Что нужно для города

Thechief

Что нужно для города

Ситуация почти в каждом городе сегодня сложная: дороги плохие, строительство хаотическое, понимания того, что нужно сделать, а что наоборот, запретить – нет. Даже в случае документально принятого генерального плана, город может развиваться далеко не так, как мог бы. Представляем Вам идеи для развития любого города.

Мы решили составить список из идей, которые пригодятся любому городу – и принимали во внимание лучший опыт из реализованных проектов – в России, Европе и США. Мы распределили все идеи на три категории сложности: простые, средние и сложные. Каждая из них требует большего времени/ресурсов/затрат на воплощение.

Однако, не так это уж сложно: единственное, что надо иметь в любом случае – это четкую волю и желание работать. Мы уверены, что воплощение хотя бы одной идеи из этого списка способно изменить жизнь города.

Быстро и недорого

Что нужно для города

Бесплатная цифровая библиотека

Когда вы последний раз были в библиотеке и брали там бумажную книгу? То-то и оно. Советский тип библиотечного дела отходит в прошлое, и уже даже школьники и студенты – категории населения, которые имели бы регулярно пользоваться библиотеками, не имеют желания туда идти.

В цифровую эпоху, когда у каждого дома есть по крайней мере один гаджет, глупо не использовать этот потенциал. Для начала – в сотрудничестве с компаниями, как это показывает опыт МТС в крупных городах Украины. А дальше уже можно будет подумать о чем-то более современное.

Что нужно для города

Сервис аренды велосипедов

Возвращаясь к теме велодвижения, невозможно популяризировать его, не дав людям попробовать. Постепенно, но уверенно, точки, где можно взять в аренду на час, два или на целый день велосипед, появляются на территории стран бывшего СССР.

Убрать наружную рекламу из исторического центра города

Пройдите по центральным улицам и площадям своего города, посмотрите вокруг и вверх – много ли вы можете увидеть? Виден, собственно, сам город? Нет, его не видно, ведь прекрасные фасады скрыты за убогой рекламой билл-бордов, которой в последнее время стало так много, что мозг просто не обращает на нее внимания.

Защитники рекламных щитов (а обычно это городские власти и рекламные агентства) скажут: “Как, это невозможно, город потеряет доходы!”. А мы им в ответ покажем нынешний опыт Москвы, который доказывает: снимать рекламные щиты не только стоит, но и полезно. Отныне места на щитах, что остались, продаются по принципу аукциона, и уже принесли городскому бюджету 70 млрд рублей.

Установить правила оформления вывесок магазинов

20 различных шрифтов, 30 разных цветов – и когда прекрасная улица превращается в среднестатистический Шанхай. Вседозволенность и хаос в местном самоуправлении, с одной стороны, и полная безвкусица у владельцев магазинов – с другой, вызвали появление захламленных вывесками фасадов.

Чтобы этого не случилось, достаточно сделать только 2 дела: принять на законодательном уровне правила и требования относительно внешнего вида этих вывесок, и постепенно демонтировать старые и страшные на новые. Думаете, трудно? Опять же – нет. В Москве в этом году приняли дизайн-код улиц, разработкой которого занималась Студия Артемия Лебедева.

Что нужно для города

Фонари-указатели

Идей по оформлению уличных указателей много, и на улицах украинских городов мы можем увидеть как хорошие, так и неудачные варианты. В этом случае захотелось поделиться опытом Ужгорода: там уличные указатели совместили с фонарями, и этот симбиоз получился весьма удачным. Фонари должны были еще стать в мабутньому точками бесплатного вайфаю в центре, но на это уже, вероятно, денег не хватило.

Публичный бесплатный wi-fi

Когда турист приезжает в Тбилиси, ему предлагается законектитись к бесплатной wi-fi-сети, что имеет название “Tbilisi loves you”. Как вы думаете, насколько велики шансы, что человеку это понравится и он захочет вернуться сюда еще раз? Правильно – большие. Поэтому бесплатный вай-фай на центральных улицах и площадях города не такая уж и безнадежная идея.

Единый онлайн-центр для обращений граждан

Чтобы не создавать огромных очередей из людей, которые приходят поделиться своими проблемами и надеются на их решение, следует создать единую онлайн-систему, где человек сможет зарегистрировать свою проблему и направить к нужному ведомства. Что-то вроде УкрЯми, но с дееспособным результатом: база проблем сама по себе неинтересна, если не предполагается их решения.

Что нужно для города

Интерактивные скульптуры

Рассматривать памятники – это интересно, особенно если они имеют сотни лет. Но теперь мы можем делать интерактивные скульптуры – которые движутся, превращаются, и привлекают внимание тысяч людей. Например, как скульптура влюбленных в Батуми, которая “сходится” и “расходится” каждые 15 минут.

Зеленые насаждения и клумбы

Создать парк – недешевое удовольствие, как и обычная высадка деревьев. Быстрый и дешевый способ озеленения улицы – растительность в специальных бочках/горшках/клумбах. Выглядит не менее круто, ухода требует немного и стоит не так дорого, как казалось бы.

Публичные туалеты

Мало кто любит говорить об этом, но когда вас “зовет” естественная потребность, то наши города оказываются совершенно не приспособленными к этому. Обычно среди публичных туалетов в центре – 1-2 точки советского типа и вида.

Табло с графиком движения

Ожидания общественного транспорта равнозначно гаданню на кофейной гуще: ты никогда не знаешь, когда придет автобус, какого направления он, и придет ли вообще. Однако, идея будет работать только с комплексным улучшением всего транспорта в городе.

Социальные контейнеры

В противовес мусорным бакам есть целесообразность установить по городу несколько точек для сбора ношеной одежды: ведь часто, делая генеральную уборку, мы решаем избавиться от десятков вещей, которые могли бы еще пригодиться людям с плохим социальным статусом.

Что нужно для города
Разрисованные стены

Значительная часть жилого фонда наших городов построена в советское время, и сейчас наши дома – серые, неприглядные и порой даже жуткие. Исправить ситуацию легко: отдайте стены домов для раскрашивания художникам, и тогда мрачный район получит новую яркую жизнь.

Провоцируйте креативность

Искусство не возникает само по себе, как и остальные культурной жизни в городе. Его надо стимулировать, дать толчок для развития, и самое главное – не мешать.

Что нужно для города

Стена “Before I Die”

Все началось с китайской девушки Кэнди Чанг, которая установила в своем городе черную стену с трафаретными надписями “Before I Die, I want to…”. Прохожим предлагалось дописать собственные мечты и желания, которые они хотят осуществить при жизни.

Идея стала настолько популярной, что быстро распространилась по всему миру: теперь такие стены можно встретить на фестивалях, на городских улицах и праздниках. Почему бы не узнать, о чем мечтают жители наших городов?

Навигация для автобусов

Транспортная система должна быть жизнеспособной не только для жителей города, но и для его гостей. Когда из-за угла поворачивает неизвестно какой автобус с заляпаним номером и перечнем малоизвестных улиц, набранных Capslock, это не сильно поможет сориентироваться в выборе – садиться вам на него или нет.

Интерактивные музеи

Время скучных выставок и созерцаний кувшинов проходит: в мире активно применяют новые технологии для привлечения посетителей в музеях. Создайте интересный ролик, поставьте проектор, поставьте экраны, пригласите посетителей принять участие, присоединиться к экспозиции – но не заставляйте их быть пассивными зрителей – за такое никто не захочет платить деньги. Это касается и всех “славных и древних” замков на территории России, которые больше напоминают груду камня.

Обмен людьми

Если трезво взглянуть, то мы вообще почти ничего не знаем о тех, с кем живем в одной стране. Но у всех нас – общие проблемы. Почему бы не попытаться развеять стереотипы, обменяться опытом, проблемами и совместно разработать пути их решения? Краткосрочные обмены людей с целью улучшения городов стали бы прекрасным образцом сотрудничества.

Обустройство пустырей

В каждом городе есть незанятые участки, которые годами привлекают бродячих собак, людей, мусора, и фактически не несут никакой пользы. Почему бы не превратить их в нечто более цивилизованное? Пустыри, даже те, которые уже находятся в собственности, можно использовать с благородными намерениями.

Средней продолжительности и стоимости

Что нужно для города

Создание велодорожек и велопарковок

Для начала – хотя бы в историческом центре, а в перспективе – во всех кварталах. Да, мы в курсе, что у нас еще даже дороги для автомобилей не везде есть, не говоря о велосипедах. Пересаживание на велосипеды – общеевропейский тренд последних лет: это экологично, это дешево и полезно для здоровья.

Без соответствующей инфраструктуры никто не будет вытаскивать велосипед из кладовой, опасаясь, что его переедет автомобиль, а колесо застрянет в открытом канализационном люке.

И, кстати, для тех, кто говорит, что велодорожки – это неприбыльное и никому не нужное занятие, есть железный аргумент: доказано, что они увеличивают прибыльность заведений и стоимость домов, расположенных поблизости.

Что нужно для города

Создать логотип и бренд города

Конечно, при полном отсутствии стратегии развития города и разбитых дорогах, заниматься разработкой бренда было бы глупостью. Но рано или поздно все поймут, что именно такие визуалы – и является тем языком общения городской среды с его гостями.

То, как город себя позиционирует, зависит его будущее в геосоціальному пространстве. Пока же мы можем изучать негативный опыт – например, фирменный стиль Днепропетровска, за который заплатили 300 тысяч гривен, и который, мягко говоря, не слишком впечатляет.

Система навигации по городу

Каким бы крутым ваш город не было, человеку, который попадает в него впервые, довольно трудно сориентироваться с первого раза. Тем более, если это города средневекового типа (тесный, запутанный центр и большие окрестности). Если вы хотите, чтобы гости вашего города не заблудились, увидели все достопримечательности и остались довольны – создайте систему навигации. Хорошим опытом является львовский и киевский, где для туристов установили многочисленные борды с определением ключевых мест на карте города и как до них добраться.

Ограничение использования МАФов

Малые архитектурные формы или, как их еще называют, МАФы – это беда современной России. Если в 90-х все торговали с однодневных палаток, то сейчас для этого используют пластиковые или деревянные киоски, внешний вид которых далеко не вписывается в архитектурные ансамбли окрестных улиц. Для того, чтобы город снова не превращалось в Шанхай, стоит ограничить использование МАФов – для начала хотя бы установить для них крутой дизайн и разрешенные места.

Упорядочить уличные рынки

Как бы вам не было жалко бабушек, но торговать овощами, фруктами и молочными продуктами с земли – это неправильно. Закон должен быть равным для всех – нельзя позволять стихийным рынкам продуцировать антисанитарию и беспорядок на тротуарах.

Ночные рейсы общественного транспорта

В крупных городах эта проблема не является столь насущной, однако в городах с численностью населения до 500 тысяч позднего вечера или вообще ночью, довольно трудно встретить автобус, который довезет вас домой.

Если этот вопрос является действительно актуальным для вашего города, то возможно стоит запустить ночные рейсы? Которые, например, будут курсировать раз в час по определенному маршруту?

Инвентаризация всего имущества и земель

Кажется, в одном русском городе точно не знают, что, где, и в чьей собственности находится. Земельные участки отчуждаются по несколько раз, государственно имущество незаметно списывается, а дома государственного значения принадлежат неизвестно кому.

Только наличие прозрачной кадастровой системы, которая доступна для просмотра любому, и инвентаризация всего, что есть в городе, позволит увидеть, какими ресурсами оно обладает.

Энергосберегающее освещение

Даже банальные энергосберегающие лампочки еще не получили в России широкого распространения, чтобы можно было говорить об их полной победе. В Европе, напротив, законодательно запретили лампы накаливания, которые не только вредят экологии, но и неэффективно расходуют энергию.

Что нужно для города

Сортировка мусора

На данный момент от 2% до 3% территории России составляют свалки. Для того, чтобы мусор не скапливался, а перерабатывался, для начала надо его отсортировать. И желательно, чтобы это делали люди самостоятельно. Первые признаки прогресса можно увидеть на улицах некоторых городов: во Львове в течение нескольких последних лет активно внедряют процедуру раздельного сбора мусора возле домов.

Безопасные детские площадки

В десятках городов России до сих пор функционирует старое железо советского образца, которое именуется детскими каруселями, и от неисправности которых ежегодно страдают дети. Такие аварийные площадки надо закрыть и обустроить новые. Пусть это происходит в сотрудничестве с известными брендами и компаниями – лучше такой пиар, чем человеческие жертвы.

Что нужно для города

Бесплатные спортивные площадки

Если вам не хочется, чтобы молодежь по вечерам играла в алкоголизме и посиделках с “семками”, организуйте дополнительный вариант досуга. В каждом спальном квартале должны быть бесплатные публичные спортивные площадки, на которые может прийти каждый желающий. Не все имеют деньги или желание посещать фитнес-залы, а такие инициативы были бы прекрасным методом стимулировать и развивать здоровый образ жизни.

Свалки

Чем дольше человеку нужно времени, чтобы найти свалку, тем меньше шансов, что мусор попадет к цели, а не мимо нее. В местах массового скопления людей жизненно необходимы свалки – даже у наиболее сознательных граждан не хватит терпения, чтобы не бросить что-то под ближайшее дерево. И еще: желательно ставить эти свалки не возле лавочек, Артемий Лебедев объяснит вам, почему.

Лежачие полицейские

Простой, но крайне эффективный способ защитить пешеходов на загруженных трафиком улицах. Если нет необходимости или возможности организовать светофорное регулирование движения – то лежачие полицейские очень эффективно останавливают водителей, которые любят погонять – тем более, возле учебных и общественных заведений.

Принятие генерального плана города

Никакие реформы невозможны без чего-то основного – дорожной карты, инструкции, правила, которые будут регулировать все. Такой инструкцией для каждого города должен стать генеральный план.

Не сфальсифицированный листок с правками ради временной выгоды местных олигархов, а настоящий план действий на ближайшие годы. Именно от него нужно будет отталкиваться во всех дальнейших реформах.

Камеры видеонаблюдения

Как предотвратить преступления? Как минимум – предупредить. Камеры видеонаблюдения помогут не только зафиксировать возможные преступления, но и уберечь проблемные кварталы: мало кто захочет делать плохие вещи под прицелом камер. Или даже их муляжей: интересно было бы провести эксперимент с такими муляжами, заверив всех, что это настоящие камеры и настоящее видеонаблюдения. Люди поверят и результат будет тот же 🙂

Программа озеленения города

Посадить 100500 кустов амброзии – это не озеленить город, а навредить ему. Программа с грамотного озеленения, создания парков, поддержание существующих насаждений, должна быть составной частью генерального плана. Если вы не хотите превратиться в бездушное и спертый город, заботьтесь о зелени.

Что нужно для города

Новые общественные пространства

Город – это в первую очередь public space, места, в которых пересекаются события, судьбы и жизни. В первую очередь вы пойдете на площадь, сквер или другой укромный уголок, а не очередной торговый центр. Поэтому надо заботиться о том, чтобы такие места существовали и развивались. Это не так уж и трудно – маленький уголок public space можно сделать и собственными усилиями. [Опыт Львов]

Долго и недешево

Что нужно для города

Передать старые заводы и помещения под коворкинги и креативные центры

В каждом городе, где бы он не находилось, есть несколько советских зданий с выбитыми окнами, которые уже годами стоят без дела.

Обычно – это остатки старых предприятий или учреждений, которые не пережили распада некогда великой страны. Так почему бы не использовать эти здания на благое дело?

Немало молодых людей имеют достаточно идей относительно того, чем занять себя в жизни. Но им банально не хватает места для воплощения этих идей: стартапы, художники, дизайнеры и другие творческие и молодые люди банально не имеют денег, чтобы оплачивать дорогую аренду и нанимать себе офисы.

Для успеха этого проекта нужно две составляющие: воля городской власти, которой не жалко отдать что-то, и инвестор, который приведет здание в нормальное состояние.

Год-два, и когда страшная и заброшенная территория станет новым городским магнитом, куда будет тянуться молодежь и творческая интеллигенция.

Отдельные полосы движения для общественного транспорта

Нужно понять ключевую идею: город для людей, а не для автомобилей. Именно поэтому десятки пассажиров автобусов и другого наземного общественного транспорта, не должны ждать в пробках столько же, как и владельцы джипов.

Опыт Энрике Пеньялосы – мэра Боготы, который всего за три года превратил город из дебрей в цивилизацию, доказывает, что это правильный путь.

Туристические инфоцентры

Для тех, кому карты города с достопримечательностями будет мало, стоит заглянуть в специальные туристско-информационные центры, которые можно найти с большой буквой “и” в зеленом кружочке. Инициатива создания таких центров, которые, между прочим, уже функционируют во многих городах России, должна идти от местной власти.

В таком центре турист может получить бесплатную карту города, узнать о возможности поселения, приобрести билеты на общественный транспорт, заказать экскурсии, и тому подобное.

Живое общение с обученными специалистами (желательно – еще и теми, которые владеют английским) гораздо приятнее, чем хаотичное спросить у прохожих, как найти вокзал.

Солнечные панели на крыши остановок

Сделать энергетически независимые остановки общественного транспорта, которые бы ночью не пугали бы людей мраком, а наоборот, освещались – с этой задачей вполне справляются солнечные панели, которые можно поместить на крыше остановки.

Что нужно для города

Снос эстакад в пользу городского транспорта

Проблема пробок не решается строительством новых магистралей и эстакад: это как топливо для автомобилей, больше дорог – больше пробок. В Париже, к счастью, это поняли и решили снести эстакады на пользу трамвая.

Реконструкция улиц для повышения безопасности

Как выглядит идеальная улица? Это не только кусок асфальта, по которому может проехать автомобиль, это и велодорожка, тротуар, отделения, канализационные системы, разметка, островки безопасности для пешеходов, доступность для людей с ограниченными возможностями.

Идеальность складывается из мелочей: опыт Орландо и опыт Парижа.

Ликвидация потерь тепла

Однажды кто-то догадался зимой надеть тепловизоры и взглянуть на наши с вами улицы. Результат был невероятный: значительное количество тепла, которое призвано обогревать дома, просто теряется по дороге, прогревая асфальт и воздух. Одна из задач модернизации коммунальных служб – это ликвидация таких потерь.

Что нужно для города

Подземные паркинги

Вместо того, чтобы отводить такие нужные и дорогие земельные участки под паркинги, лучше использовать подземное пространство.

На поверхность понадобится всего обустроить заезд и выезд для автомобилей, в то время как пространство над паркингом можно задействовать гораздо эффективнее. Если вы не хотите, чтобы обочину ваших улиц были зажаты автомобилями, стройте паркинги. И прячьте их под землю.

Выведение бизнес-центров в отдельные кварталы

Общеевропейская тенденция – это вывод крупных бизнес-центров за пределы исторического центра. Это позволяет разгрузить транспортные узлы и сконцентрировать деловую деятельность города в определенном месте. Один из самых ярких примеров такого процесса – район Де Фанс в Париже.

Реконструкция систем водоснабжения

Кажется, мы не в пустыне живем, но с водой у нас крайне сложно. Не все города способны похвастаться круглосуточным водоснабжением, и это в основном зависит от настойчивости местных администраций и коммунальных служб. Сделать круглосуточное водоснабжение и наладить фильтрацию стоков – это банальное, но до сих пор актуален для украинских городов задачи.

Что нужно для города

Реставрация фасадов

Если вы не хотите, чтобы дома в центре города упали прохожим на голову, а туристы до сих пор было что фотографировать – нужно заняться сохранением исторических фасадов. Печальная ситуация: кафе на первом этаже нашло финансы и желание отреставрировать свой кусок фасада, а остальные здания скоро рухнет.

Надо очертить границы исторического центра, паспортизировать каждый фасад, и на основе раздельного финансирования (50% – власть, 50% – владелец) отреставрировать их.

Что нужно для города

Полностью пешеходные улицы

Что за наглость – запретить автомобилям въезд и превратить улицу в полностью пешеходную? Оказывается, в этом есть своя польза – это не только еще один public space, но и конкретная выгода для всего, что расположено на этой улице. Пешеходные улицы делают город более привлекательным.

Имеете собственные идеи, которые могли бы дополнить этот материал? Хотите что-то возразить/добавить/покритиковать? Будем рады вашим мнениям в комментариях. А еще лучше – ссылкой на практический – реальный, а не виртуальный – способ решения проблем. Можете считать этот пост теоретическим началом, с которого мы начнем больше рассказывать о полезных вещах, которые могут изменить жизнь наших городов.

Источник

50 идей для развития города

Опции темы
Поиск по теме
Отображение

Что нужно для города

50 идей для развития города

Быстро и недорого
1) Бесплатная цифровая библиотека. Когда вы в последний раз были в библиотеке и брали там бумажную книгу? Так-то. Советский тип библиотечного дела уходит в прошлое, теперь уже даже школьники и студенты — категории населения, которые должны регулярно пользоваться библиотеками, не желают туда идти. В цифровую эпоху, когда у каждого дома есть хотя бы один гаджет (смартфон, планшет, электронная книга), глупо не пользоваться этим потенциалом.
Что нужно для города
Все книги в цифровой библиотеке – это электронные файлы, доступ к которым осуществляется с помощью QR-кодов, которые нужно отсканировать своим смартфоном и далее скачать по WiFi. Точки доступа установлены в каждой «тумбе» с книгами. Весь контент легален, а оплата списывается со счёта абонента.

2) Сервис аренды велосипедов. Велодвижение невозможно популяризировать, не дав людям попробовать его преимущества. Постепенно, но уверенно, точки, где можно взять в аренду на час, два, или на день велосипед, появляются на территории стран бывшего СССР.
Что нужно для города

3) Убрать наружную рекламу из исторического центра города. Пройдите по центральным улицам и площадям своего города, посмотрите вокруг и вверх — много вы можете увидеть? А виден ли, собственно, сам город? Нет, не виден, ведь прекрасные фасады скрыты за убогой рекламой на билбордах, которой в последнее время стало так много, что мозг просто не обращает на нее внимания. Защитники рекламных щитов (обычно это городские власти и рекламные агентства) скажут: «Как? Это невозможно! Город потеряет прибыль!». А мы им в ответ покажем нынешний опыт Москвы, который доказывает: снимать рекламные щиты не только «красиво», но и выгодно. Теперь места на щитах, которые остались продаются по принципу аукциона и уже принесли городскому бюджету 70 млрд рублей.

4) Установить правила оформления вывесок магазинов. 20 различных шрифтов, 30 различных цветов — и прежде красивая улица превращается в среднестатистический Шанхай. Вседозволенность и хаос в местном самоуправлении, с одной стороны, и полная безвкусица у владельцев магазинов, — с другой, привели к появлению захламленных вывесками фасадов. Чтобы этого не случилось, достаточно сделать только 2 вещи: принять на законодательном уровне правила и требования относительно внешнего вида этих вывесок, и постепенно демонтировать и заменять старые и страшные на новые и красивые. Считаете это сложно? Опять же — нет. К примеру, в Москве в этом году приняли дизайн-код улиц, разработкой которого занималась Студия Артемия Лебедева.

5) Фонари-указатели. Идей по оформлению уличных указателей много, и на улицах украинских городов мы можем увидеть как хорошие, так и плохие варианты. В этом случае захотелось поделиться опытом Ужгорода: там уличные указатели совместили с фонарями, и этот симбиоз получился довольно удачным. Фонари должны были еще стать в будущем точками бесплатного вай-фая в центре, но на это, вероятно, просто не хватило денег.
Что нужно для города

6) Публичный бесплатный wi-fi. Когда турист приезжает в Тбилиси, ему предлагается присоединиться к бесплатной wi-fi сети под названием «Tbilisi loves you». Как вы думаете, насколько велики шансы, что гостю это понравится и он захочет вернуться сюда еще раз? Правильно — большие. Поэтому бесплатный вай-фай на центральных улицах и площадях города не такая уж безнадежная идея.

7) Единый онлайн-центр для обращений граждан. Чтобы не создавать огромных очередей из людей, которые приходят поделиться своими проблемами и надеются на их решение, следует создать единую онлайн-систему, где человек сможет зарегистрировать свою проблему и направить ее к нужному ведомству. Это напоминает проекты типа «РосЯма», только без узкой специализации.

8) Интерактивные скульптуры. Рассматривать памятники — это интересно, особенно если им уже не одна сотня лет. Но теперь мы можем делать интерактивные скульптуры — движущиеся и превращающиеся, которые привлекают внимание тысяч людей. К примеру, скульптура влюбленных в Батуми, которая «сходится» и «расходится» каждые 15 минут.
Что нужно для города

9) Зеленые насаждения и клумбы. Создать парк — недешевое удовольствие, как и обычная высадка деревьев. Быстрый и дешевый способ озеленение улицы — посадить растительность в специальных бочках / горшках / клумбах. Выглядит не менее круто, ухода требует немного и стоит не так дорого, как казалось бы.

10) Публичные туалеты. Мало кто любит разговаривать об этом, но когда вас «зовет» естественная потребность, то наши города оказываются совершенно не приспособленными к этому. Обычно среди публичных туалетов в центре — 1-2 точки советского типа. В Киеве на Крещатике временно нашли решение этой проблемы, поставив биотуалеты приличного вида.

11) Табло с графиком движения. Ожидание общественного транспорта в Украине равнозначно гаданию на кофейной гуще: ты никогда не знаешь, когда придет автобус, куда он едет и придет ли вообще. Если на улицах грузинского Батуми и украинского Львова уже начали появляться электронные табло с графиком движения общественного транспорта, то и другим городам это под силу. Однако, эта идея работает только с комплексным улучшением всей транспортной системы города.

12) Социальные контейнеры. В противоположность мусорным бакам, существует необходимость установить по городу несколько точек для сбора бывшей в употреблении одежды: ведь часто, делая генеральную уборку, мы решаем избавиться десятков вещей, которые могли бы еще пригодиться людям с низким социальным статусом.

13) Разрисованные стены. Значительная часть жилого фонда украинских городов построена в советское время, и сейчас наши дома — серые, неприглядные и, порой, даже жуткие. Исправить ситуацию легко: отдайте стены домов для раскрашивания художникам, как это ежегодно делают на фестивале Республика в Каменце-Подольском, и прежде мрачный район получит новую яркую жизнь.
Что нужно для города

14) Провоцируйте креативность. Искусство не возникает само по себе, как и остальные составляющие культурной жизни в городе. Его надо стимулировать, дать толчок для развития, и самое главное — не мешать. Взять хотя бы для примера киевский фестиваль Kyiv Sculpture Project.

15) Стена «Before I Die». Все началось с китайской девушки Кенди Чанг, которая установила в своем городе черную стену с трафаретными надписями «Before I Die, I want to…». Прохожим предлагалось дописать собственные мечты и желания, которые они хотят осуществить при жизни. Идея стала настолько популярной, что быстро распространилась по миру: теперь такие стены можно встретить на фестивалях, на городских улицах и праздниках. Так почему бы не узнать, о чем мечтают жители украинских городов?
Что нужно для города

16) Навигация для автобусов. Транспортная система должна быть жизнеспособной не только для жителей города, но и для его гостей. Когда из-за угла едет неизвестно какой автобус с забрызганным номером и перечнем малоизвестных улиц, набранных с помощью Capslock, это не сильно помогает сориентироваться — садиться вам на него или нет.

17) Интерактивные музеи. Время скучных выставок и созерцаний кувшинов проходит: в мире активно применяют новые технологии для поощрения посетителей в музеях. Создайте интересный ролик, поставьте проектор, установите экраны, пригласите посетителей принять участие, присоединиться к экспозиции — но не заставляйте их быть пассивными зрителями — за такое никто не захочет платить деньги. Это касается и всех «славных и древних» замков на территории Украины, которые часто больше напоминают груду камней.

19) Устройство пустырей. В каждом городе есть незанятые участки, которые годами привлекают бродячих собак, людей, мусор, и, фактически, не несут никакой пользы. Почему бы не превратить их в нечто более цивилизованное? Пустыри, даже те, которые уже находятся в собственности, всегда можно использовать с благородными намерениями.

Идеи проектов средней продолжительности и стоимости
20) Создание велодорожек и велопарковок. Для начала — хотя бы в историческом центре, а в перспективе — по всем кварталам. Да, мы в курсе, что у нас еще даже дороги для автомобилей не везде есть, что уж говорить о велосипедах. Пересаживание на велосипеды — общеевропейский тренд последних лет: это экологично, это дешево и это полезно для здоровья. Без соответствующей инфраструктуры никто не будет вытаскивать велосипед из кладовой, опасаясь, что его переедет автомобиль или колесо застрянет в открытом канализационном люке. И, кстати, для тех, кто считает, что велодорожки — это некоммерческое и никому не нужное занятие, существует железный аргумент: доказано, что они увеличивают прибыльность заведений и стоимость домов, расположенных поблизости.
Что нужно для города

21) Создать логотип и бренд города. Конечно, при полном отсутствии стратегии развития города и разбитых дорогах, заниматься разработкой бренда было бы глупостью. Но рано или поздно все поймут, что именно такие визуалы и является языком общения городской среды с его гостями. От того, как город себя позиционирует, зависит его будущее в геосоциальные пространстве.
Что нужно для города

22) Система навигации по городу. Каким бы крутым ваш город не был, человеку, который попадает в него впервые, довольно трудно сориентироваться с первого раза. Тем более, если это города средневекового типа (тесный, запутанный центр и большие окрестности). Если вы хотите, чтобы гости вашего города не заблудились, увидели все достопримечательности и остались довольны — создайте систему навигации. Неплохим опытом можно считать львовский и киевский, где для туристов установили многочисленные борды с определением ключевых мест на карте города и как к ним добраться.

23) Ограничение использования МАФов. Малые архитектурные формы, или, как их еще называют, МАФы — это беда современной Украины. Если в 90-х все торговали с однодневных палаток, то сейчас для этого используют пластиковые или деревянные киоски, внешний вид которых далеко не вписывается в архитектурные ансамбли окружающих улиц. Для того, чтобы город опять не превращалось в Шанхай, стоит ограничить использование МАФов — для начала хотя бы установить для них крутой дизайн и разрешенные места.

24) Упорядочить уличные рынки. Как бы вам не было жалко бабушек, но торговать овощами, фруктами и молочными продуктами с земли — это неправильно. Закон должен быть равным для всех — нельзя позволять стихийным рынкам разводить антисанитарию и беспорядка на тротуарах.

25) Ночные рейсы общественного транспорта. В крупных городах эта проблема не является столь насущной, однако в городах с численностью населения до 500 тысяч поздним вечером или вообще ночью, довольно трудно встретить автобус, который довезет вас домой. Если этот вопрос действительно актуален для вашего города, то возможно стоит запустить ночные рейсы?

26) Инвентаризация всего имущества и земель. Кажется, ни в одном украинском городе точно не знают, что, где, и в чьей собственности находится. Земельные участки отчуждаются по несколько раз, государственно имущество незаметно списывается, а дома государственного значения неизвестно к кому относятся. Только наличие прозрачной кадастровой системы, которая доступна для просмотра любому, и инвентаризация всего, что есть в городе, позволит увидеть, какими ресурсами он обладает.

27) Энергосберегающее освещение. Даже банальные энергосберегающие лампочки еще не приобрели в Украине распространения, чтобы можно было говорить об их полной победе. Зато в Европе законодательно запретили лампы накаливания, которые не только вредят экологии, но и неэффективно расходуют энергию.

28) Сортировка мусора. На данный момент, от 5% до 7% территории Украины составляют свалки. Для того, чтобы мусор не скапливался, а перерабатывался, для начала нужно его отсортировать. И желательно, чтобы это делали люди самостоятельно. Первые признаки прогресса можно разглядеть на улицах некоторых городов: во Львове в течение нескольких последних лет активно внедряют процедуру раздельного сбора мусора возле домов.
Что нужно для города

29) Безопасные детские площадки. В десятках городов Украины еще функционирует старое железо советского образца, которое называется детскими каруселями, и от неисправности которых ежегодно страдают дети. Такие аварийные площадки надо закрыть, на фоне обустроить новые. Пусть это происходит в сотрудничестве с известными брендами и компаниями — лучше такой пиар, чем человеческие жертвы.
Что нужно для города

30) Бесплатные спортивные площадки. Если вам не хочется, чтобы молодежь по вечерами соревновалась в алкоголизме и посиделках с «семками», организуйте дополнительный вариант досуга. В каждом спальном квартале должны быть бесплатные публичные спортивные площадки, на которые может прийти любой желающий. Не все имеют деньги или желание посещать фитнес-залы, а такая инициативы были бы прекрасным средством стимулировать и развивать здоровый образ жизни.

31) Урны. Чем больше человеку нужно времени, чтобы найти свалку, тем меньше шансов, что мусор попадет в цель, а не мимо. В местах массового скопления людей жизненно необходимые мусорники — даже у наиболее сознательных граждан не хватит терпения, когда их нет.
Что нужно для города

32) Лежачие полицейские. Простой, но очень эффективный способ защитить пешеходов на загруженных трафиком улицах. Если нет необходимости или возможности организовать светофорное регулирование движения — то лежачие полицейские очень эффективно останавливают водителей, которые любят погонять — тем более, возле учебных и общественных заведений.

33) Принятие генерального плана города. Реформы невозможны без чего-то основного — дорожной карты, инструкции, правил — которые будут регулировать все. Такой инструкцией для каждого города должен стать его генеральный план. Не сфальсифицированная бумажка с правками ради временной выгоды местных олигархов, а настоящий план действий на ближайшие годы. Именно от него нужно будет отталкиваться в последующих реформах.

34) Камеры видеонаблюдения. Как предотвратить преступления? Как минимум — предупредить. Камеры видеонаблюдения помогут не только зафиксировать возможные преступления, но и уберечь проблемные кварталы: мало кто захочет делать плохие вещи под прицелом камер. Или даже их муляжей: интересно было бы провести эксперимент с такими муляжами, заверив всех, что это настоящие камеры и настоящее видеонаблюдения. Люди поверят и результат будет тот же Что нужно для города

35) Программа озеленения города. Посадить 100 500 кустов амброзии — это не озеленить город, а навредить ему. Программа грамотного озеленения, создание парков, поддержка существующих насаждений, должны быть составными частями генерального плана.

36) Новые общественные пространства. Город — это, в первую очередь, public space, места, в которых пересекаются события, судьбы и жизни. Вы сперва пойдете на площадь, в сквер или другой укромный уголок, а не в очередной торговый центр. Поэтому, нужно заботиться о том, чтобы такие места существовали и развивались. Это не так уж трудно — маленький уголок public space можно сделать и собственными усилиями.
Что нужно для города

Долго и недешево
37) Передать старые заводы и помещения под коворкинги и креативные центры. В каждом украинском городе, в какой области бы он ни находился, есть несколько советских зданий с выбитыми окнами, которые уже годами стоят без дела. Обычно это остатки старых предприятий или учреждений, которые не пережили распада некогда большой страны. Так почему бы не использовать эти здания на доброе дело? Немало молодых людей имеют достаточно идей относительно того, чем занять себя в жизни. Но им банально не хватает места для воплощения этих идей: у стартапов, художников, дизайнеров и других творческих и молодых людей люди банально нет денег, чтобы платить дорогую аренду и нанимать себе офисы. Для успеха этого проекта нужны две составляющие: воля городских властей, которым не жалко отдать что-то, и инвестор, который приведет здание в нормальное состояние. Год-два, и прежде страшная и заброшенная территория станет новым городским магнитом, куда будет тянуться молодежь и творческая интеллигенция.
Что нужно для города

38) Отдельные полосы движения для общественного транспорта. Нужно понять ключевую идею: город для людей, а не для автомобилей. Именно поэтому десятки пассажиров автобусов и другого наземного общественного транспорта, не должны ждать в пробках столько же времени, что и владельцы джипов. Опыт Энрике Пеньялосы — мэра Боготы, который всего за три года превратил город из трущоб в цивилизацию, доказывает, что это правильный путь.

39) Туристические инфоцентры. Для тех, кому карты города с достопримечательностями будет мало, стоит заглянуть в специальные туристически-информационные центры, которые можно найти по большой буквой «І» в зеленом кружке. Инициатива создания таких центров, которые, между прочим, уже функционируют во многих городах Украины, должна идти от местных властей. В таком центре турист может получить бесплатную карту города, узнать о возможностях поселения, приобрести билеты на общественный транспорт, заказать экскурсии и т.д.. Живое общение с обученными специалистами (желательно — еще и такими, которые владеют английским) гораздо приятнее, чем хаотичное переспрашивание у прохожих, как найти вокзал.

40) Солнечные панели на крыше остановок. Сделать энергетически независимые остановки общественного транспорта, которые ночью не пугали бы людей мраком, а наоборот, освещались — с этой задачей вполне справляются солнечные панели, которые можно поместить на крыше объекта.

41) Ликвидация центрального отопления в пользу мини-котельных. Мало кто помнит, но зимой 2006 года жители Алчевска остались под угрозой замерзания: из-за ошибки коммунальщиков центральное отопление в городе полностью остановилось, и мороз разрушил его систему. Мы прекрасно знаем, что центральные системы отопления в других городах Украины находятся не в лучшем состоянии: прежде чем подобное повторится еще где-то, не стоит принять ли профилактические меры? Один из вариантов — переход на индивидуальное отопление кварталов и домов. Мини-котельная в каждом дворе — это индивидуальный подход к регулированию температуры в помещениях многоквартирных домов.

42) Снос эстакад в пользу городского транспорта. Проблема пробок не решается строительством новых магистралей, развязок и эстакад: это как топливо для автомобилей, больше дорог — больше пробок. В Париже, к счастью, это поняли и решили снести эстакады в пользу трамваев.
Что нужно для города

43) Реконструкция улиц для повышения безопасности. Как выглядит идеальная улица? Это не только кусок асфальта, по которому может проехать автомобиль, это и велодорожка, тротуар, канализационные системы, разметка, островки безопасности для пешеходов, доступность для людей с ограниченными возможностями.

44) Программа ликвидации ветхого жилья. Москва прошла уже этот этап практически полностью, а в Украине только начали задумываться об этом. Так называемые «хрущевки», которые были построены в 60-80х годах прошлого века в качестве быстрого решения жилищной проблемы послевоенного времени, почти полностью исчерпали свой ​​ресурс. И тем не менее, в них продолжают проживать 25% населения Украины. Рано или поздно этот вопрос встанет еще серьезнее, поэтому стоит начинать его решать уже сейчас.

45) Ликвидация потерь тепла. Однажды кто-то догадался зимой надеть тепловизоры и взглянуть на наши с вами улицы. Результат был невероятный: значительное количество тепла, которое призвано обогревать дома, просто теряется по дороге, прогревая асфальт и воздух. Одна из задач модернизации коммунальных служб — это ликвидация таких потерь.

46) Подземные паркинги. Вместо того, чтобы отводить такие нужные и дорогие земельные участки под паркинги, лучше использовать подземное пространство. На этаже понадобится обустроить всего лишь заезд и выезд для автомобилей, в то время как пространство над паркингом можно задействовать значительно эффективнее. Если вы не хотите, чтобы обочины улиц вашего были зажаты автомобилями, стройте паркинги. И прячьте их под землю.
Что нужно для города

47) Вывод бизнес-центров в отдельные кварталы. Общеевропейская тенденция — это вывод крупных бизнес-центров за пределы исторического центра. Это позволяет разгрузить транспортные узлы и сконцентрировать деловую деятельность города в определенном месте. Один из самых ярких примеров такого процесса — район Де Фанс в Париже.

48) Реконструкция систем водоснабжения. Мы хоть и не в пустыне живем, но с водой у нас крайне сложно. Не все города способны похвастаться круглосуточным водоснабжением, и это в основном зависит от настойчивости местных администраций и коммунальных служб. Сделать круглосуточное водоснабжение и наладить фильтрацию стоков — это банальная, но до сих пор актуальная для украинских городов задача.

49) Реставрация фасадов. Если вы не хотите, чтобы дома в центре города упали прохожим на голову, а туристы еще было что фотографировать — нужно заняться сохранением исторических фасадов. Печальная ситуация: кафе на первом этаже нашло деньги и желание отреставрировать свою часть фасада, а остальные здания скоро рухнут. Надо очертить границы исторического центра, паспортизовать каждый фасад, и на основе раздельного финансирования (50% — власть, 50% — владелец) отреставрировать их.
Что нужно для города

50) Полностью пешеходные улицы. Что за наглость — запретить автомобилям въезд и превратить улицу в полностью пешеходную? Оказывается, в этом есть своя польза — это не только еще один public space, но и конкретная выгода для всех заведений, находящихся на этой улице. Пешеходные улицы делают город привлекательным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *