Что нужно делать в буддизме
Буддизм: кратко и понятно
С татья о буддизме — философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.
Буддизм: кратко о религии
Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.
Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (это один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, так же, как и джайнизм.
Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие религии (‘связывание’) и есть попытка «связать» человека с Богом.
В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.
Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.
Коротко о буддизме
Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина», потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.
Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.
Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.
Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.
Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.
Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.
В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.
Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.
Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты
Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.
Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.
Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.
Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.
Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.
Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.
Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной, опять же, понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала бы, как и любая другая идея, миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.
Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.
В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма. Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.
Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»
Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.
Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.
Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.
Буддизм для чайников
Буддизм — очень древняя и популярная религия во всём мире. Хотя её сторонники не согласны с определением религия. Они больше склоняются к тому, что это «наука о сознании». Основателем этого учения считается Сиддхартха Гаутама. Он был легендой науки и философии, именно его суждения стали началом буддизма. Его и называют Буддой. Слова и записи великого мудреца внесли большой вклад во все религии мира. Его философские мысли настолько интересны и поучительны, что с ними стоит познакомиться абсолютно всем.
Если бы мы могли ясно увидеть чудо одного цветка, вся наша жизнь переменилась бы.
Сегодня мы хотим вас познакомить с самыми главными уроками, которые дал нам Будда:
1. Любовь побеждает всё
«Ненавистью нельзя одолеть ненависть, её можно победить лишь любовью. Это вечный закон».
2. Вас определяет не то, что вы говорите, а то, что делаете
«Нельзя человека называть мудрецом только потому, что он говорит, но если вы видите, что он живёт в мире, любви и отсутствии страха, то он на самом деле является мудрым». «Собака не считается хорошей, если она умеет только гавкать. Человек не может считаться добродетельным, если он просто говорит правильные и приятные вещи».
3. Секрет хорошего здоровья — полная жизнь в настоящем
«Не задерживаться в прошлом, не мечтать о будущем, сосредоточить ум полностью на настоящем моменте». «Секрет здоровья для ума и тела заключается в том, чтобы не сокрушаться по прошлому, не слишком беспокоиться о будущем, но жить настоящим моментом мудро и искренне».
4. Взгляд в себя дарит понимание
«Не следует искать свой путь в небесах. Нужно просто заглянуть в своё сердце».
5. Слова могут причинять боль и исцелять
«Слова имеют силу и могут как уничтожать, так и исцелять. Правильные и добрые слова могут изменить наш мир».
6. Отпустите, и это будет вашим навсегда
«Самый верный способ потерять — это продолжать за что-то цепляться».
7. Никто не может прожить вашу жизнь за вас
«Никто не спасёт нас, кроме нас самих. Никто не сможет это, и никто не сделает. Мы сами должны пройти свой путь».
8. Счастье не уменьшается, если им поделиться
«Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь её не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься».
9. Будьте добры ко всем
«Будьте мягки с юными, сострадательны с пожилыми, терпимы к слабым и заблуждающимся. Когда-то в своей жизни вы будете или были каждым из них». «Всем и везде передавайте простую истину: для обновления человечества необходимы только благородное сердце, сердечное слово и сострадание».
10. Не верьте всему, что вам говорят
«Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему».
11. Как вы думаете, так всё и будет
«Всё, что мы есть, — это результат того, что мы думали, наша жизнь основана на наших мыслях и состоит из наших мыслей. Если человек говорит или действует со злым намерением, то страдания следуют за этим, как колесо следует за копытом вола, тянущего повозку… Если человек говорит или действует с хорошей целью, то счастье следует за ним, как тень, которая никогда не оставит его».
12. Отпустите свои страхи
«Весь секрет существования заключается в избавлении от страхов. Не бойся того, что с тобой будет, твоё будущее от этого не изменится, зато настоящее станет спокойным».
13. Правда всегда откроется
«Есть три вещи, которые невозможно спрятать: солнце, луна и правда».
14. Контролируй свои мысли, или они сами будут контролировать тебя
«Чтобы наслаждаться хорошим здоровьем, чтобы создать истинное счастье для своей семьи, чтобы принести мир всем, нужно сначала обуздать и контролировать свой собственный ум. Если человек может управлять своим сознанием, то он сможет найти путь к Просветлению и вся мудрость и добродетель, естественно, придут к нему». «Именно собственные мысли, а не враги или недоброжелатели склоняют человека на тёмную сторону».
15. Подозрения разделяют. Доверие объединяет
16. Никто не является более достойным вашей любви, чем вы сами
«Можете искать по всей вселенной того, кто заслуживает вашей любви и привязанности более, чем вы сами, но этого человека не найти нигде. Вы сами, как никто другой во всей вселенной, заслуживаете свою любовь и привязанность».
17. Знание других приносит мудрость, познание себя даёт просветление
«Лучше победить себя, чем выиграть тысячу сражений. Такая победа всегда останется с вами. Её у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны, ни рай, ни ад».
18. Духовность — это не роскошь, это необходимость
«Так же, как свеча не может гореть без огня, люди не могут существовать без духовной жизни».
19. Замените зависть восхищением
«Не завидовать чужим хорошим качествам, а через восхищение прививать их себе».
20. Ищите покой внутри себя
«Спокойствие находится внутри вас. Не ищите его вовне».
21. Выбирайте себе друзей осмотрительно
«Плохого и неискреннего друга следует опасаться больше, чем дикого зверя; дикий зверь может ранить ваше тело, но злой друг ранит вашу душу».
22. Рецепта счастья не существует
«Счастье — это не удачное сочетание внешних обстоятельств. Это просто состояние вашего ума». «Нет никакого пути к счастью; счастье — это и есть путь».
23. Три самые важные вещи
«В конечном счёте, только три вещи имеют значение: как сильно мы любили, как легко мы жили и как просто отказывались от ненужного».
Как стать буддистом?
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Буддизм – это древнейшая мировая религия. Изучая и исповедуя её, люди учатся любить мир, в котором живут, становятся добрее и терпимее.
Многих буддийское учение привлекает именно своей миролюбивостью. В своих духовных исканиях люди отдают предпочтение этому религиозно-философскому течению, но не все из них знают, как стать буддистом.
Монахи советуют не торопиться с принятием такого решения. Они рекомендуют вначале вникнуть в основы учения, сравнить его направления. Здесь очень важен взвешенный подход к выбору своего дальнейшего пути, ведь буддизм – это, прежде всего, религия личного опыта.
В статье мы будем опираться на положения тибетского буддийского учения, так как именно оно распространено на российских просторах.
Приобщение к буддийским идеям
Итак, что нужно сделать, чтобы постулаты учения стали понятны?
Будущему послушнику следует осознать, что главное отличие выбранной им религии от других заключается в отсутствии понятия Бога, грехов, вечных божественных откровений и других привычных нам религиозных атрибутов.
В буддизме адепт – сам Спаситель, прежде всего, себя, а затем и других людей. Он же и Творец своей благой кармы.
Основные принципы буддизма можно понять, изучая их. Начать нужно с разбора характерной для буддийской литературы лексики.
Без понимания этих особых терминов не добиться глубины и точности восприятия специфических текстов. Существует много специальной литературы, призванной помочь начинающим буддистам. Это:
Авторы, от великих учителей древности до уважаемых современных буддийских лидеров, раскрывают историю появления учения, его базовые понятия. Они дают рекомендации для ежедневной медитации в домашних условиях и практического применения теоретических знаний в жизни.
Затем, конечно, нужно обратиться к истории жизни основателя буддийского учения – Будды Гаутамы. Это поможет проникнуть в суть религии.
Четыре благородные истины, поведанные им своим собратьям, составляют фундамент учения. Будда рассказал им о всеобъемлющем страдании, сопровождающем жизнь каждого землянина, и определил его причину: вечное «хочу», то есть, страстное желание.
Но была дана и надежда: ему можно положить конец. Сиддхартхой был указан и правильный путь, чтобы добиться этого. Информация о карме, её влиянии на перерождения, нирване помогут начинающему послушнику скорректировать своё поведение.
Выбор подходящего направления
Множество самодостаточных школ и направлений объединены общим названием буддизм. Суть у них общая, но некоторые моменты могут существенно различаться. В общем, все они принадлежат двум главным ветвям: тхераваде и махаяне. Махаяна, в свою очередь, подразделяется ещё на несколько течений.
Поэтому, ознакомившись с декларируемыми постулатами, следует выбрать школу, которая близка по духу. А ч тобы не запутаться в их большом количестве, можно отдать предпочтение той, которая имеет репутацию, выдержавшую проверку столетиями.
Развёрнутый анализ школ и направлений даёт известный востоковед и буддист Е.А. Торчинов в своём «Введении в буддологию». Выбор направления может зависеть также и от того, каким человеку видится дальнейший жизненный путь. Он может стремиться к нирване, и тогда следует выбирать тхераваду.
Если же начинающий буддист стремится не только спастись сам, но еще и помочь в этом другим, то вполне вероятно, что он захочет стать на путь бодхисаттвы. Тогда ему нужно будет сделать выбор из школ махаянского толка.
Принятие прибежища
Итак, выбор сделан. Что нужно, чтобы принять прибежище в трёх буддийских драгоценностях? Принятие
Принятие прибежища заранее, до попытки следовать рекомендациям Будды, является не очень обдуманным поступком. Послушнику лучше сделать это после того, как он на практике убедится в правдивости слов Шакьямуни, как тот и рекомендовал, и у него не останется сомнений в том, стоит ли становиться буддистом.
Для принятия прибежища потребуется встретиться с учителем – ламой. Побывав, например, на какой-то лекции или выступлении учителя, можно попросить его о личной встрече. После беседы с начинающим буддистом ламе станет понятно, насколько тот готов следовать учению Будды.
Наиболее благоприятными днями принятия прибежища являются 8-й, 15-й и 30-й дни по лунному календарю. Желательно совершать самый важный шаг в своей жизни, следуя этой рекомендации.
Когда официальная церемония свершится, адепт даёт обет соблюдать пять принципов в повседневной жизни:
Это и есть начало формирования благой кармы и применение идеалов буддизма на практике. Послушник сам отвечает за свою жизнь, никто не накажет за грехи, но за каждой причиной будет следствие.
Самостоятельная вера
Некоторые люди, ознакомившись с информацией в интернете или других источниках, вдруг решают обратиться в буддийскую веру самостоятельно.
Чаще всего они начинают медитировать или выполнять какие-то другие практики. Однако если поверить в буддийские истины можно и должно самому, то стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища, как было упомянуто выше.
Начинающему буддисту важно, чтобы этот обет у него принял именно лама. При личной встрече и во время специальной процедуры он передаёт прибежище адепту. Только после этого практики послушника обретают должный смысл.
Если говорить про Ваджраяну, то ее медитативные техники очень мощны и могут быть небезопасны для неподготовленного человека. Поэтому их передача осуществляется тайным образом.
Те же, с которых предлагается начать новичку, обычно безопасны. Если строго следовать указаниям учителя и понимать, с чего начать, недобавляя от себя ничего лишнего и не пропуская главного, то и ошибки в них не допустишь.
Поэтому рекомендуется, чтобы на практику благословлял и руководил ею учитель, тот, который принял у новообращённого обет и объяснил правила школы, которую он представляет. Таким образом, самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Следование восьмеричным путём
Чтобы овладеть учением в полной мере, нужно детально изучить и вникнуть в восемь составляющих пути, ведущего к освобождению от страдания.
Особое внимание уделяется отправной точке – правильным воззрениям. Ко всем этапам восьмеричного пути следует неоднократно возвращаться, обогащая своё понимание знаниями, почерпнутыми у современных учителей или в древнем Палийском каноне.
Практики буддийского учения
Подготовительные практики в тибетском буддизме называются нёндро. Они делятся на обычные и особенные.
Во время обычной практики адепт размышляет о
Во время особенных практик все действия повторяют 111111 раз:
Практики можно делать и без формального вступления в ряды Сангхи, но эффект от них в этом случае будет не столь значительным.
Поиск единомышленников
Добавим ещё, что, как и в любом деле, в следовании Дхарме важны единомышленники. Случается, что у человека, который начинает с нуля, не получается справиться в одиночку с какими-то проблемами. Тут как нельзя кстати придётся живое общение с другими адептами, у которых, возможно, больше знаний и опыта.
Так как в России буддизм менее распространён, чем в восточных странах, то, скажем, в Москве найти таких людей будет сложнее. Но в помощь могут прийти форумы и группы в интернете, где можно попытаться выявить земляков с аналогичными религиозными взглядами.
Если задаться такой целью, то постепенно соберётся группа буддистов с общими интересами. С ними можно будет выполнять совместно практики и общаться на интересующие темы.
Свобода вероисповедания
Если вдруг случилось так, что человек «ошибся дверью», и эта религия не для него, всегда можно безболезненно уйти с этого пути. Он не будет преследоваться своей бывшей школой и не испытает других негативных последствий.
Заключение
Надеемся, что статья оказалась интересной и полезной для вас!
Делитесь ссылкой на пост в социальных сетях с друзьями, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи о буддизме на свою почту!
Всего доброго, друзья! До новых встреч!
Здравствуйте, Наталья и Анастасия!
Я Алексей Постоянное Озарение.
Рад встретить этот сайт — хорошо оформленный, с подробными статьями и уже довольно обширный.
Правда, понимание сути буддизма у вас пока смутное. Например:
> самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.
Это мнение может иметь смысл для практикующих Ваджраяну, поскольку тантрические практики бывает трудно делать правильно без опытного учителя.
Но, если говорить о пути буддизма в целом, то это путь открытия реальности, как она есть.
Вступить на этот путь может каждый, в любой момент.
Многие идут по нему, даже не зная, что это путь буддизма!
Или вы считаете, он заключается в чём-то другом?
> стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища
Один из самых знаменитых буддийских учителей, Хуэйнен пробудился без учителя, всего лишь услышав, как некий монах читает вслух «Алмазную сутру».
Стал ли он при этом участником буддийского сообщества?
Здравствуйте, Алексей Постоянное Озарение!
Спасибо Вам за позитивную оценку нашего сайта! Мы стараемся, чтобы нашим читателям было комфортно находиться на нем.
По поводу Вашего замечания — видимо, Вы не очень внимательно прочитали статью — в самом начале мы уточнили, что рассматриваем вопрос с точки зрения именно тибетского буддизма. Однако, если сложилась такая ситуация, то мы обязательно еще раз подчеркнем это в данном абзаце, чтобы в дальнейшем у читателей не было замешательства по этому поводу. Так что Вам в любом случае спасибо!
По поводу Вашего вопроса:
«Но, если говорить о пути буддизма в целом, то это путь открытия реальности, как она есть.
Вступить на этот путь может каждый, в любой момент.
Многие идут по нему, даже не зная, что это путь буддизма!
Или вы считаете, он заключается в чём-то другом?»
Мы согласны с Вами в том, что путь буддизма — это путь открытия реальности, как она есть. Однако открытие реальности, как она есть — не обязательно путь буддизма.
Открытие реальности возможно разными путями. И путь буддизма — один из них. Человек может идти и по пути, например, даосизма либо какого-то эзотерического учения, или может иметь собственный личный опыт открытия реальности, не привязанный ни к одному из путей.
Он может даже не знать про буддизм как таковой. Однако в таком случае все-таки нельзя сказать, что он идет путем буддизма. Путь буддизма предполагает ориентацию на Будду как на учителя и использование буддийских практик для своего продвижения. И в данной конкретной статье мы подразумевали именно это — осознанное следование буддийскому пути. Вы же, видимо, имеете в виду более общее понятие буддийского пути — как Пути пробуждения.
Благодарю за ответ!
Но и с точки зрения тибетского буддизма «вступление на путь» ещё не означает обязательных благословений Ламы.
Если воспользоваться толкованием Цонхапы, путь возможен на трёх основных этапах: (1) практика в погоне за мирским счастьем; (2) практика для собственного освобождения от неудовлетворённости; (3) практика ради всех существ.
Тогда «вступление на путь» можно понимать по-разному — в том числе, и когда ещё практикуют (например, буддийскую медитацию или садханы) ради мирского счастья.
Даже практики второго этапа, с отречением от мирских иллюзий, работают и без благословений телесно присутствующего Ламы.
Даже на третьем этапе, благословения можно получить через существ Самбхогакайи, как это было, например, с Цонхапой, который получал Учения от Манджушри и Атиши без посредничества учителей в обычных телах.
Поэтому идея, что «для вступления на путь нужен Лама», по-моему, не выдерживает проверки логикой и примерами.
Такой идеи могут придерживаться некоторые тибетские учителя, но было бы преувеличением сказать, что они воплощают позицию всего тибетского буддизма.
Второе: что такое буддийский путь — действительно, возможны разные толкования. Давайте посмотрим, какое полезнее и больше соответствует словам самого Будды?
«Путь пробуждения»? Или: «Путь буддизма предполагает ориентацию на Будду как на учителя и использование буддийских практик для своего продвижения»?
Что говорил об этом сам Будда?
Читаем «Махапариниббана сутту»:
> Отшельник Субхадда сказал Благословенному: «Почтенный Готама, аскеты и брахманы, возглавляющие большие общины учеников (…) – Пурана Кассапа, Маккхали Госала (…) – обладают ли они глубоким познанием, как утверждают, или же вовсе не достигли познания, или одни достигли, а другие нет?»
> …Благословенный сказал: «Если в чьих-либо Дхамме и Винае не найден Благородный восьмеричный путь, тогда ты не найдешь там истинного саману четырёх ступеней. Но если в каких угодно Дхамме и Винае найден Благородный восьмеричный путь, тогда ты найдешь там истинного саману четырёх ступеней святости».
То есть, сам Будда считал, что путь, которому он учит — это не ориентация на него как учителя и использование его практик, а практика в соответствии с Восьмеричным путём, кто бы её ни излагал. Он говорит:
2.32. …У Татхагаты нет мысли, что это он должен вести общину монахов, или что община зависит от него…
2.33. …Ананда, будьте сами себе островом и прибежищем, не ища внешнего прибежища; со Дхармой как островом, Дхармой как прибежищем, не ища иного прибежища.
То есть, определять буддийский путь можно по формальному, внешнему признаку, разделяя на «буддийское» и «не буддийское».
Но такое различение не основано на функции — продвижения по Восьмеричному пути. Различение по внешним признакам не позволяет отделить суть от случайных деталей; детали буддизма от деталей национальной культуры и т.п.; практику от подражания.
Более того, пытаясь так отделить «не буддийское», мы уберём из своих возможностей всё, чего не нашли в каком-то известном нам наборе Учений. Мы скажем, что это «не буддийский путь», раз наш Учитель этого не давал.
По такому принципу, некоторые считают тибетский буддизм не настоящим буддизмом, и тогда нам придётся с этим согласиться, потому что в исходных Дхарме и Винайе Будды не было ничего похожего на многие практики Ваджраяны в их нынешнем виде.
Здравствуйте, Алексей Постоянное Озарение!
Есть разные способы, как можно идти по Пути, в том числе и в тибетском буддизме. Обязательное наличие Учителя в некоторых направлениях буддизма не отрицает и не является противопоставлением индивидуального пути в буддизме в других его направлениях. Поскольку мы ничего ничему не противопоставляем, то считаем, что и тема дискуссии по данному вопросу исчерпана.
> По такому принципу, некоторые считают тибетский буддизм не настоящим буддизмом, и тогда нам придётся с этим согласиться, потому что в исходных Дхарме и Винайе Будды не было ничего похожего на многие практики Ваджраяны в их нынешнем виде.
Возможно, исходя из описанных вами принципов, принятых в вашем рассуждении за исходные данные, некоторые и считают тибетский буддизм не настоящим. Однако это всего лишь одно из мнений, не влияющее на сам тибетский буддизм и его опыт, духовность. Как мы знаем, буддизм не статичен, он развивается веками, и в разных регионах, странах, его развитие было разным, адаптированным для восприятия людей, живущих в этих странах. Например, дзен-буддизм некоторые тоже не считают за буддизм, однако, очевидно, для японца он более подходящ, чем тибетский или тайский, да и людям определенного склада характера и мышления будет более полезен, нежели другим. Люди различаются между собой и по способу восприятия, личному опыту, поэтому одним лучше подходят одни способы продвижения по Пути, другим — другие. Здесь также нет никаких противопоставлений, а потому и нет темы для дискуссии.
Автору респект
Тем не менее, согласен с «постоянное озарение»: то, что стать последователем дхармы можно только при помощи ламы, это перебор. Общался с некоторыми заезжими «ламами», гастролирующими по странам снг как артисты, весьма сочувствую адептам, которые сделались их учениками. Может, не из дхармы, но в христивнской Библии по этому поводу хорошо сказано: «проклят человек, который надеется на человека и плоть [немощную] делает своею опорою…»
Амитабха! Действительно хороший сайт!