Что нужно делать в случае неисправности компьютера на уроке информатики
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
Описание презентации по отдельным слайдам:
Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
Правила поведения Давайте вспомним как нужно правильно вести себя в компьютерном классе. Хочется верить, что компьютер стал вашим помощником.
Правило первое – «Чистота» Вы идете на урок информатики?! Взгляните на ваши руки. И если они грязные, а ваши пальцы — испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши вашего компьютера.
Правило второе – «Дисциплина» Начинайте работу на компьютере после разрешения учителя.
К каждому рабочему месту подведен опасный для жизни электрический ток. НЕЛЬЗЯ. Прикасаться к проводам и кабелям руками, отсоединять и присоединять их. ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
Правило третье – «Внимательность» Вычислительную машину вы будете включать самостоятельно, но только после того, как получите разрешение учителя.
Правило третье – «Внимательность» Нажимая клавиши на клавиатуре, не прилагайте больших усилий. Компьютер поймет вас и при самом нежном прикосновении к клавишам. Помните, что барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете ее из строя.
Правило четвертое – «Здоровье» Нельзя сидеть криво и на своих ногах. Нужно сидеть ровно, опираясь на спинку стула. Нельзя близко приближаться к монитору. Нужно придерживайтесь безопасного расстояния. ПОМНИТЕ. Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию. Следует сидеть прямо и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного вперед.
Нельзя долго работать на компьютере и перегружать свой организм. ЗАПОМНИ. Виртуальный мир никогда не заменит живое общение, спорт, природу ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
Правила поведения Итак, правила поведения в кабинете информатики не сложны. Но соблюдать их нужно очень строго. Будучи внимательными к своим компьютерам, вы многому научитесь, много интересного увидите на экранах.
Требования к рабочему месту Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.
Требования безопасности во время работы Недопустима работа за одним компьютером двух и более человек. Изображение на экранах мониторов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона. На экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.
Требования безопасности во время работы Класс Максимальное допустимое непрерывное время работы, мин 5 15 6-8 20 8-9 25 10-11 30 на первом часу занятий, 20 на втором часу
Требования безопасности в аварийных ситуациях В случае появления неисправности в работе компьютера следует выключить его и сообщить об этом учителю. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружении и пр. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
ОТДОХНИ! Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что, все неприятности, раздражение, беспокойство постепенно улетучиваются. Потянитесь с наслаждением, отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки. Положив на затылок ладони, сначала наклоните голову вперед, помогая этому движению, затем — назад, оказывая ладонями сопротивление. Соедините пальцы в замок и вытяните руки максимально вперед, вывернув кисти. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на зелень деревьев и на небо. Быстро-быстро поморгайте глазами.
ПРОВЕРИМ?! Сколько учеников могут одновременно работать за одним компьютером? Один Что делать в случае неисправности компьютера? Отключить компьютер и сказать об этом учителю. Как можно проверить, что компьютеры в классе заземлены? Убедиться в отсутствии красного огонька на сетевом фильтре. Где в классе находятся огнетушители? На пожарном щитке Каким должно быть расстояние от глаз до монитора? 60-70 см
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1105488
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что нужно делать в случае неисправности компьютера на уроке информатики
Ø Проходить в кабинет информатики в верхней одежде.
Ø Садиться за компьютер и включать его без разрешения преподавателя.
Ø Садиться за компьютер с грязными или мокрыми руками, прикасаться к экрану монитора.
Ø Стучать по клавишам и нажимать кнопки неизвестного назначения на клавиатуре.
Ø Работать на компьютере в отсутствие преподавателя.
Ø Передвигать монитор и системный блок без разрешения преподавателя.
Ø Использовать личные носители информации.
Ø Использовать мобильные телефоны.
Ø Употреблять в кабинете еду и напитки.
Ø Распространять любые сообщения, игры, музыку через локальную сеть.
Ø Выполнять работы, не предусмотренные заданием преподавателя.
Ø Работать с компьютерами, папками, файлами других учащихся.
Ø Трогать провода, розетки, разъёмы.
Ø Располагать на компьютерном столе посторонние предметы.
Ø Кататься на компьютерном стуле, поворачиваться к сидящим сзади учащимся, делать резкие движения.
Ø Исправлять самостоятельно любые неполадки в работе компьютера, а нужно предоставить это сделать преподавателю.
При работе с электрооборудованием:
Ø Нельзя включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя;
Ø Нельзя снимать кожух компьютера, включённого в сеть;
Ø Нельзя трогать разъёмы соединительных кабелей, проводов, вилки и розетки;
Ø Нельзя работать на компьютере мокрыми руками;
Ø Нельзя работать на компьютере, имеющем нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов;
Ø Нельзя класть на основное и периферийное оборудование посторонние предметы;
Ø Нельзя касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации;
Ø Нельзя во время работы касаться труб, батарей;
Ø Нельзя самостоятельно устранять неисправность работы компьютера;
Ø Нельзя прикасаться к экрану и к тыльной стороне системного блока компьютера;
Ø Нельзя подключать кабели, разъёмы и другую аппаратуру к включённому в сеть компьютеру;
Ø Нельзя применять усилия при установке внешних носителей;
Ø Нельзя выключать компьютер при установленном внешнем носителе;
Ø Нельзя выключать не отключённый программно компьютер посредством сетевого фильтра.
Необходимо делать при возникновении экстренной ситуации:
Ø При обнаружении неисправности немедленно выключить компьютер и сообщить об этом преподавателю. Работу продолжить только после устранения неисправности.
Ø При обнаружении оборвавшегося провода немедленно сообщить об этом преподавателю, приму меры по исключению контакта с ним. Прикосновение к проводу опасно для жизни!
Ø При поражении электрическим током освободить пострадавшего от его воздействия с помощью не проводящих ток материалов. При необходимости делать искусственное дыхание. В любом случае выполнять инструкции преподавателя.
Ø При поражении человека электрическим током немедленно вызвать врача. До прибытия врача выйти из кабинета или помогать преподавателю, если он об этом попросит.
Ø При отключении электроэнергии во всех помещениях не паниковать и не покидать своё место до команды преподавателя.
Ø Если другому учащемуся стало плохо, немедленно сообщить об этом преподавателю.
Ø При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, выключить компьютер и сообщить об этом преподавателю.
Ø В случае пожара под наблюдением преподавателя организованно покинуть кабинет, спуститься по лестнице до первого этажа и выйти на улицу. Отойти на безопасное расстояние от здания училища.
Ø В случае получения травм обратиться за помощью к преподавателю и медицинскому работнику училища.
Здоровье и компьютер:
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма:
Ø высшей нервной деятельности;
Ø эндокринной, иммунной и репродуктивной системах;
Ø на зрении и костно-мышечном аппарате человека.
Наибольший вред здоровью пользователя наносят устройства ввода-вывода: монитор, клавиатура, мышь.
Компьютер является источником:
Ø электростатического поля;
Ø излучения оптического диапазона (ультрафиолетового, инфракрасного и видимого света);
Ø рентгеновского излучения.
Электромагнитное излучение неблагоприятно действует на зрение, вызывает снижение работоспособности, головные боли. Поэтому расстояние от лица человека до монитора должно быть не менее 50 см, а лучше 60-70 см.
Электростатическое поле способствует оседанию пыли и аэрозольных частиц на лице, шее, руках, что может вызвать у людей, особо чувствительных к подобному воздействию негативные кожные реакции – сухость, аллергию.
Неподвижная и напряжённая поза оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах.
Во время работы за компьютером необходимо соблюдать правильную осанку.
В данный момент разработано очень много моделей эргономических клавиатур, которые своеобразной конструкцией призваны снизить нагрузку на руки.
Основной блок клавиш на таких клавиатурах разбит на две части, развёрнутые таким образом, что пользователю волей-неволей приходилось раздвигать руки и расставлять локти.
Помещение во время работы с компьютером должно быть хорошо освещено. Освещение в помещениях ПК должно быть смешанным: естественным, – за счёт солнечного света, – и искусственным.
Запрещается работа с компьютером в тёмном или полутёмном помещении!
ЖК-мониторы можно назвать почти «зелёными» устройствами, сберегающими здоровье людей. Без особых опасений за здоровье с ними могут работать и женщины, и дети.
Эта проблема не связана непосредственно с компьютером. Гиподинамия грозит всем, чью работу можно назвать «сидячей».
— Чаще меняйте позу;
— Позволяйте себе всласть «потянуться»;
— Не забывайте, что вы можете без перерыва работать за компьютером не более 20 минут подряд.
Длительно повторяющиеся однообразные движения:
— Наиболее известен в среде пользователей РС синдром запястных сухожилий, связанный с вводом информации посредством мыши и клавиатуры.
— Очень полезно поиграть в «Мы писали, мы писали …». Можно просто сжимать и разжимать запястья, выворачивая их в «замке» наружу.
Как подружиться с мышкой
Сейчас многие новые мыши оснащены колёсиком, и это удобно в работе. Держать такую мышь надо за бока большим пальцем и мизинцем, чтобы указательный палец лежал на левой кнопке, средний – на колёсике, а безымянный – на правой кнопке. При этом запястье должно лежать на столе постоянно, а катать мышь по столу надо только движениями пальцев. Здесь многие могут не согласиться, особенно те, кто привык держать мышь большим и безымянным пальцем и двигать её всем предплечьем. Но поверьте – стоит переучиться.
Когда предплечье спокойно лежит на столе, рука устаёт значительно меньше, и меньше вероятность развития тоннельного синдрома. Когда мышь держишь большим пальцем и мизинцем, то амплитуда движения её больше, и при современной чувствительности мышей этого вполне хватает.
Упражнения для глаз
Упражнения выполняются не вставая с кресла, легко, без напряжения. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлён прямо.
Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:
Закончить гимнастику необходимо массажем век:
Мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потерев ладони, и легко, без усилий, прикрыв ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 мин). Представить погружение в полную темноту.
КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
Правила техники безопасности в кабинете информатики
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда и не имеющие противопоказания по состоянию здоровья.
2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения в кабинете информатики.
3. При работе в кабинете информатики возможно воздействие на человека следующих опасных и вредных факторов:
— от монитора: ультрафиолетовое, инфракрасное, электромагнитное и рентгеновское излучения; статическое электричество, блики и мерцание экрана;
— поражение электрическим током при работе без заземления, со снятой задней крышкой системного блока.
4. В кабинете информатики должна быть аптечка с необходимыми медикаментами.
5. Учащиеся должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения огнетушителей и уметь пользоваться ими.
6. О каждом несчастном случае немедленно сообщать учителю.
7. При неисправности оборудования немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю.
8. Не работать на неисправном оборудовании.
9. Содержать в чистоте рабочее место и соблюдать правила личной гигиены.
10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
1. Тщательно проветрить кабинет. Температура воздуха должна быть 21. 25°С, относительная влажность воздуха 40. 60 %.
2. Убедиться в работоспособности всех компьютеров и отсутствии неисправностей.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1. Не включать компьютеры без разрешения учителя.
2. Занятия за компьютером проводить по одному человеку.
3. Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть 0,6. 0,7 м., уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.
4. Тетрадь для записей должна быть хорошо освещена и находиться на расстоянии 55. 65 см от глаз.
5. Изображение на экранах мониторов должно быть стабильным, ясным и предельно четким; не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов от отражений светильников, окон и окружающих предметов.
6. Выполнять специальные упражнения, снимающие зрительное утомление.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
1. С разрешения учителя выключить компьютер и привести в порядок рабочее место.
2. Тщательно проветрить кабинет.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. В случае возникновения неисправностей в работе компьютера необходимо выключить его и сообщить учителю
2. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
3. При поражении электрическим током немедленно выключить компьютер и сообщить учителю.
4. При возникновении очага возгорания немедленно выключить компьютер и сообщить учителю.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ.
• Выполнять правила техники безопасности, порядок и дисциплину.
• Заходить в класс с разрешения учителя,
• По классу перемещаться спокойно, без суеты или резких движений.
• Перед работой за компьютером вымыть руки.
• Обувь и одежда должны быть чистыми.
• Располагаться на расстоянии не менее 50 см от экрана монитора.
• Работать за компьютером не более 30 минут подряд.
• Строго следовать инструкциям учителя.
• После себя закрывать все открытые программы.
• В случае неисправности оборудования сообщить учителю.
• Находиться в верхней одежде.
• Употреблять ненормативную лексику.
• Употреблять пищу за компьютером.
• Трогать руками экран компьютера.
• Играть в компьютерные игры в учебное время.
• Включать/выключать компьютер без разрешения учителя.
• Переставлять устройства компьютера.
• Подсоединять и отсоединять различные устройства компьютера.
• Разбирать устройства компьютера.
• Класть рядом с компьютером посторонние предметы,
• Удалять компьютерные программы.
• Подносить к устройствам компьютера металлические и намагниченные предметы.
За грубое нарушение правил поведения в кабинете информатики учащийся может быть лишен права использования вычислительной техникой.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1-4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы посмотреть «вправо-вверх-влево-вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
6. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ
7. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1. К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда и не имеющие противопоказания по состоянию здоровья.
2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения в кабинете информатики.
3. При работе в кабинете информатики возможно воздействие на человека следующих опасных и вредных факторов:
— от монитора: ультрафиолетовое, инфракрасное, электромагнитное и рентгеновское излучения; статическое электричество, блики и мерцание экрана;
— поражение электрическим током при работе без заземления, со снятой задней крышкой системного блока.
4. В кабинете информатики должна быть аптечка с необходимыми медикаментами.
5. Учащиеся должны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения огнетушителей и уметь пользоваться ими.
6. О каждом несчастном случае немедленно сообщать учителю.
7. При неисправности оборудования немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю.
8. Не работать на неисправном оборудовании.
9. Содержать в чистоте рабочее место и соблюдать правила личной гигиены.
10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
1. Тщательно проветрить кабинет. Температура воздуха должна быть 21. 25°С, относительная влажность воздуха 40. 60 %.
2. Убедиться в работоспособности всех компьютеров и отсутствии неисправностей.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
1. Не включать компьютеры без разрешения учителя.
2. Занятия за компьютером проводить по одному человеку.
3. Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть 0,6. 0,7 м., уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.
4. Тетрадь для записей должна быть хорошо освещена и находиться на расстоянии 55. 65 см от глаз.
5. Изображение на экранах мониторов должно быть стабильным, ясным и предельно четким; не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов от отражений светильников, окон и окружающих предметов.
6. Выполнять специальные упражнения, снимающие зрительное утомление.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
1. С разрешения учителя выключить компьютер и привести в порядок рабочее место.
2. Тщательно проветрить кабинет.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. В случае возникновения неисправностей в работе компьютера необходимо выключить его и сообщить учителю
2. При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
3. При поражении электрическим током немедленно выключить компьютер и сообщить учителю.
4. При возникновении очага возгорания немедленно выключить компьютер и сообщить учителю.
6. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ.
СЛЕДУЕТ:
• Выполнять правила техники безопасности, порядок и дисциплину.
• Заходить в класс с разрешения учителя,
• По классу перемещаться спокойно, без суеты или резких движений.
• Перед работой за компьютером вымыть руки.
• Обувь и одежда должны быть чистыми.
• Располагаться на расстоянии не менее 50 см от экрана монитора.
• Работать за компьютером не более 30 минут подряд.
• Строго следовать инструкциям учителя.
• После себя закрывать все открытые программы.
• В случае неисправности оборудования сообщить учителю.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• Находиться в верхней одежде.
• Употреблять ненормативную лексику.
• Употреблять пищу за компьютером.
• Трогать руками экран компьютера.
• Играть в компьютерные игры в учебное время.
• Включать/выключать компьютер без разрешения учителя.
• Переставлять устройства компьютера.
• Подсоединять и отсоединять различные устройства компьютера.
• Разбирать устройства компьютера.
• Класть рядом с компьютером посторонние предметы,
• Удалять компьютерные программы.
• Подносить к устройствам компьютера металлические и намагниченные предметы.
За грубое нарушение правил поведения в кабинете информатики учащийся может быть лишен права использования вычислительной техникой.
7. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1-4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы посмотреть «вправо-вверх-влево-вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.