Что нужно для грузового автосервиса список оборудования
Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.
Сервис Отслеживать:
В поисках идеала. Оборудование современных СТО для грузовиков
Длительная и безотказная работа любого автомобиля напрямую зависит от своевременного квалифицированного проведения его ремонта и технического обслуживания. А для грузовой автотехники, которая подвергается повышенным нагрузкам и износу, это актуально вдвойне.
Современный грузовик — сложный механизм. Стало быть, и требования к сервисным устройствам особые. Каким оборудованием должна обладать современная СТО для грузовиков? Попробуем ответить на этот вопрос и «составить» собирательный образ идеальной грузовой сервисной станции.
По функциональному назначению оборудование для СТО подразделяется на диагностические устройства, оборудование для обслуживания и ремонта, а также вспомогательное оборудование. Рассмотрим каждую группу.
К диагностической принято относить аппаратуру для проверки, контроля и регулировки агрегатов, узлов и систем автомобиля, оборудование для проведения диагностики и регулировки электрооборудования и автоматизированных систем автомобиля. К этому типу принадлежат компьютерные диагностические комплексы (мотор-тестеры), автоматизированные стенды для выявления отклонений рабочих параметров двигателя и прочих узлов автомобиля, диагностические сканеры, газоанализаторы, дымомеры, автомобильные мультиметры, манометры, эндоскопы, механотестеры топливной аппаратуры, шумомеры, устройства для контроля натяжения ремней и многие другие.
Фирменная СТО оснащена всем необходимым для ТО и ремонта грузовиков
Естественно, современное диагностическое оборудование полностью компьютеризировано. Компьютерной диагностике недавно мы посвящали отдельный материал, так что повторяться не станем. Перечислим лишь основных поставщиков диагностического оборудования, представленных на российском рынке: Bosch, Nussbaum, Lantech, TEXA, Magneti Marelli, Sicam, Hofmann, Мета, Hunter Engineering, MAHA, Carman scan, Brain Bee, Brann, Группа компаний ГАРО, Siemens, Weber, Delphi, Wabco, Knorr, Haldex.
Гаражное оборудование
Оборудованием для обслуживания и ремонта считают: подъемно-транспортные механизмы, комплексы для смазывания узлов автомобилей, стенды заправки маслами и различными эксплуатационными жидкостями (в том числе и хладагентом кондиционеров), устройства для ремонта двигателя, тормозной и топливной систем, охлаждения и т.д. Кроме того, к этой группе можно причислить оснастку для разборочно-сборочных и прочих ремонтных работ, шиномонтажные, балансировочные и шиноремонтные стенды, покрасочные и сушильные камеры, электро- и газосварочную аппаратуру, компрессоры, приспособления и механические устройства для обслуживания различных систем автомобиля (чистка и регулировка), автомойки и пылесосы, профессиональный инструмент. На многих грузовых СТО имеется свой станочный парк для восстановления изношенных или поврежденных деталей. К этому классу оборудования относятся слесарные верстаки, шкафы для хранения инструментов, малые и большие тележки для инструментов и деталей, ящики для переноса инструментов, лежаки и сиденья. Сюда же входит и мебель для автосервиса.
Подкатные стоечные подъемники
Компьютерная диагностика автомобиля
Компьютерный стенд для установки схода-развала колес
Как видим, список оборудования весьма обширен, поэтому остановимся на главном. Без автомобильных подъемников невозможна нормальная работа СТО. Для обслуживания грузовиков наиболее подходящим является четырехстоечный подъемник, который обладает высокой степенью грузоподъемности и максимальной устойчивостью. Помимо этого, используются подкатные подъемники, которые могут состоять из четырех, шести и восьми подкатных колонн в зависимости числа осей на обслуживаемом автомобиле.
Одним из лидеров для грузовых автосервисов является оборудование для шиномонтажа. В конструкции шиномонтажных стендов предусмотрен специальный зажим, который надежно фиксирует бортируемое колесо, а имеющийся гидравлический лифт обеспечивает возможность поднятия колеса на рабочий стол. Работа станка, оснащенного мощным приводом и высокопрочными дисками, осуществляется с пульта управления. Благодаря тому, что грузовые шиномонтажные стенды почти всегда продаются в сборе, их установка в цеху и подключение не вызывают каких-либо проблем.
Ремонтировать колеса, не проводя их последующей балансировки, бессмысленно. Эту функцию выполняют балансировочные стенды, которые для грузовых автомобилей также имеют свою специфику. Помимо возможности обслуживания крупногабаритных автомобильных колес, эти устройства оснащены специальным лифтом, с помощью которого колесо помещается на балансировочный вал. Для ремонта шин служат переносные, стационарные вулканизаторы, а для покрышек диаметром до 2,5 м применяются их подкатные аналоги.
Стенд для проверки работы топливных насосов высокого давления
В работе шиномонтажный станок
Балансировочный станок
Обслуживание и ремонт ТНВД, тормозных и пневматических систем грузовиков производится только с использованием специального инструмента и оснастки. Сварочные аппараты применяются там, где экономически нецелесообразно заменять крупногабаритный узел или деталь, и оказывается возможным устранить механические повреждения посредством сварочного соединения или наплавки металла. При этом используются практически все существующие сегодня виды электросварки — от точечной до дуговой в среде инертного газа аргона.
Кузовной ремонт грузовиков (ремонт рам, восстановление кабин, реставрация второстепенных деталей) осуществляется с помощью грузового стапеля, который обеспечивает высокую точность, что контролируется тщательными приборными измерениями геометрии по окончании работ. Кроме того, используются сварочные работы, различные методы рихтовки и шлифовки, а финальной фазой является антикоррозийная обработка и покраска грузовых автомобилей.
Мотор-тестер в действии
Устройства для заправки маслами, смазками и т.д.
Заправка грузовика смазочными материалами
Для ремонта грузовиков применяются гайковерты, отличающиеся повышенной мощностью. Электрические гайковерты используют при обслуживании тяжелого грузового транспорта, где усилия пневматического аналога может оказаться недостаточно.
Наиболее известными поставщиками перечисленного оборудования в Россию являются: Сибек, Sivik, Corghi, Sicam, Nordberg, Hunter Engineering, Hofmann, Сторм, Левша, Мета, Группа компаний ГАРО, Tech, MB Engineering, Master, Giuliano, Сивер, CEMB, Caorle, Comec, Flexbimec, Tammermatic, Josam, Blackhawk, Ingersoll Rand, Italforni, Spin, SME, Nilfisk и др.
Вспомогательное оборудование — это все устройства для обеспечения нормальной эксплуатации и обслуживания технологического оборудования, электро- и газоснабжения, отопления и водоснабжения территории СТО. Сюда же относится осветительное, отопительное и санитарное оборудование.
Портрет в интерьере
Если быть полностью объективным, то идеального грузового автосервиса не существует так же, как, например, не существует идеального грузовика. Объем необходимого оборудования для оснащения СТО зависит от ряда факторов. Среди них можно выделить те, что определяют набор диагностической и ремонтной техники. Для начала надо учитывать размеры бизнеса и его специфику — приобретение дорогостоящих автоматизированных диагностических комплексов может оказаться нерентабельным для небольшой мастерской, а покупка шиномонтажного или балансировочного стенда окажется необходимой.
Важный момент при выборе оборудования – этап развития и состояние имеющегося парка ремонтно-диагностической техники. Для новых СТО инвестиции в качественное диагностическое оборудование очень выгодны и достаточно быстро окупятся. Бизнесу же с большим опытом работы усовершенствование позволит оказывать услуги более высокого уровня. Кроме того, выбор оборудования обусловлен профессиональным уровнем работников СТО — чем выше класс специалистов, тем меньше дополнительных опций им требуется для диагностики.
Один из примеров оснащения ремонтной зоны современной грузовой СТО
Состав оборудования (основного и опционального) также диктуется услугами, которые предлагает СТО, и объемами ее работ. Главное, чтобы имелось оснащение, позволяющее обследовать и ремонтировать системы, прямо влияющие на конструктивную безопасность автомобиля. Скажем, иметь свой станочный парк при ограниченной производительности автосервиса экономически не выгодно. Проще отдать тот или иной узел (двигатель, агрегаты трансмиссии и пр.) для восстановления специализированному предприятию, которое быстрее и лучше справится с этой работой.
Вместе с тем список автосервисного оборудования на СТО, обслуживающих такие известные бренды как Volvo, Mercedes-Benz, Scania, IVECO, Renault, DAF, MAN, строго регламентирован. Здесь производится детальное обследование состояния подвижного состава и его ремонт. Для этого существует официальная аккредитация дилера грузовиков компании-производителя, а значит, СТО обладает всем необходимым комплексом технической и технологической документации, диагностическими устройствами, специализированным инструментом и оборудованием.
Важно знать, что СТО по обслуживанию грузовиков, особенно импортных, должны быть оснащены с учетом всевозможных неисправностей, а специалисты должны обладать необходимым знаниями внутреннего устройства, диагностики и ремонта, а также иметь достаточный опыт работы.
Бизнес-план автосервиса
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Грузовой автосервис: бизнес-план
Сфера обслуживания транспортных средств становится всё более привлекательной для инвесторов. Количество автомобилей за последние 10 лет возросло в 2,5 раза. Согласно маркетинговым исследованиям, высоким спросом пользуются мастерские по ремонту грузового транспорта. Открытие СТО – экономически обоснованное мероприятие. Чтобы проект приносил стабильный доход, нужно разработать бизнес-план грузового автосервиса с расчётами, после чего можно приступать к реализации идеи.
Актуальность идеи
Количество автомобилей ежегодно растёт, а вместе с тем увеличивается спрос на их обслуживание. В каждом городе функционируют десятки центров по ремонту легковых автомобилей, тогда как количество грузовых автосервисов не отвечает потребностям рынка.
Третья часть от всех СТО, обслуживающих крупную технику, сосредоточена в столице. Остальные распределены по территории страны, причём бо́льшая часть из них находится в городах-миллионниках. Около 65% сегмента рынка принадлежит независимым техническим центрам, 25% – авторизованным и 10% – индивидуальным мастерским.
В небольших городах с численностью населения от 300 до 500 тыс. человек работают преимущественно независимые одиночные или сетевые автосервисы, так как цены на ремонт здесь средние, а качество обслуживания находится на приемлемом уровне. Индивидуальные мастерские не могут предложить клиентам широкий перечень услуг, они большей частью узконаправленные.
Анализ рынка позволяет сделать вывод – в России есть потребность в увеличении числа СТО для грузовых машин. Причём более востребованы мастерские, где предлагают разный ремонт – колёс, кузова, двигателя, ходовой части и выполняют сварочные, лакокрасочные работы.
Краткое резюме проекта
Цель инвестора – открыть грузовое СТО в городе с численностью населения 400 000 человек. Общий объём инвестиций – 5 млн рублей. Источник финансирования – собственные средства организатора бизнеса (3 млн) и банковский кредит (2 млн). Займ берётся на 5 лет под 10% годовых. Ежемесячные выплаты по долговым обязательствам составят 50 000 рублей.
Выбранная организационная форма – ООО, так как планируется сотрудничество как с физическими, так и с юридическими лицами, владельцами автопредприятий. Режим налогообложения – упрощённый со ставкой отчислений 15% от прибыли (доходы минус расходы).
Перечень услуг СТО
Грузовое СТО оказывает услуги по диагностике и ремонту узлов и агрегатов:
Предприятие выполняет сварочные работы, занимается покраской грузовых автомобилей и их переоснащением. Возможна установка топливных баков большей ёмкости, монтаж манипулирующих устройств.
Анализ рынка, оценка конкуренции
Прежде чем приступить к реализации идеи открыть СТО, нужно проанализировать состояние рынка, спрос и предложение на услуги по ремонту грузового транспорта в городе и его окрестностях. Важно оценить уровень конкуренции. Как правило, достойных соперников в этом бизнесе немного, но всё же нужно выяснить:
Полученная информация поможет оценить свои силы и избежать ошибок конкурентов при организации бизнеса. Основная сложность, с которой может столкнуться начинающий предприниматель, – поиск клиентов. Грузовая техника чаще всего принадлежит владельцам автопредприятий, а не частным лицам.
Если в городе уже работает хотя бы 1 конкурент, вероятно, он уже сотрудничает с местными автопарками. Чтобы переманить клиентов, придётся предложить им более выгодные условия – доступные цены на ремонт, широкий перечень услуг, высокое качество выполнения работ. Бизнесмену нужно встретиться лично с каждым потенциальным заказчиком и постараться заключить договор.
Внимание! При оценке местного рынка предприниматель должен учесть потребности будущих клиентов, а также возможности конкурентов. Главная задача – предложить владельцам автопарков то, в чём они больше всего нуждаются.
Возможные угрозы бизнеса
На развитие проекта влияют как внутренние, так и внешние факторы. К рискам бизнеса можно отнести:
Важно придумать способы минимизации этих рисков ещё на стадии планирования.
Этапы организации бизнеса
СТО по ремонту грузового транспорта открыть несложно. Первый шаг на пути к этой цели – поиск помещения, поскольку при регистрации ООО понадобится гарантийное письмо от его собственника. Далее предстоит закупить оборудование для мастерской, нанять персонал.
Оформление документов
Регистрация ООО проводится в ФНС. Если учредитель только один, понадобятся такие документы:
Не позднее чем через 30 дней после подачи документов нужно поставить в известность инспектора о своём желании перейти на упрощённую систему налогообложения. В заявлении указывают удобную ставку отчислений.
Коды ОКВЭД для СТО грузового транспорта выбирают из классификатора видов деятельности:
Группировка 45.20 позволяет вести деятельность, связанную с ремонтом кузова, ходовой части, электрики, тормозной системы. Также разрешается производить покраску, ремонт шин, лобового стекла, делать антикоробработку, устанавливать на ТС дополнительное оборудование.
В случае если СТО будет продавать запчасти своим клиентам, следует указать дополнительный код ОКВЭД 45.32 «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами, принадлежностями».
Поиск подходящего помещения
Ремонт грузовых авто требует много места. Подойдёт помещение типа ангара на окраине города в промышленной зоне, где находятся заводы, предприятия, имеющие собственный автопарк. Они могут стать первыми клиентами мастерской. К будущему СТО предъявляются такие требования:
Оборудование
На оснащение планируется выделить 4 300 000 рублей. На эту сумму будет приобретён минимальный набор оборудования, позволяющий проводить диагностику технического состояния автомобилей, выполнять ремонт кузова и главных узлов автомобилей:
В перспективе планируется купить грузовую мойку и покрасочную камеру. Это позволит выгодно выделиться на фоне конкурентов.
Кроме оборудования для ремонта, понадобится мебель и техника для офисного помещения. Оно может находиться на территории СТО или где-то поблизости. Придётся купить:
Затраты на покупку мебели и оргтехники составят 250 000 рублей.
Персонал
К подбору кадров нужно подойти серьёзно, ведь именно мастера будут приносить доход компании. К хорошим автослесарям, сварщикам, электрикам всегда выстраивается очередь. Штат сотрудников формируется в зависимости от размеров станции и от перечня услуг. Нужно учесть, что ремонтировать грузовые автомобили могут только специалисты, имевшие опыт в этом направлении. Нельзя доверить эту работу мастеру, который раньше занимался только обслуживанием легковых машин.
На первых порах в штат будут включены:
Руководящую должность займёт организатор проекта. В первое время он сам может принимать звонки, консультировать клиентов, записывать их на ремонт. В дальнейшем эти функции будет выполнять администратор. В компетенции директора лежит управление персоналом, поиск поставщиков запчастей, расходных материалов, продвижение бизнеса. Ведение бухгалтерии отдаётся на аутсорсинг.
Маркетинговая стратегия грузового автосервиса
При разработке маркетинговой стратегии надо учитывать потребности целевой аудитории. Клиенты грузового автосервиса – это юридические лица, владельцы нескольких единиц транспорта или целого автопарка. Чтобы привлечь их к сотрудничеству, придётся познакомиться с каждым лично, рассказать о преимуществах СТО, техническом оснащении, возможностях.
Внимание! Для таких клиентов самое главное – это качество и скорость выполнения ремонтных работ, так как вышедшая из строя техника простаивает, не приносит прибыль. Владелец грузовика должен быть уверен, что автомобиль не сломается в дороге и доставит груз вовремя.
Создание сайта – ещё один эффективный способ привлечь целевую аудиторию. На его страницах размещают информацию об услугах и ценах, фотографии рабочего процесса, отзывы. Разработку и продвижение интернет-ресурса лучше доверить веб-студии, у которой есть большой опыт в подобной работе и хорошее портфолио.
Финансовые расчёты
Оценка эффективности проекта на стадии планирования позволит задать верный курс и придерживаться его во время организации бизнеса. Расчёты вносят в финансовый раздел бизнес-плана автосервиса.
Инвестиции в проект
На открытие бизнеса будут затрачены средства в размере 5 млн рублей:
Большая часть инвестиций направлена на покупку оборудования для автосервиса. Незначительный объём денежных средств уйдёт на обустройство ангара – ремонт проводки, вентиляционной системы, покраску стен и т. д.
Текущие расходы
К ежемесячным тратам относятся:
Итого: 503 000 рублей плюс налог.
Доходы и расчёт прибыли
Средний чек за ремонт грузового автомобиля – 60–100 тыс. рублей. Для удобства проведения расчётов возьмём среднее значение – 80 тыс. Обслуживая 10 грузовиков за месяц, СТО получит выручку в размере 800 000 рублей. Чтобы рассчитать прибыль, отнимем от этой суммы налоговые сборы и текущие траты:
Расчёты показывают – проект способен приносить хороший доход, но успех напрямую зависит от количества клиентов. Если их будет мало, расходная часть превысит доходную. Важно стремиться заключить как можно больше выгодных контрактов с владельцами автопарков, но при этом нельзя отказывать и частным лицам, в собственности которых находится 1–2 единицы транспорта.
Срок окупаемости проекта составит 3 года. Когда поток клиентов увеличится, появится возможность досрочно погасить банковский кредит. В дальнейшем стоит задуматься о расширении комплекса услуг, купить мойку и покрасочную камеру.
Автосервис для грузовых авто как бизнес привлекателен для инвесторов, имеющих стартовый капитал для покупки необходимого оборудования. Этот проект можно реализовать как в областном центре, так и в городах районного значения. Во втором случае бизнес должен быть ориентирован на целевую аудиторию нескольких близлежащих населённых пунктов. Успех зависит от умения руководителя договариваться с потенциальными клиентами, а также от профессионализма автослесарей.