свете, дополнительные испытания, коллекционные предметы, структура, схожая с метроидваниями, когда вы можете вернуться на предыдущие уровни с новыми способностями и открыть скрытую локацию, и так далее.
Asgard’s Wrath заставляет попотеть: вы машете мечами, кружите вокруг противников, рубите их со всей силы, швыряете магический топор (почти как у Кратоса!) и всё в таком духе. Среди других занятных особенностей – игры с перспективой: на одну и ту же локацию вы можете смотреть как простой смертный и как гигантское божество.
А ещё здесь можно отбить пятюню напарнику и посмотреть на своё тело в VR – эта игра из тех, что пытаются честно симулировать локти и ноги.
?Где взять? Oculus Store (Rift S, 39.99 доллара).
?Альтернатива? Stormland – ещё один крупнобюджетный ⚠эксклюзив Oculus, рассчитанный на много часов прохождения. Только не про викингов, а про роботов-натуралистов.
BONEWORKS и The Walking Dead: Saints & Sinners
Про эти игры вы, скорее всего, уже слышали – на StopGame.ru выходили полноценные обзоры. Поэтому вместо описания один совет: отложите личное знакомство с этой парочкой на потом.
Обе игры (особенно BONEWORKS) рассчитаны на то, что с VR вы уже знакомы и справились с предпосылками морской болезни. Начинающим вместо BONEWORKS и Saints & Sinners лучше выбрать игру из верхней половины этого списка.
Игры с официальными конверсиями для VR
Для некоторых традиционных игр выпускали обновления с поддержкой VR, поэтому к моменту покупки шлема в вашей библиотеке Steam уже может быть несколько развлечений с виртуальной реальностью.
Однако истинные корни дают о себе знать. То, что эти игры не предназначались для VR, может сказываться на самых разных элементах – от управления до геймплея. Скажем, Elite: Dangerous не поддерживает виртуальные руки и полагается на стандартные контроллеры типа геймпада – не смертельно, но погружению мешает.
Поэтому Fallout 4 VR, Skyrim VR и прочие игры в таком духе в список «мастхэвов» для шлема записать не получается: мало того что эти версии продаются отдельно от оригиналов, так ещё и геймплей в них не рассчитан на виртуальные руки, которыми хочется всё облапать. Играть, конечно, можно, но от VR ждёшь более амбициозных гейм-дизайнерских свершений.
VR через моды
Проблема у любительских модов обычно такая же, что и у официальных конверсий, – игры, которые не создавались для VR изначально, в шлеме смотрятся неуклюже. Им нужны изменения гораздо глубже фанатского творчества, но, к счастью, модификации бесплатны, поэтому вы ничего не потеряете.
Среди наиболее качественных любительских переделок часто выделяют MotherVR для Alien: Isolation. Мод довольно основательный: встраивается в главное меню игры, распознаёт контроллеры Oculus и Vive и частично переделывает управление. Сама игра в VR выглядит красиво, но руки главной героини остаются «приклеенными» к камере. К этому можно привыкнуть, так что MotherVR достойна рекомендации.
Другой популярный мод – Fully Possessed для Doom 3 BFG Edition. Здесь сумели «отклеить» руки от камеры, поэтому они честно повторяют ваши движения контроллерами. Аналогичных результатов достигли в Half-Life VR для первой Half-Life.
Кроме того, существует DolphinVR – версия эмулятора Dolphin, запускающая игры с GameCube и Wii в виртуальной реальности. Настройка программы может затянуться, потому что DolphinVR работает отдельно от обычного Dolphin и обновляется далеко не так часто. Но, скажем, шутер Metroid Prime неплохо подходит для шлемов и смотрится впечатляюще по меркам самопала.
Наконец, энтузиасты собрали 3dSen VR. Это уже не мод, а платная программа, но занимается она примерно тем же самым – превращает «плоские» игры в игры для шлемов. Только 3dSen VR конвертирует «ромы» с Nintendo Entertainment System. «Танчики» или «Чип и Дейл» в виртуальной реальности – в детстве о таком можно было только мечтать!
Какие игры ждать в будущем?
Как вы могли заметить по значкам ⚠, сильнее всего в мире игр для VR старается шуметь Oculus. В её портфолио уже есть несколько примечательных грядущих эксклюзивов:
Впрочем, если вы выберете шлем не от Oculus, вам всё равно будет чем заняться: