Что нужно делать когда умирает мама православие
Кончина близкого — что делать христианину?
На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.
Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.
— А в чем заключается подготовка к смерти?
— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.
А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.
— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?
— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.
После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.
— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?
— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.
Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.
— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».
— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.
— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».
— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.
Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.
— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»
— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.
Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.
Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.
Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.
Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.
— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»
— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.
Газета «Православная вера» № 23 (618)
Как вести себя 40 дней после смерти мамы?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Мама (Ирина, крещенная, верующая) умерла 29.07.2020, неожиданно для всех (в 49 лет) — сердце, серьезных проблем по здоровью не было.
Помогите понять, почему так? У меня все время ощущение вины, что это меня Господь наказывает за грехи (за редкое посещение служб, за то, что в какие-то моменты могла быть резкой с мамой в общении). Даже после покаяния мне не легче.
Как вести себя 40 дней? Можно ли радоваться каким то вещам? Вступать в интимные отношения с мужем? Или нужно провести это время в скорби, молитве, тишине?
Благодарю за ответ, Спаси Господи!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Я понимаю, что сейчас Вам могут вспоминаться разные моменты, и это мучительно и больно, потому что времени не вернешь. Но сейчас Вы очень можете помочь Вашей дорогой маме, если начнете за нее молиться. Молиться нужно дома и в храме. Краткие ответы на все вопросы о том, как это делать, есть в материале Как поминать усопших? Я думаю, Вы и так знаете и про Проскомидию, и про чтение Канона об усопшем, но посмотрите, может быть, какие-то инструкции Вам понадобятся. Молитва об усопших очень важна, потому что она помогает им преодолеть трудности, которые связаны с тем, что они чего-то не успели сделать во время земной жизни. Прошлые обиды и проблемные моменты Вам не нужно вспоминать, лучше постарайтесь сейчас молиться, от этого будет польза и Вам станет поспокойнее, потому что Вы дадите мамочке действенную помощь.
Что касается траура, то единых правил нет. Эмоции Вы никуда не денете и было бы странно не радоваться, если Вам радостно. Никогда в христианстве траур не был связан с отказом от супружеской близости, так что такое ограничение совершенно не нужно. А вот на 40-й день Вам может понадобиться вот эта информация: Как помянуть на 40 дней?
Царство Небесное Вашей маме! Помогай Вам Бог!
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день. Полтора месяца ушла моя мама. Мы с ней были очень близки. Перед этим она болела, и я ухаживала за ней день и ночь. Очень ее любила, люблю и буду любить до конца своих дней. Бог дал ей чудо причастия за час до кончины. Но. Как жить дальше, не знаю. Мир стал бессмысленным, неинтересным, серым. Жить не очень хочется. У меня из родных — дочка 6 лет, сестра и ее детишки. Любимого папочки уже нет с нами 10 лет. Я знаю, что уныние — это грех. Но как жить дальше, не представляю и не очень хочу. Молю Господа, что помог жить дальше, коли живу. Как справиться с этой болью?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Уважаемая Елена, мои соболезнования!
Дать себе время, потому что полтора месяца — это лично для такого серьезного переживания. Первый год можете вообще ничего от себя не требовать в плане жизни — Вы будете переживать утрату и возвращаться к ней мыслями и чувствами, это нормально.
Вам помогут молитвы о маме — и самой читать дома (канон об усопшем, литию или панихиду для мирян), и подавать поминовение на Проскомидию и церковную панихиду, участвовать в богослужениях и молиться о себе и об ушедшей маме.
Сейчас, когда так тяжело, вполне достаточно делать какой-то минимум дел по дому, по тому, что связано с ребенком, и по работе. В остальном живите, как можете: плачется — плачьте, молчится — молчите, хочется сходить на кладбище — сходите, хотите говорить о маме — говорите. Единственное — все, что связано с памятью мамы, нужно делать спокойно и не погружаться в это очень сильно: сходили на кладбище, помолились, поплакали там — и все, возвращаетесь к жизни. Разобрали мамины фото, поплакали, поговорили о ней с кем-то — и переходите к своим повседневным заботам. Так у Вас будет возможность иметь какой-то баланс.
Что касается уныния, унынием будет всю свою жизнь подчинять горю, а если Вы будете и жить, то это не уныние, а просто Вы считаетесь со своими чувствами, со своей болью утраты, и это нормально и правильно.
Конечно, Вы любите маму и будете ее любить, и дочурке своей расскажете о том, какой была ее бабушка, каким важным принципам она Вас научила и так далее. И память о ней будет жить в Ваших рассказах и молитвах.
А дальше — дело времени. И когда Вам захочется радости, праздников и прочего, непременно впускайте в жизнь и радость, и песни, и смех, Это не будет предательством памяти, это будет естественный ход событий, именно так горе и переживается: сперва нет ничего, кроме него, а потом появляются контуры других эмоций и событий в жизни.
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, моя мамочка умерла два дня назад, умерла в мучениях были сильные боли. Только перед самым концом перестала стонать. Я ее обнимала, когда был последний вздох, я чувствую себя виноватой, что нее смогла ей помочь, скажите какие молитвы читать, чтобы ее душа и моя о ней были спокойны? Я очень волнуюсь как она теперь.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Уважаемая Ольга, мои соболезнования!
Вы не виноваты в смерти мамы. Она болела, да? И Вы были с ней до конца, как могли. Вы ведь даже не врач! А ведь часто и врачи не могут ничего сделать, потому что человеку пришло время перейти черту, отделяющую земную жизнь от жизни Вечной. Господь забирает каждого человека в свое время, и на это никто не может повлиять, и это правильно, потому что Он знает, когда для человека самое лучшее время уйти.
О маме нужно читать молитвы об усопших. У нас есть подборки текстов об этом, я сейчас дам ссылки, чтобы Вы посмотрели. Основное — это молитва собственная, можно просить Бога упокоить маму и своими словами, и читать дома текст панихиды или литии для мирян, можно читать и канон о упокоении. Если осилите, было бы хорошо прочитать Псалтирь об усопшей (есть в интернете или в церковной лавке можно купить, внутри написано, как именно ее читать надо).
И вторая составляющая — это церковное поминовение: о маме надо подавать записки на Проскомидию, можно сразу на 40 служб (сорокоуст), чтобы ее поминали на богослужении. И, конечно же, мамочку нужно отпеть в храме. Если уже похоронили, то сделать заочное отпевание (в храме подскажут).
Помни Вам Господь! Царство Небесное мамочке!
Что можно после смерти близкого?
Приблизительное время чтения: 15 мин.
Когда уходят близкий человек, многих из нас накрывает волна скорби и даже страха. Мы начинаем теряться даже в бытовых и сиюминутных вопросах, словно боясь нарушить неуместным шумом благоговейную тишину. Всплывают и кажутся значительными традиции особого времени похорон, граничащие с суевериями и язычеством. Самые простые вопросы кажутся вдруг сложными и не имеющими однозначного ответа: можно ли смотреть телевизор, слушать музыку, мыть полы, делать ремонт? Многие из этих вопросов задают в церкви священникам. Поэтому “Фома” заранее обратился к опытным клирикам за разъяснениями по самым частым вопросам о том, что все-таки можно делать после смерти близкого.
Можно ли носить кольцо после смерти мужа?
Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, г. Москва
Если ж прошло уже много лет, боль от потери стихла, то я бы задал на этот вопрос свой вопрос: ради какого смысла, ради чего носить кольцо после смерти мужа? Ради верности усопшему? Хорошо быть вдовой, но ради чего? Какого-то служения? Например, игуменья Бородинского монастыря потеряла мужа в этом сражении, вырастила сына, но и он умер в юности. И со временем она основала на Бородинском поле женский монастырь. Она сохранила верность своему мужу через подвиг служения другим людям, в том числе и раненым, оставшимся на этом поле, вдовам погибших.
Можно носить, наверное, кольцо, только нужно ли? Если это память об усопшем, наверное, это хорошо. Но если это будет препятствием в дальнейшей жизни, то зачем? Прошел год или более после смерти мужа, и женщина хочет повторно выйти замуж. Нет ничего плохого или зазорного в этом. Но это кольцо, честно говоря, отпугивает тех потенциальных ухажеров, кто-то из которых мог бы стать достойным мужем этой женщины.
Можно ли делать ремонт после смерти близкого человека?
Иерей Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук, г. Москва
Смерть близкого человека — это в первую очередь трагедия. До сорокового дня продолжается время траура, поминок, скорби, а дальше можно действовать так, как будет получаться.
Если мы только что потеряли дорогого человека, то бежать клеить обои или красить потолок, конечно, нелепо. Мы должны отдать честь покойному, его оплакать, проводить.
Я уверен, что умершие, любя своих близких, видя их из вечной жизни, конечно, будут рады, что там, где прошла большая или меньшая часть их земного бытия, будет продолжаться жизнь, кто-то будет счастлив.
Мне кажется, что время до сорокового дня — это минимальный срок, когда ты можешь прийти в себя после смерти близкого человека. Разобрать вещи усопшего, раздать, разложить хотя бы. А дальше, конечно, жизнь продолжается и потребностям ее надо будет следовать.
Можно ли после смерти близкого смотреть телевизор?
Протоиерей Роман Бацман, настоятель храмов Живоначальной Троицы и Воскресения Христова при НИИ им. Склифосовского, домового храма святителя Луки Войно-Ясенецкого Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, г. Москва
Конечно, через какое-то время мы возвращаемся в жизнь со всей полнотой, тем более что по телевизору можно найти и какие-то хорошие передачи, а не только пустые и бессмысленные, которых, к сожалению, сейчас становится все больше.
В любом случае, даже в этот период, если посмотреть какую-то проповедь или передачу о православном празднике, который в это время празднует Церковь, то большого греха не будет, даже польза некоторая может быть.
Можно ли крестить человека после смерти?
Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы
Крестить того, кто умер, после его смерти нельзя. Другое дело, что обращение к теме смерти, столкновение с ней, многих людей приводит к покаянию, некрещеные начинают задумываться о своей душе.
Причин откладывать крещение, к которому готовились, из-за смерти близкого, нет. Если есть вера во Христа, то не стоит тянуть с крещением даже в эти дни скорби по усопшему. Конечно, если человек только что решил креститься, после смерти близкого, то спешить с этим не нужно: стоит подготовиться, пройти огласительные беседы в храме.
Можно ли крестить ребенка после смерти близкого?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва.
Конечно, можно крестить ребенка после смерти близкого. Такие сомнения относятся к разряду суеверий. В некоторых храмах ежедневно происходят и крестины, и отпевания, и не стоит смущаться на эту тему. Другое дело, что очень часто настрой семьи носит печальный характер, потому что они расстались со своим близким недавно. Именно поэтому люди хотят перенести крещение младенца, чтобы радость от этого события не была омрачена печалью об ушедшем родственнике.
Обратите внимание и задумайтесь, почему именно отпевания совершаются не в темных облачениях, а в светлых. Мы поем “со святыми упокой”, мы провожаем человека в вечную жизнь.
Отпевание и крещение имеют много общего: трехкратное погружение в воду символизирует три дня, которые Христос провел во гробе до воскресения. Во время крещения младенец соединяется со смертью, и с воскресением Христовым. Так и человек, умирая, рождается в новую жизнь, в вечность.
Можно ли будет встретиться с близким после смерти?
Иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице (РДКБ), г. Москва
Мы верим, что после смерти встреча с близкими возможна. Представление о загробной жизни у нас есть только теоретическое. Мы не знаем, как там будет на самом деле, будет ли встреча близких после смерти, хотя рассуждать можно долго на эту тему.
По опыту служения в больничном храме знаю, что, когда ребенок умирает, мамы уже не спрашивают ничего. В этом шоковом состоянии им не до разговоров. Через некоторое время они могут прийти, мы сможем помолиться вместе, но в сам момент смерти ребенка мамы замыкаются на своем горе.
Очевидно совершенно, что после смерти все мы окажемся в том месте, где царствует Любовь. Но Любовь может царствовать только тогда, когда есть объект любви. Не может человек любить “абстрактно”, ему необходим тот, кого он любит. Конечно, главный объект нашей любви — это Христос. Но и близких своих мы тоже любим. Некоторые так привязываются к животным, что не представляют своей жизни без кота или собаки. Не знаю на счет конкретного кота, но любовь, которую человек переживает в жизни, конечно же будет с ним и там, после смерти. Ради этого человек и был создан, чтобы в любви блаженствовать. Если человек сознательно от этой любви не отгораживается, сознательно ее не отгоняет, тогда, мы надеемся, что будем там утешены.
Можно ли стричься после смерти родственников?
Иерей Борис Осипов, клирик храма Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, г. Москва
Можно ли слушать музыку после смерти близкого?
Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших” при молодежном центре “Экклезиаст”, г. Липецк
Можно ли убираться после смерти близкого?
Протоиерей Геннадий Урсов, настоятель храма Архангела Михаила села Ширингуши Краснослободской епархии, республика Мордовия
К сожалению, существует масса предрассудков и суеверий в теме похорон и отношении к смерти. Это в большинстве случаев не имеет ничего общего с верой во Христа. Вдумайтесь, какая связь между Евангелием и поверьем о том, что “если вынести мусор или убраться, пока покойник в доме, то умрут остальные члены семьи” или “вымыть пол после выноса тела кровным родственникам запрещено”?
Конечно, можно убраться после смерти близкого. Мало того, вещи покойного в чистом и надлежащем виде можно пожертвовать тем, кто в них нуждается и просить их молитв о новопреставленном.
Самое главное, на чем стоит сконцентрироваться после смерти родного человека, это молитва о нем и наши добрые дела в молитвенную память о его душе. В это время мы можем стать ближе к Богу, можем понять духовные законы и глубину жизни в Церкви. Если отложить бытовую суету и задуматься о самом главном, то можно найти время для прихода в храм и беседы со священником. Личное общение в храме и разъяснение всех недоумений значительно эффективнее поиску в интернете ответов на многочисленные вопросы.
Можно ли православному завещать органы после смерти?
Священник Федор Лукьянов, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме, г. Москва.
Православный человек может завещать органы после своей смерти, но только по собственному желанию. В Социальной концепции Русской Православной Церкви об этом сказано достаточно четко: изъятие органов для посмертного донорства может являться только результатом добровольного волеизъявления, милосердия человека, который именно таким образом составил завещание.
С церковной точки зрения, так называемая презумпция изъятия органов неприемлема. Мы должны уважать богоданную свободу, которая есть у человека. Донорство не может быть и членовредительством, не должно наносить вред здоровью человека — это тоже позиция Церкви. Что же касается посмертного донорства, то оно может быть оформлено в завещании (существует специальная форма для этого), зафиксировано самим человеком при жизни.
Можно ли мыть полы после смерти человека?
Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Поливаново, г. Москва
Впервые слышу о таком. Хотя знаю, что существует масса суеверий и предрассудков вокруг смерти. Но развивая идею о том, что мыть полы после смерти человека нельзя, можно перестать мыться, причесываться, переодеваться, стирать и прочее. Надеюсь, очевидна абсурдность такого хода мыслей.
Можно ли сжигать тело после смерти?
Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании «Сретение», клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы
Да, тело после смерти кремировать (сжигать) можно, но Церковь не рекомендует это делать. Бог воскресит всех: и погибших на фронте от разрыва бомбы, и утонувших, и зарытых в вечную мерзлоту в сталинских лагерях. Воскресение будет всеобщим. И то, как именно родные похоронили тело человека, на воскресение влиять не сможет.
Церковь не рекомендует кремировать потому, что кремация причиняет боль не ушедшему, а живым, ибо это образ отчаяния. А погребение усопшего, когда тело предают земле, — это евангельский образ зерна, которое затем прорастет – в час воскресения. “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю”. (Ин 12:24-28).
В наше время во время отпевания вы слышим, что тело усопшего именуется мощами, подобно престолу его кадят с четырех сторон и обращаются к Богу с молитвой о причислении усопшего к лику Небесной Церкви: “Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче” (подробнее об этом можно прочитать у епископа Афанасия (Сахарова) в книге “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”). К сожалению, в наши дни во время отпеваний мы чаще молимся о прощении грехов, нежели прославляем. И пусть далеко не все усопшие являют пример жизни во Христе, мы по-прежнему просим Бога, Который “так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного” (Ин 3:16), отворить для них врата Его Царствия.