Что нужно для организации дистанционного обучения в оо
Приложение. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017 г. N 816
Порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
ГАРАНТ:
См. рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, направленные письмом Минпросвещения России от 12 октября 2020 г. N ГД-1736/03
См. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленные письмом Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04
См. Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, направленные письмом Министерства просвещения РФ от 10 апреля 2020 г. N 05-398
2. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации*(1).
4. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся*(2);
организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;
организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий*(3);
организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
6. При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся*(4);
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
7. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
8. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов.
Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно*(5), посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся документов, подтверждающих пройденное им обучение.
9. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»*(6), Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных»*(7), Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»*(8).
*(2) Часть 4 статьи 16 Федерального закона N 273.
*(3) Часть 1 статьи 28 Федерального закона N 273.
*(4) Часть 3 статьи 16 Федерального закона N 273.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220-8235, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393.
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4196; 2013, N 7, ст. 611; 2014, N 40, ст. 5320; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 10, ст. 1317; N 22, ст. 3097; 2017, N 25, ст. 3596.
Что нужно для организации дистанционного обучения в оо
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Как учителю организовать дистанционное обучение?
Современная ситуация, сложившаяся не только в нашей стране, но и во всем мире, привела к тому, что продолжить школьное обучение стало возможным только дистанционно. К появлению нового формата многие отнеслись негативно, считая его «некачественным» и неудобным. Однако на самом деле, если все организовать правильно, то результаты будут не чуть не хуже, чем при традиционном обучении. Мы предлагаем ряд рекомендаций для учителей, которые помогут освоить новые образовательные технологии и превратить процесс в полноценные уроки.
Какое оборудование необходимо для дистанционного обучения?
Один из самых важных моментов в дистанте – проведение онлайн-трансляций. Для этого нужно немного: компьютер или ноутбук, высокоскоростной интернет, веб-камера и микрофон. Последние «аксессуары» часто и не требуются вовсе. Если у вас есть ноутбук, то он наверняка оснащен встроенными камерой и микрофоном, которые отлично справляются с передачей изображения и звука. Та же самая техника должна быть и у ученика.
Какие платформы можно использовать для дистанционного обучения?
Российские школы, которые перешли на дистанционный формат обучения, используют разные платформы, рекомендованные Министерством просвещения. Доступ к ним бесплатный, причем как для педагогов, так учеников и их родителей. Самыми популярными являются:
Коммуникации с родителями
Взаимодействие и общение с мамами и папами играют одну из главных ролей в процессе дистанционного обучения. Для большинства родителей этот новый формат стал неожиданным. Многие привыкли, что дети много времени проводят в школе, а теперь их нужно контролировать и отслеживать, как они занимаются. Учителю необходимо обсудить с ними ряд вопросов:
Учитель должен рассказать мамам и папам, как будет проходить урок. Министерством просвещения рекомендована продолжительность занятия: для учеников младших классов оно должно длиться 15 минут, в средних классах на урок отводится 20 минут, а для старшеклассников – 30 минут. В перерывах необходимо делать гимнастику и проветривать комнату.
Педагогу важно донести, что дистанционное обучение – это то же самое, что и обучение в школе, но только в другом формате, к которому тоже можно привыкнуть и которое даст не меньший положительный эффект. Это не просто «сидение за компьютером», и родители должны помочь детям адаптироваться к непривычной работе, не проявляя излишнюю строгость.
Что нужно для организации дистанционного обучения в оо
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 ноября 2020 года N ГД-2072/03
Настоящие практические рекомендации подготовлены на основании анализа нормативных правовых актов, методических материалов и экспертных рекомендаций, с учетом мирового и отечественного опыта субъектов Российской Федерации, который сложился в текущем году.
Указанную информацию просим довести до сведения органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, руководителей организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, родителей обучающихся, общественности.
Приложение
Практические рекомендации (советы) для учителей и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, общего, основного, среднего образования с использованием дистанционных технологий
Предисловие
Что такое обучение с применением дистанционных (электронных) технологий?
Требуется ли согласие родителей (законных представителей) обучающихся при переходе на дистанционное обучение?
Как организовать оперативную обратную связь при дистанционном формате взаимодействия учителя и обучающихся?
Чем учебные и контрольно-измерительные материалы для обучения с применением дистанционных (электронных) технологий отличаются от материалов, используемых при традиционном подходе?
Можно ли реализовать дистанционный подход без специальных устройств (компьютер, планшет) и сети Интернет?
Еще год назад мало кто из нас задумывался над этими вопросами. В марте 2020 года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для 92% детей по всему миру. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не эволюционным путем, а по методу «шоковой терапии». Школе пришлось искать пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях в образовательных организациях России родился уникальный опыт организации обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.
Данные рекомендации составлены на основе опыта субъектов Российской Федерации по организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и включают памятки, чек-листы и практические советы для учителей и управленческой команды школы.
Данные рекомендации применяются в период действия ограничительных мер, связанных с ухудшением эпидемиологической ситуации.
Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При принятии решения о переводе всех или отдельных классов образовательной организации на обучение с применением дистанционных образовательных технологий она должна руководствоваться следующими нормативными правовыми актами.
При составлении расписания дистанционных уроков образовательная организация должна обеспечивать соблюдение Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях .
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Этапы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение предполагает, что учитель и обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции). При электронном обучении учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не бывает отдельно дистанционного или электронного обучения. Сегодня оба формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся возможностях.
Планирование обучения с применением дистанционных (электронных) технологий в школе целесообразно начать с анализа текущей ситуации. Управленческой команде школы необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
2. Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?
3. Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?
4. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
5. Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?
6. Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном) формате?
7. Как можно использовать сайт школы?
8. Как будет выглядеть учебный день?
9. Каково должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?
10. Как можно получить обратную связь от родителей?
Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:
1. Есть ли у меня необходимые навыки и опыт реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий?
2. Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?
3. Как будет осуществляться информирование семей учеников?
4. Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?
5. Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?
6. Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?
7. Какие электронные ресурсы я могу использовать?
8. Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?
9. Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?
Как организовать школьное обучение в дистанционном режиме?
Концепция дистанционного обучения. Сервис Moodle
Работая в дистанционном формате, учителю очень важно настроить учебный процесс таким образом, чтобы школьники усвоили материал и выполнили предложенные задания, т.е. выстроить систему дистанционного обучения. Сервис Moodle позволяет отлично справиться со всеми поставленными задачами.
Концепция дистанционного обучения разделяется на два основных этапа. Первый шаг — это проектирование учебного процесса. Нам необходимо определиться с выбором технологической основы, моделью дистанционного обучения, а также отобрать материал, который будет входить в программу.
Далее разрабатываются формы и виды контроля, размещается дополнительный материал. Это необходимо для того чтобы учащиеся не погрязли в том потоке информации, который на сегодняшний день существует в сети.
Особенно важными в формате дистанционного обучения являются формы и виды взаимодействия с учениками. Эти формы взаимодействия должны носить контрольные, административные и коммуникативные функции. В учебном процессе преподаватель выступает не только в роли тьютора, который сопровождает весь процесс, но и в роли администратора, следящего за исправностью работы системы в целом. Правильно подобранные и выстроенные формы взаимодействия педагога и учащегося позволяют создать более эффективный процесс обучения.
После того как мы спроектировали дистанционный учебный процесс, нам необходимо его организовать. Здесь нужно разграничить деятельность педагога и ученика. Если мы говорим о дистанционном формате урока, то в нем должно присутствовать гораздо больше разнообразных видов деятельности по сравнению с традиционными уроками. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения. А наша цель — удержать внимание ученика в течение хотя бы 20 минут, и мотивировать его к обучению.
Говоря об организации различных видов взаимодействия, нужно понимать, какие педагогические технологии и средства обучения мы можем использовать. Кроме того – определиться с видами деятельности самих учащихся. Далее следует организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.
«Сегодня мы говорим о модульной системе Moodle, благодаря которой мы с легкостью можем организовать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Moodle создает и хранит портфолио каждого ученика: все его работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Ученики могут возвращаться к тому или иному материалу в целях повторения или в случае возникновения каких-то вопросов.
В итоге преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику: кто что скачал, какие домашние задания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения»
Следующим важным звеном на этапе организации дистанционного учебного процесса является составление методических рекомендаций. Со стороны учителя они должны носить регулирующий характер, помогать сопровождать процесс обучения с технической и методической точки зрения. Что касается методических рекомендаций для родителей и учащихся, то они должны помогать ребенку для самоорганизации и работы в дистанционном пространстве урока.
Если на уроке в школе преподаватель может контролировать ребят и в организации процесса играет главную роль, то в дистанционном формате учитель уходит на второй план. Для эффективной работы должна быть четкая инструкция. Важно, чтобы ученики знали, что им подготовить, в какой форме должно быть выполнено задание и т. д. А после выполнения этих шагов ребятам нужно понимать, каков следующий шаг. В инструктивном блоке это должно быть четко сформулировано.
Для того чтобы педагогу подготовиться к уроку, важно разбить учебный материал на отдельные занятия и элементы. Необходимо выделить лекционные материалы, задания для контроля и проверки, материалы для дополнительного чтения и др.
«Для организации эффективного процесс обучения в рамках дистанта, необходимо придерживаться определенной логической цепочки. Сначала давать некий блок информации, который будет небольшим, но емким. Далее следуют вопросы к материалу и ответы на них.
Одним из ключевых звеньев в этой цепочке является обратная связь, позволяющая ученику отправлять готовое задание учителю и получать комментарии об успешности выполнения. Важно удерживать материал в границах учебной задачи, для чего необходимо заранее продумать узловые вопросы и сценарий проведения урока»
Создание курса в конструкторе Moodle
Наполнение курса материалами
Для справки
Что позволяет Moodle? Это полностью бесплатная система, готовая к внедрению; создание качественных курсов для дистанционного обучения; широкие возможности управления курсами; содержит мощный аппарат тестирования; включает разнообразие учебных элементов; позволяет реализовать дифференцированное обучение; поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение); содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу — запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.); отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации; возможность публикации учебного контента различного формата — аудио, видео, текст, флэш и т. д.