Что нужно делать утром перед школой девочке
7 вещей, которые сделают любое утро перед школой позитивным
Совет от школьницы: Вкусный завтрак
«Съесть вкусный тортик», – первое, что ответила моя третьеклассница!
Вот уж никогда не сомневалась, что это важно.
Торта каждый день быть не может, но быстрый, сытный и вкусный завтрак может сильно улучшить настроение перед школой. Для этого он должен быть горячим, питательным и немного сладким. «Я же говорила, каша!» – скажет довольная мама. «Не-е-ет, только не это!» – заноет школьник.
Однако в кашу можно добавить фрукты, орехи, корицу и даже какао – попробуйте, это работает! Или заранее расспросите, какие блюда ребенку хотелось бы видеть на столе с утра. 3-4 быстрых варианта – и вы спасены.
Совет от мамы: Веселые надписи
Нарисуйте или распечатайте несколько надписей-плакатов: «С добрым утром!», «Прекрасного дня!», «Удачи в школе», «Все будет хорошо», и развесьте их в комнате, на кухне и перед выходом из дома.
Такие пожелания настраивают всю семью на позитив и смягчают утреннее напряжение. Лишний раз упрямиться и ругаться не захочется.
Совет от… школьницы: Готовое домашнее задание
Была удивлена, когда услышала от дочери: «Нужно, чтобы задание было сделано, и ты иногда проверила».
Кажется, что детям все равно, что там с уроками, а сделанное задание больше нужно маме, но это не совсем так.
С вечера одолевает усталость, ничего не хочется делать, проверка раздражает. Но утром у ребенка может появиться беспокойство и тревога. Даже если с заданием с вечера все было не очень, лучше не усугублять это упреками еще и с утра. В начальной школе иногда нужно и «спасти» – поговорить с учителем и объяснить, почему ребенок не успел.
Совет от мамы: Продуманный гардероб
Это не только подготовленная с вечера одежда, но и достаточное количество ее смен. Тогда ребенку будет проще собрать нужные вещи к утру самостоятельно, а мама не будет злиться, что процесс одевания затянулся.
Хорошо, когда форма предполагает выбор вариантов по цветам и аксессуарам. Настроение может улучшить красивая брошь, заколка или стильный галстук.
Если ребенок пока равнодушен к тому, что надеть, или носит только любимую рубашку, можно подсказать ему, какие вещи лучше сочетаются друг с другом. Но не нужно настаивать, хорошее настроение важнее!
Совет от школьницы: Погладить кота
«Настроение лучше, когда утром приходит котик, мурлычет и настроен общаться».
Наверняка на эту тему не раз писали британские ученые, а для нас и так не секрет, что общение с животными умиротворяет, приносит радость, удовольствие и благотворно влияет на весь организм.
Все это коты и дети познают на собственном опыте. Возвращаться из школы в дом, где есть животные, тоже гораздо радостнее, особенно если в течение дня были неудачи и тревоги.
Совет от мамы: Любимая музыка
Будильник можно настроить на радио. С детского сада мы практикуем подъем под музыку, и именно с этого момента он перестал быть кошмаром для всей семьи.
Мы выбрали детскую радиостанцию, песни уже знакомы наизусть, поздравления с праздниками всегда улучшают настроение, а познавательные передачи ненавязчиво помогают мозгу проснуться и настроиться на учебу.
Но можно составить и специальный утренний саундтрек из любимых песен – ритмичных или более спокойных – под настроение.
Совет от школьницы: Добрые слова друг другу
«Люблю, когда мама желает хорошего дня перед школой».
Это и правда бесценная привычка. Добрые пожелания настраивают на позитив и приучают семью думать друг о друге.
Обратите внимание на то, что вы говорите друг другу, расставаясь с утра. «Ну, все, пошел быстрее, скоро урок!». «Давай, пока». «Чтобы перед выходом позвонил…». «Веди себя там нормально».
Очень легко сформировать доброе, позитивное расставание одной простой фразой: «Хорошего тебе дня». И в школу идти легко и приятно!
Сборы в школу – быстро: как научить ребенка все успевать по утрам
Вовремя встал и оделся – получаешь призовые очки
Осенью и зимой особенно трудно вставать по утрам в школу и на работу. Что делать, если ребенок вообще собирается медленно, а сейчас особенно? Попробовать метод, который предлагает психолог Алан Каздин: разработать систему поощрений (внимание: именно поощрений!), назначить призовые очки за желательное поведение, скрупулезно подсчитывать их и стимулировать ребенка заранее оговоренной наградой. Вот как это работает.
Во многих семьях сборы в школу превращаются в кошмар, словно это посадка самолета в неблагоприятных погодных условиях. Нужно сделать массу мелких дел, и сделать правильно: все должны встать, умыться, одеться, позавтракать, собрать портфели, всунуть ноги в уличную обувь, натянуть куртки, выйти из дома, сесть в машину, отправиться на остановку автобуса, идти пешком до места назначения и т.д. Там, где несколько детей отправляются в школу, а родители на работу, 5-минутное опоздание равносильно катастрофе.
Поэтому родители 9-летней Сары рвут и мечут, когда она все еще валяется в кровати после трехкратного напоминания о том, что время вышло. Еще Сара может 20 минут выбирать блузку, сидеть, уставившись в пространство и накручивая локоны на палец — когда предполагается, что она ищет тетрадку по математике. Нам нужно решить эту проблему.
Проблема — и ее позитивные противоположности
Первый шаг — наблюдение и определение действий в настоящее время. Что именно ребенок делает утром? Перечислите. Родители Сары пытались говорить в целом, например: «Она долго раскачивается и копается». В конце концов я добился подробностей: «Она слишком долго не выходит к завтраку». Вот мы получили описание конкретных действий: «Когда мы будим Сару, она встает, но потом ложится обратно в кровать, пока мы не начинаем орать. Это занимает минут 15. Затем она 20 минут выбирает одежду. После этого она слишком долго собирает тетради и учебники».
Получив ясное представление о последовательности действий, которые мы бы хотели изменить, мы можем сосредоточиться на формировании желательного поведения. Конечный вариант утра будет выглядеть примерно так: «Мы хотим, чтобы Сара вовремя вставала утром, быстро и спокойно одевалась, завтракала, собирала портфель и была готова выйти из дома в 7.30. Мы хотим, чтобы она все это проделывала без напоминаний».
Начнем с выбора одного или двух действий, которые родители считают наиболее проблематичными. Например, родители сказали, что Сара 15 минут валяется в кровати и еще 20 минут выбирает одежду. Ключевое действие здесь — встать с кровати. Мы установили такие правила: если Сара встает в течение 10 минут после пробуждения (по будильнику или ее будят родители, не важно), то она получает очко. Если через 20 минут она спускается к завтраку, полностью одетая, то получает другое.
Система очков и призы
Мы собирались поощрять успехи Сары и вести их учет при помощи таблицы достижений. Этот подход подразумевает похвалу, призовые очки и награду, которую можно купить за полученные очки. Все это поощряет желательное поведение.
Итак, вам надо нарисовать таблицу, выбрать «валюту» (очки, стикеры и т.д.), добавить «стоимость» определенного поведения (1 очко за это, 2 — за то) и выбрать призы, которые Сара сможет купить за полученные очки.
Кроме того, помните несколько главных правил:
Теперь перейдем к подробностям. Начнем с призов. Большинство призов должны быть «ценой» всего в несколько очков. Такие призы Сара может зарабатывать почти каждый день, особенно в начале программы. Естественно, эти призы должны соответствовать возрасту и вкусам девочки: бижутерия, разрешение скачать фильм или музыку на платном сайте и т.п.
Кроме того, вы можете предложить ей и «бесплатные» привилегии — выбрать себе занятие в свободное время или меню для семейного обеда; разрешение позже обычного времени лечь спать; совместное с мамой приготовление любимых блюд; день беспорядка в собственной комнате — подойдет любой вариант, который понравится вашему ребенку.
Переходим к стоимости вознаграждений. Если мы собираемся работать над последовательностью действий (встать, одеться и позавтракать быстро и без напоминаний), то цена может быть такой: Сара получает очко за подъем с кровати в течение 10 минут после пробуждения; еще одно — за одевание и выход к завтраку в течение 20 минут после пробуждения; и она может заработать бонус, если получит оба очка за одно утро. Таким образом, Сара может заработать 3 очка за утро или 15 в неделю.
У нас будет 6 призов. Для начала это достаточное количество: 2 приза за 2 очка, 2 — за 4, 2 — за 10 и 12 очков. Так Сара сможет получать приз каждый день, если выполнит все условия (2 очка). Если она в один день выполнит действия частично (1 очко), то приз не получит; но на следующий день она поднатужится и заработает 3 очка. Тогда Сара получит право купить 4-очковый приз.
Чтобы получить суперприз (это может быть поход в аквапарк и т.п), Саре придется трудиться долгое время. Цена будет высока — скажем, 35 очков, и Саре понадобится примерно месяц, чтобы заработать такую сумму. Но это общее количество очков, которые она одновременно может тратить на небольшие призы.
Каждую неделю мы будем переносить во вторую таблицу суммарное количество очков из первой — несмотря на то что эти очки могут быть уже потрачены. Заработав нужное количество очков, Сара получит суперприз. Такой дополнительный стимул очень хорошо действует на 9-летних детей, которые быстро разбираются в системе и с удовольствием отслеживают собственный прогресс.
Самое главное — похвала
Как всегда, не забывайте хвалить — это жизненно важно. Система вознаграждения всего лишь помогает вам не запутаться в назначении призов. Но похвала обязательно должна сопровождать вознаграждение. Например, прекрасный ход — зайти к Саре вскоре после ее пробуждения и похвалить за то, что она встала и собралась. Можно добавить: «Иногда мне кажется, что ты совсем взрослая».
Когда вы хвалите 9-летнего ребенка, интонация голоса должна быть иной, чем для похвалы 4-летнего. 4-летнего ребенка вы должны хвалить, как группа поддержки на спортивных соревнованиях — 9-летнему достаточно сказать: «Здорово, Сара! Ты вовремя вышла к завтраку!» — и показать поднятый вверх большой палец.
Еще одно важное замечание по поводу вознаграждений: не скупитесь на очки. Родители нередко ждут, пока дети не продемонстрируют полностью желательное поведение, и только потом вносят очки в таблицу. Это ошибка. Помните: мы формируем поведение, и нужно искать все возможности для вознаграждения самых малых позитивных сдвигов.
Работая над формированием поведения, постарайтесь не придираться и не ворчать. Если Сара не выполняет ваши просьбы, повторите просьбу только раз, а потом скажите, что она упустила возможность заработать очко. Может, в следующий раз ей повезет больше. Если она делает успехи и выполняет просьбы без напоминания, предложите ей бонус: встав с кровати, одевшись и сев за стол без напоминаний, она получит дополнительное очко.
Так мы пытаемся ослабить участие родителей, чтобы Сара приобрела привычку собираться в школу самостоятельно. Это важный момент, потому что программа является временной мерой — она постепенно прекращается по мере превращения действий в привычку, не требующую подсказок с вашей стороны.
Есть прогресс?
Через 3 дня или даже через неделю после начала программы вы должны заметить некоторый прогресс. Если наблюдаются положительные сдвиги, продолжайте работать в том же направлении. Вы можете добавить дополнительное вознаграждение: очко за последовательность выполнения действий.
Это особенно необходимо, если Сара не всегда хорошо справляется: один день удачный, другой — нет. В этом случае она может заработать дополнительное очко за правильные действия в течение 2 дней подряд (всего 3 очка за 2 дня). Обязательно отметьте и похвалите Сару за получение дополнительного очка: «Ого, ты не только собралась и вовремя вышла к завтраку, но сделала это два дня подряд! Это потрясающе, и ты получаешь еще одно очко».
Если она постоянно получает третье очко, усложните задачу. Назначайте бонус за 4, 5 дней подряд или даже за полную неделю своевременных сборов. Выполнив желательные действия 4 дня подряд и заработав по 3 очка в день, она получит 2 очка дополнительно; за полную неделю (3 очка в день) — 3 бонусных очка.
Нет результатов?
Что делать, если поведение не улучшается? Выполняет ли Сара хоть какое-нибудь желательное действие? Можно ли заметить, что она немного быстрее встает с кровати и одевается хотя бы изредка? Если да, попытайтесь спровоцировать желательное поведение: вы можете начать выполнение действий вместе с Сарой.
Если ребенок никогда не совершает желательные действия, если через несколько дней работы программы она не сделала ничего, о чем ее просили, следует взяться за дело более настойчиво. Постарайтесь заинтересовать Сару системой вознаграждений: «Давай я помогу тебе заработать несколько очков». Возможно, вам потребуется оставаться с ней в комнате какое-то время и подавать ей предметы одежды. Но это временная мера — не волнуйтесь, что вам придется делать это каждое утро, пока она не уедет учиться в колледж. Ваше присутствие (а не просто словесные подсказки) поможет девочке быстро одеться.
Может, вы установили слишком жесткий временной срок? Если вы пытаетесь сократить время одевания с 20 до 5 минут и ничего не получается, уменьшите срок с 20 до 15, а потом, если Сара справится, и до 10 минут и т.д. Мы хотим, чтобы у Сары все получилось. Не поднимайте планку слишком высоко.
И, наконец, результаты. Самое главное — отмечать малейшие признаки прогресса и вознаграждать их. Что касается призов, то следует еще раз проверить, насколько они ценны для Сары. Постарайтесь добавить «перца» в процесс выполнения действий и зарабатывания очков. Вы можете объявить какой-то день «днем двойных очков». Например, раз-два в неделю, или в дождливый день (когда люди становятся сонными), или же день по ее выбору (но не чаще, чем дважды в неделю) Сара будет получать вдвое больше очков за те же действия.
В такой «двойной» день вы можете поддразнить девочку, когда она собирается: «О нет, ты сейчас сорвешь банк и заработаешь слишком много очков». (Шутки стимулируют зарабатывать очки, а взволнованные и тревожные замечания — плохие помощники.)
Я хочу еще раз упомянуть о чрезмерных ожиданиях родителей, которые слишком часто устанавливают высокие и нереальные стандарты: «Делай, что нужно, регулярно, каждый день, и мы подумаем о вознаграждении». При формировании желательного поведения мы начинаем с малого. Наша цель — один удачный день или даже шаг к нему.
Выбираем время подъема в школу
С началом учебного года у школьников независимо от возраста появляются разного рода сложности. Некоторые из них вызваны выпадением из рабочего режима за период летних каникул. И многим ребятам никак не удается снова попасть в нужную колею, скорректировать свой режим так, чтобы на все хватало времени, чтобы не опаздывать в школу, и при этом высыпаться да еще и прилично выглядеть. Отсюда назревает логичный вопрос: за сколько лучше вставать до школы, чтобы успевать переделать все утренние дела?
Правила утренних сборов перед школой
Начать нужно с того, что все люди разные, и утренние дела тоже будут у всех разными. Девочкам, как правило, нужно больше времени на сборы перед школой, чем мальчикам, хотя опять же, тут тоже возможны варианты. Но все-таки независимо от пола, возраста и особенностей характера есть общие правила, которые помогут ничего не забыть утром и прийти в школу бодрыми и в хорошем настроении.
Если следовать этим нехитрым правилам, утро из тяжелого и ненавистного может стать вполне приятным. Если вы сделаете основные дела вечером, вовремя ляжете, и встанете утром чуть пораньше, то вам останется выполнить только необходимый минимум, занимающий буквально 15-30 минут: встать, умыться, почистить зубы, заправить кровать, одеться, причесаться, позавтракать и, если вы девочка старших классов, сделать легкий макияж (легкий — здесь ключевое слово!). И пусть новый день будет добрым и бодрым!
Утро школьника
У родителей школьников много забот, и одна из самых важных – утренние сборы ребенка в школу. О том, каким должно быть утро школьника, рассказывает наш эксперт.
– Ирина Евгеньевна, Вы не только профессиональный психолог, но и мама четверых детей, поэтому Ваши советы родителям школьников будут особенно полезны. Многие родители хотят знать, каким должно быть утро школьника, чтобы в полной мере подготовить его к учебному дню.
– День каждого школьника начинается с подъема, поэтому очень важно правильно разбудить ребенка. Делать это нужно спокойно, ласково, без стресса. Ни в коем случае нельзя дергать ребенка: пусть он проснется спокойно и без спешки. Иногда родители из самых лучших побуждений стараются не будить ребенка до самой последней минуты: «Пусть еще немного поспит!», а потом выдергивают сонного школьника из кровати и начинают подгонять: «Давай быстрее!». В результате ребенок вместо нормального пробуждения получает с самого утра порцию стресса, а это недопустимо.
– Чем лучше кормить школьников по утрам и нужно ли заставлять их завтракать, если они не хотят?
– Завтрак необходим! Он должен быть калорийным, но обязательно легкоусвояемым. Блюда для завтрака нужно выбирать индивидуально и обязательно учитывать вкусовые предпочтения ребенка и особенности его пищеварения. Некоторые дети с удовольствием съедят перед школой порцию макарон с котлетами, а потом с таким же аппетитом съедят и школьный завтрак. Но таких детей немного: подавляющее большинство предпочитают по утрам легкий перекус. Можно приготовить им кашу или мюсли и стакан фруктового сока: апельсинового, яблочного, виноградного. Отличный напиток для завтрака школьника – какао. Какао любят почти все дети, оно легко усваивается, быстро насыщает детский организм энергией и к тому же поднимает настроение.
Если ребенок не хочет завтракать, его нельзя заставлять, иначе потом его может стошнить. Но отпускать ребенка в школу без завтрака нельзя: в этом случае можно ограничиться только стаканом какао. Школьнику постарше какао можно дать с собой, чтобы он выпил его по дороге в школу (если, конечно, школа не рядом с домом). Для этого нужно купить кружку-термос – это недорогой, но очень модный и оригинальный аксессуар, который сохраняет напитки горячими и не позволяет им пролиться. Дети охотно будут пить какао из такого термоса – это интересно, приятно и круто! Можно также дать ребенку с собой в школу бутерброд с докторской колбасой – я пока еще не встречала детей, которым не нравится докторская колбаса.
– Нужна ли школьникам утренняя зарядка?
– Безусловно! Утро школьника обязательно должно включать утреннюю гимнастику, но, к сожалению, в реальной жизни про это вспоминают немногие родители. И совершенно напрасно: наши дети много времени проводят на стульях в сидячем положении, поэтому почти у всех есть проблемы со спиной. Утром им нужно сделать хотя бы небольшую 10-минутную разминку: выполнить несколько приседаний, покрутить головой, подтянуться на домашнем турнике. Одним словом, сделать упражнения, которые помогут распрямить позвоночник.
– Родители часто жалуются, что дети недосыпают: нагрузки в школе, домашние задания, а вдобавок к этому многие школьники посещают спортивные секции, различные кружки и образовательные курсы. Как бороться с недосыпом?
– Лучший способ справиться с недосыпом – правильный распорядок дня. Школьники встают рано, поэтому они должны ложиться спать не позднее 22.00, а сон должен продолжаться 9–10 часов. К сожалению, сейчас многие школьники спят всего лишь 8 часов или даже меньше, но этого мало!
– Но как этого добиться?
– Нельзя допускать, чтобы школьники весь свой день посвящали домашним заданиям и другим развивающим и обучающим занятиям. Ребенок любого возраста должен ежедневно гулять на улице около полутора часов. Хорошо, если это будут подвижные игры: катание на роликах, скейтборде, лыжах, санках или коньках, футбол, хоккей. Сейчас набирают популярность спортивные площадки, уличные тренажеры («воркаут») и спортивные группы по интересам (любителей бега, командных игр и т.п.). Такие занятия станут отличной разрядкой для каждого школьника. Хорошо, если в доме есть собака: прогулка с четвероногим другом будет не только приятна, но и полезна для здоровья. Время прогулок на воздухе нужно подбирать индивидуально: кому-то из детей нравится побегать и поиграть на улице сразу после школы, а кто-то предпочитает сначала сделать все уроки, а гулять вечером. Приемлемы оба варианта.
– Сколько времени должны тратить школьники на выполнение домашних заданий?
– Школьники средних и старших классов должны учить уроки в общей сложности около 4 часов, можно с перерывами на отдых или перекус. В этом случае уроки будут хорошо выучены, а ребенок не переутомится. Если к вечеру уроки оказались не выучены, заставлять ребенка их доучивать перед сном бесполезно: он уже устал, и никакого толку от таких занятий не будет. В этом случае можно утром разбудить его на час раньше – на свежую голову за этот час он успеет все сделать.
В начальных классах на уроки должно уходить около полутора часов, при этом родителям рекомендуется сидеть рядом с ребенком, но не подсказывать и не делать уроки за него, а только мотивировать и подбадривать. Хорошо, если родители проявят искренний интерес к его учебе, благо это сделать нетрудно: в современных школьных учебниках много любопытной информации, которую взрослые не знают или когда-то знали, но давно забыли. Я хочу отдельно обозначить проблему гаджетов. Все дети очень много времени тратят на электронную переписку с друзьями, а это повышает утомляемость и снижает работоспособность. Запрещать гаджеты нельзя, но нужно ограничивать их использование.
– Время от времени родители сталкиваются с тем, что утром ребенок внезапно начинает капризничать и жаловаться, что у него болит голова или живот или что его тошнит и поэтому сегодня в школу он идти не хочет. Что делать, если это всего лишь выдумки или капризы?
– Если это действительно капризы, то проблема может иметь соматический характер, когда на физическое здоровье влияют психологические факторы. Если ребенок начал капризничать, ни в коем случае нельзя его ругать. Нужно спокойно выяснить причину такого поведения. Скорее всего, проблема в школе: там произошло что-то неприятное для школьника, поэтому ему не хочется туда идти. Для начала попробуйте его уговорить, скажите ему, что вы все понимаете, но в школу идти все равно надо! Если уговоры не помогают, попробуйте расспросить ребенка подробно обо всех слабых местах. Спросите, как у него с математикой, что у него по русскому языку, нет ли проблем с другими предметами. Возможно, он просто получил плохую отметку или не сделал какое-нибудь домашнее задание и теперь ищет предлог, чтобы не пойти в школу. В этом случае нужно спокойно объяснить ему, что пропуск занятий проблему не решит – исправлять ситуацию нужно другими методами.
Секреты правильного завтрака: чем кормить ребенка утром перед школой
Чем кормить ребенка утром перед школой, рассказывает заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники № 3, врач-педиатр высшей категории Любовь Панюшкина.
Ребенок идет в школу, там его ждет настоящая многочасовая работа, требующая немалых энергетических затрат. Меняется привычный, выработавшийся за лето пищевой рацион и время приема еды. Особенно это касается первоклассников. Медики однозначно утверждают, что завтрак школьника должен быть теплым, энергетически ценным и полезным для здоровья.
Основу пирамиды правильного питания составляют злаки преимущественно серого цвета. А хлебобулочные изделия венчают вершину пирамиды, то есть должны употребляться в наименьших количествах. Поэтому самый обычный бутерброд — белый хлеб с колбасой или сыром — это не самый полезный завтрак для школьника. А зачастую ребенка отправляют в школу именно после такого перекуса — чай и бутерброд.
Ребенку, который ходит в садик, такой завтрак вреда не принесет, потому что в группе его утром накормят кашей. А у первоклассника режим питания уже меняется, и никто его вовремя в школе не будет кормить 3 — 4 раза в день. Поэтому на маму, когда в семье появляется школьник, естественно, ложится и груз ответственности за правильное питание, и лишние хлопоты по приготовлению сытного и полезного завтрака.
Конечно, утром в спешке маме легче всего сунуть ребенку печенье, кусок пирога или сладкую булочку, насыпать ему в тарелку хлопьев или дать кашу моментального приготовления. Но, хоть эти завтраки и разрешены для детского питания, специалисты считают, что они неприемлемы для каждодневного употребления.
— Все готовые завтраки с искусственными ароматизаторами и красителями имеют определенную долю консервантов, излишек сахара. И чаще, чем раз в неделю, ими не стоит баловаться, — считает Любовь Витальевна. — Такие завтраки можно использовать изредка в качестве лакомства, например на выходных, когда впереди ребенка ждет полноценный обед. То же относится и к «моментальным» кашам, в которых тоже содержатся консерванты.
Педиатры напоминают о том, что утром и в первой половине дня метаболизм организма ребенка самый высокий. Если не нарушать режим питания и строго в определенное время кормить ребенка полноценным завтраком, то в это же время у него автоматически запускается механизм пищеварения: выделяется слюна, желудочный сок, желчь. Чтобы не было застоя желчи и проблем с пищеварением, завтрак должен содержать углеводы. Поэтому каша, сваренная на нежирном или разбавленном молоке, считается идеальным вариантом.
Кроме того, полезная утренняя еда должна быть прежде всего теплой. Сейчас в быту очень многие используют мультиварки. Значит, мамы могут просто запрограммировать приготовление каши — гречневой, рисовой, пшенной, ячневой — с вечера. А молоко лучше добавлять в уже готовую кашу. Таким образом, и время можно сэкономить на приготовление завтрака, и ребенка полноценно покормить.
— Конечно, есть дети, которые не любят каши. Тогда можно приготовить для школьника омлет — яйцо, молоко, мука, специи. Но даже если ребенок категорически требует бутерброд, его можно сделать полезным — взять мультизлаковый хлеб, специальный тостерный, — поясняет Любовь Витальевна. — На этот кусочек хлеба положите лист салата, тонко порезанный огурчик, а сверху — обжаренный, но не до корочки, тонкий кусочек куриного филе. Это будет и вкусно, и полезно. Еще лучше, если вместо курицы на бутерброд положить кусочек индейки. Мясо индейки отличается высоким содержанием железа, что усилит полезность такого бутерброда.
Также врачи рекомендуют осенью наряду с чаем давать детям натуральные свежевыжатые соки. Но такой сок необходимо наполовину разбавлять водой.
Еще один незаменимый продукт для детских завтраков — творог. Если ребенок ест свежий творожок, прекрасно; если нет, можно приготовить вкусную запеканку с различными добавками — фруктовыми, овощными, с сухофруктами, изюмом. Здесь потребуются только ваша фантазия и знание вкусов ребенка. Приготовление запеканки, как и каш, можно запрограммировать в мультиварке с вечера. И завтрак будет в теплом виде, и у плиты не нужно с утра стоять. Сырники — еще одно блюдо, которое любят все. Со свежей сметаной они составят очень полезную пару.
Не возбраняется побаловать ребенка на завтрак и оладьями, особенно, если это кабачковые или яблочные оладьи.
Нередко дети в подражание взрослым просят утром кофе с молоком. Но кофе — не то, что полезно детскому организму. Поэтому если давать, то не кофе, а кофейный напиток. Но лучше — чашечку какао. Это один из незабываемых вкусов детства. Недаром это ароматное лакомство можно встретить в меню всех детских учреждений. В отличие от кофе или чая, какао содержит очень небольшое количество кофеина, что позволяет избежать различных побочных реакций. Но в какао содержится много теобромина — это вещество очень сходно по составу и воздействию с кофеином, но оно не наносит ущерба детскому здоровью. Кроме того, какао-напиток богат витаминами, белком, клетчаткой и фолиевой кислотой. В какао также много полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для образования клеточных мембран, а еще они помогают снизить уровень холестерина в крови. В нем содержится много весьма необходимого растущему организму школьника железа, цинка.
Однако и для этого напитка есть свои ограничения: в какао содержится более 40 ароматных соединений, которые могут вызывать у детей аллергические реакции. Так что детям, склонным к аллергиям, давать этот напиток нужно с осторожностью. Не надо забывать и о том, что какао имеет достаточно высокую калорийность, и, если у ребенка есть склонность к излишнему весу, стоит ограничить его употребление.