Что нужно для машиниста
Машинист поезда (Машинист локомотива)
Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.
И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.
Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар – он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни – большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.
Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.
Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.
Рабочее место
Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.
Где учиться на машиниста и какие предметы ОГЭ и ЕГЭ необходимо сдавать
Многие в детстве увлекаются поездами. У некоторых игры влияют на выбор будущей профессии, и они мечтают управлять локомотивами. Но прежде чем связать свою жизнь с такой сложной работой, следует узнать, что сдавать на машиниста.
Кому подходит профессия машиниста, описание профессии
Машинист – это человек, который управляет пассажирским или грузовым транспортом на железной дороге. За один день он может преодолевать огромные расстояния или постоянно ездить по одному участку. Также он должен обладать базовыми навыками ремонта. Для каждого вида состава нужны свои знания.
Основные требования к машинисту во время работы:
К плюсам профессии можно отнести:
Личные качества, которыми должен обладать машинист:
Важным критерием для получения работы является состояние здоровья. Человек должен пройти строгую медкомиссию и доказать, что его организм способен справиться с нагрузками. В противном случае в трудоустройстве откажут.
Стоит помнить, что женщинам сложнее стать машинистами. По закону, с 1 января 2021 года они имеют право занимать эту должность. Но трудности могут возникнуть непосредственно при трудоустройстве, так как не каждый работодатель согласится взять женщину на физически сложную работу.
Где учиться на машиниста
Получить специальность машиниста можно в колледже или университете. Также есть возможность пройти обучение напрямую у работодателя – некоторые железные дороги и метрополитены регулярно набирают группы учеников.
Оптимальным считается получение диплома в колледже. Примеры учебных заведений:
Высших учебных заведений, где учат на машиниста, не так много, поэтому абитуриентам из маленьких городов нужно быть готовым к переезду. Популярные вузы:
Что сдавать для поступления на машиниста после 11 класса
Для того чтобы поступить в университет, нужно сдать ЕГЭ по 3 предметам:
Некоторые вузы проводят собственные вступительные испытания или выдвигают дополнительные требования.
Так как именно на машиниста обучают далеко не все университеты, можно поступить на какие-нибудь технические специальности, связанные с обслуживанием локомотивов. Такое образование также подойдет для работы.
Поступление на машиниста после 9 класса
Для поступления в колледж или техникум необходимо сдать ОГЭ:
Также некоторые ссузы (среднее специальное учебное заведение) проводят конкурс аттестатов и смотрят на средний балл.
Кроме того, иногда требуют сдавать вступительные испытания в самом учебном заведении, например тестирование. Подробности стоит узнавать в приемной комиссии или на официальном сайте.
Машинист – сложная и ответственная профессия. Не так просто найти учебное заведение, где представлена эта специальность, и еще сложнее добиться успехов в работе. Но если приложить достаточно усилий, можно стать отличным специалистом.
Сохраняйте статью в закладки, делитесь ею в социальных сетях. Пишите свое мнение о профессии в комментариях.
Также рекомендуем посмотреть видео, которое закрепит знания и ответит на оставшиеся вопросы.
Как учатся на машиниста и помощника машиниста?
Что нужно, что бы стать машинистом поезда?
Как проходит рабочий день машиниста метро.
Не определились с профессией? Наши статьи помогут в выборе. Как поступить на:
Машинист электропоезда
Машинист электропоезда
Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Такой сотрудник управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз. На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти. Существует несколько способов получения интересующей должности. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Перед стартом карьеры соискателям стоит оценить собственные возможности. Машинисты поездов – это выносливые, здоровые, сильные люди с хорошо развитым техническим мышлением. Работа по направлению не каждому будет под силу.
Особенности профессии
В России профессия «машинист поезда» возникла почти 200 лет назад. Уже тогда к ее представителям предъявлялись особые требования. Для управления локомотивом надо было обладать узкоспециализированными знаниями, высокой скоростью реакции, ответственностью, устойчивостью к стрессам.
Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.
Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:
Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.
Плюсы и минусы направления
Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.
Многих в направлении привлекает то, сколько зарабатывают машинисты. Сотрудники могут рассчитывать на высокий базовый оклад, внушительные премии за выслугу лет и безаварийную службу. Водители составов имеют возможность раньше выходить на пенсию в силу сложности условий. В зависимости от условий, предоставленных работодателем, социальный пакет может содержать расширенную медицинскую страховку, оплаченные поездки в санаторий.
Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».
Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.
Рабочее место
Обладатель профильного образования может получить должность машиниста электропоезда в метрополитене, на железных дорогах ближнего и дальнего следования. Такие сотрудники востребованы на крупных промышленных предприятиях, шахтах, больших стройках, на геолого-разведывательных объектах. Управлением трамваев также занимаются машинисты особой специализации.
Важные качества
Прохождения профильного обучения на машиниста электропоезда не всегда достаточно для успешной работы по направлению. К соискателям выдвигается ряд требований в физическом и психоэмоциональном плане. Отсутствие определенных черт характера способно осложнить рабочий процесс, повысить уровень его опасности.
Чтобы работать по профессии машинист локомотива, надо обладать такими качествами:
Особые требования выдвигаются к показателям здоровья будущего машиниста. У сотрудника должны отсутствовать проблемы со зрением и слухом. Дальтонизм – прямой запрет к такой работе. Медицинскую комиссию могут не пройти соискатели с бронхиальной астмой, болезнями сердца и сосудов, проблемами с вестибулярным аппаратом или опорно-двигательной системой. К ответственной службе не допускаются лица с психическими отклонениями.
Знания и навыки
Вопреки распространенному мнению, работа в локомотиве поезда – сложный процесс, требующий постоянного напряжения. Даже обладателям технических профессий необходимо учиться на машиниста, получать первый практический опыт под контролем профессионала.
Машинисты электропоездов должны обладать такими знаниями:
Учеба в профильном учреждение позволяет получить только базовое понимание специфики направления. Основной объем умений и навыков накапливается в процессе практической работы. Для машинистов регулярно проводят семинары, которые наделяют их новыми знаниями, закрепляют старые. Дополнительные самостоятельные занятия по профилю обеспечивают возможность дальнейшего карьерного роста.
Где учиться на машиниста электропоезда
Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.
Сколько учиться на машиниста
На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.
Начальное профессиональное образование
После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.
Среднее профессиональное образование
После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.
Обучение по месту работы
Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.
Сколько зарабатывает машинист
По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.
Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.
Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 2 апреля 2013 г. N ЦТ-56/р «Об утверждении «Указания о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива»
2. Заместителю начальника Дирекции тяги Жукову Ю.И. организовать изучение прилагаемого Указания причастными подразделениями.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Дирекции тяги Путинцева С.В.
Вице-президент ОАО «РЖД»,
начальник Дирекции тяги
Указание
о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива
(утв. ОАО «РЖД» 2 апреля 2013 г.)
1.1 К локомотивной бригаде относятся работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов: машинист, помощник машиниста.
1.2 Машинистом локомотива может быть назначен кандидат в машинисты, имеющий свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123, выданное согласно приказу от 11.11.1997 г. N 23/Ц соответствующего вида тяги, а также заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и железнодорожных станциях.
1.3 Помощником машиниста локомотива может быть назначен кандидат в помощники машиниста, имеющий свидетельство формы ТУ-153 соответствующего вида тяги, выданное согласно приказу от 28.10.1999 г. N 39/Ц.
1.4 Свидетельство машиниста локомотива формы ТУ-123, помощника машиниста формы ТУ-153, выданное организациями, не входящими в систему ОАО «РЖД» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, не дает право выезда на железнодорожные пути общего пользования.
1.5 Локомотивная бригада формируется из машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива.
1.6 При приеме на работу вновь, для выполнения этапов непосредственно связанных со стажировкой и практической подготовкой профессиональным навыкам на рабочем месте, руководителем эксплуатационного локомотивного депо с кандидатом на помощника машиниста локомотива должен быть заключен срочный трудовой договор, на срок не более одного месяца (ст. 59 ТК РФ).
2 Назначение помощником машиниста локомотива
2.1 Для назначения помощником машиниста локомотива кандидат на помощника машиниста локомотива должен:
— иметь свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (порядок выдачи свидетельства формы ТУ-153 регламентирован приказом от 28.10.1999 г. N 39/Ц) и квалификацию слесаря по ремонту локомотивов не ниже 3-его разряда;
— иметь заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе помощником машиниста локомотива;
— иметь заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— иметь заключение от машиниста локомотива, проводившего его стажировку на помощника машиниста локомотива о допуске к самостоятельной работе в данном виде тяги;
— иметь акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо при назначении на помощника машиниста.
2.2 Кандидат на помощника машиниста локомотива, проходит практическую и теоретическую подготовку дублером помощника машиниста. За время прохождения стажировки кандидат на помощника машиниста должен выполнить не менее шести поездок (смен) на обслуживаемых участках (станциях).
Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата).
Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист осуществляющий подготовку, проводит ознакомление кандидата в помощники машиниста с нормативной документацией (в том числе по охране труда), технико-распорядительными актами станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции и эксплуатации локомотива в необходимом объеме по кругу выполнения должностных обязанностей.
2.3 После завершения стажировки с кандидатом в помощники машиниста машинист-инструктор проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку. По результатам собеседования машинист локомотива, проводивший практическую подготовку кандидата в помощники машиниста локомотива, выдает ему заключение (приложение А) о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях.
2.4 При наличии у кандидата в помощники машиниста локомотива, заключения психолога, заключения машиниста локомотива, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях, кандидат в помощники машиниста допускается к испытаниям в комиссии эксплуатационного локомотивного депо знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения работниками, принимаемыми в ОАО «РЖД» на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой.
Результаты испытаний оформляются актом (приложение Б) при назначении помощником машиниста локомотива эксплуатационного локомотивного депо.
В том случае, если работник при проведении испытаний дважды показал неудовлетворительные знания, действие срочного трудового договора прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник (кандидат на помощника машиниста) должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.
2.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования (приложение В).
По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении помощником машиниста локомотива и заключает трудовой договор.
2.6 При назначении на самостоятельную работу помощником машиниста локомотива машинист-инструктор контролирует выдачу следующей документации:
— служебного формуляра помощника машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания.
3 Назначение машинистом локомотива
3.1 При назначении машинистом локомотива кандидат должен иметь следующий перечень документов:
— свидетельство формы ТУ-123 на право управления локомотивом соответствующего вида тяги;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом локомотива, заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— рекомендацию машиниста локомотива, проводившего его практическую подготовку к работе машинистом локомотива;
— акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в машинисты, при назначении на должность машинистом локомотива;
— заключение машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и станциях.
Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги.
По рекомендации машиниста-инструктора (приложение Г) кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов, утвержденным приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом не менее трех лет с отдельным указанием порядка проведения данному работнику первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также сообщается руководитель и количество смен стажировки. Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается кандидату, руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата). В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах кандидата и машиниста (приложение Д).
Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично и при этом должна быть по продолжительности не менее трех месяцев. При подготовке кандидата первозимника, во время подготовки, особое внимание уделяется вопросам, связанным с работой в зимних условиях.
Машинист локомотива по результатам подготовки выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию (приложение Е).
Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом локомотива в структуре ОАО «РЖД» и перерыв в работе машинистом локомотива составляет менее пяти лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.
Обучение проводится по утвержденной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо в отдельности с учетом местных условий.
Курс программы составляет 40 часов обучения.
Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.
3.3 После завершения подготовки и обучения кандидата в машинисты машинист-инструктор проводит с ним собеседование с участием машиниста, который производил его подготовку.
3.4 При наличии письменного заявления от кандидата (приложение З) в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.
Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста локомотива при назначении на должность машинистом (приложение И), с записью в журнал формы РБУ-10.
3.6 По результатам КЗП машинист-инструктор представляет начальнику локомотивного депо заключение о возможности допуска кандидата к самостоятельной работе машинистом, которое затем передается в отдел кадров эксплуатационного локомотивного депо (специалисту по управлению персоналом) и вкладывается в личное дело данного работника (приложение Л). Заключение также записывается в служебный формуляр машиниста формы ТУ-57 (приложение М).
3.7 Машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, представляет прошедшего практическую подготовку и со сдачей зачетов в комиссии локомотивного депо кандидата в машинисты начальнику эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования. Итоги собеседования записываются в служебный формуляр машиниста (Приложение Н). По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата машинистом локомотива (Приложение О).
3.8 Для самостоятельной работы машинистом, машинистом-инструктором с учетом рекомендаций психолога в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада, в соответствии с требованиями «Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29.12.05 г. N ЦТ-40″. Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит в установленном порядке инструктаж у начальника эксплуатационного локомотивного депо или лица его замещающего с записью в служебный формуляр (Приложение П).
3.9 При назначении машиниста локомотива на самостоятельную работу машинист-инструктор контролирует выдачу машинисту следующей документации:
— служебного формуляра машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписку из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, расположения и ТРА станций на данных участках, режимных карт и служебного расписания движения поездов.
3.10 К работе без помощника машиниста локомотива допускаются машинисты:
— на основании личного заявления (приложение Р) о согласии на работу без помощника машиниста;
— имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе без помощника машиниста;
— имеющие заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— дополнительно прошедшие повышение квалификации на курсах целевого назначения для работы без помощника машиниста в технической школе (учебном центре);
— не имеющие за последние шесть месяцев взысканий за нарушения действующих инструкций по выполняемой работе и трудовой дисциплины.
На основании представленных документов, приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо утверждается список кандидатов на машинистов локомотива, работающих в «одно лицо».
Машинистом-инструктором проводится КЗП в установленные сроки и по плечам обслуживаемых участков в четном и нечетном направлениях.
После проведения контрольно-заключительных поездок машинистом-инструктором производится соответствующая запись в служебном формуляре (приложение С) машиниста и дается письменное заключение (Приложение Т) о возможности самостоятельной работы в «одно лицо».
Прошедшим теоретическое и практическое обучения, проводится собеседование с комиссией под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Комиссии должны быть представлены следующие документы:
— личное заявление машиниста локомотива;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом;
— заключение психолога о профессиональной пригодности;
— отчет по выполнению КЗП с машинистом-инструктором на участках обслуживания (Приложение К);
— свидетельство о прохождении повышения квалификации на курсах целевого назначения для работы машинистом в «одно лицо».
— заключение машиниста-инструктора о возможности работы машинистом локомотива в «одно лицо».
После прохождения собеседования издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о допуске к работе данного машиниста в «одно лицо».
3.11 При перемещении на новый участок обслуживания и изменении вида движения машинист локомотива допускается к самостоятельному вождению поездов (производству маневровой работы) после выполнения с ним КЗП, получения им заключения машиниста-инструктора и сдачи зачетов в комиссии эксплуатационного локомотивного депо по знаниям ТРА и расположения станций, профиля пути обслуживаемого участка.
В случае перехода машиниста на работу на локомотивы того же вида тяги, но другой серии, рода тока или системы передачи, он должен пройти повышение квалификации на курсах целевого назначения. По итогам обучения сдать проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо в знании особенностей конструкции этого локомотива.
Машинист-инструктор оформляет повторное заключение машинисту при перерыве его работы более шести месяцев на обслуживаемом участке, станции в маневровой работе.
3.12 При перерыве в работе машиниста локомотива более одного года допуск к самостоятельной работе выполняется в соответствии с порядком, определенном п. 3.1 настоящей инструкции.
3.13 При изменении вида тяги или движения вновь (из грузового в пассажирское или маневровое, из пассажирского в грузовое или маневровое, из маневрового в грузовое) назначаются не менее шести ознакомительных поездок. После выполнения дублерских поездок машинистом-инструктором проводится КЗП на одном из обслуживаемых участков четного и нечетного направлениях с последующей выдачей заключения.
3.14 В случае перевода машинистов на обслуживание незакрепленных участков и с целью подготовки прикомандированных работников локомотивных бригад для самостоятельной работы на обслуживаемых участках в локомотивном депо, проводятся теоретические занятия по изучению плана и профиля обслуживаемых участков, расположения на них раздельных пунктов и станций, светофоров, сигнальных указателей и знаков, тоннелей, мостов и других технических обустройств, особенностей вождения поездов на участках и работы на станциях, ТРА станций, установленных скоростей движения и т.д. Для прикомандированных локомотивных бригад курс теоретического обучения должен составлять не менее 6 часов. Локомотивным бригадам выдаются режимные карты, с профилем пути, схемами и выписками из ТРА станций обслуживаемого участка.
После проведения с работниками локомотивных бригад теоретических занятий они направляются на сдачу экзамена и проверку качества теоретических знаний в комиссию под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Результаты испытаний оформляются в журнале РБУ-10. По результатам проведенных испытаний издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о проведении стажировки. Приказом назначается машинист, имеющий класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива на данном участке не менее трех лет, который будет проводить стажировку на новом участке обслуживания.
— 1-ая поездка в качестве дублера машиниста, при этом к машинисту, выполняющему обкатку, временно закрепляется помощник машиниста, который в дальнейшем будет работать с прикомандированным машинистом;
— 2-ая поездка выполняется дублером машиниста самостоятельно под контролем машиниста, при этом отрабатывается взаимодействие с помощником машиниста, с которым он будет работать в дальнейшем.
Стажировка выполняется на полное плечо по каждому участку обслуживания в обоих направлениях.
В маневровом и хозяйственном движении стажировка проводится на каждой станции обслуживания, на которых планируется работа локомотивных бригад продолжительностью не менее 2-х смен.
После стажировки и получения письменного заключения (рекомендации) от машиниста на самостоятельную работу прикрепленный машинист-инструктор проводит с дублером машиниста КЗП на полное плечо по каждому участку обслуживания в четном и нечетном направлениях или на каждой станции в течение полной смены (с охватом всех путей не общего пользования). По результатам КЗП, машинист-инструктор оформляет машинисту заключение о допуске к самостоятельной работе на новом участке обслуживания с обязательной записью в служебный формуляр формы ТУ-57, бланк заключения хранится в личном деле работника в отделе кадров эксплуатационного локомотивного депо.