Что нужно делать перед чтением корана
18 правил чтения Священного Корана
«Коран – это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведет в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада» (хадис передали аль-Хайсам, ат-Табарани).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «…читайте его (Коран), поистине, Аллах вознаграждает за его чтение, за каждую букву – десять вознаграждений, я не говорю, что и за Алиф, Лям, Мим – десять воздаяний, однако за Алиф – десять, за Лям – десять, за Мим – десять (воздаяний)» (Хаким, том 1, № 555).
Коран – это Речь Аллаха и самое большое чудо, которое было дано Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Каждый верующий обязан руководствоваться им и знать его достоинство. Именно чтение Корана является источником обильной благодати и помогает обрести душевное спокойствие. О том, как важно читать Священное писание, посланное Всевышним, и какая заключается в этом польза, рассказали на одной из лекций в Галеевской мечети.
Напомним, что есть определенные правила, этика чтения Корана.
1. Прежде всего, Коран необходимо читать только ради Аллаха, желая лишь приобрести довольство Всевышнего, подчиняясь Его велению, а не ради корыстных целей.
2. Следует брать Коран в руки и класть на место по завершении чтения, по возможности, не поворачиваясь к нему спиной.
3. Запрещается трогать руками и носить Коран, даже футляр или материю, в которую он завернут, без омовения.
4. Тому, кто по Шариату обязан совершить полное омовение тела и женщине, когда ей нельзя совершать намаз, запрещается не только трогать Коран, но и читать его наизусть.
5. Считается сунной читать Коран, сидя на чистом месте, обратившись лицом в сторону Киблы.
6. Класть Коран на пол считается нарушением этики почитания Корана.
7. Запрещается перелистывать Коран смоченными слюной пальцами.
8. Коран нужно размещать выше всех остальных книг, класть на него другую книгу нельзя.
9. Запрещается брать с собой в туалет и подобные нечистые места даже листок с записью аятов Корана, а также читать их там вслух.
10. Большее вознаграждение за чтение Корана получает тот, кто читает его в мечети или проснувшись ночью.
11. Коран лучше читать спокойно, не торопясь, даже если смысл его непонятен.
12. Самым большим непочитанием Корана следует считать поступки тех, кто, вовсе не вникнув в истинный смысл его аятов, пытается толковать их поверхностно, по своему разумению, следуя переводам на русский и другие языки. Неточная передача смысла Корана вводит людей в заблуждение.
13. Так как читать Коран с нечистым ртом не одобряется, считается сунной полоскать рот и использовать сивак.
14. Не одобряется чтение Корана в состоянии дремоты, так как при этом велика вероятность допущения ошибок.
15. Время от времени следует читать Коран и дома, это тоже сунна. В хадисе говорится: «Вы не превращайте свои дома в могилы, где не читают Коран» (Байхаки).
16. Нежелательно читать Коран вслух на рынке, в шумных местах, где много крика, смеха, громких разговоров, в местах, где люди пьянствуют и веселятся.
17. Читающему Коран не следует произносить в процессе чтения другие слова, если в этом нет крайней необходимости, нельзя смеяться, играть пальцами – следует сидеть спокойно и с почтением.
18. Настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) является по завершении чтения Корана читать дуа. Аллах принимает такую мольбу и отвечает на нее.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, который читает Коран в намазе стоя, получит за каждую букву сто вознаграждений; совершающий намаз сидя за чтение каждой буквы Корана получит пятьдесят вознаграждений; читающий Коран вне намаза получит за каждую букву десять вознаграждений; тому, кто слушает чтение Корана, желая получить воздаяние, записывается за каждую букву одно воздаяние; тому, кто завершил читать Коран (полностью), Аллах ответит на мольбу в этом мире или на том свете» (Дайлями. «Канзуль умаль», № 2427).
Высокое положение перед Аллахом, заступничество в Судный День, благородный нрав и душевная чистота – это лишь малая часть из тех плодов, которые приносит чтение Корана. Изучение Священного Корана – один из самых славных способов поминания Всевышнего. Верующий, изучающий Коран и запоминающий его наизусть, не только заслужит великую награду, но и наполнит свое сердце Словом Божьим, к которому ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади. Перед ним раскрывается сокровищница божественной мудрости и кладезь знания, и он удостаивается великой милости. Но вместе с тем, на него ложится большая ответственность, потому что пренебрежение Кораном после того, как Аллах поместил его в душе человека, является великим грехом.
Ибн Масуд сказал: «Поистине, этот Коран – угощение от Аллаха, примите же Его угощение по мере возможности. Он – прочная вервь Аллаха, ясный свет и благотворное исцеление. Он – защита для того, кто придерживается его, и спасение для того, кто следует ему. Он не отступает от истины, чтобы его порицали, и не уклоняется в сторону, чтобы его исправляли. Его чудеса не прекращаются, и он не ветшает от частого повторения» (хадис передал аль-Хаким).
26 правил обращения с Кораном, которые следует знать каждому мусульманину
Имам Мухаммад ибн Ахмад Куртуби относительно обращения с Священным Кораном написал:
1. Не читать Коран без омовения.
2. Почистить зубы мисваком, очистить их от остатков пищи и освежить дыхание перед чтением Корана, чтобы не спугнуть ангелов, которые соберутся послушать чтение Священного Писания.
3. Сесть прямо и не облокачиваться назад.
4. Одеться подобающим образом, так как верующий занят особенно сокровенным разговором.
5. Направиться в сторону Кыйблы.
6. Прополоскать рот водой, если человек кашляет с мокротой.
7. Прекращать чтение, если кто-либо зевает, потому что зевание – от шайтана.
8. Перед началам чтения произнести «Бисмилля» – «Прибегаю к помощи Аллаха от проклятого шайтана».
9. Не прерывать человека во время чтения Корана.
10. Совершать чтение Корана наедине, так чтобы никто не мог прервать вас и уменьшить эффект от прочтения писания.
11. Читать его с удовольствием и не спеша, отчетливо произнося каждую букву.
12. Читать тафсир для понимания, о чем идет речь.
13. Делать паузы в аятах, в которых обещана милость, просить Аллаха о Его щедрости, в аятах о наказании просить Аллаха спасти от него.
14. Делать паузы, когда идет речь о праведных предшественниках, размышлять и извлекать мудрость из их примера.
15. Изучать значения применения необычных лексических оборотов в Коране.
16. Тщательно произносить каждое слово, так как каждая буква Корана несет в себе 10 благ.
17. По завершении чтения свидетельствовать о единстве Аллаха: «Господь! Ты говоришь истину, Твои посланники принесли свои послания и я свидетельствую об этом. О Аллах сделай нас из тех, кто свидетельствует о правде и кто совершает деяния со справедливостью».
18. Не выбирайте отдельные аяты суры, лучше читать суру полностью.
19. Не оставлять Коран открытым.
20. Не ставить на Коран другие книги. Коран всегда должен быть выше всех других книг.
21. Коран во время чтения можно ставить на колени или на какой-либо предмет перед вами, но не на пол.
22. Не вытирать с его поверхности какие-то загрязнения с помощью слюны, в таком случае следует почистить его водой.
23. Не использовать Коран в виде подушки и лежать на нем.
24. Не бросать его в руки другого человека, когда он просит его передать.
25. Не слюнявить пальцы для перелистывания Корана.
26. Хранить Коран в надежном месте, где он будет максимально защищен от пыли, солнечных лучей, так, чтобы он не пришел в негодное состояние.
8 правил, которые нужно изучить перед чтением Корана
Правила, которые нужно знать при чтении Корана. (Источник фото: freepik.com)
Чтение Корана – один из лучших видов поклонения, ведь Писание Аллаха – это Его Слово и верное руководство, выводящее людей из тьмы неверия к свету истины. «Кто прочтет букву из Книги Аллаха, тот получит за это награду в десятикратном размере», говорил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Ни одно из поклонений не приносит столько наград, сколько приносит чтение Писания Господа, особенно если это сопровождается размышлением над смыслами аятов. Что касается положения самого чтеца, то по степени он равен благородным ангелам, если он умело читает Коран: «Умелый чтец Корана будет с благородными благочестивыми ангелами. А тот, кто читает Коран, запинаясь, получит двойную награду» (аль-Бухари, Муслим).
К чтению Корана надо относиться особенно серьезно, как к самому важному делу. Необходимо следовать определенным правилам, которые были выведены учеными Уммы, чтобы достичь наибольшей награды за чтение. Люди за свое поклонение получают очень разные вознаграждения. Они могут тратить на определенное дело одинаковое количество времени, но получать совершенно разный результат. Зная это, необходимо изучать те факторы, по причине которых можно получить наибольшую выгоду для своей будущей жизни.
1. Ежедневное повторение.
Необходимо тем, кто заучивает Коран, постоянно повторять его. Не всем суждено быть хафизами, однако человек как минимум должен заучить столько сур, сколько ему необходимо для совершения полноценного намаза. Дальше необходимо учить столько, сколько человек может повторять исходя из своих ежедневных обязанностей. Если уделять Корану полчаса времени каждый день, то за относительно короткий срок можно выучить приличное количество сур.
Относительно закрепления выученного посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Повторяйте Коран (постоянно читайте его), ибо он, клянусь Аллахом, покидает сердца быстрее, чем верблюды, освобожденные от своих пут, (убегают от своих владельцев)» (аль-Бухари, Муслим).
Перед чтением Корана желательно совершить малое омовение, ведь это – лучшее из поминаний Аллаха, а поминать Всевышнего не стоит без ритуальной чистоты. В достоверном хадисе сообщается, что аль-Мухаджир ибн Кунфуз (да будет доволен им Аллах) подошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), когда тот справлял малую нужду. Сподвижник поздоровался с Пророком, но тот не ответил не его приветствие. Когда он совершил омовение, то сказал аль-Мухаджиру: «Я не хотел поминать Аллаха без омовения» (Абу Дауд).
Это то, что касается малого омовения. При большом осквернении или при менструациях запрещается читать Коран. Как объясняли ученые, людям без гусля не запрещено смотреть в мусхаф и читать Коран мысленно, однако произносить слова Аллаха им запрещено.
Желательно читать Коран в чистом месте, а еще лучше в мечети. Некоторые ученые считали нежелательным чтение Корана у дороги и в банях (местах, где моются люди).
Желательно при чтении Корана повернуться в сторону киблы и сидеть спокойно, опустив голову.
Также желательно перед чтением Книги Аллаха почистить зубы мисваком (или обычной зубной щеткой). В одном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ваши рты – пути Корана, очищайте же их посредством мисвака» (Ибн Маджа, аль-Баззар).
Имам Джалалуддин ас-Суюти (да помилует его Аллах) по этому поводу даже говорил: «Если человек, читающий Коран, прервался на некоторое время, то ему следует снова почистить зубы мисваком перед возобновлением чтения».
6. Исти’аза и басмала.
Перед чтением Корана желательно читать исти’азу, а перед чтением каждой суры – басмалу. Относительно чтения исти’азы Всевышний Аллах говорит: «Когда ты читаешь Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола изгнанного, побиваемого» («ан-Нахль», 98).
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал: «Слова исти’азы звучат следующим образом: «А’узу билЛахи мин аш-шайтанир-раджим» (Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями). Некоторые добавляют после «билЛахи» слова «ас-Сами’и-ль-Алим» (Слышащему, Знающему)». Есть множество других версий исти’азы, но самая распространенная – это та, которую упомянул имам ан-Навави.
Что касается басмалы, то ее следует читать перед каждой сурой, кроме суры «Бараат» («ат-Тауба»), так как басмала, по мнению многих ученых, является аятом.
В сборнике имама аль-Бухари (да помилует его Аллах) сообщается: «Когда Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) спросили о чтении Пророка (мир ему), он сказал: «Он читал, протягивая. Например, когда он читал: «БисмилЛахир-Рахманир-Рахим», то он протягивал слова «БисмилЛах», «ар-Рахман» и «ар-Рахим».
Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) дал очень ценный совет чтецам Корана: «Не разбрасывайте его, как сушеные финики и не читайте его быстро, как стихи. Размышляйте над аятами и оживляйте ими свои сердца. И пусть не будет стремление ваше быстрее закончить начатую суру!» Раньше арабы раскидывали на землю сушеные финики, которые, падая один за другим, издавали быстрый звук. Ибн Масуд уподобил быстрое чтение Корана разбрасыванию сушеных фиников, выразив так свое порицание тем, кто в спешке читает Коран, не размышляя над его смыслами.
Желательно читать Коран красивым голосом, нараспев: «Украшайте Коран вашими голосами» (Ахмад, ад-Дарими). Ученые говорят, что если у человека нет красивого голоса, то он должен читать красиво так, как может.
Что касается чтения нараспев, то имам ар-Рафи’и (да помилует его Аллах) говорил: «Чтение нараспев разрешено, однако нельзя доводить свое чтение до того, что нарушаются правила таджвида и махраджа. Нельзя, например, излишне тянуть так, что фатха превращается в алиф, или удваивать буквы там, где они не должны удваиваться».
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) писал: «Благим делом является просить людей с хорошим голосом прочесть что-нибудь из Корана и слушать их чтение. Также нет ничего плохого в том, чтобы собираться и читать Коран коллективно».
Заучиваем суру «Аль-Аср» в Рамадан (транскрипция+перевод)
«аль-Иткан фи улюм аль-Куран», Джалалуддин ас-Суюти
Следуем Сунне: 12 правил чтения Священного Корана
1) Прежде, чем приступить к чтению Корана, следует совершить малое омовение.
2) Перед тем, как приступить к чтению Корана, следует почистить рот мисваком. В одном из риваятов, переданных Али (радыйаллаху анху), сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Рот – это путь Корана, поэтому очищайте его с помощью мисвака».
3) Коран следует читать в чистой одежде и в красивом, чистом месте. Если есть возможность, то Коран лучше читать сидя на коленях, повернувшись в сторону киблы, в состоянии спокойствия, умиротворения и степенности.
4) При чтении Корана следует помнить, что он является словом Аллаха, поэтому его следует читать с подобающим уважением, трепетом и почтением. Начинать чтение следует со слов «Аузу биллях. », так как Аллах Всевышний говорит в Коране: «Когда ты читаешь Коран, то прибегай к защите Аллаха от изгнанного и побиваемого сатаны» (Ан-Нахль 16/98).
5) Произносить «Бисмиллях» перед каждой сурой. По мнению подавляющего большинства алимов, «Бисмиллях» является аятом Корана. И если его пропустить, то хатим будет неполным.
6) Коран необходимо читать, размышляя над его смыслом. Аллах Всевышний сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сад 38/29).
7) Прерывать чтение Корана для разговора с кем-то другим является макрухом. Не следует отдавать предпочтение словам человека перед словами Аллаха.
8) Основой кыраата является чтение Корана в порядке очередности. То есть начинать с суры аль-Фатиха и заканчивать сурой ан-Нас. Сахабы считали макрухом чтение одних аятов и оставление других.
9) При чтении Корана следует выбирать самое подходящее для этого время, например, время намаза, вторая половина ночи, промежуток между вечерним и ночным намазом.
10) В Коране есть 14 мест, в которых совершается саджда. Прочитав эти аяты, следует совершить саджда.
11) Закончив хатим Корана, следует собрать все родных, близких и друзей и всем вместе сделать хатим-дуа.
12) Закончив хатим, следует сразу же приступать к новому. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Одним из самых любимых Аллахом деяний является то, когда раб, закончив хатим Корана, сразу же приступает к следующему» (Тирмизи).
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!
Следуем Сунне: 7 важных правил чтения Корана
Священный Коран – это книга, играющая в жизни верующего человека самую важную роль. Ведь именно ниспосланное Всевышним Аллахом Писание является путеводителем для каждого человека от рождения до последнего вздоха, озаряющим его дорогу к светлому будущему.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха), передавший людям Коран, выделял для этого священного Писания особое место в жизни каждого человека, и, по преданию от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, в сердце которого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому!» (ат-Тирмизи 2913).
Однако, Коран – это книга, требующая к себе особого уважения и трепетного отношения. Существует определенный свод правил правильного обращения с Кораном в соответствии с сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), о некоторых из которых хотелось бы поведать сегодня.
В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «И читай Коран размеренным чтением [не спеша и четко произнося буквы] (чтобы ясно понимать его и размышлять над его смыслом)» (сура аль-Муззаммиль, аят 4).
Следовательно, неторопливое, размеренное и красивое чтение является обязательным для чтения Корана.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также уделял этому вопросу большое внимание. По преданию ‘Абдуллаха ибн ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет им доволен Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто знал Коран, будет сказано: «Читай, восходи и отчётливо произноси слова /раттиль/, как делал ты это в земной жизни, и, поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочтённому тобою аяту» (Ахмад 2/192, Абу Дауд 1464, Ибн Маджах 3780).
В суре аль-Вакыя Всемогущий Аллах обращаясь к своим рабам сказал следующее: «К нему прикасаются только очищенные» (сура аль-Вакыя, аят 79).
Следовательно, читать и прикасаться к Корану можно лишь при наличии омовения. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть не читают ни оскверненный (джунуб), ни та, у которой месячные, ничего из Корана» (ат-Тирмизи 131, Ибн Маджах 595).
Нужно помнить, что Коран является ниспосланием Аллаха, а не просто обычной книгой, написанной кем-либо из людей. Поэтому правильная поза во время чтения Корана свидетельствует об уважительном отношении к Священному Писанию, а значит и к Всемогущему Творцу. Считается недопустимым чтение Корана лежа, либо закинув ногу на ногу. Чистота и опрятность в одежде – также признак уважительного отношения к Священному Писанию.
Несомненно, что, помимо прочтения Корана, каждый верующий еще должен стремиться и к осознанному пониманию аятов Всевышнего Творца. Понимать аяты, размышлять над их значением и применять их в жизни – вот главная цель чтения Корана.
Плакать же во время чтения Корана является мустахабом, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел плакать во время чтения Корана либо принуждать себя к плачу.
Конечно же каждый человек обладает индивидуальным голосом и интонацией, при этом имея различный уровень техники чтения Корана. Однако каждый из нас должен стремиться читать Откровение Всевышнего Создателя красиво и без ошибок. Но при этом не стоит опасаясь того, что вы можете прочесть Коран с ошибками, забрасывать чтение или его вовсе избегать. Всегда нужно стремиться к совершенству и особенно в чтении столь важной книги, как Священный Коран.
По преданию ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто читает Коран, являясь искусным в этом, будет с благородными и покорными писцами, а тому, кто читает Коран, запинаясь и испытывая при этом затруднения, уготована двойная награда» (Муслим 798).
Конечно же заучивание аятов Корана считается благим поступком, однако чтение из книги, а не по памяти является поклонением, приносящим больший саваб. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что обращение взора на страницы Корана во время его прочтения является поклонением.
Завершив чтение Корана необходимо прочтение слов «СадакалЛахуль газыйм». Желательно закрыть Коран и убрать на верхние полки, чтобы над ним не находилось других книг.