Что нужно для искусства в 8 классе

Актуальные проблемы преподавания курса «Искусство» в 8-9 классах

Панфилова Галина Витальевна,
учитель музыки и искусства

Школьный курс «Искусство» отвечает требованиям жизни, потому что, давая старшеклассникам в определённой системе знания в области искусств и одновременно вводя их в эмоционально-интеллектуальную сферу отечественных и зарубежных произведений художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кино, способствует целенаправленному формированию личности, идейной убеждённости, гражданственности, творческой инициативы, воспитанности, душевной отзывчивости.

Возраст учеников – это пора романтики, острого интереса к миру, недоверия к общим словам. В период становления подростков, когда эмоциональная сфера активизируется, формируются духовные идеалы именно искусство, способно оказать глубокое, облагораживающее, «очистительное», нравственно-эстетическое воздействие и сказаться на формировании всей их личности. Педагогическая задача заключается в том, чтобы учитывая возрастные особенности учащихся, увлечь их искусством, всколыхнуть их душу и в опоре на принципы проблемного обучения, условия для которого заложены в программе, развить их творческую инициативу, разбудить их мысль. Программа построена так, что зарубежная и отечественная художественная культура (литература, изобразительное искусство, музыка, кино, театр) изучаются в единстве, синхронно, в широких взаимодействиях с важнейшими событиями истории. Мне хотелось бы подчеркнуть, что содержанием преподавания предмета, следует считать не список изучаемых произведений искусства, не освоение терминологии, понятий и умений, а мысли и чувства, отношения к жизни и к искусству наших учеников. Важно, что именно они открывают в себе и в одноклассниках, в разных художественных произведениях.

В педагогических кругах до сих пор сохраняется мнение, что уроки искусства – это лишь развлечение,между тем – это сложный художественно мыслительный процесс. Если вспомнить о педагогике сотрудничества, то она довольно ярко проявляется именно на уроках искусства. Свобода в суждениях, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворённость от общей работы, совместные выводы на уроках возникают благодаря особому материалу уроков. Это жизненные явления человеческой жизни и художественные образы в литературе, музыке живописи, скульптуре, архитектуре и т.д.

Учитель может всегда найти новые художественно – воспитательные возможности тематического построения программы, так как программа допускает вариативность такого построения.

Логика построения программы активно использует принцип концентрического расположения материала. Этот принцип предполагает неоднократное возвращение к объекту изучения с постепенным углублением знаний о нём, расширением объёма дидактической информации на каждой последующей ступени обучения. В разделе «Искусство открывает новые грани мира» блок уроков отведён под тему «Жанр портрета». Эта тема проходит через многие годы обучения ребят. Начинаем мы разговор о живописном, музыкальном, литературном портрете ещё в первых и вторых классах: портрет Александра Невского, Ивана Сусанина, серия женских портретов, а продолжаем разговор в 8-9 классах. В программе достаточное количество художественных произведений, с которыми учащиеся встречаются впервые, например, это «Адажио» Томазо Альбинони, произведение мимо которого нельзя пройти. Эта музыка, которая «…звуча сквозь времени пласты в сердцах затрагивает струны любви, печали, памяти, мечты» (И. Волобуева). Необыкновенно красивая музыка и глубокий философский смысл этого произведения невозможно переоценить. Конечно же, оно вызывает у учащихся море эмоций, вопросов, что приводит к интересной и продуктивной работе на уроках и дома. Мы разбираем и анализируем это произведение и по методике А.А. Пиличяускаса, и с мультфильмом Г. Бардина, со звучанием органа и в современной обработке. Свои впечатления и размышления учащиеся излагают в письменной творческой работе «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш.Руставели). Или это сказка Оскара Уайльда «Соловей и роза» с её философским размышлением о красоте и любви, о служении им.

2. УЧИТЕЛЬ

Но, при этом надо помнить, что необходимо находить в любой теме программы нравственную середину, которая в ней заложена, и делать это на доступном учащимся уровне, не усложняя проблемы, но и, не упрощая её.

Учитель, выходя к ученикам, предъявляет себя как личность. Слушая его, учащиеся с присущей им обострённой восприимчивостью различают не только слова, но и интонацию, улавливая настроение учителя, его отношение к собеседникам, к произведениям искусства, его степень искренности. За интонацией «всегда спрятан человек». Насколько чутким должен быть учитель и в интонационно – смысловом, и в духовно – этическом отношении, чтобы трансформируя через своё мироощущение художественную идею того или иного произведения или вопроса, открыть учащимся путь к самопознанию и познанию жизни, помочь им стать интеллектуально – развитыми людьми. Старшеклассники наиболее чутко реагируют на малейшую фальшивость тона учителя, с более строгими (нежели в средней звене) мерками подходят к искренности и простоте каждого слова и жеста. Здесь уместно вспомнить известные критерии К.С. Станиславского «верю – не верю», как самые строгие и справедливые оценки степени жизненной правды художественных произведений.

3. УРОК

Хотелось бы обратить внимание на философско-эстетический характер многих тем программы. Такие темы как «Что есть красота?», «Искусство и открытие мира для себя», «Тайные смыслы образов искусства», «Великий дар творчества» и многие другие способствует осмыслению роли искусства в жизни человека. Знание приходит как осознанное переживание.

Каждая тема является важным содержательным обобщением накопленного учащимися художественного опыта. Я считаю, что на уроках предмета «Искусство» все знания и навыки предыдущих лет обучения должны сфокусироваться в актуальной нравственно – эстетической проблематике соответственно возрасту и опыту детей. Важно, чтобы размышленияна уроке не заканчивались здесь же, а продолжали волновать их и после занятий, ведь «в языке древнегреческом…слово размышлять означает: всегда носить в своём сердце…».

Почти каждый урок рождает какую-то проблемную ситуацию, при разрешении которой не задуматься просто невозможно. Задуматься, вглядеться в себя, спросить у себя: «А как бы поступил я? А я смогу?

Точно так же на каждом уроке обозначена художественно – педагогическая идея. «Художественно-педагогическая идея — это главная мысль урока (или группы уроков), которая пронизывает все виды художественной деятельности и методические задачи, продвигает детей и учителя к личностному, социально значимому результату, обеспечивает процесс развития, общение на уроке, окрашивая и выводя на уровень общечеловеческих ценностей каждый его момент. Принципиально важным становится то, что художественно-педагогическая идея позволяет учителю вывести учебную тему в ее воспитательный пласт. Кроме того, она является своеобразным творческим замыслом урока, может иметь различное воплощение и в музыке, и в поэзии, и в живописи, и в драматическом искусстве». Художественно-педагогическая идея способствует созданию различных проблемных ситуаций, формирует эстетические идеалы, развивает познавательные интересы, стимулирует творческое воображение и фантазию детей, развивает ассоциативность их мышления. Часто – это поэтические строки, отражающие суть урока, мудрые высказывания знаменитых людей, или сжатое содержание основной мысли урока.

В разделе «Воздействующая сила искусства» серия уроков «Синтез искусств в театре и кино» объединена общей художественно – педагогической идеей:

Богатство вместе с властью вольно ходят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят,
Любовь же, пусть неправильной была,-
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было и что будет».

Перси Биш Шелли (анг. Поэт XIII-XIXв.)

И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Н.Заболоцкий.

На уроках я стараюсь больше времени давать учащимся высказываться по тому или иному вопросу темы урока, аргументировать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Порой эти высказывания или суждения бывают диаметрально противоположными, тогда возникает дискуссия. И даже тогда я как можно дольше не вмешиваюсь, чтобы дать возможность осмыслить учащимся отличную от мнения других точку зрения. Постепенно они сами приходят к более разумному и правдивому суждению. Важно не навязывать своей трактовки произведения, а умело направлять творческую фантазию ребят на именно их восприятие и воображение. Уместно в этом вопросе утверждение В.А.Сухомлинского «Втискивая в голову детям готовые истины, обобщения, умозаключения, учитель подчас не даёт ребятам возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества».

Так как учащиеся уже имеют солидный запас знаний и представлений о различных художественных образах из прошлых лет обучения, имеют свой жизненный опыт, они пытаются высказывать свою точку зрения на создавшуюся проблему, спорят о тех или иных героях художественных произведений, о художественных замыслах авторов – композиторов, художников, поэтов, драматургов, режиссёров и т. д. Многие вопросы остаются риторическими, они оседают в памяти, в сознании и дают верное направление самостоятельному выбору окончательного ответа. Но это процесс не сиюминутный, а требующий прохождения определённого времени.

В формировании будущего гражданина огромное значение имеет блок уроков о народных истоках русского искусства. С различными элементами фольклора учащиеся знакомятся ещё в первом классе на уроках музыки, а в девятом – это заключительный этап знаний и представлений о национальных традициях и обычаях русского народа.
Большую помощь в подготовке учителя по этому вопросу оказывают лекции, работы и материалы курса «Народная культура» Т.А.Пигиловой. Свои впечатления учащиеся выражают в стихах, прозе, в письменных рассуждениях.

Источник

Рабочая программа по предмету «Искусство» 8 класс.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением заместитель директора по УВР директор школы

учителей эстетического цикла Маленкова И.А. /____________ Красницкая Г.А./__________

и физической культуры «_____»________________2014г Приказ №___ от __________

Протокол № ___ от ________

Горовая Н.В. /____________

основное общее образование,

Составитель Маленкова И.А.,

учитель изобразительного искусства,

Рабочая программа по искусству для 8 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. Примерной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год и Положения о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ».

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство»

Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека.

Сформированные на протяжении предыдущего обучения в школе знания учащихся о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются знакомством с языком театра, экранных искусств, фотографии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется целостная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества.

Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.

Активное освоение школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.

Общая характеристика организации учебного процесса

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает
стремление воплотить собственные замыслы в художественной
форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Программа является частью учебно-методического комплекта для VIII — IX классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя учебник, фонохрестоматию музыкального материала (на CD ) и пособие для учителя.

Учебник, кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).

Учебник придаст процессу обучения системность, повысит престиж предмета, художественной деятельности, упрочит авторитет искусства благодаря раскрытию его многоплановости и всеобщности для современной культуры.

Виды организации учебной деятельности:

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Искусство» для 8 классов

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

руководитель предметной кафедры Директор МБОУ гимназии № 16 «Интерес»

__________ (Хлопотина О.Б.) _______________И.В.Снегирева пр. № ____ от ______________2017г. «01» сентября 2017г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 16 «Интерес»

Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

на 2017– 2018 учебный год

Учитель Аленчикова Светлана Андреевна

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:

Федерального компонента государственного Стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта2004 г. №1089).

Цель — развитие опыта эмоционально-ценно­стного отношения к искусству как социально-культурной фор­ме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

формирование целостного представления о роли искусст­ва в культурно-историческом процессе развития человечества;

углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подро­стков;

воспитание художественного вкуса;

приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

Контроль и проверка учебной работы предусматривает следующие формы: викторины, кроссворды, тестирование, отчётные выставки творческих работ, защита творческого проекта.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения курса «Искусство» в 8 классе обучающиеся должны Знать/понимать:

иметь представление о значении искусства в жизни чело­века;

понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразитель­ных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

использовать опыт художественно-творческой деятельно­сти на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

Рабочая программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 8 классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год. Примерные даты в календарно-тематическом планировании данной рабочей программы соответствуют учебному плану, годовому календарному учебному графику и расписанию уроков на 2013-2014 учебный год МАОУ «Лицей №3». Но в течение учебного года в календарно-тематическом планировании рабочей программы возможны коррективы в фактических датах проведения уроков, связанные с объективными причинами: болезнь учителя, курсовая подготовка, карантин и т.п. В этих случаях фактическая дата проведения урока будет скорректирована и будет являться достоверной. Все изменения, произошедшие после корректировки, должны быть отражены в графе «Примечания».

Рабочая программа состоит из титульного листа, пояснительной записки, требований к уровню подготовки обучающихся, содержания учебного курса, календарно-тематического планирования, перечня учебно-методических

Требования к результатам обучения и воспитания

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-­творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

сформированность чувства гордости за свою Родину, рос­сийскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культур­ного наследия народов России и человечества; усвоение тради­ционных ценностей многонационального российского общест­ва, сформированность основ гражданской идентичности;

присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль­тур и религий, обогащение на этой основе собственного ду­ховного мира;

развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, в процессе твор­ческой деятельности;

ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; го­товность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного от­ношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

коммуникативную компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработ­ке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, прояв­ляющихся в познавательной практической деятельности уча­щихся, и отражают умения:

самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индиви­дуально и в группе: формулировать, аргументировать и отста­ивать свое мнение, находить общее решение;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, моноло­гической контекстной речью;

пользоваться информационно-коммуникационными тех­нологиями (ИКТ-компетентности);

понимать многофункциональность искусства и его значи­мость для разных областей культуры; роль искусства в станов­лении духовного мира человека, культурно-историческом раз­витии человечества, функционировании современного социума;

эстетически относиться к окружающему миру (преобра­зовывать действительность; привносить красоту в окружаю­щую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

расширение сферы познавательных интересов, гармонич­ное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно­-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; пони­мание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

развитие художественного мышления, творческого вооб­ражения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного худо­жественного образа в каком-либо виде искусства;

осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

умение эмоционально воспринимать разнообразные яв­ления культуры и искусства, проявлять интерес к содержа­нию уроков и внеурочных форм работы;

осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

воспроизведение полученных знаний в активной деятель­ности, владение практическими умениями и навыками, спосо­бами художественной деятельности;

иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и иде­алах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образо­вания, в изучении других предметов, межличностном обще­нии, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Содержание программы учебного предмета

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека ( 3 часа).

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей ( по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусств.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.

Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.

Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина).

Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.

Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.).

Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К.Петров-Водкин, Г. Климпт, Х. Бидструп и др.).

Автопортреты А.Дюрера, Х. Рембранта, В. Ван Гога.

Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи.

Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.).

Изображения быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.).

Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.Л. Уэббер и др.).

Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.).

Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Устное народное творчество (поэтический фольклоп).

Русские народные сказки, предания, былины.

Экранные искусства и театр.

Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся.

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху ( по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 часов).

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации.

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.

Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Натюрморты (П. Класс, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др).

Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения и др.).

Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.).

Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаика и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, К. Малевич, Б. Неменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы).

Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свтридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.).

Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр.

Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др.

Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных видов искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (11 часов ).

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций ( эмоций, чувств, поступков ) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О.Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.).

Живопись (Ж.Л. Давид, У. Тернер, К.Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.).

Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Сочинения посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шорен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.).

Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Бернс, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр.

Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана.

Экранизации опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (8 часов)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты.

Монументальная скульптура Древней Греции, произведения Микеланджело, О. Родена, памятники Саласпилса (Латвия) и др.

Живопись П. Корина, Рафаэля, А. Венецианова, К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, И. Левитана, М. Нестерова, В. Тропинина, О. Кипренского; скульптуры С. Коненкова; рисунки А. Пушкина; фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и т.п.

Сказочные образы (по выбору учителя).

Произведения Л.Бетховена, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича.

Вокальная и инструментальная музыка (К.В. Глюк, Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.).

Музыкальные сказки (Н. Римский-Корсаков).

Песни И. Дунаевского, А. Пахмутовой, Д. Тухманова, Б. Окуджавы, А. Розенбаума, Ю. Кима и др.

Народные сказки, мифы, легенды.

Образы природы, родины в русской прозе и поэзии (А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский – по выбору учителя).

Экранные искусства, театр.

«Золушка» (сказка Ш. Перро, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева)

Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р.Быкова и др. (по выбору учителя)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *