Что нужно для объединения людей сообщества
Создаем сообщество: как объединить разных людей?
Сообщество часто объединяет вместе совершенно разных людей – как по взглядам на жизнь, так по духу и темпераменту. Случается, что кто-то начинает «тянуть одеяло на себя», тогда конфликта не избежать. Как помочь людям сплотиться и вместе делать общее дело?
У нас есть несколько идей:
1. Выберите сильную идею
Когда разные люди работают вместе, творческий потенциал общего дела явно растет, но для этого не забудьте сплотить всех большой мечтой. На фоне такой цели и желания ее осуществить все сложности будут казаться мелочью.
2. Не забывайте о возрасте
Есть отдельная теория про возраст: считается, что идеальной командой будет та, где молодость с ее идеями опирается на опыт сотрудников постарше, которые помогают увидеть и проработать подводные камни.
3. Определите роли
Все люди разные – в мышлении, общении, принципах сотрудничества, во всем. Важно определить, в чем хорош каждый из ваших коллег – кто-то любит общаться и искать новых партнеров, кто-то – уединяться и работать с документами, кто-то – писать тексты и доносить общие решения до широкой общественности. Дайте каждому именно ту работу, которую захочется делать с любовью. Иногда хорошо работает объединение коллег в пары и небольшие группы для решения отдельных задач.
4. Разговаривайте с командой
Уделяйте всем одинаковое внимание, отмечайте людей, благодарите за их работу, обсуждайте, интересуйтесь мнением. Это приятно всем, и в то же время это одна из самых простых вещей, которую вы можете дать участникам своей команды. Если вы хвалите кого-то тет-а-тет, не упускайте случая похвалить его и при всех.
5. Начните дружить
Интересуйтесь жизнью своих коллег вне работы: какое у них хобби, есть ли домашние животные и дети, какое кино, музыку и книги они любят – это не только расположит их к вам, но и поможет лучше понять их мотивацию к работе. К каждому человеку есть подход, но не всегда мы готовы его искать.
6. Смиритесь с небольшими конфликтами
Без конфликтов все равно никуда, научитесь вести их в конструктивном русле, делать правильные выводы. Помните выражение: «В споре рождается истина»? Иногда это, действительно так: каждый участник конфликта может выговориться и рассказать свою точку зрения. Все-таки умение работать в команде, по большому счету, состоит из умения конфликтовать, не разрушая себя и других. Даже если кажется, что разные люди никогда не найдут компромисс, поверьте, слишком хорошее знакомство людей в одном проекте тоже не способствует продуктивности – зачастую они начинают черпать идеи из одного и того же опыта и «творчески» мыслить по шаблону.
Что нужно для объединения людей в сообщества?
Почему люди объединяются в особые группы-сообщества?
Что нужно для объединения людей в сообщества?
Какие сообщества человек выбирает для себя самостоятельно?
Как называется документ который каждый человек по достижении 14 лет?
Людей объединяют общие направления деятельности. МОжет иметь место общая цель, круг интересов. Так вольно или невольно и происходит процесс сближения людей и возникают группы, которые возглавляют наиболее инициативные личности.
Соответственно, чтобы людей объединить нужно привлечь их для взаимодействия в рамках их общего дела.
ДЛя себя самостоятельно человек выбирает то что ему кажется интересным, вызывает как минимум сильное любопытство.
Люди объединяются в сообщества по интересам и убеждениям. Развитые физически занимаются в спортивных секциях, склонные к гуманитарным наукам изучают искусство, литературу.
Для объединения людей в сообщества необходимо желание, возможности и сильная личность. Прислушиваются к сильной личности, лидер собирает вокруг себя окружение.
Самостоятельно выбрать можно любое сообщество кружки и секции, политическую партию, футбольную команду, общественную деятельность.
Пословица «Дружба дороже денег» говорит о том, что не все в этом мире можно оценить в деньгах и купить. есть совершенно бесценные вещи, которых невозможно купить ни за какие деньги, а значит эти вещи оказываются дороже денег. Так настоящую искреннюю дружбу невозможно купить, как невозможно купить искренние чувства.
Какой пример привести, подтверждающий эту пословицу?
Жил был богатый мальчик, у которого были богатые родители и которые покупали ему любые игрушки, которые он только хотел. Но при этом мальчик был очень одинок и очень несчастен, ведь он постоянно был один. И ему приходилось одному играть со своими дорогими игрушками. Он бы хотел подружиться с кем-то, но никто не хотел с ним дружить, ведь он был избалованный и капризный. И никакие деньги не могли ему завести друзей.
Очень большое количество пословиц сообщает нам о том, что мир всегда лучше ссоры, что мирное сосуществование выгодно всем и оно настоящий клад.
Убедиться, что это действительно так, можно на простых примерах.
Представим себе двух соседей, которые живут напротив друг друга. Если отношения между ними мирные, между ними царит лад и согласие, то соседи друг другу помогают, на соседа всегда можно рассчитывать, они дружат и вместе проводят время.
Если между соседями плохие, враждебные отношения, то они стараются друг другу напакостить, подкидывают мусор, включают громкую музыку, ругаются, распускают сплетни, вредят разными способами.
Кто такой себялюб, о котором говорится в этой пословице?
Это человек, который любит только себя, которому нет дела до других людей, которые интересуется только своими делами и не проявляет сочувствия к делам окружающих.
Конечно, что такой человек становится никому не интересным, потому что с ним невозможно дружить, с ним невозможно вместе делать одно дело, его невозможно любить.
И в жизни себялюбы всегда одиноки и несчастны.
Игорь всегда думал только о себе. Он все старался обернуть себе на пользу и не думал о других людях. В итоге его никто не уважал и не любил. И когда Игорю потребовалась помощь, все от него просто отвернулись.
Поддерживать добрые отношения с близкими конечно просто, ведь строятся они на взаимном уважении и любви, по крайней мере должны так строится.
При общении с близкими родственниками нельзя забывать о том, что даже нечаянная грубость ранит их гораздо сильнее, чем посторонних людей, ведь исходит она от любимого человека. Поэтому в общении с близкими всегда следует быть вежливыми и обходительными, относится друг к другу с уважением и понимаем, уметь прощать и не таить зла, не копить обиды. Иногда очень полезен для таких отношений откровенный разговор.
Еще одним важным условием хороших отношений должно быть доверие. И конечно в этих отношениях не должно быть места грубости и обману.
Говорят, что настоящая дружба крепка тем, что друзья никогда не держать друг на друга обид. такая дружба много крепче стекла, потому что сколько ее не бей, она только крепче становится.
Но часто бывает и так, что маленькая обида перерастает в большую ссору и те,кто вчера всем говорили, что они лучшие друзья, сегодня становятся врагами и даже не хотят смотреть друг на друга. Это не правильно, ведь друг прежде всего должен уметь прощать.
В этой же пословицы говорится о том, разбитую дружбу починить невозможно. Например, нельзя простить предательство. Если человек, которого ты считал своим другом оказывается способен на такое, значит он совсем не был тебе другом.
Пример: мы договорились пойти вместе на каток, но я напрасно прождала свою подругу. Потом я узнала, что она решила пойти в кино с другой девочкой, а мне даже не сказала об этом и не извинилась. После этого нашей дружбе пришел конец.
Не для денег: организация сообщества по интересам
Вопросы организации
1. Организации сообщества делается не для денег, это делается для души. Это потребует от вас вложений как материальных, так и других – ваше время, силы и нервы. Мало кому удается зарабатывать на своем хобби, и здесь описан не этот случай.
2. Ваш профит – это общение с новыми, интересными людьми, которые настроены с вами на одну волну. Причем с людьми, с которыми в своей обычной жизни вы, скорее всего бы просто не встретились. Также это отличная возможность попробовать и развить свои менеджерские, лидерские и коммуникативные навыки.
3. Крайне желательно четко понимать, чего вы хотите добиться – миссия, стратегические цели, задачи. Исходя из этого, строить дальнейшее развитие вашего сообщества (клуба, объединения).
4. Все делается для людей. Если вы не сможете собрать и сплотить вокруг вашего дела единомышленников – то ничего не получится. Вас должно переть от вашей темы, и этим вы должны заражать окружающих.
5. Позаботьтесь о площадке, где вы будете общаться. Это можно делать на существующих ресурсах, но там вы напрямую зависите от факторов, на которые не имеете влияния (дурные модераторы, невозможность самостоятельного развития). Лучший вариант – это свой ресурс, на котором вы полноправные хозяева. На нем должна быть возможность создавать закрытые разделы для общения. После создания площадки сразу закрепите правила общения на ней и придерживайтесь их.
6. Старайтесь без реальной на то нужды не раздавать полномочия на модерацию, управление, доступ к закрытым ресурсам. Забрать что-то обычно бывает сложнее, чем дать.
7. Постарайтесь сделать так, чтобы в случае вашего внезапного ухода сообщество могло продолжить жить дальше. Как минимум оставьте учетные записи от всех нужных для работы вашего сообщества сервисов надежному человеку.
8. Все наработки, касающиеся договоренностей, контактов нужных людей необходимо хранить в месте, в котором они будут доступны организаторам.
Команда организаторов
9. Чтобы развиваться – нужна команда организаторов. Чем она более разнопланово развита и взаимозаменяема, тем лучше. Рано или поздно тянуть все в одно лицо не получится на нужном уровне.
10. Однако все равно будьте готовы сделать все или большую часть работы самостоятельно. Скорее всего, такого не будет, но морально быть к этому готовым необходимо всегда.
11. Команда может состоять из волонтеров, которые берут на себя часть работы по организации мероприятий и т.д., а также организаторов — людей выражают желание заниматься развитием клуба на постоянной основе в течение какого-то достаточно длительно времени.
12. Попасть в команду организаторов должна быть возможность у любого члена сообщества. Основной критерий – этот человек должен взять на себя и нести определенную часть работы. Это достаточно тяжелый труд, а не понты.
13. Регулярно собирайтесь орг. группой и обсуждайте текущие вопросы и вопросы дальнейшего развития.
14. Люди в орг. группу могут приходить и уходить, по различным обстоятельствам – это нормальный процесс. Главное – чтобы постоянно был жизнеспособный костяк команды организаторов.
15. В какой-то момент времени вас в ней может не оказаться, т.к. увлечения и интересы у людей со временем меняются. Но ваше дело будет жить дальше, что, согласитесь, неплохо!
16. Все мы разные, со своим индивидуальным набором тараканов в голове. Выучите мантру «Мы все здесь не пряники», и повторяйте ее почаще, чтобы более терпимо относится к людям, с которыми вы вместе делает одно дело.
17. Кроме команды организаторов есть участники, которые с удовольствием участвуют в мероприятиях, но организацией заниматься не хотят или не могут. Они те, для которых вы все это делаете, и надо, для ощущения причастности тоже дать им возможность вложиться в развитие (хоть 100 р. на хостинг). Вы делаете одно дело.
18. Старайтесь следить за моральным климатом ресурса, на котором вы общаетесь (вашего форума, блога и т.д.). Если вы будете строить его на принципах открытости, дружелюбия, то потом эта атмосфера будет поддерживать себя.
19. Всегда бывают неадекватные люди. В хорошей атмосфере открытости и дружелюбия они обычно не живут, но иногда стоит им помочь уйти. Старайтесь не допускать срачей, они деструктивны и плохо влияют на моральный климат сообщества.
20. Демократия – не работает. Все стратегические и серьезные тактические решения сначала обсасываются внутри орг. группы, и только потом выносятся наружу. Иначе пара троллей может заблокировать любой процесс.
Материальные активы: оборудование, деньги
21. Для того, чтобы ваш клуб жил и развивался необходимы деньги и другие материальные активы. Способы их получения разные – сбор членских взносов, добровольные пожертвования членов клуба, поступления от спонсоров, доходы от рекламы и т.д.
22. Сразу на берегу обговорите, что любые пожертвования любых материальных активов – деньги, оборудование и т.д. остаются в клубе при любых раскладах во взаимоотношениях клуба и жертвователя.
23. Важный психологический момент – никто из организаторов, в том числе и вы, не должен получать какой-либо прямой финансовой прибыли с деятельности вашего клуба.
24. Старайтесь обеспечить как можно больше удобных способов перечислить вам деньги. Электронные платежные системы, переводы по безналу, возможность передать их кому-то из организаторов или доверенных лиц в разных районах города и т.д. – чем удобнее вашим одноклубникам перевести вам деньги, тем больше народу сможет сделать это.
25. Крайне желательно фиксировать все приходы и расходы денег с документальным подтверждением.
26. Если клубу что-то нужно – не стесняйтесь спросить об этом у его членов. В большинстве случаев вы сможете, как минимум, сильно сэкономить, используя связи ваших товарищей. Также не стесняйтесь просить помощи и сторонних организаций – за спрос в нос никто не даст.
27. Не стесняйтесь брать любую предлагаемую помощь, материальную, денежную – вообще любую. Многим проще выделить денег на развитие клуба, чем, например, тратить время подготовку мероприятий. А кому-то наоборот, проще приехать и помочь.
28. Все вырученные и собранные средства, как правило, направляются на развитие клуба и оперативные расходы – хостинг, закуп оборудования и т.д.
29. Все денежные средства, которые собираются средства всем миром на какой-то целевой проект, должны быть максимально открыты, задокументированы, и быть доступны публично.
30. Траты средств на оперативные вопросы организации мероприятий лучше не светить, чтобы не кормить троллей. Однако надо быть готовыми отвить, если у людей будут вопросы.
31. Планируя мероприятия, расходы на которое делятся между участниками, всегда старайтесь собирать средства на него с небольшим запасом. Ваша цель не выйти в ноль при организации – а сделать все качественно. Излишек денег, если он образуется пойдет в фонд развития клуба.
32. Позаботьтесь о том, чтобы нажитое непосильным трудом имущество вашего клуба не было потеряно. Для этого нужно найти хорошего, ответственного завхоза и место, где ваше оборудование сможет храниться.
Разные вопросы
33. Всегда найдется несколько неадекватов, которые будут необоснованно пытаться вам предъявить за то, что вы наживаетесь на остальных. Будьте к этому готовы и будьте готовы ответить аргументировано на их наезды.
34. Возможно, ваши решения будут непопулярны у какой-то части вашего сообщества. Попытайтесь объяснить свою точку зрения и аргументировать ее, однако невозможно делать то, что устраивает абсолютно всех. Выучите мантру «Я не пряник, чтобы всем нравиться», и в тяжелых случаях применяйте ее. В таких случаях также очень важна поддержка вашей орг. группы.
35. Официоз: сами решайте, какую юридическую форму организации выбрать для себя. С организацией легче работать с другими организациями и гос. органами, но она потребует ресурсы на свое обслуживание. Не плодите сущностей без надобности.
36. И пусть у вас все получится!
Я надеюсь, что этот опыт поможет вам, если вы решить создать сообщество вокруг вашего увлечения. Это может быть стрельба, RC-моделизм, разведение хомячков – я думаю, что многое из написанного выше может пригодиться.
Если эта статься вызовет интерес, могу рассказать более подробно и с примерами про развитие нашего клуба.
upd: логотип клуба, как не соответствующий высоким заветам лебедева убрал. 🙂
Как формируются социальные группы, и зачем нужны человеку
Принадлежность каждого человека к какой-либо социальной группе очевидна. Что такое социальные группы? По каким признакам и критериям их выделяют? К какой социальной группе себя можно отнести? Зачем вообще необходимо объединение людей в группы? Обо всем этом вы узнаете из данной статьи.
Определение
Единого понятия «социальная группа» не существует. В одних источниках пишут, что это объединение людей с общим значимым социальным признаком, который является основанием их участия в определенной сфере деятельности, характеризующейся наличием системы отношений, регулируемых формальными и неформальными социальными институтами. Встречается и такое определение: социальная группа представляет собой объективно существующую постоянную общность, коллектив индивидов, которые взаимодействуют определенным образом, опираясь на несколько признаков. Согласно самому короткому определению, социальной группой называют организованную общность людей, которые объединены общими целями, интересами и деятельностью. Если рассматривать все эти определения в совокупности, то вырисовывается полная картина, позволяющая точно понять, что же такое социальная группа.
Виды и критерии классификации социальных групп
Для того чтобы понимать, к какой общности себя относить, необходимо знать, какие признаки определяют социальные группы:
По численности выделяют большие и малые социальные группы. Первые – это этнос, социальные классы, профессиональные объединения. Ко вторым относятся семьи, трудовые коллективы, компании друзей. По способу организации и регулированию взаимодействия выделяют формальные и неформальные группы (официальные и неофициальные). По характеру взаимодействия принято выделять первичные и вторичные группы. В первичной группе ее члены тесно общаются, испытывают эмоции, делятся ими. В пример можно привести дружную компанию друзей. Вторичная же группа характеризуется отсутствием прямого общения и выраженной эмоциональной окраски взаимодействия между членами. Как пример – коллектив крупной компании. Есть также понятия «ингруппа» и «аутгруппа». Индивид принадлежит к ингруппе, а к аутгруппе он не принадлежит.
Функции социальных групп
Каждая группа наделена определенными функциями. Основная функция – это социализация личности. Невозможно жить в отрыве от социума и не быть частью какой-либо группы. Наличие принадлежности к какому-либо объединению помогает человеку, когда возникают трудные ситуации. Также можно назвать инструментальную функцию. Объединение людей происходит по причине необходимости достижения каких-либо целей.
Каждому здравомыслящему человеку нужна любовь, поддержка, одобрение, признание, общение, внимание для достижения своих собственных целей в жизни. И именно эти потребности позволяет удовлетворить социальная группа. Многие человеческие нужды можно удовлетворить только в организованной общности. Какие-то задачи практически невозможно выполнить одному. В этом случае помогают совместные усилия группы.
Непосредственно к социальной группе можно отнести такие понятия, как безопасность, обмен знаниями. В группе мы получаем защиту, делимся опытом и информацией. Находясь в какой-либо социальной группе, каждый ее член получает определенную выгоду.
Как научиться эффективно взаимодействовать внутри социальной группы?
Негативные эмоции, стереотипы, переживания, возникшие на фоне разных ситуаций и жизненного опыта, часто мешают нам общаться с людьми, выстраивать эффективные связи – любовные, дружеские, деловые. Мы теряем способность вести правильный диалог, договариваться, слушать и понимать собеседника. Чтобы улучшить взаимодействие внутри социальной группы, необходимо работать над собой, над своим мышлением, пытаться осознать и понять свои эмоции, избавиться от негатива. В этом помогают курсы Викиум. «Эффективное общение» направлено на улучшение способности строить коммуникации в обществе, понимать реакции и поведение людей. Курс «Эмоциональный интеллект» также поможет научиться жить в социальной группе и иметь прочные связи с ее участниками.
Евгения Роньжина: как организовать сообщество вокруг своего бизнеса
На конференции Акселератора в Алуште выступила Евгения Роньжина. Евгения — эксперт по созданию и развитию сообществ, основатель международного сообщества предпринимателей MyBusiness.Community и MyBestBusiness.Travel, инвестор Platrum.ru. На выступлении Евгения рассказала о том, кому и зачем нужно сообщество, как его создать и что является ключевым для успеха.
Хотите открыть свою онлайн-школу, но у вас много вопросов? Записывайтесь на нашу бесплатную тридцатиминутную консультацию. Мы ответим на все ваши вопросы, подскажем, как выбрать нишу, найти эксперта и запустить первую обучающую программу.
Зачем создавать сообщество
К тому, что сообщества становятся неотъемлемой частью успешного бизнеса, ведёт сама история. Сначала достаточно было иметь товар, если он был только у вас — все его покупали. Потом стало важно иметь нужное место. То есть чтобы товар купили, его необходимо было поместить туда, где покупателю удобно. Когда товаров стало много, возникла необходимость выделяться. Люди стали придумывать бренды, появились торговые сети. Чтобы привлечь клиентов, они начали вводить материальные программы лояльности — накопи бонусы и получи подарок. Со временем этих программ стало так много, что они потеряли свою ценность. Рынок перешёл в фазу формирования личного бренда, когда за каждой компанией мы хотим видеть лицо. Этот тренд ещё растёт, но вслед за ним придёт тренд на сообщества. Потому что подрастающему поколению не важен лидер, им нужны ценности.
Предприниматели, которые хотят идти в ногу со временем, задумываются о создании сообщества вокруг своего бизнеса всё чаще. Но далеко не все действительно понимают, зачем это нужно.
Что говорит статистика?
1. Стоимость привлечение клиентов растёт.
С каждым разом стоимость привлечения новых клиентов становится всё выше, приходится искать альтернативные способы их получения. Когда Евгения начинала свой бизнес, она запускала контекстную рекламу и уже в первый день получала заказов на неделю вперёд. Сейчас это звучит как сказка.
2. Средний чек повторного клиента в 2 раза выше, чем у нового.
Как вы работаете над привлечением повторных клиентов? Выделяете ли вы на это отдельный бюджет? Большинство компаний ограничивается тем, что обзванивает свою базу и делает ретаргетинг, а этого недостаточно.
3. Привлечь повторного клиента по рынку в 6–7 раз дешевле, чем нового.
4. Количество пользователей, блокирующих рекламу, выросло с 54 до 121 миллиона человек. Это говорит о том, что вам будет сложнее добраться до нового клиента.
5. 80% топ-менеджеров компании думают, что оказывают высокий сервис и только 8% клиентов думают так же. Важно понимать, откуда вы получаете обратную связь о качестве продукта — от менеджеров или от клиентов. Именно клиенты помогают вам улучшить продукт и сделать его более востребованным.
Что такое сообщество
Сообщество — это алгоритм, направленный на улучшение бизнес-показателей. Почему же эта тема особенно актуальна в контексте онлайн-бизнеса? Когда вы уходите в онлайн, встаёт вопрос, как контролировать клиента в офлайне, как сделать, чтобы он проходил курс от начала и до конца. Эту проблему и решает технология развития сообщества. Вы можете сделать так, чтобы сообщество было самоорганизующимся. Нужно постоянно обеспечивать процесс вовлечённости в офлайне, благодаря этому всё, что останется в онлайне, будет иметь большую глубину.
Кроме того, чем больше людей уходит в онлайн, тем выше ценность того, что происходит в офлайне.
Существует три типа объединения людей: аудитория, база и сообщество.
Аудитория — это монолог оратора. Вы что-то рассказываете, а аудитория решает, слушать или нет. Повлиять на их решение вы можете только с помощью вашего контента.
Когда вы научитесь собирать контакты аудитории, вы получите базу. Здесь вы уже можете инициировать обращение к клиенту, сказать ему: «Пойдём со мной, купи мой курс».
Сообщество возникает тогда, когда появляется диалог между вашими клиентами. Зачем нужен такой диалог? Он помогает продавать. Например, клиент №1 рассказывает клиенту №2 о классном дополнительном курсе, который он прошёл после основного, и клиент №2 идёт и покупает этот курс. То есть сообщество означает, что не только предприниматель продаёт клиентам, но и клиенты продают друг другу.
Создать среду, в которой клиенты продают друг другу ваши услуги — ваша основная задача как владельца бизнеса.
У сообщества есть несколько отличительных признаков:
Кому нужно сообщество
Создание сообщества — это тренд. Но бывают ситуации, когда сплочённое сообщество может сильно навредить бизнесу. Когда создание сообщества будет оправдано? Во-первых, оно нужно тем предпринимателям, у которых есть очень крутой продукт. Если ваш продукт недостаточно хорош, «сарафанное радио» просто убьёт ваш бизнес. Во-вторых, у ваших клиентов должна быть причина общаться. Если вы продаёте букеты из конфет, сложно найти тему для разговора между вашими клиентами. Вы должны понять, о чём люди будут говорить друг с другом.
Сообщество можно создавать:
Этапы развития сообщества
Любое сообщество развивается по определённым законам. Сегодня выделяют три основных этапа его развития: событийность, социальный организм и миссия. Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.
Событийность
На этом этапе предприниматель отлаживает поток событий онлайн и офлайн, разрабатывает календарь касаний клиента. На событийном уровне можно использовать разные инструменты, например, ритмику и драматургию мероприятий, еду, переодевание и игры, контекст, смысл, новизну.
1. Ритмика мероприятий. Нужно проводить мероприятия малого и среднего формата и большие ежегодные мероприятия, на которых торжественно подводят итоги года. Они обязательно должны чередоваться, нельзя устраивать одинаковые мероприятия. Если вы хотите глубоких связей внутри сообщества, делайте акцент на формате малой группы. Но крупные мероприятия тоже важно проводить, потому что это огромный эмоциональный всплеск. Если пока у вас нет возможности устраивать собственные мероприятия, можно собирать свою группу и отправиться на чужое, сработает эффект «свой среди чужих», это способствует сплочению участников.
2. Еда издревле была средством сплочения людей. Как это можно использовать? Например, вы выезжаете на какую-то крупную конференцию. Если ваши клиенты просто отсидят положенное время в лекционном зале, а после разбредутся по своим номерам, они так и останутся чужими людьми. Если вы хотите сплотить их, посадите их после лекции вместе обедать.
3. Контекст, смысл, новизна. Лояльность клиента возникает тогда, когда вы создаёте у него в голове новые нейронные связи. Лучший инструмент для этого — отвезти человека в новое место. Как только вы меняете обстановку, значимость происходящего увеличивается. Если вы проводите мероприятие в городе, в котором живёте, степень вовлечённости будет 10%, если где-то в пригороде — погружение будет больше. Самые тесные связи возникают, когда люди уезжают куда-то далеко и проживают совершенно новый опыт.
Социальный организм
Этот этап наступает, когда у сообщества появляется общий язык и юмор. Значение начинают приобретать не формальные признаки, а желание человека встретить людей или пережить эмоции, которые может ему дать посещение этой конкретной площадки. Очень наглядный пример — это фитнес-центры. Они предоставляют одинаковые услуги: тренажёры, бассейн, спа. Но каждый центр должен сделать так, чтобы клиент не ушёл к соседу. Для этого они организуют совместные мероприятия, спортивные выезды на природу, участие в «Гонке героев». Люди знакомятся, общаются, чувствуют свою сопричастность. И им уже не хочется идти уходить, потому что здесь у него друзья.
На этом этапе можно использовать следующие инструменты:
Миссия
На этом этапе у сообщества появляется своя миссия, идея. Но это не та идея, которую придумали топ-менеджеры и занялись её пропагандой. Эта идея должна идти изнутри, важно прожить её.
Большинство сообществ застревает на событийном уровне, до социального доходит меньше, до идеи — ещё меньше. На событийном уровне лояльность людей небольшая, на социальном она чуть больше. Если вы заразили людей идеей, их лояльность выходит за пределы организации.
Начинать строить своё сообщество нужно с событийного уровня. Вы должны разработать календаря касаний клиента: ежедневные касания в чате, еженедельные созвоны, ежемесячные встречи. 80% вашего внимания должно уделяться событиям и раскачиванию аудитории, 15% — проработке общего языка и вовлечения, и только 5% миссии. Но чем дальше вы будете продвигаться, тем больше внимания нужно будет уделять миссии.
Перспективы развития российского маркетинга
Сегодня в российском предпринимательстве происходит феномен, который может многое изменить на международном рынке. Долгие годы российские бизнесмены и маркетологи ездили учиться в США, привозили оттуда самые передовые технологии. Но сейчас маркетологи в США — это люди с бородой, которые начинали свою деятельность очень давно. У них не осталось запала, который есть в России. А Европа, с точки зрения, бизнеса вообще спит.
Последние два года Евгения посвятила тому, чтобы разобраться, что происходит с мировым и российским предпринимательством. И она пришла к выводу, что, если мы продолжим развиваться такими же темпами, как последние несколько лет, через 2–3 года специалисты из США будут приезжать учиться маркетингу в Россию.
Ответственность предпринимателей перед клиентами
Человек, который разбирается в маркетинге, — это человек, который может нести идею в широкие массы. Он должен понимать, чем засоряет головы людей, на которых влияет. Каждый должен чувствовать свою ответственность за это. Автоматизация, которую мы сейчас наблюдаем, приведёт к тому, что огромное количество людей останется без работы. И с этим нужно будет что-то делать. Это даже не вопрос экономики, потому что деньги верхов смогут покрыть потребности низших слоёв населения. Встаёт вопрос идеи. Потеряв работу, люди перестанут чувствовать свою сопричастность к привычным вещам, это даст эффект духовного одиночества.
Люди, которые стоят у основ онлайн-предпринимательства, должны взять ответственность за то, чему они учат людей. Они должны ответить себе на вопрос — создаём ли мы идеи, к которым люди будут сопричастны? Люди хотят быть сопричастны к большой идее. И предприниматели должны понимать, что и как их проект меняет в жизни людей.