Что нужно для общепита
Как открыть кафе с нуля: пошаговая инструкция
Аудиоверсия этой статьи
Кафе может принести большую прибыль, но только при условии грамотного подхода к реализации идеи. Перед открытием бизнеса нужно проанализировать рынок, детально продумать технологические процессы, ознакомиться с требованиями к заведениям общепита
Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Выбор формата заведения и концепции
От формата зависит расположение заведения, выбор помещения, целевая аудитория и ценовая политика. В целом различают такие форматы кафе.
Классические кафе. Заведение с посадочными местами – обслуживают гостей в просторном помещении с большим количеством столиков. Такие заведения часто предлагают обширное меню, но могут специализироваться на одном или нескольких видах блюд (например, бургеры, пицца, суши и роллы).
Точки to go. Такие заведения оборудованы только кухней и маленькой зоной для обслуживания клиентов. Киоски, торговые островки в ТЦ, мобильные точки готовят еду только навынос. Такой формат позволяет сэкономить на аренде, уменьшить затраты на выплату заработной платы большому количеству сотрудников.
Free flow (англ., свободный поток). В таких заведениях гости могут свободно перемещаться по торговому залу и самостоятельно выбирать готовящиеся в их присутствии блюда. Быстро увеличивается и количество гибридных кафе (коворкинг-кафе, антикафе) Это тоже интересный формат бизнеса.
🎯 Лайфхак: как найти концепцию заведения
Концепция заведения – это уникальная идея, как именно реализовать выбранный формат. Кафе много, но у каждого своя «изюминка». Особенность может быть в оформлении (например, в пиратском стиле), в меню (например, продает только эклеры), в ценовой политике (например, все за 60 руб.). Чтобы выбрать концепцию, можно:
– изучить историю того места, где вы планируете открыть заведение – подумайте, можно ли на базе исторических событий создать концепцию;
– съездить в крупные российские города – походите по кафе, отмечайте те, где много посетителей – составьте таблицу с набором параметров и помечайте, что необычного вы заметили;
– съездить за границу – здесь можно найти самые необычные форматы, которые еще не свойственны для России, зафиксируйте все, что привлечет ваше внимание.
Instagram Деловой среды
Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Instagram
Хочу открыть кафе. С чего начать?
Анна поделилась, как запускала свою кофейню в Екатеринбурге. Оказалось, что открыться — не самое сложное. Гораздо труднее наладить все процессы внутри своего маленького бизнеса. Расскажем, что нужно, чтобы открыть кафе, что может пойти не так и как этого избежать.
1. Выбираем формат заведения
Анна влюблена в кофе и хорошо разбирается в нем. Поэтому задумала именно кофейню с напитками навынос, парой столиков и барной стойкой с местами для гостей.
Открыть с нуля кафе, стритфуд, ресторан, закусочную… ИП может запустить любое заведение общепита, если не планирует предлагать крепкий алкоголь. Для продаж крепкого нужно открыть юрлицо, приобрести лицензию в региональном отделении Росалкогольрегулирования и вести отчетность в ЕГАИС и ФСРАР.
Анна оформила ИП. В качестве основного вида деятельности выбрала «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», он подходит и для кафе (код по ОКВЭД 56.10).
Платить налоги Анна решила по патенту (ПСН). На патенте можно работать общепиту с площадью помещения 50 м² и меньше. Узнать о других системах налогообложения и посчитать, что выгоднее.
2. Получаем разрешительные документы
Работу заведений общепита регулирует Роспотребнадзор. Анна прочитала, что открытие кафе или ресторана с нуля происходит в уведомительном порядке: открываешься, отправляешь уведомление в Роспотребнадзор (скачать бланк) и в региональное отделение МЧС (скачать бланк), затем ждешь проверку. То есть варить кофе и радовать клиентов можно, не дожидаясь ответа от инстанций.
Поначалу так и хотела сделать. Однако подготовка к открытию затянулась из-за ремонта, поиска бариста, закупки расходников и посуды. Поэтому Анна решила запустить сбор документов параллельно и действовала так.
1. Изучила основные требования для точек общепита:
2. Уточнила у собственника помещения (арендодателя), какие документы уже есть.
3. Обратилась в компанию, которая собирает необходимые документы на условиях аутсорсинга. Это сэкономило десятки часов рабочего времени и обошлось в 20 тысяч рублей.
Что делать, если открываетесь в помещении, где уже была точка общепита?
Уточните у арендодателя, какие есть документы для предъявления инспекции при проверке.
Поэтому рекомендуем связаться с Роспотребнадзором вашего региона. Требования отличаются и зависят от типа заведения (закусочная, столовая, кафетерий, бар), от особенностей вашего помещения, от меню и рассадки гостей.
Задайте вопросы не только о документах, но и как подготовиться к проверкам после открытия кафе или ресторанного бизнеса.
Что могут проверить представители различных инстанций:
Если сомневаетесь, что помещение по всем параметрам подходит для вашего заведения, закажите экспертизу в Роспотребнадзоре. Он выдаст санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности. Регламент по предоставлению этой услуги описан в Приказе Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 775 (в ред. от 22.07.2016).
4. Анна сама оформила уголок потребителя. Этого понятия нет в нормативных актах, уголком потребителя принято называть стенд с информацией о заведении, которая отвечает требованиям ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей.
Что разместить на стенде:
5. Анна прошла медосмотр у нескольких специалистов и получила медицинскую книжку в своей поликлинике. Это обязательный документ для работников общепита, подтверждающий, что здоровье соответствует санитарным требованиям (Приказ Роспотребнадзора № 402 от 20.05.2005 о личной медицинской книжке и санитарном паспорте).
3. Выбираем программу для учета ингредиентов и блюд
Анна пропустила этот шаг. И напрасно. Поняла она это уже после запуска кофейни.
Видеть выручку помогала касса, взятая напрокат. А для учета закупок, ингредиентов и продаж у Анны были разлинованный журнал и калькулятор. Когда нашелся бариста, Анна перестала работать за стойкой и судить о продажах приходилось по записям, сделанным чужой рукой.
В обоих случаях Анна не видела полно и четко, как у нее дела. Закупала ингредиенты на глазок, считала остатки вручную, верила на слово, сколько продано со скидкой или без.
Анна нашла недорогое решение, чтобы автоматизировать учет и не тратить силы на рутину. Приобрела учетный сервис сразу с кассой. Так получилось выгоднее и проще, потому что всё в одном: кассовая программа, учет ингредиентов, аналитика, а потом и работа со столиками пригодилась, когда открыла вторую кофейню побольше.
Автоматический учет ингредиентов, блюд и расходников
Сервис Контур.Маркет помогает эффективно управлять заведением, работать со столами, контролировать сотрудников, развивать лояльность клиентов.
Как открыть ресторан
Ксения Корчагина, юрист сети ресторанов
Марина Владимировна все рестораны открывала сама. Санкт-Петербург, Ярославль, Кострома, Москва. 6 заведений за 6 лет. Где-то ошибалась. Получала штрафы. Исправляла ошибки. А эта же проблема всплывала в другом ресторане.
Однажды она решила — хватит кормить государство штрафами! Надо снижать затраты. Пригласила меня, бухгалтера, инженера по технике безопасности. Мы обсудили все предписания, все требования, все потраченные на ошибках деньги. И составили чек-лист с юридическими моментами, которые надо знать при открытии ресторана. С разрешения ресторатора публикую ее опыт.
Ваши шаги к открытию
Зарегистрируйтесь в Налоговой
Что выбрать ИП или юридическое лицо?
ИП не сможет продавать крепкий алкоголь, только пиво
ИП отвечает за долги всем своим имуществом.
Собственник ЮЛ несет ответственность только размером уставного капитала юрлица.
ИП сразу потратит выручку на личные нужды, а собственник ЮЛ получит денежные средства только после выплаты дивидендов.
Как зарегистрировать
Сформируйте пакет документов.
Как зарегистрировать
Обратитесь к юристу за помощью в регистрации, стоимость услуг от 5000 рублей.
Для самостоятельной регистрации:
Подберите помещение и оформите права на него (собственность, аренда)
Если помещение было спроектировано для общепита, то вероятнее всего нужные требования уже выполнены.
Требования к входам
Требования при продаже алкоголя
Помещение не должно находиться у школ, больниц, образовательных и медицинских центров, музеев, на прилегающих к вокзалам и аэропортам территориях. Полный перечень мест запрета.
На рынке и в торговых павильонах разрешат торговать только пивом и (при наличии лицензии) продукцией до 16,5% эт. спирта.
Границы территорий вокруг мест запрета определяет администрация населенного пункта. Территории постоянно обновляются.
При размещении в жилом здании или на прилегающей к нему территории площадь зала обслуживания должна быть от 20 кв. м. Но законом региона в таких местах могут вообще запретить продажи алкоголя или увеличить метраж площади зала.
Проверить не находится ли помещение в зоне запрета можно на консультации в региональном департаменте, выдающем алкогольные лицензии или на его сайте найти «Схему границ территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания».
Уведомьте о начале деятельности Роспотребнадзор
До 20 тысяч рублей штраф за неуведомление. Через 3 месяца штраф уже не назначат (истечет срок давности).
Заключите договоры на вывоз, утилизацию и размещение отходов
До 250 тысяч рублей штраф за отсутствие договоров (часто проверяет Роспотребнадзор, реже Росприроднадзор). Обязанность по вывозу отходов можно поручить Арендодателю.
Арендодатель обязан организовать вывоз отходов, образующихся в результате деятельности Арендатора.
Вывоз отходов Арендатора производится специализированными организациями, осуществляющими вывоз и размещение (захоронение) отходов, на основании договоров, заключенных с Арендодателем.
Отходы, подлежащие вывозу в соответствии с пп. 3.2. настоящего Договора, собираются Арендатором в специально предназначенные для этого мусорные контейнеры (далее — контейнеры), предоставленные Арендодателем.
Все права и обязанности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства, в т. ч. в области обращения с отходами, возлагаются на Арендодателя.
Отходы Твердые коммунальные (ТКО)
Класс отхода IV, код 7 33100 0172 4
В большинстве регионов договор обязательно заключать с региональным оператором (РО).
В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе пока договор можно заключать с любой лицензированной компанией. Контейнер для сбора отхода можно установить на общественной или собственной контейнерной площадке.
Если поставите на собственной контейнерной площадке, то сможете платить не по нормативу, а за фактический объем. Это дешевле. Пример расчета.
Отходы пищевые
Класс отхода V, код 7 36 100 01 30 5
Лицензия на вывоз Подрядчику не нужна.
Предусмотрите договором периодичность вывоза не реже 2 раз в неделю или при накоплении 2/3 контейнера.
Отработанное фритюрное и растительное масло
Класс отхода IV, код 7 36 111 11 32 4
Если Роспотребнадзор выявит работу Фритюра, кроме договора на вывоз и утилизацию, обязательно потребует Журнал контроля качества и учета использования фритюрных жиров. Образец журнала.
Чтобы не платить за вывоз и не отчитываться по отходу, отработанное масло можно регулярно
Отходы при разгрузке жироуловителя (ЖУ)
Класс отхода IV, код 7 36 101 01 39 4
ЖУ устанавливают, чтобы очистить стоки канализации. Чистоту проверяют
Договор потребует Роспотребнадзор, если выявит работу ЖУ.
Чтобы не платить за вывоз и не отчитываться по отходу, ЖУ прячут от Роспотребнадзор в полу. Но если в Ресторане больше 200 мест, то установка ЖУ становится обязательной и отходы от него надо оформлять официально.
Отработанные бактерицидные лампы
Класс отхода I, код 4 71 101 01 52 1
Бактерицидные лампы нужны для дезинфекции помещений по приготовлению салатов, нарезок, украшению тортов. Полный перечень помещений.
Роспотребнадзор проверяет, есть ли лампы, ведется ли Журнал учета их работы и Инструкцию по эксплуатации. Как выполнить требования Роспотребнадзор и образец Журнала.
Договор на утилизацию отработанных ламп Роспотребнадзор обычно не запрашивает. Очень редко такой договор может проверить Росприроднадзор.
Разработайте Программу производственного контроля (ППК)
До 20 тысяч рублей штраф или приостановление деятельности за отсутствие ППК (при проверках Роспотребнадзор)
ППК — это документ с перечнем мероприятий, которые обязуется проводить Ресторан, чтобы готовить безопасную для потребителей продукцию. Общие требования к ППК установлены СП 1.1.1058-01.
Свою ППК вы можете написать на основании Типовой программы. Обязательно включите в текст раздел о лабораторных исследованиях (типовой раздел здесь).
Образец заполнения ППК.
Внедрите Процедуры ХАССП
До 20 тысяч рублей штраф за невнедрение процедур ХАССП (при проверках Роспотребнадзор).
ХАССП — это «процедуры обеспечения безопасности в процессе производства». К ним относятся — контроль качества изготовления, условий хранения продукции, чистоты помещений, гигиены работников. Полный перечень процедур.
Стоимость услуг по внедрению ХАССП от 70 тысяч рублей. Специалистов по ХАССП мало, в том числе и в Роспотребнадзоре.
На 20-30 тысяч рублей штрафовали общепит в 2019г. по нашим данным. Но есть и примеры приостановления деятельности: на 20 тысяч оштрафовали столовую в Свердловской области, приостановили деятельность на 30 суток в кафе с Камчатки, суд обязал внедрить процедуры ХАССП закусочную из Приморского края.
Заключите договоры для соблюдения санитарных норм
До 30 тысяч рублей штраф за отсутствие договора (при проверках Роспотребнадзора).
Проведение санитарно-гигиенических исследований воды, продукции, смывов
Такие исследования выполняют аккредитованные лаборатории.
Частота проведения лабораторных исследований определена в Вашей ППК. Если Вы разрабатывали ППК на основании Типового раздела, то срок контроля питьевой воды — 2 раза в год, готовой продукции — 1 раз в 6 месяцев, смывы с оборудования — 1 раз в квартал.
Храните Протоколы лабораторных исследований. При проверках их количество обязательно сравнивают с Вашей ППК.
Дератизация и дезинсекция помещений
Предусмотрите договором периодичность дератизации от 1 раза в месяц, препаратами, имеющими декларации.
Порядок проведения работ определен СП 3.5.3.3223-14, СанПиН 3.5.2.3472-17. Стоимость зависит от площадей и частоты обработки.
Проконтролируйте наличие медицинских книжек у сотрудников
До 130 тысяч рублей штраф и риск приостановления деятельности за работу без медкнижек (проверяет Роспотребнадзор, Инспекция труда).
Штраф могут уменьшить, если в день проверки работник пройдет медосмотр.
Медицинская книжка должна быть, у всех работников, даже у бухгалтера.
В ней отмечают прохождение медосмотров и
Контролировать сроки удобно в Журнале.
Медкнижки хранит Работодатель. Учет движения книжек можно вести в Журнале. Для проверки достоверности медкнижек используйте реестр Роспотребнадзор.
Соблюдайте авторские права на музыку
До 5 миллионов рублей за включение музыки без договора вправе требовать
Обычно с заведений общепита взыскивают 80-90 тысяч. Пример:
80 тысяч за музыку в ярославском ресторане,
87 за музыку из приемника бармена в г. Санкт-Петербурге,
120 тысяч с ИП в г. Москве.
До 40 тысяч рублей с конфискацией музыкального оборудования установлены штрафы в пользу государства. Протоколы о правонарушении составляет полиция. Обычно проверки инициируют РАО и ВОИС.
Средний штраф для Ресторана 10 тысяч. Пример:
10 тысяч с ресторана в Вологде,
10 тысяч с конфискацией айпада в кафе Краснодара,
30 тысяч с конфискацией ноутбука в Подмосковье.
Даже если музыку включил бармен или нанятый аниматор, виновным признают Ресторан.
Договор
Нужен во всех случаях звучания «чужих» произведений в заведении.
Без договора на использование авторских и смежных прав музыку могут воспроизводить только граждане для некоммерческого личного использования. Спеть песню дома, включить радио в своей машине.
8000 рублей в месяц.
Зарегистрируйтесь во ФГИС «Меркурий»
До 20 тысяч рублей штраф за прием, хранение, переработку продукции без ВСД (активно контролирует Россельхознадзор).
Нужны для продукции животного происхождения (мясо, молоко).
ВСД оформляют только в электронном виде. В федеральной системе ФГИС Меркурий.
Поставщик ВСД создает. Покупатель ВСД гасит, подтверждая получение товара.
Зарегистрируйтесь в системе, чтобы покупать легальное мясо, молоко, мед.
Для регистрации нужно подать заявку в отделение Россельхознадзора вашего региона или электронно. Инструкция по электронной регистрации.
Для торговли алкоголем
Оформите лицензию
200-500 тысяч рублей штраф за продажу алкоголя без лицензии. Протоколы о нарушениях составляют сотрудники Росалкогольрегулирования или полиции. Без лицензии можно торговать только пивом, пивными напитками, сидром, пуаре, медовухой.
Лицензию выдает Лицензирующий орган вашего субъекта РФ. Ищите в поисковике «Департамент выдача лицензий алкоголь ВАШ РЕГИОН».
В Москве — Департамент торговли и услуг. В Санкт-Петербурге — Комитет по промышленной политике. В Мурманской области — Управление по лицензированию Министерства инвестиций.
Соберите документы. Перечень установлен законом 171-ФЗ.
Например, образцы для Ярославской области:
Бланк заявления
Пример заполнения заявления
Подайте документы в Лицензирующий орган вашего субъекта на бумаге или электронно через портал госуслуг.
Подключитесь к системе ЕГАИС
До 200 тысяч рублей штраф за нарушение порядка учета алкоголя (проверяют Росалкогольрегулирование и орган, выдавший лицензию).
В системе ЕГАИС нужно подтверждать поступление и оформлять реализацию и алкоголя, и пива.
Чтобы фиксировать все операции, зарегистрируйтесь в системе. Получите электронную подпись ИП или ЮЛ, авторизуйтесь по ней в личном кабинете на сайте ЕГАИС.
Купите и зарегистрируйте онлайн-кассу
До 30 тысяч рублей штраф за работу без кассы и применение контрольно-кассовой техники (ККТ), не соответствующей закону (выявляет налоговая инспекция).
Оформите Вывеску и Уголок потребителя
До 10 тысяч рублей штраф за несоответствие оформления закону (активно проверяет Роспотребнадзор).
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Бузник Дмитрий
Партнер Sparta Consulting, член экспертного совета ГБУ «Малый бизнес Москвы» Практикующий юрист
Перед тем как открыть кафе и принять первого гостя, предпринимателю нужно подготовить документы на помещение — их могут проверить сотрудники МЧС, Роспотребнадзора, местной администрации, полиции и даже Росгвардии. Если нужных документов не будет, предпринимателю грозят штрафы или запрет на работу на несколько месяцев.
В статье не будем говорить про медкнижки, трудовые договоры, специальную оценку условий труда, договоры с поставщиками. Здесь только про документы на помещение, которые надо собрать до открытия.
Какие документы понадобятся
После того как предприниматель определился с помещением и подписал договор, пора изучить, какие документы нужны для открытия кафе.
Понадобятся следующие документы:
Дальше расскажем, как получить каждый из них.
Получить заключение в противопожарной службе МЧС
Зачем нужно заключение. Чтобы к бизнесу не было вопросов во время проверок, лучше получить заключение противопожарной службы заранее. Его может спросить не только сотрудник МЧС во время плановой проверки, но и сотрудник лицензирующего органа, если будете получать лицензию на алкоголь.
Как сделать. Владелец кафе подает заявление в главное управление МЧС по месту регистрации бизнеса. Советуем позвонить в управление своего региона и узнать, какие документы нужны для проверки.
Инспектор МЧС проверит в заведении пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, вентиляцию и схему эвакуации.
Эти системы могут быть уже установлены в помещении — это нужно уточнить у собственника до того, как заключать договор аренды. Если систем нет, надо будет заказать и оплатить их установку — это могут сделать только компании с лицензией от МЧС и допуском СРО.
Проверить лицензию такой компании можно на сайте МЧС.
Проверить свидетельство о допуске СРО можно на портале НОПРИЗ.
Что учесть. Траты на установку системы пожарной безопасности можно разделить с арендодателем или полностью переложить на него, если он заинтересован дальше сдавать это помещение под кафе и рестораны. Закон не запрещает договариваться.
Информация об отходах помогает их правильно вывезти и утилизировать. В кафе вряд ли придется выбрасывать опасные для жизни отходы вроде формальдегида или солей свинца, а вот батарейки, аккумуляторы, светодиодные лампы могут быть.
Для жизни такой мусор не опасен, но он негативно влияет на окружающую среду при неправильной утилизации, поэтому государство контролирует процесс.
Проверьте, что у лаборатории есть разрешение от Министерства природных ресурсов и экологии. Разрешение можно найти на сайте компании, а проверить его подлинность — по номеру документа на сайте Росаккредитации.
Заключить договоры на вывоз, утилизацию и размещение отходов
Зачем заключать договор. Выбросить мусор из заведения в ближайший бак нельзя — за такое могут оштрафовать на сумму до 250 000 ₽ или закрыть на три месяца.
Как заключить договор. Предприниматель должен заключить договор с региональным оператором. По закону платить за вывоз отходов должен арендатор, а не арендодатель.
Перед заключением договора нужно проверить лицензию на вывоз мусора у оператора. Без лицензии можно вывозить только безопасные отходы пятого класса. Даже в небольшой кофейне остаются «опасные» отходы. Например, просроченное молоко относят к четвертому классу.
На что обратить внимание. До того как приедет оператор и заберет отходы, их нужно правильно хранить. Отходы хранят в отдельных контейнерах на дворовой территории здания — некоторые операторы предоставляют свои контейнеры и помогают их правильно установить.
Заключить договоры для соблюдения санитарных норм
Зачем заключать договор. В заведении не должно быть насекомых, грызунов, грибков, плесени, опасных бактерий. Может казаться, что достаточно хорошо мыть помещение с химией. Но даже тщательная уборка не всегда помогает.
Опасные микроорганизмы заводятся даже в визуально чистых кафе — без лабораторной экспертизы не проверить поверхности. А насекомые или грызуны могут появиться неожиданно — например, попасть из соседнего заведения или подвала.
Поэтому нужно нанимать специалистов, которые проверят и обработают кухню, туалеты, кладовые и зал для гостей перед открытием.
Как заключить. Владельцы кафе заключают два договора:
Эти услуги могут оказывать несколько компаний или одна. Главное, чтобы у них было разрешение на деятельность.
Найти разрешение можно на сайте компании, а затем его нужно проверить на подлинность и срок действия на сайте Росаккредитации.
На что обратить внимание. Один раз провести один раз экспертизу воды и обработать кафе от насекомых и грызунов недостаточно: это нужно делать регулярно. Если Роспотребнадзор найдет грызунов или опасные бактерии, оштрафуют предпринимателя, так как его обязанность — вовремя обрабатывать помещения и не допускать появления в заведении микробов и вредителей.
Получить разрешение на продажу алкоголя
Кому нужна лицензия на алкоголь. Без лицензии на алкоголь можно продавать только пиво, сидр, медовуху — для остальных напитков нужна лицензия.
Чтобы получить лицензию, нужно зарегистрировать ООО — ИП ее не дадут. Также помещение кафе должно быть от 50 м², а в радиусе 50 метров не должно быть детских садов, школ, больниц, театр.
Как получить. Лицензию выдает уполномоченный орган региона. Например, в Москве это департамент торговли и услуг.
В этом органе нужно уточнить перечень документов для оформления лицензии: список может отличаться в зависимости от региона.
После подготовки всех документов нужно подключить онлайн-кассу и зарегистрироваться в электронной системе за учетом оборота алкоголя ЕГАИС.
Только теперь пора уплачивать госпошлину 65 000 ₽ и подавать заявление в лицензирующий орган региона. Заявление можно подать на сайте лицензирующего органа, если есть электронная подпись.
Подавать заявление лучше за два месяца до открытия: региональный орган оформляет лицензию до 30 дней, но при вопросах к документам могут продлить срок до 60 дней.
После подачи заявления в кафе придет сотрудник лицензирующего органа с проверкой помещения, документов, сертификатов, подключения онлайн-кассы и ЕГАИС. Если выездная проверка пройдет успешно, лицензию оформят и выдадут в пределах 45 дней с момента подачи заявления.
Решение о выдаче можно получить лично в лицензирующем органе или по почте. Саму лицензию в бумажном виде больше не выдают — ее вносят в реестр в день принятия решения.
На что обратить внимание. При отказе в лицензии на алкоголь госпошлину 65 000 ₽ не возвращают. Поэтому многие компании оформляют лицензию вместе с юристом, чтобы не ошибиться с документами.
Если все-таки лицензирующий орган откажет в лицензии, можно попробовать обжаловать отказ.
Уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности
Зачем уведомлять. Предприниматель уведомляет Роспотребнадзор перед открытием кафе, что начинает работать. Уведомление подают после регистрации ИП или ООО, но до непосредственного начала работы. Например, если вы только зарегистрировали бизнес и начали ремонт, сразу заявление подавать не надо — лучше сделать это за пару дней до открытия точки.
Как уведомить. Нужно заполнить заявление и отправить его в двух экземплярах в Роспотребнадзор:
За один рабочий день заявление рассмотрят и вернут один экземпляр с отметкой Роспотребнадзора.
Если не подать заявление, ИП оштрафуют от 3000 до 5000 ₽, ООО — от 10 000 до 20 000 ₽.
На что обратить внимание. Сотрудники Роспотребнадзора не приезжают с проверкой на объект, чтобы одобрить заявление. Решение принимается на основе документов — важно правильно оформить заявление, и тогда разрешение выдадут.
Этот документ помогает службам безопасности эвакуировать, спасать людей в опасных ситуациях, например в случае террористического акта.
Представьте, что сотруднику полиции нужно эвакуировать посетителей кафе, но он не знает, где запасной выход или где ключи от решеток на окнах. Для этого спасательные службы города хранят у себя копии паспорта безопасности, откуда и узнают схемы помещения, контакты сотрудников и другие важные детали.
Все эти этапы предприниматель может пройти сам или обратиться в частную компанию. Например, с этим помогают охранные компании.
Что еще проверить в кафе перед открытием
Когда все документы собраны, нельзя просто открыться и сразу начать работать. Сначала надо проверить еще несколько важных нюансов — если этим пренебречь, можно получить штраф.
Уголок потребителя. На фудкорте или в ресторане должен быть уголок потребителя. Там клиент может уточнить свои права или информацию о заведении.
В заведениях часто вешают стенд с документами на стену, но это не обязательно. Документы нужно положить на видное и доступное место клиентам — например, хранить их в папке на стойке администратора кафе.
Предпринимателю нужно положить следующие документы:
На всех копиях необходимо поставить подпись владельца кафе.
За неправильное оформление уголка потребителя есть штрафы: для ИП — от 3000 до 4000 ₽, для ООО — от 30 000 до 40 000 ₽.
Музыка. В заведении нельзя включать музыку из плейлиста в соцсетях, как и проигрывать CD-диски, включать музыкальные каналы на телевизоре или ставить радио.
Арбитражный суд взыскал с предпринимателя 80 000 ₽ за музыку в кафе
Что случилось. Общероссийская общественная организация РАО подала иск в арбитражный суд на ИП Лештаеву С.С. за воспроизведение музыки в кафе «Багульник».
Решение суда. Арбитражный суд решил взыскать с ИП 80 000 ₽ в пользу РАО за воспроизведение четырех композиций, на которые у общественной организации были исключительные права.
Чтобы гости могли законно слушать музыку, заключают договор с государственным или частным посредником. От государства выдают лицензии два сообщества — ВОИС и РАО.
Есть и бесплатные способы. Предприниматель может получить заключить договор с исполнителем, например местной группой, или искать композиции с открытой лицензией creative commons.
ИП могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 ₽, ООО — от 30 000 до 40 000 ₽.
Вывеска. Вид вывески определяют власти города — например, могут ограничить высоту букв или ширину конструкции. Эти требования публикуют на сайте местной администрации, там же размещают порядок согласования макета вывески.
Обычно вывеску названия заведения не надо согласовывать. Так, в Москве вывеску с названием кафе можно не согласовывать, если она соответствует техническим требованиям, не нарушает архитектурно-художественную концепцию улиц, а здание не относят к памятникам архитектуры.
Лучше заказывать разработку макета у дизайнера, который уже делал вывески для общепита и знает требования местной администрации.
Противокоронавирусные меры. С 2020 года кафе, рестораны, столовые соблюдают правила для борьбы с коронавирусом. Роспотребнадзор меняет или уточняет правила в зависимости от ситуации. Например, с 30 октября 2021 года заведения Алтайского края должны проверять QR-коды на входе у посетителей.
Основные правила для общепита:
Советуем следить за изменениями требований Роспотребнадзора и своевременно корректировать работу заведения, чтобы не получить штраф. О самых важных новостях мы всегда сообщаем в нашем телеграм-канале.
Список документов для открытия кафе может отличаться в разных городах и для разных помещений.
Например, у Роспотребнадзора больше требований к кафе на первом этаже многоквартирного дома, чем к кафе в отдельном здании или внутри торговых центров. Советуем проходить этапы подготовки и собирать документы с профессионалами — так получится открыться за 6—8 месяцев и избежать штрафов.