Что нужно делать если ты застрял в лифте
Без паники: как вести себя в застрявшем лифте
Застряли в лифте? Без паники! Аварийно-ремонтные бригады Мослифта спешат на помощь. Сколько времени уйдет на спасение, и как себя вести в искусственном плену, чтобы не пострадать, узнаете из материала m24.ru
Фото: ТАСС/Юрий Машков
Что делать, если вы застряли в лифте
Свяжитесь с диспетчером
Как можно быстрее вызовите диспетчера. Для этого удерживайте кнопку «Вызов» и следуйте инструкциям. В каждом подъезде висят правила пользования лифтом с телефоном горячей линии Мослифта. В будущем связаться с диспетчером можно будет через интернет, сканируя QR-код в кабине лифта. Это удобный способ, если связь в лифте плохая.
«Мослифт обслуживает порядка 70 тысяч лифтов в Москве. Каждый день они перевозят около 15 миллионов человек.»
Если связаться с диспетчером не удалось, не волнуйтесь. Постарайтесь привлечь внимание жильцов. Начинайте громко кричать. Можете даже постучать по корпусу лифта, но не по дверям. Помните, что лифтом пользуетесь не вы один, и вас быстро заметят.
Долго ждать?
Освободить вас должны в течение 30 минут. По нормативам, диспетчер Мослифта в течение 5 минут передаст заявку аварийно-ремонтной бригаде, в течение 20 минут бригада прибудет на место, и за 5 минут электромеханик освободит вас из искусственного плена.
А если лифт все-таки падает?
Современные конструкции лифтов обеспечивают их надежную защиту от падения с большой высоты. Тем не менее, при обрыве троса остановка кабины будет резкой. Постарайтесь быстрее нажать на кнопку «Стоп». Держитесь подальше от зеркал в лифте. Когда они разобьются, то могут ранить вас. Примите безопасную позу. Например, сядьте спиной к стенке кабины на корточки, а руками упритесь в пол. Чем меньше двигаться вы будете в момент остановки, тем меньше пострадаете.
А если пожар?
Никогда не пытайтесь самостоятельно выбраться из внезапно остановившегося лифта. Исключение из этого правила – пожар. Именно возгорание зачастую провоцирует короткое замыкание и остановку лифта в любом месте. Позовите на помощь соседей, опять же шумом и криками привлекая их внимание. Попытайтесь зонтом, ключами или другими предметами раздвинуть автоматические двери лифта и выбраться наружу.
Как себя вести в застрявшем лифте. Советы – что можно делать, а что – нельзя
Вы в лифте — а он останавливается и не едет. Не часто, но бывает. Чтобы не паниковать и сохранить спокойствие в такой ситуации, запомните правила — как вести себя в застрявшем лифте и чего категорически нельзя делать. И как быть, если долгосрочное заточение в лифте причинило вам физический или моральный вред?
✋ Что делать можно и нужно
Аварийная остановка лифта всегда неожиданна. Существуют общепринятые правила безопасного поведения в застрявшем лифте:
По нормативам освобождение должно произойти в течение 30 минут.
⛔ Категорические запреты
💁♀️ Получение компенсации за физический или моральный вред
Если в результате внезапной остановки лифта был причинён моральный или физический вред, пассажир может подать в суд на управляющую компанию, организующую обслуживание и корректную работу лифта. К исковому заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, например, справку об ухудшении физического или психического здоровья в результате долговременного нахождения в лифтовой кабине.
При подаче заявления пассажир вправе рассчитать свои материальные убытки и оценить причинённый моральный вред. Суд может принять решение о полном или частичном возмещении убытков гражданина, либо — при недостаточности доказательной базы — отказать в удовлетворении требований истца.
Перед подачей искового заявления в суд можно обратиться непосредственно в управляющую компанию для попытки урегулирования ситуации в досудебном порядке с претензией.
Для подачи искового заявления можно воспользоваться стандартным образцом с требованиями о возмещении морального вреда.
Судебная практика. Пример из жизни
Житель многоквартирного дома в Орловской области застрял в лифте. Мужчина попытался связаться с диспетчером, но кнопка вызова не работала. На крики мужчины обратили внимание соседи, которые позвонили в управляющую компанию. Мужчину удалось освободить только через час. Понадобилась скорая медицинская помощь — из-за длительного нахождения в закрытом тёмном помещении и испытанного стресса у мужчины повысилось давление.
В данной ситуации налицо нарушение норм:
Гражданин обратился в суд с требованием о возмещении вреда. Согласно ч. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, именно управляющая организация ответственна за поддержание лифта в качественном техническом состоянии и своевременное устранение неисправностей. На заседании врач-терапевт, оказывающий помощь после вызволения мужчины, подтвердил ухудшение здоровья вследствие долгого нахождения в кабине. В исковом заявлении мужчина потребовал компенсировать ему 50 000 рублей за причинённый вред.
Размер возмещения морального вреда, согласно ч. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса (ГК) РФ «Способ и размер компенсации морального вреда», зависит от характера причинённых истцу страданий и степени виновности ответчика. Суд признал требования обоснованными, но уменьшил сумму компенсации до 5 000 рублей, а также обязал управляющую компанию выплатить штраф в 2 500 рублей за отказ в возмещении компенсации в досудебном порядке.
✨ Резюме
❓ Часто задаваемые вопросы
Да, максимальное время — 30 минут.
Ответственность несёт управляющая компания, так как именно она получает плату за коммунальные услуги. В свою очередь, если суд обязал управляющую компанию возместить убытки пассажиру, она может подать в суд на фирму, обслуживающую лифт.
Да. Лифт с неисправной кнопкой вызова диспетчера нельзя эксплуатировать.
Точную цифру назвать не представляется возможным. Возмещение вреда зависит от ущерба, причинённого пассажиру. Суд определит размер компенсации, исходя из вины управляющей компании, характера морального ущерба и учёта обстоятельств причинения вреда, но с соблюдением требований разумности и справедливости.
Вы застряли в лифте? Шесть советов, что делать (и чего не делать)
Алексей Бурочкин, директор по маркетингу корпорации Eaton в России и Казахстане
1. Не волнуйтесь сами и успокойте соседей
Внезапная остановка лифта происходит либо из-за поломки механизма, либо из-за отключения электричества в доме. Если проблема в лифте, вам придется дожидаться бригаду лифтеров — тут ничего не поделаешь. Если же причина в нарушении электроснабжения, то не исключено, что вы выберетесь из лифта раньше, чем успеете испугаться, или даже спокойно доедете до своего этажа и уже там обнаружите, что из всего электрооборудования в доме работает только лифт.
Разве такое бывает? Да, дело в том, что лифты запитываются от двух независимых источников. Если аварийно отключится один, то автоматически включится другой. Чтобы максимально уменьшить паузу, возникающую в результате переключения с одного источника на другой, часто используется источник бесперебойного питания (ИБП). Именно он обеспечивает работу лифта те несколько секунд, которые требуются для перехода на резерв.
Если лифт застрял, то больше всего его пассажирам грозит собственная паника: они боятся, что лифт упадет. Опасения напрасны: лифт оснащен системой безопасности, в основе которой лежит механизм, придуманный еще в XIX веке конструктором Элишей Грейвсом Отисом. Его эффективность доказана самым наглядным способом — изобретатель поднялся в лифте на 10 м, а его помощник перерубил трос. Кабина при этом осталась на месте.
Но есть небольшой нюанс. В некоторых случаях лифт пролетает несколько метров, пока не сработают тормоза, — к этому тоже надо быть готовым.
Если лифт начал быстро двигаться вниз, нажмите кнопку «стоп» и примите максимально безопасную позу: присядьте на корточки, упритесь руками в пол и прижмитесь спиной к стенке. Если в лифте имеется поручень, лучше крепко ухватитесь за него. Сразу после остановки лифта следует связаться с диспетчером.
2. Свяжитесь с диспетчером
Сделайте это хотя бы ради собственного спокойствия, хотя диспетчер и так практически наверняка знает о происшествии. В частности, если остановка лифта вызвана срабатыванием электрических цепей безопасности, то сигнал об этом он получит автоматически.
Если диспетчер не ответил сразу, не стоит стучать по переговорному устройству, надеясь таким образом его починить. По тем же стандартам оно должно работать в течение всего времени, когда лифт доступен для пассажиров. Автоматическое тестирование канала связи осуществляется не реже, чем раз в три дня.
3. Используйте все каналы связи с внешним миром
Если в результате какого-то маловероятного стечения обстоятельств диспетчер не ответил вам сразу же, постарайтесь связаться с родственниками или знакомыми. У них точно получится дозвониться до обслуживающей организации и вызвать помощь.
Не исключено, что молчание диспетчера вызвано тем, что авария затронула несколько объектов, и он занят решением проблем других людей. В этом случае ожидание рискует затянуться, но не пытайтесь скоротать время просмотром видео или играми в смартфоне — целесообразнее поберечь заряд. Если станет совсем тоскливо, послушайте аудиокнигу.
Если сигнал сотовой сети не пробивается сквозь стены здания и техника оказалась бесполезной, не отчаивайтесь. Лучше громко кричать или стучать по стенкам, только последнее надо делать без фанатизма — доломать лифт в задачу застрявшего не входит.
После того как вы убедились, что сигнал о помощи получен, постарайтесь устроиться поудобнее. Даже если ждать недолго, это время имеет смысл провести с комфортом. Рекомендуется снять с себя лишнюю одежду и сесть на пол, предварительно что-нибудь на него постелив. Если жарко и у вас с собой есть вода, пейте ее в умеренных дозах: туалета в лифте нет.
4. Не пытайтесь нажимать на все кнопки подряд или раздвигать двери лифта
Первое бесполезно, второе опасно. Например, лифт начнет движение — одна неприятность тут же перерастет в другую. Два происшествия подряд — уже тенденция, которой разумнее избежать.
Единственное допустимое исключение — появление запаха дыма. Тут надо выбираться любым доступным способом, соблюдая при этом максимальную осторожность.
5. Иногда лучше пойти пешком
Категорически запрещается заходить в лифт при малейшем запахе дыма или гари. Если в шахту попадут токсичные продукты горения, то велика вероятность получить отравление. Даже если лифт благополучно доедет до нужного этажа, времени движения может хватить для того, чтобы здоровью пассажиров был причинен ущерб. Именно поэтому категорически нельзя пользоваться лифтами при пожаре — только пожарная лестница!
6. Как понять, что лифт неисправен и нуждается в ремонте
Осторожность — хорошее качество, если она не выходит за границы здравого смысла. Не бойтесь малейшего звука из шахты лифта: чаще всего шум вызывает перекатывание компенсирующей цепи, размещенной непосредственно под кабиной. Это абсолютно нормально — никакое механическое устройство не работает в полной тишине. Тем не менее есть несколько заметных признаков, указывающих на то, что лифт все-таки неисправен.
Уровень пола кабины относительно этажной площадки не должен превышать 3,5 см, а двери должны закрываться полностью. Если это не так, то это свидетельствует о начинающихся неисправностях, да и само по себе способно привести к проблемам: если отклонение по вертикали больше нормального, пассажир рискует споткнуться, упасть и получить травму, а в закрывшиеся не до конца двери может попасть часть одежды или какой-нибудь перевозимый предмет и зацепиться за что-нибудь снаружи.
Лифт должен двигаться без рывков и остановок, скрипов и скрежетов. Кабина сама по себе не должна уходить с этажа или приходить не на тот этаж. Не пренебрегайте и такой «мелочью», как моргание или выключение освещения.
Разумеется, обращайте внимание на механические повреждения лифта: выжженные кнопки, торчащие провода и т. п. Во всех подобных случаях лучше воздержаться от использования лифта и немедленно сообщить о проблеме диспетчеру. Часто своевременное устранение мелкой неисправности предотвращает более серьезные поломки.
Вы застряли в лифте? Советы как поступать
Недавно Дмитрий оказался заперт в неисправном лифте. Он поднимался в гости к приятелю и на полпути к его квартире, расположенной на 15-м этаже, кабина остановилась. Дмитрию удалось довольно быстро дозвониться до диспетчера. Сначала она направила ему на помощь ремонтную бригаду, которая чинила соседний грузовой подъемник, а когда они не справились — аварийную команду.
С вопросом «что делать, когда застрял в лифте» может столкнуться любой жилец многоэтажки. По данным специализированной комиссии при минстрое РФ, в России в жилых домах работает более 430 тыс. подъемников. Пять лет назад каждый четвертый такой механизм требовал замены, и с тех пор ситуация кардинально не изменилась. Меняют их, как правило, во время капитального ремонта дома, но механизмы устаревают быстрее, чем продвигается федеральная программа капремонта.
Что делать, если застрял в лифте?
Специалисты ГУ МЧС советуют:
Дмитрий: «Мы без проблем дозвонились до диспетчера. Насколько я понял, неисправность подъемника в этом доме — обычное явление: он может поехать, а потом встать как от перегрузки. В ожидании специалистов нам пришлось просидеть минут сорок. К счастью, паники ни у кого не было: связь работала, проблема решалась. Страшновато было только когда начали спускать кабину, он ехал, подрагивая, это немного напрягало».
Сломался лифт — куда звонить?
За исправностью такого оборудования обязана следить управляющая компания или ТСЖ. Они заключают договор со специализированной организацией, которая занимается обслуживанием подъемных механизмов.Ее специалисты проводят плановые осмотры и ремонтируют его, по нормативам любую поломку обязаны устранить в течение суток. Оплачивается профилактика и ремонты из вашего кармана, так как это общедомовое имущество, за обслуживание которого вы ежемесячно вносите деньги на счет УК. Поэтому не стоит стесняться проконтролировать работу управляшки и обратиться к ней, если вам что-то не нравится в его работе.
В каких случаях следует бить тревогу:
Если УК не реагирует на обращение, пишите жалобу на ее бездействие в госжилинспекцию. Однако управляющая компания не всесильна: когда механизм давно требует замены и бесконечно ломается просто от старости, никакими жалобами делу не помочь. В таком случае жители дома могут добиться замены оборудования по федеральной программе капремонта, региональной программе или самостоятельно собрать деньги на покупку и установку нового оборудования.
Что делать, если застрял в городском лифте?
Да, достаточно много. Сейчас в зоне ответственности ГБУ «Гормост» находятся около 250 лифтов, инвалидных платформ и эскалаторов, установленных на мостах, в подземных пешеходных переходах и других городских инженерных сооружениях.
Есть два основных отличия.
Во-первых, так как лифты на городских инженерных сооружениях по большей части работают практически на улице, в них встроена специальная система обогрева. Зимой она защищает оборудование от промерзания, уберегает его от образования влаги на конструктивных элементах.
Во-вторых, при производстве таких лифтов используется особая проводка. Она устойчива к морозам и не становится ломкой при низких температурах. Также кабины и зеркала в городских лифтах покрыты защитным раствором, который защищает оборудование от повреждений и нелегальных граффити.
Прямого запрета на использование лифтов на мостах и в переходах для каких-то определенных групп населения нет, исключение составляют лишь инвалидные платформы, предназначенные только для лиц с ограниченными возможностями.
Однако следует помнить, что лифты на городских сооружениях в первую очередь предназначены для маломобильных граждан и пожилых людей. При пользовании лифтом необходимо соблюдать правила поведения в кабине, не раскачивать и не прыгать внутри нее, а также не провозить крупногабаритную поклажу, чей вес и размеры превышают допустимую норму. Это может привести к аварийной ситуации.
Все лифты в городе оборудованы системами связи и видеонаблюдения. Информация с камер поступает в центральный диспетчерский участок ГБУ «Гормост», где специалисты круглосуточно отслеживают состояние лифтов, исправность их работы, наличие посторонних предметов внутри кабины. Кроме того, диспетчеры управляют аварийными бригадами: отправляют их на вызовы, если на одном из объектов застрял лифт, следят за выполнением заявки и поддерживают связь с пассажирами в кабине.
Если вы застряли в лифте, запомните самое основное и важное правило: ни в коем случае не пытайтесь выбраться из кабины самостоятельно.
Во-первых, пытаясь разжать двери, можно получить травму, при этом не добившись желаемого результата. Изнутри кабины лифтов на городских сооружениях оснащены механическими замками, которые блокируют ручное открытие дверей.
Во-вторых, если лифт застрял между этажами, он может возобновить движение в любой момент. В интересах пассажиров в этот самый момент держать руки и ноги строго внутри кабины, чтобы не получить повреждение.
Когда кабина на мосту или в переходе застревает в шахте, диспетчеры «Гормоста» моментально получают всю необходимую информацию о месте, времени и объекте, на котором случилась авария. Лучшее, что может сделать пассажир, это связаться с диспетчером с помощью кнопки связи на панели лифта, набраться терпения и дождаться приезда аварийной бригады.