Что нужно делать в синтаксическом разборе

Что такое синтаксический разбор предложения

В ходе синтаксического анализа указываются часть речи каждого слова и его роль. Разбор проводится в строгом порядке и представляет собой ответы на ряд вопросов. Выделяют письменный и устный синтаксический разбор предложения.

Просто о синтаксическом разборе предложения

Что такое синтаксический разбор предложения

Анализ позволяет проверить умение ученика назвать части речи, определить способы связи в словосочетаниях, обозначать главные и второстепенные члены. Если имеется только одна грамматическая основа, оно называется простым. Порядок разбора будет включать следующие действия:

Сложное состоит из двух и более основ. План разбора включает:

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Что показывает синтаксический анализ

Синтаксис включает характеристику синтаксических единиц. Значение анализа – увидеть связь слов в отдельных словосочетаниях, дать полную характеристику.

Характеристика синтаксических единиц

Как сделать синтаксический разбор сложного предложения:

Грамматический анализ позволяет правильно расставить знаки препинания.

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Что такое схема предложения

Схема – это графический разбор предложения, которая представляет собой наглядный чертеж, благодаря которому становится понятной характеристика и расстановка знаков препинания в нем.

Как составить схему

Схему следует составлять после того, как все члены подчеркнуты, части речи указаны. Необходимо знать, что подлежащее отвечает на вопросы «кто?», «что?» и подчеркивается одной сплошной чертой. Сказуемое отвечает на вопрос «что делает?» (и прочие варианты), подчеркивается двумя сплошными линиями.

От подлежащего задаются вопросы к второстепенным членам, затем – от сказуемого. Определение отвечает на вопросы прилагательного и подчеркивается волнистой линией, обстоятельство – точкой тире, дополнение – пунктирной линией. Второстепенные члены указываются в схеме при условии, что есть однородные, причастный или деепричастный обороты.

Схема пишется в квадратных скобках (придаточная часть заключается в круглые скобки). Деепричастный и причастный обороты выделяются с двух сторон вертикальными чертами и подчеркиваются точка/тире и волнистой линией соответственно.

В сложносочиненном союз выносят за скобки, в сложноподчиненном – включают в придаточную часть. Союзы и союзные слова принято заключать в овал. Однородные члены в схеме обозначают кругом.

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Алгоритм анализа и характеристика

Разбор предложения начинается с поиска грамматической основы. Затем выделяются словосочетания, определяется роль каждого члена. Указываются части речи, члены подчеркиваются. Схему следует чертить так, как располагаются члены предложения.

По составу

По составу предложения бывают простые и сложные. Простые бывают двусоставные или односоставные. Сложные бывают сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные и предложения с разными видами связи.

Разбор двусоставного предложения:

Шел – сказуемое (глаг.), дождь – подлежащее (сущест.).

Повествовательное, простое, двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено.

По распространенности

В зависимости от наличия/ отсутствия второстепенных членов предложения бывают распространенные и нераспространенные. К ним относятся определение, дополнение, обстоятельство.

Пример разбора простого распространенного предложения:

Детям купили мороженое.

Купили – сказуемое (глаг.), детям, мороженое – дополнения (сущест.).

Повествовательное, простое, односоставное (тип сказуемого – неопределенно-личное), распространенное, полное, не осложнено.

Что нужно делать в синтаксическом разборе

По полноте

Предложения бывают полные и неполные. Второй тип часто встречается в диалогах (сокращенный ответ на полный вопрос). Пример простого неполного с пропущенным сказуемым: За окном – дождь. Пример полного: За окном идет дождь.

При разборе указывается тип (полное/ неполное), называется пропущенный член:

Предложение неполное, пропущено сказуемое «идет».

Однородными членами

Однородными членами могут быть главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство, деепричастный и причастный обороты).

Образец того, как разобрать предложение с однородными дополнениями:

Женщина связала шапку, шарф и варежки.

Женщина – подлежащее (сущест.), связала – сказуемое (глаг.), шапку, шарф, варежки – однородные дополнения (выражены существительными), и – союз.

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями.

Обособленными членами

Обособленными называются второстепенные члены, которые в устной речи выделяют интонацией, в письменной – знаками препинания. Они имеют смысловую и синтаксическую нагрузку.

Принято выделять обособленные члены со значением добавочного сказуемого (определение, приложение, обстоятельство) и обособленные члены со значением уточнения.

Как сделать разбор предложения с обособленным обстоятельством:

Несмотря на погоду, мы отправились в поход.

Несмотря на погоду – обособленное обстоятельство (выражено существительным с предлогом), мы – подлежащее (мест.), отправились – сказуемое (глаг.), в – предлог, поход – обстоятельство (сущест.).

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством.

Пример синтаксического разбора простого предложения со схемой

Образец синтаксического разбора простого предложения:

Мы взяли пирожки и воду и отправились к реке.

Мы – подлежащее (мест.), взяли, отправились – однородные сказуемые (выражены глаголами), пирожки, воду – однородные дополнения (выражены сущест.), реке – обстоятельство (сущест.).

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и дополнениями.

Он прыгнул, как ловкий гимнаст.

Он – подлежащее (мест.), прыгнул – сказуемое (глаг.), как – союз, ловкий гимнаст – обстоятельство (выражено прилагательным и существительным).

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Пример разбора сложного предложения со схемой

Синтаксический анализ сложного предложения:

Дети нарвали цветы, которые так любила мама.

Дети – подлежащее (сущест.), нарвали – сказуемое (глаг.), цветы – дополнение (сущест.), которые – союзное слово (местоим.), так – обстоятельство (нареч.), любила – сказуемое (глаг.), мама – подлежащее (сущест.).

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, 1-я часть – главное, 2-я – придаточное определительное.

Сервисы для синтаксического разбора предложения

Наиболее популярными сервисами, которые помогают ученикам правильно выполнить разбор предложений онлайн, являются «Грамота.ру» и «GoldLit».

На сайте «Грамота.ру» в строку поиска необходимо ввести нужное слово. Сервис выдаст подробный анализ слова по всем словарям.

Вторым бесплатным популярным сервисом является «GoldLit». Он был разработан для синтаксического разбора. После анализа сайт выдает начальные формы указанных слов, части речи, проводит грамматический анализ.

Сервисы созданы для того, чтобы ученик мог себя проверить. Не стоит сразу прибегать к их помощи при выполнении домашнего задания.

Источник

Что нужно делать в синтаксическом разборе

· ЗАПИСЫВАЕМ В СКОБКАХ ПОСЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

дополнение (падежные вопросы, кроме Им.п.)

обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)

определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5) Наличие однородных членов.

От петуха летели пыль и пух.

(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)

· УСТАНАВЛИВАЕМ СВЯЗЬ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИИ:

1. Определяем грамматическую основу предложения

— О ком или о чем говориться в предложении?

— Кто? ….. Это подлежащее, подчеркиваю одной линией.

2. Определяю второстепенные члены предложения.

( Выпиши словосочетания (два слова в предложении, которые связаны по смыслу)!

Запомни! Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

Подсказка! Сколько в предложении второстепенных членов, столько и словосочетаний.)

Плакучая ива печально смотрит в воду.

Подсказка! (Три второстепенных члена, значит три словосочетания).

ива (какая?) плакучая

смотрит (как?) печально

смотрит (куда?) в воду

Подсказка! (Ставим вопросы от подлежащего, затем от сказуемого и т.д.).

3. Подчеркиваю второстепенные члены предложения (если изучали)

4. Определяю, какими частями речи выражены члены предложения, подписываю сверху (если изучали)

Источник

Синтаксический разбор предложения (схема, примеры)

Синтаксический раз­бор пред­ло­же­ния — это пол­ная харак­те­ри­сти­ка пред­ло­же­ния с ука­за­ни­ем цели выска­зы­ва­ния, инто­на­ции, коли­че­ства и типа грам­ма­ти­че­ских основ, раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния и пр., состав­ле­ние схемы.

Узнаем, как пра­виль­но выпол­нить син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия в нём одной или двух и более грам­ма­ти­че­ских основ. С этой точ­ки зре­ния раз­ли­ча­ют син­так­си­че­ский раз­бор про­сто­го и слож­но­го предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Одним из важ­ных при­зна­ков пред­ло­же­ния явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ская осно­ва, в кото­рой сосре­до­то­чен смысл выска­зы­ва­ния. Предложение явля­ет­ся про­стым, если в нём содер­жит­ся одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва. Она пред­став­ля­ет собой соче­та­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го или содер­жит один глав­ный член (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое).

Синтаксический раз­бор про­сто­го пред­ло­же­ния выпол­ня­ем поша­го­во в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Рассмотрим подроб­нее и объ­яс­ним все пунк­ты син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Характеристика простого предложения

1. По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют предложения:

Повествовательное пред­ло­же­ние сооб­ща­ет о ком-то или о чём-то и про­из­но­сит­ся со спо­кой­ной интонацией.

На ули­це дует силь­ный ветер. Он быст­ро разо­гнал обла­ка на небе. Вскоре засве­ти­ло яркое солнце.

Вопросительное пред­ло­же­ние выра­жа­ет вопрос, на кото­рый нуж­но полу­чить ответ. С помо­щью вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния гово­ря­щий хочет узнать о чём-то, полу­чить досто­вер­ную инфор­ма­цию. Вопросительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с осо­бой инто­на­ци­ей, под­чер­ки­ва­ю­щей глав­ное сло­во в нём.

Побудительное пред­ло­же­ние содер­жит совет, при­каз, запрет, прось­бу, при­зыв к действию.

2. По эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке, по силе выра­жен­но­го чув­ства пред­ло­же­ния делят на

Невосклицательные пред­ло­же­ния про­из­но­сят­ся без про­яв­ле­ния чувств со спо­кой­ной интонацией.

Дети с инте­ре­сом слу­ша­ют бабуш­ки­ну сказку.

Восклицательные пред­ло­же­ния выра­жа­ют опре­де­лён­ное чув­ство. Они про­из­но­сят­ся с осо­бой инто­на­ци­ей. В кон­це их ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

3. Следующий шаг раз­бо­ра — опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы. Если в пред­ло­же­нии выяв­ле­на одна грам­ма­ти­че­ская осно­ва, это про­стое пред­ло­же­ние. В слож­ном пред­ло­же­нии содер­жат­ся две и более грам­ма­ти­че­ских основ.

4. Если в пред­ло­же­нии нали­цо оба глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся двусоставным.

Осеннее небо запла­ка­ло мел­ким дождем.

Если в пред­ло­же­нии выяв­лен один глав­ный член (под­ле­жа­щее или толь­ко ска­зу­е­мое), такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся одно­со­став­ным.

5. Определяем тип одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния по тому, чем выра­жен его глав­ный член. Если это под­ле­жа­щее в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, то это назыв­ное пред­ло­же­ние.

Односоставные гла­голь­ные пред­ло­же­ния раз­ли­ча­ют по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сказуемого:

7. Если в струк­ту­ре пред­ло­же­ния мож­но ука­зать все чле­ны, необ­хо­ди­мые для пони­ма­ния его смыс­ла, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся пол­ным. В непол­ных пред­ло­же­ни­ях отсут­ству­ет один или несколь­ко чле­нов, кото­рые под­ска­зы­ва­ет преды­ду­щий контекст.

Ты где сей­час нахо­дишь­ся? — Дома (Я сей­час нахо­жусь дома).

8. Осложнённым явля­ет­ся про­стое пред­ло­же­ние, если в нем имеются

Если этих эле­мен­тов нет в про­стом пред­ло­же­нии, то оха­рак­те­ри­зу­ем его как неосложнённое.

9. Далее при­сту­пим к раз­бо­ру по чле­нам пред­ло­же­ния, выявив под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Подчеркнем каж­дый из чле­нов пред­ло­же­ния соот­вет­ству­ю­щей линией:

Для нагляд­но­сти при­ве­дем при­ме­ры син­так­си­че­ско­го раз­бо­ра про­сто­го предложения.

Примеры синтаксического разбора простого предложения

После дождя над лесом повис­ла раз­но­цвет­ная радуга.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, про­стое, дву­со­став­ное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное, неослож­нен­ное предложение.

Чтобы най­ти под­ле­жа­щее, к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем зада­дим вопрос что?

Радуга — это под­ле­жа­щее, выра­же­но суще­стви­тель­ным в име­ни­тель­ном паде­же ед. ч. жен­ско­го рода.

Радуга (что сде­ла­ла?) повис­ла. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, кото­рое выра­же­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни ед. ч. ж. р.

Радуга (какая?) раз­но­цвет­ная. Определение выра­же­но при­ла­га­тель­ным в фор­ме ед. ч. ж. р. име­ни­тель­но­го падежа.

Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места высту­па­ет суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Повисла (когда?) после дождя. В роли обсто­я­тель­ства вре­ме­ни исполь­зу­ет­ся суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа ед. ч. муж­ско­го рода.

Каждый член пред­ло­же­ния обо­зна­чим, какой частью речи он выражен.

Побудительное, вос­кли­ца­тель­ное, про­стое, одно­со­став­ное, определённо-личное, рас­про­стра­нён­ное, пол­ное пред­ло­же­ние, ослож­нен­ное обращением.

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический раз­бор слож­но­го пред­ло­же­ния начи­на­ет­ся с общей харак­те­ри­сти­ки, как и про­сто­го пред­ло­же­ния. Выполним раз­бор в соот­вет­ствии с планом:

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Выполним син­так­си­че­ский раз­бор слож­ных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

На тем­ном небе сверк­ну­ла яркая мол­ния, и раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гром.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, состо­я­щее из двух грам­ма­ти­че­ских основ (мол­ния сверк­ну­ла, гром раз­дал­ся); союз­ное, соеди­ни­тель­ный союз «и», слож­но­со­чи­нен­ное.

Городская пло­щадь, на кото­рой шуме­ла ярмар­ка, была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транспарантами.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (пло­щадь была укра­ше­на; ярмар­ка шуме­ла), союз­ная связь, союз­ное сло­во «на кото­рой» соеди­ня­ет глав­ное пред­ло­же­ние (Городская пло­щадь была укра­ше­на шара­ми, фла­га­ми и ярки­ми транс­па­ран­та­ми) с зави­си­мым (на кото­рой шуме­ла ярмар­ка), слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с при­да­точ­ным определительным.

Девушка огор­чи­лась: она забы­ла вер­нуть подру­ге журнал.

Повествовательное, невос­кли­ца­тель­ное, слож­ное пред­ло­же­ние, две грам­ма­ти­че­ские осно­вы (девуш­ка огор­чи­лась; она забы­ла вер­нуть), бес­со­юз­ная связь, вто­рое про­стое пред­ло­же­ние выра­жа­ет при­чи­ну того, о чем идет речь в пер­вом пред­ло­же­нии; бес­со­юз­ное слож­ное предложение.

Выполнить син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния онлайн мож­но здесь.

Источник

Особенности синтаксического разбора

§1. Что такое синтаксический разбор, в чём его специфика

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

При синтаксическом анализе важно уметь различать единицы синтаксиса, осознавать, что это единицы разных уровней, и понимать, какими признаками характеризуется каждая из них. Синтаксический анализ требует не путать словосочетание и простое предложение, а также простое и сложное предложения и знать, как следует разбирать каждое из них.

§2. Что нужно знать и уметь делать

Синтаксический разбор требует знаний и умений.

Нужно знать:

Нужно уметь:

§3. Порядок разбора синтаксических единиц

Словосочетание

1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому.
2. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное, наречное.
3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.

Простое предложение

1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:

3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:

4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству:

5. Дать характеристику по наличию главных членов:

а)односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б)односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное

6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов:

7. Дать характеристику по полноте (наличию членов предложения, необходимых по смыслу):

8. Определить наличие осложняющих компонентов:

а) однородными членами предложения
б) обособленными членами: определением (согласованным – несогласованным), дополнением, обстоятельством
в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
г) обращением
д) конструкции с прямой речью или цитированием

Примечание:

При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление

Сложное предложение

1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:

3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:

4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:

6. Определить тип сложного предложения и средства связи:

7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).
8. Далее характеризуется каждая часть сложного предложения (по схеме простого предложения – см. схему разбора простого предложения, пп. 5-8)
9. Составить схему сложного предложения, отражающую

Источник

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Характеристика анализа

В соответствии с правилами русского языка разобрать текст можно с помощью четырёх видов анализа: морфологического, по составу, фонетического и синтаксического. Последний представляет собой разбор синтаксических единиц, в процессе которого в первую очередь выделяют грамматическую основу. При этом анализ проводится согласно определённому алгоритму действий:

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Далее необходимо разобраться с главными членами предложения, составляющими грамматическую основу. Обычно это подлежащее, обозначающее объект либо предмет, а также сказуемое, указывающее на выполненное первым действие. В качестве подлежащего могут выступать местоимения и существительные, а сказуемое представлено глаголом, кратким прилагательным либо существительным.

Кроме этого, чтобы связать основные слова в правильное логическое высказывание, используются второстепенные члены предложения, необходимые для раскрытия целостной картины описываемых событий. К ним относятся определение (местоимение, числительное, прилагательное), дополнение (существительное или местоимение) и обстоятельство (существительное с предлогом и наречие).

На основе перечисленных данных делается общий анализ предложения. Он заключается в подробном разборе связанных в законченную мысль лексем.

Синтаксические единицы

Для составления описания синтаксической конструкции необходимо знать критерии лексем. При анализе предложения определяют несколько характеристик в таком порядке:

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Для удобства можно сделать памятку в виде таблицы, где записать общую схему анализа. Это значительно облегчит проработку фраз и позволит довести полученные навыки до автоматизма.

Синтаксический разбор сложного предложения выполняется с расходованием большего количества времени и усилий, поскольку для его анализа потребуется сначала вычленить простые части, а потом уже оценивать каждую из них в отдельности. К тому же в этом случае добавляются дополнительные параметры для исследования.

Если ученику не удаётся быстро освоить правила, стоит воспользоваться размещёнными в интернете программами, которые позволят сделать бесплатно синтаксический разбор предложений онлайн. Чтобы разобрать в онлайн-режиме конструкцию, достаточно будет просто вставить её в соответствующую строку и нажать «Анализировать».

Составление схемы

На уроках для получения хорошей оценки не всегда оказывается достаточным сделать простой разбор предложения. Каждому школьнику необходимо научиться придерживаться плана составления схем описываемых единиц:

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Выполняя упражнение, однородные члены обводят в круг, а обращения, не являющиеся членами синтаксической единицы, отмечают буквой О, отделённой вертикальными линиями. То же самое делают с вводными словами. При составлении схем конструкций, содержащих прямую речь, её отделяют от слов автора с учётом используемых знаков препинания.

Разбор простого предложения

Синтаксический анализ этого типа конструкций лучше всего изучать на основе примеров. Как образец можно взять фразу «Над Москвой розовеют дали». Анализ проводится в несколько этапов:

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Данные, полученные при синтаксическом разборе предложения, к примеру, могут быть записаны следующим образом: если взять конструкцию «Сладость победы стирает горечь терпения», то она состоит из подлежащего «сладость», выраженного существительным, сказуемого «стирает», выраженного глаголом, а также дополнений «победы», «горечь» и «терпения», выраженных существительным. Грамматическая основа — «сладость стирает». Фраза полная, двусоставная, распространённая, невосклицательная, повествовательная. Схема: [- =].

Простое предложение может быть осложнено обособленным деепричастным оборотом, однородными обстоятельствами и т. д. Если разбирать конструкцию «Птичьи голоса звенели повсюду: в степи, в бору, в чаще», можно сделать вывод, что оно невосклицательное, распространённое, двусоставное, повествовательное, полное, осложнённое однородными обстоятельствами. В основе лежит подлежащее «голоса» и сказуемое «звенели». «Всюду» выступает в роли обобщающего слова. [- = ОС: О, О, О].

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Простым конструкциям, включающим деепричастный оборот, дополнительно дают объективную оценку. При этом следует указать, каким именно членом предложения он является, после произвести разбор его частей на слова.

Сложные конструкции

Прежде чем приступать к анализу сложных конструкций, необходимо изначально определить их тип. Существует три вида таких предложений:

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Анализируя сложное предложение, изначально необходимо найти его грамматическую основу. После этого определяют главную и придаточную часть. Чтобы провести разбор синтаксических единиц, содержащих несколько придаточных частей, пользуются общим планом. При этом осуществляется анализ фразы по составу с указанием типа подчинения. Подробно разобраться с алгоритмом разбора можно на основе примеров.

Образец СПП: «Класс ничего не понял, когда учитель объяснял по карточкам». Обе части конструкции повествовательные, невосклицательные, распространённые, двусоставные. Вся фраза состоит из главного предложения и придаточного времени (когда?). Грамматическая основа главного — подлежащее «класс» и сказуемое «не понял», придаточного — «учитель» (подл.) и «объяснял» (сказ.). Схема: [- =], (когда — =).

Что нужно делать в синтаксическом разборе

Имея перед собой примеры предложений с описанием разбора и схемами, можно до автоматизма натренировать визуальную память. Благодаря этому любые задания по синтаксическому анализу будут решаться легко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *