Что нужно для антикафе
Что такое антикафе и как его грамотно открыть?
Обычно мы ходим в кафе, чтобы вкусно поесть, выпить чашечку кофе или просто хорошо провести время.
Если к традиционным заведениям общепита привыкли все, то слово «антикафе» еще вызывает массу вопросов у наших сограждан. Это сравнительно новый формат заведений, который пока еще не успел «дойти» до многих регионов.
Особенность работы
Свободное пространство, тайм-кафе, тайм-клуб – так называют антикафе. Такие заведения отличаются от обычных ресторанов тем, что посетители платят не за угощения, а за проведенное время – поминутно или по часам. А вот за чай, кофе, прохладительные напитки и сладости, наоборот, платить не надо. При желании клиенты могут приносить свои напитки и еду, а также заказывать уже готовые блюда в службе доставки.
Прием пищи – не то, ради чего посещают заведения такого формата. Это пространство для приятного отдыха, общения, обмена творческими идеями. Здесь можно почитать, поиграть в настольные или видеоигры, посмотреть фильмы, принять участие в мастер-классах, найти интересных собеседников и даже новых друзей. Сюда приходят творческие люди, фрилансеры, желающие поработать в спокойной и уютной атмосфере, а также активная молодежь. Обычно это свободная от курения и алкоголя территория, хотя встречаются варианты заведений с кальяном.
Необходимые документы и разрешения
Интересное интервью с владельцами такого бизнеса об его организации вы можете посмотреть на следующем видео:
Выбор месторасположения
От расположения любого заведения во многом зависит количество посетителей, а значит, и его прибыль. Нужно понимать, что чем лучше место, тем дороже обойдется его аренда. Поэтому в данном вопросе важно найти золотую середину.
Стоит обратить внимание на прилегающую территорию. Первая или вторая линия домов, близость к остановкам общественного транспорта и метро, наличие парковки – все это будет несомненным плюсом. Но слишком шумно быть не должно, ведь люди хотят работать и общаться именно в спокойной обстановке. Если же тихого места не нашлось, стоит позаботиться о хорошей шумоизоляции. Хорошо, если поблизости не будет заведений подобного формата, это поможет избежать конкуренции.
Важно обращать внимание на особенности ремонта. В здании должна быть налажена бесперебойная работа всех систем коммуникации: электричества, водоснабжения, канализации. Посетители смотрят и на внешний вид здания, в котором расположено заведение. Оно должно выглядеть аккуратно и презентабельно.
Оформление помещения
Для открытия потребуется помещение достаточно большой площади – не менее 100-150 кв. м. Около 30-50 кв. м придется отвести под складское помещение, санузел, гардероб. Все остальное пространство желательно разграничить на несколько тематических зон, как минимум 2-х или 3-х.
Для работы, приватных бесед и переговоров можно организовать небольшой уютный кабинет. Просторный зал – для проведения концертов, презентаций, выставок, семинаров, просмотра фильмов. Если кафе заявлено как семейное, то необходима детская комната, где малыши смогут играть, рисовать, участвовать в мастер-классах.
Дизайн антикафе имеет большое значение. Уютная и даже немного домашняя обстановка настраивает на отдых и расслабление. Внушительный процент целевой аудитории составляют творческие люди. Поэтому интерьер может быть слегка неформальным, но не отвлекающим от рабочего процесса.
Мебель и оборудование
Мебель, необходимое оборудование, инвентарь, предметы декора – все это необходимо выбирать, ориентируясь на тематику заведения, его целевую аудиторию и площадь. Вот тот универсальный минимум, который стоит приобрести для среднего антикафе. Этот список можно расширить или уменьшить по собственному усмотрению:
Помимо этого, организатор должен позаботиться о досуге посетителей. Для этого необходимо приобрести образовательно-развлекательное оборудование и соответствующий инвентарь. Это:
Необходимый персонал
Как правило, в антикафе гости обслуживают себя самостоятельно. Поэтому не придется нанимать штат поваров и официантов. Администратор открывает кафе, встречает гостей, при необходимости рассказывает о правилах и особенностях работы, предлагает напитки и сладости. Для небольшого заведения достаточно одного администратора или двух, работающих посменно.
Посиделки обычно проходят мирно. Но на случай непредвиденных ситуаций, например, если кто-то из посетителей решит нарушить «сухой закон», необходим охранник (контролер зала). Также нужно нанять уборщицу на неполный рабочий день или заключить договор с клининговой фирмой. Ведение бухгалтерии можно доверить внештатному специалисту или аутсорсинговой компании. Обязанности арт-директора и специалиста по связям с клиентами часто берут на себя руководители.
О том, как открыть пункт выдачи заказов интернет-магазинов, смотрите тут.
Ценовая политика и формирование ассортимента
Средняя цена за минуту нахождения в кафе – 1,5-2 рубля (примерно 2 рубля/минута в течение первого часа, 1-1,5 рубля/минута в течение последующего времени). В некоторых заведениях можно приобрести входной билет на весь день. Цена такого билета варьируется от 250 до 500 рублей (в будни дешевле, чем в выходные, также скидки предоставляются школьникам и студентам). При желании вы можете создать абсолютно новую систему расчета.
Что будет входить в стоимость? Клиент имеет доступ к продуктам, поэтому может взять сам все, что ему захочется. В ассортимент стоит включить несколько сортов качественного чая и кофе, не забудьте про сахар. К напиткам подаются сладости: печенье, вафли, зефир, конфеты, шоколадные батончики, мини-кексы. Не рекомендуется покупать слишком дорогие и скоропортящиеся продукты, например, торты и пирожные. Но и чрезмерно экономить на этой статье расходов, покупая самые дешевые конфеты, тоже не стоит.
Прибыли с дополнительных услуг практически не будет. Посещение различных мероприятий на базе антикафе входит в стоимость оплаченных минут. Wi-fi, книги, игровые приставки, компьютеры – всем этим клиент также может пользоваться бесплатно.
Реклама заведения
Сегодня многие узнают о заведениях подобного формата из интернета. Поэтому необходимо сделать упор на создании хорошего сайта, а также рекламе в социальных сетях, на местных форумах, в блогах. Не стоит пренебрегать остальными способами рекламы. Это вывески, объявления в СМИ, распространение листовок.
Один из лучших способов привлечения целевой аудитории – «сарафанное радио». Если кому-то понравится заведение, то он обязательно расскажет о нем друзьям. Для этого рекомендуется регулярно устраивать различные мероприятия: чайные церемонии, квартирники, ночные кинопоказы. Секрет многих популярных антикафе именно в большом количестве интересных мероприятий. Не стоит забывать про системы скидок и приятных бонусов для именинников, постоянных клиентов, больших компаний. Хорошо работают и различные системы поощрения, например, за приведенных друзей.
Общие затраты и примерная прибыль
Сказать с абсолютной точностью, какую прибыль будет приносить заведение, и как быстро оно окупится, нельзя. Поэтому стоит ориентироваться на усредненные цифры, которые будут меняться в зависимости от региона, населенного пункта, размера кафе, его расположения, тематики и многих других факторов.
Единовременные затраты для небольшого заведения в маленьком и среднем городе:
При правильном выборе места среднее количество посетителей составит 50-60 человек в день. Среднее время пребывания каждого гостя – 1,5-2 часа (средний чек – 200 рублей). Таким образом, ежемесячный доход небольшого кафе в регионе составит около 200 000-300 000 рублей, а прибыль с учетом ежемесячных расходов – 60 000-150 000 рублей. Учитывая единовременные затраты, срок окупаемости составит 9-12 месяцев.
При грамотном подходе проект может стать вполне успешным. В дальнейшем возможна перспектива расширения, а значит, и увеличения прибыли.
«Все смотрели на нас и плакали». Как открыть антикафе не в столице?
Оставив три года назад карьеру рекрутера, Катерина Булатова решила попробовать себя в роли предпринимателя. Вместе с подругой она открыла первое в городе Набережные Челны антикафе «Time-сквер» и стала продвигать совершенно новый формат отдыха для местных жителей. Насколько успешной оказалась эта бизнес-идея?
О том, как с помощью своего бизнеса она старается изменить менталитет горожан, кто в основном посещает антикафе в Набережных Челнах и почему хорошие отношения со СМИ могут быть выгодны предпринимателю, Катерина Булатова рассказала в интервью Контур.Журналу.
Первопроходцы
Раньше я работала в сфере рекрутинга, занималась подбором персонала. В качестве наемного сотрудника я работала в агентстве, где сначала была менеджером по подбору персонала, а потом стала директором.
Идея о том, чтобы открыть антикафе, возникла с подачи моей подруги — именно ей принадлежала эта идея. Она попала в подобное заведение в Москве и обратила внимание на столь необычный формат. Когда она поделилась идеей со мной, мы быстро решили, что такой формат подойдет для первого бизнеса. Так, в ноябре 2012 года мы открыли антикафе в городе Набережные Челны.
Раньше я мечтала заняться ресторанным бизнесом. Но нужно признаться, это довольно сложная область, в том числе и в финансовом плане. Я просчитывала бизнес-план, и цифры складывались очень большие. Поэтому в варианте с антикафе меня лично привлекло именно то, что такой формат позволит мне как-то проявиться.
В студенчестве я, как и многие, совмещала учебу и работу, работала официанткой. Этот опыт мне пригодился при открытии антикафе, поскольку я неплохо знаю, как устроена кухня изнутри, как вообще работает сфера обслуживания.
Конечно, с самого начала возникали те или иные сложности. Еще когда мы только открывались, закупали мебель, строители, которые делали нам ремонт, да и не только они, смотрели на нас со слезами на глазах и очень нас жалели — мол, что это такое мы собрались открывать, кому это нужно. Мы, естественно, боялись, потому что не были уверены, что здесь, в Набережных Челнах, этот формат сработает. Мы стали в этом деле первопроходцами — объясняли людям, что такое антикафе. Сегодня, помимо «Time-сквера», в городе работают еще два заведения. А вот подруга моя со временем из бизнеса вышла.
Серьезный подход
К процессу открытия бизнеса мы отнеслись серьезно, вложив в него больше, чем принято в этой сфере. Часто антикафе открывают с белыми стенами и недорогой мебелью, некоторые привлекают свободных художников, которые помогают с дизайном.
Нам ремонт обошелся дорого, ведь мебель мы закупали добротную. Оформить пространство нам помог начинающий дизайнер интерьеров. В результате в бизнес было вложено порядка 1,5 млн руб.
Мы сразу стали набирать персонал, поскольку на тот момент, когда мы начинали, я продолжала работать в рекрутинговом агентстве и не могла присутствовать в антикафе постоянно. Три года назад мы начали с четверых сотрудников. Сейчас у меня работают пять человек по сменному графику «три через два».
С весны 2015 года произошли нововведения: если раньше, когда у меня был партнер, мы делили организационные обязанности, и у нас работали только менеджеры, которые встречали посетителей, помогали им, то со временем выделились функции пиарщика-маркетолога-рекламщика, которые выполняет один человек, и координатора мероприятий.
Нам с самого начала очень помогло сарафанное радио. В городе о нас сразу стали много говорить, появились подписчики в группе во «ВКонтакте». Существенную роль в этом сыграла пресса, которую привлек новый формат, ранее не существующий в городе. Она нас сильно поддержала, публикуя о нас материалы. На открытие «Time-сквера» нам удалось собрать много гостей, поэтому работать мы начали с большим количеством посетителей фактически сразу. Всем было интересно прийти посмотреть, что такое необычное мы предлагаем.
Грамотное уплотнение
Основная аудитория антикафе — это те, кто на нашей площадке организует мероприятия, проводит мастер-классы. Еще мы проводим детские праздники и дни рождения, хотя изначально детей мы вообще не рассматривали в качестве своих посетителей. Есть и такие клиенты, которые приходят просто поработать. Часто это люди из сферы ИТ.
Гостям мы предлагаем бесплатно только чай, кофе и сладости. Пока мы не готовы открывать кухню, хотя и рассматриваем ее как еще одну возможность заработать. Кухня требует больше ответственности, к ней нужен другой подход. Сейчас гости могут приносить с собой готовую еду, есть возможность ее разогреть.
Недавно нам пришлось закрыть одно из наших заведений. Когда мы его открывали, то у нас была договоренность на временную аренду. Мы рассчитывали на пять лет, но так получилось, что закрыться пришлось уже через три года — арендодателям потребовалось их помещение, и нам пришлось его освободить. Так что теперь у нас только одно заведение.
Второе заведение мы пока открывать не планируем, так как на это нужны хорошие ресурсы. А делать хуже я не хочу. Поэтому мы пока уплотнились в одном помещении, пересмотрели планировку. Может быть, это и хорошо, потому что благодаря сложившейся ситуации мы пересмотрели ассортимент мероприятий и исключили те, которые уже давно было пора убрать.
Честно о проблемах
Конечно, мы замечаем, что из-за кризиса люди стали экономить. И нужно сказать, что мы были готовы к такой ситуации. В кризисные времена всегда выживает тот, кто делает бюджетные предложения, а мы как раз относимся к числу таких предпринимателей — мы предлагаем бюджетный отдых.
Нужно сказать, что многое из того, что планируется в бизнесе изначально, в результате выглядит совсем иначе. В нашей сфере тоже все не так просто.
Например, мы можем очень стараться, разрабатывать интересные мероприятия, а люди просто не придут на них. Я объясняю это особенностями менталитета: наших горожан очень тяжело вытащить из дома, и наша основная задача как раз состоит в том, чтобы заставить их проявить активность, захотеть принять участие в каком-то из наших мероприятий.
Что касается лично меня, то я чувствую, что мне не хватает знаний в сфере экономики предприятия. Например, я понимаю, что мне необходимо выстроить стратегию дальнейшего развития бизнеса, а у меня в этой области огромный пробел. Другая проблема — персонал, и это при том, что наше место привлекательнее некоторых заведение сферы общепита, соответственно, и качество персонала выше, чем в других заведениях. У меня работают студенты, молодые творческие люди, которые хотят себя проявить.
В связи с тем, что в последнее время произошло много изменений, пока долгосрочные планы я не строю. А в краткосрочные я закладываю повышение качества наших мероприятий, увеличение числа гостей и разработку новых предложений по мероприятиям.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как открыть антикафе?
Те, кто интересуется, как открыть антикафе, могут смело рассчитывать на высокую рентабельность и окупаемость данного популярного бизнеса.
♦ Капитальные вложения в бизнес: от 800 000 рублей.
♦ Окупаемость антикафе: от 12-16 месяцев.
С различными необычными вариантами функционирования кафе давно экспериментируют по всему миру.
К примеру, в одном из заведений Венеции вы можете заказывать всё что угодно из ассортимента, а платить за эти блюда столько, сколько сами посчитаете нужным.
Однако считается, что такая идея, как открыть антикафе, пришла в голову именно москвичу – Ивану Митину.
Фактически изначально это носило немного другое название – свободное пространство.
Но суть бизнеса была именно такой: посетители платят только за проведенное в антикафе время, а не за поглощенные чаи-кофе с печеньками и использованные игры/книжки.
Идея эта нашла большой отклик среди современной молодежи и не только.
Открытие антикафе – идеальный бизнес для тех, кто хочет делать что-то не только ради наживы, но и для души.
Ведь нет более комфортных и уютных заведений, чем тайм кафе.
Анализ текущего положения на рынке
Организовывая бизнес, вы можете ориентироваться на того, кто был первым.
Иван всего 6 лет назад вместе с товарищами открыл свое первое заведение, где посетители могли провести время за чашечкой чая и заплатить столько, сколько хотели.
Идея превратилась в доходное дело в 2011 году, когда Митин ввел фиксированную плату за минуту времени.
На данный момент сеть этих заведений разрослась до 7 антикафе, некоторые из которых Иван успел открыть в Украине.
Хотя сам термин «антикафе» ввел не создатель этого направления.
Сам инициатор бизнеса использовал упомянутое выше «свободное пространство».
Антикафе назвали эту концепцию его конкуренты.
Всего на данный момент в одной только Москве работает около 10 антикафе.
Но учитывая, сколько людей проживает в столице, место под такой бизнес еще свободно для многих энтузиастов.
Однако стоит понимать и то, что идея уже не настолько оригинальная, как несколько лет назад.
Если «Циферблат» смог разрастись в сеть, используя на начальном этапе бизнеса практически одно только сарафанное радио, то другим придется постараться больше.
Антикафе – бизнес с перспективой?
Но по мнению специалистов, такой бум, который наблюдается сейчас, постепенно пройдет.
Значит, предпринимателям стоит учитывать это при составлении бизнес-планов антикафе.
И рассчитывать в будущем удивлять посетителей нововведениями и все более комфортными условиями, чтобы не просто открыть антикафе, а «держаться на плаву».
Сейчас эта сфера бизнеса популярна, а конкуренция небольшая.
Так что предпринимателям стоит ловить момент, чтобы открыть бизнес на антикафе.
Особенно учитывая такие преимущества бизнеса:
Выбираем помещение, в котором можно открыть антикафе
«Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что то такое, чего не знает больше никто.»
Аристотель Онассис
Перед тем как открыть антикафе, нужно найти помещение – это очевидно!
Теоретически, больших отличий от стандартных заведений питания не будет.
Тем не менее идея антикафе должна быть четко отделена от традиционных условий.
Ведь этот бизнес развивается под эгидой оригинальности.
Оригинальность должна заключаться и в особом оформлении помещений.
Часто начинающие предприниматели справляются своими силами, украшая стены разными предметами, собранными «с миру по нитке».
Или приглашают знакомых художников расписать стены.
Но не всем так везет.
Если человеческих ресурсов нет, стоит оплатить работу профессионального дизайнера.
Он поможет выдержать единый стиль для всего заведения.
Или наоборот – выработать особую тему для каждой комнаты.
Последняя идея предпочтительнее, потому что позволит разделить разные группы посетителей.
Важно, чтобы каждый мог найти свое место.
Если человек пришел спокойно поработать над проектом в ноутбуке, ему помешает шумная компания подростков, играющих в X-box.
Разделить территорию можно как стенами, так и различными ширмами, шторами.
Это не даст нужную шумоизоляцию, но комфорта все же добавит.
Необязательно открыть антикафе исключительно в центре города.
Важно найти основные места пребывания потенциальной аудитории.
Основные клиентопотоки наблюдаются в центральной части.
Но аренда здания будет недешевой, значит, отразится на расценках.
Так что лучше открыть антикафе ближе к периферии, но рядом с учебными заведениями, бизнес-центрами.
Учтите при составлении бизнес-плана, что креативное пространство антикафе можно смело использовать для выставок, лекций, мастер-классов.
Освободите комнату для этих целей, купите проектор или доску для рисования.
Такая минимальная подготовка позволит увеличить доход от бизнеса.
Какое нужно оборудование, чтобы открыть антикафе?
Оборудования, чтобы открыть антикафе, потребуется не так много по сравнению со стандартным кафе.
Кухне уделяется меньше внимания, часто нет необходимости нанимать повара.
В рекомендуемую комплектацию для этой зоны входят:
Дополнительно стоит обеспечить клиентов посудой – обычной или одноразовой (последний вариант предпочтительнее).
Что касается мебели, тут все еще проще – минимальный кухонный гарнитур, пара стульев и мойка.
Если кухня обставляется как техническая зона, но основные залы должны быть комфортными и полноценно укомплектованными.
Из мебели вам необходимо приобрести диваны и кресла (можно мягкие или надувные), установить барную стойку, столы.
Дополнительный важный атрибут – различные светильники.
Количество и формат вышеперечисленных элементов будет зависеть от стилистики вашего заведения.
Не забывайте и про развлекательные элементы антикафе!
Не обойтись без стеллажа с книгами (причем, покупать нужно не первые попавшиеся под руку, а новые, актуальные, востребованные).
Книжный ассортимент можно разбавить журналами и комиксами.
Интерактивные развлечения могут быть представлены игровыми приставками, DVD с подборкой различных фильмов, даже ноутбуки или компьютеры для общего пользования.
Идея позволяет использовать многие и многие варианты.
Так что при планировании нужно отталкиваться только от тематики и бюджета, который возможно выделить на бизнес.
Подбираем персонал, чтобы открыть антикафе
Но, вопреки распространенному мнению, они все же должны быть.
И не просто следить за поведением посетителей, но и стараться сделать их пребывание комфортнее.
Тем не менее такой бизнес всё равно требует меньших затрат на выплату заработной платы коллективу.
Ориентировочно состав коллектива выглядит так:
В отличие от обычных кафе, в этом официанты просто поддерживают работу заведения: встречают клиентов, помогают сориентироваться в комнатах, оповещают про акции и условия пребывания в антикафе.
Также в их обязанности входит открыть и закрыть кафе, подготовить к приему посетителей.
Как продвигать антикафе?
Для продвижения антикафе используются практически те же методы, как и для обычного кафе.
Но при этом стоит не забывать, какая оригинальная идея лежит в основе бизнеса и кто является активной целевой аудиторией.
В качестве рекламной кампании тайм кафе можно использовать:
Финансовый расчет вложений в бизнес
Давайте составим расчетную таблицу финансовых вложений в бизнес, чтобы понять так ли это.
Единовременные затраты в бизнес, чтобы открыть антикафе
Статья расходов | Сумма (руб.) |
---|---|
Итого: | 470 000 руб. |
Ремонт и декорирование помещений | 250 000 |
Покупка оборудования | 150 000 |
Покупка предметов обстановки | 40 000 |
Создание товарного запаса для бизнеса | 20 000 |
Непредвиденные расходы | 10 000 |
Периодические затраты в бизнес
Статья расходов | Сумма (руб.) |
---|---|
Итого: | 330 000 руб. |
Арендная плата за помещения | 150 000 |
Оплата коммунальных услуг | 50 000 |
Покупка расходных материалов | 15 000 |
Зарплата сотрудникам | 100 000 |
Непредвиденные расходы | 15 000 |
О том, на чем основывается работа антикафе,
расскажет автор этой идеи Иван Митин в видеоролике:
Как быстро окупится идея открытия антикафе?
Среднестатистически этот период составляет от 12 месяцев.
Точки безубыточности бизнес достигнет в тот момент, когда тайм кафе ежемесячно начнет приносить сумму большую, чем расходы на содержание и продвижение за месяц.
Так что любопытствующие, как открыть антикафе, могут смело рассчитывать на высокую рентабельность и окупаемость бизнеса.
Но при этом нельзя забывать, что сама по себе идея – это только стартовая площадка.
Скорость окупаемость и успех задумки будет зависеть только от вложенных в бизнес усилий, а также от грамотности управления.
Верьте в свои силы и вдохновляйтесь успехами других людей!