Что нужно для грибной фермы
Выращивание грибов как бизнес: с чего начать, как преуспеть
Пожалуй, никакой другой вид сельскохозяйственного бизнеса не является столь культивируемым в интернете, как выращивание грибов (вешенки, шампиньонов и даже белых) в домашних условиях. Баннеры контекстной рекламы, наверняка, всплывали практически у всех пользователей.
Теоретическое обоснование этой бизнес-идеи, в целом, логично: бизнес потенциально не трудозатратный, прибыльный и способный демонстрировать привлекательную рентабельность. Однако на практике выращивание грибов, как бизнес, демонстрирует совсем иные результаты.
Для успеха здесь требуется, как минимум, весьма жесткое соблюдение технологии, которое крайне трудно обеспечить. Попробуем же в рамках настоящего материала составить бизнес-план и оценить подлинные перспективы этой предпринимательской деятельности.
Особенности производства грибов
Стоит начать с того, чтобы почитать отзывы в интернете. И речь идет не только о субъективных мнениях предпринимателей (в том числе, и неудачливых) из этой сферы, но и о мнениях квалифицированных врачей. И вот, что нужно усвоить из всей этой информации.
Впрочем, несправедливо было бы не отметить выгодные особенности грибного производства:
Представляется разумным вкратце осветить особенности выращивания нескольких видов грибов в отдельности.
Выращивание грибов шампиньонов
Это самый лучший вид грибов, рекомендуемых для разведения. И преимуществ у него много:
Подробно о бизнесе на выращивании шампиньонов вы можете узнать на этой странице – Выращивание грибов шампиньонов как бизнес.
Выращивание грибов шиитаке
Преимущество данного вида грибов заключается в относительной ненасыщенности рынка. Для потребителей нашей страны это пока что диковинка и эксклюзив (еще бы, ведь это японский лесной гриб). Поэтому конкуренции на данном рыночном сегменте немного.
Особенность разведения заключается в относительно высоких требованиях к субстрату. Здесь требуется использование большого количества зерна. Замены допустимы – например, отруби или даже пивное сусло, но это еще более редкие «вещества». Для подготовки полноценного субстрата требуется не менее 25% зерновой базы, 50% опилок и еще 25% соломы или щепы. Все это нужно грамотно смешивать в точной пропорции, так как в противном случае получится не развивающийся мицелий, а банальная плесень.
Наиболее дорогостоящим фактором в процессе выращивания грибов является необходимость поддержания постоянной температуры от +25 до +27°C в совокупности с освещением. То есть для того, чтобы выращивать шиитаке, потребуется создание всесезонных теплиц.
Выращивание белых грибов
Подробно о бизнесе на выращивании белых грибов вы можете узнать на этой странице – Выращивание белых грибов как бизнес.
Выращивание грибов вешенок
А вот от этой идеи следует отказаться сразу, если только в вашем распоряжении нет герметичных помещений, оборудованных вентиляционными фильтрами. Вешенки крайне плодовиты: они выстреливают в воздух миллиарды спор, которым всего-то нужна относительно влажная среда умеренного климата.
Если начинать бизнес на выращивании вешенки на даче, то можете быть уверены, что уже на второй год спорами этого гриба будут заражены все деревья в округе. Во-избежании труднейших судебных тяжб с соседями, относительно вопросов бактереологической безопасности, настоятельно рекомендуется отказаться от выращивания данного вида грибов в любых условиях (хоть городских, хоть домашних). К тому же, хоть данный вид грибов и плодовит (в 2 раза больше, чем шампиньоны), но условия для себя он требует куда как более строгие.
Итак, по совокупности представленных плюсов и минусов, а также принимая во внимание многочисленные отзывы потребителей, «голосующих рублем», остановимся на варианте шампиньонов. Именно для проекта по их культивированию и будут составлены расчеты.
Расчетная часть
Прежде чем приступать к расчетам сформируем исходные данные.
Вводные
В качестве вводных условий примем необходимость наличия закрытого бетонного помещения, площадью в 15 м² и высотой от 2,8 м. Такая высота требуется для того, чтобы в помещении можно было разместить 4-уровневые стеллажи. При совокупной площади помещения в 15 м² полезная квадратура, занимаемая стеллажами при этом вряд ли будет больше 10 м², таким образом, засеваемая площадь составит: 10 м² × 4 яруса = 40 м².
Помещение необходимо тщательно обработать. Пол и стены должны быть бетонными и качественно выбеленными для предотвращения заражения грибницы враждебными грибками и микроорганизмами.
Компоста требуется 1 т. в расчете на 10 м² полезных площадей, то есть, в нашем случае потребуется 4 тонны. Компост формируется следующим образом:
Всего получается 4211 кг (проще взять именно такую величину). Компост можно смешивать и давать выстаиваться самостоятельно, а можно приобрести уже готовый продукт для высевания мицелия. Однако стоимость его немала: если тонна свежего навоза стоит около 1 тыс. рублей, то стоимость 1 тонны такого компоста обойдется минимум в 5-7 тыс. (с доставкой). Таким образом, только на субстрате инвестиции составят не менее 25 тыс. рублей.
На 1 м² должно расходоваться 0,7-0,8 кг мицелия. Его можно приобрести в любом гипермаркете, где продается продукция для сада и огорода. (Кстати, до момента высадки его можно хранить в холодильнике). Его цена очень сильно различается (до 2 раз) в зависимости от региона продажи, поэтому предлагается принять совокупную стоимость по данной статье также равной 25 тыс. рублей.
Стеллажи нужно собирать из металлических деталей, сделанных из нержавеющей стали – только так можно гарантировать, что на них не возникнет коррозия, которая является благодатной почвой для враждебной мицелию микрофлоры. Однако стоимость таких стеллажей также весьма высока. Предлагается упрощенно принять ее равной в совокупности 20 тыс. рублей.
Как уже говорилось выше, вентиляция шампиньонам не требуется, кроме того, избыток углекислого газа благотворно влияет на произрастание мицелия (иногда в помещение фермы даже подают СО2 из баллона, впрочем, это необязательно). А вот чему точно нужно будет уделить внимание, так это влажности: она должна составлять 90%, но при этом нельзя допускать, чтобы конденсат с горизонтальных поверхностей капал на субстрат. В этой связи следует все-таки установить вентилятор, который будет отвечать за принудительную конвекцию, кроме того, в помещении должна присутствовать вентиляционная отдушина.
К тому же, необходимо отметить, что на время плодоношения воздух в помещении должен сменяться с интенсивностью до 8 объемов в час, так что на отдушину тоже понадобится вентилятор.
Теперь температура. Она должна быть равна строго +24-25°С, а на время плодоношения – +15-16°С. При +30°С грибница начинает погибать, поэтому в помещении, увы, потребуется предусмотреть климат-контроль, который будет питаться от электричества и обеспечит вам незыблемость данного температурного уровня. Стоимость такого климат-контроля доходит до 20 тыс. рублей, а его мощность составляет 1,5-2 кВт. Если все сделано корректно, то плодоношения можно ожидать через 2-3 недели после высевания грибницы.
Итак, в качестве первоначальных инвестиций потребуется сумма:
25 тыс. р. за субстрат + 25 тыс. р. за мицелий + 20 тыс. р. за стеллажи + 20 тыс. р. за климат-контроль и пр. оборудование «по мелочи» = 90 тыс. р.
Выручка
Затраты
Из перечисленных выше затратных статей переменными являются только субстрат – его нужно менять каждый год. На мицелии можно сэкономить, используя имеющийся. Кроме того, следует учесть затраты на электроэнергию:
2 кВт × (12 мес. × 30 дней × 24 часа) × 4,65 р./кВт*ч. = примерно 80 тыс. р.
Значит, вместе с субстратом, транспортными расходами по вывозу старого компоста (примерно 5 тыс. р.), а также ящиками, в которые будет тарироваться собираемый урожай грибов (примерно 10 тыс. р.) сумма переменных затрат составит: 80 тыс. р. + 25 тыс. р. + 10 тыс. р. + 5 тыс. р. = 120 тыс. р.
Персонал
Проект не предусматривает использование никакого наемного труда, все операции выполняются одним человеком – хозяином. Опыт показывает, производственные площади в 15 м² 1 человек сможет обслужить легко (при этом у него будет оставаться много свободного времени).
Валовая прибыль
Итак, из выручки вычитаем переменные затраты: 330 тыс. р. – 120 тыс. р. = 210 тыс. р.
Налоги
Подвал, площадью в 15 м² также можно отнести к личному подсобному хозяйству – ЛПХ, которое, в соответствии со ст.2, п.4 Федерального закона №112-ФЗ от 07.07.2003 полностью освобождается от уплаты налогов.
Доходность
Без учета стоимости самого помещения величина первоначальных капиталовложений выше была посчитана на уровне 90 тыс. р. С учетом того, что валовая (она же чистая) прибыль составляет 210 тыс. р., доходность по году составит: 210 тыс. р. / 90 тыс. р. × 100% = 233%. Вот так!
Резюме
Да, выращивание грибов, как бизнес демонстрирует высокие экономические показатели рентабельности и доходности. Однако на практике, как правило, дела начинают идти не так радужно. Ведь здесь очень большое значение имеют различные тонкости, связанные с нюансами технологии, и как показывает опыт, практически ни у кого не получается соблюсти все требования, чтобы в самый первый год урожай составил именно 6 тонн.
Поэтому те «грибники», который уже прошли период становления своего бизнеса и преодолели все его «детские болезни», рекомендуют именно в первый год исходить из более скромного показателя доходности в 100% годовых. То есть, уже в первый год ваш бизнес полностью себя окупит.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.
Бизнес план фермы по выращиванию грибов
Финансовая модель фермы по выращиванию грибов
1. Краткий инвестиционный меморандум
В среднем житель России съедает 1 кг грибов в год. Европейцы съедают — 5-6 кг. Это говорит о том, что российский грибной рынок находится на стадии развития.
Технология выращивании грибов основывается на материальной базе, схожей с ведением тепличного хозяйства. Важно — следить за условиями среды и качеством рассады. Так, в Европе уже работают автоматизированные грибные фермы на возобновляемых источниках энергии.
Срок окупаемости — 8 месяцев;
Сумма первоначальных инвестиций — 2 500 000 рублей;
Точка безубыточности — на 3 месяц;
Средняя ежемесячная прибыль — 400 000 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Проект рассматривает 4 вида продукции:
Лицензия на выращивание грибов — не требуется.
3. Описание рынка сбыта
Российский грибной рынок существует 30 лет. За это время рынок вырос от примитивного выращивания на фермах до индустрии с крупными инвестициями.
Основные показатели рынка
С 2014 по 2019 гг. объём рынка вырос на 50% — с 28 000 до 56 000 тонн в год. Средний темп роста составляет 15-17%.
В 2019 году планируется запуск агрокомплекса по выращиванию шампиньонов и вешенок «Узловая» в Тульской области. Проектная мощность выпуска — 25 000 тонн в год.
По оценкам специалистов производство и потребление грибов будут расти на 6-7% в год. Это обусловлено трендом на здоровый образ жизни, экологичное питание, расширении торговых сетей, появление фермерских хозяйств и внедрение технологий, которые позволят за счет полной автоматизации сделать процесс более дешевым и рентабельным.
Общая характеристика потребления
Структура потребления грибов в России не отличается от европейской. Европейцы чаще едят шампиньоны и вешенки. В среднем житель России съедает 1 кг грибов в год, а европейцы — 5-6 кг. Это говорит о том, что российский грибной рынок находится на стадии развития.
Конкуренция на рынке производства грибов — умеренная. Еще не все крупные агрохолдинги и фермерские хозяйства перешли на освоение этого рынка.
В 2019 году больше всего грибов произвели в Московской области — 6 тысяч тонн, Курской области — 2000 тонн, Краснодарском крае и Ставрополье — 5500 тонн.
Самые крупные хозяйства по производству грибов в России: ОАО «Русский гриб», «Агрогриб» (Калужская и Тульская области); «Грибная радуга» (Курская область); Тепличный комплекс «Зеленая линия» (Краснодарский край); «Национальная грибная компания Кашира» (Московская область); «Орикс» (Самарская область, Татарстан) и др.
Объемная и динамическая оценка потенциальной емкости рынка
Часть продукции будет поставляться на переработку предприятиям пищевой промышленности: для производства сухих смесей, пищевых концентратов, суповых наборов, пиццы.
Если учитывать минимальную оптовую цену — 270-300 рублей за 1 кг, то объем рынка может достигать 95-105 млн рублей в год, без учета сбыта коммерческому сектору.
4. Продажи и маркетинг
Продажа продукции фермы, как планируется, будет осуществляться следующим основным группам потребителей:
Приоритетные методы продвижения:
эффективные рекламные методы и инструменты:
Система ценообразования и объемы продаж
Ценовые параметры базируются на статистике продаж по крупным сетевым магазинам страны, в разных регионах.
5. План производства
Регистрация бизнеса
ИП — оптимальный формат для регистрации бизнеса по выращиванию и продаже грибов в объёме 2-2,5 тонн в месяц.
Если бизнес будет вестись в сельском местности, то лучше использовать формат КФХ. Он даёт возможность получать субсидии, которые выдаются по итогам ежегодных конкурсов в рамках муниципальных программ поддержки сельхозпроизводителя.
В обоих вариантах предусмотрена упрощенная налоговая система и максимальная ставка налога на прибыль не превышает 6% в год.
Регистрация осуществляется в местном подразделении ФНС путем подачи соответствующего заявления, предъявления паспорта с местной регистрацией предпринимателя. Общий срок регистрации составляет 3 рабочих дня. Сумма необходимая для прохождения всей процедуры регистрации бизнеса, включая оплату государственной пошлины, составляет не более 10 тысяч рублей.
При подаче заявления в ФНС необходимо в обязательном порядке указать специальные коды ОКВЭД:
01.13 «Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей».
01.13.6 «Выращивание грибов и трюфелей».
Документы для оформления:
Если проектом предполагается прием в штат наемных работников, то нужно пройти сертификацию рабочих мест по линии муниципальной трудовой инспекции и застраховать работников в местном отделении ФОМС и региональном Фонде соцстрахования.
На все расходы по регистрации фермы и получении разрешений предусмотрена сумма 30 000 рублей.
Помещение и оборудование
Ферму можно разместить на любом участке. Площадь зависит от целей и объемов производства, а местоположение от рынка сбыта и основных клиентами, доступность ресурсов — электроэнергии и источника воды.
Для фермы подойдет земельный участок, расположенный в частном домовладении в 30 км от города.
Необходимая площадь для возведения фермы составляет 7 соток. Участок используется на правах долгосрочной аренды.
Помещение — это всесезонная теплица, построенная по каркасной технологии с применением полистирена. Теплица включает несколько функциональных зон.
Технология
Основная технологическая схема или карта выращивания грибов включает четыре этапа:
1. Подготовка удобрения и почвы — субстрата. Для этого необходимы растительные отходы, сено, солома, древесные опилки, подсолнечная шелуха, отруби и др.
2. На втором этапе хорошо перемешанный субстрат служит для формирования посадочных блоков — размером примерно 5 на 6 метров. Эти субстратные ячейки хорошо увлажняют до 55-60%. Затем в увлажненный субстрат вносится посадочный материал — мицелий, из которого начинает расти грибница. Температура почвы должна быть не ниже 22-24 С°.
3. После 5-6 дней после высадки мицелия и при появлении первых грибов производится охлаждение субстрата до 14-16 С°, а влажность субстрата увеличивается до 70-80%. Это продолжается 7 дней.
4. Начинается интенсивный рост, который обычно проходит в 3 волны. Сначала урожайность достигает 20-30%. Затем 15% и после дает выход урожая около 5-10%. Период сбора грибов составляет в среднем 10-12 дней.
Таким образом, полный цикл роста грибов составляет 30-40 дней. При соблюдении всех технологических требований, температурного и водного режима, производительность грибного субстрата составляет не менее 3000-4000 кг в месяц с площадью субстратных ячеек в 450-500 м².
После сбора производится сортировка, отбраковка, очистка, сушка, фасовка и складирование с дальнейшей поставкой непосредственно клиентам.
Оборудование
Состав и тип оборудования, которое может быть использовано для выращивания грибов по приведенной выше технологии, не отличается особой уникальностью и его можно пробрести, как новое, так и б/у.
Общий перечень оборудования для грибной фермы с заявленной мощностью до 3-4 тонн продукции в месяц, выглядит следующим образом:
1. Вентиляционная система (климат контроль).
2. Система гидропоники (полива).
3. Субстратные блоки (ячейки).
4. Смеситель субстрата.
5. Садовый инвентарь (компл.).
6. Упаковочный автомат.
7. Компьютеры и оргтехника (компл.).
8. Автомобиль — микрогрузовик (фургон).
9. Пожарный инвентарь.
6. Организационная структура
Как правило, грибные фермы создаются небольшими фермами, где кроме самого владельца-управляющего трудятся члены семьи.
Персонал
Кол-во
Зарплата на 1 сотрудника (руб.)
Выращивание шампиньонов как бизнес: рентабельность, расчеты
Шампиньоны стали весьма популярны в разных странах мира, вполне узнаваемы среди потребителей, а потому и по сей день пользуются заслуженным спросом. Как следствие, выращивание шампиньонов, как бизнес, – это экономически весьма привлекательное производство, организация которого доступна, в том числе, и для представителей малого бизнеса.
Немного ранее мы рассматривали производство шампиньонов именно в таком разрезе (то есть, в гараже или даже в подвале загородного дома – на площади в 15 м²). Однако в рамках настоящей статьи хотелось бы взглянуть на данную бизнес-идею более масштабно. То есть, не как на дело сугубо для одного исполнителя, а как на технологию, благодаря которой можно заработать миллионы и перейти по своим возможностям на новый инвестиционный уровень.
Сразу отметим, что хотя проект будет по-прежнему рассчитан на реализацию в пределах дачного участка (а если точнее, то на площади в 100 м²), первоначальных инвестиций он потребует в разы больше, а потому наш бизнес-план станет «увесистее» и сложнее.
Преимущества выращивания грибов шампиньонов, как бизнеса
Итак, данный проект масштабнее того, который рассматривался изначально. То есть, подразумевается и кратное увеличение объемов производства. Почему же такое увеличение – масштабирование – представляется разумным производить именно с шампиньонами, а не, например, с вешенкой? Разберемся.
Доступная основа
Все дело в относительной неприхотливости данного гриба. Шампиньоны еще иногда называют навозными грибами, а все потому, что их заросли при благоприятных условиях образуются рядом с соответствующими хранилищами неподалеку от коровников или конюшен. В состав субстрата для их производства, разумеется, входят и другие ингредиенты, однако, 90%-ная доля в весе приходится именно на навоз. Другими словами, основа для грибной фермы – субстрат на основе навоза – является весьма распространенным и потенциально недорогим фактором производства. Однако справедливо было бы перечислить все ингредиенты и пропорции их внесения (по весу):
Условия произрастания и требуемое оборудование и площади
Любой тип грибов при искусственном культивировании является достаточно капризной культурой. Это означает, что им требуется поддержание жестких показателей как по температуре, так и по влажности, а кроме того, необходимо обеззараживать не только пространство, где они произрастают, но также и воздух, который подается в помещение. Однако в отличие от тех же белых грибов или вешенки шампиньонам не требуется солнечный свет, а значит, для их выращивания можно использовать, например, подвал загородного дома или иного строения, стены которого нужно будет обработать антисептиком и побелить известью. Таким образом, грибная ферма, площадью примерно в сотку, не займет вообще никакого наружного пространства на дачном участке.
При правильной постановке дела соседи могут вообще даже и не узнать, что у вас на участке присутствует грибное производство средних масштабов.
Тем не менее кое-какие дополнительные помещения вам понадобятся. Речь идет о необходимости разместить оборудование:
Для размещения всего указанного оборудования с соответствующими рабочими местами понадобится дополнительная площадь, не менее 50 м². Под эти цели прекрасно подойдет сарай, с утепленными стенами и высотой потолков, не менее 3,5 метров.
Широта рынка
Недостатки выращивания шампиньонов, как бизнеса
Тем не менее у данного вида предпринимательской деятельности присутствуют и ярко-выраженные минусы. Самый главный из них – высокая конкуренция. Производителей шампиньонов на рынке присутствует великое множество, так что начинающему предпринимателю средних объемов, пока он не найдет для себя подходящую нишу, на первых порах будет нелегко.
Весьма неожиданным минусом бизнеса также является высокая конкуренция за… навоз. Дело в том, что он является стратегически дефицитным ресурсом еще со времен Советского Союза, когда недостаток молока и мяса был заметен на прилавках магазинов. Сделаем же расчеты, сколько навоза нам потребуется на грибную ферму, площадью в 100 м² ежегодно:
Это означает также еще и тот факт, что необходимо будет каждый год перемещать 20 тонн нового субстрата и столько же выносить обратно. (И это без учета сбора урожая грибов). Здесь определенно потребуется наемная рабочая сила.
Поэтому настоящим предлагается приобретать не каждый ингредиент (в том числе, и навоз) в отдельности, а покупать готовую субстратную смесь, производя на месте его обработку.
Расчетная часть
Итак, агрегируем все представленные выше первичные показатели и попробуем оценить финальную прибыльность потенциального проекта:
Выручка
Вот ее основные параметры:
Затраты
1. Первоначальные затраты:
Итого: (40 + 230 + 150 + 100 + 45 + 25 + 220 + 140 + 100) тыс.р. = 1,05 млн. р.
2. Переменные затраты:
Многие могут не согласиться с тем, что субстрат, мицелий и фильтры мы относим к переменным затратам, а не к первоначальным. Что ж, здесь допустимы оба варианта, но конечно же, следует иметь в виду что для запуска производства эти расходы будут учитываться, как первоначальные. Итого, на первых порах понадобится вложить: (1,05 + 0,14 + 0,16 + 0,03) млн. р. = примерно 1,4 млн. р.
Итого: (140 + 160 + 30 + 300 + 10) тыс. р. = 0,64 млн. р.
3. Постоянные затраты:
Итого: (2400 + 300) тыс. р. = 2,7 млн. р.
Валовая прибыль
Из выручки вычитаем переменные и постоянные затраты: 4,2 млн. р. – 0,64 млн. р. – 2,7 млн. р. = 0,86 млн. р. в год. Таким образом, если сравнивать полученную прибыль по году (0,86 млн. р.) с первоначальными вложениями (1,4 млн. р.), то можно констатировать, что проект выйдет на окупаемость уже на второй год.
Налоги
Подвал жилого загородного дома, даже площадью в 100 м² вполне можно отнести к личному подсобному хозяйству – ЛПХ, которое, в соответствии со ст.2, п.4 Федерального закона №112-ФЗ от 07.07.2003 полностью освобождено от уплаты каких-либо обязательных платежей.
Доходность
Итак, без учета стоимости самого помещения (а это важно) величина первоначальных кап. вложений была оценена на уровне 1,4 млн. р., из которых на оборудование приходится 1,05 млн. р. Валовая (она же чистая) прибыль составляет 0,86 млн. р., таким образом, доходность по году составит: 0,86 млн. р. / 1,4 млн. р. × 100% = 61%. Неплохой показатель с учетом возможности масштабирования процесса – «в домашних условиях» такую доходность получить можно далеко не всегда.
Резюме
Проще говоря, шампиньонная ферма, площадью в 1 сотку – это самый минимум предприятия, претендующего на масштабирование (то есть, имеющего потенциал развития и расширения).
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.