Что нужно для музыки в 1 классе

Первый урок музыки в 1-м классе

Разделы: Музыка

Тема первой четверти: “Музыка вокруг нас”.

Тема урока: “И Муза вечная со мной!”.

Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы, правилам дыхания и пения.

Обучающие: пробуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.

Развивающие: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе.

Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портреты композиторов: П.И.Чайковского, В.Я.Шаинского, музыкальные инструменты, таблицы, карточки с творческими заданиями, нотки-медальки.

Дети под музыку входят в кабинет музыки.

Появляется учитель в образе «Музыкальной феи» останавливается возле фортепиано. Учитель здоровается с детьми.

Учитель: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуйте!

Учитель: Я – Муза, покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду. У каждой феи есть имя. Я.. (Ф.И.О.): учитель музыки и на уроках, мы с вами как по «лесенке» будем подниматься к мастерству и успеху. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда “возникает” из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как зазвучит музыка.

Какие звуки вы услышали? (ответы детей)

Учитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки. Е.Королева.

Учитель: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене…

Учитель: Как можно назвать все эти звуки? Дети: Шумовые.

Учитель: Какие еще могут быть звуки? Дети: Музыкальные.

Звучит фрагмент “Па-де-де” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какими словами можно ее охарактеризовать? Кто сочиняет для нас музыку? Дети: Композитор.

Учитель: Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета)

Учитель: Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей?

Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.

– Кто руководит оркестром? (дирижер)

– Что же будет с музыкой, если её никто не услышит?

Чтобы музыка была, её надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто её пишет и исполняет.

– Что же необходимо, чтобы музыка существовала?

По мере ответов детей на доске появляются таблички с необходимыми компонентами существования музыки (композитор, исполнитель, слушатель).

Учитель: Ребята, я живу в музыкальной стране, в прекрасном Дворце. Сейчас закройте глаза, я поведу вас в чудесный мир музыки.

(Открыть доску с Домом-дворцом).

Учитель (музыкальная фея) поёт:

Этот теплый светлый дом,
С детства каждому знаком,
Все хотят сюда прийти,
Чтобы знания найти.
Здесь все рады вам всегда,
Ведь тут чудная страна.

Учитель: Чтобы с вами поближе познакомиться, я хочу вам предложить игру «Вопрос-ответ» – я буду задавать вопрос, а все будут отвечать да или нет. Но секрет этой игры в том, что вопросы музыкальные:

– Как тебя зовут? – Любите ли вы музыку? – Детские песни? – Вы любите танцевать? – Весёлая музыка, вам нравиться? – А грустная?

Учитель: Спасибо. А для меня музыка стала частью моей жизни. Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания, которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет.

Задание № 1. Откроется 2 окно, если вы отгадаете загадки о музыкальных инструментах? Кто знает – поднимайте руку. (После ответов детей учитель показывает музыкальные инструменты)

1) В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь)
2) От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон)
3) У этого инструмента Есть струны и педаль, Несомненно, это звонкий, Черный глянцевый … (Рояль)
4) Опускаем молоточки На железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон)
5) Дед Егор еще не старый, Внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка Целый день дудит на … (Дудке)

Задание № 2. Отгадайте, что звучит? И я открою 4 букву.

Послушайте, как звучат эти инструменты. (Ложки, бубен, барабан, металлофон, пианино). Закройте глаза. Я буду играть на разных инструментах, а вы – угадывать, какой инструмент звучит.

Задание № 3. Следующее задание называется – «Кто, на чём играет?»

Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет – гармонист. На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. А на балалайке? (балалаечник) А на скрипке? (скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву.

Задание № 4. Приготовьтесь детвора, ждёт вас новая игра: «Шумит, поёт, играет», ваша задача: определить что шумит, что поёт, а что играет.

Например: Лес? – Что делает? – Шумит (потопайте ногами) Оркестр? – Что делает? – Играет (похлопайте руками) Хор? – Поёт (пойте звук «А»)

Слова для игры: гроза, певица, поезд, город, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль. Открываем 5 букву.

– А сейчас я предлагаю вам сыграть в интересную игру, для этого достаньте карточки, и послушайте правила игры.

Найдите картинки с музыкальными звуками. (На картинках изображены шумовые и музыкальные звуки). Открываем 3 букву.

Последнее задание называется – “Отгадай по голосу”. Ученик с закрытыми глазами должен узнать по голосу, кто из детей его зовёт.

В конце игр открываются все окна дворца, а там слово – МУЗЫКА.

Учитель: Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом дворце. Так называется чудесная страна, где я живу. И где будут проходить наши уроки. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывать тайны “В мире Музыки”.

Учитель: На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили?

Учитель: Ребята, что бы научиться управлять своим голосом, нужно знать привила пения.

Правило №1. Перед тем как начать исполнять свои любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться, разогреть голос.

– Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

– “Футбол”: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

– “Вальс”: с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

– “Туча” и “Солнышко”: вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.

– “Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

Учитель: После такой разминки мы готовы к пению.

(Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей).

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушайте, и выполняйте все, о чём поётся в песенке.

Песня «Петь приятно и удобно» слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.

Если хочешь сидя петь.
Не садись ты, как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно.
Петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Учитель: Ребята, вы стали школьниками, и я предлагаю спеть песню о школе.

Песня: “Учат в школе”, музыка В.Шаинского

Учитель: Хорошая песенка?

А хотите узнать, как появляются хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета.

Секрет №1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и весёлый человек, а у скучного человека, ничего не получится.

Секрет №2. Весёлую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.

Секрет №3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать.

Учитель: С помощью, каких знаков записывают музыку?

Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете, ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка «Волк и сколько: козлят?» Так сколько нот?

А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Поможет нам в этом следующая песенка.

Песня “До, ре, ми, фа, соль” Ан. Александров

(Педагог исполняет 1 куплет, а детей активизирует петь припев, то есть гамму)

После разучивания песни педагог берёт с фортепиано нотки медальки.

Учитель: А вот и нотки! Послушайте, о чём они просят?

Расставьте, пожалуйста, нас по местам,
Особый порядок, создайте вы, нам.
Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались,
А после по тем же ступенькам спускались!

(Дети под музыку бегают, c последним её аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда).

Учитель: Есть много замечательных детских песен, которые написал Владимир Шаинский (показ портрета). Сегодня с вами разучим одну из этих песен, вам она очень понравиться.

Песня “Вместе весело шагать” В. Шаинский (после разучивания, исполнить песню, импровизируя музыкально-пластические движения).

Учитель: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравился наш урок, я прошу украсить мой дворец цветами, которые вы найдёте в конвертах. И я ещё долго буду помнить о таких чудесных детях (дети украшают дворец).

Учитель: Ребята, у меня есть сестры, добрые феи. Нас девять муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества. На следующих уроках я вас с ними познакомлю.

(В конце урока дети встают в круг).

Учитель: Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов?

Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.

Дети под музыку выходят из кабинета музыки.

Источник

Рабочая программа по музыке для 1-го класса по программе «Школа России».

Рабочая программа по музыке для 1-го класса по программе «Школа России»сосоставлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке для 1-го класса по программе «Школа России».»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ № 2»

Руководитель МБОУ «СОШ №2»

Созоновой Елены Васильевны

учителя высшей квалификационной категории

2016-2017 учебный год

Рабочая программа по музыке для 1 класса на 2016-2017 учебный год составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке.

Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения)

Основной образовательной программы начального общего образования школы.

Авторской образовательной программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка». 1-4 классы.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования по музыке.

Обучение предмета «Музыка» в первом классе направлено на достижение следующих целей:

– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, музыкальной компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного слушателя, способность к использованию музыкальной деятельности как средства самообразования.

Для достижения поставленной цели изучения предмета «Музыка» в первом классе необходимо решение следующих практических задач:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

– развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения. Музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

– овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре не элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

Место предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом на 2016-2017 год на предмет «Музыка» в 1 классе отведено 1 час в неделю, 33 недели, всего 33 часа.

Уровень обучения: базовый

Срок реализации рабочей программы: 1 год

Режим работы школы: 1 класс – пятидневная учебная неделя, в одну смену

Учебно-тематический план и виды контроля

Наименование разделов и тем (в соответствии со стандартом)

Количество часов (в том числе теоретических и практических занятий, контрольных уроков)

Планируемые результаты освоения программы

— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

— общее понятие о значении музыки в жизни человека,

— знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений,

— общее представление о музыкальной картине мира;

— элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,

— участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

— наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

— развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

— позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Музыка вокруг нас (16 ч)

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Повсюду музыка слышна. Муза-покровительница искусств. Песни и танцы разных народов мира, хор, хоровод. Композитор-исполнитель-слушатель. Мелодия-душа музыки. Песни, танцы, марши в жизни людей. Музыка осени. Играем в композитора. Азбука: песни о школе, азбуке, алфавите. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, гусли, флейта, арфа. Народный сказ о певце-гусляре Садко, музыка на картинах художников. Разыграй песню. Народные праздники и традиции: Рождество Христово, Новый год.

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Образ Родины в музыке. Край, в котором ты живёшь. Слова, краски, звуки изображают картины родной природы. Музыка природы. Утро и вечер в сочинениях композиторов. Музыкальные портреты. Контрастные образы, средства музыкальной выразительности. Образы защитников отечества в музыке. Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, виолончель, волынка. Мамин праздник. Колыбельные песни, песни о маме.. Урок-концерт.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу 1 класса учащиеся должны знать/понимать:

– интонационно – образную природу музыкального искусства;

– изученные музыкальные произведения, имена их авторов.

Учащиеся должны уметь:

– выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способы передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

– ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и т.д.);

– различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, ритмические, интонационные особенности;

– осознанно применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности: пение, сочинение и импровизация, художественное движение;

– эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

– исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров.

Форма промежуточной аттестации по предмету «Музыка»: урок-концерт

Оценка результатов. На основании методического письма Министерства образования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в 1 классе четырёхлетней начальной школы» и дополнении к письму Министерства образования России от 25.10.2000 г. № 2021/11-13 от 20.04.2001г. № 408 13/13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» в 1 классе исключается система балльного оценивания. Недопустимо и использование любой знаковой символики. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оценка сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся первого класса, уровень сформированности у них коммуникативных и личностных УДД, самооценки осуществляется на основании Положения о безотметочном обучении обучающихся первого класса МБОУ СОШ № 2 Менделеевского муниципального района, утвержденного приказом директора школы № ____ от ___августа_ 2016 г.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Источник

Поурочные разработки по музыке 1 класс Е.Д.Критская

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Поурочное планирование I КЛАСС

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт детей;

Развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

Понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

Освоение музыкальных жанров: простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфоническая музыка);

Изучение особенностей музыкального языка.

Цель учебника-тетради для I класса четырехлетней начальной школы — ввести ребенка в многообразный мир музыкальной культуры через интонации, темы, музыкальные сочинения, доступные его восприятию. Главное — пробудить в первоклассниках интерес к музыке, к музыкальным занятиям, обобщить и систематизировать уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, дать первичные представления о различных явлениях жизни, внутреннем мире человека, которые находят свое выражение в ярких музыкальных и художественных образах.

В учебнике-тетради для I класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Авторы стремились к тому, чтобы события, которые сопровождают жизнь ребенка, такие как смена времен года (осень, зима), времени суток (утро, вечер), праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и др.), соответствовали временным рамкам учебных четвертей и помогали связывать его музыкальные впечатления с окружающим миром, людьми, своим собственным отношением к происходящему вокруг.

Каждый разворот учебника-тетради имеет свое название. Небольшой по объему и доступный по содержанию текст вводит школьников в содержание урока. Вопросы и задания, а также объемные тексты (былинный сказ «Садко», алжирская сказка «Чудесная лютня» и русская сказка «Баба-яга») рекомендуется читать детям вместе с родителями. (Эти тексты помечены специальным значком «Читаем с родителями».)

Основой содержания учебника-тетради являются музыкальные жанры. От простых, доступных каждому ребенку интонаций песен, танцев, маршей, которые они осваивают, включаясь в процесс активного их исполнения, к более сложным жанрам, таким как опера («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-цокотуха» М. Красева), балет («Щелкунчик» П. Чайковского), симфоническая картина («Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига), музыка кино (например, И. Дунаевского из кинофильма «Цирк», Г. Гладкова из мультфильма «Бременские музыканты») и др. Эти жанры становятся доступными образно-смысловому восприятию детей, так как раскрываются через увлекательный рассказ, игру, сказку.

Чтобы музыкальный язык стал понятен первоклассникам, в игровой форме вводятся элементарные понятия из области музыкальной грамоты, которые они осваивают в процессе пения, пластического интонирования, инструментального музицирования, импровизаций.

Большое внимание в учебнике-тетради для I класса уделяется развитию речевых навыков первоклассников, связанных с расширением их эмоционально-смыслового словаря, необходимого для отклика на характер и настроение музыки. В связи с этим на страницах учебника предложены яркие, подчас мало употребляемые в речи детей определения, эпитеты, метафоры. Помощь в систематизации словарного запаса детей может оказать такой разворот учебника-тетради, как «Твой музыкальный словарик», который дети должны составить самостоятельно, как бы отгадывая кроссворды. В помощь к каждому слову даны рисунки. Словарный запас будет пополняться и закрепляться в последующих классах начальной школы на новом музыкальном материале.

На страницах учебника-тетради предлагаются разнообразные творческие задания для учащихся. Поиск созвучных музыке художественных ассоциаций связан с выразительным чтением стихов, сочинением простейших мелодий, пластическим выражением характера музыки, изобразительной деятельностью — от восприятия картин к собственным рисункам и пр. Проблемные вопросы, обращенные к юным «композиторам», исполнителям, слушателям, настраивают их на размышления о музыке. Детям предлагается высказывать свое отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные, оригинальные исполнительские интерпретации.

«И муза вечная со мной»

Задача: Вызвать интерес к уроку музыки, познакомить с Музой – символом искусства.

— Д. Кабалевский «Песня о школе», «Школьные годы»,

И.Дунаевский «Школьный вальс»,

Ю.Чичков «Наша школьная страна»,

Г.Струве «Школьный корабль» и др. (песня на школьную тематику на выбор учителя)

— фрагмент музыкального произведения по выбору учителя (музыка из к\ф, мультфильма, балета и т.п.)

Популярная детская песня

— П.Чайковский. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

— Песня о школе, об осени (на выбор учителя)

После входа в класс под музыку и приветствия обращаем внимание на то, что музыка будет звучать с самого первого момента каждого урока: входить в класс и выходить дети будут под музыку.

Настраиваем на то, что дети будут заниматься музыкой – слушать, размышлять об ее содержании, самостоятельно сочинять несложные мелодии, петь, играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и увлекательные игры под музыку, узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве. Помогать в этом будет учебник-тетрадь (знакомство с новым учебником должно быть сюрпризом на первом уроке).

— Где в жизни звучит музыка? Как музыка влияет на мысли и чувства

похоже слово «муза»? – Музыка. Покровителем муз был бог Аполлон. Рассматриваем Аполлона на здании Большого театра на с.7.

— Итак, к нам на урок пришли Музы, и сейчас зазвучит музыка (напоминаем о том, что слушать музыку надо в тишине, слушаем тишину). Звучит «Па-де-де». Какое настроение возникает после ее звучания? Какими словами можно ее охарактеризовать? (торжественная, возвышенная, праздничная).

В ходе беседы называем имя великого русского композитора 19 века Петра Ильича Чайковского (показываем портрет). Проверяем, какими дети были слушателями : могут ли дети определить, кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей). Как называется коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах? ( оркестр ). Кто руководит оркестром? ( дирижер ).

Предлагаем представить себя дирижерами оркестра (ведь каждый из них хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором) и откликнуться на музыку с помощью выразительных дирижерских жестов (свободное дирижирование вне схемы).

Почувствовать себя певцами-хористами дети могут при разучивании новой песни. С первого урока вырабатываем вокально-хоровые навыки: напевность звучания, одновременное начало и окончание песни, мягкое естественное звучание голосов, вслушивание в пение одноклассников, пропевание гласных, отчетливое произношение согласных.

Вот так, шаг за шагом, дети вместе с учителем начинают раскрывать тайны Музыки. Чем больше информации они «добудут» самостоятельно, опираясь на свой, пусть небольшой, жизненный и музыкальный опыт, тем ярче будут впечатления от прослушанной музыки. Чем чаще учитель будет наигрывать главную мелодию «Па-де-де» или напевать ее вместе с детьми, предлагая им вслушиваться в наиболее яркие, запоминающиеся ее интонации, ритмы, краски, тем успешнее будет идти процесс накопления музыкально-слуховых впечатлений учащихся. Не следует забывать о том, что свойство детского восприятия младших школьников требует постоянной звуковой «подпитки», восстановления в памяти незнакомого музыкального образа. Поэтому здесь уместны всевозможные игровые приемы музицирования — игра в дирижера, исполнение мелодии на воображаемых инструментах, пластические этюды и пр.

Забегая вперед, подчеркнем, что первые развороты всех учебников «Музыка» открывают известные всему миру мелодии из крупных сочинений русских композиторов-классиков: II класс — вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского; III класс — 2-я часть Четвертой симфонии П. И. Чайковского; IV класс — 1-я часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

Конечно, необходимо на первых уроках музыки подчеркнуть новый «социальный статус» детей — они стали школьниками и предоставить им возможность побывать в роли исполнителей. Например, предложить им спеть знакомые всем популярные детские песни, начать разучивать с ними одну из песен о школе, азбуке и т. п., которые учитель найдет в «Хрестоматии музыкального материала к учебнику-тетради. 1 класс».

Мы часто обращаемся к детям со словами «прислушайся», «послушай». Как же понимать эти слова, ведь музыка со страниц учебника не звучит? Пусть они попробуют какую-нибудь хорошо знакомую песню пропеть про себя. При этом можно закрыть глаза — это очень помогает сосредоточиться. Оказывается, мы можем научиться слышать музыку мысленно, внутри себя, слышать «внутренним слухом» даже тогда, когда в действительности она не звучит. Этот «внутренний слух» есть у каждого, и развить его в себе — значит научиться слышать музыку вокруг и исполнять ее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *