Что нужно делать когда садишься в машину на вождение экзамен
Ловушки при сдаче экзамена в ГИБДД
Для тех, кому это еще предстоит, делюсь полученным опытом по сдаче на права категории «С».
Материал подойдет и для категории «В» за небольшими исключениями, не релевантными ввиду других габаритов машины. Я намеренно не буду описывать площадку, считаем, что вы ее прошли, но если и по ней есть вопросы, постараюсь ответить через комментарии. Итак, сдача на ГАЗ 3307 с кузовом и тентом.
Начало экзамена
1. Садимся в машину по приглашению инспектора и пока ничего не делаем, с вас делают фото в кабине на фотоаппарат.
2. Далее следует съемка на регистратор, где необходимо представиться, назвать дату, категорию, что сдаем, подтвердить, что с правилами сдачи ознакомлены.
3. Далее следует команда «К сдаче экзамена приступить».
Экзамен — вот тут сразу может все закончиться, при мне вылетели 2 человека проехав 1,5 и 2 метра:
1. Говорим голосом и пристегиваемся сами;
2. Четко произносим вслух и просим пристегнуться инспектора (пристегнется он, или нет, нас не сильно волнует, главное обозначить. Если он не пристегивается, нужно чтобы отказ был записан на регистратор);
3. Проверяем, что автомобиль на ручнике, заводим если не заведен, включаем ближний свет.
4. Перед троганием включаем левый поворотник (я стоял посреди площадки 200 на 200 метров, но поворотник в этом случае обязателен, хоть на грунтовке стой), снимаем с ручника, включаем первую передачу, трогаемся.
Вот на этом этапе многие уже все заканчивают: не попросил пристегнуться инспектора, не включил ближний свет, не включил поворотник — досвидания! (6 штрафных баллов).
Движение — собрано из рассказов не сдавших
1. При повороте налево недостаточно вынес морду вперед, из-за чего радиус получается сильно пологим, т.е. считается как движение по встречной полосе.
2. Поворот направо в узкую улицу с прилегающей широкой — если повернуть по радиусу, то задними колесами можно заехать на бордюр;
Если повернуть с запасом, то бампер может вынестись на встречную полосу т.е. создал помеху встречным машинам.
Делаем хитро: включаем левый поворотник, максимально прижимаемся влево, как будто хотим повернуть налево, прямо перед поворотом включаем правый поворот, мол передумали, но т.к. мы начинаем поворот из крайнего левого положения, нам хватает радиуса чтобы и не вылезти на встречку и не наехать колесами на бордюр.
Да, это не поворот вправо из правой полосы, но это единственный вариант, как не нарушить.
3. Просьба остановиться на узкой дороге с одной полосой в каждую сторону: помним, что остановка в городе возможна только при наличии прерывистой линии между полосами или ширине полосы с учетом остановившегося транспортного средства до разметки не менее 3м.
3.1 Ловушка тут может быть еще и в том, что если справа есть прилегающая территория, на которую можно съехать, а вы не выполнили требование ссылаясь на пункт выше, то это будет невыполнение команды инструктора.
4. Поворот направо на светофоре: внимательно смотрим, чтобы на светофоре на было дополнительной секции перед пешеходным переходом: может включиться стрелка вправо, но еще гореть красным секция перед переходом. Нужно начать движение и дождаться переключения основной секции.
5. Карман с ловушкой: поворачиваем направо, а за поворотом остановка и сплошная разметка — делаем поворот очень медленно, чтобы успеть заметить капкан, поворотник, уходим на соседнюю полосу, как в повороте направо когда сразу за ним стоит ТС.
6. Сужение дорог — включаем поворотник! Даже, если полоса на самом деле не сужается, а знак старый и до боли ненужный:
7. Пешеход около перехода — вот именно, что не на переходе, не одной ногой на переходе, не четко идущий к переходу, а в принципе, рядом: приостанавливаемся, убеждаемся, что он не идет на переход. Если пошел, стоим и ждем пока не сойдет с него полностью. Для обычных водителей, как только свалил с твоей полосы, все едут за его спиной. При сдаче так нельзя — только когда полностью сошел с перехода, с последней зебринки, а лучше еще и пару шагов сделал в сторону.
8. Ж.д. переезд без шлагбаума — приостанавливаемся, крутим башкой влево, вправо, лучше вообще чуть ли не на руль прилечь — убеждаемся, что паровоза нет, даже если пути вкопаны в землю и проросли травой. У инспектора не должно быть ни капли сомнения, что вы контролируете ситуацию.
9. Просто совершая движение по дороге — мониторим габариты и границу полосы: инспектор не должен сомневаться, что вы контролируете и следите за движением в своей полосе.
10. Поворотники — они должны вообще быть частью и продолжением вашей левой руки: все маневры, даже не очевидные, как то объезд стоящего на обочине — обязательно включить поворотник. Логика проста: если он вдруг откроет дверь и вы метнетесь влево от нее, едущий сзади не должен оказаться в этот момент на обгоне вас. Т.е. вы предупредили едущих сзади — может быть «вспышка справа» 🙂
11. Поворот влево через встречку по сигналу фарами встречной машины (как мы это делаем обычно) — вот нельзя так, в правилах такого сигнала нет, поэтому, даже если вам мигнули мол пропускаю, нужно убедиться, что встречное ТС полностью остановилось и выждать, а вдруг у него рука соскочила с руля. У меня на сдаче при повороте через плотный поток направо, чел сначала мигнул, а потом поехал не дождавшись пока я отконтролю ситуацию, благо я не ломанулся сразу.
12. Ловушка с остановкой общественного транспорта — если идет команда найти место для посадки высадки пассажира, то можно остановиться на остановке можно если вы при этом не создаете помехи общественному транспорту. Но если за остановкой есть место, или прилегающая территория, то останавливаться нужно на ней, чтобы не давать повода сомневаться в вас как в умелом водителе думающем не только о себе.
13. Команда занять левую полосу для совершения поворота или разворота — вы перестраиваетесь, впереди разрыв в разметке или светофор и вы выполняете разворот. А вот и нарушили! Команды выполнить поворот или разворот не было.
14. Команда «перестроиться в левую полосу и продолжить движение» — тут ловушка в том, что если вы в городе, проблем нет — так сожно, а вот за городом движение должно осуществляться по правой полосе если она свободна в вашем направлении. Повелись, перестроились — не сдали.
15. Команда «Найти место для долговременной остановки» — тут если съехать за городом просто на обочину — ошибка т.к. речь о долгосрочной остановке, а она либо за пределами дороги вообще, либо на специально оборудованных площадках. Как вариант — ищем заправку и парковку на ней, но! Не забываем про п.10: поворотники должны использоваться всегда и везде, даже на стоянке.
В общем, ребята, как-то так. Это то, что попалось мне при сдаче.
Если вы имеете полезные советы по сдаче из своего опыта или ловушки, делитесь в комментариях, буду дополнять материал.
Всем удачи на дорогах!
Как проходит экзамен в ГИБДД
Тестирование ГИБДД во многом повторяет то, что курсанты сдают на экзаменах в автошколе. Как проходит внутренний экзамен в автошколе, мы уже рассказывали. В этот раз поговорим о том, как проходит сдача экзамена в ГАИ в 2021 году.
Обычно на экзамен в ГИБДД курсанта записывает автошкола. Если этого не произошло или после окончания автошколы прошло уже много времени, записаться придется самостоятельно.
Содержание
Теоретический экзамен
Первым по счёту идёт теоретический тест на знание правил дорожного движения. Весь процесс обучения в автошколе сопровождается заучиванием правил по учебнику, и у хорошо подготовленного курсанта не возникнет сложностей со сдачей этой части экзамена.
Раньше вопросы выдавались на бумажных билетах — сейчас тестирование проходит за компьютером. Всего курсант отвечает на 20 вопросов за 20 минут с правом на две ошибки. Пытаться списывать или жульничать на теоретическом экзамене в ГАИ не стоит. Это обязательно заметят и отправят на пересдачу.
Экзаменационные вопросы каждый курсант знает заранее, поскольку из них состоят все учебники с билетами. По сути, подготовка представляет собой изучение экзаменационных вопросов и ответов к ним, а правила дорожного движения играют роль пояснения, почему нужно ответить так или иначе.
Автодром
Те, кто успешно сдал теорию, допускаются к сдаче вождения на автодроме. В экзаменационный день (обычно это суббота) тестирование курсантов идёт потоком. Иначе говоря, как только заканчивается теоретическая часть, начинается автодром. Эта часть экзамена, как правило, даётся курсантам проще всего. В нее входит демонстрация навыков по трём упражнениям из пяти разученных:
Самым простым упражнением считается «змейка», так как для слалома между конусами не нужно особых навыков, достаточно уметь вовремя вращать руль. Параллельная парковка и въезд в гараж даются сложнее, но самое сложное упражнение — трогание на ручнике в горку. Оно даётся труднее всего.
При трогании на подъеме важно грамотно сработать ручным тормозом и сцеплением одновременно, поэтому упражнение нередко становится причиной провала на автодроме. Те же, кто успешно сдаёт эту часть экзамена, отправляются на вождение в городе.
Конкретных оценок, сколько баллов и за какое упражнение выставляется, никто не озвучивает. Известно, что на автодроме можно допустить одну несерьёзную ошибку (например, задеть конус). Сбитый конус и уж тем более несколько приводит к пересдаче. Равно как и провал с троганием в гору.
Вождение в городе
Наиболее сложной частью экзамена считается вождение в городе. Оно проходит на определённых маршрутах, включающих в себя сложные перекрёстки и участки дороги, где запрещена остановка и стоянка.
На пассажирском сидении, справа от курсанта, находится его инструктор. На заднем сиденьи располагается инспектор, который ведёт записи о том, как курсант проходит экзамен, и фиксирует ошибки. Некоторые грубые ошибки автоматически засчитывают курсанту провал всего экзамена.
В первую очередь нужно пристегнуть ремень безопасности. Если ученик забыл это сделать, экзамен считается проваленным. Далее следует провести регулировку сидения и зеркал под себя. После автомобиль снимается с ручника и включается сигнал поворота, сигнализирующий о намерении отъехать от обочины на проезжую часть. Если что-то из этого не выполнено, экзамен считается проваленным.
Как проходит вождение в городе
В ходе теста инспектор ГИБДД, сопровождающий курсанта, может просит его выполнить определённые манёвры, например, разворот на перекрёстке или показать движение на определённой передаче. Грубыми ошибками считается, если автомобиль заглох — ученик бросил сцепление, или если манёвр был выполнен некорректно — не включен сигнал поворота или была создана аварийная ситуация.
Крайне внимательно нужно считывать дорожные знаки. На тихих улочках нередко встречается ограничение скорости в 20 километров в час. Превышение даже на пять километров в час в таком случае может стоить курсанту сданного экзамена.
В конце инспектор просит курсанта припарковать автомобиль, но не нужно сразу сворачивать на обочину. Останавливаться можно только там, где разрешена стоянка, и нужно быть уверенным, что по пути не было запрещающего знака или нет других препятствующих факторов (например, выезда из двора напротив места остановки). Но не стоит и затягивать с манёвром: если выбирать место слишком долго, экзамен будет считаться проваленным.
Как оценивается экзамен в городе
Всего у экзаменуемого есть 5 баллов. За каждую ошибку его лишают определённого количества баллов. Грубые ошибки оцениваются в 5, средние — в 3, а мелкие — в 1 балл.
Всё вышеперечисленное приводит к провалу экзамена. Средних и мелких ошибок меньше, если их составить вместе. Список едва нагонит полный перечень грубых нарушений. Математически вычисляется, что курсант имеет право на одну среднюю ошибку или на четыре мелких, при условии, что он не допустит более ни одного нарушения:
Чтобы успешно пройти экзамен в ГИБДД, нужно преодолеть все его этапы и выполнить команды инспектора, не допустив серьёзного или двух средних нарушений.
После финальной остановки в правильном месте инспектор ставит удовлетворительную оценку, с которой можно идти собирать документы, оплачивать пошлину и получать своё честно заработанное водительское удостоверение.
Как подобрать первый автомобиль
Еще на этапе обучения будущие водители начинают поиск первого автомобиля. Из-за малого опыта вождения высок риск мелких ДТП. Новую машину поцарапать жалко, поэтому лучше приобрести автомобиль с пробегом. Но большинство подержанных машин продается с проблемами.
О том, с какими проблемами вы можете столкнуться, купив б/у автомобиль той или иной марки, читайте в обзорах в нашем блоге. Чтобы избежать неожиданных «сюрпризов», перед покупкой проверьте историю автомобиля по госномеру ТС через сервис «Автокод».
Успехов в сдаче экзаменов и поисках первого автомобиля!
Права при получении водительских прав
В 2019 году больше миллиона человек в России получили водительские права впервые, а заменили права — 7,5 млн человек.
При получении водительского удостоверения, которое упрощенно называют правами, можно и нужно пользоваться нормами закона, чтобы отстоять свои интересы и не платить лишнего. Например, экзамен можно сдавать несколько раз — и платить госпошлину повторно не придется. Решение инспектора можно оспорить, а видеозапись из машины в этом поможет. Записаться на экзамен можно онлайн и необязательно со своей автошколой. И это только часть ваших прав по закону.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Если задумались о получении водительского удостоверения или собираетесь его менять, сохраните таблицу со ссылками на нормативку: может пригодиться в беседе с инспектором. И напоминаем, что у нас есть бесплатный курс для тех, кто решил купить первую машину.
Сдавать экзамен с автошколой или без
Как это работает. Для того чтобы получить права, нужно сдать экзамен в ГИБДД. А до этого — отучиться в автошколе. Обычно она и организует сдачу экзамена. Сначала проходит внутренний экзамен, в автошколе, потом — основной, в ГИБДД. Автошкола решает все организационные моменты. Выпускники курсов вождения приезжают в экзаменационное подразделение ГИБДД группами, с инструктором, и могут сдавать экзамен на той же машине, на которой учились водить. Можно сдавать со своей автошколой, а можно договориться с другой, если отношения с первой не сложились.
Но это не единственный вариант. Заявление на получение прав можно подать самостоятельно — через госуслуги или лично в ГИБДД. Для этого надо забрать из автошколы документы. Их должны отдать после внутреннего экзамена. Неважно, сколько времени прошло после обучения. Можно в 16 лет отучиться на права, а экзамен сдавать в 30. В день приема инспектор в отделении проверит документы и назначит дату и время экзамена. Сначала нужно будет сдать теорию, после этого запишут на практику. Когда именно будут экзамены, зависит от расписания и количества желающих получить права. Сдавать придется на той машине, что предоставят. Платить за ее использование не нужно.
Сдавать экзамен в любом регионе России
Как это работает. Сдавать экзамен на права можно в любом городе России. Неважно, где вы прописаны, где живете и где учились в автошколе. Например, если вы отучились в Саратове, а потом переехали в Москву — экзамен можно сдавать в Москве. Или вы учились в областном центре, а сдавать хотите в небольшом городке в области. Так тоже можно.
Проверка документов может немного затянуться. За каждым подразделением ГИБДД закреплена территория, которую оно обслуживает. Если медсправка или справка из автошколы выданы за пределами этой территории, инспектор ГИБДД отправит запрос, чтобы подтвердить выдачу справки. Пока ответ не придет, экзамена не будет.
И теорию, и практику вождения сдают в одном и том же экзаменационном подразделении. И там же пересдают в случае неудачи на экзамене. Учитывайте это, когда решаете, куда записываться на экзамен.
Пройти медосмотр в частной клинике
Как это работает. Кроме справки из автошколы нужна еще и медицинская справка. Во время медосмотра проверят, можете ли вы водить машину, какие есть противопоказания. Например, тем, кто плохо видит, положено водить машину в очках.
Вот каких врачей нужно пройти, если хотите водить легковой автомобиль:
Медосмотр можно пройти в обычной поликлинике. Это может занять несколько дней, если врачи принимают в разные дни. Поэтому справки часто оформляют в частных медцентрах. Закон это разрешает. Главное — проверить, чтобы у клиники была нужная лицензия.
Психиатра и нарколога по правилам нельзя проходить в частных клиниках. То есть все равно придется ехать в психоневрологический и наркологический диспансеры. Однако на практике частные медцентры нередко выдают справки с подписями всех врачей, включая и психиатра. Это нарушение установленного порядка, поэтому легитимность таких справок под вопросом. Возможно, никаких проблем на практике с ними и не возникнет, но все-таки получать справку таким путем рискованно.
Не сдавать анализы на алкоголь и наркотики до 2022 года
Как это работает. В 2019 году Минздрав решил дополнить перечень обязательных осмотров новыми исследованиями — на наркотики и алкоголь. Планировалось, что эти анализы должны сдавать все, кто хочет получить или заменить права. Но это сильно увеличило стоимость справки, поэтому изменения отложили. Предполагалось, что они вступят в силу уже в 2021 году, но в декабре их снова перенесли — теперь на 2022 год.
Речь вот об этих анализах:
Сейчас сдавать эти анализы нужно только тем, кого заподозрят в наркозависимости или алкоголизме, которые мешают водить машину. Должно быть направление от врача-нарколога. Стоит это все около 5 тысяч рублей.
Может быть, за год от идеи сделать анализы обязательными для всех откажутся. Но точно сказать нельзя. В любом случае как минимум год можно получать справки для прав без дополнительных расходов.
Выбирать транспорт с учетом состояния здоровья
Как это работает. Некоторым людям с инвалидностью нужны особые машины — с автоматической коробкой передач или специальным ручным управлением. Это будет указано у них в медицинской справке. На экзамене им должны предоставить именно такое транспортное средство. Нельзя заставить человека сдавать экзамен на машине, которую он по состоянию здоровья не может водить.
На практике нужно найти автошколу, где обучают вождению на специально оборудованных машинах. И потом сдать экзамен на машине от этой автошколы. Так с поиском машины для экзамена не будет проблем.
Хотите купить машину?
Сдавать экзамен на машине с автоматической коробкой передач
Как это работает. При обучении в автошколе и на экзамене можно выбрать, на чем ездить: на машине с автоматической или механической коробкой передач. Обычно это называют просто механикой и автоматом. Если учиться на механике, можно будет водить что угодно. Считается, что если человек разобрался с переключением передач, то с автоматической коробкой разберется тем более.
Но многие в принципе не собираются водить машину с механической коробкой передач. Для кого-то это лишние сложности, кто-то просто считает технологию устаревшей. Они могут ездить в автошколе на машине с автоматом — и на такой же машине сдавать экзамен на права. Но есть ограничение: водить они тоже смогут только машину с автоматической коробкой передач. В правах поставят об этом специальную отметку «АТ».
Если собираетесь часто брать машины напрокат, пригодится навык вождения любых автомобилей. Прокат машин с автоматом обычно дороже примерно на 30%, к тому же не всегда они есть в наличии. Но если вы ездите в основном на своем автомобиле и у него автоматическая коробка передач — можете не тратить лишние нервы на экзамене.
Не сдавать площадку с 1 апреля 2021 года
Как это работает. Порядок сдачи экзаменов на права в этом году изменится. Сейчас нужно сдавать теоретический экзамен и практический, который состоит из двух частей — площадки и города. Сначала сдают площадку, или «дворики». При успешной сдаче едут сдавать город. С апреля 2021 года этого разделения больше не будет, останется только один практический экзамен.
Водители легковых автомобилей и грузовиков будут сдавать практическое вождение в городе. При этом умение трогаться в горку, навыки парковки и разворота могут проверяться на закрытых площадках и автодромах. Но это необязательно, водителя могут попросить продемонстрировать свои навыки на участке дороги, где ездит мало машин.
Главное — всю практическую часть экзамена теперь можно будет сдать за один раз. Как это будет работать на практике, узнаем в апреле.
Пересдавать экзамен несколько раз бесплатно
Как это работает. По статистике ГИБДД, экзамен с первого раза сдают только 30% желающих получить права. Остальные отправляются на бесплатную пересдачу.
При получении прав госпошлину нужно заплатить один раз. Ее берут не за сдачу экзамена, а за выдачу водительского удостоверения. Пока его не выдали, экзамен можно сдавать сколько угодно — и каждый раз бесплатно.
Некоторые автошколы берут деньги за пересдачи: за аренду машины, бензин. Это регулирует не закон, а договор с автошколой. Читайте его внимательно — и помните, что после получения документа об окончании автошколы вы можете открепиться и самостоятельно сдавать экзамены в ГИБДД.
Практическую часть экзамена нужно сдать в течение полугода после успешной сдачи теории. Иначе придется и теорию сдавать заново. Сейчас в правилах сказано, что повторный экзамен назначат не раньше чем через 7 дней при первых двух попытках и не раньше чем через 30 дней при всех следующих. Но с 1 апреля 2021 года правила изменятся.
Сроки пересдачи экзаменов на права с 1 апреля 2021 года
Теоретический экзамен | Практический экзамен | |
---|---|---|
Вторая и третья попытка | Через 7—30 дней | Через 7—60 дней |
Четвертая попытка и все следующие | Через 1—3 месяца | Через 1—3 месяца |
Если вам назначили дату, но есть желание дополнительно подготовиться или надо срочно ехать в командировку, можно подать заявление и попросить перенести экзамен. Тогда никаких предельных сроков не будет. Они нужны для того, чтобы в ГИБДД не затягивали с назначением пересдач.
Не проходить дополнительное обучение для пересдачи
Как это работает. Для того чтобы пересдать экзамен, не нужно проходить никаких дополнительных курсов. В ГИБДД не могут сказать: «У вас была плохая автошкола, идите переучивайтесь». А в автошколе не могут потребовать перед пересдачей взять еще два платных занятия с инструктором. Вам это могут предложить — а соглашаться или нет, вы решаете сами.
Для записи на экзамен в ГИБДД понадобится документ об окончании автошколы — свидетельство о профессии водителя. Его достаточно получить один раз.
Открыть новую категорию в правах
Как это работает. Есть разные категории транспортных средств. В правах указывается, какие из них человек может водить. Этот список можно расширять — то есть открывать новые категории. Для этого нужно будет учиться в автошколе на новую категорию и еще раз сдавать экзамен. У мотоциклов и грузовиков разные требования к навыкам вождения.
Внутри одной категории есть несколько подкатегорий: А1, B1, С1 и др. Если открыта основная категория, то все подкатегории внутри нее открываются автоматически. Обычно на подкатегории отдельно не сдают, хотя это теоретически возможно.
Некоторые категории и подкатегории можно открыть уже в 16 лет, некоторые — позже. Нужен стаж или определенный возраст.
Категории транспортных средств и требования к водителям
Категория и подкатегория | Транспортные средства | Требования к водителям |
---|---|---|
M | Мопеды и легкие трициклы | 16 лет |
А | Мотоциклы | 18 лет |
А1 | Мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³ и максимальной мощностью до 11 кВт | 16 лет |
В | Легковые автомобили | 18 лет |
В1 | Трициклы и квадрициклы | 18 лет |
С | Любые грузовики | 18 лет |
С1 | Грузовики весом от 3,5 до 7,5 т | 18 лет |
D | Любые автобусы | 21 год, военные — с 19 лет |
D1 | Автобусы, в которых от 9 до 16 мест | 21 год, военные — с 19 лет |
Tb | Троллейбусы | 21 год |
Tm | Трамваи | 21 год |
Категории с буквой E дают право ездить с прицепом тяжелее 750 кг. Открыть такую категорию можно только с опытом вождения не меньше года. Например, чтобы открыть категорию CE, нужен год стажа по категории C. Если прицеп весит меньше 750 кг, никаких дополнительных категорий открывать не нужно.
Открыть новую категорию — это значит пройти обучение, заново сдать экзамен в ГИБДД и уплатить госпошлину за выдачу новых прав. Там будет больше категорий, чем в старых.
Теоретический экзамен для новой категории тоже нужно сдавать. Есть два комплекта билетов: AB и CD, они немного различаются. В частности, проверяется знание разных знаков дорожного движения. У грузовиков есть своя специфика, которую ни к чему знать водителю легкового автомобиля. Однако большая часть билетов совпадает, что упрощает подготовку для тех, кто однажды все выучил и регулярно практикует вождение.
Водить мопеды, если есть любые права
Как это работает. Категорию M открывают автоматически вообще всем, кто сдает на права. На любые категории: легковые автомобили, мотоциклы, грузовики. Считается, что с мопедом все точно разберутся.
Можно сдать отдельный экзамен именно на мопеды и ездить только на них. Но если учитесь на какую-то другую категорию, тратить деньги на подготовку к вождению мопеда не нужно. И платить пошлину за открытие новой категории в правах — тоже.
Сдавать экзамен на права до 18 лет
Как это работает. Есть несколько случаев, когда сдать экзамен в ГИБДД и даже получить права можно до совершеннолетия. Имеется в виду именно возраст — 18 лет, а не полная дееспособность. Если человек станет полностью дееспособным раньше, например вступит в брак или пройдет процедуру эмансипации, водить машину ему все равно не разрешат.
В 16 лет можно получить права на мопеды и легкие мотоциклы. Это категории M и A1.
На категории B и С можно пойти учиться в автошколу в 16 лет, сдать экзамен на права в ГИБДД в 17 лет, а в 18 получить права.
Сейчас есть законопроект о том, чтобы разрешить несовершеннолетним, которые сдали экзамен в ГИБДД, водить с 17 лет с наставником. Это должно помочь им не растерять навыки вождения. Но пока это только инициатива, закон не принят и даже не обсуждался в Госдуме.
Оспаривать результаты экзамена
Как это работает. На экзамене инспектор оценивает, как водитель управляет машиной или мотоциклом, соблюдает ли он правила дорожного движения. За ошибки назначают штрафные баллы. По завершении экзамена определяют, получилось ли его сдать. Результаты записывают в экзаменационный лист.
Если не согласны с результатами экзамена, можете их оспорить. Чтобы водителям было проще защитить свои права, ввели обязательную видеозапись всего, что происходит в машине во время экзамена. При разборе жалобы в ГИБДД можно проверить, действительно ли была ошибка, или инспектор придирается. При подаче жалобы можно требовать от ГИБДД предоставить видеозаписи экзаменов.
Жалобу нужно подавать руководителю экзаменационного подразделения ГИБДД. Опишите в ней, где, когда и кому вы сдавали экзамен, что произошло и почему вы не согласны с действиями и решениями инспектора. Попросите предоставить доступ к видеозаписи экзамена.
Если жалобу удовлетворят, результаты экзамена аннулируют. Это не значит, что его признают сданным, — даже если на самом деле ошибок не было. Нужно будет сдавать экзамен заново. Правда, аннулированные результаты не засчитают в число неудачных попыток, а это влияет на сроки пересдачи. Этот порядок теперь будет прямо прописан в п. 23.1 правил сдачи экзаменов на права, который вступит в силу с апреля 2021 года.
Заменить права без сдачи экзамена
Как это работает. Экзамен на права нужно сдавать всего один раз в жизни — если вы не собираетесь открывать новую категорию. Права выдают сроком на 10 лет. Чтобы заменить их на новые, когда срок действия истечет, экзамен сдавать не нужно. Даже если вы за все эти 10 лет садились за руль несколько раз или вообще никогда не водили.
Чтобы заменить права на новые по истечении срока, понадобится:
При лишении прав водителей отправляют сдавать экзамены перед тем, как вернуть им водительское удостоверение. Но это неполный экзамен: практику пересдавать не нужно, а теорию проверяют только в объеме, относящемся к правилам дорожного движения.
Заменить действующие права без медсправки
Например, Оля получила права, а через год вышла замуж и поменяла фамилию. Она может обменять права без справки, новые будут действовать еще 9 лет. Столько бы действовали ее права на старую фамилию.
Иногда выгоднее сразу принести справку и получить новые права на 10 лет. Это удобно, если права и так скоро должны были закончиться. Через год или пару лет не придется снова их менять и платить госпошлину. Это позволит сэкономить и на справке — если стоимость медосмотра в 2022 году все же вырастет.
Ездить по Европе без международных прав
Как это работает. Россия подписала Венскую конвенцию о дорожном движении. Все государства, которые в ней участвуют, договорились признавать водительские удостоверения друг друга на своей территории. Для этого не нужно получать отдельное международное водительское удостоверение, делать какие-то переводы и легализации. Достаточно просто взять с собой в отпуск или в командировку российские права.
Конвенцию подписали почти все европейские страны, например Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Монако, Нидерланды, Финляндия, Франция. Это значит, что водить машину в этих странах можно с обычным российским водительским удостоверением.
Однако на практике в прокатной конторе все-таки могут попросить международное удостоверение. Даже если в стране должны принимать российские права без вопросов. Кто-то готов доказывать свою правоту, а кто-то хочет гарантированного спокойствия в поездках. Тогда пригодится международное удостоверение. Оно принимается в странах, подписавших старую конвенцию о дорожном движении — Женевскую.
Обменять иностранные права на российские
Как это работает. Еще один вариант получить права — обменять те, что выдали в другом государстве. Главный плюс этой схемы — не нужно учиться в российской автошколе. Но экзамены сдать придется: и теорию, и практику вождения.
Если в правах открыто несколько категорий, экзамен нужно сдать один раз. Выбирают высшую категорию. Категория С выше, чем категория В, а В выше, чем А. То есть если водитель уже получил право управлять грузовиками, легковыми автомобилями и мотоциклами, экзамен он будет сдавать только на право управления грузовиком. А в права ему перенесут все категории. И заодно откроют М — мопеды.
Но владелец иностранных прав может и не сдавать экзамен на категорию С, если на практике грузовики не водит и не собирается. Он может сдать экзамен на любую из категорий, указанных у него в правах. В новые права перенесут эту категорию и те, что ниже.
Написать в правах фамилию и имя так, как в загранпаспорте
Получить вычет за обучение в автошколе
Как это работает. Обучение в автошколе — это образование. А затраты на образование государство частично компенсирует за счет социальных вычетов. Вычет может получить человек, который платит НДФЛ. Если он оплатил автошколу себе, супругу или ребенку, он может получить часть этих денег из бюджета: 13%, но не больше установленной максимальной суммы и фактически уплаченного в том же году налога.
Вычет можно получить при обучении в любой автошколе, главное — чтобы у нее была лицензия на образовательную деятельность. С автошколой должен быть заключен договор.
Порядок действий такой: