Что нужно делать для того чтобы причаститься

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Что нужно делать для того чтобы причаститься
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Источник

Рука Бога, протянутая человеку

Причащение Святых Христовых Таин является центром жизни христианина, Евхаристия — важнейшим из таинств Церкви. Правильно ли мы относимся к нему? Как готовиться к Причастию и как вести себя после него? На вопросы, посвященные таинству Причащения, отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Центр христианской жизни

Что нужно делать для того чтобы причаститься

— Эти слова надо понимать буквально. Таинство Причащения, главное таинство христианской Церкви, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Оно основано на повествовании Евангелия о Тайной Вечере, когда Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28).

В таинствах Церкви таинственно, то есть необъяснимо для нас, действует Сам Господь. В таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, по слову апостола Павла, становимся членами Тела Христова. Поэтому Причащение — это центр христианской жизни, то, ради чего совершается богослужение, ради чего мы ходим в церковь, постимся, молимся, исправляем свою жизнь — ведь всё это мы делаем для того, чтобы соединиться с Самим Господом. И, думаю, каждому христианину знакомо то чувство близости и единения с Богом, которое сопутствует достойному, правильному Причащению Святых Христовых Таин.

— Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам пишет: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (…) Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (11, 27, 29). Ведь это страшные слова. Как причащаться, чтобы это было не в осуждение?

— Нужно осознавать свою греховность, это главное. Что значат слова апостола: «не рассуждая»? То, что человек не задумывается о своих грехах, о том, чем наполнена его жизнь ― может ли он соединиться со Христом, хоть в какой-то степени стать близким Богу? К Причастию не должен подходить тот, у кого есть тяжкие нераскаянные грехи. Скажем, живет человек, как сейчас это называется, «как все»…

— «Гражданский брак»?

— И не только. Тут кого-то обидел, тут кого-то осудил, кому-то позавидовал или разозлился. Или, скажем, украл — не обязательно из кармана вытащил, сейчас много других способов. А потом, особо не задумываясь, пошел причащаться: «А что такого? Да все так живут». Вот это и есть Причастие «в суд и во осуждение».

А если человек кается, борется со своими грехами, преодолевает их и при этом подходит к Чаше с сердечным сокрушением и осознанием своего недостоинства, с молитвой мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному», — тогда это Причастие с тем самым заповеданным нам «рассуждением».

Подготовка к Причастию: это нужно не Богу, а человеку

— Владыка, сегодня на Интернет-форумах и в церковных СМИ остро обсуждается вопрос о подготовке к таинству Причащения. Приведу один вопрос из нашей почты: «Я недавно из паломнической поездки, где были люди со всей страны, и бросилось в глаза, насколько по-разному многие из нас готовились ко Причастию. Кто-то не ходил ко всенощной, кто-то причащался два дня подряд вообще без всякой подготовки. Говорили, что раз пришли на Литургию, значит надо причащаться. Нужно только хотеть быть со Христом. Говорили, что у них в храме священники считают, что нельзя накладывать на людей «бремени неудобоносимого». А ведь еще несколько лет назад, как мне кажется, все готовились одинаково: так, как указано в молитвослове — трехдневный пост, присутствие на всенощном бдении, чтение трех канонов, последования ко Причащению. Почему же теперь все по-разному? Лично меня это очень смущает. Татьяна».

— Подготовка ко Причащению — это отдельный большой разговор, и мне приходилось неоднократно высказываться на эту тему (см.: «В отношении к таинствам крайности неуместны»; «Тайна благочестия»).

Повторю вкратце. Действительно, сегодня высказывается очень много разных мнений. К сожалению, у них есть один большой недостаток — все они претендуют на исключительность и обязательность. Но есть разные ситуации, разные обстоятельства в жизни людей, разный уровень напряженности духовной жизни. Допустим, кто-то имеет навык Иисусовой молитвы. Может такой человек причащаться без чтения трех канонов? В каких-то условиях, скажем в паломничестве, — наверное, может. А кто-то в том же паломничестве все время болтал, осуждал, сплетничал или играл в какую-то игру на планшете. Может он причащаться без подготовки? Думаю, нет.

Все мы в разное время нашей жизни находимся в очень разных состояниях. Причем это не то, что пять лет в одном состоянии, десять в другом — нет, буквально за несколько часов в нашем сердце все может полностью измениться.

Поэтому причащаться можно и нужно часто, но ко Причащению обязательно нужно готовиться. Есть еще правило, что перед Причащением надо поститься. Это нужно не Богу, это нужно человеку для того, чтобы каким-то образом приготовить самого себя к принятию таинства. Когда человек причащается часто, но без подготовки, через какое-то время обязательно происходит привыкание и Причастие становится чем-то таким, что совершается «между делом». Как говорил один из героев Достоевского: «Ко всему-то подлец человек привыкает!». Но когда человек привыкает к святыне, это очень плохо. Например, для священника привыкание к святыне — самая страшная деформация, самая страшная профессиональная болезнь. Святыня для него должна оставаться святыней, сколько бы лет он ни служил — десять, двадцать, пятьдесят. Так и для каждого человека: Причащение должно оставаться святыней. У тебя есть силы готовиться и держать себя в соответствующей внутренней напряженности, допустим, каждый воскресный день? Молодец, причащайся каждое воскресенье. У тебя есть возможность, желание, готовность делать это еще чаще, скажем два раза в неделю? Внимательно, аккуратно, с советом духовника — опять же, Бог в помощь. Но при этом не надо пытаться распространить эту практику на всех людей: «Вот я так делаю, у меня все получается, надо, чтобы и все так делали».

К сожалению, вся дискуссия о подготовке ко Причащению, которая ведется сегодня, сводится к тому, чтобы какие-то правила распространить абсолютно на всех и закрепить циркуляром, но так делать нельзя. Все мы люди, у нас у всех разные условия, обстоятельства. В наших сердцах бушуют такие бури, что невозможно быть готовым всегда, в одно и то же время, к одному и тому же. Понятно, что эта дискуссия возникла потому, что хочется какого-то раз и навсегда определенного правила для всех. Но таинство Евхаристии — самое глубокое общение Бога и человека, и здесь должна присутствовать свобода.

— И все же не у всех есть постоянные духовники. Поэтому один из самых распространенных вопросов, особенно у людей новоначальных: как часто нужно исповедоваться и причащаться: один раз в неделю, один раз в две недели или когда испытываешь потребность?

— Я уже сказал, что в духовной жизни нельзя устанавливать правила, единые для всех. Но думаю, все-таки надо приступать к таинствам, когда в этом есть необходимость. Однако для того, чтобы эту необходимость почувствовать, нужно исповедоваться регулярно. Если человек перестает слушать голос своей совести, она говорит в нем все тише и тише. И под конец можно начать жить так, что даже не найти в чем исповедоваться. Бывает, что человек приходит на исповедь раз в году или даже раз в несколько лет, и когда его спрашивают: «В чем грешен? В чем хочешь покаяться?» — человек искренне не понимает и говорит: «Да вроде ни в чем, живу как все»… И наоборот, если человек ведет правильную духовную жизнь, то чем внимательнее он относится к своей внутренней жизни, тем чаще ему нужно прибегать к таинствам Исповеди и Причастия.

Спасает Господь

— Возможна ли полноценная духовная жизнь без Причастия?

— Духовная жизнь — это понятие, которое содержит в себе много сторон. Прежде всего, духовная жизнь — это постоянная борьба с самим собой, со своим ветхим человеком. Это очищение сердца, которое дается с большим трудом. Святые отцы говорили: «Дай кровь и прими Дух», — то есть для того, чтобы получить духовные дарования, надо трудиться практически до пролития крови. Первородный грех, которым уязвлен каждый из нас, настолько глубоко сидит в человеческом сердце, что для того, чтобы его исторгнуть, необходимо прилагать огромные усилия. Но и этих усилий недостаточно, если человеку не помогает Бог.

Есть такое слово, оно часто употребляется сегодня к месту и не к месту, — синергия. Вообще это богословский термин, и говорит он о совместном действии воли Бога и человека, направленном на человеческое спасение. Бог всегда помогает человеку, поддерживает его усилия по спасению, очищению души. И помогает нам Господь в таинствах. Таинство — это рука Бога, которая протянута человеку, и за эту руку человеку надо ухватиться, чтобы выйти из того состояния, в котором он находится. Ведь как бывает: вроде что­то сделал, а потом опять падаешь, только смог собраться, но оглянулся — и все рассеялось, улетучилось. А таинство Причащения — это как раз благодатная помощь Бога человеку в этой борьбе, одно из самых главных средств, помогающих вести духовную жизнь.

— Владыка, в продолжение нашей беседы просим Вас ответить на вопросы из нашей редакционной почты. В большинстве из них описываются типичные ситуации, с которыми так или иначе сталкиваются многие люди.

«Мне одна прихожанка сказала, что допустимо причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться можно только раз в месяц. Возможно ли принимать Причастие без исповеди? Видела, что многие так делают, но правильным это не считаю. Заранее спасибо. Наталья».

— Прихожанок в этом вопросе слушать не надо. Это тоже пример того, как человек пытается навязать окружающим что-то свое. «Исповедоваться можно раз в месяц»… А почему не раз в три недели? Или не раз в два месяца? Совершенно непонятно, из чего выведена такая периодичность.

Можно ли причащаться без исповеди? Если человек живет церковной жизнью, исповедуется регулярно и достаточно часто, если у него глубокие отношения с духовником здравым, трезвым и опытным, и если духовник ему это разрешает — по его благословению в каких-то случаях можно причаститься без исповеди. Причем другому человеку тот же духовник может этого не разрешить, потому что у него другое устроение. Поэтому повторю еще раз: во всем должна быть свобода, особенно в отношениях человека с Богом, но при этом должен быть и порядок. Сочетание порядка и свободы — это как раз тот самый средний «царский» путь, о котором говорили все святые отцы.

— Сергей пишет нам о том, что регулярно смотрит программу «Беседы с Архипастырем» с Вашим участием и решил задать очень важный для него вопрос: «Говорят, что вне церковной ограды нет спасения, и кто не имеет Причастия, тот тоже не спасется. Но как же быть человеку немощному, который ни разу за всю жизнь не причастился, потому что живет в глухой деревне? В нашем селе нет ни церкви, ни часовни, ни прихода. Я бы рад сходить, а некуда. Слава Богу, сейчас можно посмотреть по телевизору или по Интернету все православные программы. Но это, конечно, не живое общение. Как же быть? Могут ли в таком случае люди быть уверены, что они будут спасены?»

— Спасает Господь. И если человек не может бывать в церкви по абсолютно объективным причинам, нельзя говорить о том, что у него нет надежды на спасение. Но вот что еще хотелось бы сказать автору данного вопроса. Уважаемый Сергей! Поскольку Вы выходите в Интернет и прислали вопрос в нашу редакцию, я думаю, что таким же образом — с помощью Интернета или телефона — можно обратиться в ближайший храм или в Епархиальное управление той епархии, где Вы живете. Надо просто попросить, чтобы в Ваше село приехал священник со Святыми Дарами и причастил Вас и всех, кто в этом нуждается. Это вполне реально. А если в Вашем селе найдется еще несколько человек, которые нуждаются в Церкви и в церковных таинствах, можно просить епархию о том, чтобы священник приезжал к вам регулярно (раз в месяц, в три месяца — в зависимости от возможностей епархии), и об открытии у вас в селе прихода. Для этого не обязательно сразу же строить большой храм — можно для начала в приспособленном помещении оборудовать так называемую молитвенную комнату. Верующие люди могут совершать некоторые церковные чинопоследования так называемым мирским чином. Тем более, в Интернете сегодня есть все богослужебные книги: Октоих, Минеи, Требник, Часослов. Думаю, это вполне возможно.

А если говорить о тех, кто действительно не имел возможности причаститься… Вспомним наших новомучеников, которые окончили свою жизнь в лагерях и ссылках, но в самых чудовищных условиях не предали ни Церковь, ни Христа. Как правило, последние годы своей жизни они провели без утешения, без церковных служб и таинств, долгое время не имели возможности причаститься Святых Христовых Таин. Однако мы не сомневаемся не только в том, что они спасены, но и в их святости.

Поэтому повторю — спасает Сам Господь. Духовную жизнь нельзя уподобить механизму, где нажал на нужные кнопки, то есть выполнил определенный набор условий, — получил результат, не выполнил — не получил… Бог — Личность, Он видит сердце каждого человека, знает условия, в которых он находится. И как говорится в «Слове огласительном» святителя Иоанна Златоуста, которое мы читаем на Пасху, Бог «и дела приемлет, и намерение целует».

Выбор ― за человеком

— Всем нам хотелось бы видеть своих близких церковными людьми. Но как привести их в храм, ведь это бывает очень непросто? Стоит ли настаивать? С этим связаны два следующих вопроса.

«Уговариваю маму исповедоваться и причаститься. В храм регулярно она не ходит, грехов за собой не видит. Прочитать каноны и правило ко Причащению кажется ей неисполнимой задачей. Как можно ей помочь? Марина»

— Наверное, надо сначала постараться привить маме любовь к храму, к богослужению. Человеку в возрасте уже трудно учиться чему бы то ни было, а ведь церковной жизни нужно именно учиться. Если мама все-таки решится исповедоваться и причаститься, не нужно требовать от нее чтения всего правила и трехдневного поста. Однако хотя бы минимальная подготовка к Причастию необходима: человек должен ощущать, что он готовится к чему-то важному в своей жизни, к чему-то особому. И, конечно, прежде всего всем нам нужно молиться о своих близких. Господь Сам открывает человеческое сердце, иногда самым неожиданным образом.

— Стоит ли уговаривать человека причаститься, если он далек от Церкви? На пользу ли ему будет участие в таинствах? К примеру, такой вопрос: «Сын недавно женился. Его супруге очень хотелось венчаться, а для этого оба должны были исповедоваться и причаститься. Сына присутствие на службе очень тяготило. Он не выдержал и вышел покурить незадолго до Причастия. Супруга сына и я очень расстроились. Для него Причастие стало проформой. Надо ли было нам настаивать? Что делать дальше? С уважением, Таисия Федоровна».

— Я думаю, если для одного из вступающих в брак Церковь и церковные таинства не являются чем-то важным, то не надо настаивать на венчании, а тем более уговаривать или заставлять этого человека исповедоваться и причащаться. Все-таки выбор человек делает сам — жить с Богом или без Бога. Нельзя относиться к церковным таинствам как к автоматически действующему средству. Таинство действенно только в том случае, если мы верим в Бога и стремимся к Нему. Если в таинстве по какой-то причине принимает участие человек неверующий, с ним ничего не происходит, благодать Божия в нем не действует. Бог не насилует человеческую волю. Если эта воля закрывает от Бога сердце человека, то Бог не взламывает его силой, Он остается в стороне.

Иногда ведь начинаются разговоры: «Надо повенчаться. Если не повенчаетесь, разведетесь. Венчанный брак более прочный»… Но если у людей нет правильного отношения к браку как к таинству, которое не просто соединяет двух людей на земле, но и совершается на Небесах, венчание им не поможет. То же самое с Крещением: если люди крестятся «просто потому, что так принято, мы в России живем» — тогда это совершенно бесполезное занятие, потраченное время. Так и с таинством Причащения. В нем можно участвовать только верующему человеку, с чистым сердцем, с желанием соединиться с Богом. Иначе этого делать не надо, потому что есть опасность, что человек будет причащаться «в суд и в осуждение».

Что касается вопроса — конечно, настаивать не надо было. Молодые люди расписались, они дали друг другу обещание верности в совместной жизни перед лицом государства и других людей. Если они не верят в Бога, этого достаточно, не надо никого силой вести в Церковь. Что им делать дальше? Жить и думать.

Быть готовым к Встрече

Что нужно делать для того чтобы причаститься

— Многое зависит от того, как готовятся к Причастию в семье и от развития самого ребенка. По традиции, с семилетнего возраста ребенок исповедуется. Примерно в это же время ему надо начинать поститься перед Причастием, читать молитвы, но, конечно, не в той мере, как взрослому. Главное, чтобы человек — неважно, ребенок это или взрослый — относился к Причастию как к значимому событию в жизни, к которому готовятся. Посмотрите, как собирается женщина просто перед тем, как выйти на улицу! А в таинстве мы встречаемся с Самим Господом. Ребенок должен это чувствовать, и тут родители, знающие и понимающие своего ребенка, наверное, лучше смогут определить, каким образом ему готовиться к Причастию.

— Что значит «достойно сохранить в себе Христа принятого»? Наверное, многие замечают, что именно в день Причастия случаются какие-то искушения: раздражаешься или обижаешься на кого-то, и сразу лишаешься мира в душе, который приходит после Причащения…

— Действительно, это знакомо каждому человеку. Это естественное человеческое свойство: вот мы что-то делаем, трудимся, стараемся, но достигли того, к чему мы шли, — и сразу же расслабились. Так и здесь. Готовясь к Причастию, человек собирается, он строг по отношению к себе, в хорошем смысле натянут как струна. Но вот он причастился, служба закончилась — и он разрешает себе расслабиться. Тогда на него тут же набрасываются искушения, а точнее, всё то, с чем он боролся и что отгонял от себя во время подготовки. Поэтому хранить себя после Причащения — значит не расслабляться. Вот как ты жил, когда готовился — молился, старался никого не обидеть, не задеть, внутренне собраться — точно так же нужно вести себя после Причащения. А в идеале христианин должен быть таким всегда.

Фото Александра Курочкина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *