Что нужно для батика список
Завораживающий мир батика: основные техники, материалы и инструменты
Я думаю, что эта статья будет полезна и интересна всем любителям батика, а также новичкам, которые еще только собираются познакомиться с этим удивительным искусством — росписью ткани.
Идея для статьи созрела у меня после очередной выставки. И в интернете мне часто задают вопросы будущие ученики: какой техники лучше начать обучение, какие красители используются в батике? У меня есть статья про основные типы красителей >>
Хочу отдельно отметить, так как часто задают такой вопрос, что тип красителя, который вы выберете для работы с тканью, совершенно не имеет никакого отношения к самой технике росписи. Тип красителя важен при выборе ткани, на которой вы собираетесь работать.
Итак, перейдем к самим техникам росписи в батике.
Самая распространенная техника и техника, с которой обычно начинается обучение батику — «Холодный батик». Еще можно встретить название «Европейский батик». Основа техники состоит в том, что с помощью стеклянной трубочки (или тубы) наносится специальный резервирующий состав, чтобы создать замкнутый контур рисунка. Далее, внутри этого замкнутого контура, идет роспись элементов красителями.
Вам понадобятся для этой техники следующие материалы и инструменты.
1. Шелк (хлопок, шерсть).
2. Красители для ткани.
3. Резервирующий состав (может быть цветным).
4. Стеклянная трубочка для нанесения резервирующего состава.
5. Рама для работы с тканью.
Чем-то эта техника похожа на витражную роспись. Вариантов росписи внутри контуров тоже много. Это может быть очень живописно, а может быть однородно. Батик тем и интересен, что позволяет даже в пределах одной техники варьировать конечный результат. Работа может иметь очень живописный вид, а может декоративно-прикладной.
Вторая, очень распространенная техника — горячий батик. Называется она так, не потому что мы закрепляем красители паром (мне часто задают такой вопрос), а потому что мы создаем рисунок с помощью горячего, расплавленного воска. Собственно горячий батик — прародитель всего батика. В Индонезии, откуда к нам пришел батик, расписывали хлопковые ткани с помощью красителя и горячего воска.
Вам понадобятся такие материалы и инструменты.
1. Шелк (шерсть, хлопок).
2. Свечи бытовые (воско-парофиновые), расплавляются на водяной бане.
3. Красители для ткани.
4. Чантинг и кисти для работы с воском (щетина).
5. Кисти для красителей.
6. Рама для работы с тканью.
Основа методики —послойное закрытие воском нужных мастеру участков, работа идет от светлого к темному. Очень важно в этой технике уметь просчитывать красочные слои, ведь красители для батика смешиваются между собой. Это значит, что если у вас первый слой красный, то при нанесении следующего синего слоя, он у вас не получится, а получится фиолетовый. Все это и многие другие нюансы вам расскажет мастер на мастер-классе.
Шибори или узелковый батик, иногда встречается в интернете название Тай-Дай. Очень распространенная техника, техника которая подходит абсолютно всем, ведь уметь рисовать в ней совершенно не нужно! Рисунок создается с помощью хитрых сложений и завязываний ткани. Вариантов рисунка огромное множество. Причем каждый раз рисунок получается немножко не таким, даже при использовании одного и того же сложения и одних и тех же красителей. Поэтому мастера всегда пишут под такими работами, что повтор невозможен, а возможна работа в примерно такой цветовой гамме.
1. Шелк (хлопок, шерсть).
2. Красители для ткани.
Самое главное в этой технике — уметь красиво подбирать цветовые сочетания. Заниматься в подобной техники можно вместе с детьми, даже маленькими. Испортить работу невозможно.
Техника свободной росписи уже для «продвинутых пользователей». Эта техника очень похожа на акварельную, за исключением того, что красители сильно растекаются по шелку. И задача мастера как раз и состоит в том, чтобы суметь эту краску «усмирить», заставить течь и растекаться так, как нужно мастеру для создания определенного рисунка.
Нам понадобится для данной работы.
1. Шелк (хлопок, шерсть).
2. Красители для ткани.
4. Рама для работы с тканью.
Отдельно хочу отметить, что есть разновидности этой техники — роспись по солевому грунту, когда шелк перед работой грунтуют крепким солевым раствором. За счет этого краситель практически перестает растекаться по ткани, а после высыхания красителя на рисунке проступают красивые точечки- кристалики соли.
И еще для техники свободной росписи, производители предлагают нам различные грунты-антирастекатели. На загрунтованной таким составом ткани можно работать как акварелью по бумаге.
Отдельно от основных техник, хочу отметить технику эко-принта. Она отличается от основных тем, что рисунок получается не с помощью специальных красителей для батика, а с помощью натуральных пигметов растений и различных протрав.
Нам понадобится для такой работы.
1. Шелк (хлопок, шерсть).
2. Свежие листья различных растений.
Все описанные техники можно соединять в одной работе, что чаще всего опытные мастера и делают.
Надеюсь, что моя статья будет полезна новичкам и любителям батика.
Всем творческих успехов и хорошего настроения!
Инструменты и материалы для занятий батиком
Роспись по ткани – очень увлекательное занятие, можно создавать поистине замечательные вещи. Тем более что материалов и инструментов много не потребуется. Кое-что можно найти у себя дома, остальное докупить в ходе работы.
Материалы и иснтрументы
У мастеров батика достаточно обширный инструментарий. Не обязательно покупать все сразу.
Ткань
Ткани используются самые разные, но предпочтительнее будут натуральные. Новичкам в этом деле лучше брать искусственные, хотя мастера батика резко против. По-моему, так лучше пробовать на искусственном крепе, шифоне, шелке или крепдешине. Обязательно постирайте его перед тем, как натянете на раму, в противном случае, краска будет плохо проникать в волокна.
Не страшно, если вы перепортите несколько дешевых тряпочек. Когда вы научитесь рисовать на ткани, смело берите натуральный материал – шелк, шифон, батист или маркизет: видеть как разливается по нему краска – одно удовольствие.
Для горячего или узелкового батика обычно берут бязь или ситец.
Раздвижные рамы и подрамники
Без них роспись не получится, так как ткань в процессе работы должна быть туго натянута. Некоторые умельцы используют пяльцы, но натяжение на них желает оставлять лучшего, а потом, размер и форма пялец значительно сужает ваши возможности.
Раздвижная рама для росписи по ткани продается в специализированном магазине для творчества. Она бывает разных размеров и позволяет по желанию устанавливать высоту и ширину полотна, варьировать его форму (сделать прямоугольную или квадратную). Раньше такую раму было сложно найти.
Подрамник очень похож на раму, но одна сторона плоскости рамы скошена, чтобы при натяжении ткань не касалась рамы, а краска не затекала под нее. Стоят подрамники достаточно дорого, к тому же надо их много – для каждого размера свой.
Кисти
Пожалуй, самый основной рабочий инструмент. Здесь не стоит экономить. Конечно, дома можно найти какие-то кисточки, но скорее всего это бюджетный вариант, который вам не подойдет.
Когда вы наносите краску на ткань, вам не должны мешаться ни неправильная форма кисти, ни лезущие из нее волосины. Специальные кисти для росписи по ткани очень недешевы, но все-таки имеют приемлемую цену. Для техники горячего батика подходят только кисти из щетины, остальные просто расплавятся.
Основные инструменты – ткань, раму и кисти мы приобрели. Что еще потребуется?
Краски
На самом деле выбор красок для батика очень широк. Все краски можно приобрести в художественном магазине или заказать через интернет-магазины.
Краски используются водорастворимые и акриловые. Водорастворимые краски для батика больше подходят для нежных и тонких тканей. Акриловые же краски больше похожи на гуашь и относятся к категории покрывных красок, т. е. созданы для покрытия поверхности.
Также краски можно разделить на закрепляемые при помощи утюга и те, которые необходимо запаривать.
Стеклянная трубочка
Трубочка нужна для более качественного нанесения резервирующего состава на ткань.
Приобретая такую трубку, обратите внимание на ее диаметр: чем он меньше, тем тоньше будет линия перехода от одного цветового пласта к другому.
Контуры
Обычно контуры применяются для холодного батика. Приобретаются там же, где и краски. Большой выбор цветов и различных эффектов – блестки, перламутр, объем.
Много контуров сразу брать не стоит, пока вы дожидаетесь вдохновения, они могут просто засохнуть. Помимо контуров и резервов в тюбиках в художественных магазинах можно приобрести резервирующий состав в баночках.
Чантинг
Это специальный инструмент для нанесения жидкого воска на ткань.
В принципе, его можно и не покупать, а использовать тонкую кисточку из щетины или резервы для холодного батика.
Кнопки
Кнопки нам потребуются для натягивания ткани на раму. Это могут быть обычные канцелярские гвоздики-кнопки с тонким кончиком (чтобы ткань не порвалась). Они имеют два вида: с шариком вместо шляпки, что очень неудобно при использовании, так как палец давит на маленькую поверхность и становится больно, и кнопки с плоской шляпкой, которыми очень удобно пользоваться.
Сейчас в магазинах существуют специальные кнопки для ткани, которые имеют три зубчика. Они меньше всего травмируют ткань при натяжении. После обычных кнопок на шелке, например, остаются дырки. Такой набор кнопок обойдется в 300 рублей.
Парафин или воск
Они используются для занятий горячим батиком. Кто-то использует только воск, а кто-то мешает его с парафином, так как чистый воск потом трудно ломается.
Количество необходимого воска и парафина можно определить только «методом проб и ошибок».
Мелочи
К нужным мелочам относятся: карандаши, простые и цветные, палитра для размешивания красок, кальки, ластик, фломастеры (чтобы обводить шаблон рисунка для батика, так его будет лучше видно), тонкая бечевка или нитки, нужные для узелкового батика, спирт (для смешивания с краской ради улучшения ее растекаемости по ткани), фен для сушки рисунка, соль для достижения солевого эффекта, дистиллированная вода для разведения краски ( она без примесей), мочевина – придает батику красивый акцент.
Новинки для батика
Очень радует, что в магазинах появляется все больше различных материалов и приспособлений, которые позволяют мастерам батика проявлять свою фантазию и творческие решения в полной мере. К таким новинкам относятся уже упоминаемые ранее кнопки с тремя зубчиками.
Или, например, фантомный маркер. После того как рисунок им нарисован, а сверху нанесены резервы и краски, то маркер пропадает.
Специальные когти, натягивающие ткань уже готовой одежды или платка не повредят ткань и не оставят дырочек.
Паровая баня для воска:
Если вы рисуете красками под запаривание, то вам обязательно потребуется большое ведро или даже бак:
В батике существует заводской анклав для запаривания красок, но, если верить слухам, стоит баснословно дорого.
И напоследок, дорогое, но замечательное приспособление: аэрограф для распыления краски. При использовании аэрографа, краска наносится везде одновременно, не оставляет пятен и подтеков, смотрится очень гармонично.
Ну, вот, пожалуй, и все. Остальными приспособлениями и новинками буду дополнять ваш запас по ходу дела.
Первые шаги в батике: что нужно знать, уметь и иметь
Все мы когда то начинали. Я даже помню, как начинала я! Моё увлечение батиком началось не три года назад, когда я впервые натянула ткань на раму, а лет 10-12 назад, когда я первый раз купила краски Гамма «Батик-хобби». Краски те пришлось выкинуть, т.к. у них истек срок годности. Однако перед этим они 10 лет стояли в шкафу немым укором.
А я хочу рискнуть и в своей первой публикации начать с азов. Итак, что нужно знать, уметь и иметь (из материалов и приспособлений), для того, чтобы создать свой первый батик.
Но, давайте по порядку! А вернее, с конца: что вам нужно иметь!
Для того, чтобы первый раз расписать ткань вам, как минимум, понадобятся: сама ткань (для первого раза отлично подойдут искусственные атлас, креп-сатин, шифон и т.д.), рама, краски, кисти, карандаш, резерв, приспособление для его нанесения (специально не пишу трубочка, потому что сама ими никогда не пользовалась и начинающим мастерам их не рекомендую, но об этом позже), кнопки, палитра и задумка, которую вы хотите воплотить!
А теперь обо всём этом подробнее и с комментариями.
Ткань. Как уже писала, учиться лучше на том, что не так дорого, как натуральный шелк. Мои первые эксперименты проходили над атласом и портьерной тканью (да-да! и она тоже подходит, причем очень даже, для изготовления панно).
Краски, которые закрепляются утюгом- это акрил. Даже если вы не увидели на баночке надписи: акрил, это точно он! Он не плох, ни в коем случае! Но за счет своих особенностей даже самый качественный акрил самых лучших производителей делает ткань. жестче. Да простят меня другие мастера, работающие с акрилом, но я использую акрил ТОЛЬКО для панно.
Ткань перед росписью необходимо обязательно постирать и отгладить. Чаще всего ткани продаются аппретированными, т.е. обработанными специальными составами, чтобы меньше мялись и пачкались. В аппретированный материал краски впитываются ОЧЕНЬ плохо! Так что не ленитесь, стирайте свой холст!
Свою первую раму я делала сама. Купила на хоз.рынке деревяшки (уж простите, не знаю как назвать правильно. брус. ) сечением 2,5 х2,5 см. Отпилила ножовкой кусочки нужной длинны, скрепила металлическими уголками. Получилось достаточно прочно (ткань при натягивании не гнула деревяшки), дешево и сердито.
До сих пор все рамы у меня самодельные. Правда, сейчас мне их делаем муж. Но принцип изготовления не меняется.
Чтобы рама не окрасилась, а это обязательно случится, ведь краска будет пропитывать ткань, раму можно залакировать. Но проще просто обмотать скотчем! И просто, и быстро, и эффект будет достигнут. Если скотч потеряет презентабельный вид, а это неизбежно, ведь мы будем тыкать в него кнопками и пачкать красками, его легко заменить.
Краски. Немного о красках я уже писала выше. Продолжим тему. Выбор красок сейчас просто невероятный. Я даже не буду пытаться обозреть необозримое и впихнуть в с статью невпихуемое. Так как сегодня мы говорим о начинающем мастере, то ему я рекомендую остановиться на Деколе.
Кстати! Мы же с вами не уточнили, что для самой первой работы лучше выбрать «холодный» батик. Этот такая техника росписи. Но о техниках мы поговорим чуть позже! Уточнение важно для того, чтобы стал понятен выбор жидкого акрила по шелку и необходимость резерва. И как раз сейчас мы о нем поговорим.
О технике нанесения резерва, его густоте относительно плотности ткани и тому подобных тонкостях написано уже много, поэтому останавливаться на этом подробно я не буду, а перейду сразу к. приспособлениям для нанесения резерва!
Я специально не говорю о трубочках, хотя если вы откроете книги по батику, то увидите, что все авторы хором пишут о стеклянных трубочках для резерва. Я лично никогда трубочками не пользовалась, ибо сразу поняла все сложности работы с ней. Зато моя фантазия бурно искала выход и нашла его в виде небольших флакончиков из-под жидкости для разбавления лаков для ногтей! На кончик такого флакончика я приспосабливала металлический кончик от стержня для гелевой ручки из которого был аккуратно выдавлен шарик. Уже потом увидела в каком то из постов на ЯМ идею с кончиком от механического карандаша, но к тому моменту я обзавелась специальными флакончиками с металлическими соплами. Вот именно их я вам и рекомендую приобрести. Хотя бы парочку. Работать ими куда удобнее, чем трубочкой. Если же возможности купить это чудо нет, идея с флакончиком и наконечником от карандаша вам в помощь!
Что осталось? Кнопки. НА сайтах, которые торгуют материалами для художников, и для батика в.т.ч. можно увидеть чудо природы: специальные кнопки для батика или крючки. Однако их бешеная стоимость меня от них отпугнула напрочь. Я пользуюсь обычными канцелярскими кнопками-гвоздиками, которые хорошо втыкаются и стоят копейки. Для первых опытов ничего лучше и не придумаешь. Позже в качестве приятности купите себе специальные крючки. хотя я сейчас придумала для себя другой способ: сделала крючки из портновских шпилек. Острый кончик загнула крючком, а в петельку очень удобно протаскивать нитку или кнопку :))) Но это уже излишества.
Карандаш. Я использую очень мягкие карандаши 6М или 8М для нанесения рисунка-наброска на ткань. Кто-то использует маркеры для ткани, но мне работать с ними не понравилось. Так что, карандаш наше всё.
Итак, как мне кажется, я вспомнила всё, что понадобиться начинающему мастеру.
А теперь пара слов о том, что нужно знать и уметь.
Конечно, прежде чем вы начнете творить свой первый батик, узнайте как можно больше о техниках, коих множество и каждая по-своему прекрасна, о красках и свойствах ткани, о том, как создавать эскизы и где искать вдохновение. Во всем этом вам поможет Ярмарка мастеров. А я на этом поспешу откланяться.
Роспись по ткани для начинающих
Содержание
Вам понадобится рабочее место, ткань, краски, кисточки, емкость с водой и небольшие х/б тряпочки.
Какие ткани подойдут для батика
Какие краски используются в батике
Для рисунка на ткани нужны специальные краски, они бывают двух видов: на основе акрила и анилина. Акриловые рисунки в завершающей стадии закрепляют с помощью горячего утюга, а анилиновые для фиксации обрабатывают паром в специальном автоклаве. Впрочем, экономные мастера уже приспособились пропаривать изделия в ведрах и пароварках. При обработке паром краска глубоко проникает в волокна, давая равномерную окраску и полностью сохраняя структуру ткани. Работа с анилиновыми красками занимает больше времени, требует подготовки и определенной сноровки. Это уровень профи.
Техники рисования по ткани
Аэрография. Нанесение краски на материал происходит с помощью аэрографа. Интенсивность цвета определяется расстоянием от сопла до ткани и продолжительностью воздействия. Для работы не нужны контуры, зато для создания четких границ часто используются трафареты.
Свободная роспись. Ткань смачивается водой и на нее с помощью кисти наносится рисунок. Контуров нет, поэтому краски при этом могут свободно смешиваться друг с другом. Степень влажности ткани определяет «акварельность» рисунка.
Как переносить рисунок
Способ 1
Способ 2
Сделайте по контуру рисунка прорези канцелярским ножом, оставляя небольшие перемычки, чтобы рисунок не рассыпался на части. Положите получившийся трафарет на ткань и проводите по прорезям мягким карандашом или мелком контрастного с материалом цвета. Аккуратно уберите рисунок и достройте контур, зарисовав промежутки.
Если рисунок простой и однотонный, и вы уверены в своей аккуратности, можете вместо мела сразу воспользоваться кисточкой с краской.
Способ 3
Способ 4
Исходный рисунок должен быть на кальке. Обведите его с обратной стороны мокрым карандашом или мелом, затем аккуратно приложите к ткани и прогладьте несколько раз рукой.
Способ 5
С помощью света. Закрепите ткань на твердом листе стекла, оргстекла, пластика или другого материала, пропускающего свет. Расположите лист на двух подставках (например, две табуретки), между которыми на полу установлена лампа, направленная вверх. Включите свет и обведите рисунок карандашом или сразу контуром.
Практические советы
Предварительная стирка. Заводская пропитка новой ткани препятствует впитыванию красок и рисунок может быть испорчен. Обязательно перед началом работ постирайте материал, высушите, прогладьте и только потом приступайте к рисованию.
Вода. Воду для разведения краски наливайте в устойчивый тяжелый стакан или банку и ставьте ее чуть в стороне, не под рукой. Не стоит пользоваться пластиковыми стаканчиками, они неустойчивые, их легко перевернуть и испортить работу.
Кисти. Выбор кисти обусловлен видом рисунка, качеством ткани и вашими личными вкусами. В батике можно использовать очень большой ассортимент кисточек, а также поролоновые и ватные тампоны. Желательно выбирать кисточки с длинной ручкой и ровной, аккуратно уложенной щетиной. Для прорисовки мелких деталей и работ вблизи контура вам понадобятся тонкие кисточки, для закрашивания больших поверхностей можно брать круглые и плоские кисти.
Идеи: какие вещи можно разрисовать
Потренировавшись на небольших изделиях, вы можете расписать декоративную наволочку или покрывало в спальню, настенную панель, скатерть или штору. Цвет и мотивы работы будут зависеть от стиля вашего интерьера.