Что нужно делать для развития коммуникативных навыков на уроках английского языка ответ
Статья «Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка».
«Развитие коммуникативных умений и
навыков на уроках английского языка».
Выполнила учитель английского языка Аржикеева А.Б.
Основной целью обучения английскому языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать английский язык, как средство общения.
Я считаю, что результат обученности по английскому языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения.
Принцип коммуникативности – основной принцип обучения английскому языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на английском языке в рамках определенной темы.
Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений (умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию письменно), так и развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем, справочником и др.)
Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению.
Условием же коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность, дискуссии, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые на старшей ступени обучения и др.
Обучающиеся легче выражают свою точку зрения с использованием изученной лексики при помощи наглядных опор. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.
Например, в 6-х классах для введения предлогов места использую игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки.
При объяснении материала размещаю на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении.
Также развитию коммуникативной компетенции способствует проблемное обучение. И.С Кон считает, что «единственный способ вызвать глубокий эмоциональный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод». Проблемный вопрос помогает обучающимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов.
Цель: формирование и активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предложения, сообщения мнения и др.
Каждый получает одно или два предложения, записанные на карточке, используя которые можно ответить на вопросы: “Что случится, если…?”. What will happen if …. Все играющие отвечают на вопрос по цепочке.
Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности обучающихся при решении исследовательских задач считаю групповую работу. В этом случаи совершенствуются речевые умения и навыки в процессе межличностной коммуникации. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что способности к овладению английским языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались . Поэтому в групповой работе можно осуществить разноуровневый подход и обеспечить учеников с разными способностями разноуровневыми заданиями.
Для выражения собственных мыслей, развития творческих способностей, развития умения нестандартного мышления, воображения, фантазии и самостоятельности я использую метод проектов. Очень важно, что при использовании этого метода в обучении сам ученик (или группа учеников) решает, что будет содержать проект и как он его будет представлять. Выбирая задания опираюсь на то, чтобы они соответствовали уровню на котором находится обучаемый. Ученик чувствует себя в другом качестве, он знает что может выразить свои мысли, а это в свою очередь повышает мотивацию к обучению, росту коммуникативной компетенции.
Для того чтобы человеку было комфортно в жизненных ситуациях, ему необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью использую на уроках игры.
Особенно в 6-х классах большую роль отдаю игре. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развивается речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал.
На уроках я использую разные виды игр, например, «снежный ком», игры на запоминание, на мышление, на развитие речи, на говорение “boaster competition”, “the best pupil of the year” и тд
В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском языке.
Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта. В старших классах использую такие ролевые игры,как «What differences» « Brush up your mind » …
В целом коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений, так и развитие общеучебных умений.
Коммуникативная методика преподавания английского языка
Содержание
Существует большое количество методик обучения английского. Их применение зависит от возраста учеников, от конечной цели, от уровня преподавателя.
Самая часто используемая – коммуникативная — Communicative approach – появилась в 70-х годах ХХ века в Великобритании и практически сразу стала самой эффективной альтернативой классическому подходу. В 1972 году лингвист-британец Уилкинс вывел понятие «функциональность языка», это и стало основой дальнейших педагогических разработок.
Таким образом, подход стал популярен благодаря тому, что нацелен на получение навыков реального общения. Разговорный английский – функция, которая помогает добраться до желаемых результатов.
При этом свободный разговор — это не только главная цель, но и основное средство обучения.
Методика пришла на смену аудолингвальному и переводному подходам и предполагает смену приоритетов с владения грамматикой и расширения словарного запаса на уверенное общение на изучаемом языке во всех возможных жизненных ситуациях.
Как обучать по коммуникативному методу?
Темы и весь учебный материал делятся на функционально-смысловые модули, посвященные разным направлениям:
Модулей может быть гораздо больше – это зависит от того, кто и кому их преподает. Они могут включать в себя различные пункты о бизнесе или маркетинге, географии или искусстве. Какая бы ни была задача – суть её преподавания остается неизменной – формирование устойчивого навыка говорения.
Остальным элементам изучения языка: чтение, письмо, аудирование также уделяется время. Например, после прослушивания аудио записей, ученики обсуждают услышанное. Письменные задания могут быть в виде записанного в ходе диалога интервью или сочинения, которое потом надо передать своими словами.
Все навыки тренируются в связке – по правилам их нельзя учить изолированно. Коммуникационный метод имитирует то, что происходит в реальной жизни и нужен, чтобы человек мог использовать максимум знаний здесь и сейчас.
Роль учителя
В отличие от других подходов, главная роль отводится ученику. Преподаватель – советник, и на него возложены такие функции:
Педагог должен следить за беседой, корректировать произношение, пояснять грамматические конструкции и помогать моделировать жизненные события. Его главная цель – достичь непрерывного, осмысленного, увлеченного диалога.
Коммуникативные упражнения для учителей английского
Все упражнения так или иначе должны включать практику разговорной речи – в остальном полная свобода выбора. Давайте рассмотрим некоторые варианты активности.
Ролевые игры
Учащимся предлагается ситуация, в которой они могут действовать по своему усмотрению – правильных вариантов нет. Главная цель – выяснить необходимую информацию, донести свое мнение.
В качестве сюжета можно использовать такие сценарии:
Важно помочь участникам представить себя реальными персонажами и потренироваться. Сюжеты могут быть забавными и даже юмористическими. Важно, чтобы ученик запомнил слова и контекст их использования.
Информационные пробелы
Ребята работают в группах – ученикам выдается неполная информация, и им надо заполнить все пробелы. Это могут быть рисунки, числа, слова, целые фразы, эмоции. В этом случае люди должны научиться советоваться, делиться соображениями и отстаивать свою точку зрения, а также предоставлять полную версию преподавателю.
Пазлы
Интересный вид активности, в котором учеников делят на группы или дают им индивидуальные данные. Фишка заключается в том, что вся информация идёт на одну тему, но рассматривается с разных сторон.
Примером выполнения этой техники может быть разделение класса на 3 группы, и демонстрация трех видео роликов на тему «Как можно сберечь природу». Одни ученики смотрят ролик по то, как достичь безотходного производства дома, другая группа анализирует видео про то, чем можно заменить пластик, а остальные – короткометражку про инновационные идеи экологичного потребления.
Затем стартует дискуссия, в которой каждый высказывается, предлагает собственные идеи или отвечает на вопросы.
Открытые дискуссии и дебаты
Классный инструмент для тренировки беглости речи. На обсуждение выносится спорная тема, например, кто в доме главный – папа или мама, с какого возраста можно работать подростку, как предотвратить буллинг в классе.
Чем старше ученики, тем интереснее могут быть дебаты. Взрослые студенты могут обсуждать равноправие полов или политику. Основной задачей является формирование способности вежливо и быстро сформулировать ответ. Зачастую к такому уроку готовятся заранее, чтобы суметь конструктивно и аргументированно выразить несогласие. Дискуссия может быть формой оценивания коммуникативной компетентности.
Примеры использования в образовательных учреждениях
Помимо рассмотренных выше техник, есть несколько адаптированных под отечественные учреждения, приёмов, которые используются в том числе и в процессе преподавания английского языка. Давайте рассмотрим их.
Проектное обучение как замена классического образования
Многие частные школы и сады давно используют эту разновидность ведения процесса. Проектное обучение обладает такими преимуществами:
Примерами внедрения может быть групповой проект, посвященный проблемам глобального потепления, выполненный на английском языке.
Ученики самостоятельно выбирают темы, формат выступления и получают оценки сразу за несколько предметов. Интеграция разноплановых знаний и данных помогает мыслить широко и не шаблонно, а при поощрении защиты проекта на иностранном языке – человек получает гораздо больше практических навыков, чем на обычном уроке.
Дети могут использовать все источники информации и отвечать на те вопросы в ходе работы, которые им интересны. Коммуникация происходит на нескольких уровнях: на уровне проектной группы, на уровне группа-класс во время представления работы, на уровне группа-учитель во время ответов и дискуссии.
Обучение на основе задач (Task-Based Learning)
Изучение языка на основе заданий предполагает активное использование всех имеющихся знаний и получение новых в ходе выполнения определенных задач.
Задачами могут быть составление диалога, написание фрагмента текста, презентации, плаката. В американских школах заданиями очень часто выступают ответы на сложные вопросы:
Задание состоит из трёх этапов:
Обучение на основе содержания (Content-based instruction)
Используется в лицеях, колледжах и университетах для изучающих второй язык и предполагает одновременную интеграцию с «содержанием», т. е. другими академическими предметами. Content-based instruction с 1980-х годов используется в программах «Английский для особых целей» (ESP) и «Английский как второй иностранный» (EFL / ESL).
Сложность заключается в том, что педагогический состав должен состоять из специалистов в своих областях: экономика, бизнес, политология, культурология, знающих язык на уровне Proficiency. Помимо этого, неоднородность уровней языка в группах может также вызывать затруднения.
Максимально полезная техника для тех, кто планирует работать по специальности за границей благодаря глубокой проработке профессиональных тем, ситуаций и лексики.
Источниками лексики и данных являются аутентичные англоязычные материалы.
Dogme language teaching
Подход поощряет уроки без учебников и вместо этого фокусируется на разговоре. Автор Скотт Торнбери делал акцент на десяти основополагающих принципах:
Таким образом, подход Догме строится на таких правилах: устная речь – главный инструмент, фундаментальная форма языка, английский в действии. Общение, социальное взаимодействие гораздо важнее, чем анализ предложений и фраз. Доступность материалов для занятий позволит равноценно учиться всем желающим. Эмерджентность языка – базис успеха студента, т. е. речь возникает, а не берётся из других источников.
Сложный в исполнении, зависящий от всесторонней развитости ментора и трудно поддающийся оцениванию.
Главные принципы
Подытожим, главными принципами являются:
Почему это так эффективно?
Потому что люди нацелены на практику, а теоретические моменты рассматриваются по мере необходимости. Большое количество пройденных тем формируют определенные клише, ассоциации, которые помогают общаться в дальнейшем. А при подборке профессиональных тематик – студент успешно будет поддерживать даже рабочие дискуссии.
Направленность не только на беглое общение, но и на глубокое понимание речи – 90% урока посвящено устному обсуждению, приведет к тому, что в будущем для экономии времени человек начинает думать сразу на английском.
Полученные навыки можно тут же использовать, просматривая литературу или видео на YouTube. Правильно заученные конструкции способствуют также грамотному письму, а постоянное проговаривание вслух существенно улучшает произношение.
В основе лежит использование только актуальных слов и выражений, благодаря чему сразу формируется активный словарный запас.
Студенты могут тренироваться самостоятельно, практикуясь на сайтах для общения или с помощью уроков по скайпу.
Пример урока
Мы приведем занятие, построенное по коммуникативной методике:
Некоторым преподавателям бывает трудно перестроиться с классических переводного или аудиолингвального методов, но выходом могут стать специальные курсы для учителей TEFL/TESOL, на которых начинающих и опытных учителей обучают азам коммуникативного обучения. Получив заветный сертификат, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее и вскоре станете настоящим адептом этой замечательной методики.
Методы и приемы коммуникативных навыков на уроках английского языка
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект: Методы и приемы формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка Выполнила учитель английского языка Козлова Кристина Михайловна Краснодарский рай Красноармейский р-он ст. Ивановская
Главный вопрос, который волнует психологов– роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии. Многие ученые утверждают, что общение – решающий фактор общего личностного развития ребенка. Общение, или иными словами коммуникация, его особенности и механизмы являлись предметом изучения философов и социологов, психолингвистов и психологов.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемо информации. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем»
Овладение коммуникативными навыками предполагает овладение иноязычным общением в единстве его функций: информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.
При изучении иностранного языка в основной школе, в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников коммуникативных навыков в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма.
Упражнения, помогающие сплочению: создают благоприятную атмосферу для групповой (командной) работы, создают условия для чувства эмоциональной поддержки, развивают самосознание учащихся, ответственность за свою работу в группе и работу группы как единой сплоченной команды «Печатная машинка» Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Упражнение «Ведение переговоров» Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение к чужому мнению. Спроси собеседника, что он думает о проблеме. Внимательно выслушай его ответ. Подумай, что в его мнении является позитивным Предложи компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон. Пример ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору
ролевая игра “Бюро знакомств” побуждает учащихся описывать характер, увлечения и внешность человека, с которым они хотели бы познакомиться.
упражнения на сопоставления Развивают у учащихся способность различать противопоставляемые единицы. Помимо развития навыков чтения, письма, расширения словарного запаса они развивают способность анализировать. открытые диалоги; подбор рифмующихся слов, фраз или восстановление разрезанного стиха; сопоставление начала (пословицы, суеверия, рассказа) с его/ее окончанием.
Картинки и рассказы в картинках стимулируют передачу информации и вовлекают воображение учащихся. нахождение различий на картинках; описание комнаты/ квартиры по плану-схеме выполнение рисунков по инструкциям партнеров поиск сокровищ ( ориентирование в фантастическом городе ) с использованием плана- схемы и инструкций партнера.
Интерактивная игра дети самостоятельно выполняют задания в игре, на основе просмотренного мультфильма
Методика индивидуального преподавания английского языка по Скайпу
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания английского языка с учетом требований ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Английский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-482546
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка.
мир находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.
Основным методом преподавания иностранных языков является коммуникативный метод, а его основной целью является обучение говорению. Обучение говорению реализуется за счет формирования речевых, или, другими словами, коммуникативных способностей. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации.
Однако не всегда бывает все идеально, зачастую возникают проблемы. Так, например,
· учащиеся не говорят из-за стеснительности, боязни совершить ошибку,
· нечего сказать по обсуждаемой теме/проблеме. Не хватает речевых средств
· ученики не понимают речевую задачу.
Считаю, что использование игры и игровых приемов на занятиях позволит значительно эффективнее развить коммуникативные способности.
Изучение английского языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого все-таки с интересом заниматься английским.
Одним из основных стимулов к обучению является игра. Ролевые игры на уроках английского языка являются наиболее информативными и результативными методами обучения с точки зрения восприятия. В процессе игры ученик преодолевает свою скованность и тревожность.
Использование различных игр на уроке английского помогает овладеть им в занимательной форме, развить память, внимание, смекалку, поддерживать интерес к английскому языку как таковому.
Включаясь в ролевые игры на уроках английского языка, ученики представляют себя в роли кого-то другого в конкретной ситуации, ведут себя надлежащим образом согласно правилам этой игры. Конечной целью любой ролевой игры на уроках английского языка является получение новых знаний и отработка их до навыков.
Чтобы играть в ролевые игры на уроках английского языка надлежащим образом, необходимо сформировать у ученика нужные социальные умения общения и ознакомить их с диалогической речью на английском языке. В этом помогают упражнения на тренировку выражений этикетного плана, развитие навыков разговора по телефону, микродиалоги на заданную тему из нескольких реплик, создание диалогов на английском языке по образцу, чтение и воспроизведение этих диалогов наизусть, проигрывание диалога в парах.
Основная цель обучения иностранному языку в начальной школе – развитие способности школьника к иноязычному общению.
Обучение иностранному языку в начальной школе направлено
· на создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей и преодоления ими в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;
· на формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, чтении, аудировании, письме с учётом возможностей и потребностей младших школьников;
· на формирование представлений об общих чертах общения на родном и иностранном языках;
· на ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным, сказочным фольклором, миром игр и развлечений;
· на формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.
Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение школьниками языковым материалом, но и готовность и желание детей участвовать в общении. Вызвать у детей желание общаться на иностранном языке помогает использование игровых приёмов, которые позволяют формулировать речевые задачи, включающие в себя как мотив, так и цель речевой деятельности.
Младшие школьники овладевают иностранным языком осознанно, поэтому их деятельность должна быть организована так, чтобы они всегда видели смысл того, что они делают. Сюжетно-тематическое построение занятий позволяет создать ситуации коллективной речевой активности, порождающие у говорящего мотив высказывания, а у всех остальных – мотив активного восприятия этого высказывания.
Среди различных методов в современном процессе обучения иностранным языкам, следует отметить, что лидирующее положение занимает коммуникативный метод.
Термин «коммуникация» обозначает общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности.
Игры коммуникативной направленности
К играм коммуникативной направленности можно отнести игры, позволяющие отработать фразы, используемые в диалогах-расспросах, особенно на начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не знакомы с грамматическими основами или только с ними знакомятся:
Название игры: «Что ты умеешь делать?»
Цель игры: закрепление речевого образца «Я могу» («I can»)
Предложение ребенку вообразить себя медведем, лисой и т. д., используя маску. На вопрос «What can you do?» попросите ответить «I can jump» или «I can run»
Название игры: «Магазин»
Предложите детям игру в магазин. Скажите: «Let’s play shop!». Выберите «продавца» и разложите несколько игрушек в магазине для продажи.
Покупатель : knock, knock, knock! May I come in?
Продавец : Come in, please.
Покупатель : Good morning!
Продавец : Good morning!
Покупатель : Please, give me a brown box.
Продавец : Here you are.
Покупатель : Thank you. Good bye.
Продавец : Good bye.
Название игры: «Теремок»
Расставьте стульчики спинкой вперед. Постройте из них «теремок». Распределите роли маленькой зеленой лягушки, большой рыжей лисы, маленького серого зайчика, большого черного кота, маленькой белой собачки.
Название игры: «Знакомство»
Учащиеся встают вкруг, учитель в центре круга. Учитель называет свое имя и бросает мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать, как его зовут. Но знакомство происходит по-английски.
Название игры: «Что я делаю?»
Дети образуют круг. Ведущий стоит в середине и показывает движения (бег, прыжки). Дети должны по-английски назвать, что он делает. Тот, кто угадывает первым, становится ведущим.
Игра «Что на ком одето?»
Педагог называет предметы одежды, а дети, на которых одета называемая вещь, должны встать.
Игра «Заморожу»
Дети стоят в кругу, в центре которого находиться ведущий (Дед Мороз). Он называет по-английски те части тела, которые хочет заморозить (глаза, уши), а дети их прячут.
Игра «Назови букву»
На столе изображением вниз разложены карточки с буквами. Ребенок берет любую карточку и называет букву. Если он затрудняется с ответом 66еили ошибается, дети помогают ему.
Игра «Будь внимателен»
Педагог вывешивает 4-5 картинок с изображением предметов, названия которых известны детям. Затем убирает их. Дети должны назвать предметы на английском языке в том порядке, в котором они их видели.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.