Что нужно для открытия ветеринарной аптеки
Документы, необходимые для открытия Ветеринарной аптеки
Ветеринарная аптека – это прибыльный бизнес, хотя и конкурентный. Но, кроме конкуренции, владельцу этого бизнеса нужно также подумать о работе с проверяющими структурами. Чтобы аптека работала законно и приносила прибыль, нужно собрать подготовить и вести объемный пакет документов.
Ветаптеки открывают по франшизе и без, с нацеленностью на продажу готовых препаратов или приготовление особых лекарств, в отдельном строении и торговом центре, в собственном помещении или на арендуемой площади, как стационарное предприятие или онлайн-бизнес. От всех этих нюансов будет зависеть окончательный пакет документов, который нужно подготовить. Мы же расскажем лишь об основных моментах.
Юридические документы
На первом этапе открытия ветеринарной торговой точки нужно сделать два важных дела:
Начинать стоит с поиска помещения и приобретения на него законных прав, потому что правоустанавливающие документы вам потребуются для регистрации, если аптека оформляется как Общество с ограниченной ответственностью, для получения разрешений, лицензий и согласований с Россельхоз-, Роспотреб- и Пожназдором.
На момент открытия вам потребуются следующие документы:
Начнем с простого – с договоров на обслуживание ветеринарной аптеки
Обязательные договоры
Список обязательных для открытия ветаптеки контрактов включает, договоры:
Некоторые договоры понадобятся при оформлении лицензий и согласований с контролирующими органами.
Документы для пожарной инспекции
Чтобы получить заключение от ГПН, нужно подать в местное отделение следующие документы:
Документы можно оформлять самостоятельно или воспользоваться услугами компаний, помогающих получить заключение пожарной инспекции.
Документы для Роспотребнадзора
Для получения документов от Роспотребнадзора потребуется объемный пакет документов:
При проверке будут осматриваться только помещения, принадлежащие аптеке (склад, торговый зал, подсобки). Если вы арендуете часть помещения на плане БТИ нужно указать помещения, требующие проверки.
Лицензионный пакет
Лицензия на продажу ветеринарных препаратов выдается ТУ Россельхознадзором. В эту организацию нужно направить следующий пакет документов:
Что нужно для открытия ветеринарной аптеки
Аптечный киоск имеет те же ограничения, что и аптечный пункт. Отличие — в конструктивных требованиях к помещению.
Организационно-правовая форма
Открыть аптеку может индивидуальный предприниматель или юрлицо.
Ключевые различия двух организационно-правовых форм для малого бизнеса мы собрали в статье. Если в ваших планах производство лекарств, у вас должно быть ООО, а если вы намерены заниматься только реализацией, подойдёт и ИП. Ещё один момент: при открытии аптеки на ИП сам предприниматель обязан быть фармацевтом или провизором.
Налоговый режим
Аптеки не могут применять единый налог на вменённый доход, а также патентную систему налогообложения. Поэтому выбор прост: либо УСН — упрощённая система налогообложения, либо ОСНО — общая система налогообложения.
По сравнению с общей, упрощённая система выгоднее для малых и средних предприятий из-за невысокой процентной ставки, простого бухучёта и права отчитываться всего один раз в год. На УСН бизнес должен платить один основной налог вместо трёх (на имущество, на прибыль и НДС), которые выплачиваются на ОСНО.
Годовая выручка (млн ₽)
Остаточная стоимость основных средств (млн ₽)
Регистрация
В ИФНС можно зарегистрировать ООО и ИП. По адресу помещения или по адресу регистрации руководителя организации (учредителя) в первом случае и по месту регистрации физического лица во втором. В крупных городах, как правило, есть специально уполномоченная ИФНС для регистрации предпринимателей.
Необходимые для регистрации документы собраны в таблице. Если вы планируете использовать специальный налоговый режим, рекомендуем подать заявление вместе с документами на регистрацию.
Постановка на учёт в ПФР и ФСС происходит автоматически. ФНС передаёт сведения не позднее пяти рабочих дней со дня постановки на учёт
—
ООО и ИП могут подать документы на сайте ФНС или портале госуслуг. В бумажном виде документы принимают ИФНС и МФЦ. Также можно открыть ООО или ИП с одним учредителем онлайн в интернет-банке СберБизнес.
Раздел 2
Разрешения
Лицензия
Для получения лицензии нужно:
Для подачи заявления на получение лицензии нужны:
Некоторые сведения Росздравнадзор запрашивает самостоятельно, но если вы приложите их сразу, то срок рассмотрения заявки может сократиться:
Подать документы и получить лицензию можно одним из способов:
Заявление рассматривается в течение 45 рабочих дней. Если претензий к вам нет, вы получаете лицензию на бланке Росздравнадзора либо в электронном виде. В случае отказа вам направят обоснование и ссылки на требования закона, которые были нарушены.
Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)
Заключение обязательно для получения лицензии: оно подтверждает соответствие помещения и оборудования установленным требованиям. Документ выдаёт Роспотребнадзор по результатам экспертизы. Проверяется микроклимат, освещённость, уровень шума, воздухообмен в помещении и др.
Документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения:
В электронном виде заключение можно получить за 30 дней, а бумажную версию — за 20.
Дистанционная торговля
Условия для разрешения онлайн-продажи лекарств:
Для выдачи разрешения нужно направить в Росздравнадзор заявление и документы, подтверждающие, что перечисленные условия соблюдены. Решение принимается за 5 рабочих дней. Требования к онлайн-аптекам не менее строгие, чем к обычным. Так, лицензия может быть отозвана, если в течение года с момента её получения компания дважды привлекалась к административной ответственности.
Заказанные лекарства должны быть вручены лично покупателю или другому уполномоченному лицу. Таким образом, доставлять можно в пункты выдачи, но нельзя в почтамты и подобные устройства.
—
Сайт для онлайн-продаж можно запустить в интернет-банке СберБизнес. Предоставляется 10 Гб дискового пространства, подключается личный кабинет клиента и платёжная система, работает синхронизация с 1С и интеграция со СДЭК.
Раздел 3
Помещение
Аптека должна быть оборудована:
В помещении должны быть отдельные комнаты:
Также должны быть выделены зоны:
Нарушителям грозит штраф или приостановление деятельности на срок до трёх месяцев. Росздравнадзор сформировал признаки, по которым можно «подсчитать» риск порчи лекарств в аптеке. Например, нет козырька над крыльцом для разгрузки транспорта с лекарствами, в помещении нет гигрометров, кондиционеров, осушителей воздуха, — риск потери качества для лекарств значительный.
В помещении должны быть соблюдены нормы противопожарной безопасности:
Санитарные нормы
Определить, соответствует ли помещение санитарным нормам, и получить санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ), могут помочь специальные компании.
Договора журналы
Для получения СЭЗ необходимо заключить договора на обслуживание:
Также необходимо разработать план производственного контроля и завести журналы учёта:
Вывеска
Согласно требованиям закона, на вывески должно быть указано:
Вывески круглосуточных аптек нужно освещать и оборудовать звонком для вызова сотрудника. Предпочтительно размещать вывески на наружной стене здания, а если это невозможно, использовать указатель.
Стенд с информацией
Стенд размещается в торговом зале так, чтобы посетители могли легко ознакомиться с информацией на нём. Вот что нужно разместить:
Раздел 4
Оборудование
—
Убедитесь в благонадёжности поставщика оборудования. Сервис проверки контрагентов позволит оценить риски при работе с конкретной компанией, выявить фирмы-однодневки.
В аптеке должны быть:
Торговое оборудование должно легко переносить ежедневную дезинфекцию и влажную уборку. А прилавок — обеспечивать защиту персонала от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Инвентарь нужно подписать и промаркировать.
На всех стеллажах, шкафах, полках размещается карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности. К размещению стеллажей, хранению и перевозке препаратов также предъявляются свои требования.
Раздел 5
Приём платежей
Счёт в банке
Расчётный счёт позволяет своему владельцу: сдавать выручку, принимать безналичную оплату от партнёров и клиентов (в том числе через систему эквайринга), оплачивать товары, материалы, аренду и др. Также можно выпустить бизнес-карту, которая будет привязана к расчётному счету ИП или юридического лица. Она помогает контролировать расходы, снижает нагрузку на бухгалтерию и даёт доступ к специальным предложениям и скидкам.
—
Кассы
Стационарные аптеки, интернет-аптеки, пункты реализации лекарственной продукции, а также их торговые представители должны использовать онлайн-кассы. Без них могут работать:
Онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.
Для использования кассы необходимо:
Купить или арендовать кассу у авторизованных продавцов.
Бизнес-план открытия ветеринарной аптеки
Плюсы и минусы владения аптекой
Домашние питомцы имеются у четверти населения страны и эта цифра неуклонно растет. Основные плюсы данного вида бизнеса следующие:
Но. как и любой бизнес этот не обходится без подводных камней и минусов. Основные недостатки организации этого вида приложения собственных сил:
Не так много недостатков у ветеринарной аптеки, как у бизнес-проекта, но они есть. И к их решению нужно быть готов, принимая решения о начале собственного дела.
Какие ветеринарные аптечные пункты можно открыть?
На сегодняшний день принято выделять два подвида аптек или их сетей:
Первый вид более прост и менее затратен. Поэтому именно его чаще всего используют для открытия частного дела предприниматели. К нему рекомендуется прибегать новичкам в сфере бизнеса. И не только потому, что он требует меньше вложений. При реализации этого варианта потребуется меньше площадь, можно нанять меньшее количество людей. Да и проверки будут менее частыми и въедливыми.
Этапы и сроки открытия заведения
В общей сложности потратить на организацию собственного дела придется порядка полугода. В это время нужно:
Чтобы начать организацию бизнеса легально, без конфликтов с контролирующими органами начать нужно с регистрации частного бизнеса в выбранной форме.
Регистрация и процесс лицензирования
Зарегистрировать можно бизнес на ИП и платить налоги по упрощенной схеме, можно открыть ООО. Для этого нужно выбрать коды ОКВЭД, при открытии ООО нужен уставной капитал в сумме 10 тысяч рублей минимум. При этом потребует протокол заседания учредителей, их решении об открытии организации и ее Устав. Это один из самых легких этапов, затем нужно будет приступать к лицензированию. Для начала нужно получить специальный сертификат. Его выдает Союз предприятий объединяющий зообизнес при наличии специального образования. Если такого нет, то сертификат можно получить лишь при наличии договора с лицом, отвечающим требованиям Союза.
Кроме сертификата и лицензии нужно получить разрешительные документы от Роспотребнадзора. Затем перейти к вопросу о заключении постоянных контрактов на:
Кроме этого могут понадобится договора на обслуживание медицинского и вентиляционного оборудования, поставку канцелярии и расходных материалов и так далее. Процедура не простая, поэтому многие предприниматели, нырнувшие с головой в эту процедуру самостоятельно, рекомендуют новичкам привлечь юриста.
Выбор помещения
Требуемая площадь зависит от того собирается ли собственник заниматься лишь реализацией готовых препаратов и товаров или будет пробовать себя на поприще изготовителя рецептурных средств. Для небольшой ветаптеки на начальном этапе вполне довольно 30- 35кв. м. Кроме торгового зала обязательно нужно оборудовать:
При открытии аптеки второго типа площадь понадобиться минимум на 10 кв. м больше, чем в предыдущем случае. Дизайн помещения на начальном этапе развития бизнеса можно выбрать максимально простой. Обязательно должно быть светлое помещение и окраска стен и потолка в светлые нейтральные тона. Это позволит сэкономить денежные ресурсы для приобретения необходимого оборудования.
Необходимое на начальном этапе оборудование и инвентарь
Затраты на оборудование при площади в 30 кв. м. оцениваются в 200-250 тысяч рублей. Обязательно придется закупить:
Это минимальный набор, которым должна располагать современная ветеринарная аптека, реализующая готовый товар.
Что может быть реализовано в ветаптеке?
Закупать нужно сертифицированную продукции с соответствующим сроком реализации. Со временем удастся выбрать поставщиков с оптимальным сочетанием ценовых и качественных характеристик товара.
Подбор персонала
При хороших оборотах и желании, штат можно будет расширить. Принять на работу администратора, снабженца, водителя-экспедитора. Увеличить количество одновременно работающих продавцов.
Реклама ветаптеки
Есть мнение, что располагая аптечный пункт в высокопроходимой зоне можно отказаться от рекламы. Организация и так будет доходной. Это вопрос спорный. А на начальном этапе, чтобы сократить бесприбыльный период стоит немного потратиться на рекламу:
Начинать рекламировать свой бизнес с бесплатных газет или глянцевых журналах, а также телевидения не целесообразно. Если есть свободные денежные средства и желание заявить о себе по ТВ, стоит ограничится бегущей строкой. Рекламные ролики, беседы со специалистом даже в эфире местного телевидения удовольствие дорогое и на этапе раскрутки не окупится.
Как открыть частную ветклинику?
Добиться финансового благополучия в современных реалиях можно двумя способами: планомерно, но долго расти по карьерной лестнице, либо рискнуть и открыть собственный бизнес. Риск, как говорится, дело благородное. Решив попробовать развить свое дело, в первую очередь стоит определиться, чем же вам хочется заниматься, в какую сферу вы готовы вкладывать свое время и силы.
Частная ветеринарная клиника: актуальность подобного проекта, смета, расходы, документы для легальной работы
Формы ведения бизнеса
Оба варианта экономически затратны, но имеют свои достоинства. Проще всего начинать новый бизнес с франшизы. Суть франшизы в том, что услуги предоставляются под эгидой уже известного бренда. Новая организация (франчайзи) перенимает бизнес-модель, стандарты обслуживания, обязательное оборудование и многие другие организационные моменты у сети, уже успешно ведущей деятельность (франчайзер) на своем рынке (в нашем случае речь о ветеринарных клиниках). Очевидно, что франчайзер не просто так предоставляет в пользование свой опыт и знания ниши новичку, он получает за это роялти (ежемесячное денежное вознаграждение).
Таким образом, используя франшизу, еще неопытный ветеринар-предприниматель имеет возможность избежать ошибок, характерных для всех молодых бизнесов. Взамен он платит франчайзеру часть своих дивидендов. Еще один существенный момент заключается в необходимости неукоснительного соблюдения стандартов бренда. Иными словами, франчайзер должен одобрить все, начиная с местоположения ветклиники, заканчивая местом нанесения логотипа на фирменные ручки. Франшизе противопоставляется развитие собственного бренда. Это куда более рискованное предприятие потому, что, не имея опыта в ведении не только какого-то конкретного дела, но и бизнеса в общем, у ветеринара есть шанс прогореть в первые несколько месяцев после открытия. Чтобы стать конкурентоспособным игроком на рынке оказания ветеринарных услуг, предпринимателю придется сначала завоевать доверие клиентов.
К открытию частной ветеринарной клиники выдвигается огромное количество требований. Окупается этот бизнес не раньше, чем через 2-3 года при условии грамотного, продуманного бизнес-плана. Именно с этого пункта и стоит начать. Все расходы лечебницы делятся на 3 типа:
Если речь идет о франшизе, то туда же добавляется выплата роялти. Единовременные расходы включают в себя:
Итого: на момент открытия ветеринарной клиники затраты приблизятся к 7 000 000 рублей. Переменные расходы состоят из:
Итого: от 10 000 до 20 000 рублей каждый месяц. Постоянные расходы формируются из:
Итого: ежемесячные расходы стремятся к 500 000 рублей. Дополнительно стоит иметь примерно 1 000 000 рублей на случай непредвиденных расходов. Данные расчеты приблизительны, но они учитывают все затраты, с которыми сталкивается предприниматель, открывая частную ветеринарную клинику.
Еще одним опасным фактором, присущим ветеринарному бизнесу является возможность распространения внутри клиники инфекционных заболеваний. Предотвратить кризис поможет четкое следование графику уборки помещений и запрет на скопление животных в одной комнате.
Как зарегистрировать бизнес, какие необходимы будут документы?
На ведение ветеринарной деятельности лицензия не нужна, что сильно облегчает процесс. Открытие клиники доступно любому желающему со средним и высшим образованием в ветеринарной сфере (согласно 4 статье Федерального закона “О ветеринарии”). Оформить лицензию придется лишь в том случае, если вы собираетесь реализовывать ветеринарные препараты, к которым, помимо лекарств, относятся глазные капли, антиблошиные ошейники и многие другие немедикаментозные товары. Утверждением лицензии занимается Россельхознадзор.
Перечень документов, необходимых для открытия частной ветеринарной клиники:
Как выбрать помещение: месторасположение, площадь?
Начать выбор помещения под ветеринарную клинику стоит с разбора ограничений, накладываемых на размещение этого бизнеса. Итак, ветклинику нельзя размещать в жилых домах. Более того, минимальное расстояние до ближайшего жилого дома должно составлять 50 метров. Если в клинике располагается стационар, тогда не меньше 150 метров. Помещение должно быть согласовано с Роспотребнадзором. В случае, когда в одном здании размещается несколько предприятий, ветеринарная клиника обязана иметь собственный вход. Стены процедурных кабинетов лечебницы необходимо от пола до потолка покрыть моющимися материалами. Площадь варьируется от 30 кв.м. для мини-лечебницы, не оказывающей дополнительных услуг, кроме осмотра и консультации, до 100+ кв.м. Успешно функционируют и клиники, располагающиеся в зданиях в несколько этажей.
Оптимальное помещение под лечебницу занимает от 80 кв. м. и вмещает в себя:
Открывая первую клинику, лучше помещение именно арендовать. Быстрый рост прибыли позволит впоследствии его выкупить. Очевидно, что место стоит искать людное, с хорошей проходимостью. Но по нормам СЭСа разместить клинику в центре города будет крайне проблематично. Особенно если вы планируете продажу товаров при лечебнице, вам дополнительно придется предусмотреть еще и помещение под склад.
Оборудование и лекарственные препараты: закупка, оформление, необходимые документы
Определившись с помещением, оформив документы и закончив ремонт, приступаем к выбору и закупке оборудования. Перечень рабочих аппаратов и инструментов варьируется от масштаба ветклиники.
Оборудование, необходимое для функционирования лечебницы полного спектра услуг:
Самыми дорогими аппаратами из вышеперечисленных являются ИВЛ и МРТ (до половины общих затрат на все оборудование), поэтому если на первоначальном этапе бюджет ограничен, с этими покупками можно повременить. Данные аппараты используются не очень часто и на качество повседневной работы ветеринарной клиники сильно не влияют. Все ветеринарное оборудование должно быть лицензировано для использования на территории Российской Федерации.
Перечень лекарственных препаратов, применяемых для терапии домашних животных, тоже определяется исходя из масштаба ветеринарной клиники. Закупаются лекарства на ближайшие 3-4 месяца, с учетом их срока годности. В самой лечебнице чаще всего используются анестетики и препараты, необходимые в процессе проведения операций. Лекарства для амбулаторного лечения хозяева обычно приобретают сами.
Ветаптека
Если вы планируете реализацию лекарственных препаратов в помещении клиники, то дополнительно придется докупить полки, стеллажи, витрины, аптечный холодильник с выдвижными ящиками, кассовый аппарат и компьютер. В помещении круглый год должна поддерживаться одинаковая температура, оптимальная для хранения медикаментов, поэтому придется потратиться на качественную сплит-систему. Торговая деятельность в обязательном порядке лицензируется.
Маркетинг
На этапе открытия ветеринарной клиники в бой идут все рекламные средства:
Повышает узнаваемость компании брендирование мелких деталей, инструментов, использование корпоративных цветов в интерьере и спецодежде. Создав уникальный образ своей ветеринарной службы, вы увеличите процент людей, которые захотят обслуживаться только у вас.
Сотрудники клиники: как сформировать штат специалистов, уровень и направления их подготовки, величина заработной платы
Качество оказания ветеринарных услуг напрямую зависит от квалификации персонала. Идеальную клинику с полным комплектом дорогостоящего оборудования может погубить безразличие или некомпетентность сотрудников. И наоборот, клиенты могут закрыть глаза на неудачное месторасположение, старую технику или неудобный график работы, если у вас трудятся участливые, внимательные и любящие животных эксперты ветеринарии. Обстановка, конечно, важна, но люди возвращаются не в определенную клинику, а к определенному ветеринару. Это стоит учитывать при подборе персонала. На начальном этапе штат небольшой клиники состоит из 4 докторов (либо 2 доктора и 2 ассистента), 2 администраторов и управляющего.
Бухгалтерские, кадровые и клининговые услуги лучше отдать на аутсорс. Это снимет с вас лишнюю нагрузку и обойдется дешевле. А вот маркетингом продуктивнее заниматься самостоятельно, либо с помощью штатного специалиста. Никто, кроме вас или человека, полностью погрузившегося в ваш бизнес, не будет знать, какие стороны предприятия самые сильные и на какие триггеры откликается конкретно ваша аудитория. Время работы центра зависит от “часов пик” ветеринарной клиники. У каждой лечебницы они свои, но лучше предусмотреть сотрудников, которые смогут работать в ночные смены. Даже один дежурный доктор сильно повысит лояльность клиентов, потому что острые приступы случаются у животных в любое время суток.
В должностные обязанности ветеринарного врача входит:
Что касается личностных характеристик, частный ветеринарный врач в первую очередь должен искренне любить животных. Без этого качества даже самые глубокие профессиональные знания не заставят хозяев привести питомцев к этому врачу снова. Не обойтись докторам без открытого, доброжелательного отношения к клиентам. Чаще всего они приходят в клинику в состоянии стресса, так как волнуются за своего любимца. Ветеринар должен уметь расположить к себе человека, успокоить его и настроить на позитивный лад. В комфортной, разряженной обстановке и животные ведут себя более сдержанно, что сильно облегчает работу ветеринарного врача. В зависимости от опыта доктора, местоположения и профиля клиники (государственная она или частная), зарплата ветеринара колеблется от 25 000 до 150 000 рублей. В столице и крупных городах доходы врачей существенно отличаются от заработков их коллег из отдаленных регионов. Среднее жалование по стране составляет 30-40 000 рублей.
Стандартные требования к частному ветеринарному врачу выглядят так:
Это могут быть как ребята, которые только закончили ветеринарный вуз, так и студенты старших курсов с горящими глазами. На первых порах им стоит доверять только небольшую работу ассистентов или санитаров. Желание обучаться, интерес к делу и опытный наставник сформирует из юного выпускника специалиста, к которому снова и снова будут возвращаться клиенты, и которого не стыдно будет рекомендовать знакомым. Такое сотрудничество является взаимовыгодным и долгосрочным, потому что взращивание хорошего сотрудника занимает не один год, но эти специалисты обычно преданы и питают сильную привязанность к месту, где прошло их профессиональное становление.
Ускорить обучение молодого сотрудника помогут курсы повышения квалификации по ветеринарии. Образовательный процесс предусматривает заочное освоение материала с использованием дистанционных технологий. Такой формат позволяет сотруднику проходить обучение, параллельно работая на основном месте.
Современная научно-технологическая академия АНО ДПО “СНТА” предлагает следующие варианты ветеринарных программ:
Обучение онлайн доступно всем и в любое время, стоит дешевле, совершенствуется каждый день путем добавления всех нововведений и разработок сферы. Помогите своему бизнесу, сделайте своих сотрудников самыми востребованными на рынке ветеринарных услуг вместе с Современной научно-технологической академией (АНО ДПО “СНТА”)