Что нужно для лапты
Русская лапта и как в нее играть
Русским людям, наверное, стоит знать, в какие игры играли их предки. Одна из самых популярных национальных славянских забав — русская лапта. Это игра, зародившаяся в недрах народа, требует от её участника умения играть в команде, находчивости, внимательности, ловкости, хорошего дыхания, быстрого бега, меткости, твёрдости в руках и огромной уверенности в победе. Любопытно будет узнать, что на сегодняшний день нет точных сведений о том, когда именно появилась лапта. По одним сведениям в неё играли тысячу лет назад, по другим — это время отодвигают ещё на 1000 лет.
Так как лапта была народной, существовало и большое количество её разновидностей. Правила немного отличались друг от друга, а называлась эта игра то «шибка», то «хлопка», то «битка». Но как бы там ни было, популярность её на Руси была огромной, и ни один праздник, ни одно народное гулянье не проходили без состязания в лапту. Пётр Первый очень любил и ценил эту игру. Высочайшим указом русская лапта стала средством физической подготовки солдат Преображенского и Семёновского полков. Постепенно и вся русская армия стала использовать лапту как средство для тренировки физической силы, выносливости и прочих качеств, так необходимых солдату. Вообще, в России вплоть до советских времён в лапту с удовольствием играли на досуге самые разные слои населения. После революции интерес к этой игре пошёл на спад и во второй половине прошлого века о ней практически забывают.
Правила игры в русскую лапту
Для игры нужно выбрать большую площадку или лужайку. Размечается поле так, как показано на рисунке. Используют для лапты обыкновенный теннисный мяч. Биту можно изготовить самостоятельно, но вполне подойдёт и бита для игры в бейсбол. Численность команды может быть до 10 человек. В каждой команде имеется равное количество участников. Команды две, и чтобы различаться, игроки надевают футболки разного цвета. В начале игры проводится жеребьёвка, по итогам которой одна из команд становится нападающей и занимает линию города. Противоположная команда становится защищающейся и распределяется по игровому полю. По другой терминологии нападающая команда называется «бьющая», а команда защищающаяся – «водящая».
Подготовка к игре в лапту
Игроки занимают свои места на игровом поле. Команда бьющих направляет одного игрока в площадь подачи, остальные же члены этой команды выстраиваются вдоль боковой линии города. Расставляет их капитан команды. Водящая команда выделяет одного игрока, который будет подавать мяч. Он располагается на специальной площадке для подачи, а остальную команду капитан размещает по полю.
Начало игры в лапту
Подающий игрок подбрасывает мяч, а бьющий – по нему бьёт. При удачном ударе мяч перелетает за контрольную линию. После удара по мячу, бьющий игрок бежит через площадку к линии кона. Он должен добежать до этой линии, пока мяч не поймали, а по возможности — и вернуться обратно.
Игроки водящей команды стараются поймать мяч или подобрать его и осалить им игрока, который бежит через поле. Если игрок, который ударил по мячу, смог добежать до кона и прибежать обратно, то эти действия приносят его команде 2 очка. Если же игрок остался на линии кона, то он ждёт там того момента, когда другой бьющий не ударит по мячу. После успешного удара, ждущий на кону игрок бежит в город, и если он сумел добежать не осаленным – команда получает 1 очко. После удачной пробежки игрок имеет право бить три раза и занимает крайнее положение на площадке очерёдности. В задачу игроков водящей команды входит поимка мяча «с лёта».
Тогда команде начисляется 1 очко и происходит смена сторон. Игроки команды могут также подобрать мяч и осалить им бегущего. Осаливать может или же игрок, который поднял мяч, или же другой, которому мяч был передан. Как только водящие возвращают мяч в город – игра останавливается. Бегущий игрок, если он не успел добежать до середины поля – возвращается назад, а если успел – продолжает движение. В процессе игры могут начисляться штрафные очки бьющей команде: — четвёртый выход мяча за пределы поля после удара, и каждый последующий – 1 очко; — судейское замечание – 1 очко.
Кто выигрывает в лапту
Игра считается выигранной в том случае, когда после осаливания перебегающего игрока все члены защищающейся команды убежали в город не осаленными. Также игра заканчивается в пользу водящих в следующих случаях: — допущено грубое нарушение правил игры; — если игрок бьющей команды взял мяч в руки или же каким-то другим образом ограничил доступ к нему; — выскользнувшая и рук бита улетела из города. Могут играть смешанные команды — юноши и девушки. Игра разделяется на две партии по 20 минут и прекращается по длинному свистку судьи. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.
Русская лапта
Русская лапта — это двусторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды — совершить как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу, в отведенное для игры время, где каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде очки. Цель другой команды — не дать соперникам сделать перебежки осаливанием мячом и поймать больше «свечей», причем, осалив перебежчика, команда получает право на удары и перебежки, если не произойдет переосаливания (ответное осаливание).
Оборудование
Глава 2. Размеры площадки
- Игровая площадка представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину. Размеры измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих площадку.
- Игровая площадка размечается хорошо видимыми линиями. Ширина линий разметки 8 см. Линии, расположенные по длинным сторонам площадки, носят название «боковые линии», линии вдоль коротких сторон — «линии дома» и «линии кона».
Поле должно быть окружено свободной зоной: за линией дома 5-3 м, за боковыми линиями 10-20 м, за линией кона 20-40 м.
В 10 м от линии дома проводится контрольная линия, которая образует «штрафную зону».
Глава 4. Штрафная зона
- Штрафная зона представляет собой прямоугольную площадку размером 10 м на 25-40 м, необходимую для определения действительности удара по мячу, т.е. удары действительны, если мяч при прочих условиях (см. гл. 17) не попал в штрафную зону.
Глава 5. Площадка очередности
- Площадка очередности предназначена для ожидания игроками очередности удара по мячу.
Глава 6. Пригород
- Пригород — это место, откуда совершаются перебежки игроками, выполнившими удары по мячу.
Глава 7. Площадка подающего
- Площадка подающего расположена в центре линии дома. Ширина площадки 3 м. В центре, на расстоянии 50 см от линии дома, диаметром 50 см чертится круг подачи.
Глава 8. Бита
- Бита должна быть цельнодеревянной, без дополнительной обмотки, длиной 60-110 см диаметром 5 см ± 1 мм. Диаметр рукоятки биты не менее 3 см, длина рукоятки не более 30 см. Конец рукоятки имеет утолщение, обеспечивающее безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см шириной до 6 см и толщиной 2 см. Запрещается играть бейсбольными и софтбольными битами. Вес биты не должен превышать 1500 граммов ± 50 гр.
Глава 9. Мяч
- Игры проводятся теннисными мячами, длина окружности которых 20 см и вес до 60 гр.
Игроки, запасные, тренеры
Глава 10. Команды
- Каждая команда состоит из 10 игроков, один из которых является капитаном, и тренера, которому может помогать помощник тренера (см. гл. 13).
Во время игры на площадке должно находиться шесть игроков каждой команды, но не менее четырех (см. гл. 25), которые могут быть заменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящими правилами.
Член команды является игроком, если он находится на площадке и имеет право играть. В других случаях он является запасным. Запасной становится игроком, когда судья разрешает ему выйти на площадку в соответствии с правилами. Все игроки должны иметь номера на майках спереди и сзади; цифры должны быть одного цвета, контрастного цвету маек. Номера на спине должны быть высотой не менее 20 см, номера на груди — не менее 10 см. Игроки одной команды должны быть одеты в майки одной расцветки. Разрешается использовать рекламу на майках.
Глава 11. Игрок, покидающий площадку
- Игрок не может покинуть площадку в игровое время без разрешения судьи. О наказаниях
Глава 12. Капитан, его права и обязанности
- Капитан является представителем своей команды и контролирует игру. Капитан может обращаться к старшему судье по вопросам, связанным с толкованием правил, или для получения необходимой информации при условии, что это делается в корректной форме.
Если по какой-либо уважительной причине капитан покидает площадку, он обязан сообщить старшему судье кто из игроков остается капитаном на время его отсутствия. Капитан команды имеет право просить старшего судью заменить подающего игрока команды соперника если тот подает мяч для удара не по правилам (см. гл. 28).
Глава 13. Тренеры
- Не менее чем за 15 минут до начала игры тренеры должны сообщить секретарю фамилии и номера игроков, которые будут принимать участие в игре, а также фамилии капитана, тренера и помощника тренера.
Не позднее чем за 5 минут до начала игры тренеры должны подтвердить фамилии и номера заявленных игроков и тренеров и подписать протокол. Одновременно они должны сообщить фамилии шести игроков, которые начинают игру и их очередность ударов.
Если игрок меняет свой номер в процессе игры, он должен сообщить об этом секретарю и старшему судье. Просьба о минутных перерывах высказываются тренером. Если тренер собирается произвести замену игрока, то он должен дать указание игроку, выходящему на замену, и сообщить об этом секретарю. Игрок должен быть готов принять участие в игре немедленно (см. гл. 27).
Помощник тренера выполняет обязанности тренера, если тот по какой-либо причине не может продолжать их выполнять.
Обязанности тренера может выполнять капитан команды. Если он должен покинуть игровую площадку по какой-либо уважительной причине, то может продолжать действовать как тренер. Однако, если он получил красную карточку или не может выполнять обязанности тренера из-за серьезной травмы, то игрок, заменивший его как капитана команды заменяет его в качестве тренера.
Правила игры
Глава 14. Продолжительность игры
- Игра состоит из 2 таймов по 30 минут каждый с 5-минутным перерывом между ними.
Глава 15. Разминка
- За 15-30 минут до начала встречи команды проводят разминку. При проведении заключительной части разминки (за 5-10 минут до начала игры) на игровом поле одна из команд занимает правую половину поля, другая — левую. Условной границей при этом является воображаемая линия, проходящая через центр круга подачи, параллельно боковым линиям до линии кона.
Глава 16. Жеребьевка. Начало игры
- Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят на контрольную линию через боковые линии навстречу друг другу для приветствия.
После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд.
Игроки команды, которой по жребию выпало начинать первый тайм в защите, занимают исходные позиции в поле, а первый номер нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. От команды защитников игрок-подающий становится также у круга подачи.
Глава 17. Подача и удары по мячу
- Подача мяча проводится одним из игроков защиты открытой ладонью над Кругом подачи на высоту указанную нападавшим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего по разные стороны круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток.
Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределы штрафной линии или, коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий или вылетел за линю кона по земле, или по воздуху между флагами) игроки нападения, имевшие право на перебежку, могут ее начать.
Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды.
Игрок, совершающий подачу мяча, находясь в поле, пользуется правилами игрока защиты.
Если игрок выполняет подачу с нарушением требований (см. гл. 29), то ему делается замечание, при повторном нарушении он заменяется другим игроком команды.
Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковые линии.
Глава 18. Возвращение мяча в дом
- Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его в дом, если не возникнет ситуации для осаливания. При возвращении мяча в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды, мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры если он пересекает линию дома между флажками. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается. Что он уже вышел из игры.
Глава 19. Перебежки
Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом.
Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону.
Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.
Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание ноги игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленым игроками защищающийся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок хотя бы одной ногой заступил за линию дома или кона, а другая нога при этом не касается игрового поля, или игрок пересек линию кона или дома по воздуху после финишного прыжка.
Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч без задержки в дом для продолжения игры.
Глава 20. Осаливание
- Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игрового поля мяч, брошенный в него любым игроком защиты. Попадание мячом в голову осаливанием не считается. За нарушение этого правила игроку защиты делается предупреждение, а при повторном нарушении он удаляется с поля (см. гл. 33).
С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды.
После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, т.к. осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома.
При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны (см. гл. 33).
Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома или кона, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам.
Глава 21. Самоосаливание
- Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения уходит играть в защиту.
Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и наступил хотя бы одной ногой на боковую линию.
Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним, или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания.
Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свитском и соответствующими жестами судей.
Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч остался в пределах поля, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.
Умышленное самоосаливание (см. гл. 31).
Глава 22. Ловля мяча с лета
- Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко, и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку.
Глава 23. Очки
- Очки своей команде приносит игрок, поймавший «свечу», 2 очка — игрок, совершивший полную перебежку, оставшись при этом не осаленным, или успев пересечь линию дома до осаливания другого игрока своей команды.
Глава 24. Результат игры
- Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.
При равном количестве очков фиксируется ничья.
При проведении стыковых игр или игр по системе с выбыванием, в случае ничейного результата после основного времени игры, проводится (после жеребьевки) дополнительный период продолжительность 10 минут или несколько таких периодов, необходимых для получения преимущества одной из команд. Между дополнительными периодами предусматриваются перерывы продолжительностью до 3 минут, в начале каждого дополнительного периода проводится жеребьевка.
Глава 25. Поражение
- Если в процессе игры у оной из команд на площадке остается меньше четырех игроков, то игра прекращается и этой команде засчитывается поражение.
Если команда, которой засчитывается победа из-за снятия с игры соперника, имеет к этому моменту преимущество в счете, то фиксируется этот счет. Если команда не имела преимущество в счете, то фиксируется счет 20:0 в ее пользу.
Глава 26. Окончание игры
- Игра заканчивается по звуковому сигналу старшего судьи, извещающего об истечении игрового времени соответствующим жестом (см. жесты судей).
Правила, касающиеся игроков
Глава 27. Замена игроков
- Прежде чем выйти на площадку, заменяющий игрок должен информировать об этом секретаря. Он должен быть готовым немедленно принять участие в игре.
Секретарь подает сигнал на замену после того, как мяч выйдет из игры по сигналу старшего судьи, но до того момента, когда снова будет дан свисток на подачу.
Заменяющий игрок должен оставаться за пределами площадки до тех пор, пока старший судья не разрешит ему выход на площадку, после чего он должен выйти немедленно.
Замены должны производиться как можно быстрее, если, по мнению судьи, имеет место неоправданная задержка времени, то команде-нарушительнице засчитывается минутный перерыв.
При игре в защите может быть заменен любой игрок.
Глава 28. Спорный мяч
- При возникновении спорной ситуации судья в поле дает игрокам доиграть игровой момент, затем останавливает игру и принимает решение в рамках настоящих правил.
При розыгрыше спорного мяча игроки возвращаются на места предшествующие спорной ситуации и очки, набранные в ней, аннулируются.
Нарушения и наказания
Глава 29. Нарушения при подаче и ударе по мячу
В случае указанных нарушений капитан команды соперника имеет право попросить старшего судью о замене подающего игрока. В случае, если и замененный подающий игрок выполняет подбрасывание мяча с нарушением, то игроку предъявляется желтая карточка. В дальнейшем см. гл. 37.
Нарушением при ударе является:
В случае указанных нарушений судья делает предупреждение, при повторном — предъявляется желтая карточка.
Запрещается производить удары по мячу, держа биту одной рукой.
Глава 30. Нарушение при возвращении мяча в дом
- Нарушением при возвращении мяча в дом является:
За задержку мяча на поле старший судья наказывает добавлением времени игры, свистком о выходе мяча из игры, либо предъявлением желтой карточки игроку, находящемуся с мячом.
За сокрытие мяча под одежду игроку-нарушителю предъявляется желтая карточка.
При обманных движениях во время переноса мяча за линию дома, старший судья подает свисток о выходе мяча из игры или делает предупреждение.
При нахождении в штрафной зоне двух игроков защиты старший судья делает предупреждение игрокам.
Глава 31. Нарушение при перебежках
- Нарушением при перебежках является:
При указанных нарушениях старший судья делает предупреждение или предъявляет нарушителям желтую карточку.
Глава 32. Нарушение при игре в защите
- Нарушением при игре в защите является:
За указанные нарушения старший судья делает предупреждение, либо предъявляет игрокам-нарушителям желтую карточку.
Глава 33. Нарушение при осаливании и переосаливании
- Осаливание считается недействительным, если игроку, выполняющему перебежку, мяч попадает в голову.
Если игрок защиты выполнил осаливание игрока нападения, не выпустив мяча из руки, то засчитывается переосаливание игрока защиты.
Переосаливание считается недействительным, если игроки осаленной команды вернут на поле мяч, вышедший за линию дома.
Осаливание биты, выкатившейся на игровое поле, запрещается.
Осаливание из-за пределов и за пределами игрового поля считается недействительным.
Блокировка игроков, совершающих перебежку, запрещена.
Правила поведения
Глава 34. Определение
- Правильное течение игры требует полного сотрудничества членов обеих команд, включая тренеров, запасных, судей и их помощников.
Обе команды имеют право предпринимать максимум усилий для достижения победы, но обязаны при этом не нарушать принципы спортивной этики и справедливой игры.
Нарушение принципов этого сотрудничества и духа игры, преднамеренное и повторяющееся, рассматривается в соответствии с положениями, предусмотренными в следующих статься настоящих правил.
Глава 35. Желтая карточка игроку
- Игроки не должны пренебрегать указаниями судей или позволять себе неспортивное поведение:
Нарушения, совершенные непреднамеренно и не повлиявшие на игру, или носившие административный характер не наказываются желтой карточкой, если они не повторяются.
Нарушение, носящее преднамеренный, неспортивный характер или дающее провинившемуся игроку несправедливое преимущество, должны незамедлительно наказываться желтой карточкой.
Желтую карточку получают также игроки, нарушившие правила указанные в главах 29, 30, 31, 32, 33.
Глава 36. Желтая карточка тренерам, запасным и лицам, сопровождающим команду
- Тренер, помощник тренера, запасные игроки и сопровождающие команду лица не имеют права:
Тренеру разрешается обращаться к игроку своей команды во время минутного перерыва при условии, что он не выходит на игровую площадку, а игроки не переступают боковые линии (если только на это не получено предварительного разрешения судьи).
Глава 37. Красная карточка игроку
- Игрок, имеющий желтую карточку, совершивший нарушение повторно, дающее провинившемуся игроку несправедливое преимущество, наказывается красной карточкой и удаляется до окончания игры без права на замену.
Красной карточкой наказывается игрок, имеющий желтую карточку, совершивший умышленно нарушение, указанное в главах 29-34 и удаляется также до окончания игры без права на замену.
Глава 38. Красная карточка тренерам, запасным и лицам, сопровождающим команду
- За серьезное повторное нарушение
- или неспортивное поведение самого тренера, помощника тренера, запасных и лиц, сопровождающих команду, тренер наказывается красной карточкой и удаляется с места проведения игры. Его функции передаются помощнику тренера или в случае его отсутствия капитану.
Правила отсчета времени
Глава 39. Минутный перерыв
- Каждая команда может взять по одному перерыву в каждой половине встречи и по одному минутному перерыву в каждом дополнительном периоде. Минутные перерывы не входят в общее время игры, не использованные перерывы в первой половине встречи не переносятся во вторую.
Тренер имеет право просить минутный перерыв. Он должен сделать это лично, подойти к секретарю и четко произнести: «Тайм-аут», сопровождая просьбу соответствующим жестом рук.
Секретарь информирует старшего судью о получении просьбы на минутный перерыв, как только мяч выйдет из игры, и обязательно до того момента, когда мяч снова будет в игре.
Если команда, взявшая минутный перерыв, готова начать игру до его истечения, старший судья имеет право начать игру немедленно.
Исключение. Минутный перерыв не засчитывается, если травмированный игрок готов играть немедленно или заменяется в кратчайшие сроки, или судья разрешает задержку.
Глава 40. Остановка времени в случае травмы
- Судья может остановить время в случае получения игроком травмы или по какой-либо другой причине, если в момент получения травмы мяч находится в игре. Старший судья должен воздержаться от подачи сигнала и должен дождаться окончания игрового действия, т.е. того момента, когда мяч будет выведен из игры.
Если необходимо срочно оказать помощь игроку, получившему травму, старший судья может немедленно остановить игру.
Если травмированный игрок не может сразу продолжать игру, он должен быть заменен в течение 1 минуты или как можно быстрее. Если травмированный игрок заменен с задержкой, старший судья засчитывает минутный перерыв и имеет право добавить игровое время.
Если у команды не остается тайм-аутов, тренеру дается желтая карточка.
Судьи, их обязанности и официальные жесты
Глава 41. Судейская бригада
- Игру проводит старший судья, двое судей на линии, а также их помощники: секретарь, судья-информатор и судья-хронометрист.
Старший судья и судьи данной игры не должны быть каким-либо образом связаны с организациями, представленными на площадке. Они должны быть достаточно компетентными и беспристрастными. Судьи не должны давать согласие на изменение правил игры. Судьи должны быть одеты в форму, состоящую из светлых брюк и рубашки, спортивной обуви.Глава 42. Обязанности и права старшего судьи
- Старший судья: знакомится с полем для игры и разметкой, принимает решение о пригодности их к игре;
Глава 43. Обязанности судей на линии
Глава 44. Обязанности секретаря
Глава 45. Обязанности судьи-информатора
Глава 46. Обязанности судьи-хронометриста
- Судья хронометрист фиксирует время игры, продолжительность минутных перерывов.
Глава 47. Официальные жесты
- Приведенные жесты должны быть хорошо изучены судьями и применяются в процессе игры. Очень важно, чтобы секретарь также хорошо знал эти жесты.